Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1003
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудряшова Светлана Константиновна, Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

В настоящее время, существенную озабоченность российского общества вызывает искаженность духовно-нравственных представлений и поведения подрастающего поколения. Размыты представления о доброте, чуткости, милосердии, справедливости, любви; доминируют материально-вещные отношения; эгоизм, цинизм и культ силы становятся обычным явлением. Все это постепенно из фоновых характеристик переходит в содержание жизни детей, неуклонно деформируя их нравственный облик. Особенно уязвимы в этом отношении младшие школьники как наиболее подверженные негативному влиянию социальной среды. Ученые-педагоги выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для формирования духовности у детей. Духовно-нравственные представления формируют ядро личности, благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В данной связи, вопрос формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом. В этом и заключается актуальность данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудряшова Светлана Константиновна, Серикова Лариса Александровна, Неясова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL IDEAS OF YOUNGER STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Currently, a significant concern of the Russian society is the distortion of spiritual and moral ideas and behavior of the younger generation. The concepts of kindness, sensitivity, mercy, justice, and love are blurred; material relationships are dominant; selfishness, cynicism, and the cult of power are becoming commonplace. All this gradually passes from the background characteristics into the content of children's lives, steadily deforming their moral appearance. Primary school children are particularly vulnerable in this regard, as they are the most vulnerable to the negative impact of the social environment. Educational scientists have found that there are different opportunities for the formation of spirituality in children at different age periods. Spiritual and moral ideas form the core of the personality, have a beneficial effect on all aspects and forms of human relationships with the world: on its ethical and aesthetic development, worldview and formation of a civil position, Patriotic and family orientation, intellectual potential, emotional state and General physical and mental development. In this regard, the issue of forming spiritual and moral ideas in younger students is one of the key problems facing every parent, teacher, society and the state as a whole. This is the relevance of this article.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

КУДРЯШОВА Светлана Константиновна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ...

УДК 378.147.88

DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0041

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Автор(ы) 2021 SPIN-код: 2619-1560, AuthorID: 315359 ORCID: 0000-0003-2136-0948

КУДРЯШОВА Светлана Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

SPIN-код: 5462-4766, AuthorID: 619397

СЕРИКОВА Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики

SPIN-код: 8027-3727, AuthorID: 358335

НЕЯСОВА Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Мордовский государственный институт им. М. Е. Евсевьева (430007, Россия, Саранск, ул. Студенческая, 11а, e-mail: 25909101@mail.ru) Аннотация. В настоящее время, существенную озабоченность российского общества вызывает искаженность духовно-нравственных представлений и поведения подрастающего поколения. Размыты представления о доброте, чуткости, милосердии, справедливости, любви; доминируют материально-вещные отношения; эгоизм, цинизм и культ силы становятся обычным явлением. Все это постепенно из фоновых характеристик переходит в содержание жизни детей, неуклонно деформируя их нравственный облик. Особенно уязвимы в этом отношении младшие школьники как наиболее подверженные негативному влиянию социальной среды. Ученые-педагоги выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для формирования духовности у детей. Духовно-нравственные представления формируют ядро личности, благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В данной связи, вопрос формирования духовно-нравственных представлений у младших школьников является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом. В этом и заключается актуальность данной статьи.

Ключевые слова: представления, духовно-нравственные представления, духовность, нравственность, формирование духовно-нравственных представлений, младший школьник, внеурочная деятельность.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL IDEAS OF YOUNGER STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

© The Author(s) 2021

KUDRYASHOVA Svetlana Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy SERIKOVA Larisa Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences,

Associate Professor, Department of Pedagogy NEYASOVA Irina Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy Mordovian State Pedagogical Institute

(430007, Russia, Saransk, Student street, 11A, e-mail: 25909101@mail.ru) Abstract. Currently, a significant concern of the Russian society is the distortion of spiritual and moral ideas and behavior of the younger generation. The concepts of kindness, sensitivity, mercy, justice, and love are blurred; material relationships are dominant; selfishness, cynicism, and the cult of power are becoming commonplace. All this gradually passes from the background characteristics into the content of children's lives, steadily deforming their moral appearance. Primary school children are particularly vulnerable in this regard, as they are the most vulnerable to the negative impact of the social environment. Educational scientists have found that there are different opportunities for the formation of spirituality in children at different age periods. Spiritual and moral ideas form the core of the personality, have a beneficial effect on all aspects and forms of human relationships with the world: on its ethical and aesthetic development, worldview and formation of a civil position, Patriotic and family orientation, intellectual potential, emotional state and General physical and mental development. In this regard, the issue of forming spiritual and moral ideas in younger students is one of the key problems facing every parent, teacher, society and the state as a whole. This is the relevance of this article.

Keywords: representations, spiritual and moral representations, spirituality, morality, formation of spiritual and moral representations, Junior school student, extracurricular activities.

ВВЕДЕНИЕ.

На сегодняшний день одной из актуальнейших проблем в педагогике является вопрос формирования духовно-нравственных представлений. Уже с XIX века эта проблема находилась в центре внимания ведущих ученых России: К. Д. Ушинского, В. Я. Стоюнина, А. Н. Острогорского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля и др. В педагогике советского периода, несмотря на идеологически заданное единообразие воспитательных практик и их формализм, зародились уникальные системы П. П. Блонского, A. С Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ф. Ф. Брюховецкого, П. Г. Година, A. A. Захаренко и др.,

способствующие нравственному становлению человека.

В конце 90-х годов активизировалась исследовательская деятельность ученых по самым разнообразным этико-педагогическим проблемам. Общие вопросы духовно-нравственного воспитания конкретизировались в современных теоретических исследованиях, выполненных М. Н. Аплетаевым, С B. Кульневичем, А. И. Шемшуриной (дифференциация понятий и компонентов содержания проблемы), Н. Д. Никандровым, Т. И. Петраковой (действенность ценностей православия).

МЕТОДОЛОГИЯ.__

KUDRYASHOVA Svetlana Konstantinovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL IDEAS ... 2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

Изучение вопроса формирования духовно-нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности определило широкое проблемное поле, которое потребовало изучение огромного пласта психолого-педагогической литературы, которое осуществлялось на основе применения теоретических (анализ научной литературы, обобщение, систематизация) и эмпирических (наблюдение, анкетирование) методов исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Анализ научных исследований дает основание утверждать, что современные ученые делают акцент на учете возрастных и психо-физиологических особенностей детей. Работая над проблемой формирования духовно-нравственных представлений младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности [1, С. 105].

Зеньковский В. В. младший школьный возраст определяет как второе детство (от 5,5 до 11 лет), которое «... является духовно особенно хрупким и податливым, в силу того, что ребенок уже обладает свободой, но еще не осознает до конца ее смысла и объема» [2, С. 165].

На данном возрастном этапе происходит осознание себя, своей социальной роли, активное накопление жизненного опыта. Особую роль приобретает мыслительная деятельность, которая в силу возрастных особенностей к началу обучения в школе еще не сформирована. «Мышление детей носит предметный (а не словесный), конкретный (а не общий) характер» [3, С. 243].

В возрасте 5-7 лет у детей проявляются нравственно-практические интересы, возникает желание нравственно совершенствоваться. Дети 6-7 лет уже имеют некоторый набор знаний о нравственных нормах и отношении к ним. В этом возрасте у детей формируется моральное сознание и более четкое сознание добра и зла.

Однако следует отметить, что нравственные представления детей богаче и правильнее, чем их поведение. Это связано с тем, что опыт нравственного поведения детей ограничен.

Особенности чувственного восприятия и осознания нравственных качеств у младших школьников находятся больше на эмоциональном уровне, нежели выделение опорных пунктов предметов, явлений, событий и последующее использование логических схем.

Для понимания термина «духовно-нравственное представление» необходимо обобщить сведения, имеющиеся в различных трудах.

Философский словарь, определяет представление как чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление - необходимый элемент сознания. Так как оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей и в то же время дает возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов [4, С. 360].

Как и любое другое психическое явление, представление имеет различные качественные и количественные характеристики, но в зависимости от индивидуальных особенностей они могут меняться под влиянием различных факторов.

Определив сущность понятия «представление» необходимо ввести термин «формирование». «Под формированием обычно понимается совокупность приемов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определенных ценностей, мировоззрения, концепцию жизни, воспитать социально-психологические качества и определенный склад мышления» [5, С. 243].

При очевидной связи процесса передачи знаний и передачи ценностей действия эти значительно различаются и именно потому, что передача ценностей может происходить только во взаимодействии людей как субъектов, то есть в общении, результатом которого становятся 166

совместно выработанные ценности и представления, а сам процесс приобретает духовную сущность [6, С. 5].

Духовно-нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность широкого круга людей, участвующих в воспитательном процессе, направленная на формирование духовно-нравственных представлений, духовного мира ребенка, а так же нравственных ценностей путем усвоения обучаемыми нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, выработку навыков, привычек и умений духовно-нравственного поведения [7-9].

Таким образом, рассмотрев характеристики нравственного сознания и возрастные особенности младших школьников, мы можем сказать, что духовно-нравственные представления младших школьников - это образы нравственного поведения и проявлений духовности, основанные на духовно-нравственном опыте ребенка. Поскольку опыт ограничен, представления просты и грубы. При этом духовно-нравственные представления являются основой формирования духовно-нравственных понятий, а в последствии и поведения детей.

Исходя из сказанного выше, были выделены компоненты духовно-нравственных представлений младших школьников:

- когнитивный компонент, представляет собой систему нравственных знаний и понятий, умение давать характеристику духовно-нравственным ценностям;

- эмоционально-оценочный компонент определяет характер эмоционального отношения и выработку собственных ценностей;

- деятельностно-волевой компонент, характеризуется реализацией устойчивых осознанных духовно-нравственных представлений, в виде привычек и навыков через волевое поведение.

Сопоставляя возрастные особенности развития школьника с духовно-нравственными ценностями, мы определили следующие критерии оценки сформирован-ности духовно-нравственных представлений:

- наличие знаний о нравственных нормах и правилах поведения (интеллектуальный критерий);

- степень осознания ценностных отношений через личный опыт (ценностный критерий);

- проявление ценностной позиции через самодиагностику и поведение (поведенческий критерий).

Для определения уровня сформированности духовно-нравственных представлений у младших школьников, мы выделили показатели сформированности нравственных представлений и разграничили их по уровням. Высокому уровню соответствовало проявление информированности о нравственных нормах; наличие нравственной позиции и аргументация нравственной оценки; адекватная нравственная самооценка; сознательное стремление к хорошим поступкам (направленных на интересы окружающих). В среднем можно обнаружить, что информация о нравственных нормах имеет неточности; допускаются неточности при нравственной оценке поступков; наблюдается стремление адекватно оценивать собственные поступки; существует отзывчивость и чуткость к близким людям. Низкий уровень - это противоречивость в содержании информированности о нравственных нормах; нравственная оценка представлений слабо аргументирована и чаще всего ошибочна; наблюдаются трудности самодиагностики и неадекватная самооценка; отсутствует инициатива в помощи близким.

Следует перечислить представления о духовно-нравственных ценностях, которые могут быть сформированы в младшем школьном возрасте:

- доброта - отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (родителям, учителям, одноклассникам), желание принести пользу, совершение добрых поступков;

- милосердие - доброжелательное отношение к окружающим, чувство возникающее при виде чужой боли, сочувствие, жалость;

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474

КУДРЯШОВА Светлана Константиновна и другие ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ...

- послушание - добровольное «слушание» (подчинение) родителей, учителей, как старших по возрасту и превосходящих по знанию;

- трудолюбие - выполнение домашних обязанностей, школьной (общественно полезной) работы, физическая помощь близким;

- умение дружить - это сборное понятие, включающее в себе: благожелательность, приветливость, общительность, уважительность, доверие, открытость;

- дисциплинированность - готовность соблюдать правила и требования окружающих, выполнение поставленных задач, самовоспитание;

- бескорыстность - совершение добрых поступков, без ожидания похвалы или ответственного действия [10].

Для определения исходного уровня сформирован-ности духовно-нравственных представлений у младших школьников, была проведена исследовательская работа на базе Лицея № 31 г.о Саранск.

Для анализа уровня сформированности когнитивного компонента были разработаны анкеты, в которых младшим школьникам предлагалось дать свое определение духовно-нравственных качеств или выбрать из предложенных вариантов, а так же назвать противоположные качества. Целью явилось установление уровня сформированности знаний у детей о доброте, отзывчивости, милосердии, мужестве, послушании, чуткости, справедливости и т.д.

Полученные результаты показали, что у детей присутствует высокий уровень понимания в отношении таких категорий, как «мужество» и «смелость»; средний уровень наблюдается в понимании того, кто такой «добрый» и «щедрый» человек; однако, затруднение вызвало «послушание» дети продемонстрировали низкий уровень, решив что «послушный человек» это тот, кто умеет слушать, не перебивает, не делает грубого. Так же, у детей возникли трудности в подборе противоположных качеств личности среди них: «патриотизм» -никто из детей не подобрал антоним слова, 70% детей затруднились подобрать противоположное качество «милосердию», 52% детей не нашли противоположного качества «вежливости» и «верности». Изучая меру освоенности младшими школьниками знаний такого рода, в конце первой анкеты было предложено ответить на вопрос: «Назови качества, которые ты больше всего ценишь в людях». Выполняя задание, учащиеся указали 21 понятие, 17 из которых характеризуют положительную сторону нравственной сферы личности. Большинство детей в первую очередь называло «доброту» (70%), затем уже «справедливость» (35%), «милосердие» и «щедрость». Приведенные данные свидетельствуют о том, что у детей уже имеется определенный багаж знаний в духовно-нравственной сфере на среднем уровне, однако присутствовало недопонимание и неточности в данном вопросе.

Для анализа уровня сформированности эмоционально-оценочного компонента детям была предложена анкета, в которой рассматривались конкретные жизненные ситуации и несколько вариантов выхода из нее. Например, предлагалась ситуация: «Если кто-то плачет, то я...». Большая часть детей ответили, что «подумают о том, что могло произойти», продемонстрировав средний уровень эмоционально-оценочного компонента.

Для выявления умения оценивать поступки людей в соответствии с нравственными нормами детям были прочитаны рассказы, в которых есть этические ситуации. В ходе анализа отрывков дети понимали, что нужно совершать добрые поступки и сказали, что поступили бы также. Таким образом, большинство детей правильно анализирует поступки героев и отмечает нравственные качества, однако когда детей самих погрузили в жизненные ситуации и предложили честно ответить, большинство младших школьников продемонстрировали низкий уровень. Это свидетельствует о том, что дети уже начи-

нают понимать как нужно поступать, но сами пока так не поступают в соответствии с представлениями о норме.

Исследуя деятельностно-волевой компонент, характеризующийся реализацией устойчивых осознанных духовно-нравственных представлений, в виде привычек и навыков через волевое поведение была проведена самодиагностика, в которой ученикам были предложены 10 высказываний, которые нужно было оценить. Результаты показали, что самооценка испытуемых завышена, так как далеко не все дети с высокой самооценкой имеют высокий показатель нравственных представлений.

Обобщая результаты можно констатировать, что, к сожалению, большинство детей имеют низкий уровень сформированности духовно-нравственных представлений и в данной связи была осознана необходимость целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Для этого был разработан и осуществлен в педагогический процесс курс внеурочной деятельности - «Красота русской души», обладающий воспитательным потенциалом и обеспечивающий условия духовно-нравственного роста младших школьников.

В программе были заложены основы понимания культуры нашего народа с его многовековой традицией, с семейным укладом, а также жизненно необходимые для современного общества духовно-нравственные ценности, являющиеся фундаментом «надежного» государства в настоящем и будущем.

Программа была разбита на три раздела: «Мы и наша культура», «Наша семья» и «Духовно-нравственные ценности».

Первый раздел знакомил детей с традиционными представлениями о нерукотворности природы; давал общее представление о разнообразии и красоте природного мира; эстетическое восприятие и чувство ответственности за неё; побуждал желание проявлять заботу о природном мире и своей Родине; формировал понимания значений «большая и малая Родина». Знания данного раздела обобщались и систематизировались посредством знакомства с живописью (И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И. И. Левитан «Золотая осень», В. Д. Поленов «Московский дворик», А. К. Саврасов «Радуга» и т.д.) и путешествием в страну русской поэзии (А. С. Пушкин, И. Бунин, И. С. Никитин, А. Майков, Ф. И. Тютчев, и др.). В завершении данного раздела учащихся приобщали к историческому прошлому нашей страны путем знакомства с национальными героями России (Козьма Минин, князь Дмитрий Пожарский и др.) и качествами, которыми они обладали.

Второй раздел «Наша семья» продолжал воспитывать у младших школьников чувства любви и уважения к своей семье (родителям, бабушкам и дедушкам); формировал представление о необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.

В третьем разделе - «Духовно-нравственные ценности» вводились и закреплялись такие понятия как: доброта, благородство, любовь и различные виды ее проявления, милосердие, жертвенность, кротость, щедрость, справедливость, совесть, трудолюбие, мужество, целеустремленность, уважение, честность, умение прощать. В ходе рассмотрения данных понятий были использованы различные приемы, например: прием обращения к литературным произведениям с глубоким нравственным смыслом (рассказ Осеевой «Просто старушка», А. Лопатиной «Добрая собака», Г. М. Кружкова «Невыученные уроки»). Данные произведения позволили детям поразмышлять о значимости взаимоотношений со своими близкими и друзьями.

Реализация программы «Красота русской души» выявила важность не только закрепления духовно-нравственных представлений в отношении окружающего мира и людей, но и создания условий для реализации ценностных отношений. Этому способствовал прием

KUDRYASHOVA Svetlana Konstantinovna and others FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL IDEAS ...

рефлексии, позволяющий младшему школьнику взглянуть на себя со стороны и обратиться к своему внутреннему миру, готовясь к совершению нравственного действия [11, С. 175].

ВЫВОДЫ.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что под духовно-нравственными представлениями младших школьников понимаются образы нравственного поведения и проявлений духовности, основанные на духовно-нравственном опыте ребенка. Поскольку опыт ограничен, представления просты и грубы. При этом духовно-нравственные представления являются основой формирования духовно-нравственных понятий, а, в последствие, и поведения детей. Формирование духовно-нравственных представлений у детей происходит в процессе общения (посредством выработки ценностей и представлений), в процессе преобразования познавательной деятельности, в процессе познания человеческого опыта, а так же в процессе приобретения готовности к реагированию на внешние воздействия. Поэтому обучение в начальной школе становится важным этапом духовного становления личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Анохина, Е. Ю. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста : учебно-методическое пособие /Е. Ю. Анохина. — Москва : Издательство «Флинта», 2015. — 210 с.

2. Зеньковский, В. В. Проблемы Воспитания в свете христианской антропологии /В.В. Зеньковский. — М. : Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993. — 224 с.

3. Выготский, Л. C. Психология /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 960 с.

4. Стоюнин, В. Я. Избранные педагогические сочинения / В. Я. Стоюнин. — М. : Педагогика, 1991. — 305 с.

5. Аплетаев, М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: монография /М.Н. Аплетаев. — Омск: Изд-во ОМГПУ, 1998. — 256 с.

6. Азбука православного воспитания. — М., 1997. — 160 с.

7. Андриенко О.А. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста и его основные принципы //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 5-8.

8. Мантрова М.С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 51-54.

9. Хадикова И.М. Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 167-170.

10. Гайвас, О. В. От добрых слов — к добрым делам : формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова» : учебно-методическое пособие / О. В. Гайвас. — Смоленск : Свиток, 2016. Ч. 2. Методические материалы в помощь учителю. 120 с. : ил. Библиогр.: с. 105 - 107 - ISBN 978-5-906598-349 ; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=498505.

11. Vasenina, S. I. Formation of spiritual and moral culture of preschool children in the process of leisure activities / S. I. Vasenina, N. V. Vinokurova, E. N. Kirkina = Формирование духовно-нравственной культуры дошкольников в процессе организации досуговой деятельности //Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2018. № 4 (34). С. 175—182.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева и Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева по теме: «Формирование духовно-нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности»

Статья поступила в редакцию 06.09.2020

Статья принята к публикации 27.02.2021

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 1(34)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

168

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.