DOI: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-87-93
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И СИТУАТИВНОГО ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Головко М.В.
ORCID: 0000-0002-5945-423Х, Альметьевск™ филиал Казанский научно-исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Российская Федерация
В статье рассматриваются существующие противоречия в процессе формирования и развития культуры безопасности личности. Решение этих противоречий связано с необходимостью поиска эффективных способов и условий реализации компетентностного и ситуативного подходов в учебном процессе. Автором рассматриваются наиболее значимые педагогические условия интеграции компетентностного и ситуативного подходов к развитию развитию культуры безопасности личности.
Ключевые слова: компетентностный подход; ситуативный подход; педагогические условия; экстремальные ситуации; формирование ключевых компетенций; культура безопасности личности.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE INTEGRATION OF COMPETENCE BASED AND SITUATIONAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF PERSONAL SAFETY CULTURE
Golovko M. V.
ORCID: 0000-0002-5945-423X, Almetyevsk branch
of the Kazan national research technika university-Kazan aviation Institute named after A.N. Tupolev, Russian Federation
The article deals with existing contradictions in the process of formation and development of personal safety culture. The solution of these
contradictions is connected with the necessity of searching effective ways and conditions for the realization of competence based and situational approaches in the learning process. The author examines the most significant pedagogical conditions for the integration of competence based and situational approaches to the development of personal safety culture.
Keywords: competence based approach; situational approach; pedagogical conditions; extreme situations; the formation of key skills set; personal safety culture.
В условиях активного социально-экономического развития общества неминуемо увеличивается риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. В результате общество осознает необходимость обеспечения не только национальной, экономической, но и личной безопасности.
Возрастающая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, потенциальные опасности военного времени и террористических актов настоятельно требуют подготовленности современного человека к действиям в экстремальных ситуациях.
Одна из актуальных задач современного образования - внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода. Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной, в том числе в экстремальной, ситуации. В процессе обучения становится актуальной проблема формирования ключевых компетенций, как основы воспитания и развития культуры безопасности личности.
Вторгаясь в проблему деятельности человека в экстремальных условиях, мы самым непосредственным образом сталкиваемся с необходимостью решения задачи выбора рационального поведения в конкретной ситуации. Интеграцию компетентностного и ситуативного подходов к развитию культуры безопасности личности можно отнести к одному из условий достижения нового качества образования.
В педагогической теории и практике в процессе формирования и развития культуры безопасности личности учащихся выявлен ряд противоречий:
1. Противоречие между социальным заказом общества на личность, обладающую высоким уровнем культуры безопасности и существующей традиционной системой обучения действиям в экстремальных ситуациях.
2. Наличие новых концепций и документов, декларирующих идеи развития культуры безопасности - с одной стороны, и недостаточность разработанных и апробированных в педагогической практике моделей, трансформирующих эти идеи в реальный педагогический процесс - с другой, вступают в противоречие и требуют разрешения.
3. Возникает противоречие между низким уровнем развития компетенций и необходимостью применять полученные знания, умения, навыки в экстремальных ситуациях.
4. Существует противоречие между потребностью в сохранении жизни и здоровья отдельной личности и неготовностью педагогической системы к образованию и воспитанию на основе ценностного отношения к жизни и безопасности человека.
Решение этой группы противоречий связано с необходимостью поиска новых, более эффективных способов и условий реализации компетентностного и ситуативного подходов в учебном процессе.
Интеграция компетентностного и ситуативного подходов к развитию культуры безопасности личности будет более эффективной, если комплексно реализуются следующие педагогические условия:
- осуществлена личностно-ориентированная организация учебного процесса в условиях применения системы усложняющихся, наиболее типичных экстремальных ситуаций, которые систематически имитируются и создаются на занятиях;
- разработана структурная модель процесса развития базовых компетенций;
- выделены и систематизированы базовые компетенции в контексте соответствующих экстремальных ситуаций;
- для развития компетенций расписаны приемы и правила деятельности;
- образовательная среда способствует мотивации, развитию и саморазвитию базовых компетенций;
- разработаны показатели и критерии оценки и самооценки развития базовых компетенций.
Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса с использованием новых технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами.
В.И. Андреев отмечает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей» [1, с. 124].
Развитию базовых компетенций учащихся в условиях интеграции компетентностного и ситуативного подходов к развитию культуры безопасности личности способствуют:
1) внешние (объективные) педагогические условия;
2) внутренние (субъективные) педагогические условия;
3) интегрирующее педагогическое условие, на базе которого наиболее полно проявляют себя внешние и внутренние.
Целью внешних (объективных) педагогических условий является организация, стимулирование и управление процессом совершенствования базовых компетенций. К этой группе условий отнесены:
1. Сотворческое субъект-субъектное взаимодействие учителя и обучающегося. В нем обучающий становится соавтором педагогического процесса, который творит учитель.
2. Необходимость творческой атмосферы, творческого учителя, трансляции его творческого потенциала. Творческая атмосфера требует, прежде всего: свободы мысли и самопроявления, нацеленности на восприятие нового и необычного; поощрения независимости и самостоятельности суждений; воспитания любознательности, способности мыслить нестандартно; педагогического такта; оптимисти-
ческого настроя в творческой учебно-познавательной деятельности; творческого общения.
Творческий климат создается не только воспитанием любознательности, принятию нестандартных решений в сложных, в том числе экстремальных, ситуациях, способности мыслить нетривиально, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремление использовать и внедрять творческие достижения других людей.
3. Обеспечение творческой активности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе. Творческая активность -это интерес и стремление не только проникнуть глубже в сущность явлений и их взаимосвязи, но и найти способы применения знаний и умений в новых ситуациях.
Педагогическими средствами достижения уровня творческой активности являются те, которые реализуют исследовательский подход в учебном процессе, обеспечивают самостоятельность учащихся.
4. Организация ситуаций успеха. Создание учителем ситуаций успеха в процессе обучения позволяет активизировать и формировать мотивацию достижения, существенно повысить уровень позитивной эмоциональности, предупреждать переутомление, гипернапряженность, тревожность и другие негативные психические состояния.
5. Материально-техническое обеспечение процесса обучения, так как укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений поставлены в число стратегических направлений развития образования.
6. Одним из важнейших и необходимых условий развития культуры безопасности личности является кадровое обеспечение учебного процесса. Педагогический процесс должен быть обеспечен высоким мастерством педагогических кадров.
Выделив внешние педагогические условия, способствующие развитию культуры безопасности личности, необходимо также обозначить те барьеры, которые мешают этому процессу. На наш взгляд, препятствуют развитию культуры безопасности личности следующие барьеры, связанные с деятельностью педагога:
- ограничение активности, инициативности, самостоятельности обучающихся;
- стереотипы, штампы в мышлении, в обучении, в поведении;
- лимит времени, жесткая регламентация деятельности;
- невозможность позитивного творческого выхода, отсутствие свободы в выборе приложения сил и способах достижения цели;
- несовершенство преподавания;
- посторонние раздражители, и др.
Целью внутренних (субъективных) условий является развитие личностных, психологических механизмов развития профессиональных качеств учащихся. К данной группе относятся:
1. Формирование эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.
2. Актуализация и закрепление потребности в творчестве рассматриваются нами как ведущее условие, стимулирующее развитие деятельности учащегося от репродуктивного к творческому уровню.
3. Наличие внутренней свободы личности. Свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, возможность проявления субъектом своей воли на основе познания законов природы и общества. Свобода может выражаться в выборе целей деятельности, в выборе средств достижения цели.
Совокупность внутренних и внешних педагогических условий является интегрирующим условием организации такой учебной деятельности и создание такой ее атмосферы, на базе которой наиболее глубоко и ярко проявят себя внешние и внутренние условия. Главным, определяющим и интегрирующим условием компетент-ностного и ситуативного подходов к развитию культуры безопасности личности является осуществление личностно-ориентированнош подхода к учебной деятельности.
Итак, интеграция компетентностного и ситуативного подходов к развитию культуры безопасности личности при всей ее индивидуальности и неповторимости не стихийный, а управляемый, регулируемый
процесс, результативность и успешность которого зависит от создаваемых педагогических условий. Каждое из выше обозначенных условий способствует эффективности интеграция компетентностного и ситуативного подходов в развитии культуры безопасности личности.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. 608 с.
Б01: 10.12731/2218-7405-2017-4-2-93-100
ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ЦЕЛОСТНОМ ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Гусевстя О.В.\ Брюханова Н.Ю?
ЮЯСГО: 0000-0001-6544-7741, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский государственный университет», Российская Федерация
2ОЫСГО: 0000-0001-8994-8073, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 12», с. Шаманка (Шелеховский район, Иркутская область), Российская Федерация
В статье раскрыта значимость формирования нравственных представлений, их содержание и роль в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника. Обобщён опыт формирования нравственных представлений на основе обоснованного отбора содержания, методов, механизмов, и логики данного процесса.