Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ'

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / ПРАВОВАЯ БАЗА / КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР / РЕШЕНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ "ПЕРЕСВЕТ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Е. П., Ильин И. П.

В статье рассмотрены особенности имеющихся проблем патриотического воспитания в сельской местности в контексте ее особенностей. Показаны все сложности и особенности этого вопроса в современном селе. На основе анализа специфики правовой базы патриотического воспитания автором сформулированы основные направления комплексного решения имеющихся проблем. Автором проведен достаточно углубленный анализ вклада военно-патриотического клуба «Пересвет» в дело патриотического воспитания. Особое внимание уделено логике его совершенствования и развития, на основе реализуемых государством программ в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ»

способствует воспитанию у кадет готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских должностях в качестве приоритетного вида профессиональной деятельности. Список использованной литературы:

1. Воронкова Г.В. Самореализация обучающихся кадетской' школы в процессе воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2018. №2.С.55-56.

2. Воронкова Г.В. Развитие социального опыта у обучающихся кадетской школы в процессе воспитания // Вестник ТГПУ. 2018. №1.С.19-21.

3. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи. СПБ.: Питер, 2021. 324 с.

4. Иоаниди, А. Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза: монография / А. Ф. Иоаниди [и др.]. - Омск : Омское книжное издательство, 2019. - 215 с.

5. Ковтуненко, Л. В. Особенности военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в кадетских общеобразовательных организациях / Л. В. Ковтуненко, Е. В. Парамонов // Перспективы науки. -2019. - № 5 (116). - С. 178-181.

6. Ковтуненко Л. В., Парамонов Е. В. Мотивационно-ценностная направленность допризывной молодежи на военную службу. Пенитенциарная наука. 2020, т. 14, № 4 (52).С. 524-527 .

7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации: приказ министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 515. - URL: https://rg.ru/2014/10/01/minoborony-dok.html

8. Рыжикова Ю.А. Особенности формирования социального опыта кадета // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №2.С.44-45.

9. Цыбульская Е.И., Леденева А.К., Тюлегенова А.А. Адаптационные возможности учащихся кадетского корпуса // МНИЖ. 2020. №4.С.92-94.

10.Яковлев О. А. Патриотическое воспитание и его виды // Молодой ученый. 2021. №1. С. 93 - 95.

© Ильин Е.П., Ильин И.П., 2021

УДК-37

Ильин Е.П., Ильин И.П..

Магистранты МГПУ.

Институт педагогики и психологии образования. 2 курс.

Россия, Москва.

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности имеющихся проблем патриотического воспитания в сельской местности в контексте ее особенностей. Показаны все сложности и особенности этого вопроса в современном селе. На основе анализа специфики правовой базы патриотического воспитания автором сформулированы основные направления комплексного решения имеющихся проблем. Автором проведен достаточно углубленный анализ вклада военно-патриотического клуба «Пересвет» в дело патриотического воспитания. Особое внимание уделено логике его совершенствования и развития, на основе реализуемых

государством программ в современных условиях.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, проблемы, сельская местность, правовая база, комплексный характер,

решение, военно-патриотический клуб «Пересвет».

Сельская местность составляет большинство территории нашей страны и отличается своеобразием и уникальностью своего развития. Удаленность от центров власти, науки и культуры создает ряд проблем, в том числе и вопросах патриотического воспитания в сельской местности, требующих немедленного комплексного решения. На это накладывает свой отпечаток то что как давно отметили исследователи феномена патриотизма без него невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону, выработать плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую сельскую молодежь [9, с. 10].

В этой связи является актуальным исследование воспитания патриотизма у молодежной генерации сельской местности.

Научная составляющая вопроса состоит в том, что в отечественном патриотическо-просветительском дискурсе важное место занимает концепция воспитания, основанного на традиционных духовных и культурных ценностях - причем они понимаются сельской молодежью, причастной к трансляции этого нарратива, весьма широко и разнообразно, что это свидетельствует о слабой рефлексированности и недостаточной понятийной строгости. Плюрализм мнений царит даже по поводу того, является ли патриотизм одной из духовных ценностей.

В дополнение к этому сегодня налицо проблема слабой эффективности патриотической пропаганды среди сельской молодежи. Можно предположить, что эта проблема связана со слабостью патриотического воспитания относительно ориентиров и социальных ожиданий аудитории, к которой оно обращено. Пример такой пропаганды можно найти в универсальном приеме, основанном на знаменитом тезисе «не спрашивай, что Родина может сделать для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для Родины» [7, с. 108]. Само по себе это совершенно справедливо, поскольку Родина как феномен, имеющий в себе чрезвычайно обширную смысловую нагрузку, неизмеримо больше индивида в биологическом смысле - но столь же ли он больше личности сельского парня, чье сознание мыслит этот тезис и воспринимает применительно к своей жизненной ситуации и принципам.

Соответственно налицо целый комплекс проблем патриотического воспитания в сельской местности, требующих немедленного решения. Положение усугубляется тем, что в сельском социуме особенности развития образования характеризуются тем, что в сельских образовательных учреждениях обучается немало детей из малообеспеченных семей, семей группы риска, детей с проблемами в развитии, поведении, состоянии здоровья. Подавляющее большинство муниципальных систем образования сельских районов имеют весьма ограниченные ресурсы: недостаточное количество высокопрофессиональных педагогов и руководителей, современного оборудования для работы с различными группами детей и решения новых задач, в том числе и патриотического воспитания [10, с. 185].

На селе особенно остро сказывается нехватка специалистов, отвечающих за патриотическое воспитание молодежи, педагогов дополнительного образования и, что называется, «неравнодушных граждан», готовых проявить инициативу. В малых поселениях многие родители не имеют возможность (или не хотят) получать консультации по вопросам патриотического воспитания в школе, чтобы их дети занимались в кружках и секциях по интересам от учреждений дополнительного образования. В школьных учреждениях не хватает современных средств, обеспечивающих информационную открытость, сети интернет.

Решение проблем патриотического воспитания в сельской местности должно носить комплексный характер. Важнейшее основание для этого - легитимная правовая база.

Основной закон нашей страны Конституция Российской Федерации констатирует (пункт 4 статья 67.1) [1], что государство создает условия для воспитания в детях патриотизма и гражданственности.

Следовательно, патриотизм является важнейшим приоритетом государственной политики России, и государство создает все условия, способствующие его всестороннему развитию.

В июле 2020 года Президент России В.В. Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [2].

В соответствии с поправками, внесенными законом, в понятии «воспитание» направления воспитательной работы дополнены такими направлениями, как: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Для реализации этих положений с 1 января 2021 года в России началась реализация нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». Проект рассчитан до 2024 года, всего на него направят порядка 14 млрд рублей. В новом проекте усилится воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, в содержании уроков, во внеучебной деятельности, в системе дополнительного образования [4.с.3],

Решение проблем патриотического воспитания в сельской местности необходимо рассмотреть на примере конкретного сельского населенного пункта. Муниципальное образование Михайловское - сельское поселение в Куркинском районе Тульской области России. Это небольшое село в котором проживают 459 жителя и сельскую школу посещают 76 учеников. Проблемой является отток детей из села, поскольку некоторые родители предпочитают возить детей в соседние, более крупные школы, несмотря на то, что они находятся в 30 - 40 километрах от места жительства, считая уровень других школ более высоким.

Для комплексного решения проблем патриотического воспитания в селе Михайловское местности создан и работает военно-патриотический клуб «Пересвет».

Работа военно-патриотического клуба подразумевает создание в образовательном учреждении условий для дополнительного патриотического воспитания и образования детей. Согласно уставу клуба оно соответствует военно-служебной форме и предусматривает:

• организацию социального опыта воспитанников (совместного служения, совместного преодоления трудностей, испытаний, подчинения и командования, преодоления физических трудностей, психологических затруднений, проявления воли, оказания помощи и взаимопомощи в экстремальных ситуациях);

• образование (на уровне начальной военной подготовки и физической культуры), освоение военно-прикладных умений (огневая, строевая, топографическая, военно-инженерная, военно-медицинская, тактическая подготовка);

• индивидуальную педагогическую помощь, ориентированную на развитие способностей к саморегуляции в процессе интенсивного межличностного взаимодействия, совместного преодоления трудностей, на стимулирование самосовершенствования [3].

Работа военно-патриотического клуба «Пересвет» в МКОУ «Михайловская СОШ» имени В.А. Казанского показывает что сотрудничество с воинскими частями, командами речных и морских судов играет важную роль не только в плане возможности использования материальной базы для выполнения прыжков с парашютом, проведения военно-полевых сборов, но и в плане совместного проживания значимых ситуаций, становящихся для школьников воспитательными событиями.

Клуб «Пересвет» находится в самом начале пути, но уже много сделано. Сегодня военно-патриотический клуб активно сотрудничает с Музеем-заповедником «Куликово Поле». Школьники на безвозмездной основе посещают музей, участвуют в квестах, реставрациях и других мероприятиях, организованных музеем, позволяющих школьникам проникнуться духом победы, ощутить величие славы предков.

В рамках дополнительного образования заключено соглашение о сотрудничестве с командованием 106-я гвардейской воздушно-десантной Тульской Краснознамённой, ордена Кутузова дивизии. Это сотрудничество является важным аспектом решения проблем патриотического воспитания в сельской

местности. Воздушно-десантные войска издавна считаются примером мужества и доблести для молодых людей разных поколений. Многие из ребят, учеников школы, членов военно-патриотического клуба «Пересвет» мечтают стать десантниками, и первым шагом к осуществлению этой мечты является посещение воздушно-десантной дивизии. Общение с офицерами-десантниками мотивирует детей к занятию спортом и здоровому образу жизни. Для многих, служба в ВДВ может стать профессией.

Целью работы клуба выступает привитие обучающимся любви к родному селу и интересу к его развития в контексте героической истории страны. В клубе предусмотрены разнообразные формы работ, наиболее эффективными из них являются:

1. Проведение краеведческих экскурсий по памятным местам, посещение музеев воинской славы. Данная форма организации хороша тем, что учеников можно познакомить с событиями и фактами истории своей Родины на ярком наглядном материале. Они играют особенную роль в патриотическом воспитании младших школьников. С их помощью дети расширяют свои представления о родном крае, культурных обычаях и традициях своего народа, что повышает их познавательную активность.

2. Проведение бесед на нравственную и патриотическую тематику - через беседы учителям предоставляется большое поле действие для организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Главной особенностью организации занятий-проектов клуба является включение каждого учащегося школьного возраста в активную творческую познавательную деятельность, которая реализуется посредством создания проблемной ситуации, через решение которой обучающиеся могут проявлять свои творческие способности и показывать свои навыки по сбору, оформлению и обработке информации.

Темы для творческих проектов были разноплановыми и разнообразными: это и проведение выставок рисунков «Спеши делать добрые дела» и оформление творческих папок на гражданско-патриотические темы, таких как «Известные люди нашего села», «Любимые места моего родного села», «Односельчане -герои войны» и т. д. Особое внимание уделялась и сейчас уделяется проект-поиску «История моих бабушки и дедушки» и «Герой в моей семье». Работа над данными проектами предполагало собой организацию поисковой работы среди обучающихся.

Целью данного мини-проекта является изучение семейных архивов и фотографий, сбор информации о своих бабушках и дедушках, истории их жизни. Участникам клуба очень понравилась тема данного проекта. На протяжении нескольких занятий проводился сбор информации, её систематизация и оформление полученных результатов. Результатами данного проекта стали красочно оформленные творческие работы членов клуба «Пересвет»: это и презентации, и мини-сообщения об истории своей семьи.

По материалам статьи можно сделать вывод, что как показывает отечественная практика, в сельской местности существуют проблемы патриотического воспитания, требующие немедленного решения. Оно должно носить комплексный характер и основываться на том, что в Российской Федерации XXI века создана легитимная правовая база для развития патриотического воспитания. Можно констатировать, что основываясь на ее положениях в сельском поселении Михайловское в Куркинском районе Тульской области России создан и успешно работает военно-патриотический клуб «Пересвет». В сотрудничестве со 106-я гвардейской воздушно-десантной Тульской Краснознамённой, ордена Кутузова дивизией и Музеем-заповедником «Куликово Поле» учащиеся МКОУ «Михайловская СОШ» имени В.А. Казанского, занимающиеся в военно-патриотический клуб «Пересвет» учувствуют в разнообразных мероприятиях патриотической направленности. В целом это способствует развитию патриотического воспитания в сельской местности.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). //http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/

2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/

3. Устав военно-патриотического клуба «Пересвет».// МКОУ «Михайловская СОШ» 2021. 18 с.

4. Грибова Д. Новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» стартует с 1 января 2021 года.//Учительская газета. 23.11.2020.С.3.

5. Майборода Н. А. Искусство развития патриотизма у воспитанников сельских учебно-воспитательных комплексов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 35.С.2-3.

6. Москаленко Н.Н., Иванов Д.А. Работа военно-патриотического клуба в школе // Перспективы развития науки и образования: сб. мат-лов междунар. научно-практ. Конф. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 93-94

7. Царев А.И. Государственный патриотизм: прошлое и настоящее. Монография. - Ростов н/Д: Редакционно-издательский центр ЮРИФ РАНХиГС , 2012. 344 с.

8. Царев А.И. Патриотизм: есть ли альтернатива? // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2006 № 3-4 . С. 34-42.

9. Цылев В. Р. Многообразие феномена патриотизма. // Социс. 2019. №6. С. 10-11.

10.Шатилов А.Б. Формирование концепта государственного патриотизма в России в период 2000-2017 гг.: основные этапы и базовые идеологемы // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. №3 (27). С.18-23.

© Ильин Е.П., Ильин И.П., 2021

УДК 378.1

Д.В. Ковпанец

курсант ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ С.Н. Смеянов канд. пед. наук, доцент ВУНЦ ВВС «ВВА»

г. Воронеж, РФ

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Аннотация

В статье рассмотрен комплекс мероприятий для совершенствования образовательного процесса в военном вузе и определена важность военно-научной деятельности для курсантов.

Ключевые слова

физическая подготовка, военно-научная деятельность, современные подходы образования.

Современная военно-политическая обстановка в мире определяет высокие требования к умениям и навыкам будущих офицеров, их физической подготовке. Всего этого можно добиться при грамотном и эффективном подходе к учебному процессу. Необходимо реализовать поставленные военно-образовательные задачи, соблюдая высокие стандарты к военно-профессиональной подготовке. Главная особенность современной подготовки курсантов - это широкое применение новейших электронных источников информации и педагогических технологий, постоянный контроль над изменениями в военной науке и за положительными результатами в развитии и совершенствовании военного оборудования и вооружения.

Одной из важных составляющих в формировании будущего офицера является физическая подготовка.

Физическую подготовку рассмотрим, как комплекс мероприятий необходимых для физического совершенствования военнослужащих. Цель - обеспечить физическую готовность для того, чтоб выполнять

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.