процесс, результативность и успешность которого зависит от создаваемых педагогических условий. Каждое из выше обозначенных условий способствует эффективности интеграция компетенгностного и ситуативного подходов в развитии культуры безопасности личности.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-93-100
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ЦЕЛОСТНОМ ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гусевстя О.В.\ Брюханова Н.Ю?
ЮЯСГО: 0000-0001-6544-7741, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», Российская Федерация
2ОЫСГО: 0000-0001-8994-8073, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 12», с. Шаманка (Шелеховский район, Иркутская область), Российская Федерация
В статье раскрыта значимость формирования нравственных представлений, их содержание и роль в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника. Обобщён опыт формирования нравственных представлений на основе обоснованного отбора содержания, методов, механизмов, и логики данного процесса.
Ключевые слова: младший школьник; духовно-нравственное развитие; нравственные представления; нравственные ценности; нравственные понятия.
THE EXPERIENCE OF FORMING MENTAL REPRESENTATIONS IN THE HOLISTIC PROCESS OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL
Gusevskaya О. K1, Bryukhanova N. U.2
ЮЯСГО: 0000-0001-6544-7741 Federal State Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University», Russian Federation 2ORCID: 0000-0001-8994-8073 Municipal state educational institution of Shelekhov district «Secondary school № 12», t. Shamanka (Shelekhov district, Irkutsk area), Russian Federation
The article reveals the significance of the formation of mental representations, their content and role in the spiritual and moral development of personality in primary school. It summarizes the experience of the formation of mental representations on the basis of reasonable selection of content, methods, mechanisms, and logic of the process.
Keywords: in primary school; moral development; moral concepts; moral values; moral concepts.
На современном этапе развития общества происходят глубокие изменения, многие из которых носят деструктивный характер. Наибольшая опасность, подстерегающая наше общество, заключается не столько в экономическом кризисе, сколько в разрушении ценностно-смысловой структуры личности. Несмотря на богатый культурный потенциал, накопленный предыдущими поколениями, активно происходит духовное обеднение российского общества.
Упадок духовно-нравственной сферы общества связан, в том числе, и с отсутствием у подрастающего поколения четких поло-
жительных жизненных ориентиров. Преобладание материальных ценностей над духовными приводит к тому, что у детей искажаются нравственные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и т.д.
Вместе с тем, Т.И. Тюляева подчеркивает, что младшие школьники характеризуются эмоциональной, волевой и духовной незрелостью. Они нуждаются в том, чтобы взрослые обратили внимание на создание условий для их гармоничного духовно-нравственного развития [4]. Непосредственно в процессе духовно-нравственного развития у детей формируются нравственные представления, которые играют определяющую роль в развитии нравственных чувств и нравственных ценностных ориентаций младших школьников.
Духовно-нравственное развитие личности, по мнению Т.И. Власовой, выступает как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных ценностей, и идеалов отношение к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом [1].
Формирование нравственных представлений, на наш взгляд, является тем базисом, который позволяет активизировать и стабилизировать процесс духовно-нравственного развития школьников.
Согласно определению, представленному Р.В. Овчаровой, Н.В. Мельниковой, нравственные представления - это вторичные обобщенные психические образования о системе норм и правил поведения, опосредованные субъективным отношением и смыслом. Нравственные представления являются категорией нравственного сознания, входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности [2].
Процесс формирования нравственных представлений в младшем школьном возрасте представляет собой постепенное движение от общих представлений и понятий, таких как «плохой-хороший», «добрый-злой», «можно-нельзя», к их постепенной дифференцировки
и выделении составляющих, например «плохой» - «несправедливый, нечестный себялюбивый, грубый, скупой и т.д.», «добрый» — «справедливый, милосердный, отзывчивый, вежливый и т.д.» и постепенно данная дифференциация подходит к формированию обобщённых понятий, таких как «плохо-хорошо», «добро-зло» и т.д.
Эмоциональная составляющая нравственных представлений также развивается от общей положительной окрашенности нравственно направленных действий и поступков к более дифференцированному осознанию нравственных чувств и эмоций, как своих, так и других людей. Р.В. Овчарова указывает, что развитие нравственных представлений происходит посредством ряда механизмов. Первый механизм - «прояснение», отражает конкретизацию, уточнение, обогащение нравственных представлений и осознание нравственных чувств и эмоций детей. Механизм «развёртывание» отражает раскрытие и наполнение нравственных представлений и обогащение нравственных чувств. В соответствии с этим, использование данных механизмов играет очень важную роль при организации работы с детьми по развитию их нравственных представлений. На уровне поведения основным механизмом развития нравственных представлений является нравственный выбор, в нём отображаются сформированные у ребёнка нравственные представления и готовность действовать в соответствии с ними в жизни [2].
С опорой на работы И.В. Сушковой мы определили этапы процесса развития нравственных представлений. Первоначальный этап состоит в прояснении нравственных представлений, в ходе которого осуществляется уточнение, обогащение и коррекция нравственных представлений, стимулирование, проявление нравственных чувств у детей. Второй этап предполагает дифференциацию нравственных представлений, третий этап отражает формирование нравственных понятий [3].
В рамках эмпирического исследования, изучив особенности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста, мы установили, что у большинства детей не сформирована четкая си-
стема нравственных представлений и нравственных понятий. У них проявляется неустойчивое отношение к нравственным нормам, что обнаруживается в неправильном объяснении поступков, наличии неадекватных эмоциональных реакций на те или иные ситуации с разным нравственным содержанием или отсутствие эмоциональных реакций.
Вместе с тем у младших школьников наблюдается также расхождение между нравственной нормой и оценкой поступка, которая не соответствует этой норме. Несформированность нравственных представлений проявляется в том, что младшие школьники слабо дифференцируют многие нравственные понятия и затрудняются в раскрытии их сущности. Данные выводы выступили основанием для того, чтобы организовать целенаправленную работу по формированию нравственных представлений младших школьников.
В ходе формирующего эксперимента нами была разработана и реализована программа внеклассных занятий по духовно-нравственному развитию младших школьников. Содержание программы нацелено на формирование у школьников нравственных представлений о благодарности, доброте, справедливости, щедрости и жадности, правде и лжи, хвастовстве и скромности, уважении, деликатности, корыстолюбии, милосердии и т.д.
Формирование нравственных представлений мы осуществляли в полной мере, опираясь на механизмы их формирования. В системе проводимой нами работы мы выстраивали алгоритм, согласно которому сначала уточняли и обогащали нравственные представления, вызывая у детей также эмоциональный отклик, затем мы осуществляли раскрытие и наполнение нравственных представлений, обогащение их нравственных чувств, и только после этого, стимулировали младших школьников к совершению нравственного выбора, в котором будут отражены сформированные у него представления.
Методика построения занятий подчинялась следующей логике. Каждое занятие представлено следующей структурой: вводная часть, основная часть и заключительную часть.
В вводной части осуществлялось введение учащихся в тему, актуализация имеющихся у них знаний, постановка проблемных вопросов, активизирующих мыслительную деятельность детей.
В основной части происходило разъяснение смысла понятий, норм поведения, нравственной сущности разных качеств личности, а также проводились разнообразные упражнения, игры, анализ ситуаций, направленный на формирование конкретных умений и навыков младших школьников, позволяющих им следовать нравственным нормам в своем поведении.
В заключительной части занятия подводились итоги занятия, осуществлялась рефлексия, которая имеет важное значение в духовно-нравственном развитии младших школьников.
Необходимо отметить некоторые методические особенности организации внеурочных занятий по духовно-нравственному развитию младших школьников. С учетом возраста обучающихся в содержании занятий подбирались разнообразные виды деятельности, продумывалась смена данных видов деятельности для того, чтобы учащиеся сохраняли работоспособность, меньше утомлялись и были активными. Во внеурочной деятельности использовались такие виды работы с учащимися, как чтение стихов, игровая деятельность, инсценировки, рисование и т.д.
Структура занятия характеризовалась тем, что вводная и заключительная части являлись непродолжительными по времени, основная часть занимала больший период времени занятия.
Во вступительной части занятия главной задачей являлось формирование у учащихся интереса к теме, постановка проблемы перед учащимися. С этой целью использовались проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы игровые приемы, конкретные примеры из жизни, рассуждения о жизненных ситуациях и т.д.
В основной части занятия велась работа над разъяснением понятий, и норм поведения, нравственной сущности личностных качеств. С этой целью использовались такие приемы, как рассказ учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулиро-
ванию понятий и правил поведения, активно использовался прием «недописанное предложение», а также другие приемы.
Также в основной части занятия использовалась работа с пословицами, афоризмами в которых заключен большой смысл. Анализ этого смысла рассуждения учащихся на тему, соотносящуюся с содержанием пословицы или афоризма, являлась важной частью работы по духовно-нравственному развитию младших школьников.
К числу приемов, которые использовались в работе над пословицами, можно отнести следующие: составление небольших рассказов по пословице, выполнение рисунков, объяснение значения пословицы, приведение примеров, раскрывающих смысл пословицы, придумывание пословиц или продолжение пословиц, составление пословиц из предложенных слов.
В основной части занятия для понимания детьми сущности разных нравственных качеств использовались и элементы дискуссии. Одним из эффективных приемов работы над нравственными понятиями можно считать прием Н.Е. Щурковой «Опровергни абсурд». В этом приеме ученикам предлагается высказаться по поводу абсурдных моральных норм, которые предлагаются учащимся.
Большое значение уделялось в процессе основной части занятия использованию анализа ситуации, который проводилась как фронтально, так и в группах. С помощью анализа ситуаций мы осуществляли установление связей между нормами поведения и собственным опытом учащихся, учили видеть их нравственную сущность разных поступков, оценивать поступки других людей, проектировать собственное поведение. Например, если мы задавали вопрос «Как бы ты поступил на его месте?».
В результате реализации экспериментальной программы, мы отметили, что в развитии нравственных представлений младших школьников произошли положительные изменения, которые проявились в углублении и расширении нравственных представлений, повышении дифференцированное™ нравственных представлений,
установлении тесных взаимосвязей между нравственной нормой и оценкой поступков с разным нравственным содержанием, и развитие у младших школьников умения осуществлять нравственный выбор.
Мы полагаем, что достигнутые нами положительные результаты обусловлены тем, что в процессе организации работы по формированию нравственных представлений, мы осуществляли учет сущности нравственных представлений, специфику механизмов их формирования. Учитывали также логику (этапы) их формирования. Не менее важным, на наш взгляд, является использование в работе разнообразных приемов и методов, направленных на формирование нравственных представлений, таких, как постановка проблемных вопросов, анализ нравственных ситуаций, игры, инсценировки, работа с произведениями художественной литературы, работа с пословицами и поговорками, работа с разными жизненными ситуациями и примерами.
Список литературы
1. Власова Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни // Педагогика. 2011. №9. С. 108-113.
2. Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. СПб.: Амалтея, 2008. 109 с.
3. Сушкова И.В. Нравственное здоровье: дети и родители // Здоровье ребенка и пути его формирования и защиты: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ, 2004. С. 120-121.
4. Тюляева Т.И. Духовно-нравственные и социальные ориентиры в образовании: приоритет, возможности, поиски. Методист, 2010. № 7. С. 7-12.