Научная статья на тему 'Стратегия развития туризма в Кемеровской области'

Стратегия развития туризма в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1577
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кемеровская область / туризм / природно-рекреационный район / туристический рынок / Kemerovo / tourism / natural-recreational region / touristic market

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ю. В. Клюев

Проанализированы возможность и перспективы развития туристической отрасли в Кемеровской области, определены социальные, экономические, культурные и природные факторы, представляющие особый интерес для развития туристического бизнеса в регионе. Систематизированы и описаны механизмы и базовые модели, внедрение которых будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма области. Доказано что благодаря своим культурным и природным особенностям районы области имеют огромный потенциал для развития многих видов туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy for the Development of Tourism in Kemerovo region

The possibilities and perspectives of the development of a touristic branch in Kemerovo region are analysed. The social, economic, cultural and natural factors, which represent the peculiar interest for the development of the touristic business in the region, are defined. The mechanisms and the basic models, which implementation would promote to the development of the internal and travelling tourism of the region are systematized and described. It is proved that owing to their cultural and natural peculiarities, the districts of the regions have a huge potential for the development of many types of tourism.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития туризма в Кемеровской области»

5. Кунцевич В. О. Поняття фшансового потенщалу розвитку пщприемства та його оцшки / В.О. Кунцевич // Актуальш проблеми економши : наук. економ. журнал. - 2004. - № 7(37). - С. 123-130.

6. Краснокутська Н.С. Потенщал тдприемства: формування та оцшка / Н.С. Краснокут-ська. - К. : Вид-во Центр навч. лгг-ри, 2005. - 352 с.

7. 1щук С. Концептуальш засади формування та розвитку виробничого потенщалу промис-лових тдприемств / С. 1щук // Регюнальна економжа : наук.-практ. журнал. - 2005. - № 3. - С. 48-56.

8. Краснокутська Н.С. Потенщал торговельного шдприемства: теорш та методология досль дження : монография / Н.С. Краснокутська. - Харькв : Вид-во Харк. ДУ харчування та торгжт, 2010. - 247 с.

9. Толпежнжов Р. Управлшня потенщалом промислового падприемства: формування орга-шзацшно-економ1чного мехашзму / Р. Толпежнжов // Схщ. - 2012. - № 6 (120). - С. 81-85.

Высоцкий А.Л. Сущность и особенности сбытового потенциала как составной части совокупного экономического потенциала предприятия

Предложена группировка видов экономического потенциала предприятия по степени обобщенности, которая предусматривает рассмотрение определенной иерархии этих видов и их разделение на: базовые, вторичные и обобщающие. Доказано, что сбытовой потенциал предприятий относится к обобщающим его видам. Проанализирован состав ресурсного обеспечения сбытовой деятельности предприятия и выделены основные виды компетенций предприятия в сфере управления этой деятельностью. Рассмотрены наиболее важные характеристики сбытового потенциала предприятий и установлена его связь с другими составляющими совокупного экономического потенциала субъектов хозяйствования. Представлено определение поточного сбытового потенциала предприятия.

Ключевые слова: предприятие, сбытовой потенциал, сбытовая деятельность, ресурсное обеспечение, компетенция, группировка.

Vysotsky A.L. The Essence and Features of Sales Potential as the Component Part of the Combined Economic Potential of the Enterprise

Grouping of types of the enterprise economic potential according to the degree of generalization that envisages the consideration of the certain hierarchy of these kinds and their dividing into base, secondary and generalized types of economic potential of the enterprise is offered. The sales potential of enterprises is proved to refer to its generalized kinds (types). The composition of the resource providing of enterprise sales activity is analysed; and the basic types of competences of the enterprise are distinguished in the field of management of this activity. The most important characteristics (major descriptions) of sales potential of the enterprises are considered; and also its connection with other constituents of the combined economic potential of subjects of management (sales activity) is set. The determination of the concept of current sales potential is given

Key words: enterprise, sales potential, sales activity, resource providing, competence, grouping.

УДК 069.01 Доц. Ю.В. Клюев, канд. культурологии - Кемеровский

государственный университет культуры и искусств, г. Кемерово, РФ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проанализированы возможность и перспективы развития туристической отрасли в Кемеровской области, определены социальные, экономические, культурные и природные факторы, представляющие особый интерес для развития туристического бизнеса в регионе. Систематизированы и описаны механизмы и базовые модели, внедрение которых будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма области. До-

казано что благодаря своим культурным и природным особенностям районы области имеют огромный потенциал для развития многих видов туризма.

Ключевые слова: Кемеровская область, туризм, природно-рекреационный район, туристический рынок.

Постановка проблемы и ее связь с важными научными и практическими задачами. Кемеровская область традиционно относится к крупным промышленным центрам Сибири и России, занимает ведущие позиции на мировых рынках угля, продукции черной металлургии и химической промышленности, что ставит экономику Кузбасса в уязвимое положение зависимости от конъюнктуры мирового рынка и от темпов восстановления основных мировых экономик (Европы, США, Китая) после глобального экономического кризиса. Туризм становится важнейшим направлением диверсификации сложившейся структуры региональной экономики. Сегодня на территории Кузбасса функционируют 289 туристских фирм [2].

Наиболее ценные природные объекты региона, являющиеся также привлекательными для туристов, получили статус особо охраняемых природных территорий. Общая площадь таких территорий составляет 15 % от всей территории Кемеровской области или 1447154 га.

С точки зрения значимости для туристского бизнеса особо привлекательными являются 12 природно-рекреационных районов: Горношорский, То-мусинский, Южно-Кузбасский, Терсинский, Центрально-Кузбасский, Салаир-ский, Притомский район, Топкинско-Инской, Тисульский, Мариинско-Тяжин-ский, Северо-Кузбасский, Нижне-Томский.

Туризм в мировой экономике является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей из-за быстрого роста. Для 38 % стран в мире туризм - основной источник дохода, для 83 % - одна из пяти доминирующих национальных отраслей - источников дохода. На начало 2013 г. доля доходов от туристской деятельности в Кемеровской области составила всего лишь 2 % от ВРП [5]. Как видим, сегодня очень актуальна проблема развития туризма в области, тем более, что имеется огромный потенциал региона в этой сфере.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы. В научной литературе по туризму исследованы в основном общие вопросы развития отрасли. Что же касается конкретного региона -Кемеровской области, то особое внимание стоит обратить на работу Н. Н. Егоровой [3], в которой рассматривается значение и роль рекреационного районирования в туристском освоении территорий, а также проанализирован рекреационный потенциал Кемеровской области. Особого внимания заслуживают работы Д.Г. Сыраева [8, 9], в которых автор рассматривает возможности использования рекреационно-туристского потенциала - памятников и музеев открытого типа Кемеровской области.

Анализируя рекреационный и культурологический потенциал области, указанные авторы, впрочем, не рассматривают стратегию развития туризма области в комплексном масштабе, с учетом ее социальной, экономический и культурной инфраструктуры. Также пока что нет достаточного анализа туристского потенциала отдельных районов Кузбасса, их социально-географических особенностей и перспектив.

Формирование целей работы. В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является предоставление стратегии развития разных видов туризма в Кемеровской области, основанной на характеристике туристского потенциала отдельных районов региона в плане их социально-географических особенностей.

Изложение основного материала исследования. Для увеличения доли доходов от туризма до 6-8 % ВРП были приняты Концепция развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области на период до 2025 г. [5] и Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 г. [7], также Губернатором Кемеровской области А. Тулеевым 2014 г. был объявлен годом культуры и туризма в Кузбассе.

Согласно Положениям стратегия развития туризма Кемеровской области связана с формированием экологического мировоззрения населения, развитием экотуризма, новых форм туристических маршрутов, широко используемых за рубежом (фермерский туризм, экологический и экстрим-туризм, паломнический туризм, Discovery and Adventure Holiday - путешествия в отдаленные места региона с активными перемещениями; Еигореап Destinations - краткосрочные недорогие туры в особо охраняемые природные территории с передвижениями на велосипедах или пешком; Walking and Trekking - поход без переноски багажа (вещи туриста несет специальный носильщик или их перевозят транспортом) по специальным экологическим тропам; Multi Activity Holidays - путешествие, предполагающее значительные физические нагрузки продолжительностью около одной недели, включающее рафтинг, каньонинг, спелеологию, скалолазание, рыбную ловлю, джипинг; Оverland - путешествие на специально переоборудованных для жилья грузовых автомобилях повышенной проходимости; путешествия в природные резерваты, особо охраняемые природные территории с элементами шоу-программ с сопровождением цветовой подсветки, музыки, театрализованных представлений со сценами из местной жизни и др.).

В целях продвижения турбизнеса Кузбасса на российском и международном рынках весьма перспективной формой станет создание агроэкокласте-ра - "кластера агроэкотуризма" в Таштагольском районе и в г. Таштаголе, рассматриваемый как "точка роста" региональной экономики.

Создание агроэкокластера будет способствовать достижению следующих практических целей:

• создание нового рынка туристских услуг в сельской местности и условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, обеспечение ежегодного роста турпотока в Кемеровскую область;

• создание инфраструктуры туризма за счет развития мелкого и среднего предпринимательства в сфере сельского туризма, создания новых рабочих мест в сельской местности и вовлечения граждан в создание новых туристских услуг;

• включение в организацию системы развития сельского туризма Кемеровской области основных субъектов туристской деятельности;

• создание информационной базы данных инвестиционных проектов в сфере сельского туризма;

• развитие и продвижение таких видов сельского туризма как природный туризм, фермерский туризм, экологический и экстрим-туризм, паломнический туризм и пр.

Базовые модели развития агроэкотуризма Кузбасса:

• развитие малого, семейного и индивидуального агротуристического бизнеса;

• воссоздание социокультурной среды исторического поселения: исторической, национальной деревни, колоний-поселений, купеческого быта (опыт год Мари-инска), пр.;

• создание крупных и средних специализированных туробъектов: познавательный туризм, экотуризм, историко-краеведческий туризм, спортивный туризм (опыт туристического комплекса в Горной Шории и комплекса "Танай");

• создание государственных и частных агропарков как крупных многофункциональных туристических, выставочных, культурно-пропагандистских, научно-исследовательских комплексов.

На поддержку и развитие внутреннего и въездного туризма направлены следующие мероприятия:

• развитие инфраструктуры туризма в направлении предоставления информационно-консультационных, финансовых, страховых, юридических услуг, подготовки кадров туристического профиля;

• создание эффективной системы управления туристско-рекреационными центрами;

• содействие в организации новых гостиничных компаний и предприятий общественного питания на территории природно-рекреационных районов как эко-технологических хозяйств;

• предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), созданным научными и образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов исследований в области краеведения для разработки новых турпродуктов и туристических маршрутов в интересные и экологически благоприятные природные и историко-культурные ландшафты, формирования статуса экскурсионных объектов, исторических и природных достопримечательностей;

• содействие организации привлекательных для туристов театрализованных представлений, фольклорных фестивалей;

• формирование экологического мировоззрения населения рекреационных территорий с проведением семинаров с участием организаций, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма;

• предоставление субсидий субъектам МСП в целях возмещения части затрат, связанных с созданием телевизионной и кинематографической продукции, направленной на формирование имиджа Кузбасса как рекреационного региона внутри России и за рубежом;

• поддержка МСП, реализующих свою деятельность в области нетрадиционного транспорта для перевозки пассажиров и грузов, таких как дирижабли, суда на воздушной подушке (актуально в период паводков), монорельсовый, конвейерный транспорт, в целях расширения возможностей пассажиро- и грузоперевозок и в сфере туризма;

• расширение условий для развития кластерных форм агротуризма на территории Кемеровской области;

• создание информационных, консультационных центров по организации агроту-ристических хозяйств;

• создание региональных баз данных, предназначенных для клиентов и турагентств;

• формирование региональных ассоциаций, объединений субъектов агротуризма;

• разработка и заключение соглашений о сотрудничестве в туристско-рекреаци-онной сфере с российскими и зарубежными городами и регионами;

• участие в международных проектах по туристско-рекреационной проблематике (программа ТАС1Б и др.);

• применение информационных технологий: аккумуляция информации на интерактивных порталах и создание электронного рынка турпродуктов.

Так, в рамках Положений в течение 2012 г. на территории Таштаголь-ского района в п. Усть-Кабырза создавался музей-заповедник "Трёхречье". Слияние трёх рек Мрассу, Пызасс, Кабырза легли в основу бренда "Трёхречье" [6]. В 2014 г. для улучшения туристской привлекательности региона разработан историко-культурный туристский маршрут "Золотое кольцо Кузбасса", в который вошли победители конкурса " Семь чудес Кузбасса", музеи-заповедники, памятные места, памятники архитектуры, монументального искусства, храмы и монастыри, краеведческие и исторические музеи, памятники природы [7].

Для привлечения инвестиций на развитие туризма и рекреации в 2010 г. в Таштагольском районе появилась зона экономического благоприятствования. В рамках стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 г. [4] рассматривается возможность участия в конкурсе на создание зон экономического благоприятствования как минимум еще трех администраций муниципальных образований (Мариинский муниципальный район, Промышленновский муниципальный район, г. Междуреченск).

Анализ состояния туристско-рекреационного потенциала Кемеровской области сводится к решению общих наиболее важных проблем, направленных на обеспечение существенного и устойчивого притока туристов - это строительство и реконструкция средств размещения, предприятий общественного питания, предприятий досуга и развлечений, спортивных сооружений; финансирование развития общехозяйственной инфраструктуры коммунальных услуг (дороги, аэропорты, связь, музеи, театры и др.); осуществление строительства очистных сооружений, благоустройство пляжей, разработка природоохранных мероприятий.

В настоящее время развитие туризма в Кемеровской области неразрывно связано с ее экономическим подъемом, созданием новых рабочих мест, проведением специальной образовательной работы. Значительный промышленный потенциал, представленный гигантами угольной, металлургической, химической, машиностроительной промышленности и рядом других предприятий являются факторами, способствующими привлечению в регион бизнес- и конгресс-туристов. Два действующих международных аэропорта расположенных в г. Кемерово и г. Новокузнецке также способствуют развитию Кузбасса как туристской дестинации.

В последнее время поток туристов в Кузбасс постоянно увеличивается. Ежегодно на территории области отдыхают сотни тысяч человек - не только наших ближайших соседей, но и зарубежных гостей. В 2012 г. на территории Кузбасса отдохнули около 350 тыс. человек, что на 50 тыс. больше по сравнению с 2010 г.

Кузбасс посетило 8,4 тыс. иностранных туристов, в число которых входили как граждане, желающие посмотреть достопримечательности области, так и бизнес-туристы. По данным Кемеровостата, в 2012 г. в Кемеровской области действовало 147 коллективных средств размещения. Общее число номеров сос-

тавило 5509, в том числе высшей категории - 865 единиц (15,7 %). В коллективных средствах размещения (без учета микропредприятий) занято 5,9 тыс. человек, из которых 0,6 тыс. - администраторы и менеджеры; 0,6 - тыс. портье и горничные; 1,1 тыс. - врачи и средний медицинский персонал; 1 тыс. - работники общественного питания. За 2012 г. доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг составили 2592 млн руб., из них 683 млн - от продажи номеров.

Налоговые поступления в бюджет области за 2012 г. от субъектов предпринимательства в сфере гостиничного и санаторно-курортного бизнеса составили 142 млн руб., от предоставления услуг воздушного транспорта - 8,6 млн руб., от организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 507,6 млн руб., что практически равно показателям 2011 г. [1].

Выводы и перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Анализ состояния и специфики туристического рынка Кемеровской области показывает, что с каждым годом ситуация в туристском бизнесе региона меняется к лучшему, повышается качество сервиса, расширяется спектр предоставляемых услуг, строятся современные туристские объекты. Однако туризм Кемеровской области, обладая значительным потенциалом, для его раскрытия и использования в полной мере требует значительных финансовых затрат с привлечением инвестиций.

Реализация инвестиционных проектов позволит создать туристическо-спортивные комплексы, соответствующие международным стандартам, и предоставить жителям и гостям региона качественные услуги и полноценный отдых; проводить спортивные соревнования международного уровня; привлечь в Кузбасс новых туристов; создать более 10 тыс. новых рабочих мест и, таким образом, увеличить налоговые поступления в бюджет.

В дальнейшем особое внимание исследователям и специалистам стоит обратить на особенности отдельных районов Кемеровской области, обладающих огромным и социальным, и природным, и культурным потенциалом для развития туризма.

Литература

1. Деятельность коллективных средств размещения в 2012 году / Кемеровостат. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/re-sources/29f179804c4910038a71 ae052efb 10e3/Деятельность+коллективных+средств+размеще-ния+в+2012г.Мт.

2. Деятельность туристских фирм Кемеровской области в 2012 году / ТО Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской обл. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/resour-

ces/215e6f804c48c6Ыbb82bfa94df4cce0/Деятельность+туристских+фирм+области+в+2012 r.htm

3. Егорова Н.Н. Роль рекреационнного районирования территории в развитии социально-ориентированного туризма / Н.Н. Егорова // Вестник КемГУ. История. - 2013. - № 2 (54). - Т. 3. - С. 216-220.

4. Историко-культурный туристический проект "Золотое Кузбасса" дополнят новые маршруты / Информационный портал "Кемеровская область". [Электронный ресурс]. - Доступный с http://kemoblast.ru/news/2014/02/11/istoriko-kulturnyj-turisticheskij-proekt-zolotoe-koltso.html

5. Концепция развития внешнеэкономической и межрегиональной деятельности Кемеровской области на период до 2025 года : Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области № 242-р от 28.03.2012 г. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://www.ved.kuztpp.ru/ downloads/koncepcia_2025 .doc

6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации / официальный сайт Федерального агентства по туризму (Росту-ризм). [Электронный ресурс]. - Доступный с http://www.russiatourism.ru/section_449/

7. Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 года : Распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области № 194-р от 1.03.2013 г. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://www.tourplus.info/gesh/strategija_turizma_razvitija_kemerovskoj_oblasti.doc.

8. Сыраев Д.Г. Предпосылки для развития культурного туризма на территории Кемеровской области / Д.Г. Сыраев // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 3. -С. 88-89.

9. Сыраев Д.Г. Рекреационные ресурсы / Д.Г. Сыраев // В кн.: География Кемеровской области. Природа. - Кемерово: Кузбасс; Скиф, 2006. - 384 с.

Клюев Ю.В. Стратепя розвитку туризму в Кемеровськш област1

Проаналiзовано можлишсть i перспективи розвитку туристично! галузi в Кемеровськш области визначено сощальш, економiчнi, культурш та природш чинники, що представляють особливий штерес для розвитку туристичного бiзнесу в регюш. Систе-матизовано та описано мехашзми й базовi модели впровадження яких сприятиме розвитку внутршнього i в'!зного туризму области Доведено, що завдяки сво!м культурник i природним особливостям райони областi мають величезний потенщал для розвитку туристично! галуз^

Ключовi слова: Кемеровська область, туризм, природно-рекреацшний район, ту-ристичний ринок.

Klyuyev Yu. V. The strategy for the Development of Tourism in Kemerovo

region

The possibilities and perspectives of the development of a touristic branch in Kemerovo region are analysed. The social, economic, cultural and natural factors, which represent the peculiar interest for the development of the touristic business in the region, are defined. The mechanisms and the basic models, which implementation would promote to the development of the internal and travelling tourism of the region are systematized and described. It is proved that owing to their cultural and natural peculiarities, the districts of the regions have a huge potential for the development of many types of tourism.

Key words: Kemerovo, tourism, natural-recreational region, touristic market.

УДК 330.[115+341.1] Acnip. A.B. Колодшчук - 1нститутрегюнальних

дослiджень НАН Украти, м. Львiв

МЕТОДОЛОГ1ЧН1 ЗАСАДИ ТА РЕПОНАЛЬНА СПЕЦИФ1КА МЕХАН1ЗМУ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ШНОВАЦ1ЙНОГО РОЗВИТКУ ПРОМИСЛОВОСТ1 В УМОВАХ ПОДОЛАННЯ НЕДОСКОНАЛО1

КОНКУРЕНЦН

Визначено перелш метсдав, прижав, заходiв державного регулювання, спрямо-ваних на aKirai3a^K> шновацшного розвитку промисловост й на пом'якшення умов не-досконало! конкуренци. Наведено структуру мехашзму активiзацil шновацшного розвитку промисловост Украши в умовах недосконало! конкуренци. Охарактеризовано регiональну специфику механiзму забезпечення iнновацiйного розвитку промисловостi в умовах необхщност подолання недосконало! конкуренци. Запропоновано заходи, спрямованi на розбудову регюнально! складово! механiзму забезпечення промислового шновацшного розвитку.

Ключовi слова: шноваци, шновацшна iнфраструктура, методологiчна модель, промисловiсть, шновацшне пiдприeмництво, регiон, антимонопольне регулювання, не-досконала конкуренцiя, державне управлiння.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.