ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Кульмские кресты. В список награжденных воинов Кульминскими крестами вошли полки 1-й и 2-й гвардейских дивизий, 1-й гвардейской пехотной дивизии: генералов — 9, штаб-офицеров — 44, обер-офицеров — 371, унтер-офицеров — 1168, музыкантов — 404, рядовых — 10070, всего 12066 человек [1, с. 182].
Каждая награда давалась конкретному воину за особые заслуги, и этим самым, подчеркивалась отвага и смелость среди воинов. Безусловно, награды предназначались наиболее отличившимся воинам, но и многие другие воины были достойны этих наград и не получали из-за неимения их в наличии или сложных военных условий.
Таким образом, на примере выделенных эпизодов войн и награждения отличившихся воинов военными наградами видно, что традиция награждения
русских воинов орденами и медалями имела особое воспитательное значение и носила в себе духовный смысл, так как подтверждала крепкое национальное сознание русских воинов, их патриотизм, героизм и отвагу.
Литература
1. Валькович А.М. Под сенью двуглавых орлов. Военный союз Российской и Австрийской империи 1813—1815 / А.С Валькович. М.: Кучково поле, 2014.
2. Военная энциклопедия в 18-ти т. // Под ред. Новицкого В.Ф. М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1911.
3. Дуров В.А. Русские боевые награды эпохи Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813—1814 годов. М.: Достоинство, 2013.
УДК 376 ББК 74.267.5
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЁМАМ БОРЬБЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРОХОДЯЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ХАБАС БЕТАЛОВИЧ ЦИПИНОВ,
адъюнкт кафедры физической подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, преподаватель Центра профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, подполковник полиции
E-mail: [email protected]
Научная специальность 13.00.04 — теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Чехранов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос об использовании методики обучения основанное на защитно-атакующих действиях. Актуальность статьи заключается в том, что автор предлагает оптимизировать содержание учебных материалов по обучению боевым приёмам борьбы, а также предлагает методики повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников. Практическая значимость работы заключается в рекомендации преподавателям по планированию учебного процесса, постановки задач и определению методов по формирования знаний и устойчивых навыков применения боевых приёмов борьбы с учётом реальных условий служебной деятельности.
Ключевые слова: аналитический обзор, боевые приёмы борьбы, защитно-атакующие действия, пресечение правонарушения, задержание правонарушителя, выбор оптимального объема технических действий, двигательный навык, эффектив-
ные и вариативные защитно-атакующие действия, совершенствование технико-тактической подготовки, применения боевых приёмов борьбы в реальных условиях служебной деятельности.
Abstract. The article deals with the question of the use of teaching methods for complex protective and attacking moves. The relevance of the article is that the author proposes to optimize the content of educational materials for training combat fighting techniques, and offers methodologies improve professional training of employees. The practical significance is the recommendation of the teachers plan the learning process, set goals and determine methods to build knowledge and skills of sustainable use of combat methods of struggle, taking into account the actual conditions of performance.
Keywords: analytical review, combat fighting techniques, protective, attack, combat crime, arrest the offender, the choice of an optimal amount of technical activities, motor skills, efficient and divergent protectively-attacking actions, improvement of technical and tactical training, the use of combat methods of struggle in the real world conditions of performance.
На современном этапе реформирования системы органов внутренних дел (ОВД) требования к сотруднику, к его профессиональному мастерству повышаются. От уровня профессионального обучения зависит становление и развитие профессиональных качеств сотрудника ОВД [5]. Особое место в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД занимает дисциплина «физическая подготовка», целью которой является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [1].
Сотрудник должен в совершенстве владеть боевыми приёмами борьбы, оружием, спецсредствами, быть хорошим психологом, чтобы в любой обстановке действовать спокойно и умело, с максимальной эффективностью. Одним из первых этапов обучения сотрудников, впервые поступающих на службу в ОВД РФ, является Центр профессиональной подготовки (ЦПП). В ЦПП изучается техника выполнения боевых приемов борьбы (БПБ), и нарабатываются навыки по задержанию правонарушителей.
Однако, на основании проведённого анализа, методика обучения сотрудников полиции не соответствует современным требованиям. Проблемой обучения боевым приёмам борьбы в ЦПП является то, что за короткий промежуток времени необходимо изучить большое количество приёмов задержания. Проведённый анализ учебного плана обучения показал, что за 33 занятия сотрудникам необходимо изучить 57 приемов. Получается, что для разучивания, отработки и доведения до уровня
навыка одного «приёма» отводится лишь 28 мин. За этот короткий период времени, сотрудника обучить такому количеству «приемов», а тем более довести выполнения приёма до уровня навыка не представляется возможным. В экстремальных ситуациях, двигательные действия, не доведённые до навыка, не позволят сотруднику выполнить поставленную задачу и даже могут повлечь получение телесных повреждений. [5].
Кроме того, одним из факторов, влияющих на качество подготовки сотрудников полиции, является низкий уровень общефизической подготовленности сотрудников ОВД, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел РФ. Для определения уровня общефизической подготовленности был проведен анализ входного контроля слушателей ЦПП сотрудников ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве. За анализируемый период с 2013— 2014 гг. проходили профессиональную подготовку 1439 слушателей, из них при сдаче входного контроля получили положительную оценку 405, что составляет 28,1%. При недостаточной общефизической подготовленности сотрудник не готов освоить необходимый материал по физической подготовке за такой короткий промежуток времени обучения. Высокий уровень заболеваемости среди сотрудников, проходящих обучение, свидетельствует о слабой устойчивости организма к неблагоприятным климатическим условиям, и невозможности переносить высокие физические нагрузки при несении службы [2].
Изучая аналитический обзор ГУ МВД России по г. Москве от 15 декабря 2014 г. № 6/33-11869, где рассматриваются случаи чрезвычайных происше-
ствий, связанных с гибелью, ранениями и получением телесных повреждений сотрудниками полиции в процессе выполнения служебных обязанностей в различных ситуациях охраны правопорядка, приходишь к следующим выводам:
• наибольшее количество травм получают сотрудники при задержании правонарушителей, пресечении хулиганских проявлений, доставлении правонарушителей, составлении протоколов, при проверке документов, во время проведения оперативно-розыскных и массовых мероприятий;
• больше всего получают ранения и телесные повреждения сотрудники патрульно-постовой службы, оперуполномоченные, участковые уполномоченные полиции и сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые непосредственно принимают участие в пресечении преступлений и административных правонарушений [3].
В 2013 г. совершенно 246 нападений на сотрудников полиции при выполнении служебных обязанностей, а в 2014 г. — 305 нападений. В основном сотрудники полиции не могли защититься от атакующих действий со стороны правонарушителей. Рассмотрим таблицу, от каких атакующих действий сотрудники полиции получали телесные повреждения при выполнении служебных обязанностей. [4]
Таблица №1
№ Разновидности атакующих действий со стороны правонарушителей Количество нападений
2013 год 2014 год
1 Нанесение прямых и боковых ударов руками в голову 145 (58.9%) 148 (48,5%)
2 Нанесение прямых и боковых ударов руками в туловище 18 (7,3%) 21 (6,8%)
3 Травма руки, получаемые сотрудниками полиции при силовом задержании 18 (7,3%) 50 (16,3%)
4 Угроза или нанесение ударов холодным оружием 12 (4,8%) 2 (0,65%)
5 Укушенные раны, получаемые сотрудниками полиции при силовом задержании 12 (4,8%) 22 (7,2%)
6 Нанесение ударов головой в лицо 9 (3,6%) 16 (5,2%)
7 Наезд на сотрудника 7 (2,8%) 13 (4,2%)
8 Нанесение ударов по ноге 6 (2,4%) 3 (0,98%)
9 Применение травматического пистолета 5 (2,0%) 1 (0,32%)
10 Применения газового баллончика против сотрудников полиции 4 (1,6%) 6 (1,9%)
11 Нанесение ударов различными предметами по голове 3 (1.2%) 10 (3,2%)
12 Применения насилия, не опасные для жизни и здоровья сотрудника полиции 3 (1,2%) 0
13 Попытка завладения табельным оружием 2 (0,81%) 0
14 Попытка применения оружия против сотрудников полиции 2 (0,81) 0
15 Захват за шею, одежду спереди 0 8 (2,6%)
16 Нанесения ударов в паховую область 0 5 (1,6%)
17 Общее количество 246 305
На основании аналитического обзора можно также предположить, что боевые приёмы борьбы для пресечения правонарушения или задержания правонарушителя необходимо систематизировать по частоте применения защитно-атакующих действий. Обеспечение высокой готовности сотрудников полиции к выполнению силового задержания правонарушителей во многом зависит от выбора оптимального объёма технических действий, которыми они должны овладеть за весь период прохождения профессионального обучения. Иными словами, обучать сотрудников полиции целесообразно, в первую очередь, тем приёмам, которые широко применяются на практике и обеспечивают надёжное и эффективное задержание правонарушителей, а также способны обеспечить личную безопасность в ситуациях силового задержания с активно сопротивляющимися правонарушителями [5].
Для наработки двигательных навыков необходимо систематизировать защитно-атакующие действия. В теории и методике единоборств есть такое понятие как «Обобщённая защита», это защитные действия одним и тем же движением, против похожих по направлению нападений. Эта методика обучения позволит увеличить объем повторений защитно-атакующих действий для формирования навыка.
При обучении необходимо уделять внимание не столько защитным действиям, сколько защитно-атакующим действиям. Защитно-атакующее действие, это действие включающий приём, направленный на отражение атаки правонарушителя и на создание удобной ситуации для проведения
контратаки. Применение защитно-атакующих действий, позволит эффективно переходить к атаке, придает поединку активный характер и делает ее более результативной.
Отработка приёмов вышеуказанным образом, обеспечит их эффективное использование в различных ситуациях, как для защиты, так и для подавления сопротивления.
Рассмотрим табл. № 2, где на основании табл. № 1 определены приёмы «Обобщённой защиты».
Таблица №2.
Все выше перечисленное позволяет сделать вывод о том, что, отработка обобщённой защиты, и
защитно-атакующих действий, позволяет довести приемы до автоматизма, т.е. до навыка, кроме того, вырабатываются навыки применения физического воздействия, в зависимости от ситуации и в рамках правового поля.
До сегодняшнего дня существовало одностороннее представление о методике обучения боевым приёмам борьбы. Такое обучение проводится, как правило, на несопротивляющемся партнёре, что с одной стороны создает видимость усвоения сотрудником изучаемых приёмов, а с другой, — не соответствует реалиям жизни. Опросы сотрудников, а также практические проверки на местах показывают, что многие сотрудники плохо владеют боевыми приёмами борьбы и неуверенно применяют их в реальной обстановке. Это объясняется, прежде всего, тем, что сотрудник не обучен применять приёмы против правонарушителя, оказывающего реальное сопротивление. Получается, что обучение технике проведения боевых приемов борьбы в системе физической подготовки органов внутренних дел осуществляется только ради сдачи зачётов [5].
Для эффективного обучения сотрудников полиции помимо вышеперечисленных методов, рекомендуем использовать такие методические подходы, которые будут направлены на качественное усвоение материала. Условно весь процесс обучения сотрудников полиции по боевым приёмам борьбы разделим на три этапа.
На первом этапе применяются методы последовательного обучения (ознакомление, разучивания по разделениям, выполнения приемов в целом и т.д.) Этот подход широко используется в базовом физическом воспитании. Основная задача на этом этапе заключается в том, чтобы сотрудники овладели двигательными действиями в полном объёме и могли выполнять их в благоприятных условиях (в спортивной форме, в спортивном зале и т.д.).
На втором этапе тренировочный процесс усложняется. Сотрудник обучается двигательным действиям, направленный на формирование умений по выполнению техники боевых приёмов борьбы в предполагаемых условиях служебной деятельности. Для развития координационных способностей на занятиях используются методы, стандартно-повторного упражнения и вариативного упражнения. При разучивании новых доста-
№ Атакующие Защитные
1 Прямые удары руками в голову и корпус Отбивы внутрь, отход (назад), уход (влево, вправо), блоки + подавление сопротивления + задержание + досмотр + надевание наручников и конвоирования
2 Боковые удары руками в голову и корпус Нырок, отход, блоки + (смотреть пункт №1)
3 Удар рукой снизу Отход, подставки, блок + (смотреть пункт №1)
4 Удар головой в лицо Подставка лба (при наклоне своей головы с подседом), защита рукой (удар снизу-вверх в бьющую голову, упор ладонью в грудь, удар сбоку по бьющей голове) + (смотреть пункт №1)
5 Удар коленом в пах Поворот таза; прикрыть пах бедром, подняв согнутую в колене ногу вверх к опорной ноге, отбив коленном внутрь + (смотреть пункт №1)
6 Удар ногой в пах, голень 1) защиты движениями рук (блок руками, отбивы), 2) защиты движениями ног (подставка стопы, колена), 3) защиты движением туловища (отскок назад, уход в сторону) + (смотреть пункт №1)
7 Серия ударов руками и ногами Защитные действия + (смотреть пункт №1)
8 Захват за шею Освобождение от захвата за шею + (смотреть пункт №1)
9 Захваты за одежду Освобождение от захвата за одежду на груди одной и двумя руками + (смотреть пункт №1)
10 Удары подручными средствами (колюще-режущими предметами, палкой и т.п.) Защита специальной палкой + (смотреть пункт №1)
11 Применение травматического, газового оружия или иного огнестрельного оружия Защита с применением огнестрельного оружия
точно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений и в относительно стандартных условиях. В обучении используются такие методические приёмы как подводящие упражнения, борьба в захватах, игры до касания и.т.п. [5] На данном этапе характер занятия заключается в преодоление нерациональной мышечной напряженности. Мышечная напряжённость проявляется в двух формах — форме тонической и координационной напряженности, оказании противодействия, проводимому приёму, для повышения пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Данный методический приём широко используется в ряде единоборств (самбо, дзюдо, вольная борьба, бокс и т.п.). При отработке двигательных действий сотрудники полиции полностью экипированы (форма полицейского, бронежилет, специальные средства, учебный пистолет и т.д.).
Третий этап подразумевает отработку изученных и доведённых до уровня навыка приёмов задержания в условно-ситуационных задачах. Таким образом, на третьем этапе решаются задачи, связанные с условиями, максимально приближенными к реальным ситуациям служебной деятельности. В ходе таких занятий сотрудник учится самостоятельно принимать решение о способе задержания правонарушителя, в зависимости от степени общественной опасности совершенного им деяния, а не
вспоминает, каким же приёмом он должен задерживать правонарушителя^].
Предложенные методы обучения, способствуют качественному освоению техники боевых приёмов борьбы и выработке устойчивых навыков задержания правонарушителей в экстремальных ситуациях, при краткосрочном прохождении программы профессиональной подготовки лицами различных должностных категорий, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел.
Литература
1. Приказ МВД РФ № 1025дсп от 13 ноября 2012 г. «Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
2. Ципинов Х.Б. Актуальные проблемы физической подготовки сотрудников ОВД на современном этапе: Мат-ы межвуз. науч.-практ. конф. Домодедово: ВИПКС МВД России, 2014. С. 81—91.
3. Аналитический обзор ГУ МВД России по городу Москве от 15 декабря 2014 г. № 6/33-11869.
4. Кан Л.В., Ципинов Х.Б. О необходимости систематизации приемов задержания, выбора стратегии обучения и совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников полиции // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 207—210.
5. Кан Л.В., Лунин А.А. Особенности методики преподавания боевых приемов борьбы сотрудникам МВД России // Методические рекомендации ВИПК МВД России. 2014. С. 19—20.
Социология жизни: Монография / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. (Серия «Magister»).
Обосновывается возможность анализа общественных явлений и процессов с позиций новой теоретической концепции — социологии жизни. В ее основе лежит представление о жизненном мире, образуемом триединством таких индикаторов, как реально функционирующее общественное сознание, действительное поведение людей, которые реализуются в условиях макро-, мезо- и микромира.
Анализируются генезис идей социологии жизни, ее объект и предмет, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое внимание уделяется ранее практически не используемому в социологии понятию «смысл жизни», которое позволяет глубже проникнуть в жизненный мир людей, точнее описать и интерпретировать анализируемые социальные проблемы для получения надежной достоверной и ориентированной на практику информации. На этой основе дается описание многообразия жизненного мира, его позитивных и негативных характеристик.