Научная статья на тему 'Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства'

Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства»

А.Б. Афанасьева, Н.Н. Пушкина

Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства

Вопросы патриотического воспитания, несомненно, ставятся государством перед современной системой образования. Этим вопросам была посвящена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», патриотизм как базовая ценность рассматривается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009). «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории», - подчеркивается в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ.

Как известно, патриотизм имеет социальную и психологическую обусловленность, рассматривается как чувство человека и как принцип его социального поведения. В БСЭ дается следующее определение: «Патриотизм (от греч. patriotes - соотечественник, patns - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». В «Энциклопедии социологии» патриотизм определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа»1.

Исходя из определений, можно сделать вывод о том, что чувство патриотизма базируется на чувстве причастности к социокультурной общности. Сама же социокультурная общность имеет иерархическую структуру: от семейного социума к родовому, этническому, региональному, суперэтническому - гражданскому. В связи с этим возникают и этнокультурные типы патриотизма. Содержание этнического патриотизма - любовь к своему этносу, к его культуре. Региональный патриотизм связан с любовью к своему региону, к своей малой Родине, гражданский патриотизм - с любовью гражданина к своей стране. Причем в традиционной культуре региональный патриотизм часто совпадает с этническим (у малочисленного коренного народа, компактно проживающего

1 URL: http://slovari.yandex.ru

268

именно в данном регионе), или совпадает с субэтническим (субэтносы выделяются внутри большого многочисленного этноса: южнорусский, севернорусский, казаки, поморы, архангелогородцы и др.). В современных же условиях регион часто насыщен полиэтническими взаимодействиями, и именно чувство региональной общности связывает представителей разных этносов в единую социокультурную общность (например, петербуржцы).

В современных условиях мировой глобализации и вестернизации чувство патриотизма как безусловная нравственная общественная ценность стала оспариваться и даже низвергаться. В СМИ, в искусстве (в том числе музыкальном), в кинопродукции последних лет также наблюдается кризис патриотической темы, тесно связанной с воспитательными задачами. Если в советские времена большинство телевизионных программ, кинофильмов, песен были ориентированы на воспитание позитивного отношения к своей стране, на интеллектуальное, духовное и физическое развитие человека как члена гражданского общества, то ныне в массовом искусстве доминируют развлекательность и антипатриотизм, ведущие к ослаблению традиционного национального государства в пользу глобального постиндустриального унифицированного общества. Сменились ценностные ориентиры: пропагандируется корысть, культ силы и денег в различных ток-шоу, телевикторинах, киносериалах. В исторических экскурсах стало нормой очернительство прошлого России.

С утратой идеалов утрачиваются и высокие цели. Те, кто обеспокоены судьбой России, пишут о духовно-нравственной деградации общества постмодерна, нацеленного прежде всего на потребление материальных благ, а не на духовные ценности. И среди духовно-нравственной проблематики важное место занимает проблема формирования патриотизма.

Ценностное содержание патриотического воспитания реализуется через изучение школьниками истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания.

Однако серьезной проблемой является расхождение между заявленными ценностями и отсутствием сплачивающей общество общегосударственной идеологии, объединяющих идей, между

269

задачами, выдвигаемыми перед институциональным образованием, и практикой внеинституционального стихийного образования, той среды, в которой живет ребенок.

На наш взгляд, одной из самых сложных проблем содержания патриотического воспитания в современной школе, ныне в большой мере полиэтнической, является гармонизация моноэтнического и полиэтнического подходов в процессе образования. Закономерно то, что российская культура позиционируется прежде всего через русскую культуру с учетом диалога с культурами разных народов страны. Поэтому при формировании патриотизма необходимо рассматривать роль русского народа как государство- и культурообразующего, но так же надо уделять внимание вкладу других народов в созидание культуры России, в строительство и защиту ее государственности, как общего дома. Рассматривая произведения искусства, выявлять, что обусловлено этническим своеобразием, а что является общим для разных народов или что выражает специфику России.

В практике работы с полиэтническим музыкальным фольклором авторы нацеливают внимание детей на познание многообразия звукового мира и сравнение национальных традиций, на выявление общего и особенного. Например, на уроках музыки при знакомстве с колыбельными школьники осваивают характерные русские образцы («Сон да Дрема», «Баю-баю зыбаю, отец пошел за рыбою», «Котя, котенька, коток»). Но для сравнения можно включить и татарскую, удэгейскую или колыбельную другого российского народа (например, коми). Дети «открывают» для себя их общность (обусловленную жанром): покачивающиеся движения мелодии, характерную поступенность. Вместе с тем школьники постигают особенное, свойственное данному этносу - пентатонику в татарском и удэгейском фольклоре в противовес натурально-ладовой основе русских и коми -- колыбельных.

Вертикальные историко-культурные связи прослеживаются в сравнении аутентичных образцов (например, колыбельной в исполнении вологодской крестьянки) с собственным освоением народных и современных колыбельных песен и восприятием профессиональных оркестровых («Колыбельная» из «Восьми русских народных песен для оркестра» А.К. Лядова) или оперных образцов («Колыбельная Волховы» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко»). Подобное сочетание горизонтальных и вертикальных связей возможно при освоении других жанров на уроках музыки: закличек, хороводов, плясок, обрядовых песен. Большой интерес детей вызывает, например, обсуждение пьесы П.И. Чайковского «Святки». Представление о святках формируется у них в основном на крестьянском материале: дети поют русские колядки, украинские щедров-

270

ки. Знакомство же с вальсовой музыкой «Святок» Чайковского позволяет детям сделать «открытие» о том, что святки раньше отмечали и в городе, по всей России праздновали святые вечера от Рождества до Крещения: деревенские вечерки с хороводами, играми, ряжеными «превратились» в городские балы с танцами и карнавалами.

Богатый материал для воспитания чувства патриотизма у школьников представляет русская музыкальная классика XIX и XX вв.: произведения М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, М.А. Балакирева, П.И. Чайковскиого, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского,

A. П. Бородина, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Д.Б. Кабалевского, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина,

B. А. Гаврилина, А.П. Петрова и др., Доступные для ребенка произведения высокой художественно-эстетической ценности в совокупности дают представление о широте музыкальной культуры России.

Современный урок музыки строится как урок искусства, он объединяет различные виды искусства, а метод сопоставления позволяет привлечь для сравнения разнообразный материал. Например, в урок, связанный с нравственной проблематикой народной музыки, можно включить и сравнение пословиц разных народов и найти в них общий смысл: «Добра желаешь - добро и делай» (русская), «Что посеешь, то и пожнёшь» (русская), «Скажешь "джан" - услышишь "джан"» (армянская), «Как крикнешь, так эхо и отзовётся» (дагестанская). С произведениями же классической профессиональной музыки сопоставляются произведения литературы и живописи.

Прежде всего произведения русских композиторов, связанные с образами природы, фольклора, истории России, сопоставляются с произведениями русских поэтов и художников. Но зачастую привлекаются произведения российских представителей других этносов, воплотивших идеи русского искусства и вошедших в национальную сокровищницу культуры России.

Широко применяются на уроках музыки пейзажи И.И. Левитана - иудея по происхождению, яркого представителя русской пейзажной школы. Интересен жизненный путь И.К. Айвазовского - армянина по происхождению, выдающегося мариниста русской живописной школы. В Санкт-Петербурге и в своих зарубежных поездках он достойно представлял Россию и русскую живопись. А живя в основном в Феодосии, более всего чувствовал себя феодосийцем, способствовал развитию и славе своего города.

Эти примеры демонстрируют детям, что в личности может складываться не только этническая (русский, дагестанец), но и биэтническая (русский еврей, русский армянин) и суперэтническая -

271

российская идентичность. А формирование российской гражданской идентичности тесно связано с проблемой формирования патриотизма. В жителе России одновременно объединяется этническая и российская, а также региональная идентичность. Введение полиэтнического компонента связывается с гуманистической направленностью образования, необходимой для социализации ребенка.

Еще одна проблема связана с формами и методами (т. е. со способами) патриотического воспитания. Организационные формы патриотического воспитания разнообразны. Среди них урочные и внеурочные формы: уроки музыки (а также истории, родного языка и литературы, изобразительного искусства, краеведения, и др.), факультативы, лекции, беседы, игры, конкурсы, праздники, фестивали, экскурсии, клубы, студии патриотической направленности и др. Ценности патриотизма педагог не может транслировать детям, если сам он не «горит» ими. Нельзя быть их бесстрастным посредником. Надо вовлечь ребенка в информационно-эстетическое культурное поле, насыщенное идеями и смыслами патриотизма, вызвать ребенка на душевный отклик, вовлечь в диалог. Только эмоционально-интеллектуальное восприятие и сопереживание поможет ребенку обрести чувство патриотизма как духовно-нравственное качество личности, способное воплотится в поступке. Поэтому важны методы, направленные не только на мыслительные процессы, но и на эмоциональный мир человека. Развитию же эмоций помогает прежде всего музыка - самое эмоциональное из искусств.

Ныне, однако, необходимы и радикальные меры. Согласимся с И.Н. Панариным, предлагающим «добиться доминирования в информационном пространстве России духовно-нравственных ценностей; блокировать распространение в мировом информационном пространстве негативных материалов о России, целенаправленно искажающих ее традиции и историю; культ насилия и жестокости на телеэкранах России должен быть заменен культом духовности, знаний и творчества».

272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.