Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / проблемы патриотического воспитания / образовательный процесс / воспитательный процесс / ценности / духовно-нравственные ценности / идеология / моделирование учебно-воспитательного процесса / patriotism / patriotic education / problems of patriotic education / educational process / educational process / values / spiritual and moral values / ideology / modeling of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалкин Дмитрий Александрович, Усманов Ильгиз Миншакирович, Кочиев Иван Юрьевич

В критические и кризисные моменты исторического развития любой страны обычно проявляется повышенное внимание к уровню патриотизма в молодежной среде. В условиях современных реалий, когда идет активное отстаивание места Российской Федерации в мире и противостояние недружественной политике большей части государств, нельзя недооценивать важность патриотического воспитания в современном образовании. Патриотизм как фундаментальная ценность, является основой и стержнем такой личности, которую не могут сломить социально-экономические сложности, которые в настоящее время присущи нашему государству. Ситуация, которую социум проживает сегодня, вызвана мировым политическим кризисом, ощутимым снижением материального достатка, подавлением патриотического настроя у населения. Данный факт кардинальным образом оказывает влияние на осознание важности патриотизма у молодых людей. Также немаловажное влияние на подрастающее поколение оказывает массированное информационное воздействие со стороны СМИ. Основной целью такого влияния является разрушение идеологических ценностей и традиций, подавление патриотического настроя, формирование инакомыслия. Если в условиях Советского Союза формированию и развитию патриотизма уделялось большое внимание, как со стороны учебных заведений, так и на рабочих местах, то сейчас патриотическая идеология только начинает набирать обороты. Это связано с тем, что в процессе реформирования нашего государства, была практически сломлена вся настроенная база сформированной гражданской идентичности у российских граждан. До сих пор многие не знают и не хотят знать всю историю становления российского государства, ценностей многих деятелей нашей страны, современное состояние правовых и социальных российских институтов. СМИ многие исторические факты трактуют разобщенно, а порой и совершенно неправильно. Как следствие, у молодежи формируется неправильная позиция, разрозненные мнения и взгляды на патриотизм. Таким образом на сегодняшний день, раскрытие проблем патриотического воспитания в современном образовании является актуальной и своевременной темой. Таким образом, в статье раскрывается понятие патриотического воспитания, рассматриваются ключевые направления патриотического воспитания, проблемы патриотического воспитания в современном образовании и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In critical and crisis moments of the historical development of any country, there is usually increased attention to the level of patriotism in the youth environment. In the conditions of modern realities, when there is an active defense of the place of the Russian Federation in the world and opposition to the unfriendly policies of most states, the importance of patriotic education in modern education cannot be underestimated. Patriotism as a fundamental value is the basis and core of such a personality that cannot be broken by the socio-economic difficulties that are currently inherent in our state. The situation that society lives today is caused by a global political crisis, a tangible decrease in material wealth, and a suppression of the patriotic mood of the population. This fact radically influences the awareness of the importance of patriotism in young people. Also, a massive information impact from the media has an important impact on the younger generation. The main goal of such influence is the destruction of ideological values and traditions, the suppression of patriotic attitudes, the formation of dissent. If in the conditions of the Soviet Union the formation and development of patriotism was paid great attention, both from educational institutions and in the workplace, now the patriotic ideology is just beginning to gain momentum. This is due to the fact that in the process of reforming our state, the entire tuned base of the formed civil identity among Russian citizens was practically broken. Until now, many do not know and do not want to know the entire history of the formation of the Russian state, the values of many figures of our country, the current state of legal and social Russian institutions. The media interpret many historical facts disjointed, and sometimes completely wrong. As a result, young people develop wrong positions, disparate opinions and views on patriotism. Thus, today, the disclosure of the problems of patriotic education in modern education is an urgent and timely topic. Thus, the article reveals the concept of patriotic education, considers the key directions of patriotic education, the problems of patriotic education in modern education and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

В-четвертых, как предупредить провал на экзамене. 11 человек считает, что нужно постоянно повторять изученное в ходе семестра, 8 человек - усиленно готовиться. Из разнообразных ответов выяснилось, что все студенты осознают, что без должной подготовки нельзя сдать экзамены успешно.

Выводы. Таким образом, чтобы успешно учиться, необходимо:

- систематически заниматься во внеучебное время, для этого необходимо повторять и стараться понять изученное, выполнять СРС, анализировать дополнительную литературу;

- проявлять активность на практических занятиях, выяснить непонятный учебный материал совместно с преподавателем;

- серьезно готовиться к экзаменам: конспектировать экзаменационные вопросы, рационально распределить время;

- при сдаче экзамена правильно и свободно излагать свои мысли, связать теоретические вопросы с практикой.

Литература:

1. Шпиталевская, Г.Р. Студенческий научный кружок как вид научно-исследовательской работы студентов-будущих педагогов / Г.Р. Шпиталевская, ИИ Габеркорн, Е.В. Хоменко // КиберЛенинка [сайт]: Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskiy-nauchnyy-kruzhok-kak-vid-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-buduschih-pedagogov (дата обращения: 14.11.2023)

Педагогика

УДК 355:23

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры Рыбалкин Дмитрий Александрович Казанский юридический институт МВД России (г. Казань); кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности Усманов Ильгиз Миншакирович

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань);

старший преподаватель кафедры

физической подготовки Кочнев Иван Юрьевич

Казанский юридический институт МВД России (г. Казань)

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В критические и кризисные моменты исторического развития любой страны обычно проявляется повышенное внимание к уровню патриотизма в молодежной среде. В условиях современных реалий, когда идет активное отстаивание места Российской Федерации в мире и противостояние недружественной политике большей части государств, нельзя недооценивать важность патриотического воспитания в современном образовании. Патриотизм как фундаментальная ценность, является основой и стержнем такой личности, которую не могут сломить социально-экономические сложности, которые в настоящее время присущи нашему государству. Ситуация, которую социум проживает сегодня, вызвана мировым политическим кризисом, ощутимым снижением материального достатка, подавлением патриотического настроя у населения. Данный факт кардинальным образом оказывает влияние на осознание важности патриотизма у молодых людей. Также немаловажное влияние на подрастающее поколение оказывает массированное информационное воздействие со стороны СМИ. Основной целью такого влияния является разрушение идеологических ценностей и традиций, подавление патриотического настроя, формирование инакомыслия. Если в условиях Советского Союза формированию и развитию патриотизма уделялось большое внимание, как со стороны учебных заведений, так и на рабочих местах, то сейчас патриотическая идеология только начинает набирать обороты. Это связано с тем, что в процессе реформирования нашего государства, была практически сломлена вся настроенная база сформированной гражданской идентичности у российских граждан. До сих пор многие не знают и не хотят знать всю историю становления российского государства, ценностей многих деятелей нашей страны, современное состояние правовых и социальных российских институтов. СМИ многие исторические факты трактуют разобщенно, а порой и совершенно неправильно. Как следствие, у молодежи формируется неправильная позиция, разрозненные мнения и взгляды на патриотизм. Таким образом на сегодняшний день, раскрытие проблем патриотического воспитания в современном образовании является актуальной и своевременной темой. Таким образом, в статье раскрывается понятие патриотического воспитания, рассматриваются ключевые направления патриотического воспитания, проблемы патриотического воспитания в современном образовании и пути их решения.

Ключевые слова, патриотизм, патриотическое воспитание, проблемы патриотического воспитания, образовательный процесс, воспитательный процесс, ценности, духовно-нравственные ценности, идеология, моделирование учебно-воспитательного процесса.

Annotation. In critical and crisis moments of the historical development of any country, there is usually increased attention to the level of patriotism in the youth environment. In the conditions of modern realities, when there is an active defense of the place of the Russian Federation in the world and opposition to the unfriendly policies of most states, the importance of patriotic education in modern education cannot be underestimated. Patriotism as a fundamental value is the basis and core of such a personality that cannot be broken by the socio-economic difficulties that are currently inherent in our state. The situation that society lives today is caused by a global political crisis, a tangible decrease in material wealth, and a suppression of the patriotic mood of the population. This fact radically influences the awareness of the importance of patriotism in young people. Also, a massive information impact from the media has an important impact on the younger generation. The main goal of such influence is the destruction of ideological values and traditions, the suppression of patriotic attitudes, the formation of dissent. If in the conditions of the Soviet Union the formation and development of patriotism was paid great attention, both from educational institutions and in the workplace, now the patriotic ideology is just beginning to gain momentum. This is due to the fact that in the process of reforming our state, the entire tuned base of the formed civil identity among Russian citizens was practically broken. Until now, many do not know and do not want to know the entire history of the formation of the Russian state, the values of many figures of our country, the current state of legal and social Russian institutions. The media interpret many historical facts disjointed, and sometimes completely wrong. As a result, young people develop wrong positions, disparate opinions and views on patriotism. Thus, today, the disclosure of the problems of patriotic education in modern education is an urgent and timely topic. Thus, the article reveals the concept of patriotic education, considers the key directions of patriotic education, the problems of patriotic education in modern education and ways to solve them.

Key words: patriotism, patriotic education, problems of patriotic education, educational process, educational process, values, spiritual and moral values, ideology, modeling of educational process.

Введение. На сегодняшний день в качестве важнейших вызовов стоят риск утраты молодым поколением национальной идентичности и попадания под влияние деструктивных идеологий [2, С. 46].

Следовательно, решение проблем, связанных с совершенствованием системы патриотического воспитания молодежи, является важным фактором дальнейшего прогресса в области российского образования и общества в целом.

Таким образом, целью статьи является поиск современных подходов к организации патриотического воспитания в современном образовании.

Данная цель преследует решение следующих задач:

- рассмотреть понятие «патриотическое воспитание»;

- определить ключевые направления патриотического воспитания;

- выделить основные проблемы патриотического воспитания в условиях современных вызовов и угроз;

- охарактеризовать пути оптимизации в сфере патриотического воспитания в современном образовании.

Изложение основного материала статьи. С точки зрения P.P. Исламова, патриотическое воспитание представляет

собой процесс формирования гармонично развитой личности на основе традиционных ценностей многонационального народа Российской Федерации [5, С. 179].

Его задачи могут решаться как в ходе учебной деятельности, так и во внеучебное время. В число наиболее эффективных на сегодняшний день путей их реализации входят:

- привлечение обучающихся к участию в различных формах деятельности, направленной на профилактику проявлений экстремизма и асоциального поведения [3,С. 61];

- поисково-исследовательская деятельность обучающихся, позволяющая им более объективно оценивать, как бесспорные исторические достижения, так и противоречивые периоды в истории российского государства и общества [6, С. 215];

- проведение внеклассных мероприятий гражданско-патриотического содержания;

- реализация силами старших школьников социально значимых проектов;

-участие обучающихся в мероприятиях, направленных на гармонизацию межнациональных отношений [7, С. 22];

-деятельность в составе кружков, секций и клубов патриотической направленности [9, С. 112];

- участие старшеклассников в работе музея, функционирующего при ОО.

По мнению А.К. Быкова, в настоящее время ключевыми направлениями патриотического воспитания, которые можно реализовать на современной стадии развития российского образования, являются: правовое воспитание, национально-патриотическое и интернациональное воспитание, а также военно-патриотическое воспитание [1, С. 55].

В таблице 1 представим цели и основные формы работы по каждому направлению.

Таблица 1

Цели и основные формы работы по направлениям патриотического воспитания

Направление Цель Формы работы

Правовое воспитание Подготовка обучающихся к жизни и продуктивной деятельности. - освоение учебного материала; - участие в работе органов ученического самоуправления; - работа в составе волонтёрских отрядов.

Национально-патриотическое и интернациональное воспитание Развитие у обучающихся чувства познания собственных корней, осознание неповторимости малой и большой Родины. - изучение истории России; - реализация регионального компонента; - проведение тематических занятий, затрагивающих соответствующие проблемы; - организация и проведение встреч с представителями традиционных конфессий, национальных диаспор; - участие обучающихся в тематических мероприятиях, уроках мужества, викторинах; - проведение экскурсий по историческим местам.

Военно-патриотическое воспитание Формирование у обучающихся системы компетенций, необходимых в различных сферах жизни общества. - проведение уроков мужества, экскурсий по местам боевой славы, встреч с ветеранами ВОВ и боевых действий; - привлечение обучающихся к деятельности, связанной с подготовкой и проведением мероприятий по увековечиванию памяти бойцов, павших в борьбе за независимость РФ; - активное участие в соревнованиях по военно-прикладным и техническим видам спорта; - изучение основ военной службы, правил обращения с оружием, основ строевой, тактической, медицинской подготовки; - участие в военно-полевых сборах.

Таким образом, под патриотическим воспитанием можно понимать процесс формирования гармонично развитой личности на основе традиционных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

В пространстве современных образовательных учреждений данный процесс может успешно осуществляться как в ходе учебной, так и во внеурочное время.

По нашему мнению, основными причинами, затрудняющими развитие патриотического воспитания в молодежной среде, являются следующие:

1) концептуальные изменения в системе ценностей у молодого поколения;

2) недостаточный уровень знаний об истории большой и малой Родины;

3) снижение роли семейного воспитания;

4) деструктивное влияние СМИ и Интернет;

5) низкий уровень взаимодействия «семья - образовательное учреждение»;

6) низкий уровень ориентации в политических ситуациях в мире.

Среди приоритетных направлений по оптимизации патриотического воспитания в настоящее время, по нашему мнению, следует отметить следующие:

1) активизация разработок в сфере педагогических технологий по формированию системы морально-нравственных

ценностей обучающихся в условиях современных политических событий;

2) регулярное внедрение просветительского материала патриотического характера в повседневную жизнь обучающихся;

3) использование инновационных технологий, направленных на целостное личностное развитие обучающихся;

4) повышение степени знаний обучающихся о важности развития в себе патриотических чувств.

Сегодня в сфере образования наиболее перспективным является моделирование процесса патриотического воспитания. По мнению А.Н Дахина, педагогическое моделирование представляет собой модель методов, приемов и технологий работы в определенной сфере обучения или воспитания [4, С. 109].

Педагогическое моделирование эффективно применяется и в патриотическом воспитании. По мнению А.Н. Томилина, патриотическое воспитание не должно носить фрагментарный или разобщенный характер, оно должно быть систематизировано и четко спланировано [8, С. 110]. Это даст возможность вести педагогическую работу в эффективном русле и получить положительный результат.

С точки зрения многих исследователей, в настоящее время можно выделить модели патриотического воспитания, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Модели патриотического воспитания

Модель Характеристика

Информационно-ориентационная Образовательный компонент патриотического воспитания

Предметно-деятельностная Выработка у обучающихся своего опыта причастности к отечеству посредством собственной патриотической или волонтерской деятельности

Проективно-ценностная Формирование ценностного отношения к своему народу, большой и малой Родине

Конструктивно-позиционная Выработка самостоятельной патриотической позиции

Использование вышеприведенных моделей дает возможность построить процесс патриотического воспитания более эффективно.

В отличие от моделирования других воспитательных областей педагогики, моделирование патриотического воспитания имеет свои характерные особенности, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Особенности моделирования процесса патриотического воспитания

Особенности моделирования, представленные на рис. 1 предполагают серьезную и эффективную деятельность педагогического состава и обучающихся по патриотическому воспитанию.

Таким образом, грамотное использование в педагогическом процессе моделирования даст возможность избежать многих проблем и трудностей и определить оптимальные направления патриотического воспитания обучающихся.

Выводы. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в условиях современных вызовов и угроз, велик риск утраты молодым поколением национальной идентичности и их попадания под влияние деструктивных идеологий. Решение проблем, связанных с оптимизацией патриотического воспитания обучающихся, является важным фактором дальнейшего прогресса в области современного образования и общества в целом.

Ключевыми направлениями патриотического воспитания в современном образовании являются гражданско-правовое воспитание, национально-патриотическое и интернациональное воспитание, а также военно-патриотическое воспитание.

Основными причинами, затрудняющими развитие патриотического воспитания в молодежной среде, с нашей точки зрения, являются трансформационные процессы в системе ценностей у молодого поколения; низкий уровень знаний российской истории; практическое обнуление роли семейного воспитания; деструктивное влияние СМИ и Интернет; недостаточное взаимодействие образовательных учреждений с семьями обучающихся; низкий уровень ориентации в политических ситуациях в мире.

Исходя из этого, в работе были раскрыты достоинства педагогического моделирования как эффективного средства патриотического воспитания в современном образовании.

Литература:

1. Быков, А.К. Интегративная природа патриотического воспитания в образовательных организациях как основание классификации его основных направлений / А.К. Быков // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. - 2018. -Выпуск 4 (808). - С. 47-60

2. Войтко, А.Д. Из опыта патриотического воспитания / А.Д. Войтко // Форум молодых учёных. - 2020. - № 11. -С. 42-46

3. Волкова, О.П. Система гражданско-патриотического воспитания в техникуме / О.П. Волкова // Образование, карьера, общество. - 2020. - № 2 (65). - С. 57-61

4. Дахин, А.Н. Моделирование в педагогике / А.Н. Дахин // Идеи и идеалы. - 2020. - № 1 (3). - Т.2.- С. 11-20

5. Исламов, P.P. Патриотическое воспитание обучающихся как ресурс эффективной образовательной организации / P.P. Исламов // Современная эффективная образовательная организация: новый дизайн: сборник материалов Всероссийской научно-практической оффлайн конференции, Уфа, 31 марта 2021 года. Том Вып. 1. - Уфа: Государственное автономное учреждение Дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, 2021.-С. 177-180

6. Кузнецов, A.C. Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория / A.C. Кузнецов, И.А. Маврина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 214-216

7. Латыйпова, В.М. Формирование этнокультурной идентичности молодежи средствами музыкально-игрового фольклора: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / В.М. Латыйпова. - Казань: Казанский государственный институт культуры, 2021. - 24 с.

8. Томилин, А.Н. Особенности моделирования процесса патриотического воспитания курсантов морского ВУЗа / А.Н. Томилин //Мир науки, культуры, образования. -2021. -№2. - С. 108-110

9. Фокина, H.H. Компетентностный подход к развитию профессиональной идентификации организатора работы с молодёжью / H.H. Фокина // Мир науки, культуры, образования. - 2020. -№ 3 (82). - С. 110-112

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Савина Наталья Викторовна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия» (г. Омск)

САМОМЕНЕДЖМЕНТ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье предлагается к обсуждению проблема развития самоменеджмента как необходимой компетенции студента. Самоменеджмент (self-management, life-management) рассматривается как управление субъектом своей жизнью. Обосновано различие самоменеджмента, самоорганизации и тайм-менеджмента. Самоорганизация как интегральное качество является основой, самоменеджмента. Тайм-менеджмент можно считать техническим инструментом самоменеджмента. Отличие собственно самоменеджмента состоит в управлении не только временем, но и целями, ценностями, отношениями и др. В классической модели обучения студенты уверены, что занимаются самоменеджментом, но на практике это не всегда подтверждается. Показана возможность развития навыков самоменеджмента в условиях персонализированного высшего образования. Персонализация как условие свободного выбора образовательного пути является фактором развития навыков самоменеджмента. Наличие возможности делать выбор, быть субъектом позволяет управлять своей учебной деятельностью и отчасти будущей профессиональной деятельностью.

Ключевые слова: персонализация, самоменеджмент, самоуправление, self-management, тайм-менеджмент, самоорганизация, студенты, высшее образование.

Annotation. The article proposes to discuss the problem of self-management development as a necessary competence of a student. Self-management (self-management, life-management) is considered as the management of the subject of his life. The difference between self-management, self-organization and time management is substantiated. Self-organization as an integral quality is the basis of self-management. Time management can be considered a technical tool of self-management. The difference between self-management itself consists in managing not only time, but also goals, values, relationships, etc. In the classical learning model, students are sure that they are engaged in self-management, but in practice this is not always confirmed. The possibility of developing self-management skills in the conditions of personalized higher education is shown. Personalization as a condition for the free choice of an educational path is a factor in the development of self-management skills. Having the opportunity to make a choice, to be a subject allows you to manage your educational activities and partly future professional activities.

Key words: personalization, self-management, self-management, self-management, time management, self-organization, students, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.