Научная статья на тему 'Проблемы оценки знаний, умений и навыков владения техникой боевых приемов борьбы сотрудниками полиции'

Проблемы оценки знаний, умений и навыков владения техникой боевых приемов борьбы сотрудниками полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критерии / оценки / знания / боевые при- емы борьбы / экзамены по физической подготовке / теоретиче- ский этап / тактико-практический этап / формирование идео- моторных представлений / защитно-атакующие действия / усло- вия служебной деятельности / criteria / assessment / knowledge / martial arts techniques / physical training exams / theoretical stage / tactical practical stage / building ideomotor perceptions / defense-offensive movements / service conditions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кан Лаврентий Васильевич, Карданов Арсен Климович

В статье обозначены целесообразность изменениякритериев оценок знаний, умений и владения навыкамиприменения и выполнения боевых приемов борьбы со-трудниками органов внутренних дел. Экзамен предлагаетсяпроводить в два этапа (теоретический и практический). Те-оретический предназначен для формирования идеомотор-ных представлений, траектории движений при противодей-ствии партнера, что позволяет целенаправленно формиро-вать пространственное воображение и двигательную анти-ципацию. В практической части экзамена сотрудники само-стоятельно принимают решения по задержанию правонару-шителя в зависимости от степени общественной опасностисовершенного деяния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кан Лаврентий Васильевич, Карданов Арсен Климович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of assessment of police officers’ knowledge, skills and abilities concerning martial arts techniques

The article outlines relevance of changing criteria for assessment of knowledge, skills and abilities concerning martial arts technique possessed by the Interior Ministry officers. The exam is supposed to be divided into two parts (theoretical and practical). The theoretical part aims to build ideomotor perceptions, trajectories of movements in response to the opponent’s counteraction, which provides an opportunity to purposefully develop spatial imagination and movement anticipation. At the practical part of the exam the officers independently take decisions to apprehend an offender according to the degree of social threat caused by the committed offence.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки знаний, умений и навыков владения техникой боевых приемов борьбы сотрудниками полиции»

Кан Л. В., Карданов А. К. Проблемы оценки знаний, умений и навыков владения техникой боевых приемов...

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

Л. В. Кан, А. К. Карданов

В статье обозначены целесообразность изменения критериев оценок знаний, умений и владения навыками применения и выполнения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел. Экзамен предлагается проводить в два этапа (теоретический и практический). Теоретический предназначен для формирования идеомоторных представлений, траектории движений при противодействии партнера, что позволяет целенаправленно формировать пространственное воображение и двигательную антиципацию. В практической части экзамена сотрудники самостоятельно принимают решения по задержанию правонарушителя в зависимости от степени общественной опасности совершенного деяния.

Ключевые слова: критерии, оценки, знания, боевые приемы борьбы, экзамены по физической подготовке, теоретический этап, тактико-практический этап, формирование идеомоторных представлений, защитно-атакующие действия, условия служебной деятельности.

Учебный процесс по физической подготовке на различных этапах обучения должен быть приближен к требованиям, предъявляемым к практической служебной деятельности сотрудников полиции. Поэтому, на наш взгляд, остро стоит вопрос обоснования критериев оценки знаний, умений и владения навыками применения и выполнения боевых приемов борьбы. Обучение сотрудников полиции умелому применению физического воздействия при пресечении правонарушений или задержании правонарушителей является главной задачей физической подготовки в системе МВД России. Одним из способов, который может повлиять на систему обучения в целом, — это определение критериев, знаний, демонстрируемых сотрудниками полиции при алгоритме разрешения конфликтных ситуаций по применению боевых приемов борьбы во время задержания правонарушителей. Основная задача при определении уровня знаний применения приемов задержания сотрудниками полиции — методика приема экзаменов (зачетов) по боевым приемам борьбы. В настоящее время существует одностороннее представление о методике приема экзаменов (зачетов) по боевым приемам борьбы. Такая методика, как правило, создает видимость усвоения сотрудником изучаемых приемов и не соответствует реалиям служебной деятельности сотрудников полиции.

Во время сдачи нормативов по боевым приемам борьбы сотрудник полиции, путаясь в названии приема задержания, допускает ошибку, что приводит к получению неудовлетворительной оценки. Если от волнения сотрудник перепутал или забыл название приема, то это не значит, что он не сможет или не знает, как правильно задерживать правонарушителя. Поэтому необходимо продумать такую систему проверки навыков владения техникой боевых приемов борьбы, при которой проверяющий смог бы объективно оценить сотрудника: смо-

жет ли тот провести прием задержания правонарушителя в различных конфликтных ситуациях.

Для этого необходимо применять новые методы организации проведения зачетов и экзаменов по боевым приемам борьбы. Существует разрыв между знаниями и умениями применения боевых приемов борьбы. Естественным переходом и способом детализации выполнения задержания (как конфликтного поединка между полицейским и правонарушителем) является идеомоторный план-образ выполнения предстоящего боевого взаимодействия. Из этого следует, что прием экзаменов необходимо разделить на два уровня:

— теоретические знания о процедуре задержания: создается конкретный идеомоторный план выполнения задержания, соответствующий возникшему конфликту;

— практическое выполнение задержания.

Мы предлагаем разделить проверку сотрудников полиции по знанию применения боевых приемов на два этапа.

Первый — теоретический, в виде теста. В компьютер закладываются билеты по применению боевых приемов борьбы. В вопросах описываются ситуации, возникающие при несении службы в части применения физического принуждения к правопорядку, пресечения преступления или задержания правонарушителей. Из трех ответов лишь один правильный. Положительный эффект тестового приема заключается в том, что при ответе на каждый вопрос отвечающий представляет идеомоторно процесс разрешения боевого взаимодействия, поэтапно раскрывая идеомоторный образ-план процедуры задержания.

Второй этап — тактико-практический. Билет состоит из трех вопросов (способ задержания правонарушителя сотрудник выбирает самостоятельно). Каждый вопрос в билете — это условно-ситуационное задание, которое сотрудник уже решал на первом этапе:

— первый вопрос содержит элементы пассивного и активного сопротивления правонарушителя (освобождение от захватов, обхватов, осмотр и т. п.);

— второй — элементы нападения правонарушителя (защита от ударов, бросков и т. п.);

— третий вопрос — вооруженное (огнестрельное оружие, нож, палка и т. п.) нападение или обезоруживание сотрудника.

Путем двухэтапного метода приема экзаменов (зачетов) мы укрепляем и повышаем знание сотрудников полиции по применению боевых приемов борьбы в реальных условиях служебной деятельности.

Преподаватель или комиссия при оценке обращают внимание на следующие моменты:

— соответствует ли выбранный прием задержания предлагаемой условно-ситуационной задачи;

— скорость выполнения приема задержания;

— технику выполнения приема задержания.

Практическая значимость предлагаемой методики

при проверке знаний владения техникой боевых приемов борьбы сотрудников полиции:

— первый этап является эффективным средством овладения боевыми взаимодействиями, эффективность

96

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Кан Л. В., Карданов А. К. Проблемы оценки знаний умений и навыков владения техникой боевых приемов...

которых определяется формированием идеомоторных представлений траектории движений в конфликтных ситуациях. Это позволяет целенаправленно формировать пространственное воображение и двигательную антиципацию;

— сотрудник учится выполнять условно-ситуационные задачи, моделирующие ситуации приближены к условиям реальной обстановки служебной деятельности;

— сотрудник самостоятельно принимает решение по задержанию правонарушителя (в зависимости от степени совершенного им общественно опасного деяния), а не ждет команды с указанием, каким приемом он должен задерживать правонарушителя.

Приведем алгоритм проведения экзаменов (зачетов) по боевым приемам борьбы.

Проверяемый сотрудник должен стоять спиной к ассистенту на расстоянии от 2 до 2,5 метров. Сотруднику задается вопрос по предлагаемой условно-ситуационной задаче. Ассистенту зачитываются способы пассивного и активного сопротивления, нанесения ударов или вооруженного нападения на сотрудника таким образом, чтобы не слышал проверяемый сотрудник. Сотрудник (в зависимости от совершенного правонарушения) должен самостоятельно принять решение по способу задержания, провести наружный осмотр или нет, стоит ли использовать специальные или подручные средства, а также выбрать способы сопровождения. Задержание правонарушителя необходимо осуществлять от начала боевого взаимодействия до логического завершения, как это происходило бы в реальных условиях служебной деятельности. Для профилактики травматизма команды на проведение и окончание задержания должны быть четкими и лаконичными.

Во время сдачи норматива по боевым приемам борьбы руки у сотрудника должны быть приподняты до пояса или слегка опущены ниже пояса: из такого положения сотрудник должен осуществлять защитно-атакующие действия. Данное положение тела обычно для сотрудника перед применением физического принуждения к соблюдению правопорядка, в момент пресечения преступления или задержания. Если сотрудник полиции подойдет к подозреваемому или правонарушителю в боксерской стойке и будет просить документ, удостоверяющий личность (или требовать прекратить правонарушение), то со стороны это будет выглядеть смешно. Иными словами, при приеме экзаменов сотрудник полиции должен стоять в такой позе, чтобы правонарушитель не заподозрил прямой угрозы перед задержанием.

При опросе сотрудников, проходящих повышение квалификации в ВИПК МВД России, а также в СевероКавказском институте повышении квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, критерии оценок не стимулируют сотрудников полиции к дальнейшему совершенствованию навыков владения боевыми приемами борьбы. Исчезает элемент соперничества, многие говорят, что нет разницы между теми, кто слабо укла-

дывается в зачет, и другими, которые в совершенстве владеют приемами задержания, а в итоге все получают одну оценку «удовлетворительно». Поэтому для поддержания интереса к совершенствованию уровня владения боевыми приемами борьбы предлагаем сотрудников полиции оценивать по пятибалльной шкале: путем сложения результатов за каждый вопрос в билете получаем усредненную оценку.

Данные методы приема экзаменов и оценки знаний боевых приемов борьбы сотрудниками были апробированы на слушателях, проходящих первоначальную подготовку в Северо-Кавказском институте повышении квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России и повышение квалификации в ВИПК МВД России. В результате у слушателей увеличилась скорость не только реагирования, но и принятия решения по применению боевых приемов борьбы, сотрудники научились самостоятельно принимать решения по применению того или иного приема задержания (в зависимости от условноситуационной задачи).

По нашему мнению, предлагаемая система приема экзамена (зачета) поможет сотрудникам выработать умения, закрепить навыки быстрого и надежного задержания, применять защитные действия для обеспечения личной безопасности в ситуациях противоборства с правонарушителями.

В статье обобщен опыт преподавателей образовательных организаций МВД России и инструкторов специальных подразделений, прошедших повышение квалификации в ВИПК МВД России и Северо-Кавказском институте повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России.

Настоящая работа поможет преподавателям и инструкторам переосмыслить методику обучения и критерии оценки знаний сотрудников, выбирать стратегию обучения и совершенствовать технико-тактическую подготовку, а также планировать учебный процесс, выбирать темы, ставить задачи и определять методы по формированию знаний и устойчивых навыков применения боевых приемов борьбы в реальных условиях служебной деятельности. 1 2 3 4

1 Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в ОВД РФ : приказ МВД России от 13 ноября 2012г. № 1025дсп.

2 Кан Л. В. Совершенствование моментных характеристик выполнения подготавливающих действий при применении приемов задержания правонарушителей // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 5. С. 176-178.

3 Блеер А. Н., Малков О. Б., Кан Л. В. Сопряженное применение идеомоторного и имитационного методов при совершенствовании задержания правонарушителей сотрудниками полиции // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 12.

4 Кан Л. В., Лунин А. А. Особенности методик проведения занятий по обучению боевым приемам борьбы // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 2(30) С. 74-77.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.