Научная статья на тему 'Проблема информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет'

Проблема информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4457
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информация / угрозы / безопасность несовершеннолетних / Интернет / ответственность / information / threats / safety of minors / Internet / responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев А.И.

Несовершеннолетние являются активными пользователями сети Интернет, причем большинство из них даже не подозревают об опасности, которую может нести информация, содержащаяся в виртуальном пространстве, а именно пропаганда потребления алкогольных напитков, наркотических средств, других психоактивных веществ, половой распущенности, насилия и жестокости, агрессивного и суицидального поведения, порнографии, неуважения к семье и т.д. Подобная информация может приводить к формированию антиобщественного поведения подростков, а также к их виктимизации. Автором обосновывается необходимость постоянного мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики, исходя из реальной эффективности принятых в интересах детей мер и управленческих решений. Отмечается, что лишь при скоординированном взаимодействии всех заинтересованных субъектов обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних можно в максимальной степени защитить права и законные интересы подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INFORMATION SECURITY OF MINORS ONLINE

Juveniles are active Internet users, and most of them are not even aware of the dangers that the information contained in the virtual space can have, namely the promotion of the consumption of alcoholic beverages, narcotic drugs and other psychoactive substances, sexual promiscuity, violence and cruelty, aggressive and suicidal behavior, pornography, disrespect for the family, etc. Such information can lead to antisocial behavior of the minors, as well as their victimization. The author substantiates the necessity of the constant monitoring of current legislation and law enforcement practice in the light of actual effectiveness of the measures and managerial decisions taken to safeguard the interests of children. It is noted that it’s possible to protect the rights and legitimate interests of the younger generation to the greatest extent only in case of coordinated cooperation of all subjects of ensuring criminological safety of minors.

Текст научной работы на тему «Проблема информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет»

Раздел 5. Криминологическая наука

САВЕЛЬЕВ А.И., кандидат юридических наук, savelevandrey80@mail.ru Адъюнктура (докторантура);

Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 644092, г. Омск, просп. Комарова, 7

SAVELIEV A.I.,

Candidate of Legal Sciences, savelevandrey80@mail.ru Postgraduate courses (doctorate); Omsk Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Komarova Ave. 7, Omsk, 644092, Russian Federation

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОй БЕЗОПАСНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация. Несовершеннолетние являются активными пользователями сети Интернет, причем большинство из них даже не подозревают об опасности, которую может нести информация, содержащаяся в виртуальном пространстве, а именно пропаганда потребления алкогольных напитков, наркотических средств, других психоактивных веществ, половой распущенности, насилия и жестокости, агрессивного и суицидального поведения, порнографии, неуважения к семье и т.д. Подобная информация может приводить к формированию антиобщественного поведения подростков, а также к их виктимизации. Автором обосновывается необходимость постоянного мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики, исходя из реальной эффективности принятых в интересах детей мер и управленческих решений. Отмечается, что лишь при скоординированном взаимодействии всех заинтересованных субъектов обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних можно в максимальной степени защитить права и законные интересы подрастающего поколения.

Ключевые слова: информация; угрозы; безопасность несовершеннолетних; Интернет; ответственность.

THE PROBLEM OF INFORMATION SECURITY OF MINORS ONLINE

Annotation. Juveniles are active Internet users, and most of them are not even aware of the dangers that the information contained in the virtual space can have, namely the promotion of the consumption of alcoholic beverages, narcotic drugs and other psychoactive substances, sexual promiscuity, violence and cruelty, aggressive and suicidal behavior, pornography, disrespect for the family, etc. Such information can lead to antisocial behavior of the minors, as well as their victimization. The author substantiates the necessity of the constant monitoring of current legislation and law enforcement practice in the light of actual effectiveness of the measures and managerial decisions taken to safeguard the interests of children. It is noted that it's possible to protect the rights and legitimate interests of the younger generation to the greatest extent only in case of coordinated cooperation of all subjects of ensuring criminological safety of minors.

Keywords: information; threats; safety of minors; Internet; responsibility.

В современном обществе проблема обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних весьма актуальна, поскольку несовершеннолетние являются активными пользователями средств массовой информации и сети Интернет. Необходимо отметить, что, согласно сведениям Центра безопасного Интернета, в Российской Федерации, по разным оценкам, от 8 до 14 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуются Интернетом, что составляет 18 % интернет-аудитории нашей страны*. Такими же ускоренными темпами развивается сотовая связь, ста-

* Официальный сайт Центра безопасного Интернета в России. URL: http://www.saferunet.org

новится популярным мобильный Интернет. Сегодня нужно признать, что большая часть подростков даже и не подозревает об опасности, которую может нести информация, содержащаяся в виртуальном пространстве.

Проблема информационной безопасности несовершеннолетних интересовала многих исследователей, среди которых необходимо назвать Е.А. Брылеву, С.А. Буданова, С.Т. Гаврилова, Е.И. Желязкова, Л.И. Носенко и др. Так, по справедливому мнению Е.А. Брылевой, на современном этапе развития общества наблюдается возрастающая роль информационной сферы, которая в значительной степени оказывает

влияние на политическую, экономическую, оборонную и другие составляющие национальной безопасности Российской Федерации [1, с. 12].

Стремительное развитие средств массовой информации, компьютерных технологий, а также распространение сети Интернет не только способствует саморазвитию и общению несовершеннолетних, но и является источником различных угроз, среди которых наибольшее распространение получает пропаганда потребления алкогольных напитков, наркотических средств, других психоактивных веществ, а также половой распущенности подростков, насилия и жестокости, агрессивного и суицидального поведения, порнографии, неуважения к семье, лжи, обмана, поощрение употребления ненормативной лексики. Подобные негативные явления могут приводить к формированию антиобщественного поведения подростков, а также к их виктимизации.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с Основным Законом принимаются нормативные правовые акты, среди которых важное место занимают Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»* и Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»**. При этом, если первый Федеральный закон определяет общие условия регулирования отношений, возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применение информационных технологий, обеспечение защиты информации, то второй имеет узконаправленную сферу действия и регулирует от* Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ: ред. от 13 июля 2015 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3448; 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4390. ** О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон от 29 дек. 2010 г. N 436-ФЗ: ред. от 29 июля 2015 г. N 179-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 1. Ст. 48.

ношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, которая содержится в информационной продукции.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Необходимо отметить, что обеспечение информационной безопасности детей является одним из направлений государственного регулирования в сфере применения информационных технологий***. В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»****. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вся информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, классифицируется на 2 категории: информацию, запрещенную для распространения среди детей, и информацию, распространение которой среди несовершеннолетних определенных возрастных категорий ограничено.

классифицировать информационную продукцию может как ее производитель, так и распространитель. Производитель, распространитель информационной продукции размещают знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей перед началом

*** Ст. 12 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

**** часть 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании. Данный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения. Вместе с тем законом устанавливается время трансляции в радио- и телеэфире программ, содержащих информацию, доступ к которой для несовершеннолетних ограничен или запрещен.

Представляется целесообразным рассмотреть наиболее актуальные угрозы, которые могут оказать негативное влияние на безопасность несовершеннолетних. Согласно ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» одним из первых видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди несовершеннолетних, является информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.

На одном из заседаний Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, проходивших в 2014 г., обсуждалась проблема самоубийств в подростковой среде. Как отметил Президент Российской Федерации, позитивные подвижки наметились, но до полного решения проблемы еще далеко*. В целях профилактики нарушений психологического здоровья несовершеннолетних почти в два раза увеличилось количество кабинетов медико-социальной помощи. Как результат, отмечено снижение удельного веса детей с психическими и эмоциональными расстройствами, а также двукратное уменьшение за последние 5 лет числа подростковых суицидов. Поскольку проблема еще не решена, следует уделять повышенное внимание эмоциональному состоянию несовершеннолетних со стороны родителей и всех заинтересованных субъектов криминологической безопасности детей.

* Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://www.rfdeti.ru/display. php?id=8469

Роспотребнадзором, Роскомнадзо-ром и ФСКН России еще в 2013 г. были разработаны критерии для определения информации, касающейся способов и призывов к совершению самоубийства. Согласно совместному межведомственному приказу** к призывам к совершению самоубийства относится информация, которая содержит предложение, просьбу совершить самоубийство, указания на самоубийство как на способ решения проблемы, выражение положительной оценки либо одобрение совершения самоубийства, любые объявления, в том числе о знакомстве, с целью совершения самоубийства, опросы (голосование), тесты, рейтинги на предмет выбора самоубийства как способа решения проблемы и др.

к критериям информации о способах совершения отнесены описание (демонстрация) процессов, процедур, изображающих (воспроизводящих) любую последовательность и возможные результаты совершения самоубийства, средств и (или) мест для совершения самоубийства в контексте рассматриваемого способа самоубийства; наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить для достижения цели самоубийства) и др.

** Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено: приказ Роскомнадзора N 1022, ФСКН России N 368, Роспотребнадзора N 666 от 11 сент. 2013 г. // Рос. газ. 2013. 21 нояб.

Согласно имеющимся сведениям, с ноября 2012 г. по январь 2015 г. в Роспо-требнадзор поступило 5 684 обращения о размещении информации о способах суицида. По итогам рассмотрения поступивших материалов вынесено 5 532 решения о закрытии страниц сайтов*. Как показали результаты проведенного анализа, запрещенная информация размещалась в основном в различных социальных сетях: «Mail.ru», «ВКонтакте», «1_^е.1оигпа1» и на различных видео-хостингах**.

В настоящее время Роспотребнадзор взаимодействует с представителями научного и интернет-сообщества. Экспертами, привлекаемыми службой для оценки материалов сайтов, являются специалисты в области суицидологии: психиатры, психологи, филологи и др. Научное сообщество разрабатывает соответствующий методический инструментарий для проведения экспертизы материалов, размещенных в сети Интернет.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны органов государственной власти по закрытию интернет-сайтов с опасным для психики несовершеннолетних контентом, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет все еще можно найти общую информацию о подготовке и разновидностях самоубийства. Так, например, подобная информация содержится в «Википедии», общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии. Масштабы угрозы очень велики, поскольку интернет-сайт Википедии является пятым по посещаемости сайтом в мире (например, в марте 2013 г. его посетили более 517 миллионов человек)***.

Одной из актуальных проблем информационной безопасности несовершеннолетних является информация, способная вызвать у детей желание употребить

* Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

** Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: http:// rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_ details.php?ELEMENT_ID = 2981&sphrase_ id=562006

*** URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википе-

дия. Unique Visitors per Region (comScore)

наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества.

Специфика распространения наркомании в нашем государстве такова, что ставит под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи, социальную стабильность российского общества уже в ближайшей перспективе. Необходимо отметить, что если до 90-х гг. прошлого столетия принудительное лечение и привлечение к ответственности не сдерживали роста наркомании, то хотя бы делали это явление не столь очевидным. В настоящее время, с вхождением нашей страны в мировое сообщество, мы столкнулись лицом к лицу с этим злом со всеми вытекающими отсюда последствиями, это вызывает серьезные опасения, так как в абсолютном большинстве случаев употребление наркотиков сопряжено с преступлением [2, с. 114; 3, с. 335]..

Подтолкнуть подростка к употреблению наркотиков могут многие факторы: и стремление «быть как все», и желание изменить свое состояние, и стимулирование чувства уверенности, и просто любопытство. В связи с этим кризис подросткового возраста становится значительным фактором риска. Но выявить группы риска можно, только если известно, что сами подростки видят в наркотиках, как относятся к ним и насколько осведомлены о злободневности данной проблемы.

В современном мире одним из актуальных вопросов в деятельности правоохранительных органов является борьба с распространением наркотических средств через сеть Интернет.

Используя возможности данной сети, наркодилеры организуют доставку наркотических средств почтой или курьерской службой. Их деятельность хорошо законспирирована, сайты с предложениями о продаже наркотиков сложно найти в поисковых системах Google и Yandex. У них есть свой Интернет, порталы и магазины. Они уже давно используют анонимную сеть Tor (The onion router, «Луковая маршрутизация»)****. С ее помощью любой пользователь может сохранить анонимность в Интернете при посещении запрещенных сайтов. Правоохранительным органам требуется время, чтобы установить

**** URL:http://www.rspectr.com/article/analitika/ against-drugs

IP-адрес компьютеров пользователей, поскольку пользователи этой сети запускают прокси-сервер на своем персональном компьютере, данное программное обеспечение подключается к серверам и использует криптографию многоуровневым способом.

Несмотря на некоторые сложности, предотвратить распространение наркотических средств через Интернет возможно. Так, начиная с декабря 2011 г. в доменной зоне .RU сотрудниками Управления ФСКН России по Иркутской области выявлено несколько сайтов, на которых неустановленным лицом размещалась информация, пропагандирующая употребление наркотических средств, и предоставлена информация о том, как их приобрести*. Регистратору доменных имен РЕГ.РУ направлены представления о прекращении делегирования выявленных доменов. После проведенной проверки регистратор формально выполнил требование, в то же время при обращении к тем же сайтам происходила переадресация к той же сам ой ин форма ци и, но перем ещен н ой уже на другие доменные адреса. Лишь после проведения круглосуточного мониторинга сети со стороны Роскомнадзора с использованием специального программно-аппаратного комплекса в доменных зонах .RU и .РФ вредоносные сайты уже не выявлялись.

В целях дальнейшей активизации борьбы с распространением наркотических средств, по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу реализации государственной антинаркотической политики, состоявшегося 17 июня 2015 года, Президент Российской Федерации подписал перечень поручений Правительству Российской Федерации. Одно из них - установление уголовной ответственности за незаконное распространение на территории Российской Федерации в сети Интернет информации о приобретении, хранении, перевозке, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ**.

В настоящее время Правительство Российской Федерации уже исполнило

* URL: http://www.narkotiki.ru/5_7057.htm

** URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/50041

это поручение и внесло поправки, которые позволят осуществить внесудебное ограничение доступа к размещаемой в Интернете информации о способах, методах разработки, изготовления и использования потенциально опасных психоактивных веществ, а также о местах их приобретения.

Анализ действующего административного законодательства Российской Федерации позволил прийти в выводу о том, что ответственность за административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ» в полной мере не соответствует степени общественной опасности содеянного. С учетом опасности последствий целесообразно пересмотреть меры ответственности и установить размер административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

Вместе с тем ответственность за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.22 КоАП РФ «Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ», также не соответствует степени общественной опасности содеянного. С учетом опасности последствий целесообразно пересмотреть меры ответственности и установить размер административного штрафа для родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Не менее негативной является информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки,

изготавливаемые на его основе*. Алкоголизм давно стал привычным и понятным явлением для граждан нашей страны. Мы не только узнаем людей, страдающих данной зависимостью, на улице, определенная категория россиян столкнулась с фактом употребления алкоголя в своей семье. Известно, что преобладающая часть лиц несовершеннолетнего возраста хотя бы однократно в своей жизни употребляла алкоголь [4, с. 37]. В настоящее время с изменением действующего законодательства наблюдается положительная тенденция по снижению количества детей, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию. Одной из мер, способствовавших этому, стало принятие в 2013 году ограничительных мер по продаже алкогольных напитков, включая пиво, которое было приравнено к алкогольной продукции. Как следствие, уменьшилось число несовершеннолетних, которые употребляли алкоголь, на 8 % за период с 2011 по 2013 год (с 25 до 17 %), а также более чем в два раза снизилось количество детей, страдающих алкоголизмом, с 8,5 до 3,8 на 100 тыс. населения**.

В то же время данная проблема остается по-прежнему актуальной, так как по результатам исследования, посвященного изучению криминологической безопасности несовершеннолетних***, на вопрос, касающийся актуальных проблем, связанных с жизнью несовершеннолетних, наряду с незанятостью несовершеннолетних в свободное от учебы время (назвали 47,2 % сотрудников ПДН и УУП и 69,4 % педагогов), отдельно названа проблема распространения алкоголизма (назвали 33,8 %

* Пункт 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

** Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

*** Исследование проведено нами в 2014 г. по материалам ГУ МВД России по Свердловской

области, МВД по Республике Мордовия, МВД России по Республике Хакасия, МВД России по Забайкальскому краю, УМВД России по Ом-

ской области, УМВД России по Томской области, УМВД России по ХМАО - Югре. Опрошено 348 сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних (далее — ПДН), участковых уполномоченных полиции (далее — УУП) и 132 педагога.

сотрудников ПДН и УУП и 45,6 % педагогов).

Несмотря на законодательный запрет размещения рекламы алкогольной продукции в сети Интернет****, правоохранительные органы сталкиваются с проблемой продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ночное время через интернет-магазины, компании-агенты по доставке алкоголя.

На сегодняшний день в сети Интернет и на телевидении имеет место скрытая реклама алкогольной продукции. Подобную информацию можно ежегодно наблюдать в новогодних телепрограммах, где популярные артисты употребляют алкогольные напитки. Поскольку многие из них являются кумирами молодого поколения, подобное поведение способствует формированию у детей осознания того, что употребление алкоголя является нормой. Технология обмана с помощью средств массовой информации проста: людей изначально ставят перед ложным выбором, предлагая выбрать из двух неправильных вариантов: пить умеренно или пить много*****. При этом правильный вариант - вести трезвый образ жизни - даже не обсуждается.

Следует отметить, что продажа алкоголя несет для государства не столько прибыль, сколько убытки от последствий употребления спиртосодержащей продукции. В связи с этим представляется необходимым пересмотреть меры ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.10 КоАП РФ «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ», и установить размер административного штрафа в границах от трех тысяч до пяти тысяч рублей. За те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, необходимо установить административный штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

**** Пункт 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3: N 50-ФЗ «О рекламе» (Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 12. Ст. 1232)..

***** Сайт «ПРАВДИНФОРМ». URL: http:// trueinform.ru/modules.php?name=News&file=ar ticle&sid=34088

Следующий вид информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, названный в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», связан с информацией порнографического характера. В случае выявления подобных материалов всегда проводится соответствующая проверка. Так, в 2013 г. по инициативе Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахова было заблокировало сообщество, посвященное детской моде*. Поскольку ему и ранее поступали жалобы на интернет-контент, где размещались фотографии детей откровенного характера, П.А. Астахов изучил ситуацию и направил соответствующее обращение Генеральному прокурору РФ. По мнению Уполномоченного, даже при первом просмотре очевидно, что никакую художественную или модную ценность данные фотографии не представляют. Изображения несовершеннолетних имеют двусмысленный характер и к рекламе одежды практически никакого отношения не имеют. Значительная часть фотографий взята из архивов подпольных порностудий на Украине, разгромленных в свое время Интерполом. Изображения детей использовались незаконно, так как родители не давали своего согласия на опубликование таких материалов.

Необходимо отметить, что Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка является инициатором введения понятия «детская порнография» и уголовной ответственности за изготовление, хранение и перемещение через границу детской порнографии без цели сбыта**. В качестве одного из поводов для подобных инициатив можно назвать инцидент, произошедший в 2013 г. в детском доме на Камчатке. О данном инциденте стало известно во время посещения учреждения инспект-ором по делам несовершеннолетних. Подростки показывали на мобильном телефоне младшим воспитанникам порнофильм и заставляли 8-9-летних детей все повторять.

В связи с этим представляется, что ответственность за преступление, предусмо-

* Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

** Там же.

тренное ст. 242.1 «Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних», в полной мере не соответствует степени общественной опасности деяния. С учетом опасности последствий целесообразно пересмотреть меры уголовной ответственности и установить размер наказания в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового.

При квалифицированном составе данного преступления с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), необходимо установить размер наказания в виде лишения свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Весьма своевременны и актуальны предложения Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по принятию мер по борьбе с преступлениями сексуального характера против детей. В частности, он является инициатором введения юридической ответственности за пропаганду педофилии. Кроме того, П.А. Астахов справедливо считает, что необходимо отменить судебную процедуру примирения сторон по уголовным делам о педофилии. По его мнению, следует также отменить исчисление срока давности по преступлениям данной категории.

Еще одна категория информации, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, связана с отрицанием семейных ценностей, пропагандой нетрадиционных сексуальных отношений и формированием неуважения к родителям и (или) другим членам семьи. В европейских странах уже длительное время пропагандируется тезис о том, что у каждого государства есть собственный взгляд на то, «что хорошо, а что плохо» в весьма деликатных вопросах личной жизни. В средствах массовой информации, в современном кинематографе и сети Интернет

активно пропагандируются толерантность и нетрадиционные сексуальные отношения. Подобная ситуация активно прикрывается рассуждениями о демократии. Населению европейских стран навязывается миф о том, что традиционные представления о семье мешают женщинам реа-лизовывать себя на работе, тормозят их карьерный рост. Соответственно, необходимо упразднять старые ценности. Когда государство так активно освещает нетрадиционные сексуальные отношения, оно упускает самое важное — ценность брака и семьи. А ведь именно от этого в значительной мере зависят демографические показатели и здоровое настроение в обществе. В конечном счете, при отрицании семейных ценностей несовершеннолетним может прививаться мысль о том, что функции семьи не востребованы, возможно жить и без создания семьи.

Как справедливо отмечает Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов, необходимо «укреплять семью, восстановить святость брака и возродить такие простые, но фундаментальные человеческие понятия, как любовь, уважение, преданность, терпение, самопожертвование» [5].

В настоящее время защита и воспитание детей относятся к вопросам национальной безопасности. Одной из важнейших задач органов государственной власти является работа на упреждение. По статистическим данным, в Российской Федерации наблюдается положительная динамика по решению данных проблем, и это будет являться залогом того, что в нашем государстве было сформировано здоровое общество.

В целях нивелирования проблемы информационной безопасности несовершеннолетних необходим постоянный мониторинг действующего законодательства и правоприменительной практики исходя из реальной эффективности принятых в интересах детей мер и управленческих решений. При этом лишь при скоординированном взаимодействии всех заинтересованных субъектов обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних можно в максимальной степени защитить права и законные интересы подрастающего поколения. Эта цель осуществима, если государство, правоохранительные органы и общественность объединят усилия, а родители осознают свое главенство в обеспечении информационной безопасности детей.

Список литературы

1. Брылева Е.А. Информационная безопасность несовершеннолетних как часть национальной безопасности // Вестник Самарского юридического института. 2014. N 1 (12).

2. Музыка А.А. Наркомания: некоторые направления криминализации (декриминализации) и общественное мнение // Материалы IV советско-западногерманского симпозиума по проблемам криминологии, уголовного права и процесса. Киев, 1990.

3. Преступность и реформы в России / под ред. А.И. Долговой. М., 1998.

4. Савельев А.И., Черкасов Р.В. Проблема алкоголизма среди несовершеннолетних // Россия в период кризиса: социально-экономические и гуманитарные проблемы: сб. науч. тр. Воронеж, 2009. Вып. 1.

5. Официальный сайт информационно-аналитической службы «Русская народная линия». URL: http:// ruskline.ru/news_rl/2014/05/15/pavel_astahov_prishlo_vremya_sobirat_kamni_i_ukreplyat_semyu (дата обращения: 14 янв. 2016 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.