Научная статья на тему 'Проблемы осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования'

Проблемы осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМЫ / ОЦЕНКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROBLEMS / ASSESSMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / ECONOMIC SYSTEMS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Широкова Л. Н.

Дан обзор подходов к оценке деятельности экономических систем высшего профессионального образования. Описан комплекс проблем осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION AND ASSESSMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY ECONOMIC SYSTEMS OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The review of approaches to an assessment of activity of economic systems of higher education is given. The complex of problems of implementation and assessment of innovative activity of economic systems of higher education is described.

Текст научной работы на тему «Проблемы осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования»

няющиеся проблемы сектора с данным активом требовали его собственного внимания к состоянию своего интеллектуального капитала. Одним из успешных направлений поисков становится участие МБ в разного рода сетевых структурах, - хотя сохраняющиеся проблемы говорят о, по крайней мере, незавершенности этих усилий.

Также полученные к настоящему времени результаты различных исследований позволяют предположить, что преодоление этой общей для большей части сектора проблемы еще не обеспечивает успеха МБ. Выявление серьезных различий в закономерностях поведения отдельных групп МБ по показателям привлечения наемных работников; степени инновационной активности, в т.ч. и в зависимости от фаз цикла деловой активности; осуществлению НИОКР и темпам внедрения инноваций; способам участия в международных связях и др. требует учета этих особенностей при поли-

тике государства в отношении МБ и решении задач, диктуемых макроэкономической и геополитической ситуацией, в которой находится страна.

В методологическом плане отмеченные проблемы малых предприятий в США и их решение представляют интерес для стимулирования инновационного развития МБ в глубоко отличающихся от американских условиях перехода к рынку на постсоветском пространстве. Формирование здесь хозяйствующих субъектов с крайне слабым, если не отрицательным, интеллектуальным капиталом, низкой инновационной активностью, неустойчивой структурой сектора мелкого производства и способами его вовлечения в международные связи осложняет разработку и реализацию эффективного курса стимулирования его инноваций. Тем не менее, учет американского опыта позволяет не только точнее достичь поставленной цели, но и оптимизировать необходимые для этого усилия.

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Широкова Л.Н., к.п.н., ректор Института мировой экономики и информатизации

Дан обзор подходов к оценке деятельности экономических систем высшего профессионального образования. Описан комплекс проблем осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.

Ключевые слова: проблемы, оценка, инновационная деятельность, экономические системы высшего профессионального образования.

PROBLEMS OF REALIZATION AND ASSESSMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY ECONOMIC SYSTEMS OF THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Shirokova L., Ph.D., rector, Institute of world economy and informatization

The review of approaches to an assessment of activity of economic systems of higher education is given. The complex of problems of implementation and assessment of innovative activity of economic systems of higher education is described.

Keywords: problems, assessment, innovative activity, economic systems of higher education.

Сложившаяся в последнее десятилетие относительно стабильная социально-экономическая обстановка в России, тем не менее, не смогла в полной мере избежать проблем развития нашего общества на фоне развития мировой цивилизации. В этой связи реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, сельском хозяйстве и других сферах позволила в определенной мере модернизировать эти сферы, но по сути лишь несколько смягчить имеющиеся диспропорции развития. В то же время уровень развития экономической и социальной сферы в РФ по-прежнему существенно отстает от передовых мировых образцов.

Уровень конкурентоспособности современной экономики, базирующейся на инновациях, в значительной степени определяется качеством участвующих в ней профессиональных кадров. При этом на современном этапе развития Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет использования относительно дешевой рабочей силы, поскольку эпицентр наиболее привлекательной по уровню оплаты рабочей силы давно переместился в страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, на определенном этапе социально-экономического развития стало очевидно, что конкурентные позиции России невозможно будет поддерживать за счет экономии средств на развитии образования и здравоохранения. К сожалению, международные специалисты уже на протяжении достаточно длительного периода отмечают, что РФ характеризуется низким качеством и ограниченным уровнем доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, что негативно сказывается на уровне развития национальной инновационной системы, консолидации образования, науки и бизнеса. В этих условиях реализация курса России на высокие стандарты благосостояния человека, призванного достичь качества жизни населения, характерных для развитых экономик, к 2020 году представляется крайне важной. При этом высокие стандарты благосостояния человека характеризуются не только высокими стандартами личной безопасности, доступностью услуг здравоохранения требуемого качества, необходимым уровнем обеспеченности жильем, доступно-

стью культурных благ и обеспечением высокого уровня экологической безопасности, но и высоким качеством доступного образования. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагается, что высшим и средним профессиональным образованием будет охвачено 60 - 70% населения.

Системность решения задачи перехода отечественной экономики от экспортно-сырьевой модели развития к инновационной социально-ориентированной модели связана, в первую очередь, с резким расширением конкурентного потенциала российской экономики в области науки, образования и в сфере высоких технологий. Эти направления, исходной базой которых является сфера образования, позволят создать и использовать новые источники экономического роста, обеспечивающие повышение благосостояния страны.

Во-вторых, формирование в России новой экономики предполагает, что экономика знаний и высоких технологий, как новый сектор национальной экономики, обеспечит к 2020 году вклад в валовой внутренний продукт, сопоставимый с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом в качестве ведущей сферы в секторе экономики знаний и высоких технологий наряду со сферами науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемких подотраслей химии, медицины и машиностроения понимаются, рассматривается профессиональное образование.

В-третьих, ожидаемое к 2020 году увеличение расходов на образование до 6,5 - 7,0% ВВП за счет различных источников частно-государственного партнерства само по себе еще не гарантирует опережающего развития человеческого потенциала. Очевидно, без развития методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования эта задача решена быть не может.

В-четвертых, переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, по

сути, является сложной самостоятельной инновационной задачей и также требует развития методологии инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования. При этом развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности, требует сбалансированного развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.

В-пятых, необходимость сбалансированного развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования требует решение задачи структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития, включая:

- формирование национальной инновационной системы, в том числе путем интеграции с высшим образованием системы научных исследований и разработок, гибко реагирующей на рыночные запросы;

- формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям;

- создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;

- содействие повышению конкурентоспособности ведущих отраслей экономики, включая обеспечение отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами.

Проблемы осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования с точки зрения эффективности реализации различных программ развития были и остаются в центре внимания отечественных и зарубежных ученых.

Основные направления исследований, посвященных проблемам экономики образования, приведены в табл.1.

В то же время следует признать, что проблемы осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования РФ не нашли должного от-

Таблица 1. Основные направления исследований, посвященных

ражения в научной литературе.

Отдельные аспекты проблем осуществления и оценки деятельности экономических систем высшего профессионального образования нашли отражение в работах Скоблевой Э.И.1 и Волковой В.В.2. В частности, Скоблевой Э.И. рассмотрены проблемы развития сферы ВПО, касающиеся:

- концепций, в рамках которых реализованы различные научные подходы к исследованию экономического механизма модернизации сферы ВПО;

- исследования состояния российской системы ВПО в интересах выявления проблем, угроз, предпосылок и возможных направлений реализации экономического механизма модернизации ВПО;

- исследования теоретических и практических аспектов стратегии и тактики государства, его субъектов и учреждений в их политике и управлении модернизацией сферы ВПО на основе ресурсно-факторного подхода;

- возможностей реализации экономического механизма модернизации системы ВПО на макро-, мезо- и микроэкономическом уровне.

При исследовании проблем осуществления и оценки деятельности экономических систем высшего профессионального образования были также учтены «Методика оценки социально-экономического эффекта хода реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»3 и положение «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория “национальный исследовательский университет”4.

В целом на основе анализа проблем осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования было установлено, что ключевыми из них являются следующие.

Во-первых, к настоящему времени не сформированы показатели и критерии оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования как базовых структур для формирования экономики знаний как ключевой сферы национальной экономики.

проблемам экономики образования

№ Направление исследований Авторы Основные результаты

1 Проблемы теории экономики образования A. Добрынин, С. Дятлов, Р. Капслюшников, Я. Кузьминов, М. Критский, В. Марцинкевич, B. Слободчиков, А. Субетто, В. Чекмарев, В. Щетинин и др. Концепции организационно-экономической реформы образования, системология и развитие образования человека и общества

2 Общие проблемы экономики образования B. Жамин, Е. Жильцов, В. Клочков, C. Костанян, С. Струмилин и др. Оценка образовательно-квалификационного потенциала экономики с использованием методов внутренней и внешней эффективности высшего образования

3 Проблемы модернизации системы высшего профессионального образования Д. Брюс, АГалаган, М. Кастосов, Т. Клячко, Э. Мантаева, II. Пашкус и др. Финансовые отношения механизма модернизации высшего профессионального образования

4 Исследование процессов реформирования и модернизации сферы высшего профессионального образования В. Афанасьев, А. Дьяченко, М. Каган, В. Карташов, Г. Клейнер, Г. Коллинз, В. Новосельцев, Е. Русскова и др. Системный подход к исследованию процессов реформирования и модернизации сферы высшего профессионального образования

5 Общие концепции реформирования и модернизации высшего профессионального образования У. Бек, Л. Пай, В. Полтерович, Л. Рудольф, С. Рудольф и др. Концепции реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования

6 Процессы развития и модернизации системы высшего профессионального образования С. Барабанова, Т. Веблен, А. Кирилловых, А. Козырина, М. Скорев, О. Сухарев, А. Цыренова и др. Институциональные аспекты процессов развития и модернизации системы высшего профессионального образования

7 Исследование высшего образования как отрасль экономики У. Баумол, С. Беляков, Л. Лесли, Р. Мочник, А. Рубинштейн, С. Смирнов, В. Тараканов, Г. Хансман, А. Хилман, Л. Якобсон и др. Механизмы государственного регулирования системы образования, рынка образовательных услуг, образования как экономического блага

8 11роблемы структурных преобразований системы образования В. Дудников, Б. Железов, Г. Кейслинг, Л. Фишман, Е. Ханушек и др. Оптимизация структуры системы образования

9 Проблемы теории и практики финансирования высшего образования раскрываются Н. Барр, В. Вахштайн, И. Животовская, X. Кристи, Т. Мешкова, Н. Монро, X. Рольф и др. Рационализация финансирования высшего образования раскрываются

10 Проблемы модернизации высшего образования раскрываются И. Борисов, С. Запрягасв, А. Клюев, Е. Князев, О. Кокорева, Е. Минцберг, Э. Мушик, П. Мюллер, Е. Парнсс, Е. Псахарополус, Я. Тинберген и др. Стратегии модернизации высшего образования на национальном и региональном уровне и уровне вузов

Исследования методологии анализа, методов оценки, моделирования и прогнозирования условий эффективной реализации программ развития ИД ЭС ВПО

Анализ мирового опыта обеспечения оценки социально-экономической эффективности реализации программ развития ИД ЭС ВПО

Анализ внешних факторов, Анализ внутренних факторов,

определяющих условия эффективной определяющих эффективность

реализации программ развития ИД ЭС реализации программ развития ИД

ВПО ЭС ВПО

Создание новой продукции и расширение ассортимента услуг

I

Оценка эффективности подпрограмм ИД ЭС ВПО:

Инноваци-

онное

техноло-

гическое

развитие

I

Организа-

ционные

иннова-

ции

I

Создание и развитие инновационной инфраструктуры

I

Освоение

новых

рынков

I

Разработка концептуальных положений оценки социально-экономической эффективности реализации программ развития ИД ЭС ВПО

Определение целевой функции социально-экономической эффективности реализации программ развития ИД ЭС ВПО

Формирование критериев и методов оценки экономической эффективности реализации программ развития

Формирование критериев и методов оценки социальной эффективности реализации программ развития

Формирование критериев и методов оценки эффективности обновления основного капитала ЭС ВПОв рамках реализации программ развитияИД

Синтез стратегии оценки социально-экономической эффективности реализации программ

развития ИД ЭС ВПО

Рис.1. Алгоритм решения проблем осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего

профессионального образования.

Во-вторых, отсутствуют системы показателей, отражающие развитие в рамках программ экономических систем высшего профессионального образования.

В-третьих, до настоящего времени отсутствуют критерии оценки эффективности влияния инновационной деятельности федеральных и национальных исследовательских университетов РФ на другие структуры сферы образования, в первую очередь, на вузы, не имеющие статуса ведущих университетов.

В-четвертых, приходится признать отсутствие системы пока-

зателей и критериев, обеспечивающих оценку эффективности инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования в сфере разработки (НИОКР), замещающих специализированные исследовательские центры (НИИ, ПТИ, КБ, НПО и т.д.) во взаимосвязи с образовательными процессами.

В-пятых, на сегодняшний день практически отсутствуют показатели, характеризующие индуцирующее влияние экономических систем высшего профессионального образования на производственную сферу и народно-хозяйственный комплекс страны в целом.

1 Скоблева Элла Ивановна. Экономический механизм модернизации системы высшего профессионального образования в современной России. Специальность 08.00.01 - экономическая теория. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Волгоград - 2011.

2 Волкова Виктория Викторовна. Педагогическая концепция формирования образовательного имиджа гуманитарного вуза. Специальность 13.00.08 -Теория и методика профессионального образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва 2010.

3 Приложение №10 к Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы. «Методика оценки социаньно-эко-номнческого эффекта хода реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы». Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 61.

4 О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория “национальныйисследовательский университет”. Приказ министра образования и науки Российской Федерации от 29 июля 2009 года N 276. (с изменениями на 13 сентября 2011 года).

В-шестых, более глубокой проработки требуют показатели социально-экономической эффективности реализации программ развития экономических систем высшего профессионального образования с позиций частно-государственного партнерства.

В-седьмых, требуется качественное совершенствование системы оценки социально-экономической эффективности реализации программ развития экономических систем высшего профессионального образования как саморазвивающихся производственно-образовательных комплексов.

На основе определения проблем осуществления и оценки инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования (ИД ЭС ВПО) был разработан алгоритм их решения (рис.1).

Предложенный алгоритм включает:

- аналитический блок, направленный на определение влияния внешних и внутренних факторов, определяющих социально-экономическую эффективность реализации программ развития ведущих университетов;

- оценочный блок, направленный на разработку концептуальных положений оценки социально-экономической эффективности

реализации программ развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- синтетический блок, направленный на создание стратегии оценки социально-экономической эффективности реализации программ развития инновационной деятельности экономических систем высшего профессионального образования.

Литература:

1. Инновационная политика высшей школы России. Концепция и программа действий М., 2000. ч. 1., ч. 2.

2. Ворошилова Л.Л. Инновации в отечественной педагогике начала ХХ века / Учебное пособие. Комсомольск-на-Амуре, 2001.

3. Емельянов С.Г. Экономический механизм стратегического управления развитием вуза: монография. М., 2007

4. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО. Университетское управление. 2004. №1 (29)

5. Направления развития инновационной деятельности в высшей школе. Министерство образования Российской Федерации / Г.Г Андреев, А.В. Берестов, А.Д. Викторов и др.; Под ред. А.В. Суво-ринова. — СПб.: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. — 60 с.

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКИ (ОПЫТ КАНАДЫ)

Морева Е.Л., к.э.н., доцент МЭСИ

В статье анализируются трудности развития инноваций в бизнесе Канады и невысокая эффективность соответствующей государственной политики. Автор раскрывает теоретические и методологические основания этих проблем.

Ключевые слова: инновации, предпринимательский сектор, государственная научно-технический политика, венчурный капитал.

INNOVATION PROBLEMS OF THE ENTREPRENEURS IN A DEVELOPED ECONOMY (THE CANADIAN CASE)

Moreva E., Ph.D.(econ) professor, MESI

The article is about the problems of innovations’ performance of the entrepreneurs in Canada as well as the difficulties of the respective government policies. The methodologies for the analysis of the reasons of those are formulated.

Keywords: innovations, entrepreneurial sector, the state scientific and technological policy, venture capital.

Вместе с переходом мира к постиндустриальному обществу в предпринимательском секторе Канады, которую давно и обоснованно относят к группе наиболее развитых стран мира, также происходило развитие инновационных процессов. За последние 3 десятилетия, объемы НИОКР в нем выросли почти в 7 раз, сосредотачиваясь, преимущественно, в производстве ИКТ, фармацевтике и медицине, а также аэрокосмических производствах (46%).1 Увеличилось и количество осуществляющих их компаний: с 3,5тыс. компаний в самом начале 90-х гг. к концу десятилетия их число выросло до более 9,5 тыс. фирм и ко второй половине 00-х гг. - до более чем 20 тыс.2

В этом активно участвовали иностранные компании. Темпы прироста финансирования ими новшеств составили за последние три десятилетия 1560% против почти 700% канадских фирм. Среди иностранцев преобладали американские филиалы, на которые приходилось около 60% всего зарубежного бизнеса. На деле их активность была даже выше указанной, т.к. помимо собственных средств они привлекали ресурсы материнских компаний, 64% против 36%, соответственно.3 Хотя в целом ряде отраслей доля американского участия была еще выше. Ими были отрасли добывающей промышленности, фармацевтика и производство медицинского оборудования, транспортное и некоторых другие виды машиностроения.

Причины столь мощного присутствия этих организаций в указанной сфере эксперты связывали не только с привлекательными условиями Канады, но и результатами длительной истории интеграционных отношений двух стран. В свою очередь, ограниченную активность канадского бизнеса объясняли его склонностью уклоняться от проведения фундаментальных исследований, общеэкономической и технологической зависимостью от США. Опора на

американские разработки в отсутствие собственных навыков оборачивались для них неспособностью выделить и освоить по-настоящему прорывные направления. Не случайно, в национальном бизнесе масштабы патентования и другая работа по защите интеллектуальной собственности оставались весьма скромными. Предприниматели Канады использовали американские патенты на 45% реже, чем сами американцы.

Кроме того ограниченность у него инноваций связывали с общей слабостью большинства канадских предприятий по сравнению с американскими филиалами и соответствующей нехваткой у первых необходимых ресурсов. Помимо этого, на наш взгляд, немалую роль играла и собственная научная и инновационная политика канадских ТНК. По свидетельству экспертов, они далеко не всегда ориентировались на осуществление НИОКР на родине и инвестировали в исследования за рубежом в объемах, сопоставимых с НИОКР в Канаде.4

Длительное действие указанных факторов объясняет причины неизменности национальной структуры НИОКР. Почти за три десятилетия доля бизнеса в НИОКР увеличилась лишь на 7 п.п., - с 47,9% в 1982г. до 54,9% в 2009г. Канадские предприниматели отставали не только от американских, но и от бизнеса других стран ОЭСР, где его доля варьировались около 70% (2007).

На наш взгляд данные аргументы заставляют продолжить анализ специфики поведения национального бизнеса с учетом экстерналий знаний как глобального общественного блага, эффектов североамериканской интеграции, learning by doing и др., что при высоком уровне экономического и образовательного развития страны позволяло бы ожидать от него более высокой инновационной активности.

Скромному месту предпринимательского сектора в нацио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.