Научная статья на тему 'Оценка эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования'

Оценка эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1526
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / INNOVATION PROJECTS / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буралова М. А., Гусейнова Н. Ч.

В статье рассматриваются основные направления реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и их целевые установки, анализ взаимосвязей результатов инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования с основными составляющими социально-экономического развития общества. Исследуются возможности использования существующих методов оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования. Основное внимание уделено формированию системы критериев и показателей оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буралова М. А., Гусейнова Н. Ч.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE PROJECTS IN HIGHER EDUCATION

The article discusses the basic directions of realization of innovative projects in higher education and their target setting, analysis of the relationship of the results of innovative projects in the field of higher education with the major components of the socio-economic development of society. The possibilities of using existing methods for evaluating the effectiveness of innovative projects in higher education. The focus is on building a system of criteria and indicators for evaluating the effectiveness of innovative projects in higher education.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования»

Таблица 4. Статистика показателей первого десятка крупнейших российских компаний

ряда отраслей (данные за 2008 г.)

Отрасль Индекс Херфиндаля-Хиршманна Медианное значение рентабельности, %

до налогообложения после налогообложения

Машиностроение 458 0,92 -0,25

Черная металлургия 1220 11,56 9,12

Банковская сфера 1614 11,13 6,39

Нефтегазовая промышленность 2210 14,32 10,59

тается высококонцентрированным, и на нем не допускается слияния фирм. Отсюда можно заключить, что крупные нефтегазодобывающие компании, диктуя цены на продукцию отрасли, могут получать высокие прибыли, не обращаясь к инновационным технологиям.

Для обоснования этого вывода сравним значения коэффициента концентрации Херфиндаля-Хиршманна, с одной стороны, и рентабельности реализации продукции (услуг) первого десятка крупнейших компаний четырех исследованных нами отраслей по данным за 2008 год (до налогообложения), с другой - табл. 4. Как видно из этих данных, медианные значения рентабельности реализации продукции (услуг) первого десятка крупнейших компаний этих четырех отраслей, как правило, тем больше, чем меньше конкуренция на соответствующих рынках.

Опасность концентрации рынка нефтегазовой продукции отмечается также в исследовании [9]. Автор исследования полагает, что высокий уровень концентрации на всех стадиях технологической цепочки является важным фактором угроз национальной безопасности, и отмечает, что, несмотря на увеличение числа недропользователей с 1995 г. по 2010 г. в 3,6 раза, подавляющим большинством месторождений владеют вертикально интегрированные нефтяные компании. Проблемой является также и территориальный аспект концентрации рынка нефтегазовой продукции. В цитированной работе отмечается, что уже к началу 2000-х гг. многие регионы России стали территориями доминирования крупных нефтяных компаний, и тенденция к 2011 году не изменилась: в 2010 году в 54 регионах доля вертикально интегрированных нефтяных компаний на розничном рынке превышала 35%, а в каждом третьем составляла 50-60%. Компания «Роснефть» доминирует в 15 регионах, «ЛУКойл» в 11 регионах, третье место у «Сургутнефтегаза» (четыре региона), четвертое делят «ТНК-ВР холдинг» и «Газпромнефть» (по три региона).

Таким образом, сказанное выше позволяет сделать вывод, что одной из причин низкой инновационной активности крупнейших компаний нефтегазовой отрасли является отсутствие должной конкуренции, побуждающей к созданию и использованию технологических инноваций.

Литература:

1. Кичкин А.М. Анализ эффективности хозяйственной деятельности крупнейших компаний нефтегазодобывающей отрасли // Транспортное дело России, № 8, 2011.

2. Зайко А. Крупный российский бизнес не спешит присоединиться к строительству инновационной экономики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2011.

3. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. М.: СПСС Русь, 1998.

4. Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.

5. Рейтинг «Эксперт-400. Крупнейшие», 2009. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2009.

6. Методы оценки степени рыночной концентрации // Электронный ресурс. Режим доступа: http://altaname.ru/micro/57-metody-ocenki-stepeni-rynochnojj.html.

7. Рейтинг «Эксперт-400. Крупнейшие», 2010. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2010.

8. Рейтинг «Эксперт-400. Крупнейшие», 2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/2011.

9. Лесных Ю.Г. Экономическая безопасность России в условиях интеграции в мировое хозяйство в координатах нефтяного кластера (теория и методология): Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ставрополь, 2012.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Буралова М.А., к.э.н., доцент Грозненского государственного университета Гусейнова Н.Ч., к.э.н., доцент Московского экономического института

В статье рассматриваются основные направления реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и их целевые установки, анализ взаимосвязей результатов инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования с основными составляющими социально-экономического развития общества. Исследуются возможности использования существующих методов оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования. Основное внимание уделено формированию системы критериев и показателей оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Ключевые слова: инновационные проекты, высшее профессиональное образование, социально-экономическое развитие общества.

EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE PROJECTS IN HIGHER EDUCATION

Buralova M., Ph.D., docent, Grozny State University Guseinova N., Ph.D., docent, Moscow Institute of Economic

The article discusses the basic directions of realization of innovative projects in higher education and their target setting, analysis of the relationship of the results of innovative projects in the field of higher education with the major components of the socio-economic development of society. The possibilities of using existing methods for evaluating the effectiveness of innovative projects in higher education. The focus is on building a system of criteria and indicators for evaluating the effectiveness of innovative projects in higher education.

Keywords: innovation projects, higher professional education, socio-economic development of society.

Современный этап социально-экономического развития Россий- возвращения нашей страны в число ведущих игроков на мировой

ской Федерации ознаменовался постановкой стратегической цели экономической арене. Возвращение в мировую элиту постиндуст-

риального общества невозможно без создания и развития национальной инновационной системы как локомотива построения инновационного общества. Поскольку основу инновационного общества составляет инновационная личность, то в современном постиндустриальном обществе возрастает роль высшего профессионального образования.

Так в соответствии со «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» сектор науки и высшего образования должен в перспективе приобрести облик, основу которого составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.

Осуществляемая трансформация сектора науки и высшего образования в рамках государственно-частного партнерства с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации предполагает не только стимулирование активности и совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации современных научных и научно-педагогических кадров, в том числе для высшей школы, но и выстраивание качественно новой системы создания инновационной продукции.

Если рассматривать всю цепочку процессов создания инновационной продукции, то наиболее слабым звеном объективно является материализация исходных идей, то есть переход от научно-исследовательских разработок к запуску серийного производства. В результате многошаговых экономических реформ в новейшей российской истории государственный сектор фундаментальной науки и сектор прикладной отраслевой науки существенно ослабли. Так, из числа использованных в отечественной экономике передовых технологий, всего 2,6% подтверждены патентами на изобретения. Это подтверждает высокую зависимость отечественной экономики от импортных разработок, с одной стороны, и означает использование преимущественно морально устаревших производственных технологий, с другой стороны.

В условиях существенного ослабления государственного секторов фундаментальной науки и прикладной отраслевой науки в решении проблемы инновационного развития экономики существенно возрастает нагрузка на сферу высшего профессионального образования. При этом чаще всего решение проблемы инновационного развития экономики с участием учреждений высшего профессионального образования осуществляется в рамках инновационных проектов.

Проблема участия учреждений высшего профессионального образования в инновационном развитии отечественной экономики осложняется тем, что сфера высшего образования в настоящее время сама находится в стадии реформирования.

Рост нагрузки на сферу высшего профессионального образования, находящейся в стадии реформирования, в решении проблемы инновационного развития экономики требует совершенствования методов оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Исследования проблем оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования показали, что в основе их лежат следующие обстоятельства.

Во-первых, за последние десятилетия произошло существенное расширение сети российских ВУЗов и беспрецедентный рост числа студентов, что повлекло за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия. Это напрямую касается снижения качества образования. В частности, согласно Академическому рейтингу университетов мира (ARWU), лучший из российских - МГУ им. М.В.Ломоносова находится по итогам 2008 года на 70 месте. Всего же в ТОР 500 ведущих университетов мира находится 2 ВУЗа из России (СПбГУ занимает место в четвертой сотне). При этом самым провальным показателем для ведущих российских университетов является показатель числа часто цитируемых исследователей. По этому показателю и МГУ, и СПбГУ уже который год получают «баранку».

Во-вторых, несмотря на осуществляемую реформу образования, сфера образования по-прежнему рассматривается как сугубо замкнутая, отраслевая система, когда преимущественно обсуждаются лишь различные варианты эффективного управления отраслью при заданных бюджетных ограничениях. Хотя в настоящее время, очевидно, что модернизация образования в России не может и не должна рассматриваться как отраслевая проблема, в отрыве от социальных и экономических проблем страны.

В-третьих, высокий спрос на высшее образование, вызванный убежденностью молодых людей и их родителей в карьерной ценности диплома, привел к резкому расширению коммерческого приема в вузы, а вместе с этим - и к существенному снижению требований к качеству учебного процесса. В силу негативных особенностей социально-экономического развития отечественной экономики на рубеже веков сформировалось новое явление в сфере образования. С одной стороны, работающие студенты, сочетающие учебу с постоянным заработком, начинают предъявлять собственные требования к компетенциям и квалификациям, критически относиться к построению учебных программ и уровню преподавания, в то время как преподаватели из-за низких окладов вынуждены подрабатывать через расширенное совместительство, репетиторство и т.д.

В-четвертых, что в сложившихся кризисных социально-экономических условиях социально-экономического развития России необходим качественно новый подход к задаче развития сферы образования как с учетом не только меняющейся конъюнктуры на рынке труда, но и с учетом изменения роли и места учреждений высшего профессионального образования в отечественной экономике, призванных стать локомотивами инновационного развития общества.

В этих условиях принципиально иной характер приобретает оценка целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Несмотря на очевидное изменение положения высшей школы в обществе показатели и методы оценки целевой и экономической эффективности проводимых в ней инновационных проектов существенно отстают от потребностей социально-экономического развития РФ. До настоящего времени российские ВУЗы руководствуются критериями оценки деятельности, не учитывающими в должной степени специфику осуществляемых инновационных проектов.

Так, при принятии решений о государственной аккредитации (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 №1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»), включая направления отражающие: содержание и уровень подготовки; качество подготовки; воспитательную деятельность образовательного учреждения; спектр реализуемых основных образовательных программ; возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования; научную, научно-техническую деятельность и ее результативность; методическую работу; квалификацию педагогических работников.

Из указанных направлений оценки только предпоследнее имеет отношение к инновационным проектам.

Для обеспечения решения задачи формирования эффективной инновационной образовательной системы Минобрнауки РФ в соответствии с приказом от 02.03.2006 № 44 для конкурсного отбора ВУЗов в рамках программы «Приоритетные национальные проекты» сформировало следующие критерии:

- ожидаемое качественное изменение образования в вузе в заявленной сфере (ах);

- ожидаемое качественное изменение научных разработок и внедрения их результатов в заявленной сфере(ах);

- соответствие привлекаемых ресурсов, в том числе из собственных внебюджетных средств, масштабу заявленной инновационной образовательной программы;

- соответствие схемы управления инновационной образовательной программой заявленным в ней задачам;

- обоснованность устойчивости предполагаемых результатов и их влияние на изменение образовательной среды в вузе и в системе высшего профессионального образования России;

- эффективность организационной и финансовой поддержки инновационной программы внешними партнерами вуза (организациями, в том числе научными, профессиональными и иными союзами);

- ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах;

- эффективность научной и инновационной деятельности;

- эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики;

- интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения;

- поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой.

Анализ основных

направлении

реализации ИП в 1

сфере ВПО и их ;

целевых

установок

Анализ взаимосвязей результатов ИП в сфере ВПО с основными составляющими социально-экономического развития общества

Анализ возможностей использования существующих методов оценки

эффективности для ИП в сфере ВПО

4 1

Разработка критериев оценки целевой и экономической эффективности ИП в сфере ВПО 4— — Критерии и методы оценки эффективности инновационны х проектов 1 J Разработка алгоритма оценки целевой и экономической эффективности ИП в сфере ВПО

1 1

о

Обоснование

методов оценки к

целевой и г

экономической )

эффективности ИП 1

в сфере ВПО

Практические рекомендаций по применению методов оценки целевой и экономической эффективности ИП в сфере ВПО

Корректировка критериев и методов оценки целевой и экономической эффективности ИП в сфере ВПО

Рис.1. Алгоритм решения проблем оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов (ИП) в сфере высшего

профессионального образования (ВПО).

Следует признать, что перечисленные требования в большей степени относятся к инновационным проектам, но с точки зрения практической реализации также не отражают в должной мере их целевую и экономическую эффективность.

Исследование проблем оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования привело к разработке алгоритма их решения, представленного на рис.1.

Опираясь на концептуальные основы модернизации российского образования, включая:

- изменение роли образования в развитии общества (в соответствии с тенденциями мирового развития (табл.2), новыми социальными требованиями к системе образования, целями и основными задачами модернизации образования);- приоритеты государственной политики (в том числе, формирование эффективных экономических отношений в образовании);

- основные направления и меры образовательной политики (рис.2),

в работе были выявлены основные направления реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального об-

разования и их целевые установки, главными из которых являются:

- воспроизводство интеллектуального капитала ВУЗов, необходимого для осуществления инновационной деятельности;

- осуществление производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг) силами творческих коллективов ВУЗов самостоятельно, либо в кооперации с другими участниками рынка;

- бизнес-инкубация и генерация инновационных (наукоемких) предприятий;

- участие в формировании инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности инновационной системы (рис.3);

- подготовка кадров для инновационных структур;

- формирование инновационной культуры в современной бизнес-среде национальной экономики.

Анализ взаимосвязей результатов инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования с основными составляющими социально-экономического развития общества показал, что инновационные проекты ВУЗов имеют следующую направленность.

Во-первых, это создание производственных инноваций, направленных на обновление ассортиментного ряда предметов потребле-

Образова тельная политика

РФ

Обновление ' Совершенствов Структурная и' Обеспечение Обеспечение Принципиальн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

содержания ание институционал экономической инвестиционно ое обновление

образования и структуры и ьная самостоятельн й системы

совершенствов увеличение перестройка ости и привлекательн научно-

ание бюджетного профессиональ разнообразия ости системы методического

механизмов финансирован ного форм образования обеспечения

контроля его ия образования образования, образовательн образования

качества V J усиление его ориентации на рынки труда ; ых учреждений V У

Рис.2. Основные направления и меры образовательной политики.

Рис.3. Участие учреждений высшего профессионального образования в формировании инновационной инфраструктуры,

обслуживающей потребности инновационной системы.

ния, диверсификацию производственной деятельности предприятий.

Во-вторых, это создание технологических инноваций, направленных на производственное освоение новой продукции путем создания нового оборудования, либо его модернизации.

В-третьих, это осуществление экономических инновации, направленных на совершенствование способов планирования производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат, улучшение конечных хозяйственных, повышение материальной заинтересованности работников в росте экономических результатов и т.д.

В-четвертых, это реализация образовательных инноваций, направленных на совершенствование форм и методов обучения, освоения новых научных знаний.

В-пятых, это создание инновации, направленные на прогрессивные изменения в сфере торговли, то есть на создание новых методов распределения продукции, начиная от ценовой политики и заканчивая формированием новых форм взаиморасчетов продавца и покупателя, обеспечивающих ускорение сбытового цикла.

В-шестых, это реализация социальных инноваций, направленных на улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставления социальных услуг и др.

В-седьмых, это создание инноваций в сфере управления, наце-

ленных на совершенствование организационных структур, методов принятия решений, способов обработки и анализа информации и т.д.

Следует отметить, что перечисленные направления инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования охватывают практически все варианты инноваций, классификационные признаки которых представлены в табл. 1.

Исходя из выявленной направленности инновационных проектов ВУЗов, проведен анализ возможностей использования существующих методов оценки для инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Содержание рассмотренных методов оценки эффективности инновационных проектов приведено в табл. 2. Проведенные исследования показали, что для оценки инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования предпочтительно использовать методы динамической экономической оценки, метод перечня критериев, метод оценки рисков и метод оценки динамики инновационного процесса.

При этом выполнение оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования является многокритериальной задачей, требующей формирования системы критериев и показателей целевой и экономической эффективности.

Таблица 1. Классификационные признаки инноваций

№ Группа признаков 1 По содержанию

По степени новизны

3 По характеру инновационного процесса

4 По этапам жизненного цикла

По длительности этапов

инновационного

процесса

По преемственности

По соотношению продукции и

технологии По области

использования

Содержание признаков

Производственные, технологические,

экономические, образовательные, торговые, социальные, управленческие Радикальные, улучшающие (модифицирующие), комбинаторные

Простые внутриорганизационные, простые межорганизационные, расширенные

Зарождение идеи, поиск ресурсов на реализацию идеи создания продукции, НИР, ОКР, изготовление пробной партии, начало серийного производства, рост объемов производства, замедление роста, остановка роста, спад, завершение жизненного цикла Краткосрочные (блиц), среднесрочные, долгосрочные (фундаментальные)

Замещающие, отменяющие, открывающие, возвратные

Синхронные, продуктивные, поддерживающие

Г осударственные, региональные, местные,

отраслевые, корпоративные, фирменные

1

Таблица 2. Методы оценки эффективности инновационных проектов Критерии и показатели

1. Чистая текущая стоимость (ЫРV)

2. Индекс рентабельности (Р1)

3. Внутренняя норма доходности (11111)

4. Период окупаемости дисконтированных потоков (РР)

1. Простая норма прибыли

2. Срок окупаемости инвестиций

Методы

Метод

динамической

экономической

оценки

Метод

статической

экономической

оценки

Метод перечня критериев

Балльный метод

Метод оценки рисков

Метод

затратных

показателей

Метод оценки

динамики

инновационного

процесса

Метод оценки

обновляемости

Метод

структурной

оценки

1. Критерии соответствия целям организации, стратегии, политике и ценностям

2. Финансовые критерии

3. Научно-технические критерии

4. Производственные критерии

5. Социальные критерии

6. Экологические критерии

Эксперты формируют перечень наиболее важных критериев и показателей и присваивают им веса

1. Макроэкономические риски (стабильность экономического законодательства, экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли, политической ситуации, неблагоприятных социально-политических изменений)

2. Риски неполноты и неточности информации о динамике техникоэкономических показателей, параметрах новой техники и технологий

3. Риски колебаний рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.д.

4. Производственно-технологические риски

5. Неопределенность целей, интересов и поведения участников

6. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников проекта

1. Удельные затраты на проект в объеме продаж, характеризуют наукоемкость продукции

2. Удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау по проектам

3. Затраты на приобретение инновационных фирм

4. Показатели оценки фондов на развитие инициативных разработок

1. ИнновационностьТАТ («turn — around time»)

2. Длительность процесса разработки новой продукции (технологии)

3. Длительность подготовки производства нового продукта

4. Длительность производственного цикла нового продукта

1. Количество разработок или внедрений нововведений-продуктов (нововведений-процессов)

2. Динамика обновления портфеля продукции

3. Количество приобретенных (переданных) новых технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Объем экспортируемой инновационной продукции

1. Состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научнотехнических структурных подразделений

2. Состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции

3. Численность и структура сотрудников, занятых НИОКР

4. Состав и количество творческих инициативных временных коллективов

При разработке критериев и показателей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования помимо критериев, представленных в табл. 2, был рассмотрен ряд дополнительных критериев и показателей, характеризующих инновационные проекты, в том числе:

- обеспеченность инновационного проекта научно-техническим заделом;

- соответствие результатов инновационного проекта заданному научно-техническому уровню;

- квалификация исполнителей инновационного проекта;

- обеспеченность инновационного проекта необходимым составом, качеством и количеством материально-технических ресурсов;

- возможности производственной и сбытовой кооперации,

- и д.р.

Рассмотрение указанных критериев и показателей показало, что большинство из них не формализовано и, соответственно, не может быть сопоставлено между собой.

Для разработки системы критериев и показателей оценки целевой эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования был избран индексный способ оценки проектов для групп целевой направленности, представленных в блоке 1 табл.3.

В результате целевая эффективность инновационных проектов производственной направленности Кпр определяется соотношени-

F0 - функциональные возможности продукции - прототипа инновации,

Е1, Е0 - эксплуатационные возможности создаваемой инновационной продукции и продукции - прототипа инновации соответственно,

Целевая эффективность инновационных проектов технологической направленности К определяется соотношением:

К..._-° •

(2)

где Р1, Р0 - производительность создаваемой инновационной технологии и предшествующей технологии соответственно,

Z1, Z0 - себестоимость производства с использованием создаваемой инновационной технологии и предшествующей технологии соответственно.

Целевая эффективность инновационных проектов экономической направленности К определяется соотношением:

К _ F • E

пР F E F0 E0

(1)

(3)

'0 ^0

где '0 - фондоотдача после и до реализации экономичес-

кой инновации,

Т1, Т0 - оборачиваемость оборотных средств после и до реализации экономической инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов образовательной направленности Коб определяется соотношением:

где Fj - функциональные возможности создаваемой инновационной продукции,

К _ Y • Ul

°б Yo Uо

где Y1, Y0 - уровень знаний обучаемых после и до реализации образовательной инновации,

и1, и0 - уровень интеллектуального капитала после и до реализации образовательной инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов торговой направленности К определяется соотношением:

К - Q So

т°р Qo Si ,

(5)

где Q1, Q0 - прибыль от реализованной продукции (в том числе лицензий, технологий и ноу-хау) после и до реализации торговой инновации,

S1, S0 - период сбытового цикла после и до реализации торговой инновации.

Целевая эффективность инновационных проектов социальной направленности К определяется соотношением:

к - ^l El

с°° V D»,

(6)

Целевая эффективность инновационных проектов управленческой направленности К определяется соотношением:

к = Н

упР Г и , (7)

Ц) Н 0

где G1, G0 - рентабельность активов после и до реализации управленческой инновации,

и до реализации управленческой инновации.

Универсальность предложенного подхода к оценке критериев целевой эффективности инновационных проектов (1) - (7) заключается в том, что каждый из них является безразмерным и базируется на двух ключевых параметрах, уравновешивающих оценки позитивных результатов проектов оценкой возможных негативных последствий.

Экономическая эффективность инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в общем случае может определяться через индекс рентабельности Р1 . по 1-му целевому направлению, модифицированный с учетом ожидаемых дополнительных доходов неосновного целевого характера (]=1,..., 7; 1 ф #

где А1, А0 - уровень условий труда после и до реализации социальной инновации,

D1, D0 - уровень предоставляемых социальных услуг после и до реализации социальной инновации.

щ +£ NVj

PI . , - j-1

(8)

Рис. 4. Методологический подход к оценке целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего

профессионального образования.

Н1, Н0 - уровень оптимальности принимаемых решении после

Таблица 3. Пример оценки целевой и экономической эффективности инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции

№ Критерий Обозначение Значение

1 Производственная эффективность проекта Кпр 1,32

2 Приведенный характера доход производственного NVi 4,7б

3 Приведенный характера доход технологического NV2 -

4 Приведенный характера доход экономического NV3 -

5 Приведенный характера доход образовательного NV4 1,98

б Приведенный доход торгового характера NV5 1,51

7 Приведенный доход социального характера NV6 -

8 Приведенный характера доход управленческого NV7 -

9 Приведенные затраты на проект NCi 3,21

производственного характера

10 Индекс рентабельности инновационного проекта производственного характера

11 Модифицированный индекс рентабельности инновационного проекта производственного характера

12 Оценка совместной целевой и

экономической эффективности

инновационного проекта производственной направленности

где - приведенный доход по инновационному проекту 1ого целевого направления,

N0 - приведенные расходы по инновационному проекту 1-ого целевого направления,

PIl

Р1м

1,48

2,57

3,39

INV

дополнительный потенциальный приведенный

1

доход от шести из семи перечисленных направлениях инновационных проектов (производственные, технологические, экономические, образовательные, торговые, социальные, управленческие).

На основе сформированных критериев и показателей эффективности (1) - (8) предлагается методологический подход к оценке целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования (рис.4). Данный подход включает в себя три метода оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.

Первый метод (блоки 1-8 рис.4) заключается в оценке целевой эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в соответствии с разработанными критериями (1) - (7) соответственно по направлениям: производственным, технологическим, экономическим, образовательным, торговым, социальным, управленческим.

Второй метод (блоки 1-4, 9, 10 рис.4) заключается в оценке экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в соответствии с разработанным критерием (8), когда рассчитывается модифицированный индекс рентабельности, в котором помимо приведенных целевых доходов по проекту учитываются дополнительные доходы по нецелевым направлениям.

Третий метод (блоки 1-12 рис.4) заключается в оценке совместной целевой и экономической эффективности Ь. инновационного проекта 1-ой направленности в сфере высшего профессионального образования на основе критерия:

Ь=К-РГ. (9)

При этом выбор наилучшего инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования по каждому из указанных методов, сопряжен с поиском максимума из доступных вариантов в соответствии с блоками 8, 11, 12 рис. 4.

Для эффективного применения предлагаемых методов оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования необходимо учитывать следующие моменты.

Во-первых, при определении целевой направленности инновационного проекта в сфере высшего профессионального образова-

ния может быть выделено несколько целей, в том числе выходящих за пределы перечисленных семи направлений (например, экологические). Тогда должны быть разработаны дополнительные критерии целевой эффективности универсальные по отношению к критериям (1) - (7).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, должна постоянно актуализироваться база данных для определения частных индикаторов эффективности проектов (включая формирование новых индикаторов).

В-третьих, оценка дополнительного экономического эффекта по инновационному проекту (блок 10 рис. 4) может носить вероятностный характер, что требует корректировку выражения (8) оценки экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в виде:

pi.

NV +IB

j-1

NV

NC

(10)

где В^ - вероятность получения дополнительного дохода по _]-ому целевому направлению.

Пример оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции, представлен в табл. 3.

Как следует из табл. 3 целевая эффективность инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции, больше единицы (К =1,32). Также больше единицы значение индекса рентабельности инновационного проекта (Р1г=1,48). Модифицированный индекс рентабельности инновационного проекта Р1 , учитывающий дополнительные доходы образовательного характера и торгового характера (продажа ноу-хау проекта), увеличивает оценку экономической эффективности (Р1 =2,57). В результате оценка совместной целевой и экономической эффективности инновационного проекта производственной направленности составляет 339%.

При этом очевидно, что в инновационных проектах любой целевой направленности (блок 1 табл. 1) в сфере высшего профессионального образования всегда будет присутствовать образовательная составляющая приведенного дохода (№У4), отражающая рост уровня знаний обучаемых и рост уровня интеллектуального капитала.

Литература:

Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года

L

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.