Научная статья на тему 'Проблемы, перспективы и современный механизм поддержки малых и средних предприятий, действующих в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Кемеровской области'

Проблемы, перспективы и современный механизм поддержки малых и средних предприятий, действующих в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
619
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рекреационные районы Кузбасса / внутренний и въездной туризм / кластерный подход / агроэкокластер

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Балашова Марина Владимировна, Кудряшова Ирина Анатольевна, Балаганская Евгения Николаевна

В статье рассмотрены проблемы и современный механизм поддержки малых и средних предприятий, действующих в сфере внутреннего и въездного туризма в Кузбассе, предложен кластерный подход к развитию туристской индустрии на территории Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Балашова Марина Владимировна, Кудряшова Ирина Анатольевна, Балаганская Евгения Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, перспективы и современный механизм поддержки малых и средних предприятий, действующих в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Кемеровской области»

Список литературы

1. Барулин В. С. Соотношение материального и идеального в обществе. - М., 1977. - С. 35-36.

2. Некрасов Н. Н. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. - М., 1978. - 352 с.

3. Заславская Т. И. Трансформационный процесс в России // Социальная траектория реформируемой России. - Новосибирск, 1999. - С. 151.

4. Дилигенский Г. Г. Дифференциация и фрагментация // МЭ и МО. - 1999. - № 10. - С. 45.

5. Иванов В. Н., Иванов А. В., Доронин А. О. Управленческая парадигма XXI века. - М., 2002. - 243 с.

6. Туманов Г. А. Проблемы повышения эффективности решений в сфере государственного управления. - М., 2001. - С. 126.

7. Вицин С. Е. Определение и обоснование целей в социальном управлении. - М., 1996. - С. 17.

8. Зборовский Г. Е., Орлов Г. П. Социология: учебник для гуманитарных вузов. - М., 1995. -С. 48.

УДК 338.48

М. В. Балашова, И. А. Кудряшова, Е. Н. Балаганская

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ И СОВРЕМЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА

НА ТЕРРИТОРИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассмотрены проблемы и современный механизм поддержки малых и средних предприятий, действующих в сфере внутреннего и въездного туризма в Кузбассе, предложен кластерный подход к развитию туристской индустрии на территории Кемеровской области.

Ключевые слова: рекреационные районы Кузбасса, внутренний и въездной туризм, кластерный подход, агроэкокластер.

M. V. Balashova, I. A. Kudryashova, E. H. Balaganskaya

PROBLEMS, PROSPECTS AND MODERN MECHANISM OF SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES OPERATING

IN DOMESTIC AND INBOUND TOURISM IN KEMEROVO REGION

The article deals with the problem and modern mechanism of support for small and medium-sized enterprises operating in the domestic and inbound tourism in Kuzbass, proposing the cluster approach to the development of tourist industry in Kemerovo Region.

Keywords: recreational areas Kuzbass, domestic and inbound tourism, the cluster approach, agro-eco-cluster.

Туризм в мировой экономике является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей из-за быстрого роста. Для 38 % стран в мире туризм - основной источник дохода, для 83 % - один из пяти источников дохода.

По данным Всемирной туристской организации (ООН) к 2020 г. прогнозируется рост притока туристов в два раза. В России доля турбизнеса в ВВП невелика (2,5 %). В связи с этим важной задачей является продвижение России как туристского направления на внутреннем и международном рынках.

Кемеровская область традиционно относится к крупным промышленным центрам Сибири и России, занимает ведущие позиции на мировых рынках угля, продукции черной металлургии и химической промышленности, что ставит экономику Кузбасса в уязвимое положение зависимости от конъюнктуры мирового рынка и от темпов восстановления основных мировых экономик (Европы, США, Китая) после глобального экономического кризиса.

Внешние факторы, влияющие на экономику Кемеровской области, играют значительную роль и при формировании благоприятных условий развития въездного и внутреннего туризма.

Туристско-рекреационный потенциал Кемеровской области опирается на:

• Природно-ресурсный потенциал для развития лечебно-оздоровительного и спортивного туризма, экологического туризма.

Природно-климатические, ландшафтные и культурно-исторические особенности территории Кемеровской области позволяют, по принятой методике, отнести ее к региону с высоким рекреационным потенциалом.

На юге, востоке и западе расположен живописный горный рельеф с уникальными памятниками природы: скалы «Спасские дворцы», «Алгуйские тремолиты»,

«Пилы Тайжесу», «Каньон Скалистые горы», «Красный камень», «Гаврилов-ские пещеры», урочище «Орлиная Гора», археологические комплексы р. Ур, «Каменные ворота», гранитные останцы гольца Мустаг, «Поднебесные зубья», пещерные комплексы верхнего течения р. Мрассу, Усинский карстовый район с известной пещерой «Памятная», с подземной рекой и озером и другими достопримечательностями.

Конечно, сибирской Швейцарией по праву является Горная Шория, где есть уникальная возможность всего за несколько часов побывать не только в горной тайге, но и, пройдя через пояс субальпийских и альпийских лугов, оказаться на участке настоящей горной тундры, увидеть каменные реки - курумы. На всем протяжении маршрутов можно сделать потрясающие снимки прозрачных озер, величественных вершин и горных фиалок на фоне снега.

• Культурно-историческое наследие какосноваразвития культурно-познавательного туризма.

• Научно-производственный потенциал как база для развития бизнес- и конгресс-туризма.

• Туристско-рекреационная инфраструктура.

• Профессиональные кадры.

Наиболее ценные природные объекты

Кемеровской области, также являющиеся привлекательными для туристов, получили статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Наряду с охранно-воспроизводственными функциями ООПТ являются прекрасной базой для развития туризма на природе (экотуризма, наблюдения за птицами и другими представителями фауны, фотоохоты, научных экскурсий и т. д.). Наибольший интерес представляют заповедник «Кузнецкий Алатау», «Шорский государственный природный национальный парк», музей-заповедник под

открытым небом «Томская Писаница», заповедник «Кузедеевский липовый остров», а также многочисленные заказники и заповедные урочища. Общая площадь ООПТ (1 447 154 га) от всей территории Кемеровской области составляет 15 %.

В научных работах кандидата географических наук, профессора С. Д. Тивякова на территории Кемеровской области выделено 12 природно-рекреационных районов:

1. Горношорский,

2. Томьусинский,

3. Южно-Кузбасский,

4. Терсинский,

5. Центрально-Кузбасский,

6. Салаирский,

7. Притомский,

8. Топкинско-Инской,

9. Тисульский,

10. Мариинско-Тяжинский,

11. Северо-Кузбасский,

12. Нижне-Томский.

Проблемы развития внутреннего и въездного туризма в Кузбассе обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. Обострение конкуренции на рынке внутреннего и въездного туризма в России привело к тому, что в 2009 г. въездной турпоток снизился на 8,5 %. Активные рекламные кампании зарубежных стран направлены на «захват» российских туристов, например, Болгария выделила из госбюджета 1,5 млн евро, Турция -8 млн долл. США, Израиль - 2,2 млн долл. США, Греция - 12 млн евро.

Кроме жесткой конкуренции турбиз-нес в Кузбассе испытывает такие проблемы, как:

• удаленность региона и неразвитость транспортной инфраструктуры;

• нехватка объектов отдыха и развлечений, прежде всего для развития семейного отдыха и познавательного туризма для школьников;

• недостаточность средств размещения и их низкая комфортность;

• углубление разрыва в уровне ту-ристско-рекреационной освоенности между муниципальными образованиями области;

• несовершенство системы страхования в сфере туризма;

• комплекс проблем, связанных с охраной окружающей среды и благоустройством туристско-рекреационных территорий;

• недостаточность инвестиционных и финансовых ресурсов, направляемых на развитие туризма в области;

• нехватка квалифицированных кадров, способных эффективно обеспечить современный уровень сервиса.

На наш взгляд, туризм в Кузбассе готов к инновационным процессам, появлению качественно новых мероприятий, турпродуктов, способных обеспечить позитивные сдвиги и рост в отрасли. Но это возможно только благодаря совместным решениям турорганизаций, органов управления и общественности.

Можно назвать следующие современные меры поддержки малых и средних предприятий, действующих в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Кемеровской области:

- поддержка создания и развития инфраструктуры туризма в направлении предоставления информационно-консультационных, финансовых, страховых, юридических услуг, подготовки кадров;

- содействие организации новых гостиничных компаний и предприятий общественного питания на территории природно-рекреационных районов как эко-технологических хозяйств;

- предоставление грантовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным научными и образовательными учреждениями в целях

практического применения (внедрения) результатов исследований в области краеведения для разработки новых турпро-дуктов и туристических маршрутов в интересные и экологически благоприятные природные и историко-культурные ландшафты, формирования статуса экскурсионных объектов, исторических и природных достопримечательностей;

- предоставление грантов (субсидий) культурно-просветительным и зрелищным учреждениям на организацию привлекательных для туристов театрализованных представлений, фольклорных фестивалей;

- формирование экологического мировоззрения населения рекреационных территорий путем проведения семинаров с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП), осуществляющими деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма;

- предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат, которые связаны с созданием телевизионной и кинематографической продукции, направленной на формирование имиджа Кузбасса как рекреационного региона внутри России и за рубежом.

Основные направления развития туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области:

• реконструкция действующих и создание новых современных гостиничных комплексов;

• повышение привлекательности традиционных турпродуктов за счет внедрения инноваций (в том числе услуг индустрии развлечений с привлечением кадров культуры);

• создание новых конкурентоспособных турпродуктов, использующих уникальный природно-культурный потенциал области, для обеспечения всесезонного притока туристов;

• строительство коммунальных, очистных сооружений, благоустройство пляжей, природоохранные мероприятия для развития экологического туризма и др.

Экологический туризм должен быть обращенным к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов; не наносящим ущерба природной среде нашего обитания или допускающим минимальный ущерб, который не подрывает экологическую устойчивость среды; нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой; заботящимся о сохранении местной социокультурной среды; экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.

Тур или маршрут считается экологичным, если экологичен транспорт, которым пользуются туристы; пища туристов экологически чиста и полезна, при этом в рационе туристов присутствуют местные продукты; маршруты туристов и квалифицированные гиды ведут их в интересные и экологически благоприятные природные и культурные ландшафты; в программу тура включаются посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологических хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами; мусор не выбрасывается на общую свалку, но собирается специальным образом и поступает затем на экотехнологическую переработку; привалы, бивуаки и особенно костры устраиваются только в специально оборудованных местах; грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, любые природные сувениры собираются только тогда и там, где это разрешено; отели, кемпинги или приюты и хижины, в которых останавливаются туристы, расположены так,

что не нарушают нормальное, экологически устойчивое развитие окрестного ландшафта и не обезображивают его облик; эти отели и кемпинги построены из экологически безвредных материалов, их обитатели не расходуют чрезмерно энергию и воду, при этом стоки и выбросы очищаются, иные отходы утилизируются; местные жители вовлекаются в туристский бизнес и получают возможность развивать свои традиционные формы хозяйства; туристы с уважением относятся к местным культурным традициям, стремятся изучить и понять их; туристы доступными им способами участвуют в решении местных экологических проблем; доходы от тура не изымаются целиком из местного бюджета, но способствуют его наполнению.

Экологическое мировоззрение населения рекреационных территорий формируется путем их вовлечения в процесс обслуживания туристских маршрутов, когда местные жители выступают в качестве проводников и инструкторов, аниматоров, участников фольклорных ансамблей, уборщиков территории и т. д. Только тогда, когда местные жители убеждаются в рекреационной привлекательности своего природного ландшафта, осознают, что он имеет эколого-эстетическую ценность и может приносить материальную выгоду, они приходят к мысли о его охране. Понимание того, что экономически хищническое использование природных ресурсов может вывести их территорию из сферы рекреационного пользования, является стимулом и побудительной причиной для ее охраны и рационального использования.

Экологический туризм - наиболее перспективный вид современного туризма. Выделяют:

1) научный туризм (исследование природы, зарубежные научно-исследовательские экспедиции, полевые практики студентов и др.);

2) туры истории природы (совокупность учебных, научно-популярных и тематических экскурсий на территории заповедников, походы школьников);

3) приключенческий туризм (adventure tourism) (путешествия (outdoor), альпинизм, скалолазание, ледолазание, спелеотуризм, горный и пешеходный туризм, водный, лыжный и горнолыжный туризм, конный туризм, маунтбайк, дайвинг, пара-планеризм и т. д.).

Основные формы приключенческих туров из зарубежного опыта:

• «Discovery and Adventure Holiday» -путешествия в отдаленные места региона с активными перемещениями;

• «European Destinations» - краткосрочные недорогие туры в особо охраняемые природные территории с передвижениями на велосипедах или пешком;

• «Walking and Trekking» - поход без переноски багажа (вещи туриста несет специальный носильщик или их перевозят транспортом) по специальным экологическим тропам;

• «Multi Activity Holidays» - путешествие, предполагающее значительные физические нагрузки, продолжительностью около одной недели, включающее рафтинг, каньонинг, спелеологию, скалолазание, рыбную ловлю, джипинг;

• «Overland» - путешествие на специально переоборудованных для жилья грузовых автомобилях повышенной проходимости;

• путешествия в природные резерваты, особо охраняемые природные территории с элементами шоу-программ с сопровождением цветовой подсветки, музыки, театрализованных представлений со сценами из местной жизни.

И, наконец, как предложение - создание кластера агроэкотуризма в целях продвижения турбизнеса Кузбасса на российском и международном рынках.

Продвижение продукции и услуг регионального рынка на общенациональный и международный рынок

Расширение доступа к информации о потребностях рынках сельского туризма

Увеличение потенциального рынка туристических и консалтинговых услуг

Консолидирование, лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти

Обеспечение занятости сельского населения в условиях реформирования аграрного комплекса региона

Снижение затрат и повышение качества туристических услуг за счет эффекта синергии

Повышение конкурентоспособности участников кластера за счет внедрения новых технологий

Майкл Портер дает следующее определение: «Кластеры - это сосредоточение в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах отдельной отрасли».

Кластеры охватывают поставщиков специального оборудования, новых технологий, услуг, инфраструктуры, сырья, дополнительных продуктов и т. д. На Западе, помимо этого, они также включают в себя правительственные учреждения, университеты, центры стандартизации, разнообразные ассоциации, обеспечивающие специализированное обучение, образование, информацию, исследования и техническую поддержку. Кластер способствует укреплению региональной экономики, когда «агротуризм» рассматривается как «точка роста» местной экономики. Чтобы кластер принес максимальные экономические, социальные и политические выгоды, необходимо на деле скоординировать действия властей и институций по поддержке предпринимательских структур.

Создание агроэкокластера будет способствовать достижению следующих практических целей:

- создание нового рынка туристских услуг в сельской местности и условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, обеспечение ежегодного роста турпотока в области;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание инфраструктуры туризма за счет развития мелкого и среднего предпринимательства в сфере сельского туризма, новых рабочих мест в сельской местности и вовлечения граждан в разработку новых туристских услуг;

- включение в организацию системы развития сельского туризма области основных субъектов туристской деятельности;

- создание информационной базы данных инвестиционных проектов в сфере сельского туризма;

- развитие и продвижение таких видов сельского туризма, как природный туризм, фермерский туризм, экологический и экстрим-туризм, паломнический туризм и пр.

Базовые модели развития агроэко-туризма Кузбасса:

• развитие малого, семейного и индивидуального агротуристического бизнеса;

• воссоздание социокультурной среды исторического поселения: «исторической, национальной деревни», колоний-поселений, купеческого быта (опыт г. Мариинск) и пр.;

• создание крупных и средних специализированных туробъектов: познавательный туризм, экотуризм, историко-краеведческий туризм, спортивный туризм (опыт туристического комплекса в Горной Шории и комплекса «Танай»);

• создание государственных и частных агропарков как крупных многофункциональных туристических, выставочных,

культурно-пропагандистских, научно-исследовательских комплексов.

Мероприятия по развитию кластера агротуризма:

• создание информационных, консультационных центров по организации агротуристических хозяйств;

• создание региональных баз данных, предназначенных для клиентов и турагентств;

• формирование региональных ассоциаций, объединений субъектов агроту-ризма;

• применение информационных технологий: аккумуляция информации на интерактивных порталах и создание электронного рынка турпродуктов.

УДК 370.8

Н. С. Павлюк, Н. М. Трусова

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА

В статье рассматриваются вопросы особенностей подготовки специалистов для сферы социокультурного сервиса. Предложена модель социального партнерства образовательного учреждения и предприятий. Освещается накопленный опыт практической подготовки специалистов сервисной службы в Кемеровском государственном университете культуры и искусств.

Ключевые слова: социокультурный сервис, индустрия туризма, образовательные технологии, модель социального партнерства.

N. S. Pavliuk, N. М. Trusova

SOME WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING FOR SOCIAL

AND CULTURAL SERVICES

This article addresses the characteristics of training specialists for the sphere of social and cultural services. A model of social partnership of educational institutions and enterprises is offered. It highlights the experience of practical training service in the Kemerovo State University of Culture and Arts.

Keywods: social and cultural services, tourism, educational technology, model of social partnership.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.