Научная статья на тему 'Международные стандарты защиты ребенка от негативной информации'

Международные стандарты защиты ребенка от негативной информации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1729
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЗАЩИТА РЕБЕНКА / НЕГАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ВРЕД ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуканов Алексей Николаевич, Вахрушев Григорий Евгеньевич

В настоящей статье рассмотрены проблемы защиты ребенка от негативной информации, международные стандарты и международный опыт по противодействию и контролю за распространением информации наносящей вред здоровью ребенка и его развитию. Проанализированы международные документы по защите ребенка от негативной информации, их характерные черты и особенности. Выявлена и обоснована необходимость создания универсальных международных конвенций, содержащие методы и средства для совместной защиты детей от информации, которая наносит вред здоровью ребенка и его развитию. На основе проведенного исследования отображены современные проблемы правового регулирования по защите ребенка от негативной информации, предлагаются способы решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цуканов Алексей Николаевич, Вахрушев Григорий Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL STANDARDS FOR CHILD PROTECTION FROM NEGATIVE INFORMATION

The article covers the problem of protection of children from negative information, emphasizing international standards and international experience on counter and control of information which can be harmful to the child's health and development. The analyses is given to international documents on the protection of children from the negative information, their characteristics and features. The need for a universal international convention containing methods and tools for cooperation in the sphere of protection of children from information that can be harmful to their health and development is stressed and justified. The research demonstrates burning problems of legal regulation of children protection from negative information and suggests solutions of the problem.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты защиты ребенка от негативной информации»

9. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.10)

9.1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ЗАЩИТЫ РЕБЕНКА ОТ НЕГАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Цуканов Алексей Николаевич, к.ю.н. Должность: доцент кафедры «Юриспруденции». Место работы: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Вахрушев Григорий Евгеньевич, аспирант. Место учебы: Дипломатическая академия МИД России.

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены проблемы защиты ребенка от негативной информации, международные стандарты и международный опыт по противодействию и контролю за распространением информации наносящей вред здоровью ребенка и его развитию. Проанализированы международные документы по защите ребенка от негативной информации, их характерные черты и особенности. Выявлена и обоснована необходимость создания универсальных международных конвенций, содержащие методы и средства для совместной защиты детей от информации, которая наносит вред здоровью ребенка и его развитию. На основе проведенного исследования отображены современные проблемы правового регулирования по защите ребенка от негативной информации, предлагаются способы решения данной проблемы.

Ключевые слова: международные стандарты, защита ребенка, негативная информация, вред здоровью и развитию ребенка.

INTERNATIONAL STANDARDS FOR CHILD PROTECTION FROM NEGATIVE INFORMATION

Tsukanov Alexey Nikolaevich, PhD at law. Position: associate professor at "Law" chair. Place of employment: Perm State Humanitarian Pedagogical University. Vahrushev Gregoriy Evgenievich, postgraduate student. Place of study: Diplomatic Academy of the Ministry for foreign affairs of the Russian Federation.

Annotation: The article covers the problem of protection of children from negative information, emphasizng international standards and international experience on counter and control of information which can be harmful to the child's health and development. The analyses is given to international documents on the protection of children from the negative information, their characteristics and features. The need for a universal international convention containing methods and tools for cooperation in the sphere of protection of children from information that can be harmful to their health and development is stressed and justified. The research demonstrates burning problems of legal regulation of children protection from negative information and suggests solutions of the problem.

Keywords: international standards, the protection of the child, negative information, the harm to the health and development of children.

Проблема защиты ребенка от негативной информации заключается в невозможности регулирования Интернета национальным законодательством. Междуна-

родное сообщество, осознавая нравственную ответственность за жизнь каждого ребенка, реализует ее через международные стандарты и обязательства государств.

Международные стандарты защиты ребенка от негативной информации - это принятые на международном уровне правила, требования и принципиальные положения, направленные на координацию деятельности государств по обеспечению прав ребенка на информацию и ограждения его от негативной информации. Международные стандарты закрепляются в соглашениях, пактах, конвенциях, декларациях, правилах и других документах в виде норм, принципов и рекомендаций. Документы не равнозначны по своему юридическому статусу, но едины в выражении стремления мирового сообщества максимально скоординировать политику, средства и методы защиты детей от негативной информации.

Подавляющее большинство международных стандартов и общепризнанных принципов и нормы о защите ребенка от негативной информации разработаны в рамках ООН. Между тем, защита прав детей от негативной информации является внутренним делом каждого государства, которое само определяет, в каких договорах следует участвовать, к деятельности каких международных организаций присоединиться и в каком объеме. Здесь исключается вмешательство во внутренние дела государств. Этим объясняется факт того, что почти все решения и резолюции ООН имеют характер рекомендаций. Тем не менее, многие государства признают их приоритет над своим внутренним законодательством.

К их числу документов ООН, устанавливающих общие методологические основы защиты прав ребенка от негативной информации относятся: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975); Декларация о правах инвалидов (1975 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984); Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988); Руководящие принципы для эффективного осуществления Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1989); Декларация четвертого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1970); Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития (1990); Конвенция о борьбе против незаконного оборота нар-

котических средств и психотропных веществ (1988); Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами (1981) и др.

Основные положения этих документов в определенной степени способствуют предупреждению распространения негативной информации. Например, Конвенция ООН о правах ребенка1 устанавливает правило наилучшего обеспечения интересов ребенка. Применительно к заявленной теме интересы ребенка наилучшим образом обеспечиваются посредством предоставления ребенку возможностей искать, получать и передавать информацию любого рода в форме произведений искусства, письменной или печатной форме2, получать доступ к источникам информации3, возложения обязательств на международное сообщество и отдельные государства поощрять разработку принципов защиты ребенка от информации, наносящей вред его благополучию и защищать ребенка от психологического насилия. В ст. 19 Конвенции о правах ребенка отмечается, что «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке». Конвенция о правах ребенка закрепляет положение о том, что в основе благополучия ребенка лежит строгое соблюдение и защита его прав. В Преамбуле к Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, ей должны быть представлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей, тем самым исключив из жизни ребенка негативную информацию, способную причинить ему вред.

Статья 39 Конвенции о правах ребенка обязывает принимать «все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка. Таким образом, Конвенция о правах ребенка, закрепляет основные положения, имеющие принципиальное значение для защиты детей от негативной информации и указывает на два аспекта: право на информацию и гарантии защиты от негативной информации. Указанные аспекты, по сути, являются задачами международного сообщества и каждого отдельного государства. Судя по нижеприведенному анализу, задачи выполняются с разной степенью успешности.

Наряду с Конвенцией о правах ребенка (1989) важную роль в защите ребенка от негативной информации

1 Конвенция ООН о правах ребенка принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года; ст. 3.

2 См. там же; ст. 13.

3 См. там же; ст. 17.

играют Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» (1985); «Правила защиты несовершеннолетних, лишенных свободы» (1990); Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних («Эр-Риядские принципы» (1990).

Основное внимание в них уделяется устранению условий, которые неблагоприятно влияют на нормальное развитие детей. С этой целью предлагаются всеобъемлющие междисциплинарные меры с тем, чтобы обеспечить молодежи жизнь, свободную от преступности и конфликтов с законом. Эр-Риядские принципы делают акцент на обеспечении возможности для ребенка получения образования и поддержки, способствующей развитию личности, особенно тех, кто явно находится в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите. Подчеркивается, что обеспечение благополучия, развития прав и интересов всех молодых людей является залогом предупреждения правонарушений с их стороны. Государствам предписывается принимать во внимание, что многие поступки молодых людей, которые не соответствуют общим социальным нормам и принципам, во многих случаях связаны с процессом взросления и естественного изменения поведения большинства детей. При этом вмешательство официальных органов должно осуществляться, в первую очередь, с учетом общих интересов несовершеннолетних и на основе беспристрастного и справедливого подхода. Обеспечение права на информацию и одновременно ее ограничение должно осуществляться исключительно в целях подготовки молодежи к жизни в обществе. Наиболее важными при этом признаются: право на образование и информацию, прививающие уважение к основным ценностям жизни, развивающие личность, талант, умственные и физические способности молодых людей; формирующие мировоззрение для преодоления трудностей, с которыми дети сталкиваются в период взросления.

Как следует из анализируемого документа, для обеспечения благополучия детей важное значение имеет обмен информацией. Дети не должны рассматриваться «лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля», а играть активную роль в обществе, быть его полноценными участниками4.

Идеи обеспечения права детей на информацию и защиты детей от негативной информации находит свое развитие и в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, известных как «Пекинские правила». Международное сообщество исходит из того, что существующий в государствах порядок направлен в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего.

В Пекинских правилах отмечается необходимость уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, мобилизующих все возможные ресурсы, включая СМИ с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком. В документе подчеркивается значение для предотвращения детской преступности факторов

4 Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы); Приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года; п. 9Ь.

именно психологического свойства. Так, в принципе 6 отмечается, что следует максимально избегать употребления таких терминов, как «ребенок с отклонениями», «преступник», «потенциальный преступник», поскольку это создает устойчивую предпосылку для нежелательного поведения подростка.

Сотрудники правоохранительных органов, имеющие дело с детьми, должны получать специализированную подготовку, поскольку полиция является первым контактом с системой правосудия и крайне важно, чтобы она действовала квалифицированно и должным образом. Нельзя признать правильными действия сотрудников полиции, пришедших в класс за старшеклассницей. Сам этот факт явился для нее настолько постыдным, что она после этого покончила жизнь самоубийством.

Из Пекинских правил следует, что профессиональная подготовка сотрудников полиции, работающих с несовершеннолетними, должна соответствовать современному развитию науки5. Специалисты, обеспечивающие предупредительную работу с детьми, должны быть готовыми к поддержанию своей профессиональной компетентности. Правилами предлагается минимальный объем профессионально значимых знаний.

В приведенных выше международных документах подчеркивается важность и необходимость создания воспитывающей среды. Получаемая детьми информация должна быть направлена на формирование такого окружения ребенка, которое развивает в нем социально значимые качества. В создании воспитывающей среды важную роль, если не решающую, играют СМИ, которые способны прививать навыки поведения, позволяющие принимать социально значимые решения и вести правопослушный образ жизни. Средства массовой информации способны защитить интересы молодежи, отразить позитивную роль молодых людей в обществе.

Важную роль в этом играет ограничение свободы получать и распространять информацию, если это необходимо в целях охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц (Международный пакт о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 19 и ст. 20; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 10; Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ст. 10; Всеобщая декларация прав человека, п.2 ст. 29; Декларация СЕ о средствах массовой информации и правах человека (1970); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, ст. 10; Европейские конвенции: о совместном кинопроизводстве (1992), о трансграничном телевидении (1989), о компьютерных преступлениях (2001); Рекомендации Комитета Министров государств - членов Совета Европы: № R (89)7 относительно принципов распространения видеозаписей, содержащих насилие, жестокость или имеющих порнографическое содержание, от 22 апреля 1989 г. и № R (97)19 «О демонстрации насилия в электронных средствах массовой информации» от 30 октября 1997 г.; Директива о вещании ЕЭС; Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты; Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и тор-

5 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года. (www.un.org); ст. 22.

говли ими от 12 сентября 1923 года (Женева), Соглашение относительно пресечения порнографических изданий от 4 мая 1910 года (Париж), Протокол об изменении Договора о борьбе с распространением порнографических изданий, подписанного в Париже 4 мая 1910 года (Лейк Сасекс, Нью-Иорк, 4 мая 1949 года).

Указанные международные акты обязывают государства принимать меры по защите от информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию граждан.

По мнению большинства экспертов наиболее действенным международно-правовым документом является Европейская Конвенция о трансграничном телевидении6, которая запрещает непристойности и порнографию; чрезмерно выделять насилие или разжигать расовую ненависть7. Все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть.

В 2004 году Постоянный комитет по трансграничному телевидению, издал Рекомендацию о защите несовершеннолетних от порнографических программ и предложил участникам Конвенции определить, в какой степени находящиеся под их юрисдикцией вещатели соблюдают этот запрет, а в случае недостаточного его соблюдения - принять надлежащие меры по исправлению ситуации и обеспечению защиты несовершеннолетних от программ и передач порнографического характера.

Европейский Суд по правам человека признал, что защита нравственности в демократическом обществе является легитимной целью в соответствии с частью 2 статьи 10. Они определили в качестве «непристойных публикаций» такие публикации, которые стремятся «развратить и растлить».

Европейским Судом по правам человека признается, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении закона -применять штрафные меры, конфискацию и другие санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия детей, нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости8. По мнению Европейского Суда, защита детей относятся к одному из аспектов «защиты нравственности».

Мы изучали опыт защиты прав ребенка от негативной информации, накопленный международным сообществом, США, Китаем и рядом других стран.

ОПЫТ США

В США уже долгое время борются с распространением порнографической информации, однако не все-

6 Международный правовой акт, заключенный в рамках Совета Европы.

Европейская Конвенция о трансграничном телевидении; Страсбург, 5 мая 1989 г.; ст. 7.

8 Постановления ЕСПЧ: Даджен (Dudgeon) против Соединенно-

го Королевства, 22.10.1981; Институт Отто-Премингер (Otto-

Preminger-Institut) против Австрии, 20.09.1994; Уингроу (Wingrove)

против Соединенного Королевства, 25.11.1996. http://www.echr.coe.int

гда эффективно. Ещё в 90-е годы в Америке обсуждался вопрос о защите детей в интернете. Так в 1996 году Конгресс одобрил Communication Decency Act, признавший незаконным размещать в сети заведомо оскорбительную информацию, согласно общественным стандартам9. Однако статьи данного закона были отклонены верховным судом как неконституционные. Представленный затем в 1998 году Children's Online Privacy Protection Act10 был также практически сразу блокирован решением федерального апелляционного суда, а позже и ликвидирован.

Постепенно акцент сместился с вопросов противодействия распространению порнографии на борьбу с сексуальными преследованиями детей онлайн. С 2009 года был поднят вопрос об обучение подростков навыкам интернет-грамотности. Появился проект Online Safety 3.0, который стал заниматься исследованиями данной сферы.

В настоящее время на территории Соединенных Штатов Америки действует Children's Internet Protection Act, который обязывает школы и библиотеки, финансируемые государством, использовать фильтры и другие технические средства для защиты детей от ненадлежащей информации11.

Важную роль в защите детей от негативной информации играет Таможенная служба США. В структуре этой службы находится:

- Центр противодействия кибер-контрабанде. Он определяет цели распространения информации на территорию США. В случаи диагностирования поступления негативной информации, направленной на детей, включается в работу Подразделение защиты детей. Данный департамент устанавливает, относится ли поступившая информация к детской порнографии. При положительном ответе проводится работа по установлению конкретных производителей, распространителей и потребителей детской порнографии по всему миру. Далее сведения об этом направляются в соответствующие инстанции США и других государств.

В сШа информация департамента по защите детей передается в Подразделение уголовных расследований Таможенной службы. Здесь возбуждаются уголовные дела, пресекается деятельность лиц, производящих и реализующих детскую порнографию. Таможенная служба тесно связана с Общенациональным центром пропавших и эксплуатируемых детей (НГО).

С 2000 года в США запрещено продавать телевизоры, не имеющие специального кодирующего устройства, позволяющего родителям программировать телевизор на прием передач с учетом их возрастной классификации.

Во времена президента Рейгана проводилась политика «либерализации» в отношении СМИ и было отменено значительное количество запретов, налагаемых на СМИ в связи с демонстрацией информации, оказывающей вредное воздействие на детей. Американская общественность обратила внимание на влияние СМИ на рост преступности, в особенности с участием несовершеннолетних, поэтому политика в этой области претерпела значительные изменение.

Подтверждением строгости действующего законодательства США может служить случай, произошедший

9 Communication Decency Act 1996 http://pdfcast.org/pdf/the-communications-decency-act-a-legislative-history

10 Текст Children's Online Privacy Protection Act of 1998 можно прочитать здесь: http://www.ftc.gov/ogc/coppa1.htm

11 Children's Internet Protection Act 21.12.2000 http://ifea.net/cipa.pdf

22 сентября 2004 года, когда Федеральная комиссия по связи (FCC) наложила на компанию «Вайком» («Viacom, Inc.») - штраф в размере 550 000 долларов за передачу в эфир программы, в которой на протяжении полусекунды была показана обнаженная женская грудь госпожи Джанет Джексон. Комиссия признала, что грудь госпожи Джексон является «сексуальным органом», а любая демонстрация сексуальных органов и любое употребление выражений сексуальной направленности составляют непристойность, преследуемую в исковом порядке, какими «мимолетными» и «скоротечными» они ни были. Если у вещателя имеются основания подозревать исполнителя в потенциально непристойном поведении, он обязан принять предупредительные меры.

ОПЫТ КНР

В КНР огромное количество законов регулирующих Интернет. Так для защиты детей от негативной информации Китай разработал концепцию «большого китайского брандмауэра», закрепленного в законе о защите несовершеннолетних (1992)12. Основными субъектами, ответственными за исполнение закона определены родители и государство. Родители обязаны профилактировать интернет зависимость детей13. Государство обязано развивать технологии защиты несовершеннолетних от пагубной информации14. Под ней понимаются материалы, содержащие порно, насилие, акты терроризма, расовой ненависти и азартные игры, а также предусматривает уголовную ответственность за продажу, аренду или распространение среди несовершеннолетних подобных материалов15.

По согласованию с правительством в июне 2004 учредили Центр жалоб для контроля за исполнением закона. Одной из целей Центра является «защита общества, в частности, несовершеннолетних, от влияния незаконной и вредной информации». В основном, Центр занимается противодействием распространению информации вредной для здорового развития несовершеннолетних, такой как неприличные и порнографические материалы, игры с элементами насилия, терроризма, пособничеству в совершении преступлений, а также информации, распространяющей расовую ненависть и т.д. За последние восемь лет Центр получил более 30 тысяч жалоб о нарушении закона.

Также на территории КНР с 2003 года действует проект «Золотой щит»16, разработка которого началась с 1998 года. «Золотой щит» представляет собой систему серверов на интернет-канале между провайдерами и международными сетями передачи информации, которая фильтрует информацию.

ОПЫТ РОССИИ

В России совсем недавно были внесены серьезные изменения в законодательстве, который ужесточили контроль над негативной информацией. Так 28 июля 2012 года был принят Федеральный закон № 139-Ф317 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные

12 Закон КНР о защите несовершеннолетних от 1992 г.;

http://ciirc.china.cn См. там же; ст. 11.

14 См. там же; ст. 33.

15 См. там же; ст. 34.

16 Система фильтрации содержимого Интернета в КНР.

17 в прошлом Законопроект № 89417-6

акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Данный закон внёс изменения в ряде положений и в других федеральных законах, предполагающих фильтрацию негативной информации:

1. Поправки вносятся в принятый 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Поправки вносят много новых уточнений и более подробно регламентируют способы маркировки информации18. Этим же законом вносится положение, что доступ к сети Интернет в «местах доступных для детей» должен быть ограничен.

2. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ были внесены положения об ответственности за неприменение в местах, доступных для детей, операторами связи, оказывающими услуги связи, либо администрацией таких мест при осуществлении доступа к информации, распространяемой через Интернет, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

3. В Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» внесена поправка об ограничении и возобновлении доступа к информации, распространяемой через Интернет, которая регулируется Федеральным законом № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

4. Значительные изменения были внесены в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»19. В данном федеральном законе даются определения интернет-сайта, интернет-страницы, доменного имени, сетевого адреса, владельца интернет-сайта, хостинг-провайдера. Здесь же появляется новая статья, согласно которой создается некая информационная система «Единый реестр доменных имен и универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещённую к распространению на территории Российской Федерации»20 (далее Реестр).

Реестр - это автоматизированная информационная система ведения и использования базы данных о сайтах, содержащих запрещённую к распространению в России информацию.

Реестр находится в ведении Роскомнадзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-

18 Так, до внесения поправок по этому закону каждую страницу в сети Интернет с информацией, «причиняющей вред...», нужно будет промаркировать специальными знаками: 6+, 12+, 16+, 18+ (старше 6 лет, старше 12 лет, старше 16 лет, старше 18 лет соответственно).

19 В названии законопроекта этот закон упоминается лишь как «отдельные законодательные акты».

20 Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информа-

ционных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006

года; ст. 15.

телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Реестр направлен на предотвращение распространения через сайты негативной информации, а именно туда вносятся ссылки на интернет-страницы или доменные имена содержащие материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; пропаганду употребления наркотиков и психотропных веществ, информацию о способах их производства и

местах приобретения; пропаганду употребления пре-

21

курсоров21 наркотиков и психотропных веществ, информацию о способах их производства и местах приобретения; информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; любую иную информацию, запрещённую к распространению в России решениями сдов22.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод, что проблемы касающиеся защиты детей от негативной информации действительно актуальны в настоящее время, что подтверждает тенденция ужесточения контроля и ответственности за распространение подобной информации. Актуальность данного вопроса будет расти по мере развития информационных технологий в будущем и других факторов влияющих на распространение негативной информации угрожающей здоровью детей их развитию.

Уже на современном этапе Интернет и другие средства коммуникаций становится невозможно регулировать только на уровне национального законодательства, и для достижения определенных успехов в этом вопросе необходимо обсуждать данный вопрос на международном уровне. Только совместными усилиями международного сообщества, а не отдельных государств можно свести распространение негативной информации к минимуму. Необходимо выработать единые стандарты, что считать вредной информацией для ребенка, наладить определенную систему санкций за распространение вредной информации и общий подход для решения данной проблемы.

Список литературы:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. www.un.org

Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. www.un.org

Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.. www.un.org

Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. www.un.org

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские

21 Прекурсорами являются — ацетон, перманганат калия, серная, соляная и уксусная кислоты

22 zapret-info.gov.ru — официальный сайт Единый реестр запрещённых сайтов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

правила). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. www.un.org

Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). Приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 г. www.un.org

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. 26 мая 1995 г. www.consultant.ru

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 4 ноября 1950 г. http://www.echr.ru

Европейская конвенция о трансграничном телевидении от 5 мая 1989 г. www.conventions.coe.int

Постановления ЕСПЧ: Даджен (Dudgeon) против Соединенного Королевства, 22.10.1981 г., Институт Отто-Премингер (Otto-Preminger-Institut) против Австрии, 20.09.1994 г., Уингроу (Wingrove) против Соединенного Королевства, 25.11.1996 г. www.echr.coe.int

Федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 июля 2012 г. www.consultant.ru

Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. www.consultant.ru

В Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи» от 7 июля 2003 г. www.consultant.ru

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КоАП РФ) № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. www.consultant.ru

Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. www.consultant.ru

Постановление Правительства РФ № 1101 О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» от 26 октября 2012 г. www.consultant.ru

Communication Decency Act 1996.

http://pdfcast.org/pdf/the-communications-decency-act-a-legislative-history

Children's Internet Protection Act 21.12.2000. http://ifea.net/cipa.pdf

Children's Online Privacy Protection Act of 1998. http://www.ftc.gov/ogc/coppa1.htm

Закон КНР о защите несовершеннолетних от 1992 г. http://ciirc.china.cn

zapret-info.gov.ru - официальный сайт Единый реестр запрещённых сайтов

www.fcc.gov - сайт Федеральной комиссии по связи (США).

Организация Объединенных Наций. «Справочник для специалистов и должностных лиц по вопросам правосудия в делах, связанных с участием детей -жертв и свидетелей преступлений». Нью-Йорк 2009 г.

Вахрушев Г.Е. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА // Бизнес в законе, 2013 г., №3

Literature list:

The International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Adopted by General Assembly resolution 2200A (XXI) of the General Assembly on 16 December 1966 www.un.org

The Universal Declaration of Human Rights. Adopted by General Assembly resolution 217 A (III) of the General Assembly resolution of 10 December 1948 www.un.org

The International Covenant on Civil and Political Rights. Adopted by General Assembly resolution 2200A (XXI) of the General Assembly on 16 December 1966. www.un.org The Convention on the Rights of the Child Adopted by resolution 44/25 of the General Assembly of 20 November 1989 www.un.org

Standard Minimum Rules of the United Nations concerning the administration of justice for minors (the Beijing Rules). Adopted by General Assembly resolution 40/33 of the General Assembly on November 29, 1985 www.un.org The guiding principles of the United Nations for the Prevention of minors (the Riyadh Guidelines principles of). Adopted by General Assembly resolution 45/112 of the General Assembly on 14 December 1990 www.un.org

CIS Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms of man. May 26, 1995 www.consultant.ru

The European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms. November 4, 1950 http://www.echr.ru

The European Convention on Transfrontier television, apart from the May 5, 1989 www.conventions.coe.int

ECHR judgment: Dudgeon (Dudgeon) against the United Kingdom, 22.10.1981, the Institute for Otto Preminger (Otto-Preminger-Institut) against Austria, 20.09.1994 city, Uingrou (Wingrove) v. the United Kingdom, 25.11.1996 g www.echr.coe.int

Federal Law № 139-FZ "On Amendments to the Federal Law" On Protection of Children from of information harmful to their health and development, "and some legislative acts of the Russian Federation" dated July 28, 2012 www.consultant. ru

Federal Law № 149-FZ "On Information, Information Technologies and Protection of information" from July 27, 2006 www.consultant.ru

In the Federal Law № 126-FZ "On Communications" on July 7, 2003 www.consultant.ru

"The Code of the Russian Federation on Administrative Offences" (Administrative Code) № 195-FZ of December 30, 2001 www.consultant.ru

Federal Law № 436-FZ "On the protection of children from information harmful to their health and Development" from 29 December 2010 www.consultant.ru

RF Government Resolution number 1101 on a unified automated information system "the Single Register of domain names, indexes pages web-sites in the information and telecommunications network" Internet "and the network addresses, allowing identification sify sites in information and telecommunications network" Internet ", containing information, the dissemination of which is prohibited in the Russian Federation "dated October 26, 2012 www.consultant.ru

Communication Decency Act in 1996. http://pdfcast.org/pdf/the-communications-decency-act-a-legislative-history

Children's Internet Protection Act 21.12.2000. http://ifea.net/cipa.pdf

Children's Online Privacy Protection Act of 1998. http://www.ftc.gov/ogc/coppa1.htm

PRC Law on the Protection of Minors from 1992 http://ciirc.china.cn

zapret-info.gov.ru - the official website of the Unified Register of banned sites

www.fcc.gov - site of the Federal Communications Commission (USA).

Organization of the United Nations. "Handbook for professionals and officials in the administration of justice in cases involving children - victims and witnesses of crime." New York 2009

Рецензия

на статью «Международные стандарты защита ребенка от негативной информации» кандидата юридических наук, доцента кафедры «Юриспруденции» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Цуканова Алексея Николаевича и аспиранта Дипломатической академии МИД России, Вахрушева Григория Евгеньевича.

Статья А.Н. Цуканова и Г.Е. Вахрушева посвящена проблеме защиты ребенка от негативной информации, в частности, существующим международным договорам и стандартам в этой области.

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку в настоящее время существует необходимость защиты детей от информации, в понимании защиты прав ребенка в широком смысле.

Авторами последовательно рассмотрена данная проблема. Ими были проанализированы внутригосударственное право РФ в области защиты детей от негативной информации, законодательство, а также правоприменительная практика других государств, а также ряд международно-правовых актов. В статье А.Н. Цуканов и Г.Е. Вахрушев делают вывод о необходимости создания новых универсальных международных стандартов по противодействию и контролю за распространением вредной для ребенка информации, которое бы стало универсальным для большинства стран мира.

Научная статья А.Н. Цуканова и Г.Е. Вахрушева «Международные стандарты защиты ребенка от негативной информации» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

к.ю.н. Берандзе Михаил Роландович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.