Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (14). С. 81-90.
The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022. No. 3 (14). Р. 81-90.
ПЕДАГОГИКА
Научная статья УДК 371
doi 10.52170/2618-7949_2022_14_81
Аксиологические основы патриотического воспитания молодежи Надежда Владимировна Силкина1Н, Роман Сергеевич Силкин2
1 Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия, [email protected]
2 Центр информационно-аналитического сопровождения национального проекта «Образование» Министерства просвещения России, Москва
Аннотация. В статье анализируются понятия ценности и ценностных ориентаций; содержание понятия «патриотизм» рассматривается в контексте ценностных ориентаций. Отмечается, что в ряду важнейших ценностных ориентаций в России на разных этапах ее развития одно из центральных мест занимает патриотизм. Дается обоснование возможности формирования ценностных ориентаций посредством интериори-зации, идентификации и интернализации.
Исходя из теоретического анализа, авторами статьи делается вывод о том, что патриотизм является одной из наиболее значимых общественных ценностей; в сфере нравственных чувств и ценностной ориентации патриотизм рассматривается как важнейший компонент структуры личности, что позволяет исследования этого явления и методологию патриотического воспитания выстраивать на основе аксиологического подхода.
Авторы рассматривают аксиологические основы патриотизма в различных периодах жизни российского общества, особо отмечая период 90-х гг. прошлого века, когда смена общественно-политической системы привела к девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей и к утрате среди молодого поколения патриотического самосознания.
Сегодня в общественно-политических кругах и научно-образовательной среде укрепилось понимание важнейшей роли патриотического воспитания в защите национальных интересов российского государства. Начиная с 2000-х годов задачи патриотического воспитания закреплены в законодательных и нормативно-правовых актах, однако при всем широком охвате не принесли желаемых результатов.
Разделяя точку зрения таких ученых, как Л.С.Выготский, А.Н.Петровский и др., авторы статьи считают, что основными социально-психологическими инструментами приобщения личности к таким национальным ценностям, как патриотизм, в процессе воспитания выступают идентификация, интериоризация и интерна-лизация. Исходя из множественности исследовательских подходов к обозначенной проблематике, авторы далее развивают положение доклада группы отечественных ученых «Системный кризис отечественного образования» (2016 г.) о необходимости новой духовно-нравственной и патриотически-ориентированной модели российского образования, что актуализирует аксиологический подход в развитии методологии патриотического воспитания.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации молодежи, патриотизм, патриотическое воспитание, аксиологический подход
Для цитирования: Силкина Н. В., Силкин Р. С. Аксиологические основы патриотического воспитания молодежи) // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. 2022. № 3 (14). С. 81-90. DOI 10.52170/2618-7949_2022_14_81.
PEDAGOGY
Original article
Axiological foundations of patriotic education of youth Nadezhda V. Silkina, Roman S. Silkin
Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia, [email protected]
Center for Information and Analytical Support of the National Education Project, Ministry of Education of Russia, Moscow, Russia.
Abstract. The article considers the concepts: values; value orientations; the concept of patriotism is considered in the context of value orientations. The authors point out that among the most important value orientations in Russia at different stages of its development one of the central places has been occupied by patriotism. The opportunity of formation of value orientations through identification, interiorization, and internalization is substantiated.
© Силкина Н. В., Силкин Р. С., 2022
Based on the theoretical analysis, the authors conclude that patriotism is one of the most significant social values. In the sphere of moral feelings and value orientations patriotism is considered to be the most important component of the personality structure, which allows to conduct the research of this phenomenon and to develop the methodology of patriotic education on the basis of an axiological approach.
The researchers consider the axiological foundations of patriotism in various periods of the life of the Russian society, focusing on the period of the 1990s when the change of the socio-political system resulted in devaluation of traditional spiritual and moral values and in the loss of patriotic consciousness among the younger generation.
Today, the understanding of the most important role of patriotic education in protecting the national interests of Russia has strengthened in the public and political circles, the scientific and educational environment. Since the first decade of the XXI century, the tasks of patriotic education have been fixed in legislative and regulatory legal acts. However, they have not brought the desired results.
Sharing the point of view of L. S. Vygotsky, A. N. Petrovsky and other scientists, the authors of the article believe that identification, interiorization and internalization are the key socio-psychological tools for introducing a person to such national values as patriotism in the process of education. Based on the multiplicity of research approaches to the identified problems, the authors further develop the conclusion found in a report of Russian scientists "The systemic crisis of national education" (2016) emphasizing the need for a new spiritual, moral and patriotic-oriented model of Russian education. Thus, the axiological approach in the development of the methodology of patriotic education is thought to be highly relevant.
Keywords: values, value orientations of youth, patriotism, patriotic education, axiological approach
For citation: Silkina N. V., Silkin R. S. Axiological foundations of patriotic education of youth. The Siberian Transport University Bulletin: Humanitarian research. 2022;(14):81-90. (In Russ.). DOI 10.52170/26187949 2022 14 81.
«Ценность» как понятие впервые упоминается в трансцендентальной философии И. Канта; ценность рассматривается как имманентное свойство разума устанавливать законы нравственности, общезначимые принципы, мотивирующие человеческие поступки. Собственная история ценностной проблематики начинается с середины XIX в., когда Герман Лютцев в своем философско-этическом учении ввел категорию «ценности» в терминологию гуманитарных наук. С этого времени формируется аксиология как самостоятельное философское учение о природе ценностей, и к началу XX века Эдуард фон Гартман представляет аксиологию в качестве одной из философских дисциплин [1].
Русская философия конца XIX - начала XX века в лице Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, В. С. Соловьева, П. Б. Струве, С. Л. Франка, Г. П. Федотова, П. А. Флоренского, будучи изначально духовно-ориентированной и рассматривая сущность ценностей в значительной степени в духе неокантианства, наполнила категорию ценности новым содержанием духовности. Теоретическую основу современных исследований в области теории ценностей заложили работы М. Шелера, Х. Эренфельса, Э. Гуссерля, В. Виндельбанда, Н. О. Лосского, В. П. Тугаринова, Н. С. Розова, Г. Риккерта, М. Вебера, О. Шпенглера, М. Хайдеггера [2].
В широком смысле ценностная проблематика как основа методологических концепций анализа социальных и психологических ас-
пектов гуманитарных знаний присутствует во многих исследованиях (С. Ф. Анисимов, М. И. Бобнева, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, А. Г. Здравомыслов, И. С. Нарский, Е. В. Шо-рохова) [3]. Собственно, аксиологический подход являлся исходным моментом классификации и систематизации явлений в работах О. Г. Дробницкого, М. С Кагана., А. М. Кор-шуноваы, В. К. Шохина и др., в которых ценности выступают мотивационноно-логиче-скими предпосылками морально-нравственного выбора как индивида, так и нравственного развития общества в целом [4].
Так, Ю. А. Шерковин, Г. П. Шуклецов отмечают, что вследствие приобретенного социального опыта ценности формируют определенную позицию поведения, становятся фактом сознания. В тоже время ценности имеют двойственный характер, поскольку само «усвоение опыта носит как социальный, так и индивидуальный» аспект, от качества и степени влияния которых напрямую зависит дальнейшее развитие и всего общества, и каждого человека в реалиях XXI века» [5, 6].
Эта двойственность социальных ценностей находит свое выражение, с одной стороны, в том, что они становятся базой формирования духовно-ценностных установок и их сохранения в общественном сознании, с другой стороны, выступают в качестве мотивов деятельности, убеждения как основа принятия жизненно важных решений и поведения в социуме, вошедшими в личностную структуру конкретного индивида.
Рассматривая эти вопросы с позиции теории ценностей, ряд ученых (С. Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, В. П. Тугаринов, В. Ф. Сержантов, Д. А. Леонтьев, Ю. А. Шерковин и др.) классифицирует ценности в наиболее общем виде следующим образом: материальные (предметные - по О. Г. Дробницкому, предметно-воплощенные - по Д. А. Леонтьеву) и духовные (моральные, правовые, религиозные, общественно-политические и т. д.). В. П. Тугаринов в своей классификации выделяет общественно-политические ценности в отдельную группу [7].
Восприятие личностью ценностей как побудительных или седативных моментов деятельности и поведения определяет направленность на те или иные ценностные представления, закрепляющиеся в структуре личности в процессе социального опыта в виде ценностных ориентаций. Формирование и развитие ценностных ориентаций мы можем определить как социально-педагогический процесс, направленный на развитие и включение в ценностно-смысловую сферу личности определенных нравственных качеств.
Ценностные ориентации как сложный социально-психологический феномен обусловливают отношение личности к действительности, являются психологической характеристикой зрелости личности и, как принято считать, формируются посредством следующих социально-психологических механизмов: интерио-ризации, идентификации и интернализации. А. Н. Леонтьев писал, что смыслообразующее психическое развитие человека социально детерминировано усвоением индивидом общественного опыта, знаний и умений, накопленных человечеством. Интериоризация трактуется им как преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [7]. По существу, подобный подход разделял Л. С. Выготский в исследовании влияния социальных факторов как внешне опосредованных на формирование психики индивида, используя при этом термин «вращивание». Согласно Б. Г. Ананьеву, интериоризация выражается в формировании внутренних структур личности на базе социокультурного опыта посредством освоения определенных позиций, ролей и функций; все
сферы мотивации и ценностей детерминированы общественным становлением личности [8]. В процессе интериоризации ценностей отмечается важнейшая роль эмоциональных и волевых компонентов личности. Так, по мнению Б. С. Круглова, интериоризация ценностей есть осознанный процесс и предполагает достаточно высокий уровень личностного развития и социально-психологической зрелости [9].
Важнейший момент осознания и приобщения к социальным ценностям происходит в процессе идентификации. По мнению А. В. Петровского, идентификация - это процесс отождествления себя с другим индивидом или общностью, усвоения соответствующих групповых норм и ценностей, носителями которых является объект идентификации.
Понятие интернализации по сути схоже с понятием интериоризации, но представляет более сложный процесс с более глубокой и активной эмоциональной вовлеченностью, предполагающей принятие личной ответственности, восприятие значимых событий результатом собственной деятельности [4].
Современная аксиология исходит из положения о том, что формирование ценностных ориентаций личности напрямую связано с процессом социализации. Человек рождается как «случайный индивид» (К. Маркс) и затем в процессе социализации приобретает социальные характеристики и становится личностью. Подобное утверждение не абсолютно, поскольку очевидно, что процесс социализации не является жестко детерминированным в части воздействия на личность, соответственно, и усвоение ценностей на разных этапах социализации происходит неодинаково. Индивидуально-психологические особенности мышления, воли, эмоциональной сферы конкретного индивида определяют возможности и степень влияния различных социально-психологических механизмов (интериоризации, идентификации и интернализации) на формирование и развитие ценностных ориентаций.
Исторически значительное место в ряду важнейших ценностных ориентаций личности в России на разных этапах ее развития занимает патриотизм. Сегодня роль и значимость патриотизма в развитии личности, общества и государства активно обсуждается в различных областях
гуманитарного знания. В контексте ценностных ориентаций процесс воспитания патриотизма рассматривался такими авторами, как И. А. Агапова, В. Г. Алексеева, М. И. Афанасьева, В. В. Дьяченко, В. А. Сухомлинский, С. Ю. Иванова, В. Н. Мясищев, Н. А. Левина, В. И. Лутовинов и др. [10]. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что «...исключительно важно то, чтобы с детства у человека была духовная жизнь в мире нравственных ценностей - святынь нашей идеологии, нашего отечества, нашей истории, нашего народа. тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества» [11, с. 119]. Таким образом, подчеркивается причинно-следственная связь ценностных ориентаций индивида и формирования духовно-смысловой сферы личности, ее нравственных качеств и патриотического сознания в их числе.
Существует целый ряд трактовок понятия «патриотизм». Как отметила А. Г. Санина, «патриотизм - одно из неоднозначных понятий современной науки и политической практики. имеет сложную эмоциональную окраску, выражает высшие чувства к Отечеству» [12, с. 44]. Понимание феномена «патриотизм» изменялось, усложнялось его содержание и мировоззренческое наполнение, возрастало или снижалось его значение в общественной жизни в зависимости от исторической эпохи.
В словарях В. И. Даля и С. И. Ожегова рассматривается термин «патриот»: «патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчиз-нолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне» [13]. Словарь по философии определяет патриотизм «как нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность служить интересам родины. Патриотизм предполагает заинтересованность в судьбах страны, с которой связана его жизнь, гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности» [14]. Весьма содержательно определение патриотизма Н. М. Ильичевым: «Патриотизм - это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся прежде всего на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине,
включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» [15, с. 87].
Важно отметить, что в явлении патриотизма присутствуют и взаимообусловлены мировоззренческая и ценностная функции, а в ряду нравственных принципов в числе смыс-лообразующих отмечена идентификация как ценностная ориентация и приобщение к социокультурной общности. Таким образом, в содержании понятия «патриотизм» можно выделить существенные элементы, которые признаны и отмечены во многих работах: морально-нравственные установки (патриотическое мировоззрение) и вектор патриотического поведения, характеризующийся готовностью личности к практическим патриотическим действиям.
С точки зрения аксиологического подхода в разные периоды русской истории сущность патриотизма как имманентного духовно-нравственного состояния рассматривали в русской истории и литературе С. И. Гессен, Ф. М. Достоевский, Н. Я. Данилевский, И. С. Тургенев, Н. М. Карамзин, И. В. Киреевский, Л. Н. Толстой, А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушин-ский, Н. В. Шелгунов и др. Аксиологическая проблематика русской философской мысли середины XIX - начала XX вв. была тесно связана с православием и его воплощением в духовных ценностях русской культуры. Славянофилы Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, братья Аксаковы и Киреевские, западники П. Я. Чаадаев, К. Д. Кавелин, П. В. Анненков, при расхождении во взглядах о путях развития России, были едины в размышлении о державном патриотизме как о «русской идее», определявшей место нашего Отечества в мировой цивилизации.
В советский период российской истории тема патриотизма как свойства русского национального характера была ведущей в канонах социалистического реализма, к этой теме обращались многие писатели: Б. Горбатов., Л. Леонов, К. Симонов, А. Толстой, В. Вишневский,
A. Гайдар, Е. Долматовский, А. Корнейчук,
B. Кожевников, В. Тихонов, М. Шолохов, А. Фадеев и др.
Обобщая приведенные выше точки зрения, можно сказать, что патриотизм интегри-
рует в своем содержании социальные, духовно-нравственные, культурные и политические компоненты и представляет собой одну из наиболее значимых ценностей в обществе, исторически сформировавшихся качествах личности. На уровне субъекта патриотизм отнесен к области нравственных чувств и соответствующей ценностной ориентации и рассматривается как один из компонентов структуры его личности, что позволяет проводить исследования этого явления в сфере обучения и воспитания на основе аксиологического подхода.
Патриотическое мировоззрение как духовно-нравственная основа патриотизма всегда было важнейшим элементом воспитания подрастающего поколения древней Руси и российского государства. В народных сказаниях, былинах, исторических литературных памятниках проявления патриотизма воспеваются как героические и выступают примером для подражания, а наиболее выдающиеся из них канонизируются церковью (православный святой Александр Невский). В общественном сознании действиями церкви, государства и памятью народа на протяжении столетий закладывалось понимание патриотизма как высшей ценности и должного поведения во благо общества.
Обращаясь к аксиологическим основам патриотизма, мы не можем не остановиться на периоде переломных 90-х годов прошлого века, который характеризуется как мировоззренческий кризис, «когда смена парадигмы общественного развития в условиях отсутствия общенациональной идеи привела к девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей, резкому снижению воспитательного воздействия искусства, культуры, образования и утрате, особенно среди молодого поколения, российского патриотического самосознания» [16, с. 221]. Исследование причин мировоззренческого кризиса и деформации нравственных ценностей не входит в задачи данной статьи, однако, отмечая причинно-следственную обусловленность существующих проблем патриотизма этими обстоятельствами, рассмотрим соответствие и тенденции совершенствования концептуальных оснований и организационных подходов задачам патриотического воспитания молодежи в настоящее время.
Обратимся к работам известных авторов: академика Л. Абалкина, А. Ю. Андреевой, С. А. Шалаевой и др. Так, по мнению С. А. Шалаевой, насаждаемая средствами массовой информации система «ценностей потребительского общества способствует формированию в молодежной субкультуре культа силы, эгоизма, антипатриотической среды». Традиционные основы воспитания и образования подменяются более либеральными в канонах массовой культуры: «христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда -развитием эгоистической личности; нравственность - вседозволенностью в удовлетворении своих потребностей» [17, с. 174].
В своем исследовании М.М. Шевцова отмечает, что в молодежной среде «героические события отечественной истории утратили силу нравственного идеала как основы воспитания, а понятия гражданственность, патриотизм приобрели неоднозначную интерпретацию» [16, с. 221]. Об этом свидетельствуют, в частности, исследования по сформированно-сти патриотического сознания у молодежи в возрасте 18-23 лет, проводившиеся на базе Российского нового университета [18, с. 76]. Так, в рейтинговой оценке категориальных характеристик патриотизма из 26 позиций «любовь к Родине» отнесена на 13 место, «гордость за свою страну» - на 18 место, «готовность к защите Отечества» - на 24 место.
Сегодня в «общественно-политических кругах и научно-образовательной среде созрело и укрепилось понимание роли и значения системы патриотического воспитания в защите национальных интересов российского государства в новых социально-экономических и геополитических условиях» [19, с. 22]. Как писал академик Л. Абалкин, Россия оказалась перед историческим вызовом: либо перестать быть Россией, либо возродиться как великая держава в сочетании критериев экономической целесообразности и духовности. «Стало совершенно очевидным, что попытки осуществить какие-либо преобразования... без опоры на фундаментальные духовно-нравственные ценности заведомо обречены на провал» [20, с. 62].
В настоящее время идея и принципы патриотизма закреплены в Конституции Россий-
ской Федерации, ряде законов Российской Федерации, подзаконных актов, указов, постановлений, ведомственных приказов, распоряжений, положений Минобороны России, Ми-нобрнауки России, Минкультуры России и МВД России. Во многих субъектах Российской Федерации меры по патриотическому воспитанию закреплены на законодательном уровне и реализуются через региональные программы (Алтайский край, Астраханская, Брянская, Воронежская, Свердловская, Новосибирская области и др.). Они отражены и описаны в публикациях автора данной статьи [21].
На решение задач патриотического воспитания направлены государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года патриотизм указан в числе принципов, составляющих основу для достижения целей государственной национальной политики. В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года воспитание патриотично настроенной молодежи названо ключевой задачей. Проводятся масштабные акции патриотической направленности: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»; военно-спортивные игры «Зарница», «Победа», «Защитник Отечества» и др. [22, 23].
Как показывает проведенный анализ организационно-нормативной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи, здесь преобладает военно-патриотический аспект, направленный на формирование мотивации прохождения военной и правоохранительной службы. В то же время «вопросы организации и научно-методологического обеспечения духовно-нравственного воспитания и формирования на их основе интегративных качеств патриотического сознания наименее программно проработаны» [21, с. 122]. Это может свидетельствовать о том, что методы патриотического воспитания не соответствуют требованиям времени, не вызывают активного отклика у учащихся и носят формальный характер.
Минобрнауки России состояние работы по патриотическому воспитанию в целом оценивается неудовлетворительно. «Как отмечается в ряде исследований и официальных материалов,
по содержательным моментам результаты проведения мероприятий не удовлетворяют декларированным целям патриотического воспитания» [19, с. 24]. Очевидно, что эта ситуация является также следствием серьезных противоречий между задачами формирования патриотического мировоззрения на основе традиционных ценностей и культурно-нравственным уровнем контента массмедиа и электронных средств информации, активно влияющими на духовно-нравственную сферу общества.
Например, широкое распространение в подростковой и молодежной среде получило увлечение военизированными компьютерными играми, в частности World of Tanks. Целый ряд авторов (Н. В. Богачева, А. Б. Кулакова, Н. Н. Чернов, П. А. Степанов) видит в этом позитивные моменты: повышается зрительно-моторная координация, способность работать с большими объемами информации. При этом совершенно игнорируется аксиологический аспект («наши» / «вражеские»): по логике игры в виртуальных танковых сражениях по мотивам Второй мировой войны подростки ориентируются на выбор военной техники чьей-либо стороны только исходя из ее тактико-технических данных.
Теоретические выводы ученых коррелируют с эмпирическими исследованиями. Так, в работе Т. П. Лумпиевой и А. Ф. Волкова, посвященной психологическим особенностям и учебной мотивации студентов-первокурсников [25], авторами получены следующие результаты: 72 % респондентов считают, что сегодня моральные нормы устарели; около 80 % респондентов готовы переступить моральные нормы ради собственного успеха или не задумываются об этом вопросе; более 50 % респондентов не дают четкого ответа на вопрос и не задумываются о том, считают ли они себя патриотами.
На вопрос «Хотелось бы Вам уехать из России в другую страну на постоянное место жительства?» (в динамике 2018-2019 гг.) в 2018 г. 68 % респондентов говорили о такой возможности, в 2019 г. - 56,5 %. В вопросе о значимых ценностях обучающиеся поставили на первые три места семью, свободу, здоровье. На четвертом месте - образование, друзья, товарищи, а также любовь и верность. На пятое место отнесены материальный доста-
ток, статус и карьера. Иерархию ценностей замыкают духовность, гражданственность и патриотизм. Эти же ценности как наименее важные возглавляют антирейтинг.
Результаты исследования показали, что у молодых людей не сформированы основы патриотического сознания, патриотические действия смещаются в сторону формальных требований и минимизации личностного участия в такого рода деятельности. Необходимо осознание психолого-педагогических условий, в которых должно осуществляться воспитание патриотизма, выражающегося в морально-нравственных установках и в готовности личности к практическим патриотическим действиям. Некоторые подходы к решению этой проблемы изложены в докладе «Системный кризис отечественного образования», подготовленного Российским институтом стратегических исследований и фондом «Русский предприниматель» (Екатеринбург) при участии группы экспертов под руководством В. Слободчикова. В докладе сформулированы негативные факторы, разрушившие систему образования, убедительно доказано, что нынешняя модель российского образования не соответствует цивилизационной модели России. Научно-практическая содержательность доклада заключается в предложениях стратегии и тактики выхода отечественного образования из кризиса на основе изменения парадигмы образования [26]. В числе принципов новой образовательной политики названы патриотизм, высокая нравственность и традиционные ценности в сфере воспитания. Важным является представление о модели образовательной системы, которая должна быть не только профессионально, но духовно-нравственно и патриотично ориентированной.
Следует отметить, что лишь незначительная часть положений доклада была учтена в поправках к Конституции РФ и Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 г., что еще более актуализирует задачи научно-методологического обеспечения практической реализации продекларированных положений патриотического воспитания молодежи.
Обобщая вышеизложенное, можем сказать:
1. Ценностные ориентации обусловливают отношение личности к действительности
и по существу являются ее психологической характеристикой. Их формирование связано с процессом социализации, в результате этого ценности задают определенную позицию человека, выступают в качестве мотивов его деятельности и поведения в социуме. Основными социально-психологическими инструментами осознания и приобщения личности к традиционным национальным ценностям являются идентификация, интериоризация и интернационализация. При этом эмоции как особое переживание выступают психологическим механизмом усвоения (присвоения себе) ценностных установок и традиций.
2. В ряду важнейших ценностей в России одно из ведущих мест занимает патриотизм. Мы разделяем мнение ученых о том, что патриотизм является значимым компонентом в духовно-нравственной структуре личности, следовательно, методологию патриотического воспитания следует выстраивать на основе аксиологического подхода.
3. Проведенный теоретический анализ позволил выделить обобщенные содержательные элементы понятия «патриотизм». К ним относятся патриотическое мировоззрение (морально-нравственные установки) и готовность личности к практическим патриотическим действиям (вектор патриотического поведения).
4. В широком смысле понятие «воспитание» в теоретическом и практическом плане мы понимаем как общую социализирующую функцию общества, направленную на подготовку к жизни подрастающего поколения, которая осуществляется всеми социальными институтами. В этом контексте патриотическое воспитание имеет выраженную гносеологическую и мировоззренческую направленность.
5. История свидетельствует, что патриотическое воспитание подрастающего поколения в процессе образования присутствовало на всех исторических этапах российского государства. В период 90-х годов произошла смена парадигмы общественного развития, которая привела к девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей. Несмотря на то, что в настоящее время идеи патриотизма закреплены в законодательных и нормативно-правовых документах Российской Федерации, разработаны федеральные и региональные программы,
проводятся акции патриотической направленности, ученые и практики отмечают, что у школьников старших классов и студентов младших курсов вузов основы патриотического мировоззрения не сформированы, а вектор патриотического поведения смещен в сторону минимизации личностного участия в патриотических действиях. Отдельные разрозненные, не взаимосвязанные между собой мероприятия и программы не дают нового ин-тегративного качества «патриотически воспитанная молодежь».
6. В настоящее время поставленная проблема в том или ином виде освещается на различных дискуссионных площадках, на страницах периодической печати, научных конференциях. Мы разделяем положения и выводы доклада отечественных ученых «Системный кризис отечественного образования» (2016 г.) о необходимости новой модели российского образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотически-ориентированного аксиологического подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Список источников
1. Шохин В. К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М. : Изд-во РУДН, 2006. 457 с.
2. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. Т. 1 / С. Н. Бабурин, А. Г. Бережнов, Е. А. Во-ротилин [и др.] ; отв. ред. М. Н. Марченко. М. : Проспект, 2014. 552 с.
3. Афанасьева А. П. Символ как средство диагностики ценностно-смысловой сферы личности: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002. 149 с.
4. Общая психология : В 7 т. / под ред. Б. С. Братуся. Т. 1: Соколова Е. Е. Введение в общую психологию. М. : Академия, 2005. 352 с.
5. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 2012. Т. 3. № 5. С. 135-145.
6. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры на рубеже веков // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 2. С. 15-26.
7. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М. : Речь, 2001. 568 с.
8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. : Мысль, 1968. 338 с.
9. Круглов Б. С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М. : Педагогика, 1989. С. 12-14.
10. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М. : Большая Российская Энциклопедия, 1998. Т. 2. 672 с.
11. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. М. : Педагогика, 1990. 288 с.
12. Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44-53.
13. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс] : подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг. М. : ACT и др.: 1998. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
14. Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Блауберг, П. В. Копнина. М. : Политиз-дат,1970. 398 с.
15. Ильичев И. М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник Российского философского общества. 2002. № 3. С. 84-92.
16. Шевцова М. М. Содержание учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся: образовательные возможности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 35. С.221-226.
17. Шалаева С. Л., Шалаев В. П. Либеральный фактор глобального капитализма и западофикации мира // Конфликтология. 2016. № 1. С. 27-52.
18. Андреева А. Ю. Возможности технологий социально-культурной анимации в формировании патриотических качеств молодежи (результаты опытно-экспериментальной работы) // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 3 (71). С 75-80.
19. Силкина Н. В., Силкина О. С. Эмоциональное восприятие художественного образа: Теоретический аспект // Проблемы современного педагогического образования: Сборник научных трудов. Серия: Педагогика и психология. № 54 (8). Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия, 2017. С. 22-27.
20. Абалкин Л. Россия: поиск самоопределения: Очерки. М. : Наука, 2005. 464 c.
21. Силкина Н. В., Силкина О. С. О нормативно-правовом и организационном обеспечении патриотического воспитания молодежи // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2, № 5. С. 117-121.
22. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // gospatriotprogramma.ru : [сайт]. URL: http://gospatriotprogramma.ru/programma/202016-2020/.
23. Гукова И. Н. Политико-правовые аспекты гражданско-патриотического воспитания молодежи: региональный опыт // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (2). С. 880.
24. Ибрагимова А. Р. Некоторые итоги управления выполнением государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Russian Journal of Management. 2016. Т. 4, №. 4. С. 486-498.
25. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса // Медицинская психология в России. 2012. № 4 (15). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php (дата обращения: 02.01.2022).
26. Системный кризис отечественного образования и пути его преодоления / В. И. Слободчиков, И. В. Ко-ролькова, А. А. Остапенко [и др.] // Народное образование. 2016. № 9-10. С. 7-20.
References
1. Shokhin V. K. Philosophy of values and early axiological thought. Moscow: Publishing House of RUDN University, 2006. 457 p. (In Russ.).
2. Baburin S. N., Berezhnov A. G., Vorotilin E. A., et al. Marchenko M. N., ed. Philosophy of law. Course of lectures: textbook in 2 vol. Vol.1. Moscow: Prospect; 2014. 552 p. ISBN 979-5-392-14396-2. (In Russ.).
3. Afanasyeva A. P. Symbol as a means of diagnostics of the value-semantic sphere of personality: Thesis for the Candidate's Degree in Psychological Sciences. Moscow; 2002. 149 p. (In Russ.).
4. Bratus' B. S., ed. General Psychology: in 7 vols. Vol. 1: Sokolova E. E. Introduction to general psychology. Moscow: Academy; 2005. 352 p. (In Russ.).
5. Sherkovin Yu. A. The problem of value orientations and mass information processes. Psychological journal. 2012;3(5):135-145. (In Russ.).
6. Vyzhletsov G. P. Axiology of culture at the turn of the century. International Journal of Cultural Research. 2016;2:15-26. (In Russ.).
7. Leontiev A. N. Lectures on general psychology. Moscow: Rech; 2001. 568 p. (In Russ.)
8. Ananyev B. G. A person as an object of knowledge. Leningrad: Mysl'; 1968. 338 p. (In Russ.).
9. Kruglov B. S. Social orientation of personality. In: Dubrovina I. V., ed. Formation of a senior high school student personality. Moscow: Pedagogy; 1989. P. 12-14. (In Russ.).
10. Davydov V. V., ed. Russian Pedagogical Encyclopedia in 2 vol. Vol. 2. Moscow: Great Russian Encyclopedia; 1998. 672 p. (In Russ.).
11. Sukhomlinsky V. A. How to bring up a real person. Moscow: Pedagogy; 1990. 288 p. (In Russ.).
12. Sanina A. G. Patriotism and patriotic education in modern Russia. Sociological research. 2016;5:44-53 (In Russ.).
13. Dal V. I. Explanatory Dictionary of the Living Great Russian language by Vladimir Dal [CD-ROM]: according to the 2nd edition of 1880-1882. Moscow: AST; 1998. (In Russ.).
14. Blauberg I. V., Kopnin P. V., eds. A short dictionary of philosophy. Moscow: Politizdat; 1970. 398 p. (In Russ.).
15. Ilyichev I. M. About the essence, content and meaning of patriotism. Bulletin of the Russian Philosophical Society. 2002;3: 84-92. (In Russ.).
16. Shevtsova M. M. The content of academic disciplines in patriotic education of students: educational opportunities. Bulletin ofKemerovo State University of Culture and Arts. 2016;35:221-226. (In Russ.).
17. Shalaeva S. L., Shalaev V. P. The liberal factor of global capitalism and the Westernization of the world. Conflictology. 2016;1:27-52. (In Russ.).
18. Andreeva A.Yu. Possibilities of socio-cultural animation technologies in the formation of patriotic qualities of youth (Results of experimental work). Tomsk State University Journal. 2009;3(71):75-80. (In Russ.).
19. Silkina N. V., Silkina O. S. Emotional perception of an artistic image: A theoretical aspect. Problems of modern pedagogical education: Collection of scientific articles. Pedagogy and psychology. Vol.54 (8). Yalta: Humanitarian and Pedagogic Academy; 2017. P. 22-27. (In Russ.).
20. Abalkin L. Russia: the search for self-determination: essays. 2nd ed. Moscow: Nauka; 2005. 464 p. (In Russ.).
21. Silkina N. V., Silkina O. S. On the legal and organizational support of patriotic education of youth. Success of modern science and education. 2017;2(5):117-121. (In Russ.).
22. The state program "Patriotic education of the Russian Federation citizens for 2016-2020" Gospatriotprogramma ru: [site]. (In Russ.). URL: http://gospatriotprogramma.ru/programma/202016-2020 /.
23. Gukova I. N. Political and legal aspects of civil and patriotic education of youth: regional experience. Modern problems of science and education. 2015;2(2):880. (In Russ.).
24. Ibragimova A. R. Some results of the management of the implementation of the state program "Patriotic education of the Russian Federation citizens for 2011-2015". Russian Journal of Management. 2016;4(4):486-498. (In Russ.).
25. Isaeva E. R. A new generation of students: psychological characteristics, educational motivation and difficulties in the first-year learning process. Medical psychology in Russia. 2012;4(15). (In Russ.). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php.
26. Slobodchikov V. I., Korolkova I. V., Ostapenko A. A., Zakharchenko M. V., Shestun E. V., Rybakov S. Yu., et al. The systemic crisis of domestic education and the ways of its overcoming. Narodnoe obrazovanie. 2016;9-10 (14590):7-20. (In Russ.).
Информация об авторах
Н. В. Силкина - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии Сибирского государственного университета путей сообщения.
Р. С. Силкин - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий эксперт Центра информационно-аналитического сопровождения национального проекта «Образование» Министерства просвещения России.
Information about the authors
N. V. Silkina - Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Professor of the Department of Professional Education, Pedagogy and Psychology, Siberian Transport University.
R. S. Silkin - Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Lead Expert of the Center for Information and Analytical Support of the National Education Project, Ministry of Education of Russia, Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 18.03.2022; принята к публикации 09.06.2022.
The article was submitted 25.02.2022; approved after reviewing 18.03.2022; accepted for publication 09.06.2022.