Психологические
аспекты
профессиональной
подготовки
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМОЗАЩИТЫ С ОРУЖИЕМ
Е. И. Троян
Уровень сформированное™ навыков самозащиты является определяющим по отношению к физическим, психическим и другим навыкам и видам деятельности. В связи с этим возникают значительные трудности в определении уровня сформированности навыков самозащиты. Статья посвящена проблеме использования метода экспертной оценки для определения этого уровня. Автор предполагает, что новая программа упражнений и система оценки будут способствовать приобретению сотрудниками ОВД более совершенных навыков самозащиты.
Ключевые слова: приобретать навыки самозащиты, координационные способности, сформированность, физические упражнения.
При выполнении задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью, возложенных на милицию, ее сотрудникам приходится применять боевые приемы борьбы. К таким действиям предъявляются определенные требования. Сотрудник должен одинаково успешно использовать боевые приемы как в случаях усмирения невооруженного правонарушителя, так и против вооруженного (2). В сложных ситуациях, где есть угроза жизни и здоровью милиционера или подвергшегося нападению гражданского лица, мастерство владения приемами защиты от огнестрельного оружия, ножа, тяжелого предмета, от группы нападающих особенно важно. Учитывая, что сотрудник всегда при себе имеет специальные средства или оружие, умение использовать их в ближнем бою является одним из критериев профессионального мастерства милиционера. Эти действия сотрудника также должны строго соответствовать правовым нормам.
Профессиональное мастерство достигается в результате специального обучения и в процессе непрерывной служебной подготовки. Особое место в профессиональном обучении занимает служебно-прикладная физическая подготовка, составной частью которой является и программа обучения боевым приемам борьбы (1; 2). В процессе обучения таким приемам формируются необходимые навыки самообороны и задержания правонарушителей, а также психологическая готовность к стрессовым ситуациям, возникающим в процессе служебной деятельности.
Занятия по данной программе объединены в темы:
- защита от ударов вооруженного и невооруженного противника;
- освобождение от захватов и обхватов (в том числе с использованием специальных средств, оружия, подручных материалов);
- защита от угрозы огнестрельного оружия (в том числе с использованием специальных средств, оружия, подручных материалов);
- действия при попытке отнять оружие (в том числе с использованием специальных средств, оружия, подручных материалов);
- способы задержания и сопровождения (в том числе с использованием специальных средств, оружия, подручных материалов);
- защита от группового нападения (в том числе с использованием специальных средств, оружия, подручных материалов);
- задержание и сопровождение, связывание и надевание наручников (в том числе с использованием специальных средств, оружия, подручных материалов);
- применение ПР-73;
- использование АК в рукопашном бою.
Учитывая с лужебно-прикладную направленность
программы, данные темы являются приоритетными и могут называться специальными. В процессе подготовки по темам программы обучения боевым приемам борьбы сотрудники приобретают также навыки владения ударной и защитной техникой применения различных частей тела, перемещений, уклонов и др. Сотрудники изучают технику самостраховки, бросков, болевые и удушающие приемы по системе самбо. Данные приемы тоже объединены в темы и имеют ярко выраженный спортивный характер. Их можно назвать базовыми.
Программа обучения боевым приемам борьбы содержит в себе виды контроля состояния физического развития, сформированности навыков, успеваемости обучающихся. Обычно используются предварительный, текущий и итоговый виды педагогического контроля. В качестве методов контроля широко используются врачебный контроль, тестирование, экспертная оценка.
При оценке степени сформированности навыков владения боевыми приемами борьбы используется метод экспертной оценки. Данный метод подразумевает применение системы ответа по билетам в целях оценки качества усвоения навыков и организации зачета или экзамена. Экспертная комиссия оценивает в строгом соответствии с критериями оценки выполнения боевых приемов борьбы, опубликованных в нормативном документе МВД России. При пятибалльной системе ошибки технических действий, допускаемых сотрудниками, оцениваются следующим образом:
- грубые ошибки - от 5 до 2 штрафных баллов;
- технические ошибки - от 2 до 1 штрафного балла;
- мелкие ошибки - от 0,5 штрафного балла.
Оценивая выполнение приема исходя из максимальной оценки, выгчитают сумму штрафных баллов, полученных сотрудником за допущенные ошибки. Штрафные баллы начисляются в соответствии с разработанной и принятой системой (1).
Определив билет в соответствии с правилами организации зачета (экзамена), сотрудник с ассистентом, играющим роль правонарушителя, выходят на центр ковра. По сигналу члена экспертной комиссии «злоумышленник» выполняет удар, захват или другое заранее оговоренное вопросами билета действие. Сотрудник, сдающий экзамен, выполняет также заранее оговоренный прием защиты и задержания или просто задержания воображаемого правонарушителя. Все действия сотрудников регламентируются вопросами билета и командами членов экзаменационной комиссии.
Комиссией оцениваются действия экзаменуемого, а действия ассистента не оцениваются. Обыгчно ассистент выполняет атаку медленно, желая подыграть своему сослуживцу, зная, что через несколько минут они поменяются ролями. Таким образом сотрудники гарантируют друг другу максимально упрощенные условия для демонстрации приема и успешной сдачи экзамена (зачета). В связи с этим нам представляется проблематичным достоверное определение уровня сформирован-ности навыков владения боевыми приемами борьбы путем использования только системы билетов.
При определении уровня мастерства в темах специальной направленности билетная система достаточно оправданна. Соревнования, например по темам «Защита от группового нападения» или «Действия при угрозе огнестрельного оружия (в том числе с использованием специальных средств, оружия, подручнык материалов)», сложно представить.
Для более достоверного вышвления степени овладения приемами защиты от ударов ножом, тяжелым предметом и умения применять приемы обезоруживания в условиях, максимально приближенных к боевой, критической ситуации можно провести своеобразные соревнования. Нами предлагаются правила этих соревнований.
1. Костюм участника: кимоно, пояс красный или синий, защитные щитки для голени, наколенники, бандаж с раковиной, налокотники, шлем «Сфера» с маской из органического стекла, перчатки (пальцы выходят на две фаланги), защитный жилет, защитные накладки для подъема стопы «Футы».
2. Макет ножа - резиновый нож и прикрепленный к нему кусок цветного мела, который при удачном проведении атакующего действия оставляет след на белом кимоно, обозначая место поражения частей тела защищающегося. В процессе боя разрешается проводить броски, болевые и удушающие приемы. В правилах обозначены жизненно важные зоны. Определены также запрещенные приемы. Каждому из бойцов по очереди, определенной жеребьевкой, предоставлялось пять попыток выполнить атаку макетом ножа. Схватка ограничивалась временем - не более 10 мин. Бой начинался по первому свистку рефери. Атака считалась законченной в случаях, если:
- атакующий поразил соперника в жизненно важную зону;
- противник поражен не в жизненно важную зону, но при этом он отобрал макет ножа;
- атакующий задержан болевым или удушающим приемом;
- атакующий пропустил нокаутирующий удар, находясь в положении стоя;
- лежащему атакующему был отмечен удар в голову.
Основанием для выигрыша в схватке является преимущество в количестве выигранных атак. Одно очко присуждается за удачно завершенную атаку, т. е. противник поражен в жизненно важную зону. Ноль очков присуждается за неудачную атаку, если:
- противник не поражен в течение 3 минут;
- противник поражен не в жизненно важную зону, но при этом он отобрал макет ножа;
- атакующий задержан болевым или удушающим приемом;
- атакующий пропустил нокаутирующий удар, находясь в положении стоя;
- лежащему атакующему был отмечен удар в голову.
В данном случае решается проблема мотивации активных атакующих действий ассистента, так как экспертная комиссия оценивает также и его действия. Для определения уровня мастерства в темах: «Броски, болевые и удушающие приемы»; «Удары и защита от ударов»; «Приемы рукопашного боя с оружием (АК)» можно организовать соревнования. С первыми двумя темами все достаточно просто - необходимо воспользоваться любой версией правил по самбо (спортивный раздел) и правил по рукопашному бою.
Сложнее, казалось бы, обстоят дела с темой «Приемы рукопашного боя с оружием (АК)», но в этом случае достаточно вспомнить историю. В 1940-60-х гг. в СССР существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах с эластичным штыком. Проводились чемпионаты СССР, России и Вооруженных сил по этому виду спорта. Соревнования технически и психологически подготавливали бойца к ведению рукопашной схватки с оружием. Данные традиции возрождаются активистами школы «РОСС». Разработано два варианта ведения спортивноигровой формы обучения штыковому бою (4, 136-141).
1. Упрощенные соревнования без защитных снаряжений. Соревнования могут проводиться как на макетах карабинов и автоматов, так и на небольших шестах и палках.
2. Усложненный спортивный вариант - правила, существовавшие ранее и принятые сейчас Всероссийской федерацией русского боевого искусства (ВФРБИ) с некоторыми изменениями и дополнениями.
Эластичный штык заменен мягким теннисным мячом, используются маски с забралом, нагрудник, паховый бандаж и защитные перчатки на кисти рук.
Соревнования позволяют вышвить готовность сотрудника милиции к тому, чтобы технически и психологически принять рукопашный бой на автоматах, не выбрасывать его, а максимально эффективно использовать для достижения победы (4).
По нашему мнению, прочность усвоения техники может характеризоваться правильным многократным усвоением приема на фоне физической усталости и умением выполнять прием со значительной скоростью.
Для вышвления степени технической и физической подготовленности к применению боевых приемов борьбы с преодолением нарастающего физического утомления, требующего развитых координационных способностей, можно провести тест «Быстрота выполнения приема».
После участия в схватке по правилам борьбы самбо испытуемый после трехминутного отдыха должен вытол-нить три приема из разных тем программы обучения боевых приемов борьбы. Комбинация приемов может быггь составлена из самых распространенных и доступных к обучению технических действий, входящих в арсенал большинства школ единоборств и программ обучения боевым приемам борьбы сотрудников правоохранительных органов. Место проведения - борцовский ковер.
Условия выполнения теста. Тестируемый занимает место в центре ковра. Условные противники строятся в колонну лицом к тестируемому. По сигналу преподавателя условные противники поочередно начинают атаковать тестируемого строго оговоренными и одинаковыми для всех приемами. За минимальное время тестируемый должен технически грамотно выполнить заданные приемы защиты и задержания. Испытуемый должен, например, выполнить бросок через бедро, подставку предплечья вверх против прямого удара кулаком в голову и прямой удар рукой в живот (у партнера защитный жилет), а также освобождение от обхвата за туловище без рук сзади, используя дожим кисти с переходом на загиб руки сзади.
Окончание приема одинаково для всех: выполнен болевой прием на стоящем воображаемом противнике, и сотрудник готов к сопровождению задержанного на болевом приеме. По команде экзаменатора «Освободить захват» общее время выполнения приемов фиксируется и делится на количество приемов. Прием считается выполненным, если он не нарушил основных критериев оценки технических действий боевых приемов борьбы, входящих в обязательные программы обучения работников органов внутренних дел, что определялось экспертной комиссией. Для более достоверного выявления степени овладения боевыми приемами борьбы необходимо шире использовать метод экспертной оценки, а также внедрять элементы соревнования в тех случаях, где метод экспертной оценки в форме ответа по билету себя не оправдывает. Подобная практика даст толчок к ревизии содержания темы и координации методики преподавания с ориентацией на более серьезные требования к уровню мастерства милиционера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кустов А. Н., Москвичев М. А. Порядок оценки боевых приемов борьбы: методические рекомендации. Домодедово, 1999.
2. Наставление по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел. М., 1996.
3. Приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510 «О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное Приказом МВД России от 29 июля 1996 года № 412». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Школы «РОСС»: «Школа штыкового боя» // РОСС: русское боевое искусство. 1998. № 1.
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
В. А. Филиппович, Е. В. Панов
Проведенные авторами исследования показывают, что более половины студентов по окончании юридических вузов связывают свою профессиональную деятельность с правоохранительными органами или другими силовыми структурами. В этой связи вопросы, касающиеся содержания профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических вузов, приобретают актуальность и требуют оптимального решения.
В статье предлагается методика формирования физической и психологической готовности студентов юридических вузов к профессиональной деятельности в правоохранительных органах и других силовых структурах.
Ключевые слова: студенты юридических вузов, физическая и психологическая готовность, физическая культура, профессиональная деятельность, правоохранительные органы, учебный процесс, профессионально важные качества.
Главной задачей подготовки сотрудников органов внутренних дел является подготовка квалифицированных специалистов, способных и готовых противостоять любым видам правонарушений, в повседневных и чрез-выгчайнык условиях проявлять физическую и психологическую готовность к решению служебных задач, что обусловлено усложнением борьбы с преступностью и проявлением новык типов преступных действий.
Так как готовность к профессиональной деятельности формируется в специальных образовательных учреждениях, любая преподаваемая учебная дисциплина должна быть направлена на высокий профессиональный уровеь будущего специалиста.
Физическая культура, наряду с другими учебными дисциплинами, призвана обеспечивать успешное и надежное формирование профессиональных знаний, умений и навыков, высокую работоспособность, морально-психологическую основу профессиональной деятельности выпускников для правоохранительных органов и других силовых структур.
Положения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки позволяют реализовывать в рамках типовой учебной программы вуза развитие и совершенствование физических и психологических качеств обучаемых. Данное направление в профессионально-прикладной физической подготовке специалиста должно включать в себя необходимый минимум теоретических знаний и прикладную подготовку, адаптированную к его будущей профессиональной деятельности (4).
Целью физического воспитания студентов юридических вузов России является формирование физической культуры и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, физической и психологической подготовки к будущей профессиональной деятельности (6).
Как показывают практика и опрос, проведенный авторами в 2007 г. в Красноярске и прилегающих к нему