Научная статья на тему '«Школа армии» - Школа патриотов'

«Школа армии» - Школа патриотов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЭТАПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / MILITARY-PATRIOTIC ASSOCIATION / STAGES OF CAREER GUIDANCE IN PREPARATION FOR SERVICE IN THE ARMED FORCES OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Галина Николаевна

В статье обосновывается значимость патриотического воспитания молодежи как необходимого условия становления личности в современных условиях, анализируется многолетний опыт работы военно-патриотического объединения «Школа Армии» Киржачского районного дома культуры, разносторонняя программа которого охватывает такие направления, как: социально-нравственное, социально-культурное, туристско-краеведческое, военно-спортивное, военно-патриотическое. Автор статьи делает вывод о необходимости внедрения опыта деятельности подобных объединений, как активной формы воспитания подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новикова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the importance of patriotic education of youth as necessary condition of formation of the person in modern conditions is proved, long-term experience of military-patriotic association «Army School» of the Kirzhachsky regional recreation centre which versatile program covers such directions, as is analyzed: socially-moral, welfare, turistsko-of regional studies, military-sports, military-patriotic. The author of article does a conclusion about necessity of introduction of experience of activity of similar associations as active form of education of teenagers.

Текст научной работы на тему ««Школа армии» - Школа патриотов»

технологии социально-культурного воспитания

«ШКОЛА АРМИИ» -ШКОЛА ПАТРИОТОВ

Галина Николаевна НОВИКОВА,

кандидат педагогических наук, профессор novikova-gn@mail.ru

В статье обосновывается значимость патриотического воспитания молодежи как необходимого условия становления личности в современных условиях, анализируется многолетний опыт работы военно-патриотического объединения «Школа Армии» Киржачского районного дома культуры, разносторонняя программа которого охватывает такие направления, как: социально-нравственное, социально-культурное, туристско-краеведческое, военно-спортивное, военно-патриотическое. Автор статьи делает вывод о необходимости внедрения опыта деятельности подобных объединений, как активной формы воспитания подростков.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, военно-патриотическое объединение, этапы профориентационной работы по подготовке к службе в Вооруженных Силах России.

In article the importance of patriotic education of youth as necessary condition of formation of the person in modern conditions is proved, long-term experience of military-patriotic association «Army School» of the Kirzhachsky regional recreation centre which versatile program covers such directions, as is analyzed: socially-moral, welfare, turistsko-of regional studies, militarysports, military-patriotic. The author of article does a conclusion about necessity of introduction of experience of activity of similar associations as active form of education of teenagers.

Key words: military-patriotic education, military-patriotic association, stages of career guidance in preparation for service in the Armed Forces of Russia.

Проблема формирования патриотической направленности личности обусловлена возрастающей потребностью общества в подготовке социально активных граждан, сознательно участвующих в преобразовании общества, желающих служить в Вооруженных силах страны, в любую минуту встать на защиту государственных интересов.

К сожалению, качественные изменения, произошедшие в социальной структуре и образе жизни россиян, оказали существенное влияние на изменение традиционных для нашей страны ценностных ориентаций, формирование гражданских, нравственных и культурных ценностей, идеалов, чувств, мировоззрения. Постоянные реорганизации в социально-экономической сфере повлияли на распространение

среди населения недоверия к властным структурам, индивидуализма, равнодушия, пренебрежительного отношения к нравственным ценностям, немотивированной агрессии, необоснованного, порой протестного, девиантного поведения.

Разрушение созданной в Советском Союзе стройной системы патриотического воспитания подрастающего поколения привело к утрате поэтапной воспитательной работы, падению интереса к методикам патриотического воспитания, а в результате целое поколение подростков оказалось вне зоны внимания к проблемам патриотического воспитания.

Однако за последние годы в этом направлении наметились определенные сдвиги. Особое звучание эта проблема приобрела с принятием Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», где сформулирована главная цель - развитие в стране системы, способной обеспечить решение задач по патриотическому воспитанию граждан и консолидации общества.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских, информационных общероссийских и международных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию содержания патриотического воспитания граждан, формированию у них активной жизненной позиции.

В настоящее время появляются новые и возрождаются традиционные для России образовательные формы - кадетские корпуса, школы, военные лицеи; оживилась деятельность краеведческих, военно-спортивных, военно-исторических клубных объединений, возникают клубные объединения историко-культурной направленности, устойчивый интерес наблюдается к формам реконструкции военных сражений.

Активно работают многие годы в этом направлении и наши выпускники.

8 ноября 2013 года в небольшом городке Киржач Владимирской области в Кир-жачском Доме культуры отметили 40-летний юбилей уникального военно-патриотического объединения «Школа армии». Ее основателем и бессменным руководителем является выпускник Московского государственного университета культуры и искусств, директор районного Дома культуры, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Киржач и Киржачского района Валерий Киро-вич Карамин.

За годы деятельности в «Школе армии» сложилась гармоничная система военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Разработана программа подготовки к службе в армии и поступлению в элитные высшие военные заведения, среди которых Рязанское десантное, Серпуховское ракетное высшие военные училища, Голицынский пограничный институт ФСБ, Краснодарское училище военных летчиков и др. Программа ставит цель - воспитание гражданственности и патриотизма среди подростков «Школы» как важнейшей составляющей духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование социально значимых качеств, знаний, умений и навыков, готовности к служению и активности в различных сферах жизни общества и особенно к военной службе в условиях мирного времени, высокой ответственности и дисциплины.

В число важных задач «Школы» входят: развитие у курсантов сопричастности к истории и культуре Отчизны, достижениям и проблемам современной жизни; утверждение патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважение к культурному наследию России; повышение престижа воинской службы, готовности служе-

ния Родине; формирование у курсантов честности, бескорыстия, справедливости, нравственной чистоты.

Программа охватывает несколько основных направлений: социально-нравственное, социально-культурное, туристско-краеведческое, военно-спортивное, военно-патриотическое.

Формирование готовности к освоению военной профессии, образу жизни военного входит в первый этап профориентационной работы «Школы», который начинается на первичном отборе кандидатов в военно-патриотическое объединение. На этом этапе огромную роль играет желание родителей устроить ребенка в «Школу армии», дабы уберечь его от дурных компаний и негативного влияния улицы. Но есть ли желание и способности к военной службе у самого подростка? Первая встреча и первая беседа с претендентом начинаются с беседы Валерия Карамина, где выявляется профориентационная направленность претендента. Учитываются успехи подростка в образовательной школе, его общественная деятельность.

Следующий этап включает участие подростка в летнем лагерном военно-спортивном сборе, который становится своеобразным тестом на проверку физических данных юных курсантов, твердости характера, воли к преодолению трудностей: подростки выполняют определенные физические упражнения, совершают марш-бросок на выносливость, проходят первые тактические упражнения, изучают первичные основы огневой подготовки.

При зачислении в «Школу армии» подростки, приехавшие из разных областей России, определяются на довольствие и проживание в воинской части, которая расположена недалеко от Киржача, а местные ребята остаются жить дома, но учебный день все зачисленные ребята проводят вместе.

Основное содержание обучения в «Школе армии» включает изучение предметов общеобразовательной программы средней школы и предметов, связанных с военной подготовкой, предметов по выбранному профилю военной специальности. Сроки обучения в «Школе армии» строго дифференцированы, исходя из возраста и общеобразовательной подготовки: после окончания 10-го класса предполагается 1 год обучения; после окончания 9-го класса - 2 года и после 8 лет обучения в общеобразовательной школе предполагается 4 года обучения в «Школе армии».

Четкий распорядок дня курсантов включает не только обучение подростков по программе общеобразовательной школы, выполнение домашних заданий, но и специальную подготовку по военным дисциплинам. Обязательным для курсантов становится социально-культурная практика, участие в общественной, спортивно-массовой и культурно-просветительной жизни города.

В обязанности курсантов входит шефство над престарелыми жителями города, трудовые десанты по благоустройству Киржача, проведение акций по сохранению памятников истории и культуры, помощь в ремонте Дома культуры. Курсанты бережно сохраняют памятник Герою России А.В. Маргелову.

На воскресные и праздничные дни составляется особое расписание, включающее специальные военно-спортивные дисциплины и военную подготовку: рукопашный бой, трехкилометровые кроссы, прыжки с парашютом, владение огневым оружием, гимнастические и силовые упражнения. Руководством «Школы армии» приветствуется участие курсантов в спортивных состязаниях различного уровня -от городских до областных и всероссийских по военно-прикладным видам спорта, футбольных турнирах, волейболу, боксу.

Зимой и летом, в дни каникул, курсанты проводят лагерные сборы на базе войсковых частей.

Окончившие очередной учебный год, набравшие значительное количество баллов курсанты готовятся к ежегодной поездке по России на автобусе, принадлежавшем «Школе армии». За годы деятельности «Школы армии» ее курсанты побывали во всех городах-героях России и ближнего Зарубежья. Ежегодно маршрут разрабатывается по новым направлениям, связанным с достопримечательностями России, историческими событиями, военными сражениями, памятными местами жизни выдающихся людей, ветеранами войны и труда, жителями городов и сел. Курсанты посетили Минск, Брест, Киев, Севастополь, Запорожье, Ростов-на-Дону, Ригу, Таллинн, Новгород, Курск, Мамаев курган, Прохоровское поле и другие города и военно-исторические комплексы.

В этих походах курсанты не обходят вниманием и малые населенные пункты, небольшие деревни, помогают пожилым одиноким сельским жителям в организации быта, ремонте дома, заготовке дров, покраске и ремонту технике, проведению других работ.

Часто приезжает ребята и в Москву, где с удовольствием посещают музеи, театры, концертные залы, встречаются с военнослужащими, Героями России. 9 Мая 1980 года на Красной площади в Москве «Школе армии» ветераны Великой Отечественной войны торжественно вручили воинское знамя, которое хранится в школе и торжественно выносится во время праздничных мероприятий. Позднее школа получила и еще одну привилегию - называться в честь 36-й Гвардейской дивизии.

Лето 2013 года курсанты провели на Русском севере. Они побывали в Санкт-Петербурге, Вологде, Петрозаводске, Великом Новгороде, где увидели знаменитые памятники культуры и воинской славы. В Карелии на берегу Онежского озера на несколько дней был разбит палаточный лагерь; ребята отдыхали, совершали вылазки по партизанским тропам.

Особое внимание в «Школе армии» уделяется взаимодействию с войсковыми частями. Руководитель объединения В.К. Карамин в самом начале создания «Школы», обратился к командующему Московским военным округом, который приказом прикомандировал к военно-патриотическому объединению несколько войсковых частей в качестве шефов. Курсанты школы получили доступ в воинские части, высшие военные училища и институты для ознакомления с военной техникой, проведения практических занятий, была скорректирована программа обучения, а позднее старшеклассники были приняты в войсковые части на полное довольствие, учебу и прохождение военной практики.

Многие ребята выразили желание продолжить в дальнейшем обучение в военных училищах, и руководство учебных заведений с удовольствием пошло им навстречу. Был заключен со «Школой армии» договор, по которому курсантам было предоставлено конкурсное преимущество при поступлении в эти учебные заведения.

За 40 лет своего существования «Школа армии» вырастила более 950 достойных воинов Российской армии. Многие из них окончили высшие военные заведения, стали офицерами и служат с честью и достоинством в рядах Вооруженных сил, ФСБ, МЧС, элитных подразделениях «Альфа», «Вымпел», командуют войсковыми частями.

В «Школу армии» поступают со всех концов России, здесь учатся целыми семьями. Братья Терехины, прошедшие подготовку в «Школе армии», сегодня служат

в танковых войсках, Блашенцевы - выпускники пограничных учебных заведений ФСБ России, Старцевы - успешно окончили Московский военный университет, Гла-дилины - Московский военный командный институт и многие другие. Наравне с юношами в школе занимаются и девочки, которые выбирают для себя работу в армии и силовых ведомствах.

За последнее время военно-патриотические объединения, подобные «Школе армии» стали возникать и в других регионах России. Для курсантов организуются Всероссийские слеты военно-патриотических объединений, которые проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, и участие в их работе становится почетной традицией для курсантов киржачской школы.

За большой вклад в дело военно-патриотического воспитания молодежи и развитие культуры, за самоотверженный педагогический труд бессменный руководитель «Школы армии» В.К. Карамин, заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин г. Киржач и Киржачского района, награжден орденом «Знак Почета», медалью «За воинскую доблесть».

Литература:

1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы. Государственная программа.

2. Тимоха Т. Школа Карамина // Владимирские ведомости, 2013. 31 окт. - С. 16-17.

3. Военно-патриотическому объединению «Школа армии» - 40 лет // Киржач, Киржачский район - 235 лет. - С. 35.

4. Юрьев В. К юбилею подошли достойно // Красное знамя, 2013. 6 ноября. - С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.