Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ'

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / молодежь / образовательный процесс / патриотизм / патриотические ценности / upbringing / youth / educational process / patriotism / patriotic values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пупырёв Илья Александрович

Актуальность настоящего исследования обусловлена вызовами современного общества. Патриотизм как ключевой фактор периода социальных трансформаций, способен снизить риски разрушительных процессов в обществе и способствовать сохранению идентификации граждан с их сообществом. Он также стимулирует деятельность и служит мерой ответственности для политических деятелей в различных ситуациях, связанных с трансформацией и угрозой распада государственности. В последнее десятилетие Российская Федерация подвергается информационному и экономическому давлению со стороны других стран. Усиление конкуренции на мировой арене заставляет эти страны использовать все возможные средства политики, чтобы ослабить Россию и разрушить идеологическую и ценностную основу государства. В такой ситуации формирование и сохранение патриотических ценностей становятся факторами обеспечения государственной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации провозглашает необходимость создания эффективной системы патриотического воспитания граждан в образовательном процессе. Признание роли патриотизма в формировании личности актуализирует задачу теоретического анализа содержания понятия «патриотизм» и «патриотические ценности». В статье «патриотизм», как научная категория, рассматривается посредством различных подходов (социально-философский, социологический, исторический, политологический и педагогический). Выделены формы (методологическая, эмоционально-психологическая, поведенческая, философская) и функции патриотизма (воспитательная, преобразующая, социальная). Содержание понятие «патриотические ценности» раскрыто через компонентный состав (мотивационно-ценностный, когнитивный, конативный, рефлексивно-оценочный). Теоретический анализ позволяет раскрыть структурно-содержательные характеристики патриотических ценностей студентов и их формирование в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND CONTENT ASPECT OF PATRIOTIC VALUES OF STUDENTS

The relevance of this study is due to the challenges of modern society. Patriotism as a key factor in the period of social transformations, capable of reducing the risks of destructive processes in society and contributing to the preservation of citizens' identification with their community. It also stimulates activity and serves as a measure of responsibility for political figures in various situations related to the transformation and threat of the collapse of statehood. In the last decade, the Russian Federation has been subjected to information and economic pressure from other countries. Increased competition on the world stage forces these countries to use all possible means of politics to weaken Russia and destroy the ideological and value basis of the state. In such a situation, the formation and preservation of patriotic values become factors of ensuring state security. The National Security Strategy of the Russian Federation recognizes the need to create an effective system of patriotic education of citizens in the educational process. Recognition of the role of patriotism in the formation of personality actualizes the task of theoretical analysis of the content of the concept of "patriotism" and "patriotic values". The article considers patriotism as a scientific category from various approaches (socio-philosophical, sociological, historical, political science and pedagogical). The forms (methodological, emotional-psychological, behavioral, philosophical) and the functions of patriotism (educational, transformative, social) are highlighted. The concept of "patriotic values" is revealed meaningfully and its component composition (motivational-value, cognitive, conative, reflexive-evaluative) is highlighted.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 15. С. 15-22. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023. No. 15. P. 15-22.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2712-827Х-2023-15-15-22

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Илья Александрович Пупырёв

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Россия, met805@mail.ru

Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена вызовами современного общества. Патриотизм как ключевой фактор периода социальных трансформаций, способен снизить риски разрушительных процессов в обществе и способствовать сохранению идентификации граждан с их сообществом. Он также стимулирует деятельность и служит мерой ответственности для политических деятелей в различных ситуациях, связанных с трансформацией и угрозой распада государственности. В последнее десятилетие Российская Федерация подвергается информационному и экономическому давлению со стороны других стран. Усиление конкуренции на мировой арене заставляет эти страны использовать все возможные средства политики, чтобы ослабить Россию и разрушить идеологическую и ценностную основу государства. В такой ситуации формирование и сохранение патриотических ценностей становятся факторами обеспечения государственной безопасности. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации провозглашает необходимость создания эффективной системы патриотического воспитания граждан в образовательном процессе. Признание роли патриотизма в формировании личности актуализирует задачу теоретического анализа содержания понятия «патриотизм» и «патриотические ценности». В статье «патриотизм», как научная категория, рассматривается посредством различных подходов (социально-философский, социологический, исторический, политологический и педагогический). Выделены формы (методологическая, эмоционально-психологическая, поведенческая, философская) и функции патриотизма (воспитательная, преобразующая, социальная). Содержание понятие «патриотические ценности» раскрыто через компонентный состав (мотивационно-ценностный, когнитивный, конативный, рефлексивно-оценочный). Теоретический анализ позволяет раскрыть структурно-содержательные характеристики патриотических ценностей студентов и их формирование в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: воспитание, молодежь, образовательный процесс, патриотизм, патриотические ценности.

Для цитирования: Пупырёв И. А. Структурно-содержательный аспект атриотических ценностей студентов // Гуманитарные исследования. Психология и педагогика. 2023. № 15. С. 15-22. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-15-22

Original article

STRUCTURAL AND CONTENT ASPECT OF PATRIOTIC VALUES OF STUDENTS

Ilya A. Pupyrev

Voronezh State Pedagogical University, Voronezh, Russia, met805@mail.ru

Abstract. The relevance of this study is due to the challenges of modern society. Patriotism as a key factor in the period of social transformations, capable of reducing the risks of destructive processes in society and contributing to the preservation of citizens' identification with their community. It also stimulates

© Пупырёв И. А., 2023

activity and serves as a measure of responsibility for political figures in various situations related to the transformation and threat of the collapse of statehood. In the last decade, the Russian Federation has been subjected to information and economic pressure from other countries. Increased competition on the world stage forces these countries to use all possible means of politics to weaken Russia and destroy the ideological and value basis of the state. In such a situation, the formation and preservation of patriotic values become factors of ensuring state security. The National Security Strategy of the Russian Federation recognizes the need to create an effective system of patriotic education of citizens in the educational process. Recognition of the role of patriotism in the formation of personality actualizes the task of theoretical analysis of the content of the concept of "patriotism" and "patriotic values". The article considers patriotism as a scientific category from various approaches (socio-philosophical, sociological, historical, political science and pedagogical). The forms (methodological, emotional-psychological, behavioral, philosophical) and the functions of patriotism (educational, transformative, social) are highlighted. The concept of "patriotic values" is revealed meaningfully and its component composition (motivational-value, cognitive, conative, reflexive-evaluative) is highlighted.

Keywords: upbringing, youth, educational process, patriotism, patriotic values.

For citation. Pupyrev I. A. Structural and content aspect of patriotic values of students. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2023;15:15-22. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2023-15-15-22

Введение

В современном обществе обращение к сюжетам героических образов прошлого позволяет понять исторические события и наполнить глубинными смыслами и ценностями настоящее. Особенно важно распространять данный опыт среди подрастающего поколения и делать его лично значимым для каждого. В связи с этим возникает проблема разработки эффективных направлений развития патриотизма среди современной молодежи и формирования патриотических ценностей. Особый интерес вызывает изучение технологий развития патриотических ценностей студенческой молодежи, так как она является наиболее образованной и активной группой современной российской молодежи.

Для обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации разработан и реализовывается в период с 2021 по 2024 гг. Федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках Национального проекта «Образование». Проект направлен на работу по развитию воспитательной деятельности в образовательных организациях общего и профессионального образования и проведение мероприятий патриотической направленности. В информационной справке Проекта указаны проблемы патриотического воспитания и его перспективы, основными направлениями практической реализации которых выделены следующие: создание необходимой институциональной среды; обновление и реализация современных форм патриотического воспитания молодежи; развитие различных форматов взаимодействия всех субъектов системы патриотического воспитания в образовательном процессе и во внеучебное время, в том числе посредством онлайн-среды.

В основном в проекте упор делается на разработку и внедрение рабочих программ патриотического воспитания, а механизмы его развития практически отсутствуют. Кроме того, стоит отметить, что в 2020 году в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» были внесены изменения, включающие в себя условие формирования у обучающихся чувства патриотизма. Заинтересованность государства и общества в вопросах патриотического воспитания подчеркивается обоснованием актуальности и востребованности исследуемого направления. Возникающие в последние годы политические кризисы и давление на общественное сознание, навязывание сторонних убеждений и ценностей со стороны иных стран, выявляет потребность у подрастающего поколения в формировании патриотических ценностей, а также указывает на пробелы в патриотическом воспитании современной системы образования.

Следовательно, проблема формирования патриотических ценностей современной молодежи является актуальной в современных условиях общественной и политической жизни страны, что определяет поиск эффективных механизмов их формирования и внедрение новых методов, форм и средств в образовательный процесс для повышения патриотизма у подрастающего поколения.

Основная часть

Для исследования патриотизма и патриотических ценностей молодежи, в том числе и студенческой, был проведен анализ научной литературы, который показал различные подходы к пониманию данных направлений. Наиболее распространёнными подходами являются: социально-философский, социологический, исторический, политологический и педагогический. Понятие «патриотизм» является предметом исследования многих ученых, которые применяют социально-философский подход для его трактовки. Одни стремятся раскрыть содержание патриотизма, выявить соотношение между ним, как социальным явлением, и философским понятием, а также определить его рациональные и эмоциональные аспекты. В русской философской мысли можно выделить периоды подъема и спада, борьбы мнений и господства единомыслия, а другие - разделяют взгляды и убеждения о том, что развитие России должно исходить из приоритета общенациональных интересов [Лутовинов 1998; Иванова 2004].

Социологические исследования последних лет свидетельствуют о растущем внимании со стороны государства к понятиям «патриотизм» и «патриотические ценности». Государство разрабатывает концепции и программы, реализует проекты на федеральном и региональном уровнях, чтобы вовлечь все социальные институты в организацию патриотической деятельности. Множество исследователей внимательно изучают патриотизм с социокультурной перспективой. Например, М. А. Ешев анализировал генезис и содержание патриотизма, сравнивая советский и постсоветский варианты этого явления. Он также исследовал связь патриотизма с гражданским национализмом, а также пытался описать ценностные ориентиры студентов Республики Адыгея и выявить динамику проявления патриотизма среди молодежи [Ешев 2010].

М. А. Никова применяла социологические методы исследования для изучения процесса формирования чувства патриотизма у молодого поколения, особенно среди студентов. Она обнаружила, что формирование и развитие патриотической личности зависит от объективных условий и субъективных факторов [Никова 2004]. Личность, обладающая патриотическими качествами к Родине, способна успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время. Т. В. Пискунова исследовала иерархию ценностей в сознании молодежи, включая место патриотических ценностей в этой иерархии. Она также провела исследование модификации патриотизма в ценностном сознании российской молодежи [Пискунова 2007].

Взгляды вышеупомянутых исследователей характеризуют патриотизм как многоаспектную социокультурную ценность, основанную на естественном чувстве любви и привязанности к своей Родине, что побуждает людей к активным действиям во благо Отечества, является нравственным и политическим принципом, и включает гордость за прошлое и настоящее Отечества, проявляющуюся в благих делах и защите интересов Родины.

Исторический подход к пониманию патриотизма предполагает, что он является продуктом развития древнерусской, русской и российской цивилизации в различных исторических и социальных условиях [Аржанова 2014: 30-33; Галдобина 2008: 40]. Е. И. Мозговая [Мозговая 2009] и В. Н. Шейко [Шейко 2005], представители культурологического подхода, рассматривают патриотизм как основу для формирования высоких и социально значимых чувств, убеждений, позиций, стремлений, готовности и способности к активным действиям во благо Отечества. Они подчеркивают, что патриотизм

включает чувство общности, единства и солидарности с родными, близкими и соотечественниками, а также ощущение сопричастности их судьбе. Исследователи характеризуют патриотизм как сложное и многогранное явление, изучаемое в различных социологических и культурологических перспективах. Понимание патриотизма включает любовь к Родине, гордость за нее, активные действия для ее благ и чувство сопричастности к судьбе соотечественников. Патриотизм, как политическая идея, рассматривается сторонниками политологического подхода. Он основан на защите общенациональных интересов, которые являются основой политической значимости общенациональной идентичности.

Исследование литературы по патриотизму показывает, что актуальными остаются проблемы патриотического воспитания в различных его аспектах, таких как гражданское, военно-патриотическое, историко-патриотическое и национально-патриотическое воспитание. В работах современных педагогов проблема патриотического воспитания рассматривается в контексте образовательного процесса, где патриотизм определяется как неотъемлемая составляющая духовно-нравственного воспитания личности. Некоторые исследователи [Аронов 1990], представляют педагогический подход к пониманию сущности патриотизма и характеризуют патриотизм, как национальное самосознание народа, которое проявляется в чувствах идентичности с прошлым, настоящим и будущим своей Родины, ее традициями, стереотипами и ценностями. Патриотизм также является важной формой социально-гражданской сакрализации, то есть возвеличивания своей Отчизны, что также актуализирует [Руденко 2005] воспитательный потенциал патриотизма и его роль в процессе социализации личности.

Проведенный анализ литературы по данной проблеме, позволил рассмотреть патриотизм с позиции различных подходов, что определило направления исследования: патриотизм как значимая духовная ценность общества; патриотизм как необходимая составляющая процесса социализации личности; патриотизм как ценностные качества, подлежащие формированию, и обоснование форм, средств и методов формирования патриотизма у российской молодежи. Патриотизм может проявляться в различных формах: методологическая, основанная на нравственных принципах; эмоционально-психологическая через воспитание моральных чувств; поведенческая, воспитывающаяся как интегративное нравственное качество; философская, формирующаяся через общественное сознание.

Так как патриотизм может проявляться во множестве форм, важным аспектом его изучения является вопрос типологизации форм воспитания и видов патриотического воспитания. Например, в теологической теории патриотизм рассматривается как результат проявления божественной природы человека. Сторонники сентиментального подхода считают патриотизм чувством любви к Отечеству в форме абстрактной любви к родному дому, краю, природе и воспоминаниям. Другие исследователи рассматривают патриотизм через деятельность и считают его долговременным мотивом социальной направленности [Макаров 1990].

Кроме того, отметим функции патриотизма в жизни общества и государства. К ним относятся: воспитательная функция, которая способствует формированию патриотических качеств личности, культурное наследие, которое направлено на сохранение традиций и опыта прошлого; преобразующая функция, позволяющая освоить и преобразовать окружающую действительность; социальная функция патриотизма заключается в ясном понимании студентами своей роли и ответственности перед Родиной и Отечеством.

Для настоящего исследования важно рассмотрение понятия «патриотические ценности», которое в научных кругах имеет разнообразные подходы и определения. Различные исследователи видят патриотические ценности как образы, влияющие на мировоззрение и мышление людей, основу духовной культуры и систематизацию опыта [Галькевич 2007: 174-176]. Другие ученые считают патриотическими ценностями чувства гражданина-патриота, отношение к Родине, истории, традициям и культуре своего народа, а

также активное участие в социокультурной жизни [Патрушева 2009: 24] Патриотические ценности могут также быть рассмотрены как составляющие государственной культуры, которые формируют отношение индивида [Пискунова 2007: 23] и связаны с отечественной культурой и историей [Левкина 2009: 23]. Многие исследователи подчеркивают зависимость патриотических ценностей от господствующей культуры в обществе. В индустриальном обществе патриотические ценности связаны с безопасностью государства, законопослушностью, социальной и общественной солидарностью. В постиндустриальном информационном обществе патриотические ценности включают компетентность в межкультурном взаимодействии, толерантное и уважительное отношение к культуре всех социальных групп, сохранение традиций и их развитие в современной жизни, гуманизм, уважение права выбора, свободы и безопасности личности [Руденко 2005: 27].

Некоторые авторы видят патриотические ценности в любви и приверженности к базовым понятиям, таким как этнос, государство, территория и другие. В зависимости от исторического периода и характера государства, эти ценности могут проявляться в разных идеологических модификациях, от национализма до пацифизма. В. И. Лутовинов отмечает, что патриотические ценности имеют мировоззренческий характер и представляют собой осознание человеком связи с Отечеством, его причастности к природе, истории, языку, культуре, национальности, религии, территории, традициям, героическим свершениям и достижениям народа, а также убеждения в необходимости защиты национальных интересов, укрепления силы и могущества России, менталитета и других аспектов [Лутовинов 1998].

Патриотические ценности также могут быть рассмотрены с философской, социологической, психологической и педагогической точек зрения. Философы рассматривают патриотические ценности как форму общественного сознания и духовно-нравственную сущность личности. Социологи интерпретируют их как желательное и предпочтительное состояние социальных связей и ценностно-нравственные критерии оценки реальных явлений. Психологи видят патриотические ценности как социально-психологическую установку, мотивацию, потребность и направленность, проявляющиеся в поведении личности и ее отношениях к окружающему миру. Педагоги рассматривают патриотические ценности как уровень патриотической воспитанности, формируемый в процессе обучения, освоения общечеловеческих ценностей и их осмысления [Фетисов 2023: 7-14].

Анализ различных подходов к определению патриотических ценностей позволяет выделить гражданско-патриотические ценности, такие как любовь к Родине, сохранение традиций России, семьи, культуры, человека как личности, государства, свободы и независимости. В качестве инструментальных патриотических ценностей можно назвать обязанность, законопослушность, ответственность, честность, деятельность на благо Отечества.

Таким образом, патриотические ценности представляют собой сложное явление и многогранный концепт, который включает различные аспекты и взгляды. Они формируются взаимодействием человека с объектами и предметами, а также через социальные, философские, социологические, психологические и педагогические аспекты. Понимание и осознание патриотических ценностей играют важную роль в формировании личности и общества в целом. Определение содержания понятия «патриотические ценности» позволяет выделить структурные компоненты данного феномена. Опираясь на работы [Харламов 1999; Мурзин 2007], определяющие различные компоненты патриотизма и их формирование в процессе воспитательной работы, нами выявлены наиболее значимые для настоящего исследования: потребностно- мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально- чувственный и поведенческо- волевой.

Потребностно-мотивационный компонент формируется через учебные занятия и внеурочные мероприятия, которые помогают обучающимся осознать и развить патриотические ценности. Когнитивно-интеллектуальный компонент включает понимание

сущности патриотизма и его проявлений, что способствует формированию патриотических ценностей. Эмоционально-чувственный компонент включает формирование патриотических взглядов и убеждений, которые приобретают эмоциональный смысл и становятся руководящими принципами поведения. Поведенческо-волевой компонент формируется через приобщение к активной деятельности, способствующей развитию патриотизма и культуры отношений.

Заключение

Проведенный анализ содержания понятий «патриотизм» и «патриотические ценности» позволил рассмотреть патриотизм как: положительные и значимые представления о национальных интересах России, правовое государство, любовь к Отечеству, уважение к историческому прошлому и культуре нашей страны, уважение к государству, его символам; соборность (демократия), это социальное и политическое согласие, нравственные идеалы справедливости; этика (наднациональная, надконфессиональная, внеидеологическая этическая система: обуздание зла, путь добродетели и её развитие и этика совести как сопричастности законам мироздания), гуманизм, права и свободы человека, развитие личности.

В свою очередь патриотические ценности понимаются как базовые качества человека: наличие определённых, основанных на этике, идеалов, которые характеризуют личность и которые образуют мечту о будущем, светлом и правильном с точки зрения стандартов индивида; знания и навыки необходимые чтобы воплотить мечту в жизнь и сделать идеалы реальностью; самоотверженная готовность пожертвовать собой, чтобы эти идеалы воплотились в жизнь.

В результате содержательного структуры «патриотические ценности» был выделен компонентный состав: мотивационно-ценностный (направлен на осознание значимости и важности личной профессиональной позиции в будущей деятельности, способствует формированию и развитию чувства совести, справедливости, определяет морально-этические нормы, формирует высоконравственного гражданина, понимающего как и зачем (вместе) жить и как и зачем (вместе) умирать на этой территории), когнитивно - интеллектуальный (определяет порядок ответов на вопросы о первичном целеполагании в процессе формирования патриотических ценностей через знание теоретических и практических основ готовности к профессиональному развитию, выражающуюся в гибкости принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и оперативности мышления; через понимание сущности и социальной значимости своей профессии), эмоционально- чувственный компонент позволяет формирование патриотических взглядов и убеждений наполнить эмоциональным смыслом и преобразовать в руководящие принципы поведения и поведенческо - волевой позволяет эффективно действовать в условиях некомфортных ситуаций внешнего и внутреннего характера; действовать в условиях страха, противоречий во взаимоотношениях, неуверенности в себе и конфликтных ситуациях.

Список литературы

1. Аржанова И. О. Вопросы патриотизма: краткий дискурс историографии, аспект этногенеза // Система ценностей современного общества. 2014. №. 37. С. 30-33.

2. Аронов А. А. Научно-педагогические основы управления системой военно-патриотического воспитания школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1990. 53 с.

3. Галдобина С. В. Военно-патриотическое воспитание населения СССР в 1946-1991 гг. историографическое исследование : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2008. 40 с.

4. Галькевич Г. Л. Патриотизм как проблема воспитания подрастающего поколения // Роль молодежных организаций и объединений в гражданском становлении личности : Материалы республиканской научной конференции преподавателей, аспирантов и студентов, Витебск, 17 мая 2007 года / Под редакцией Г. А. Качан, Н. К. Зинькова, Ю. И. Венгер. Отв. за выпуск. С. А. Моторов, А. П. Орлова, Н. А. Ракова. Витебск : Изд-во «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова», 2007. С. 174-176.

5. Ешев М. А. Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи: на примере Республики Адыгея : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Майкоп, 2010. 24 с.

6. Иванова С. Ю. Патриотизм в культуре современной России : автореф. дис. ... д-ра ф. наук. Ставрополь, 2004. 46 с.

7. Левкина Т. В. Патриотическое воспитание подростков в процессе изучения отечественной истории в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.

8. Лутовинов В. И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: Социально-философский анализ : дис. ... д-ра ф. наук. М., 1998. 488 с.

9. Макаров В. В. Патриотизм как философская проблема : автореф. дис. ... д-ра ф. наук. М., 1990. 36 с.

10. Мозговая Е. И. Русский патриотизм: историко-культурные и идеологические основания : монография. Белгород : Изд-во «Белгородский государственный университет», 2009. 114 с.

11. Мурзин А. И. Социально-культурная деятельность как фактор патриотического воспитания курсантов военных вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 24 с.

12. Никова М. А. Формирование патриотизма у российского студенчества : автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2004. 24 с.

13. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе : методическое пособие / авт.-сост. А. К. Быков, И. И. Мельниченко. М. : Сфера, 2007. 207 с.

14. Патрушева Е. А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 24 с.

15. Пискунова Т. В. Модификация ценностного содержания патриотизма в сознании российской молодежи : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 23 с.

16. Руденко В. И. Формирование патриотизма как ценности у студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2005. 27 с.

17. Фетисов А. С. Патриотические ценности будущих преподавателей гуманитарного профиля: сущность, содержание и структура // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2023. № 13. С. 7-14.

18. Харламов И. Ф. Педагогика. М. : Гардарики, 1999. 520 с.

19. Шейко В. Н. Российский патриотизм: государственные и этнорегиональные социокультурные аспекты : автореф. дис. ... канд. ф. наук. Краснодар, 2005. 26 с.

References

1. Arzhanova I. O. Voprosy patriotizma: kratkii diskurs istoriografii, aspekt etnogeneza [Issues of patriotism: a brief discourse of historiography, an aspect of ethnogenesis]. Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva [The value system of modern society]. 2014, no. 37, pp. 30-33. (In Russ.).

2. Aronov A. A. Nauchno-pedagogicheskie osnovy upravleniya sistemoi voenno-patrioticheskogo vospitaniya shkol'nikov [Scientific and pedagogical foundations for managing the system of military-patriotic education of schoolchildren]. Doctoral dissertation abstract. Moscow, 1990, 53 p. (In Russ.).

3. Galdobina S. V. Voenno-patrioticheskoe vospitanie naseleniya SSSR v 1946-1991 gg. istoriograficheskoe issledovanie [Military-patriotic education of the population of the USSR in 1946-1991. historiographic research]. Doctoral dissertation abstract. Saint Petersburg, 2008, 40 p. (In Russ.).

4. Gal'kevich G. L. Patriotizm kak problema vospitaniya podrastayushchego pokoleniya [Patriotism as a problem of educating the younger generation]. Rol' molodezhnykh organizatsii i ob"edinenii v grazhdanskom stanovlenii lichnosti : Materialy respublikanskoi nauchnoi konferentsii prepodavatelei, aspirantov i studentov [The role of youth organizations and associations in the civic development of personality], Vitebsk, Izd-vo «Vitebskii gosudarstvennyi universitet im. P. M. Masherova» publ., 2007, pp. 174-176. (In Russ.).

5. Eshev M. A. Patriotizm kak tsennostnyi orientir studencheskoi molodezhi: na primere Respubliki Adygeya [Patriotism as a value orientation of student youth: on the example of the Republic of Adygea]. PhD thesis. Maikop, 2010, 24 p. (In Russ.).

6. Ivanova S. Yu. Patriotizm v kul'ture sovremennoi Rossii [Patriotism in the culture of modern Russia]. Doctoral dissertation abstract. Stavropol', 2004, 46 p. (In Russ.).

7. Levkina T. V. Patrioticheskoe vospitanie podrostkov v protsesse izucheniya otechestvennoi istorii v obshcheobrazovatel'noi shkole [Patriotic education of adolescents in the process of studying national history in a secondary school]. PhD dissertation abstract. Moscow, 2009, 23 p. (In Russ.).

8. Lutovinov V. I. Patriotizm i problemy ego formirovaniya u rossiiskoi molodezhi v sovremennykh usloviyakh: Sotsial'no-filosofskii analiz [Patriotism and the problems of its formation among Russian youth in modern conditions: a socio-philosophical analysis]. Doctoral dissertation. Moscow, 1998, 488 p. (In Russ.).

9. Makarov V. V. Patriotizm kak filosofskaya problema [Patriotism as a philosophical problem]. Doctoral dissertation abstract. Moscow, 1990, 36 p. (In Russ.).

10. Mozgovaya E. I. Russkii patriotizm: istoriko-kul'turnye i ideologicheskie osnovaniya [Russian patriotism: historical, cultural and ideological foundations]. Belgorod, Izd-vo «Belgorodskii gosudarstvennyi universitet» publ., 2009, 114 p. (In Russ.).

11. Murzin A. I. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak faktor patrioticheskogo vospitaniya kursantov voennykh vuzov [Socio-cultural activity as a factor of patriotic education of cadets of military universities]. PhD dissertation abstract. Tambov, 2007, 24 p. (In Russ.).

12. Nikova M. A. Formirovanie patriotizma u rossiiskogo studenchestva [Formation of patriotism among Russian students]. PhD dissertation abstract. Moscow, 2004, 24 p. (In Russ.).

13. Bykov A. K., Mel'nichenko I. I. Patrioticheskoe vospitanie shkol'nikov v uchebnom protsesse [Patriotic education of schoolchildren in the educational process]. Moscow, Sfera publ., 2007, 207 p. (In Russ.).

14. Patrusheva E. A. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskikh tsennostei u podrostkov v istoriko-kraevedcheskoi deyatel'nosti shkoly [Formation of civil and patriotic values in adolescents in the history and local history activities of the school]. PhD dissertation abstract. Chelyabinsk, 2009, 24 p. (In Russ.).

15. Piskunova T. V. Modifikatsiya tsennostnogo soderzhaniya patriotizma v soznanii rossiiskoi molodezhi [Modification of the value content of patriotism in the minds of Russian youth]. PhD dissertation abstract. Rostov-na-Donu, 2007. 23 p. (In Russ.).

16. Rudenko V. I. Formirovanie patriotizma kak tsennosti u studencheskoi molodezhi [Formation of patriotism as a value among students]. PhD dissertation abstract. Tyumen', 2005, 27 p. (In Russ.).

17. Fetisov A. S. Patrioticheskie tsennosti budushchikh prepodavatelei gumanitarnogo profilya: sushchnost', soderzhanie i struktura [Patriotic values of future humanities teachers: essence, content and structure]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya [Humanitarian research. pedagogy and psychology]. 2023, no. 13, pp. 7-14. (In Russ.).

18. Kharlamov I. F. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Gardariki publ., 1999. 520 p. (In Russ.).

19. Sheiko V. N. Rossiiskii patriotizm: gosudarstvennye i etnoregional'nye sotsiokul'turnye aspekty [Russian Patriotism: State and Ethno-Regional Socio-Cultural Aspects]. PhD dissertation abstract. Krasnodar, 2005, 26 p. (In Russ.).

Информация об авторе И. А. Пупырёв — аспирант, Воронежский государственный педагогический университет.

Information about the author I. A. Pupyrev — Graduate Student, Voronezh State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 10.05.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 20.06.2023.

The article was submitted 10.05.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 20.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.