Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / РОДИНА / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Харченко Анастасия Викторовна

В настоящее время одним из приоритетных направлений в системе высшего образования является воспитание патриотизма у молодого поколения своей Родины. Именно зарождение и формирование патриотических чувств ставит новые цели перед преподавателями образовательных учреждений как на региональном, так и национальном масштабах. Среди множества задач патриотического воспитания можно выделить основные, которые требуют реализации в рамках взаимодействия информационно-аналитических структур между студентами и правительственными органами путем внедрения различных законодательных актов. Определив цели и задачи, легко можно выстроить определенный алгоритм действий, структуру или этапы мероприятий, необходимые для формирования гражданской позиции личности. Однако, в настоящее время, возникают проблемы различных уровней в учебно-воспитательном процессе формирования патриотических ценностей молодежи. Патриотизм также является непременным условием для формирования личности, важной составляющей современной жизни социума. Без идеалов и примеров для подражания, без чувства гордости и достоинства, любви к своей стране любое общество неизбежно придет к моральному упадку и к саморазрушению. Только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Екатерина Сергеевна, Харченко Анастасия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN A HIGHER MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE MODERN WORLD

At present, one of the priority directions in the higher education system is the fostering of patriotism among the younger generation of their homeland. It is the emergence and formation of patriotic feelings that sets new goals for teachers of educational institutions both on a regional and national scale. Among the many tasks of patriotic education, one can single out the main ones that require implementation in the framework of the interaction of information and analytical structures between students and government bodies through the introduction of various legislative acts. Having determined the goals and objectives, it is easy to build a certain algorithm of actions, structure or stages of activities necessary to form the civic position of the individual. However, at present, there are problems of various levels in the educational process of the formation of patriotic values of youth. Patriotism is also an indispensable condition for the formation of personality, an important component of the modern life of society. Without ideals and role models, without a sense of pride and dignity, love for their country, any society will inevitably come to moral decline and self-destruction. Only joint efforts of the family, the teaching staff and the state in matters of upbringing the younger generation will be able to ensure the full development of the individual with a clear civic position.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна и другие ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ...

УДК 378:37.035.6

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0072 ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 769003 SPIN: 1381-4270

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorID: 726869 SPIN: 7628-8442

ХАРЧЕНКО Анастасия Викторовна, ассистент кафедры «Патологической анатомии», аспирант кафедры «Биологической химии» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса 3, e-mail: harchenkoav2@kursksmu.net) Аннотация. В настоящее время одним из приоритетных направлений в системе высшего образования является воспитание патриотизма у молодого поколения своей Родины. Именно зарождение и формирование патриотических чувств ставит новые цели перед преподавателями образовательных учреждений как на региональном, так и национальном масштабах. Среди множества задач патриотического воспитания можно выделить основные, которые требуют реализации в рамках взаимодействия информационно-аналитических структур между студентами и правительственными органами путем внедрения различных законодательных актов. Определив цели и задачи, легко можно выстроить определенный алгоритм действий, структуру или этапы мероприятий, необходимые для формирования гражданской позиции личности. Однако, в настоящее время, возникают проблемы различных уровней в учебно-воспитательном процессе формирования патриотических ценностей молодежи. Патриотизм также является непременным условием для формирования личности, важной составляющей современной жизни социума. Без идеалов и примеров для подражания, без чувства гордости и достоинства, любви к своей стране любое общество неизбежно придет к моральному упадку и к саморазрушению. Только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией.

Ключевые слова: студенчество, молодежь, патриотизм, воспитание, образование, высшее учебное заведение, Родина, жизненные ценности.

PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN A HIGHER MEDICAL EDUCATIONAL INSTITUTION IN THE MODERN WORLD

© The Author(s) 2021

LITVINOVA Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" KHARCHENKO Anastasiya Viktorovna, assistant lecturer of the department "Pathological Anatomy", PhD student of the department "Biological Chemistry" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: kat_roma@mail.ru) Abstract. At present, one of the priority directions in the higher education system is the fostering of patriotism among the younger generation of their homeland. It is the emergence and formation of patriotic feelings that sets new goals for teachers of educational institutions both on a regional and national scale. Among the many tasks of patriotic education, one can single out the main ones that require implementation in the framework of the interaction of information and analytical structures between students and government bodies through the introduction of various legislative acts. Having determined the goals and objectives, it is easy to build a certain algorithm of actions, structure or stages of activities necessary to form the civic position of the individual. However, at present, there are problems of various levels in the educational process of the formation of patriotic values of youth. Patriotism is also an indispensable condition for the formation of personality, an important component of the modern life of society. Without ideals and role models, without a sense of pride and dignity, love for their country, any society will inevitably come to moral decline and self-destruction. Only joint efforts of the family, the teaching staff and the state in matters of upbringing the younger generation will be able to ensure the full development of the individual with a clear civic position.

Keywords: students, youth, patriotism, upbringing, education, higher educational institution, homeland, life values.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее время в современной России приоритетным направлением каждого высшего учреждения является патриотическое воспитание молодежи. Это направление включено в одну из многих задач политики государства нашей страны [1].

Самой уязвимой возрастной группой, подверженной различным социальным воздействиям является студенчество. Именно оно представляет собой то активное население, у которого только начинают формироваться жизненные ценности [2]. В этот момент стремительно возрастает роль высшего учебного заведения в формировании патриотической грамотности и становится необходимым условием в воспитании студентов [3-6].

Без надлежащего контроля в процессе взросления молодежь может потерять культурные ценности, принятые обществом и оказаться в опасных условиях реаль-

ной современности. Подрастающее поколение, окончив школу как основное общее образование и поступив в ВУЗ, подвергается новому и непривычному контролю со стороны преподавателей.

Принцип преемственности поколений приводит к формированию патриотизма. Самостоятельный и более осознанный выбор в жизни молодых людей происходит в период получения образования, навыков и умений в процессе обучения в высшем учреждении. Однако, под влиянием общественных группировок и негативного окружения вокруг студенчества могут происходить изменения ценностных ориентиров, являющихся приоритетными для государства и значимыми для общества. Таким образом, институт семьи и брака, социально-культурная идентичность могут подвергнуться лабильности [1,7,8,9].

Патриотизм - это преданная любовь каждого человека к его родной стране. Активная гражданская позиция каждого индивидуума по отношению к социально-зна-

LITVINOVA Ekaterina Sergeevna and others PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

чимым явлениям и процессам это, в свою очередь, важная составляющая патриотизма.

Патриотическое воспитание студенческой молодежи осуществлялось в результате изучения предметов военно-полевой терапии и военно-полевой хирургии. В настоящее время строго определенного продуманного плана привития патриотических ценностей студенческому обществу практически нет. Новая система повышения патриотического воспитания студентов только зарождается в современных социальных условиях и реализуется через гуманитарные, медико-биологические предметы и на клинических циклах [10,11].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель: выявить особенности патриотического воспитания в образовательном процессе ВУЗа. Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Методы: анализ научной литературы, описание результатов исследования. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Преподаватель выступает в роли старшего наставника. С помощью предмета и профессионального образования создается возможность через любовь к благородной профессии врача пробудить патриотизм к отечественной медицине. Привитию этих качеств помогает изучение предмета истории медицины и обсуждение на занятиях примеров из жизни выдающихся российских ученых-медиков (Н.И. Пирогов, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, Н.С. Коротков и др.) [12].

В большом многонациональном ВУЗе важным компонентом патриотического воспитания студентов является проявление внимания и уважения к разным культурно-этническим традициям студентов из других стран.

Одна из задач воспитания патриотизма студенческой молодёжи входит в процесс преподавания каждой медицинской дисциплины. Однако в большинстве российских ВУЗов после прекращения деятельности кафедр военной медицины выполнение этой задачи становится весьма затруднительным. Это создает перед медицинскими ВУЗами новые цели по усовершенствованию современной системы патриотического воспитания и заставляет решать ряд проблем.

Целью воспитания патриотизма у студентов в настоящее время является зарождение патриотических чувств, их формирование и усовершенствование в процессе получения высшего образования; необходимость развития духовности, нравственности; принятие активной гражданской позиции и заинтересованность молодежи в укреплении и защите родной страны.

Кафедрам Вуза необходимо добиться решения ряда задач в связи с реализацией поставленных целей. Большинство таких задач, направленных на зарождение и формирование патриотизма можно разделить на отдельные блоки (разделы):

1) любить свою страну и воспитать настоящего гражданина своей Родины;

2) принимать общепринятые в обществе нормы и правила и поступать в соответствии с ними;

3) знать и уважать прошлое своей страны, своей Родины, воспитывать гордость за свой родной край;

4) знать свои права и уважать права другого человека;

5) подготовить подрастающее поколение к вероятности защищать свою семью, город, отечество в любой момент.

В 1995 году Всемирная организация здравоохранения определила «социальную подотчетность» для медицинских школ как «обязанность направлять свою образовательную, исследовательскую и сервисную деятельность на решение приоритетных проблем здравоохранения сообщества, региона и/или нации, которым они обязаны служить» [13]. Таким образом, в ВУЗе создаются поисковые отряды и исторические клубы, возглавляемые самими студентами, организуются вечера Памяти и

встречи с Ветеранами.

Как показывает большинство исследований, в структуре патриотизма присутствует интеллектуальный компонент, включающий знания, взгляды и убеждения каждой отдельной личности. Студенты охотно выступают в спортивных мероприятиях, например, ГТО, принимают активное участие в волонтерской деятельности, подготовке докладов, презентаций и выступлений на учебных занятиях и научных конференциях.

Сформировав основные цели и задачи, возникает необходимость, чтобы создать определенный алгоритм мероприятий (этапов) для осуществления патриотического воспитания студентов в ВУЗе [14].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Первый этап мероприятий заключается в обеспечении преемственности поколений, начиная с основных общеобразовательных учреждений, т.е. школ и средне-специального и профессионального образования в высших учреждениях. В первую очередь необходимо добиться осознанности полученных знаний, чтобы обеспечить связь между прошлыми событиями и событиями, происходящими в настоящее время.

Алгоритм мероприятий второго этапа происходит при взаимодействии профессорско-преподавательского состава, сотрудников и учащихся ВУЗов и заключается в их ориентировании в социально-правовой реальности. Создание условий для развития патриотического воспитания, как у студенчества, так и у преподавателей может осуществляться совместно с помощью организации и проведений таких мероприятий, как например, конференции научно-практические и учебно-методические, круглые столы, заседания студенческих научных кружков и обществ и т.д. Таким образом, создается благоприятная среда для творческого общения студентов разных ВУЗов с учеными, обмена научного опыта и инноваций среди молодых изобретателей, формируется межнациональная культурная и правовая грамотность.

Подготовка будущих специалистов и развитие настоящих патриотических качеств у молодежи нашей страны это сложная задача, которая стоит перед каждым сотрудником высшего учреждения и требует периодического повышения квалификации в этой сфере. Поэтому педагоги должны постоянно улучшать свое мастерство, увеличивать патриотическую грамотность новыми знаниями. Профессорско-преподавательский состав в лице наставника должен быть личным примером для студентов, чтобы воспитать качества личности и настоящего гражданина.

Серьезным этапом является создание системного патриотического воспитания и самовоспитания студентов в стенах высшего учреждения. Особая роль в этих вопросах отводится созданию и работе исторического музея. Это позволяет сохранить преемственность поколений на примерах выдающихся выпускников и героев военного времени, позволяет более подробно изучить и осмыслить материал об истории становления медицинского учреждения [15].

На заключительном этапе патриотического воспитания на высшее учебное заведение ложится ответственность за организацию и проведение мероприятий по патриотическому воспитанию всероссийского, регионального и местного уровней, осознанное и совместное участие студентов, преподавателей и сотрудников ВУЗов. А также немаловажную роль играет получение поощрений после участия в мероприятиях патриотической направленности. Однако, как показывает практика, наиболее эффективным методом улучшения работы по патриотическому воспитанию является общественно-государственное и межведомственное взаимодействие (организация межрегиональных форумов, международных конференций, встречи студенческих научных кружков). По результатам этих мероприятий публикуются

282

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЛИТВИНОВА Екатерина Сергеевна и другие ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ...

статьи в сборники материалов, создаются видео военно-патриотической тематики, студенты награждаются грамотами, дипломами и грантами за проделанную работу. Контроль результатов патриотического воспитания и творческая реализация патриотических проектов студентов осуществляется за счет создания единой системы тестирования в направлении гуманитарных дисциплин, а также усовершенствования интернет-технологий с целью оперативности освещения событий, происходящих в стенах родного ВУЗа [14].

Медицинская школа практически является корпорацией государственной службы. Задача высшего учебного заведения заключается в непосредственном влиянии на систему патриотического воспитания на региональном и местном уровне. Для повышения патриотической грамотности педагогов необходимо проведение курсов по повышению квалификации и профессиональной переподготовки [16].

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Патриотизм является сложным, важнейшим компонентом общего учебно-воспитательного процесса формирования личности, в противном случае, любое общество приобретет моральный упадок и саморазрушение. Таким образом, современное патриотическое воспитание молодежи невозможно усовершенствовать без решения возникающих проблем. Результатом систематизированной и комплексной работы высших учреждений с подрастающим поколением является зарождение и формирование полноценно функционирующего духовно-развитого общества. Высшие учебные заведения могут стимулировать студенчество на активацию патриотических чувств, рационально и методично развивать культуру и духовную грамотность в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Васильева Н. Б. Патриотическое воспитание студентов в ВУЗах России //Проблемы Науки. 2016. №5 (47).

2. Котовский А. И. Проблемы патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации // Ученые записки РГСУ. 2012. №10 (110). С. 29-30.

3. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

4. Омаров О.Н., Закарьяева С.З., Курбанисмаилова М.Г. Поликультурная образовательная среда вуза как условие формирования гражданско-патриотической позиции студента // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 80-83.

5. Ежов ДА. Государственный патриотизм в системе политических ценностей российской молодежи //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 372-374.

6. Ахаев А.В., Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Реализация социально-образовательного и экологического проекта «интерактивный передвижной музей-лаборатория «великие люди - великой степи» на основе организационно-содержательной модели // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 2 (8). С. 5-8.

7. Яркова Т. А. Проблемы патриотического воспитания современной молодежи //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №4 (24). [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka. ru/article/n/problemy-patrioticheskogo-vospitaniya-sovremennoy-molodezhi-2 (дата обращения: 17.07.2020).

8. Любавина Н.В., Белова Ю.А. Семейные традиции в условиях трансформации института семьи: сравнительный анализ мнений старшего и молодого поколений //Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 59-63.

9. Ефимова Д.В., Макарова П.С. Толерантное отношение в семье или терпимость к моральному разложению общества //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 4 (32). С. 104-106.

10. Чаттерджи, Бисваруп. Суматоха вокруг Нью-Дели металл-бета-Лактамаза-1: сказка об эрзац-патриотизме. // Индийский журнал медицинской этики. 2016. №4 (7). С.200-202.

11. Строев Ю.И., Чурилов Л.П. О патриотическом воспитании студентов-медиков // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2006. №1.

12. Гэннон Ф. Патриотизм и публикация // EMBO reports. 2003. №4 (6). С. 537. [Электронный ресурс]: URL: https://doi.org/10.1038/ sj.embor.embor876 (дата обращения: 16.07.2020).

13. Элиза К. Миллер. "Социальная инженерия «против» медицинского патриотизма": чему Флекснер может научить нас в решении кризиса первичной медицинской помощи // Виртуальный Наставник. 2012. №12 (14). С. 963-969.

14. ЧистяковМ.В., Исаенко Т.П., Горюшкин Е.И. Патриотическое

воспитание студентов Курского государственного медицинского университета в контексте федеральной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №3 (51). Т.1

15. Киржаев С. Б., Зёлко А. С. Методы активного обучения в системе патриотического воспитания в вузе //В мире научных открытий. Серия «Социально-гуманитарные науки» Красноярск: Изд-во «Научно-инновационный центр», 2014. - N0 7 (55). — С. 56-69.

16. Павлов С. В. Проблемы патриотического воспитания молодежи //ВестникРМАТ. 2013. №1 (7). С. 68-72.

Статья поступила в редакцию 23.07.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.