Научная статья на тему 'Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения'

Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
1574
165
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / ПОПРАВКИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Атагимова Эльмира Исамудиновна

Рассматриваются проблемы негативного информационного воздействия интернета на нравственное воспитание подрастающего поколения. Раскрываются поправки принятые Федеральным законом РФ № 139-Ф3 от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет» для решения данной проблемы.

Problems concerning negative influence of Internet information on moral education of juveniles in the information space and means for solving them

Problems concerning negative influence of Internet information on moral education of juveniles are examined in the article. Clarifications are given on the amendments to Federal Law No. 139-FZ of the 28th of July 2012 “On Modifications to the “Federal Law on Protecting Children from Information Harmful to Their Health and Development” and to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Issues of Restricting Access to Unlawful Information in the Internet” that have been passed in order to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения»

Атагимова Эльмира Исамудиновна

кандидат юридических наук

Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения

Аннотация: рассматриваются проблемы негативного информационного воздействия интернета на нравственное воспитание подрастающего поколения. Раскрываются поправки принятые Федеральным законом РФ № 139-Ф3 от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет» для решения данной проблемы.

Ключевые слова: Интернет, нравственно-правовое воспитание, подрастающее поколение, негативное влияние, Федеральный закон РФ, поправки,.

1п1егпе1 (Интернет) - всемирная информационная компьютерная сеть. Самая большая в мире совокупность разнотипных компьютерных сетей. Объединяет миллионы компьютеров, баз данных, файлов и людей. Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (WorldWideWeb, ¥¥¥) и множества других систем (протоколов) передачи данных. Интернет-аудитория в России ежегодно увеличивается. Пользователей интернета, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)РФ на начало 2012 года (Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 31 марта - 1 апреля 2012 г.) , 70 млн. чел (всё население РФ - 143 млн. чел.). По этому показателю Россия вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. Рост числа пользователей интернета в России будет продолжаться и далее. Согласно результатам исследования «Российского рынка интернет-торговли: товары 2012», проведенного агентством РБК.гезеагсЬ, весной 2013 года уровень проникновения интернета составит 63,6%, а в 2018 году он превысит отметку в 80% [1].Это при том, что не учитывается самая юная возрастная категория веб-пользователей. По данным Госком-

стата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, в России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет [2]. И показатель контактов с нежелательным содержимым сайтов (порносайты, сайты об азартных играх, с ресурсами о насилии, алкоголе и наркотиках) с каждым днем возрастает. Юных пользователей - детей выходящих в сеть самостоятельно подстерегают такие ресурсы, которые пропагандируют насилие, издевательств подростков друг над другом (особенно школьное видео) и животными. Немало сайтов, связанных с ненавистническим контентом, «ВКонтакте» есть группы ненависти к реальному ребенку. Жертвы иногда создают свои группы ненависти к обидчикам. Так плетется паутина вражды. Появляются тысячи сайтов, которые призывают причинить себе боль и вред. Каждый четвертый ребенок заходит на сайты о диетах, а учитывая, что это в основном девочки, то каждая вторая из них пытается это использовать. Суммарно получается, что каждый второй заходит на один из подобных сайтов. Международные специалисты США и Европы пришли к выводу о недостаточности и даже малоэффективности при таком характере угроз и рисков технологических и запретительных средств защиты[3].

Беспокойство вызывает то, что негативное влияние интернета угрожает и психическому состоянию ребенка. Интернет, подобно другим СМИ, стал существенным фактором воспитания. Особенно опасным видится формирование личности путем идентификации себя с конкретной позицией или определенным способом поведения. Ребенок старается подражать распространенным образцам. Как получатель информации он поддается давлению и может легко стать жертвой всяких мошенников и создателей рекламы. Ребенок получает сообщения, не относясь к ним критически, и не осознает, что имеет дело с игрой видимостей. Благодаря тому, что дети получают неограниченный контакт с пространством, которое может обеспечить им интересное содержание и развлечения на все свободное время и отсутствие ограничений может иметь плачевные последствия. Необходимо помнить, что Интернет, как средство передачи информации, которое может вводить в зависимость и влиять на психику, является одновременно и пространством деятельности преступников. Ребенок легко может стать жертвой педофилии. Благодаря наивности детей, преступники легко получают порнографические материалы. Чаще всего несовершеннолетние пользователи попадают на опасные странички случайно. Многочисленные всплывающие окна, неверно истолкованные поисковиком запросы, ссылки в социальных сетях - все это приводит ребенка на сайты небезопасного содержания, связанные с негативным контентом, киберхулиганством, домогательствами, виртуальными контактами с кибермошенниками, наркодилерами, экстремистами, педофилами, сутенерами и порнографами [4]. Значительное большинство подобных преступлений остаются скрытыми от родителей, правоохранительных органов и общества. «Виртуальную» личность весьма трудно привлечь к ответственности за противоправные деяния, совершаемые в сети. Работая в чате, пользователь сети может представиться кем угодно, создать любой собственный образ какой ему угодно, менять свою внешность [5].

Особого внимания заслуживает широкое распространение электронных игр среди подростков. Авторы компьютерных игр стараются показать как можно более реальный игровой мир. Во многих компьютерных играх игра со смертью идет постоянно. Герой игры постоянно приближается к смерти, постоянно играет с ней и обманывает ее. У героя «компьютерной реальности» нет своего внутреннего мира он не

испытывает ни страха, ни угрызений совести. Ребенок, сидя часами за монитором, учится разрушать. Поэтому созидательных навыков и бережного отношения к своей жизни, а тем более к чужой у него не формируется. То, что ещё вчера считалось преступлением, в играх сегодня является нормальным явлением. Искажению и разрушению подвергается не только действительность, но и мораль.

Еще в 60-е годы западные психологи (А. Бандура и др.) [6] доказали, что демонстрация сцен насилия по телевидению способствует проявлениям агрессивного поведения и искаженному восприятию действительности, делает наблюдателей безразличными к насилию в будущем, усиливает чувство опасности, враждебности и тревоги у человека. При этом человек переходит от непосредственного познания окружающего мира, к познанию мира воображаемого, виртуального, считая ЕГО реальностью. А ведь граница между фантазией и реальностью, которую способны различить даже не все взрослые, тем более расплывчата для ребёнка. Сейчас эта ситуация еще больше усугубляется при создании виртуальных миров.

Согласимся с Владимиром Путиным, который в рамках послания ФС РФ заявил, «Надо признать, уважаемые друзья, влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У неё появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ» [7].

Таким образом, в условиях быстрого распространения информационных технологий важнейшей проблемой становиться процесс формирования у подрастающего поколения, морально нравственных ориентиров, позволяющих определить, что такое хорошо и что такое плохо.

Защита детей от агрессивного негативного воздействия интернета это одна из наиболее важных и актуальных проблем для государства. В связи с этим, для защиты детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности был принят Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года (в прошлом Законопроект № 89417-6) - Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в

Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков..

сети Интернет». Этот закон внёс в другие федеральные законы ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых интернет-ресурсов. Федеральный закон направлен на совершенствование механизма, обеспечивающего защиту детей от информации, способной причинить вред их здоровью и (или) развитию, и предусматривает внесение изменений в федеральные законы «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите инфор-мации»[8]. Федеральным законом уточняется порядок размещения производителями и (или) распространителями информационной продукции, способной причинить вред здоровью и (или) развитию детей, знака и (или) текстового сообщения об ограничении её распространения среди детей соответствующей возрастной группы. В законе более подробно регламентируются способы маркировки контента. Так, согласно поправкам обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением

об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований данного Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, - в виде цифры «0» и знака «плюс»;

2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, - в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, - в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, - в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, - в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Федеральным законом частично изменяется порядок проведения экспертизы информационной продукции, право инициирования которой будет предоставлено юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям и гражданам без предварительного обращения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти [7]. Конкретизируются особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети «Интернет», в местах, доступных для детей. А именно, предусматривается, что доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети «Интернет» в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Поправки в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вносят следующие изменения: в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Федеральный закон добавляется новая статья 151 предусматривающая создание единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имён, универсальных указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено федеральными законами».

Основаниями для включения сведений в реестр, согласно ч. 5 статьи 151 являются:

1. решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

2. вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено [8].

В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.

Тот факт, что на одном 1Р-адресе могут находиться несколько сайтов с разными доменными именами, законом не учитывается.

В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся положения об ответственности за неприменение в местах, доступных для детей, операторами связи, оказывающими телематические услуги связи, либо администрацией таких мест при осуществлении доступа к информации, распространяемой через Интернет, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Поправки в Федеральный закон от

7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» поясняют, что ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой через Интернет, регулируется Федеральным законом «Об ин-

формации, информационных технологиях и о защите информации».

Изменения в ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступили в силу 30 июля, в день публикации. 1 ноября 2012 года вступили в силу положения, касающиеся единого реестра доменных имен и иИХ-адресов, содержащих запрещённую к распространению информацию. Был создан Единый реестр запрещённых сайтов.

Надеемся, что данные поправки к закону реализуют себя в российском законодательстве в полном объеме, и помогут в формировании гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребенка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости.

Литература

1. Интернет РФ: Главные новости и события, статистика Рунета. Главные новости декабря 2012. http://www.bizhit.ru

2. Интернет и дети. http://schuc1231.mskobr.ru http://schuc1231.mskobr.ru/novosti/materia-ly_Po_bezopa snosti_igternet

3. Дети интернет-поколения России: новая реальность? http://maxpark.com

4. Пристанская. О.В. Начальник отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.Рекомендации по проведению уроков медиабезопасности школьников. http://nsportal.ru

5. Танимов О.В. Проблемы виртуальной личности в сети Интернет. Мониторинг правоприменения. № 4 - 2012. - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2012.

6. Кузьмин Н.Н. Некоторые аспекты влияния компьютерных технологий на нравственноправовое воспитание подростка .http://hghltd. yandex.net/

7. http://президент.рф

8. Электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации. http://docs.cntd.ru