Научная статья на тему 'КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ'

КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАДЕТЫ / КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Е.П., Ильин И.П.

В статье рассмотрено кадетское движение, как социальный лифт помогающим кадетам из сельской местности сделать карьеру. Показано что основные задачи, формируемые кадетом из села на пути к формированию жизненного пути в сфере военно-профессиональной деятельности решаются за счет ресурсного обеспечения базы знаний учебного заведения и патриотического воспитания. На основе анализа специфики современного патриотического воспитания автором сформулированы основные направления комплексного решения имеющихся проблем развития кадетского движения на селе и реализации его преимуществ как социального лифта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ»

редактировать, комментировать и общаться, используя чат в реальном времени. Удобной функцией данного сервиса является то что информация сохраняется автоматически и ребенок может видеть любые изменения, которые были внесены научным руководителем пошагово. «Google Документы» является мобильным инструментом, так как для работы в нем может быть использован любой электронный девайс. Данный инструмент предполагает работу как в онлайн так и в офлайн режиме. Еще одним преимуществом является отсутствие необходимости в использовании флеш накопителей и иных съемных запоминающих устройств для обмена информацией.

Работая над проектами с помощью «Google Документы» учащиеся отмечают его инновационность. Работа может проводиться дома с компьютера, в школе во внеурочное время с планшета или телефона, обеспечивая тем самым непрерывность работы над проектом в любое удобное для ребёнка время. Список использованной литературы:

1. Елизаров А. Учебный проект в школе: высокий педагогический результат / А. Елизаров, М. Бородин, Н. Самылкина. - М. : Лаборатория знаний, 2019. - 64 с. : ил.

2. Сорокина Т.Е. Формирование умения планировать работу в процессе обучения школьников проектной деятельности // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении - 2019: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции. - г. Череповец, 5 апреля. - 2019. - с.

3. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова https://ushakov.slovaronline.com/87759-EFFEKTIVNYIY

© Гондусова Е.О., Булгакова Е.Г., 2021

УДК-37

Ильин Е.П., Ильин И.П..

Магистранты МГПУ.

Институт педагогики и психологии образования. 2 курс.

Россия. Москва.

КАДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ЛИФТ

Аннотация

В статье рассмотрено кадетское движение, как социальный лифт помогающим кадетам из сельской местности сделать карьеру. Показано что основные задачи, формируемые кадетом из села на пути к формированию жизненного пути в сфере военно-профессиональной деятельности решаются за счет ресурсного обеспечения базы знаний учебного заведения и патриотического воспитания. На основе анализа специфики современного патриотического воспитания автором сформулированы основные направления комплексного решения имеющихся проблем развития кадетского движения на селе и реализации его преимуществ как социального лифта.

Ключевые слова:

кадеты; кадетское движение, социальный лифт, мотивационно-ценностная направленность; патриотическое воспитание, сельская местность, военная служба; комплексный характер.

История кадетских корпусов в России берет начало с 27 января 1701 года, когда император Петр Великий подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигацких наук. Император понимал, что новая Россия крайне нуждается в хорошо и всесторонне образованных людях. В число учащихся школы предписывалось «избирать добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». Сюда принимались дети всех сословий за исключением крепостных. В настоящее время в России возрождается

традиция кадетского образования. Воспитанников кадетского движения называют будущим России. Они патриоты своей страны [3.С.25].

Патриотизм - это моральный и социально политический принцип, сутью которого является любовь к Отчизне и решимость в необходимый момент принести в жертву свои интересы ради неё. Описываемый принцип включает наличие у людей достаточного нравственного сознания, любви и верности к Отчизне, стремление выполнить гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Отечества. Патриотизм подразумевает гордость культурой и победами своей страны, потребность чтить её «характер», культурные традиции и отождествление (особенное эмоциональное чувствование своей принадлежности к своему гражданству, стране, языку, обычаям) с такими же членами своего народа [3.с.57].

В лицее села Булгаково Башкирии был организован Центр духовно-нравственного и патриотического воспитания «Наследие». Одной из задач центра является организация кадетского образования. В ноябре для новоиспечённых кадет прошло посвящение, где ребята впервые дали клятву верности кадетскому братству. На сегодняшний день в лицее созданы и функционируют три кадетских класса, в которых обучаются 75 воспитанников, из них 33 девочек. Комплектация кадетских классов происходит исключительно по заявлению родителей на основании медицинской справки. Значительное внимание уделяется состоянию здоровья ребёнка, так как учебная программа дополнительного образования предусматривает повышенную физическую нагрузку. По словам педагогического состава, кадетский класс в лицее выполняет стандартную школьную программу, но также особое внимание здесь уделяется патриотическому воспитанию, углубленному изучению определенных предметов, физкультуре и начальной военной подготовке.

Кадетские классы - это не только всестороннее образование, в первую очередь, это система воспитания. Кадетское воспитание направлено на то, чтобы в каждом ученике развить духовные и физические способности, упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству [8.с.45].

Динамично меняющиеся общественные отношения актуализируют потребность в изучении вопросов формирования и развития мотивационно- ценностной направленности кадет на военную службу. Кадетское движение, как социальный лифт, особенно для кадет из сельской местности является первой ступенью военной службы, как начала карьеры.

Понятие социального лифта или попросту карьеры, предполагает изменение человеком или группой людей места, которое они занимают в социальной структуре общества. Социальные лифты для кадет могут реализовываться в виде вертикальной мобильности, когда происходит поднятие их социального статуса.

Жизнь кадет дает ряд примеров восходящих социальных лифтов. К ним относятся брак, связи, образование, личные качества, детали биографии, и пр. Одним из самых быстрых социальных лифтов является служба в армии. Менее вероятная выгодная женитьба или замужество может в корне поменять социальный статус и материальное благополучие.

Наличие связей во влиятельных кругах является существенным фактором изменения социального положения кадета. Умноженное на его настойчивый труд, работу над собой, нормальное взаимоотношение с окружающими являются важными предпосылками успеха в использовании социальных лифтов [9. с.93].

Рассматривая вопрос о социальном лифте в сельской местности за счет развития кадетского движения можно видеть, что получение хорошего образования кадетом открывает возможности для карьерного роста, качественного изменения круга общения. Оно открывает перспективы получения интересной, достойно оплачиваемой службы в силовых структурах и вооруженных силах. Это основано на том что каждое общество имеет традиционные сферы деятельности, которые выступают социальными лифтами. Наиболее активно они проявляются в нестандартных ситуациях, когда необходимо предельное напряжение сил и умений для достижения цели. Так, в период обучения и практических занятий кадеты имеют возможность проявить, мужество и командирский талант. Они быстро продвигаются в командный состав, создавая хорошую основу для роста военной карьеры.

Таким образом, основными социальными лифтами для кадет из сельской местности в современном обществе являются: вооруженные силы, патриотические политические организации и государственная служба, общественные и профессиональные организации. Социальные лифты необходимы кадетам, как

одно из условий их развития. У них могут быть разные виды и масштабы, но они неизменно поднимают кадет на более высокие социальные этажи. Эти лифты предполагают мобильность кадета, стремящегося поднять свой социальный уровень и сделать хорошую служебную карьеру. Направленность на военную службу у кадет формируется в ходе подготовки к службе в армии. Основными компонентами соответствующего процесса выступают мотивация, высокие моральные качества личности, цели, интересы, установки на военную службу, хорошая физическая подготовка [1.с.55].

При этом надо учитывать то что у современной молодежи, по сравнению с предыдущим поколением, другие ценности военной службы, которые имеют индивидуалистическое преимущество. Так, на вопрос о мотивах выбора профессии военнослужащего многие кадеты называют на первых местах возможность получить бесплатное образование, высокое денежное довольствие курсанта и офицера, возможность приобретения жилья, а на последующих местах - семейная традиция быть военным, желание стать офицером и сделать военную карьеру, гордость за причастность к защите Отечества, желание защищать Родину.

А это значит, что к проблеме формирования ценностных ориентаций и профессионально-важных качеств у будущих офицеров следует подходить продуманно и серьезно.

Патриотическое воспитание кадет - это важная, систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, должностных лиц по формированию у кадет высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [10.с.95].

На личностном уровне патриотизм - это важнейшая, устойчивая характеристика человека, которая выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Если рассматривать патриотизм

в более широком понимании, то патриотизм - это часть общественного сознания, которая может проявляться в коллективных настроениях и чувствах, оценках в отношении своего государства, народа, истории, окружающего мира.

Чувство патриотизма зарождается во время воспитания в семье и в последствии развивается школе, в армии, в обществе, что определяет его характер и глубину.

На формирование патриотических чувств у кадет большое влияние оказывает тот внутренний порядок и учеба, которые организуются в кадетском учебном заведении. Значительную роль в формировании патриотизма и верности воинскому долгу у кадет играет целенаправленная работа с личным составом офицеров и преподавателей.

Мотивационно-ценностная направленность кадет на военную службу, как на важный социальный лифт необходимо рассматривать во взаимосвязи с учебой и патриотическим воспитанием.

Рассматривая профессиональную направленность как один из значимых факторов формирования профессионально важных качеств будущего защитника Родины, подчеркнем, что она также способствует всестороннему развитию личности гражданина.

Следует отметить, что на государственном уровне часто проводятся мероприятия по популяризации военной службы, но они носят бессистемный характер. Считаем, что работа в данном направлении нуждается в качественном улучшении.

На практике развитие военной направленности детей и молодежи следует начинать со школы, затем продолжать в кадетских, суворовских общеобразовательных организациях, а впоследствии с курсантами и слушателями военных организаций высшего образования.

Рассмотрим процесс формирования военно-профессиональной направленности на примере кадетского корпуса.

Кадетские корпуса исторически играли важнейшую роль в подготовке офицерских кадров. В системе специальной военной подготовки будущих офицеров они являлись первичным уровнем, при этом в них обеспечивалось достойное гражданское образование, позволявшее в дальнейшем продолжать обучение в престижных вузах.

Кадетское образование - государственное образование, включающее компоненты основ военной и

гражданской государственной службы, получаемое гражданами России в порядке развития общего среднего образования в ходе обучения и воспитания в учреждениях кадетского образования с детства [7.с.1].

Важной задачей наряду с развитием у кадет гражданственности, патриотизма, верности долгу и других духовно-нравственных и социально значимых ценностей является формирование у них профессионально значимых для военной службы качеств, знаний, умений и навыков [5, с. 179].

Кадетское движение, как социальный лифт подразумевает качественное образование. Для его достижения приоритетными направлениями деятельности педагогов всегда считалось интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие воспитанников. Сегодня основной потенциал для воспитания военно-профессиональной направленности кадет составляют образовательный процесс и внеучебная деятельность. «Ресурсом образовательной деятельности являются содержание учебных дисциплин, тематика научной и воспитательной работы, организационные формы, методы и средства работы, выбор которых направлен на решение задач военно-профессиональной направленности кадет» [4, с. 24].

Формирование профессиональной компетентности кадет способствует развитию интереса к военной службе, стремлению к расширению знаний и навыков, связанных с ней. Осваиваемые кадетами азы воинской службы (суточный наряд, единоначалие, строгая субординация, регламентированность поведения и др.) способствуют осознанному формированию мотивации к службе в армии.

Научная деятельность позволяет расширять границы образовательной программы и с учетом интересов и предпочтений кадет углублять знания по военной истории, осваивать разные направления военно- профессиональной деятельности. Участие кадет в олимпиадах, конкурсах, деловых играх, семинарах и конференциях на военную тематику, включенность их в научную работу развивает у них мышление, формирует сферу профессиональных интересов [8, с. 534].

Традиционно приоритетами в воспитании кадет являлись гражданственность, патриотизм, верность воинскому долгу, высокая ответственность, дисциплинированность. Эти важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности формируются у кадет и сегодня. Важную роль в развитии мотивационно-ценностной направленности на военную службу играют воспитательные мероприятия патриотического характера, такие как «Этих дней не смолкнет слава», «День памяти героев Отечества», «Вахта памяти», «Памяти героев будем достойны», «Навечно в строю», «Герои-современники» и др.

Направленность кадет на военную службу во многом определяется социальным окружением, профессиональным сообществом, психолого-педагогическими условиями среды кадетского корпуса, организацией всех субъектов образовательного процесса в контексте военно-профессиональной направленности, но в первую очередь успешность ее развития зависит от субъектности самих кадет, их ценностных ориентаций, жизненных планов, целей, потребностей.

Высокий уровень сформированности морально-нравственных ценностей станет залогом не только успешного овладения в будущем профессиональными компетенциями и стремления к профессиональному мастерству, но и добросовестного несения военной службы. В кадетах в полной мере формируется патриотизм как нравственное убеждение, в основе которого лежит любовь к своей стране, ее традициям, истории и культурным ценностям. Кадет отличает желание быть гражданином своего государства, носителем его языка, стремление защищать интересы своего народа, даже жертвуя своими интересами.

Для Российской Федерации XXI века характерно развитие кадетского движения, как социального лифта помогающего кадетам из сельской местности сделать карьеру. По материалам работы можно сделать вывод, что система обучения, осуществляемая в настоящее время в условиях кадетского корпуса, будет способствовать формированию их направленности на военную службу. Этим реализуются возможности молодёжи через кадетское движение, освоить новые профессии в военных и силовых структурах, и как следствие произвести смену социальной среды ускорив свой карьерный рост путем использования кадетского образования как социального лифта.

Можно констатировать, что система кадетского воспитания и образования принесет свои плоды и вырастит для государства достойных, порядочных, честных, талантливых людей, профессионалов своего дела. Позитивное отношение к военной службе закладывается на протяжении всего периода обучения, что

способствует воспитанию у кадет готовности к сознательному выбору военной службы на офицерских должностях в качестве приоритетного вида профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Воронкова Г.В. Самореализация обучающихся кадетской' школы в процессе воспитания // Ярославский педагогический вестник. 2018. №2.С.55-56.

2. Воронкова Г.В. Развитие социального опыта у обучающихся кадетской школы в процессе воспитания // Вестник ТГПУ. 2018. №1.С.19-21.

3. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи. СПБ.: Питер, 2021. 324 с.

4. Иоаниди, А. Ф. Развитие военно-профессиональной направленности курсантов военного вуза: монография / А. Ф. Иоаниди [и др.]. - Омск : Омское книжное издательство, 2019. - 215 с.

5. Ковтуненко, Л. В. Особенности военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в кадетских общеобразовательных организациях / Л. В. Ковтуненко, Е. В. Парамонов // Перспективы науки. -2019. - № 5 (116). - С. 178-181.

6. Ковтуненко Л. В., Парамонов Е. В. Мотивационно-ценностная направленность допризывной молодежи на военную службу. Пенитенциарная наука. 2020, т. 14, № 4 (52).С. 524-527 .

7. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации: приказ министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 515. - URL: https://rg.ru/2014/10/01/minoborony-dok.html

8. Рыжикова Ю.А. Особенности формирования социального опыта кадета // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №2.С.44-45.

9. Цыбульская Е.И., Леденева А.К., Тюлегенова А.А. Адаптационные возможности учащихся кадетского корпуса // МНИЖ. 2020. №4.С.92-94.

10.Яковлев О. А. Патриотическое воспитание и его виды // Молодой ученый. 2021. №1. С. 93 - 95.

© Ильин Е.П., Ильин И.П., 2021

УДК-37

Ильин Е.П., Ильин И.П..

Магистранты МГПУ.

Институт педагогики и психологии образования. 2 курс.

Россия, Москва.

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ И ИХ РЕШЕНИЕ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности имеющихся проблем патриотического воспитания в сельской местности в контексте ее особенностей. Показаны все сложности и особенности этого вопроса в современном селе. На основе анализа специфики правовой базы патриотического воспитания автором сформулированы основные направления комплексного решения имеющихся проблем. Автором проведен достаточно углубленный анализ вклада военно-патриотического клуба «Пересвет» в дело патриотического воспитания. Особое внимание уделено логике его совершенствования и развития, на основе реализуемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.