УДК 338.48
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ И КУЗБАССЕ: ОСОЗНАВАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Е. И. Скрипак, А. А. Сурцева
TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA AND KUZBASS: AWARE OF THE PROBLEMS
E. I. Skripak, A. A. Surtseva
В статье рассматриваются основные черты развития туристической отрасли в России и в Кузбассе в условиях осознанной руководством страны необходимости диверсификации экономики и признания туризма перспективной отраслью. Авторы статьи приходят к выводу, что сегодня туризм в Кузбассе, как и в России в целом, развивается достаточно динамично, но не беспроблемно. Российская экономика пока ориентирована в основном на экспорт ресурсов, такая же проблема стоит перед Кузбассом. Руководство страны четко осознает необходимость диверсификации экономики посредством формирования и развития новых отраслей, которые будут вносить в ВВП страны ощутимый вклад, одной из таких отраслей является туризм. Однако они же отмечают, что для руководства страны развитие туризма по-настоящему не является приоритетной задачей. Принятая к реализации концепция кластерного развития туризма дает свои результаты, но пока они не столь значительны, как могли бы быть. Несмотря на разработку и реализацию федеральных и региональных программ, туризм сегодня развивается скорее по инерции под влиянием множества внешних и внутренних факторов. Условия кризиса 2014 г. открыл перспективы для развития внутреннего и въездного туризма, но до сих пор этот процесс ограничивается старыми проблемами: неразвитость инфраструктуры и достаточно неконкурентоспособные цены на туристические услуги. Тем не менее, становление устойчивой туристической отрасли, приносящий в доход страны ощутимый вклад - процесс трудный и долгий в российских условиях, но актуальный и необратимый.
The paper discusses the main features of the development of the tourism industry in Russia and Kuzbass under the state authorities' realizing the need to diversify the economy and recognizing the tourism industry perspective. The authors come to the conclusion that today tourism in Kuzbass, as in Russia in general, is developing very rapidly, but not problemfree. The Russian economy has focused mainly on the export of resources, Kuzbass facing the same problem. The country's government is keenly aware of the need to diversify the economy through the formation and development of new industries, which will make a significant contribution to the country's GDP, one of these sectors is tourism. However, they also state that guiding Russia's tourism development is really not a priority. The adopted conception of cluster development of tourism is bringing results, but they are not as significant as they could be. Despite the development and implementation of Federal and regional programmes, tourism is developing more by inertia under the influence of many external and internal factors. The conditions of the 2014 crisis have set prospects for the development of domestic and inbound tourism, but still this process is limited to old problems: lack of infrastructure and fairly uncompetitive prices of tourist services. However, the development of sustainable tourism industry that brings a significant contribution to the country's revenue is a difficult and long process in the Russian context, but relevant and irreversible.
Ключевые слова: туризм, Кузбасс, туристско-рекреационный кластер.
Keywords: tourism, Kuzbass, tourism and recreation cluster.
В современной России в последние годы стали уделять большое внимание развитию туризму как перспективному сектору экономики, который может позволить многим регионам страны приблизиться к диверсификации экономики. Россия имеет колоссальный по величине потенциал для развития внутреннего и въездного туризма, который в случае полноценной реализации может гарантировать поступление в доходную часть бюджета объема средств не меньше, чем от экспорта нефти. Это тем более актуально, учитывая развивающийся характер российской экономики.
Всемирная туристская организация при ООН утверждает, что туризм может стать самым быстрорастущим сектором мировой экономики, а доход от туризма равен или близок доходу от экспорта нефти, производства продуктов питания или автомобилестроения. Туристическая отрасль сегодня является одним из ключевых участников международной коммерции и основным источником дохода для множества развивающихся государств. В индустриальных странах рост в туристической отрасли стимулирует развитие многих смежных отраслей - от строительства и сельского хозяйства до телекоммуникаций. Сего-
дня сектор туризма занимает 9 % мирового ВВП, каждый одиннадцатый занятый в мире - занят в туризме, 6 % всего мирового экспорта приходится на туризм и на него же приходится до 30 % всех услуг в мире [21].
2 августа 2011 г. Правительство РФ принимает Постановление № 644 о федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 гг.)». Программа принимается в период активной подготовки города Сочи и прилегающих к нему территориях объектов для проведения XXII зимних Олимпийских игр. Это крупнейший проект создания многопрофильного ту-ристско-рекреационного кластера на территории России. Идея создания данного кластера заключалась в том, что он становится точкой роста для экономики региона и обладает значительным мультипликационным характером, стимулирующим развитие множества смежных со спортивной и туристической отраслей. Идея развития туристско-рекреационных кластеров в российских регионах была положена в основу Программы. Подход к развитию отрасли через создание кластеров является ключевой отличительной чертой
| ЭКОНОМИКА
Программы. Кроме того, в ней содержится идея об эффективности реализации проектов посредством государственно-частного партнерства: государство решает глобальные задачи (строительство дорог, газопроводов, реконструкция линий электропередач), а частные инвесторы возводят гостиницы, рестораны и прочую инфраструктуру. По замыслу архитекторов этого проекта к 2018 г. туризм станет значимой для национального валового продукта отраслью, а страну будут посещать до 68 млн иностранных туристов [6].
С 2000 по 2013 годы прирост численности постояльцев гостиниц составляет порядка 67 % [10].
Согласно докладу Всемирного экономического форума в 2007 г. Российская Федерация занимала 68 строчку рейтинга конкурентоспособности туристической сферы среди 124 государств мира [19, р. 18]. Несмотря на экономический кризис 2008 г. России удалось улучшить свой международный рейтинг. В 2009 г. Россия переместилась на 59 строчку среди 133 стран, оказавшись между Польшей и Ямайкой [19, р. 15]. В рейтинге 2011 г. Россия также удерживала 59 позицию, но уже среди 139 государств [19, р. 17]. Однако по итогам 2013 г. страна заняла 63 строчку из 140 участников рейтинга, опустившись на 4 позиции вниз, оказалась между Саудовской Аравией и ЮАР. Сильными сторонами России назывались богатые природные и культурные ресурсы, авиатранспортная инфраструктура и телекоммуникационная инфраструктура. Негативными факторами для развития туризма являются неразвитость бизнес-среды и низкая ценовая конкурентоспособность [2]. То есть, можно сказать, что без комплексного подхода со стороны, прежде всего власти туристическая сфера развивалась по инерции в основном за счет традиционных движителей - уникальные природные и культурные условия.
31 мая 2014 г. вступило в силу Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года». Правительство, осознавая необходимость диверсификации экономики, обратило пристальное внимание на развитие туристической сферы как одного из ключевых драйверов этого процесса. Реализация ФЦП дала свои плоды и выявила мощный потенциал для развития туризма в стране. Несмотря на кризис 2014 г., связанный с внешнеполитическими факторами и повлекший за собой колебание курса валют, для России открылись благоприятные условия для развития внутреннего и въездного туризма. Стратегия развития туризма основывается на положениях и является частью «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», где сказано, что туризм рас-
Несмотря на то, что полноценное развитие туризма не являлось для российского руководства приоритетным направлением до принятия ФЦП, эта отрасль, испытывая известные проблемы в рамках структуры слабо диверсифицированной и завязанной в основном на экспорте ресурсов экономики, демонстрировала достаточно устойчивый рост. Об этом свидетельствуют данные Росстата о численности лиц, размещённых в гостиницах и аналогичных средствах размещения:
сматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны. В Стратегии упоминается об успехах развития ряда крупных тури-стско-рекреационных кластеров на территории и страны и продолжена идея кластерного развития отрасли, заложенная в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма». В документе также сказано, что Стратегия «закладывает основу для понимания перспективных задач, стоящих перед отраслью, и является инструментом формирования планов работы органов исполнительной власти и участников туристического бизнеса всех уровней» [8].
О положительных изменениях в сфере туризма за последние годы говорит и рейтинг конкурентоспособности туристической в секторе туризма и путешествий: согласно докладу 2015 г. Российская Федерация заняла 45 место из 141 позиции, поднявшись на 18 пунктов. Сильными сторонами России были названы ее природное и культурное наследие (4-я и 10-я позиции в рейтинге соответственно), относительно конкурентоспособная инфраструктура для авиаперевозок (22-е место) и достаточная конкурентоспособность по цене туристических продуктов (41-е место). При этом составители рейтинга отмечают, что для правительства страны развитие туристической отрасли не является по-настоящему приоритетом (90-е место), существует неблагоприятный деловой климат (109), довольно низкий уровень безопасности (126) и жесткие визовые требования для туристов из других стран (120). Составители также отметили, что отрасль может играть потенциально большую роль в экономике страны [20, р. 15].
Актуальная позиция Российской Федерации в рейтинге конкурентоспособности стран в сфере туризма говорит как об успехах проводимого властью курса на развитие отрасли, так и о наличии нерешенных проблем в сферах, влияющих на развитие отрасли. Особенности современного развития отрасли можно рассмотреть на пример конкретного субъекта федерации, где реализуется проект создания турист-ско-рекреационного кластера.
Экономика Кемеровской области напоминает сегодняшнюю структуру экономики России, конечно
2000 г. 2005 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Гостиницы и аналогичные средства размещения, всего 16559,3 18546,8 24124,7 26604,5 27664,0
из них:
гостиницы 16896,2 21552,3 23822,6 24840,8
мотели 182,2 310,6 334,2 317,0
пансионаты 431,4 555,6 590,2 683,0
же, с поправкой на масштаб и специфику. В первую очередь тем, что все производство сосредоточено в основном в руках крупных холдингов [17]. Богатейшие залежи угля определили моноразвитие региона -его привязку к добыче ресурсов. В этом угадывается подобие специфики экономики всей страны. Руководство области давно поставило задачу диверсификации экономики - и в этом также угадывается подобие общероссийской тенденции. Территория Кузбасса обладает мощным туристско-рекреационным потенциалом, что во многом определило направление для диверсификации экономики региона.
В «Ведомственной целевой программе департамента молодёжной политики и спорта Кемеровской области» (департамент, регулирующий сферу туризма в Кузбассе) на 2010 - 2012 гг. сказано, что одним из ожидаемых конечных результатов реализации программы является сохранение доли туризма в ВРП региона на уровне 2,03 %. Показатель для региона с ярко выраженным сырьевым характером экономики довольно высокий. Важно отметить, что в 2011 г. доля туризма в ВВП России составляла 2,5 % [1].
В 2007 г. была разработана и принята «Стратегия развития Кемеровской области до 2025 г.» [18]. В ней отражены основные демографические, социальные, экономические показатели Кемеровской области на момент принятия стратегии и описываются ключевые направления развития как региона в целом, так и его социальной и экономической сферы. При этом развитию туризма в этом документе не отведено практически никакого места, если не считать сферу услуг, которая сопряжена со сферой туризма.
За последние годы Кузбасс демонстрирует стабильный рост в сфере туризма с учетом колебаний в период влияния кризиса 2008 г. Так, например, количество коллективных средств размещения в 2005 г. составляло 146 единиц, в 2012 г. - 183. Наблюдался и рост числа туристических фирм в соответствующий период - 66 против 289 единиц. В 2005 г. им удалось реализовать населению 10,4 тыс. путевок, к 2012 г. этот показатель возрос до 63,7 тыс. - увеличение в 6,1 раза. Произошло увеличение и стоимости реализуемых путевок в 11,9 раза: с 307,3 в 2005 г. до 3659,6 млн рублей в 2012 г. Наконец, в 2004 г. в Кемеровскую область посетило 381 тыс. туристов, в 2012 г. - 699,96 тыс. - увеличение на 83,7 % [9].
О мощном старте развития данной отрасли в Кемеровской области заговорили в 2011 г., когда началась крупная кампания по продвижению образа Кузбасса как туристически привлекательного региона. Одним из символов развития туризма в Кузбассе стал Йети - реликтовый гоминид, якобы обитающий в районе Азасской пещеры в Горной Шории. Для привлечения внимания к этому краю с высоким потенциалом для развития многопрофильного туризма была проведена международная конференция по гоми-нологии, в которой приняли участие ведущие специалисты в этой отрасли из США, Канады, Швеции, Монголии и Китая. Конференция имела мало общего с туризмом, но она привлекла внимание к Кузбассу и конкретно к Горной Шории, где активно развивается туристическая инфраструктура, особенно для зимних видов спорта.
В 2013 г. Коллегия Администрации Кемеровской области утвердило Распоряжение № 194-р «О Стратегия развития туризма в Кемеровской области до 2025 года» [7]. Стратегия разработана с учетом «Концепции долгосрочного социально-экономического формирование в Кемеровской области конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для роста внутреннего и внешнего туристских потоков, а также развитие туристской инфраструктуры, обеспечивающей потребности населения в качественном отдыхе. Туризм признается как одна из важнейших сфер современной экономики, развитие которой должно ускорить и качественно улучшить решение многих проблем в Кемеровской области, например, занятость трудоспособного населения в моногородах. Однако в этом же документе сказано, что порядка 70 % всего туристского потока в области приходится на горнолыжный туризм, а его развитие сосредоточено в основном в Горной Шории - в создаваемом туристско-рекреационном кластере «Шерегеш». Сегодня горнолыжный курорт в Шерегеше - крупнейший за Уралом и приобретшем известность на всю страну. Именно он в большей степени ассоциируется со знаменитым Йети. Там даже празднуется День снежного человека и разыгрывается «Кубок Йети» в хоккее на валенках. В этой ситуации стоит отметить, что другим районам области достаются «крохи» из общего объема оказываемых туристических услуг. Можно предположить, что развитие кластера «Шерегеш» будет стимулировать рост в сфере туризма в целом, но в других районах с потенциалом развития не горнолыжного туризма этот процесс проходит значительно медленнее, в первую очередь из-за инфраструктурных ограничений.
Сегодня туристско-рекреационный кластер «Ше-регеш» второй среди самых дорогостоящих инвестиционный проектов в сфере туризма на территории Сибирского федерального округа [4]. Однако, несмотря на это, кардинального улучшения инфраструктуры не произошло [5]. Для развития внутреннего туризма в Российской Федерации отчасти положительную роль сыграла внешнеполитическая конъюнктура и последующие за ней экономические последствия. Валютные скачки сделали Россию более привлекательной в ценовом сегменте для иностранных туристов, а выездной туризм стал менее выгоден для значительного числа россиян, что переориентировало их на внутренний туризм. Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев в интервью журналистам после участия в заседании Государственного Совета 7 апреля 2015 г. заявил, что туристическая отрасль принесла в доходную часть областного бюджета налогов столько же, сколько и вся угольная промышленность. Притом, что численность населения области около 2,8 млн человек, «откаталось» на лыжах порядка 1,5 млн. Губернатор также отметил, что внешнеполитическая конъюнктура стала благоприятным фактором для развития туристической отрасли в Кузбассе [3].
Слова губернатора говорят о мощном скачке в развитии туризма в Горной Шории, если кластер принес в доходную часть бюджета области долю, эквивалентную доли, приходящейся на доходы от угольной
| ЭКОНОМИКА
отрасли. Даже если учесть спад на спрос угля на ми- витие туризма по-настоящему не является приоритет-
ровых рынках и снижение уровня экспорта, показа- ной задачей. Принятая на вооружение концепция кла-
тель роста туристического оборота выглядит впечат- стерного развития туризма приносит свои плоды, но
ляющим. пока они не удовлетворяют в полной мере. Несмотря
Сегодня туризм в Кузбассе сообразно России в на разработку и реализацию федеральных и регио-
целом развивается достаточно динамично, но не бес- нальных программ, туризм сегодня развивается ско-
проблемно. Российская экономика пока ориентирова- рее по инерции под влиянием множества внешних и
на в основном на экспорт ресурсов, такая же пробле- внутренних факторов. Условия кризиса 2014 г. от-
ма стоит перед Кузбассом. Руководство страны четко крыл перспективы для развития внутреннего и въезд-
осознает необходимость диверсификации экономики ного туризма, но до сих пор этот процесс ограничива-
посредством формирования и развития новых отрас- ется старыми проблемами: неразвитость инфраструк-
лей, которые будут вносить в ВВП страны ощутимый туры и достаточно неконкурентоспособные цены на
вклад. Одной из таких отраслей для авторов планов туристические услуги. Тем не менее, становление ус-
по развитию страны видится туризм. И это оправдано: тойчивой туристической отрасли, приносящий в до-
территория страны имеет огромный потенциал для ход страны ощутимый вклад, - процесс трудный и
развития туризма как доходной для страны отрасли, долгий в российских условиях, но актуальный и необ-
это подтверждают международные аналитики. Одна- ратимый. ко они же отмечают, что для руководства страны раз-
Литература
1. В России доля туризма в ВВП составляет 2,5%. РБК. Исследования рынков. 07.06.2011. Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/news_research/07/06/2011/562949980389018.shtml. (дата обращения: 14.03.2015).
2. Всемирный экономический форум: Рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2013 году. Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/03/07/5520 (дата обращения: 9.02.2015).
3. Госсовет и Тулеев. Вести-Кузбасс/Спецпроекты/События недели. 11 апр. 2015, 22:01. Режим доступа: http://vesti42.ru/spec/week/21854/?sphrase_id=205825/ (дата обращения: 18.04.2015).
4. Заушицина Б. Самые крупные инвестиционные проекты в сфере туризма на территории СФО // Эксперт Сибирь. №17 (450). 20 апреля. 2015. Режим доступа: http://expert.ru/siberia/2015/17/slagaemyie-sibirskogo-turizma/media/264504/ (дата обращения: 20.04.2015).
5. Заушицина Б. Слагаемые сибирского туризма. // Эксперт Сибирь. №17 (450). 20 апреля 2015. Режим доступа: http://expert.ru/siberia/2015/17/slagaemyie-sibirskogo-turizma/?n=171 (дата обращения: 20.04.2015).
6. Князькина А. Арбузы в борьбе за туристов // Expert Online. 16 августа 2011. Режим доступа: http://expert.ru/2011/08/16/arbuzyi-v-borbe-za-turistov/ (дата обращения: 5.02.2015).
7. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 1 марта 2013 года № 194-р «O Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года». Режим доступа: http://base.garant.ru/7579466/ (дата обращения: 16.03.2015).
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. №941-р. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/06/09/turizm-site-dok.html (дата обращения: 21.02.2015).
9. Расчеты велись на основе данных: Основные показатели развития туризма в Кемеровской области // сайт департамента молодежной политики и спорта КО. Режим доступа: http://www.dmps-kuzbass.ru/tourism/-development (дата обращения: 18.04.2015).
10. Социальная сфера // Статистический ежегодник «Кузбасс» 2009 год. Режим доступа: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/issWWW.exe/Stg/2009/(7)%20социальная%20сфера.htm (дата обращения: 18.04.2015).
11. Культура, отдых, туризм // Статистический ежегодник «Кузбасс» 2012 год. Режим доступа: http://www.kemerovostat.ru/bgd/EJEGOD/issWWW.exe/Stg/2012/9е_культура.htm (дата обращения: 18.04.2015).
12. Кузбасс. История в цифрах: статистический сборник. Кемерово: Кемеровостат, 2008. С. 139 - 141, 253.
13. Кузбасс. 2013: статистический сборник. Кемерово: Кемеровостат, 2013. С. 130 - 136, 224.
14. Туристская деятельность и отдых в Кузбассе: статистический сборник. Кемерово: Кемеровостат, 2005. С. 9, 15, 37.
15. Туристская деятельность и отдых в Кузбассе: статистический сборник. Кемерово: Кемеровостат, 2009. С. 9, 14, 61.
16. Российский статистический ежегодник 2014 г.: стат. сб. Росстат. М., 2014. - 693 с. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/Main.htm (дата обращения: 6.02.2015).
17. Слепец А. Туризм не против угля. // Эксперт Сибирь. № 10(152). 12 марта 2007. Режим доступа: http://expert.ru/siberia/2007/10/reyting_kompaniy/ (дата обращения: 12.03.2015).
18. Стратегия развития Кемеровской области до 2025 года // Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на долгосрочную перспективу. СПб., 2007. 190 с. Режим доступа: http://www.ako.ru-/Ekonomik/program.asp?n=0&sn=1 (дата обращения: 15.03.2015).
19. Blanke J., Chiesa Т. Executive Summary // The Travel & Tourism Competitiveness Report 2007. Furthering the Process of Economic Development: World Economic Forum. Geneva. Switzerland, 2007. Р. 14 - 29. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TravelTourismCompetitiveness_Report_2007.pdf (дата обращения: 7.02.2015).
20. Crotti R., Misrahi T. The Travel & Tourism Competitiveness Index 2015: T&T as a Resilient Contribution to National Development // The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015. Growth through Shocks: World Eco-
nomic Forum. Geneva. Switzerland, 2015. Р. 13 - 38. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/TT15/-WEF_Global_Travel&Tourism_Report_2015.pdf (дата обращения: 6.05.2015).
21. Why tourism? // World Tourism Organization UNWTO. 2014. Режим доступа: http://www2.unwto.-org/content/why-tourism (дата обращения: 15.04.2015).
Информация об авторах:
Скрипак Елена Ивановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и государственного управления КемГУ, eskripak@mail.ru.
Elena I. Skripak - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of Economic Theory and Public Administration, Kemerovo State University.
Сурцева Анна Александровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и государственного управления КемГУ, ansokol@mail.ru.
Anna A. Surtseva - Candidate of Economics, Assistant Professor at the Department of Economic Theory and Public Administration, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.
УДК 338.48
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОХОТНИЧЬЕ-РЫБОЛОВНОГО ТУРИЗМА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Л. Н. Стребкова
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF HUNTING AND FISHING TOURISM IN NOVOSIBIRSK REGION
L. N. Strebkova
В статье рассмотрены особенности охотничье-рыболовного туризма Новосибирской области, проанализированы природно-географические условия региона, а также имеющаяся инфраструктура. Изучен контингент охотников и рыболовов Новосибирской области, определены их основные характеристики и предпочтения, позволяющие сделать вывод о наличии потенциального спроса на организованную охоту и рыбалку. Приведены этапы организации охотничьего тура, оценены возможные затраты охотника-любителя и охотника-туриста. Обосновано преимущество организованной охоты перед самостоятельным туром. В результате исследования определены возможности для развития охотничьего и рыболовного туризма в Новосибирской области.
The paper considers the specifics of hunting and fishing tourism in Novosibirsk Region, the natural-geographical conditions of the Region and existing infrastructure are analyzed. A contingent of hunters and fishermen of Novosibirsk Region is investigated, their main characteristics and preferences are defined, which allows us to conclude that there is potential demand for organized hunting and fishing. The author gives an overview of the stages of the hunting tour organization, evaluates the potential costs for amateur hunters and hunters- tourists. The advantage of organized hunting in comparison with self-organised trips is proved. The study identified the opportunities for the development of hunting and fishing tourism in Novosibirsk Region.
Ключевые слова: туризм, охота, рыбалка, тур, перспективы, Новосибирск.
Keywords: tourism, hunting, fishing, tour, prospects, Novosibirsk.
В условиях кризиса туристской индустрии, а также при увеличении степени индивидуальности потребительских предпочтений особенно актуальным становится создание туров, адаптированных к специфическим запросам туристов. Недостаточность предложения со стороны турфирм на рассматриваемом рынке охотничье-рыболовного туризма Новосибирской области, а также важность грамотно организованного охотничьего или рыболовного тура являются основанием для развития данного вида внутреннего туризма.
Любительская охота или рыбалка подразумевает самостоятельную деятельность, в то время как охотничий или рыболовный туризм предполагает потребление специализированных услуг, предоставляемых туроператорами или турагентами, включающих в себя трансфер, размещение, питание, консультирование и сопровождение во время охоты или рыбной ловли.
Охотничье-рыболовный туризм - это временные выезды (путешествия) на территорию охотничье-ры-боловных угодий в целях охоты или рыбной ловли, организованные специализированными предприятиями, обеспечивающими комплекс специфических платных услуг.
Организация охотничьего туризма регулируется Конституцией РФ, а также приказами Минприроды России и постановлениями Правительства РФ, международными соглашениями и нормами права. Охотничий туризм относится к деятельности, подлежащей лицензированию. Для организации охотничьего тура необходимо получить в установленном порядке долгосрочную лицензию на пользование животным миром и договор с правительством Новосибирской области на необходимую территорию.