Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2022. Т. 27. № 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities/
Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumcmitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2022, vol. 27, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/
ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)
Перечень ВАК, РИНЦ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, SciLIT, CrossRef
Научная статья УДК 81-25
DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-1-113-126
Проблемы освоения умения говорить на английском языке учеников 8-9 классов и пути их решения
Раксана Суреновна КАЛАЧНИКОВА
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Аннотация. Важную роль в обучении иностранному языку играет учет не только объективных трудностей, но и субъективных причин, вызванных особенностями возраста, психологии и личных интересов ученика. Несмотря на многочисленность публикаций по проблемам в изучении иностранного языка в средней школе, практически отсутствуют исследования, включающие анализ проблем как объективного, так и субъективного характера при обучении говорению на английском языке - именно говорение отмечено педагогами и учениками 8-9 классов как наиболее сложный раздел в изучении иностранного языка. Цель исследования - выявление основных трудностей в обучении говорению, с которыми сталкиваются педагоги и ученики, и поиск путей решения выявленных проблем. Основные методы исследования - наблюдение и опрос педагогов и учеников. Описаны результаты исследования: преодоление наиболее выраженных трудностей в обучении говорению (страх (50 %), недостаток знаний (29,7 %), отсутствие практики (20,3 %)) предполагает разработку нового формата занятий, который позволит справиться с выявленными барьерами. Область применения результатов работы варьирует от обучения английскому языку в рамках школьного образования до его преподавания в высших учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации. Доказано, что говорение представляется одним из наиболее сложных разделов изучения иностранного языка как по мнению педагогов, так и по мнению учеников 8-9 классов. На основании данных опроса выдвинуто предположение о том, что применение на уроках английского языка англоязычных фильмов и разработанных к ним заданий с учетом рекомендаций исследователей в области психологии подросткового возраста позволит повысить качество освоения умения говорения на английском языке.
Ключевые слова: обучение говорению, освоение умения, английский язык, ученики 8-9 классов, опрос, психология подросткового возраста, англоязычные фильмы Для цитирования: Калачникова Р. С. Проблемы освоения умения говорить на английском языке учеников 8-9 классов и пути их решения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022." Т. 27, № 1. С. 113-126. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-1-113-126
Original article
DOI 10.20310/1810-0201-2022-27-1-113-126
Problems of mastering speaking in English in 8th-9th grade students and ways to solve them
Raksana S. KALACHNIKOVA
Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation [email protected]
'à*
Content of the journal is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная
© Калачникова Р.С.. 2022
Abstract. An important role in teaching a foreign language is played by taking into account not only objective difficulties, but also subjective reasons caused by the peculiarities of the age, psychology and personal interests of the student. Despite the numerous publications on problems in learning a foreign language in secondary school, there are practically no studies that include an analysis of problems of both an objective and subjective nature in teaching English to speak - it is speaking that is noted by teachers and students in grades 8th-9th as the most difficult section in the study of a foreign language. The purpose of the study is to identify the main difficulties in teaching speaking that teachers and students face, and to find ways to solve the identified problems. The main research methods are observation and questioning of teachers and students. The results of the study are described: overcoming the most pronounced difficulties in teaching speaking (fear (50 %), lack of knowledge (29,7 %), lack of practice (20,3 %)) involves the development of a new format of classes that will allow you to cope with identified barriers. The scope of the results of the work varies from teaching English in the framework of school education to teaching it in higher educational institutions, as well as in advanced training courses. It is proved that speaking is one of the most difficult sections of learning a foreign language, both in the opinion of teachers and in the opinion of students in grades 8th-9th. Based on the survey data, it was suggested that the use of English-language films and tasks developed for them in English lessons, taking into account the recommendations of researchers in the field of adolescent psychology, will improve the quality of mastering the ability to speak English.
Keywords: teaching speaking, mastering the skill, English language, students of 8th-9th grades, survey, adolescent psychology, psychology of adolescence, English-language films
For citation: Kalachnikova R.S. Problemy osvoyeniya umeniya govorit' na angliyskom yazyke uchenikov 8-9 klassov i puti ikli resheniya [Problems of mastering speaking in English in 8th-9th grade students and ways to solve them], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriva: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2022, vol. 27, no. 1, pp. 113-126. https://doi.Org/10.20310/1810-0201-2022-27-l-113-126 (In Russian. Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Овладение речевой деятельностью является значимой составляющей изучения любого языка. Она представляет собой материальную передачу идей, возникающих в разуме человека, в результате чего происходит фор-
мирование слова. В свою очередь слова объединяются в предложения и далее в текст, который помогает субъекту речевой деятельности донести свои идеи до окружающих, оказать на них то или иное влияние, а также принять участие в общении с другими людьми.
Речевая деятельность, как справедливо отмечают Е.И. Забусова, А.Ю. Лазарева и В.В. Колодченко, проникает «абсолютно во все виды человеческой жизнедеятельности, имеет все основания для глубокого и систематического изучения ее множественных и тончайших аспектов, ее роли в становлении личности детей, в их образовании, воспитании, развитии» [1, с. 82]. При этом речевая деятельность реализуется в четырех видах -чтении, письме, говорении и слушании (аудировании) [2]. Каждый из видов речевой деятельности имеет важное значение для осуществления коммуникации между людьми. Сегодня невозможно представить мир без всевозможных видов установления контактов. Взгляд во внутренний мир каждого человека открывает одну из главных его потребностей - потребность в общении, которую он компенсирует благодаря речевой деятельности. Именно использование дает возможность человеку двигать прогресс, создавать новое и делиться своими достижениями с миром. Также речь помогает человеку открыться окружающим, выразить себя, понять других, найти свое место в мире и т. д.
В рамках данного исследования наибольший интерес представляет говорение как вид речевой деятельности. Новый словарь методических терминов и понятий определяет говорение как «продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение»1. Согласно определению, представленному в работе A.L. Chaney и T.L. Burk, говорение представляет собой процесс построения и передачи значения посредством использования вербальных и невербальных систем в различных контекстах ("the process of building and sharing meaning through the use of verbal and non-verbal systems, in a variety of contexts") [3, p. 13]. Следовательно, именно говорение в наибольшей мере позволяет человеку осуществлять общение. В этой связи можно выделить ряд
1 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во «Икар», 2009. 448 с.
значимых факторов, доказывающих актуальность изучения вопросов обучения говорению на иностранном языке. Так, говорение позволяет наладить контакт и понимание с представителями другой национальности; достигнуть высокой эффективности в сотрудничестве с иностранными коллегами; предлагать эффективные пути решения возникающих проблем (передача знаний, идей и т. д.); описывать внутренние переживания и чувства; оказывать воздействие на человека.
Для успешной коммуникации важно учитывать все инструменты общения. При говорении задействованы речевой аппарат для выражения мыслей и слуховой аппарат для восприятия вербализированных идей. Источник информации кодирует мысли в звуковую форму, а адресат, получая звуковую форму, распознает ее и интерпретирует полученную информацию. Данная последовательность этапов осуществления общения особенно подчеркивает актуальность обучения говорению в рамках школьной программы для того, чтобы ученик мог научиться не только грамотно закодировать идею на языке общения, но и верно декодировать послание на иностранном языке. Для этого говорящий должен уметь свободно оперировать не только знанием лексики изучаемого языка, но также уметь правильно строить предложения (знать грамматику) и корректно их произносить (владеть произношением и интонацией). Ведь от правильного произношения зависит, насколько точно говорящий будет понят собеседником.
Целью данного исследования является выявление основных трудностей в обучении говорению, с которыми сталкиваются как педагоги, так и ученики, и поиск путей решения выявленных проблем.
Задачи исследования:
- проанализировать сложности в изучении английского языка (на примере работы педагогов средней общеобразовательной школы № 13 и гимназии № 16 г. Сочи);
- проанализировать причины нежелания изучать иностранный язык школьниками;
- изучить сложности в освоении говорения, с которыми сталкиваются сами школьники;
- разработать предложения по решению проблем в обучении говорению.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования, обобщение изученного материала, сравнение авторских позиций по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение, опрос.
ОБЗОР ПРЕДМЕТНОГО ПОЛЯ
Анализ источников по исследуемому вопросу продемонстрировал, что для эффективного обучения говорению важно учитывать виды речи, с которыми сталкивается говорящий в процессе общения. К ним можно отнести инициативный, реактивный и репродуктивный виды [4, с. 96-97]. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Согласно Ф. Кайнцу, «самой совершенной является та речь, пользуясь которой говорящий сознательно соотносит языковые знаки с соответствующим содержанием, обусловленным речевой ситуацией» [5, 8. 131]. Такая речь, согласно его определению, называется инициативной, или активной речью. Это связано с тем, что данный вид речи предполагает активацию идеи в голове человека и ее последующую репрезентацию на основании личного желания говорящего поделиться данной идеей. Таким образом, говорящий должен быть способным вербали-зировать свои мысли на языке говорения, что упрощается тем фактом, что говорящий может сам подобрать лексику для своей речи и изложить идеи в тех конструкциях, которые ему знакомы, так как инициатива речи принадлежит именно ему.
Реактивная речь является ответной, она предполагает наличие запроса (стимула), который побуждает говорящего формировать ответ на поступивший речевой запрос. В данном случае причиной речевого акта служит не желание говорящего, а запрос собеседника.
Репродуктивная речь иначе называется стохастической и предполагает репрезентацию заранее подготовленного высказывания, чтения отрывка из книги, передачу заученного текста и т. д.
В рамках данного исследования также были учтены фазы, составляющие психологическую структуру акта говорения. Так, при анализе работы учеников на уроках английского языка педагоги анализировали побуди-тельно-мотивационную фазу. Данный этап фокусирует внимание на процессе возникновения идеи начать общение в результате сложения таких составляющих, как мотив и цель речевого акта. Далее была проанализирована аналитико-синтетическая фаза. На данном этапе происходит конструирование будущего высказывания: ученик подбирает доступные ему лексические единицы, правила грамматического построения высказывания и т. д. Следующим этапом является непосредственное воспроизведение мысли в речи - исполнительная фаза. Здесь значение имеет не только произношение звуков и слов, но и верное интонационное оформление речи. Заключительным этапом является контролирующая фаза, цель которой состоит в осмыслении представленного вербального высказывания для выявления возможных ошибок и их учета в дальнейшей работе по формированию грамотной речи. Данный этап наиболее продуктивен в том случае, если у ученика присутствует регулярная языковая практика, благодаря которой он может сравнивать свою речь с неким сформированным в сознании образцом.
Важно отметить, что при обучении говорению значимую роль играют такие формы данного вида речевой деятельности, как диалог и монолог. Так, диалог помогает в формировании спонтанной речи, развитии умений и навыков говорения без подготовки. Монолог же, напротив, способствует развитию инициативной речи, когда ученик усваивает навыки построения заранее продуманной речи с учетом логики высказывания и последовательности репрезентации идей.
Все представленные выше виды речи (инициативная, реактивная, репродуктивная); фазы акта говорения (побудительно-мотива-ционная, аналитико-синтетическая, исполнительная, контролирующая), а также формы говорения (диалог и монолог) были рассмотрены нами в рамках проведенного исследования на базе средней общеобразовательной школы № 13 им. Б.Г. Гагина и гимназии №16 им. Героя Советского Союза И.Н. По-целуева (г. Сочи).
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Для выявления наиболее сложных для преподавания и освоения школьниками видов речевой деятельности нами был проведен опрос среди педагогов английского языка в вышеназванных образовательных учреждениях. Всего в опросе приняло участие 12 учителей (рис. 1).
Как видно из рис. 1, большинство преподавателей сошлись во мнении (9 человек), что наибольшую сложность для школьников вызывает именно обучение говорению. Педагоги отмечают значительные сложности и
в отношении остальных видов речевой деятельности. Однако именно говорение, по опыту педагогов, вызывает у школьников наибольшие трудности.
Мнение педагогов складывалось из ряда аспектов:
1) инициативная речь: дети не проявляют инициативы к говорению, не могут самостоятельно подобрать языковой материал, а также средства выразительности;
2) реактивная речь: дети не отвечают на вопросы педагога, боятся отвечать;
3) репродуктивная речь: выученный фрагмент рассказывают без понимания, без интонационных выделений смысловых фрагментов и т. д.;
4) побудительно-мотивационная фаза говорения: развита слабо, ученики не хотят пробовать говорить на занятиях, стесняются своей речи;
5) аналитико-синтетическая фаза говорения: ученики не могут самостоятельно сконструировать предложение в сознании;
6) исполнительная фаза говорения: произношение, интонация, а также грамматическое оформление высказывания сопровождаются большим количеством ошибок;
Рис. 1. Результаты опроса учителей английского языка о наиболее сложных для преподавания и освоения школьниками видов речевой деятельности
Fig. 1. The results of a survey of English teachers on the most difficult types of speech activity for teaching and mastering by school students
7) контролирующая фаза говорения: при прослушивании собственной речи ученики не способны выявить ошибки;
8) диалог: способны воспроизводить только заранее заученный диалог; спонтанный диалог не возможен;
9) монолог: ученики способны рассказать только заранее выученный монолог, при этом отсутствует интонационное оформление речи.
Помимо представленных замечаний педагогов, подтверждением предположения о том, что наибольшую трудность в изучении английского языка для школьников представляет именно говорение, послужили результаты тестирования учеников 8-9 классов. Общее количество учеников из ранее упомянутых образовательных учреждений, которые проходили тестирование, составило 244.
Результаты тестирования показали, что наименьшее количество баллов ученики набрали именно в разделе говорения (рис. 2).
На рис. 2 представлен средний балл, который набрали ученики, выполнив задания по говорению, аудированию, чтению и письму на английском языке. Результаты тестирования подтвердили точку зрения педагогов о том, что именно говорение вызывает наибольшие сложности в обучении иностранному языку. Примечательно, что в СОШ № 13 и Гимназии № 16 педагоги работают с разными учебно-методическими комплексами (далее УМК) - "Forward" и "Spotlight" («Английский в фокусе») соответственно. При этом в учебнике из УМК "Forward" представлено значительно большее количество заданий по говорению в сравнении с учебником из УМК "Spotlight". В каждом модуле первого представлено от 2 до 4 разделов, посвященных именно формированию навыков говорения, в то время как второй предлагает только два блока по говорению в каждом модуле. Однако важно отметить, что каждый из блоков по говорению в учебнике "Spotlight" совмещен с развитием умения аудирования или изучени-
ем новых слов. В учебнике "Forward" для
8 класса представлено 28 блоков по говорению, в учебнике "Spotlight" для 8 класса -16 блоков, тогда как в тех же учебниках для
9 класса - 29 и 16 блоков соответственно. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, независимо от выбранного учебника и того, насколько он ориентирован на развитие умения говорить на иностранном языке, проблема обучения школьников именно этому виду речевой деятельности остается актуальной и вызывает наибольшие сложности как у учеников, так и у учителей.
Проведенное тестирование также позволило выявить средний балл по английскому языку в 8-9 классах: 3,45 балла. Полученный результат наметил необходимость проведения опроса среди самих школьников с целью выявления причин низкой успеваемости по данному учебному предмету.
В опросе приняло участие 158 учеников из вышеназванных образовательных учреждений. Наиболее распространенной причиной низкой успеваемости оказалось непонимание учениками цели изучения иностранного языка. Так, 55,0 % (87 учеников) отметили, что английский язык не пригодится им в жизни, а соответственно, нет необходимости тратить свое время на его изучение. 34,9 % (55 учеников) признались, что им с трудом дается изучение иностранного языка, поэтому их успеваемость достаточно низкая, а порой даже неудовлетворительная. Оставшиеся 10,1 % (16 учеников) указали на неинтересный формат занятий, ввиду чего они попросту не хотят изучать английский язык (рис. 3).
Данные, полученные в результате опроса, указывают на необходимость донесения до учеников 8-9 классов идеи важности изучения английского языка. В этой связи представляется возможным перейти к рассмотрению вопроса мотивации с позиций психологии подросткового возраста в целом, познавательных ценностей изучения иностранного языка, преимуществ умения индивида говорить на иностранном языке и т. д.
Средний балл
■ Говорение ■Аудирование "Чтение "Письмо
Рис. 2. Результаты тестирования по английскому языку Fig. 2. The results of English testing
Причина низкой успеваемости I Нет мотивации ■ Сложно I Нет желания
Рис. 3. Результаты опроса учеников о причинах низкой успеваемости
Fig. 3. Results of a survey of students about the reasons for low academic performance
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ
Для начала необходимо обратить внимание на то, что главная потребность, которую испытывают ученики в подростковом возрасте, - есть потребность в общении [6, с. 109]. Само стремление учеников 8-9 классов как можно больше общаться со сверстниками делает обучение говорению актуальным для них. Достаточно объяснить подросткам, что
умение говорить на английском языке позволит им уже сейчас общаться с ребятами из других стран и находить там новых друзей, а в будущем и навещать их, путешествуя по миру. Однако, помимо общей потребности в общении, у каждого подростка есть свои индивидуальные интересы. Кто-то увлекается рисованием, кто-то танцами или определенным видом спорта. Поэтому важно дать понять подростку, как он сможет связать умение говорить на английском языке со своими ин-
тересами. Например, если подросток любит рисовать, то можно объяснить ему, как иностранный язык поможет путешествовать в разные страны и демонстрировать или даже представлять на выставках его картины и т. д.
Также можно выделить ряд дополнительных преимуществ изучения иностранного языка.
1. Обучение английскому языку помогает школьникам эффективнее и быстрее овладеть другими навыками. Дети, изучающие иностранный язык, как отмечал Е.М. Верещагин, «показывают пластичность мышления, проявляют творческий подход в работе с понятиями <...> располагают большим количеством сепаратных или независимых друг от друга мыслительных способностей» (цит. по: [7, с. 94]).
2. Обучение английскому языку помогает развивать работу интеллекта. Так, в исследованиях 1950-1970-х гг. зачастую встречаются упоминания о том, что дети, изучающие иностранный язык, демонстрируют положительную динамику интеллектуального развития, превосходящую аналогичный процесс у детей, владеющих только одним языком: наблюдается развитие «чувствительности к семантическим взаимоотношениям между словами, способность делать обобщающие умозаключения и решать задачи, связанные с вербальной трансформацией и заменой, умение использовать сложные аналитические стратегии при решении невербальных задач» и т. д. [7, с. 94].
3. Запоминание новых лексических единиц иностранного языка способствует повышению эффективности протекания когнитивных процессов у подростков: улучшается восприятие и память, формируется воображение, повышается внимательность, развиваются мыслительные процессы. При изучении иностранных слов не только компенсируется познавательная потребность ученика, но и происходит ее актуализация; отмечается развитие новых компетенций (коммуникативной, социокультурной и др.); посредством практики запоминания новой лексики происходит совершенствование ра-
боты механизмов, отвечающих за накопление, хранение, а также использование иностранных слов и новых знаний [8, с. 69].
4. Обучение английскому языку способствует росту уверенности ученика в своих силах. Так, почувствовав способность говорить на английском языке, ученик начинает верить, что он сможет овладеть языком в целом, а может, и не одним. Осознав, что труды дают свои результаты, ученики начинают верить, что смогут добиться того, чего захотят. В этой связи Т.М. Шепеленко отмечает, что «уверенность в своих силах может складываться из множества различных составляющих, таких как уверенность в умении коммуницировать средствами второго языка на должном уровне, уверенность в получении хорошей и/или отличной оценки при сдаче тестовых заданий или экзаменов, уверенность в своих способностях постигать и показывать отличные результаты при изучении иностранных языков, уверенность справиться с любой стрессовой ситуацией на занятии или в жизни» [9, с. 122].
5. Знание английского языка дает возможность выстроить карьеру в будущем. Так, согласно статистическим данным, знание иностранного языка оценивается работодателями в 10-15 % дополнительной заработной плате. Еще в XX веке исследователи указывали на явное превосходство изучающих иностранный язык детей в профессиональной и научной деятельности (цит. по: [7, с. 94]).
Это лишь небольшой перечень факторов, способствующих росту изучения иностранного языка. Однако необходимо принимать во внимание и то, что, значительная часть опрошенных учащихся 8-9 классов (34,8 % респондентов) находит изучение английского языка довольно сложным процессом. Это привело нас к осознанию необходимости установления причин, которые, по мнению самих школьников, вызывают наибольшие трудности при освоении умения говорить на английском языке.
Обобщив ответы опрошенных учеников, мы выявили три основных фактора, сдержи-
вающих развитие умения говорить на иностранным языке:
1) стеснение перед одноклассниками, страх выглядеть глупо (50 % опрошенных);
2) нехватка знаний, отсутствие возможности посмотреть в словаре перевод незнакомого слова или освежить в памяти забытое правило (29,7 % опрошенных);
3) трудность в построении предложения в процессе спонтанной речи, сложность одновременно обдумывать лексику и грамматику и при этом говорить/слушать собеседника (20,3 % опрошенных) (рис. 4).
Итак, опрос показал, что страх ошибиться и стеснение выступать перед классом являются наиболее распространенной причиной, по которой ученики 8-9 классов не реализуют свой потенциал в говорении на английском языке. Также значительному количеству учеников не хватает знаний или практики их применения.
Для преодоления выявленных трудностей и достижения эффективности обучения иностранному языку вообще и говорению на нем, в частности, представляется необходимым учитывать возрастные особенности учеников 8-9 классов, а также использовать формат урока, который наиболее интересен им.
В 2020 г. нами было проведено анкетирование среди 60 учеников 8-9 классов (32 восьмиклассника и 28 девятиклассников), проживающих в городе Сочи, которое позволило установить, что наибольший интерес у данной категории школьников вызывает просмотр фильмов на иностранном языке [10, с. 122]. Вследствие пандемии, приведшей к режиму самоизоляции во время исследования, было принято решение провести данное анкетирование посредством социальной сети ВКонтакте. Анализ ответов подростков показал, что именно использование фильмов представляется подросткам тем вариантом организации урока, который мог бы мотивировать их на освоение говорения на иностранном языке. Такое мнение высказали 80 % опрошенных учеников (48 человек). Важно отметить, что на момент проведения исследования никто из задействованных педагогов не практиковал использование
фильмов на уроках английского языка, как отметили все опрошенные школьники. Помимо просмотра современных англоязычных фильмов, ученикам на выбор были предложены следующие варианты: чтение; прослушивание монологов; прослушивание диалогов; прослушивание известных музыкальных треков; просмотр кратких видео на английском языке. Результаты ответов учеников представлены на рис. 5.
Проведенное исследование показало, что эффективная методика обучения говорению на английском языке может быть построена с опорой на психологические особенности, присущие подростковому возрасту, индивидуальные интересы учеников, а также их повышенный интерес к англоязычным фильмам. Практика работы в школе также помогла выявить одну достаточно характерную черту подросткового возраста - частое невыполнение домашнего задания, что нередко приводит к срыву замысла педагога по организации занятия, так как более 50 % учеников, как правило, не готовы к уроку. Именно поэтому эффективным представляется такой формат проведения занятия, при котором наиболее значимые задания будут выполняться в рамках самого урока. Такая организация обучения вполне достижима при опоре на фильмы: педагог подбирает отрывок фильма, организует совместный просмотр на занятии, а далее предлагает креативные задания к данному отрывку. Интерес детей и любовь к занятиям по английскому языку непременно повышаются ввиду того, что при такой организации обучения они испытывают меньше стресса и утомления от дополнительной работы дома.
Однако планирование урока, посвященного обучению говорению на английском языке, должно не только учитывать интересы учеников, но и иметь научное обоснование. В частности, при разработке плана такого урока необходимо опираться на то, что сам процесс говорения включает в себя три стадии: программирование речи; построение синтаксической структуры предложения и, наконец, озвучивание речи.
При программировании речи ученик формирует в сознании представление о том, что он хочет сказать. Таким образом, он выбирает идею высказывания и подбирает необходимую лексику. Данный этап предполагает наличие у подростка достаточного словарного запаса, который позволит ему донести до собеседника свою мысль. Задача педагога в данном вопросе - позаботиться о том, чтобы ребенок мог оперировать всеми необходимыми словами и словосочетаниями. К примеру, выбрав тот или иной фильм, педа-
гог предлагает сначала ознакомиться с новыми словами, фразами, фразеологизмами и т. д., с которыми ученики столкнутся при просмотре. Данные слова и конструкции следует для начала произнести совместно с учениками для того, чтобы они понимали их звучание в речи и сами могли в дальнейшем их проговаривать. Также можно предложить ученикам составить с данными словами предложения или диалоги для того, чтобы они могли верно употреблять их в речи.
Сложности в обучении говорению I Стеснение, страх ■ Не достает знаний ■ Практическое применение знаний
Рис. 4. Результаты опроса учеников о трудностях при обучении говорению Fig. 4. Results of a survey of students about difficulties in learning speaking
Рис. 5. Результаты опроса учеников 8-9 классов о формах организации обучения говорению на английском языке
Fig. 5. Results of a survey of pupils in grades 8th-9th about the forms of organization of teaching English speaking
Для построения синтаксической структуры предложения ученик должен знать все необходимые грамматические правила. Практика работы педагогом показала, что запоминание грамматических правил достаточно сложно дается ученикам 8-9 классов. Однако эффективность усвоения грамматики значительно возрастает при запоминании правил через песни. Так, педагог может наложить грамматическое правило на известную подросткам музыку и совместно исполнять полученную песню с учениками в начале каждого урока. Без приложения особых усилий ученики запоминают песню, а соответственно, и правило. Составление фраз и диалогов, предложенное ранее, позволяет практиковать применение полученных знаний.
На этапе озвучивания речи важно помочь ученику преодолеть свое стеснение и страх сказать что-то неправильно. Важно хвалить ученика за малейшие достижения и подбадривать его в случае их отсутствия. Не стоит немедленно исправлять ошибку, если она отмечена в речи впервые, ученик может совершить ее из-за волнения, а не из-за отсутствия знания. Поэтому указывать ошибку стоит только тогда, когда ученик допускает ее неоднократно. Для озвучивания речи ученику недостаточно знать лексику и грамматику, важно также понимать правила интонационного оформления высказывания, а также знать о том, как произносятся отдельные слова.
Возвращаясь к психологическим особенностям подросткового возраста, важно учитывать, что при ряде общих закономерностей развития в том или ином возрасте отмечаются и индивидуальные психологические особенности: одни ученики могут быть открытыми и весьма общительными, другие, напротив, предпочитают оставаться в стороне; мальчики расположены к общению, как правило, меньше, чем девочки и т. д. Эти особенности должны быть также учтены при оценке работы учеников на уроке: малая активность не всегда означает отсутствие знаний, иногда это просто черта характера.
Еще одной характерной чертой подросткового возраста является желание оспорить
чье-то мнение; указать на неправоту и т. д. В таком ключе ученикам 8-9 классов будет достаточно интересно реализовать эту потребность, к примеру, в ходе ролевой игры на занятии: ученики могут разделиться на две группы и обсуждать какие-то спорные моменты касательно просмотренного отрывка из фильма, выдвигать аргументы за и против, доказывать свою точку зрения. Для такой игры хорошо подходит вариация программы «Пусть говорят», на которой ученики могут обсуждать тот или иной фильм или поступок главного героя и т. д.
Все предложенные варианты урока должны сопровождаться созданием ситуации успеха в процессе обучения говорению на английском языке. Задания должны формироваться таким образом, чтобы они первоначально были достаточно простыми для учеников. Благодаря этому будет расти их желание заниматься дальше; будет повышаться уверенность в том, что научиться говорить на английском языке им под силу. Необходимо регулярно отмечать самые малые достижения каждого ученика.
Сделанные в рамках работы выводы не противоречат взглядам других исследователей, но дополняют существующие работы по вопросам обучения говорению на английском языке положениями о влиянии субъективных факторов на успешность анализируемого процесса.
Основным ограничением данного исследования следует считать незначительный охват учебных заведений в качестве опытно-экспериментальной базы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.
На современном этапе изучения иностранного языка в 8-9 классах наибольшую сложность представляет освоение умения говорения.
Главными причинами, по которым ученики 8-9 классов не проявляют интереса к изучению английского языка, являются непонимание цели, сложность запоминания
правил и новых слов, отсутствие желания ввиду неинтересного формата занятий.
Наибольшую сложность в обучении говорению на английском языке, по мнению школьников, вызывает страх ошибиться и стеснение выступать перед классом. Кроме того, значительному количеству учеников не хватает знаний или навыков их применения на практике.
Наиболее перспективными шагами для преодоления трудностей в обучении говорению учеников 8-9 классов представляются следующие: а) учет особенностей подростковой психологии; б) пропаганда познавательных ценностей изучения иностранного языка и преимуществ умения говорить на иностранном языке среди подростков; в) учет интересов учеников при планировании уроков английского языка, посвященных обучению говорению с опорой на фильм.
Таким образом, изучение английского языка в целом и особенно освоение умения говорить на нем - трудоемкий процесс, который вызывает отрицательное отношение подростков ввиду психологических особенностей данного возраста. Поэтому уроки в 8-9 классах должны быть организованы так, чтобы привлечь учеников и развить у них устойчивый интерес к новому языку и его изучению. Предпочтение подростков к использованию на занятиях по английскому языку
фильмов позволяет разработать эффективную методику по обучению говорению.
Научная новизна работы состоит в изучении влияния возрастных особенностей учеников 8-9 классов на обучение их говорению на английском языке, а также в установлении в результате эмпирического исследования (опроса) трудностей, с которыми сталкиваются ученики при освоении умения говорить по-английски, а также причин их низкой успеваемости по английскому языку.
Теоретическое значение заключается в обобщении данных исследований, связанных с определением понятия «говорение», видов говорения и рассмотрением психологической структуры акта говорения.
Практическое значение состоит в том, что в рамках проделанной работы были предложены шаги по повышению эффективности обучения говорению на английском языке в 8-9 классах с учетом психологических особенностей подросткового возраста, познавательных ценностей изучения иностранного языка, индивидуальных целей подростков, а также их интересов в планировании уроков по данному предмету.
Перспективы дальнейших научных разработок в данном направлении предполагают создание методики обучения говорению на английском языке учеников 8-9 классов с использованием фильмов и моделей уроков ее реализации.
Список источников
1. Забусоеа E.IL, Лазарева А.Ю., Колодченко В.В. Развитие речевой деятельности // Символ науки. 2018. № 10. С. 82-83.
2. Золотарева С.А., Межова М.В. Обучение говорению как виду речевой деятельности в контексте международного взаимодействия студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 207-212.
3. Chanev A.L., Burk T.L. Teaching Oral Communication in Grades k-8. Boston: Allyn and Bacon 1998.
4. Лихачева O.H. Приемы обучения устной речи во взаимосвязи с развитием мышления на занятиях по русскому языку как иностранному на продвинутом этапе обучения // Новые технологии. 2009. № 1. С. 96-98'
5. Kainz F. Psychologie der Sprache: in 4 Bd. Stuttgart, 1951.
6. Абушкин Б.М., Кощевелко Я.Н., Козиков Д.Д. К вопросу о социальном развитии современных школьников // Системная психология и социология. 2020. № 1 (33). С. 100-111. https://doi.org/ 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08
7. Николаева А.-М.Ю. Представление о когнитивных способностях детей-билингвов в научной литературе. Опыт оценки когнитивного потенциала билингвальных образовательных программ // Наука и школа. 2016. №3. С. 93-97.
8. Николаева А.-М.Ю. Влияние обучения лексике второго языка методом погружения в языковую среду на когнитивное развитие ребенка при освоении билингвальной образовательной программы // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-4 (54). С. 67-70. https://doi.org/10.18454/ IRJ.2016.54.240
9. Шепеленко Т.М. Психологические аспекты изучения иностранных языков // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. № 1. С. 117-125. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2017.L12
10. Калачникова Р.С. Особенности обучения говорению на английском языке учеников 8-9-х классов // Державине™ форум. 2020. Т. 4. № 15. С. 119-125.
References
1. Zabusova E.I., Lazareva A.Y., Kolodchenko V.V. Razvitiye rechevoy deyatel'nosti [Development of speech activity]. Simvol nauki: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal - Symbol of Science: International Scientific Journal, 2018, no. 10, pp. 82-83. (InRussian).
2. Zolotareva S.A., Mezhova M.V. Obucheniye govoreniyu kak vidu rechevoy deyatel'nosti v kontekste mezhdunarodnogo vzaimodeystviya studentov [Teaching speaking as a type of speech activity in the context of international students' interaction], Vestnik Kemerovskogo gosudarst\>ennogo universiteta kul'tury i iskusst\' - Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 2019, no. 48, pp. 207-212. (In Russian).
3. Chaney A.L., Burk T.L. Teaching Oral Communication in Grades k-8. Boston, Allyn and Bacon Publ., 1998. '
4. Likhacheva O.N. Priyemy obucheniya ustnoy reclii vo vzaimosvyazi s razvitiyem myshleniya na zanya-tiyakli po rasskomu yazyku kak inostrannomu na prodvinutom etape obucheniya [Methods of oral speech teaching in conjunction with the development of thinking in lessons of Russian as a foreign language at an advanced stage of learning], Novvve tekhnologii - New Technologies, 2009, no. 1, pp. 96-98. (In Russian).
5. Kainz F. Psychologie der Sprache: in 4 Bd. Stuttgart, 1951. (In German).
6. Abushkin B.M., Kontsevenko Y.N., Kozikov D.D. К voprosu о sotsial'nom razvitii sovremennykh shkol'nikov [On the issue of the social development of modern school students]. Sistemnava psikhologiva i sotsiologiva - Systems Psychology and Sociology, 2020, no. 1 (33), pp. 100-111. https://doi.org/ 10.25688/2223-6872.2020.33.1.08. (InRussian).
7. Nikolayeva A.-M.Y. Predstavleniye о kognitivnykh sposobnostyakh detey-bilingvov v nauchnoy literature. Opyt otsenki kognitivnogo potentsiala bilingval'nykh obrazovatel'nykh programm [The concept of the cognitive abilities of bilingual children in the scientific literature. Experience in assessing the cognitive potential of bilingual educational programs]. Nauka i shkola - Science and School, 2016, no. 3, pp. 93-97. (In Russian).
8. Nikolayeva A.-M.Y. Vliyaniye obucheniya leksike vtorogo yazyka metodom pogruzheniya v yazykovuyu sredu na kognitivnoye razvitiye rebenka pri osvoyenii bilingval'noy obrazovatel'noy programmy [Influence of teaching second language vocabulary by immersion in the language enviromnent on the cognitive development of a child when mastering a bilingual educational program], Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - International Research Journal, 2016, no. 12-4 (54), pp. 67-70. https://doi.org/ 10.18454/riU2016.54.240. (In Russian).
9. Shepelenko T.M. Psikhologicheskiye aspekty izucheniya inostrannykh yazykov [Psychological aspects of learning foreign languages]. Vestnik PNIPU. Problemv vazykoznaniva i pedagogiki - PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2017, no. 1, pp. 117-125. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2017.L12. (InRussian).
10. Kalachnikova R.S. Osobennosti obucheniya govoreniyu na angliyskom yazyke uchenikov 8-9-kh klassov [Special aspects of English speaking teaching in 8 and 9 forms]. Derzhavinskiv forum - Derzhavin Forum, 2020, vol. 4, no. 15, pp. 119-125. (In Russian).
Информация об авторе
Калачникова Раксана Суреновна, аспирант направления подготовки 44.06.01 Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык), Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 00000002-3978-1129, гоху0308(й)таП.ш
Статья поступила в редакцию 17.09.2021 Одобрена после рецензирования 10.12.2021 Принята к публикации 14.01.2022
Information about the author
Raksana S. Kalachnikova, Post-Graduate Student of 44.06.01 Theory and Methods of Teaching and Education (Foreign Language) Programme, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 00000002-3978-1129, roxy0308iS>mail.ra
The article was submitted 17.09.2021 Approved after reviewing 10.12.2021 Accepted for publication 14.01.2022