Научная статья на тему 'ТЕХНООГИИ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ'

ТЕХНООГИИ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЙ ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / СИТУАЦИИ РЕАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ / ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмова Юлия Николаевна, Хайруллин Рестям Давлетбаевич

Авторы статьи останавливаются на обучении одному из активных видов речевой деятельности - говорению. Поскольку именно говорение является основным показателем владения иностранным языком, его успешное освоение зависит от целого ряда факторов как учебных, так и психологических. В статье авторы указывают на ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке, и предлагают различные пути преодоления возможных трудностей при обучении говорению, в том числе через самостоятельную работу с использованием интернет ресурсов. Авторы также подчеркивают значение мотивации в побуждении говорению, поскольку студенты всегда активно обсуждают интересующие их темы, и то, что удовлетворяет их потребности как в бытовой, так и профессиональной деятельности. По мнению авторов статьи, одним из главных источников в успешном продвижении в этом виде речевой деятельности на данный момент является Интернет. Предлагаемые авторами интернет материалы и современные технологии заслуживают внимания и, безусловно, могут сыграть положительную роль в практике освоения говорения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмова Юлия Николаевна, Хайруллин Рестям Давлетбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY FOR TEACHING SPEECH TO STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITIES AT THE INITIAL STAGE

The authors of the article dwell on teaching speaking as one of the active types of speech production. Since speaking is the main sign of a foreign language competence, its development depends on a number of factors, both educational and psychological. The authors single out a number of objective and subjective reasons that block the progress of the foreign language speaking skill. The article suggests some ways to overcome possible difficulties in learning to speak, including self learning by the help of Internet. The authors also emphasize the importance of motivation to encourage speaking, because students are surely discuss topics they are interested in rather those which are far from real life and their future professional career. The authors believe that one of the main resources nowadays in successful promotion of this type of speech production is Internet. The Internet materials suggested by the authors certainly deserve attention and can play a positive role in speaking practice.

Текст научной работы на тему «ТЕХНООГИИ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ»

10. Хлыбова М.А. Иноязычная письменная компетенция в практике обучения иностранному языку в аспирантуре // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 178-180.

10. Bloom B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman, 1956. 207 p.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Храмова Юлия Николаевна

Российский государственный университет правосудия Приволжский филиал (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хайруллин Рестям Давлетбаевич

Российский государственный университет правосудия Приволжский филиал (г. Нижний Новгород)

ТЕХНООГИИ ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ НА НАЧАЛЬНОМ

ЭТАПЕ

Аннотация. Авторы статьи останавливаются на обучении одному из активных видов речевой деятельности - говорению. Поскольку именно говорение является основным показателем владения иностранным языком, его успешное освоение зависит от целого ряда факторов как учебных, так и психологических. В статье авторы указывают на ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке, и предлагают различные пути преодоления возможных трудностей при обучении говорению, в том числе через самостоятельную работу с использованием интернет ресурсов. Авторы также подчеркивают значение мотивации в побуждении говорению, поскольку студенты всегда активно обсуждают интересующие их темы, и то, что удовлетворяет их потребности как в бытовой, так и профессиональной деятельности. По мнению авторов статьи, одним из главных источников в успешном продвижении в этом виде речевой деятельности на данный момент является Интернет. Предлагаемые авторами интернет материалы и современные технологии заслуживают внимания и, безусловно, могут сыграть положительную роль в практике освоения говорения.

Ключевые слова: активный вид речевой деятельности, мотивация, ситуации реального языкового общения, Интернет ресурсы, технологии, самостоятельная работа, ежедневная практика.

Annоtation. The authors of the article dwell on teaching speaking as one of the active types of speech production. Since speaking is the main sign of a foreign language competence, its development depends on a number of factors, both educational and psychological. The authors single out a number of objective and subjective reasons that block the progress of the foreign language speaking skill. The article suggests some ways to overcome possible difficulties in learning to speak, including self learning by the help of Internet. The authors also emphasize the importance of motivation to encourage speaking, because students are surely discuss topics they are interested in rather those which are far from real life and their future professional career. The authors believe that one of the main resources nowadays in successful promotion of this type of speech production is Internet. The Internet materials suggested by the authors certainly deserve attention and can play a positive role in speaking practice.

Keywords: speaking skill, motivation, situational database, real English, Internet resources, teaching technologies, language self learning, language daily practice.

Введение. В настоящее время английский язык играет важную роль в международной мобильности, в доступе к информации или для того чтобы просто найти работу. Английский, в качестве официального или полуофициального языка, распространен более чем в семидесяти странах. Английский язык в сегодняшнем глобальном мире играет важную роль, и умение на нем общаться является неотъемлемой составляющей профессиональной компетенции выпускника вуза на сегодня. Тем не менее, большинство российских студентов не могут относительно свободно общаться на английском и главная причина - низкий уровень обучения в школе.

Изложение основного материала статьи. Поскольку успех в обучении иностранному языку складывается из обоюдных усилий ученика и учителя, мы не будем винить ни одну из сторон, (есть очевидные факторы), а мы вынуждены констатировать лишь тот факт, что подавляющее большинство выпускников обычных школ английский не знают и общаться даже на элементарном уровне не умеют. Существует целый ряд проблем отсутствия у вчерашних школьников умения говорить (speaking skill). Приведем четыре из них:

1. Студенты стесняются говорить по-английски из-за ошибок и быть тем самым объектом насмешек со стороны своих товарищей.

2. Учащиеся не привыкли работать в парах, говорят исключительно по-русски.

3. Они не знают, что говорить по предложенной теме и имеют узкий кругозор и маленький словарный запас.

4. Студенты владеют весьма ограниченными лексико-грамматическими структурами.

Трудность в общении на английском означает не отсутствие у студента способностей в его усвоении, а в его практическом применении [5, с. 2611. Время, которое уделяется говорению, на самом деле, весьма ограниченно. В течение занятия студенты, как правило, слушают объяснение различных аспектов грамматики, пишут, читают, переводят, делают какие-либо упражнения, иногда слушают аудио записи, а говорению отводится наименьшее внимание или не отводится вовсе. На занятиях такого рода студенты получают большой объем грамматического и лексического материала, выступают в качестве пассивных слушателей информации и поэтому привыкают к такой форме занятий. Единственный способ активизировать полученные знания - это постоянная практика говорения в различных формах речевой деятельности, а не только преподаватель - студент - преподаватель.

Говорение является продуктивным видом речевой деятельности, через который выполняется устное вербальное общение [2, с. 46]. У студентов неязыковых вузов отмечается низкий уровень мотивации в изучении иностранного языка. Если их цели и потребности не удовлетворяются, то они будут вести себя пассивно, пропускать занятия, предыдущий отрицательный опыт в изучении иностранного языка в школе переносят в вуз. Цель обучения говорению должна быть коммуникативной и обусловлена ситуацией. Именно

оказавшись в реальной жизненной ситуации общения, человек вынужден включиться в диалог и проявить свои коммуникативные умения. Говорение подразумевает готовность высказаться именно тогда, когда вам хочется что-то сказать определенное и это нужно сделать быстро из-за отсутствия времени на раздумье. Это означает, что нужно осваивать новый способ выхода на говорение без пауз и размышлений, т.е. автоматически.

Есть несколько способов формирования навыка говорения, на наш взгляд, отвечающих этой цели.

1. Нужно создать базу данных предложений, которые могут быть использованы в различных разговорных ситуациях.

2. Устное общение предполагает употребление разговорный арсенал языковых средств, а не книжный или печатный стиль для выражения мыслей.

3. Создать банк фразовых глаголов для ведения естественного разговора, стараться звучать натурально, не переносить книжный стиль в разговорную речь.

4. В английском языке, правописание и чтение слов не совпадают, поэтому нужно четко произносить звуки и не переносить родной язык на иностранный [7, с. 312]. Можно сказать, что неправильное ударение зачастую приводит к двусмысленному пониманию или к казусу, как например, в слове important (важный), а хорошее произношение делает человека уверенным и речь его становиться более беглой и понятной.

Говорение предполагает, в отличие от других видов речевой деятельности, выход из «комфортной зоны» т.е. необходимость пройти реальный тест, что представляет собой еще и психологическую проблему, так как часто студенты просто бояться выглядеть смешными из-за ошибок. Этот барьер можно преодолеть, записывая свою речь и затем дать прослушать хорошо знающему человеку английский язык на проверку. Нужно всегда помнить, говорение не одиночная деятельность и прослушивая свою запись и отслеживая ошибки, вселяют уверенность не только в свои силы, но и в свои знания.

Одно из главных достижений человечества на сегодняшний день это Интернет. Это совсем иная ситуация в изучении иностранных языков, чем, скажем, тридцать лет назад, когда приходилось пользоваться печатными изданиями не всегда высокого качества, не говоря уже о видео фильмах и заданий в On-line [4, с. 141]. Теперь мы можем пользоваться материалами, которые нам нравятся и интересны студентам, что, безусловно, мотивирует студентов осваивать иностранный язык активнее и качественнее, и тогда занятия приобретают коммуникативный характер.

В Интернете можно найти аудиокниги для постановки или корректировки правильного произношения, которое, к сожалению, у многих студентов не сформировано, и поэтому в самом начале курса вызывает большие проблемы в общении. На сегодняшний день на портале Youtube имеются видео занятия (задания, фильмы) по различным темам для пользования, как на уроках, так и для самостоятельной работы [6, с. 211]. Кроме того, в Интернете есть on-line газеты, журналы, блоги, т.е. все возможности изучать иностранный язык и не только через чтение и изучение различных языковых аспектов, а также через аудирование, просмотр видео, или просто общаясь через Skype.

При использовании информационных технологий в обучении иностранным языкам появляется возможность повысить эффективность процесса, обеспечить высокий уровень мотивации, индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс [9, с. 70]. Для обучения говорению на иностранном языке в настоящее время используются различные виды компьютерных программ:

1. Тренировочные (для закрепления навыков и умений);

2. Имитационные (для воспроизведения предложенной модели);

3. Моделирующие (для моделирования предложенной ситуации);

4. Игровые.

Особый интерес представляют упражнения-игры, в которых реализованы основные виды социальных контактов. Наиболее приемлемы, как нам представляется, для формирования мотивации в практике обучения говорению иностранному языку, особенно на начальном этапе, - это коллективные, групповые и подвижные игры [10, с. 825]. Такие игры выполняют мотивационно-побудительную, воспитательную, информационно-обучающую и контрольную функции.

В рамках игры должны наличествовать различные условия, при которых студент сталкивается с задачей выбора мотивов. В основе игры - объективное противоречие, которое участники должны разрешить. Каждая игра - это сценарий, при написании которого учитывается двуплановость целей - учебной и познавательной.

Кроме этого, во время работы с компьютером у студента непроизвольно возникает стимул к обучению, так как его интересуют информационные и коммуникативные возможности современных информационных технологий, приемы и перспективность работы с ним [1, с. 238]. Современные мультимедийные обучающие программы и курсы сопровождаются разнообразными яркими видеоизображениями, мультипликацией, графикой, что способствует мотивации говорения, а также лучшему пониманию.

Различные средства реализации компьютерной поддержки для обучения говорению позволяют создавать более гибкую обучающую систему, позволяющую легко адаптироваться студентам [11, с. 318]. В тоже время, особенно при дистанционном обучении, преподаватели избавлены от рутинной работы по формированию и закреплению у обучаемых языковых навыков.

Для развития принципиально нового вида самостоятельного обучения, открываются широкие возможности, которые становятся управляемыми, контролируемыми и адаптированными к индивидуальным особенностям обучаемого. Положительные эмоции при ощущении успеха также способствуют повышению мотивации обучения говорения.

Одним из важнейших путей выхода на беглое говорение - это мышление на иностранном языке. Взаимосвязь между мышлением и говорением чрезвычайно сложна и по-прежнему представляет психологическую и методическую проблему. «Обучаясь языку, учащиеся, по сути дела, должны обучиться мышлению на этом языке. Стало быть, и весь процесс обучения языку следует понимать как процесс переключения мышления учащихся с базы одного языка на базу другого языка» [3].

Мышление стимулирует беглость и ограничивает употребление родного языка. Мы думаем на родном языке и пытаемся говорить на иностранном, что указывает на неверный концептуальный подход в изучении иностранного языка. Например, спланировать свой предстоящий день можно на иностранном языке или находясь в ресторане мысленно представить свое общение с официантом «проговорив» диалог и названия блюд также на иностранном. Когда мы думаем, мы говорим.

Из-за отсутствия языковой атмосферы и носителя языка, беседа с собой, как бы это странно не выглядело, выходит на первый план в развитии умения говорить. Разговаривая перед зеркалом, например, человек одновременно видит себя со стороны и включает в общение не только вербальную сторону, а также язык жестов, что является составной и естественной счастью коммуникации. Можно продемонстрировать монолог о себе или своем месте жительства, т.е. высказаться по любой теме или задать вопросы, что вчерашние школьники почти не умеют делать.

Моделируя ситуацию, таким образом, человек пусть и с грамматическими ошибками, но говорит, тем самым становясь все более уверенным в общении. Грамматика в этом случае играет второстепенную роль, а на первый план выходит лексика, которая в говорении играет ключевую роль.

Также одним из путей развития умения говорить является пение на иностранном языке. Заучивая произношение слов и их значение, студент закладывает в свое подсознание речевой образец многократно исполняя песню, сохраняет в памяти соответствующий словарь, который естественным образом «всплывет» в ситуации реального общения. Поэтому некоторые преподаватели регулярно включают задания на аудирование песен, что молодые люди с удовольствием и делают. Кроме того, сегодня у всех есть смартфоны, в которые можно скачать любимых исполнителей и слушать их в транспорте, вместо игр. Записывать и заучивать слова следует в контексте, а не отдельно и песни в этом случае могут помочь в расширении словарного запаса разговорных фраз и грамматических структур.

Выводы. Таким образом, окружив себя различными технологиями, студенты становятся похожими на маленьких детей, «впитывающих» произношение, языковой ритм, интонацию, что способствует тому, чтобы говорить на иностранном языке увереннее и легче. Студентам даются самостоятельные задания, где они могут копировать и имитировать речь носителей языка, что автоматически поднимает уровень говорения, несмотря на ошибки, поскольку неоднократное проговаривание в течение дня заставляет контролировать свою речь и устранять те или иные недочеты.

Такая работа тренирует речевой аппарат и укрепляет «мышечную память». Пользуясь обширными аудио и видео материалами, расширяется словарная и грамматическая база, но грамматика в контексте легче усваивается в отличие от традиционной академической подачи [8, с. 285].

В заключении, нужно отметить, что можно поднять говорение на должный уровень, сделав практику говорения, аудирования, просмотр видео ежедневной привычкой. Очень важно сделать иностранный язык частью вашей жизни. Have fun learning a foreign language! Изучайте иностранный язык с удовольствием!

Литература:

1. Гуро-Фролова Ю.Р. Электронное обучение иностранному языку в условиях неязыкового вуза // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 47. С. 235-239.

2. Егорова Л.В. Развитие инициативной речи на иностранном языке // В книге: Актуальные проблемы обучения русскому языку, культуре речи и дисциплинам специализации. Тезисы докладов и статьи IX Международной научно-практической конференции. Ниж. гос. сельхоз. академия. 2014. С. 46-48.

3. Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2014. С. 76-80.

4. Орлова Л.Г., Корнилова Е.С. Использование современных технологий при обучении иностранному языку в вузе // В сборнике: Великие реки-2019. Труды 21-го международного научно-промышленного форума. 2019. С. 141.

5. Савина А.А., Коларькова О.Г. Формирование речевой компетенции студентов - будущих юристов на занятиях по иностранному языку // В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции. 2017. С. 259-263.

6. Соколова Е.Г. Применение аутентичных аудио-видеоматериалов в процессе формирования умений межкультурного профессионального общения студентов неязыковых вузов // В сборнике: Развивающие аспекты лингвистического образования: проблемы и перспективы, сборник научных трудов. Нижний Новгород, 2016. С. 209-215.

7. Соловьева О.Б. Принципы обучения профессионально ориентированному общению на английском языке студентов морских инженерных специальностей // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 49. С. 309-313.

8. Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Интенсификации учебного процесса как фактор иноязычной подготовки студентов вуза // В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы тринадцатой международной научно-практической конференции. 2019. С. 283-288.

9. Храмова Ю.Н. Пути внедрения инновационных технологий в учебный процесс вуза при обучении иностранного языка // Педагогический вестник. 2018. № 1. С. 69-71.

10. Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Игровое моделирование как средство активизации познавательной деятельности // В сборнике: Государство и право в изменяющемся мире: новые векторы судебной реформы. Материалы III научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 823-827.

11. Храмова Ю.Н., Хайруллин Р.Д. Применение компьютерных информационных технологий в обучении профессиональному иностранному языку студентов неязыкового вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-3. С. 316-319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.