К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЦЕЛЕВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гусейнова Н.Ч., Сурат И.Л., к.э.н.
Рассмотрены теоретико-методологические основы оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов, включая проблемы оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и разработку алгоритма их решения.
Ключевые слова: инновационные проекты, высшее профессиональное образование, экономическая эффективность.
ON THE ESTIMATE OF THE TARGET AND COST-EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Guseinova N., Surat I. Ph.D. in Economics
We consider the theoretical and methodological framework for the assessment task and cost-effectiveness of innovative projects, including the problem of assessing the task and cost-effectiveness of innovative projects in thefield of higher professional education and development of algorithms for their solutions
Keywords: innovative designs, higher professional education, economic efficiency.
Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации ознаменовался постановкой стратегической цели возвращения нашей страны в число ведущих игроков на мировой экономической арене. Возвращение в мировую элиту постиндустриального общества невозможно без создания и развития национальной инновационной системы как локомотива построения инновационного общества. Поскольку основу инновационного общества составляет инновационная личность, то в современном постиндустриальном обществе возрастает роль высшего профессионального образования.
Так в соответствии со «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» сектор науки и высшего образования должен в перспективе приобрести облик, основу которого составят технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые научные и научно-образовательные организации.
Осуществляемая трансформация сектора науки и высшего образования в рамках государственно-частного партнерства с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации предполагает не только стимулирование активности и совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации современных научных и научно-педагогических кадров, в том числе для высшей школы, но и выстраивание качественно новой системы создания инновационной продукции.
Если рассматривать всю цепочку процессов создания инновационной продукции, то наиболее слабым звеном объективно является материализация исходных идей, то есть переход от научно-исследовательских разработок к запуску серийного производства. В результате многошаговых экономических реформ в новейшей российской истории государственный сектор фундаментальной науки и сектор прикладной отраслевой науки существенно ослабли. Так, из числа использованных в отечественной экономике передовых технологий, всего 2,6% подтверждены патентами на изобретения. Это подтверждает высокую зависимость отечественной экономики от импортных разработок, с одной стороны, и означает использование преимущественно морально устаревших производственных технологий, с другой стороны.
В процессе исследования теоретико-методологических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов на первом этапе была рассмотрена сущность и базовые принципы оценки эффективности инновационных проектов.
Проведенные исследования показали, что основу оценки эффективности инновационных проектов составляют этапы:
- выявления особенностей оценки, присущих тем или иным видам инноваций;
- формирования показателей оценки эффективности инновационного проекта;
- определения порядка расчета эффективности вариантов инновационных проектов, и выбора наилучшего варианта;
- определения обобщенной эффективности инновационного проекта.
Этап выявления особенностей оценки, присущих тем или иным видам инноваций, во многом связан с ожидаемыми конечными результатами по проекту, которые могут заключаться в: разработке нормативно-методической документации, построении прикладных моделей, создании макетного или опытного образца продукции (объекта), формировании новой технологии (в том числе производственной) и т.д.
При этом инвариантным остается инвестиционный анализ инновационных проектов, который в общем случае может показать, что:
- необходимые инвестиционные вложения не превышают запланированные ресурсы, и не ограничивают выбор вариантов реализации проекта, либо
- требуемые для осуществления проекта инвестиционные вложения приближаются к допустимому ресурсному пределу, увеличивая вероятность риска реализации проекта, что может вызвать пересмотр содержания, способа выполнения проекта или поиск дополнительных инвестиций.
Этап формирования показателей оценки эффективности инновационного проекта, предполагает выбор направлений оценки, предопределяющих содержание групп показателей, в качестве которых выделяют: экономические, коммерческие, бюджетные, научно-технические, ресурсные, социальные, экологические и др.
При определении порядка расчета эффективности вариантов инновационных проектов, и выбора наилучшего варианта, реализуются следующие принципы:
во-первых, из потенциально возможных вариантов проектов отбираются те, которые обеспечивают наилучшие целевые показатели (в первую очередь функциональные) и удовлетворяют всем заданным ограничениям (стандартам качества, экологическим требованиям, социальным нормативам, срокам реализации и др.);
во-вторых, по каждому из выбранных вариантов определяются затраты на достижение целей, ожидаемые результаты, и эффективность по каждому из направлений оценки, включая экономическую эффективность;
в-третьих, выбирается наилучший вариант инновационного проекта, у которого обобщенная эффективность максимальна по отношению к затратам на ее достижение.
При определении экономической эффективности инновационного проекта должны быть соблюдены следующие принципы:
- оценка эффективности инновационного проекта осуществляется по условиям рыночного использования конечной продукции на момент ее предложения с учетом всех сопутствующих позитивных и негативных результатов, включая погрешность прогнозирования;
- расчет экономической эффективности охватывает весь инвестиционный и эксплуатационный период, предусмотренный проектом;
- приведение всех финансовых результатов, разнесенных по этапам реализации инновационного проекта, к единому моменту времени посредством дисконтирования;
- использование в расчетах нормативных и рыночных значений стоимости привлекаемых ресурсов, а также ожидаемой рыночной стоимости результатов инновационного проекта.
На этапе определения обобщенной эффективности инновационного проекта необходимо задействовать оценки показателей всех рассматриваемых групп. В частности для получения обобщенной оценки экономической эффективности инновационных проектов используются показатели чистого дисконтированного дохода, индекса рентабельности, внутренней номы доходности, периода окупаемости и т.д.
Базовые принципы оценки эффективности инновационных проектов представлены в табл.1.
Исследования динамики инновационного развития общества и изменения роли инновационных проектов показали, что они во многом продиктованы происходящими изменениями в социальноэкономическом развитии общества, как в мире, в целом, так и в России, в частности.
Так в соответствии с Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделяется комплекс мировых тенденции развития экономики и возможностей развития национальной экономики, представленный в табл.2.
Первая тенденция предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения доли отечественной экономики в мировой системе, начиная от достижения регионального лидерства и заканчивая усилением позиций России на мировых рынках.
Вторая тенденция свидетельствует о том, что для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для: обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений; формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг; модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств. С другой стороны, отставание в развитии новых технологий может усилить снижение конкурентоспособности российской экономики и повысить
экономико-политическую уязвимость нашей страны.
Третья тенденция свидетельствует о том, что Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет использования дешевой рабочей силы и экономии на решении социальных проблем, включая образование и здравоохранение. Усиления конкурентных позиций на мировой арене России придется добиться на фоне: снижения уровня занятости в экономике, несмотря на сокращение численности населения; растущей конкуренцией с другими рынками (в первую очередь европейскими и азиатскими) в отношении квалифицированных кадров; низкого качества социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Четвертая тенденция (также негативная, как и третья) свидетельствует о необходимости укрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, его модернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры, что не только требует значительных инвестиций, но может привести к существенному повышению уровня издержек (в первую очередь себестоимости продукции) в экономике в целом.
В целом изменение роли инновационных проектов обусловлено:
1) объективным ростом доли инновационной продукции по сравнению с традиционной продукцией, в связи с ускорением темпов научно-технического прогресса;
2) ростом рискованности ведения бизнеса в России, в том числе в связи с низкой корпоративной культурой, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров, что увеличивает долю бизнес-процессов, осуществляемых в форме инновационных проектов;
3) слабым развитием инновационных предприятий как форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса, в связи с низким уровнем доверия к государству, с низким уровнем эффективности государственного управления, коррупцией, существенными административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью сделок и других финансовых отношений. Это также приводит к осуществлению инновационной деятельности в основном в рамках инновационных проектов;
4) низким уровнем конкуренции на ряде рынков, не создающим стимулов для инновационного развития, что ограничивает инновационную деятельность в этих секторах осуществлением инновационных проектов;
5) недостаточным уровнем развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса, что приводит к приоритетному развитию инновационных «точек роста» посредством инновационных проектов.
Таблица 1. Базовые принципы оценки эффективности инновационных проектов
№ Группа принципов Состав принципов
1 Методологические принципы - наиболее общие, относящиеся к концептуальной стороне инновационной деятельности и мало зависящие от специфики конкретного проекта - результативность проекта, - адекватность и объективность, - корректность, - системность, - комплексность, - ограниченность ресурсов, - неограниченность потребностей общества в инновациях
2 Методические принципы -непосредственно связаны с инновационным проектом, его спецификой, экономической, финансовой и иной привлекательностью - учет специфики проекта и его "окружения", - оценки эффективности проекта с позиций каждого участника, - динамичность процессов проекта, - неравноценность асинхронных затрат и результатов проекта, - согласованность масштабов проектов, - ограниченная управляемость, - неполнота необходимой информации, - оптимизация структуры капитала
3 Операционные принципы -облегчают процесс оценки эффективности проекта с информационновычислительной точки зрения - моделирование процессов проекта, - формирование баз данных для проведения многовариантных расчетов, - использование интерактивного режима для уточнения влияния на проект различных факторов, - симплификация (выбор наиболее эффективного с информационно-вычислительной точки зрения метода оценки)
Таблица 2. Комплекс мировых тенденции развития экономики и возможностей развития национальной экономики
№
Мировые тенденции
Усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала
Ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социальноэкономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста
Возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития
Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.____________________
Характеристики мировых тенденций
- вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4 % в год);
- превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;
- преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;
- усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата
- сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;
- старение населения в развитых странах на фоне
быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.__________
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством
профессиональных кадров, уровнем их
социализации и кооперационности.______________
В условиях трансформации мировой экономики конъюнктура мирового рынка энергоносителей весьма неустойчива
Исследования динамики инновационного развития общества и изменения роли инновационных проектов в нем позволили определить тенденции развития методов оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов.
Проведенные исследования показали, что в соответствии с методическим принципом учета специфики проекта и его «окружения» (табл.1) роль инновационного проекта в деятельности той или иной экономической системы, а, следовательно, и его целевая эффективность, меняется в зависимости от этапа жизненного цикла создаваемой этой системой продукции:
1) Предприятия «для посева», когда будущее создаваемой компании целиком зависит от успешности реализации инновационного проекта;
2) Недавно образованные предприятия, нуждающиеся в инвестициях в инновационные проекты, в технологическую подготовку производства, в развитие промышленной инфраструктуры и т.д.;
3) Предприятия, обладающие инновационной продукцией, находящейся на начальной стадии ее коммерческой реализации и нуждающиеся в инвестировании в обеспечение непрерывного производства;
4) Предприятия, нуждающиеся в быстром наращивании объемов производства инновационной продукции;
5) Предприятия, решающие проблему обеспечения сбалансированности развития с учетом осуществляемого инновационного проекта в период увеличения масштабов хозяйственной деятельности;
6) Предприятия, осуществляющие инновационные проекты, направленные на модернизацию продукции, вытесняемой с рынка продукцией конкурентов, с целью придания ей новых потребительских свойств;
7) Предприятия, осуществляющие инновационные проекты, связанные с технологическим переоснащением производства, позволяющим минимизировать себестоимость производства на не растущем рынке.
При этом общие тенденции развития методов оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов заключаются в следующем:
- во-первых, с ростом неопределенность получения эффективного результата инновационного проекта, обусловленного ускорением темпов рыночного развития, и увеличением риска успешной
реализации проекта, возрастает необходимость в усилении дифференциального характера вероятностных оценок проекта;
- во-вторых, усиление рыночной конкуренции, в том числе на рынке инноваций, приводит к росту общих издержек по проекту, особенно на этапах исследования и разработки, что требует боле детального анализа затрат по проекту при его оценке;
- в-третьих, в связи с усилением рыночной конкуренции, по мере роста радикальности инноваций возрастают сроки реализации проекта, включая этап вывода продукта на рынок, что требует пропорционального учета при оценке времени реализации проекта, уровня его радикальности;
- в-четвертых, изменяющиеся в результате реализации инновационного проекта потребительские свойства производимого продукта (технологии), влияющие в свою очередь на масштабы производства, цену, конкурентные позиции продукта (технологии) и т.д., требуют осуществления комплексной оценки результатов проекта;
- в-пятых, изменение соотношений периодов роста объема продаж инновационной продукции, насыщения рынка, спада спроса и ухода продукции с рынка, в условиях цикличного развития инноваций формирует новые финансовые отношения межпроектного характера, что должно быть учтено при оценке инновационных проектов.
Исследования проблем оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования показали, что в основе их лежат следующие обстоятельства.
Во-первых, за последние десятилетия произошло существенное расширение сети российских ВУЗов и беспрецедентный рост числа студентов, что повлекло за собой не только положительные, но и ярко выраженные отрицательные последствия. Это напрямую касается снижения качества образования. В частности, согласно Академическому рейтингу университетов мира (ARWU), лучший из российских - МГУ им. М.В.Ломоносова находится по итогам 2008 года на 70 месте. Всего же в ТОР 500 ведущих университетов мира находится 2 ВУЗа из России (СПбГУ занимает место в четвертой сотне). При этом самым провальным показателем для ведущих российских университетов является показатель числа часто цитируемых исследователей. По этому показателю и МГУ, и СПбГУ уже который год получают «баранку».
Во-вторых, несмотря на осуществляемую реформу образования, сфера образования по-прежнему рассматривается как сугубо замкнутая, отраслевая система, когда преимущественно обсуждаются лишь различные варианты эффективного управления отраслью при заданных бюджетных ограничениях. Хотя в настоящее время, очевидно, что модернизация образования в России не может и не должна рассматриваться как отраслевая проблема, в отрыве от социальных и экономических проблем страны.
В-третьих, высокий спрос на высшее образование, вызванный убежденностью молодых людей и их родителей в карьерной ценности диплома, привел к резкому расширению коммерческого приема в вузы, а вместе с этим - и к существенному снижению требований к качеству учебного процесса. В силу негативных особенностей социально-экономического развития отечественной экономики на рубеже веков сформировалось новое явление в сфере образования. С одной стороны, работающие студенты, сочетающие учебу с постоянным заработком, начинают предъявлять собственные требования к компетенциям и квалификациям, критически относиться к построению учебных программ и уровню преподавания, в то время как преподаватели из-за низких окладов вынуждены подрабатывать через расширенное совместительство, репетиторство и т.д.
В-четвертых, что в сложившихся кризисных социально-экономических условиях социально-экономического развития России необходим качественно новый подход к задаче развития сферы образования как с учетом не только меняющейся конъюнктуры на рынке труда, но и с учетом изменения роли и места учреждений высшего профессионального образования в отечественной экономике, призванных стать локомотивами инновационного развития общества.
В этих условиях принципиально иной характер приобретает оценка целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Несмотря на очевидное изменение положения высшей школы в обществе показатели и методы оценки целевой и экономической эффективности проводимых в ней инновационных проектов существенно отстают от потребностей социально-экономического раз-
вития РФ. До настоящего времени российские ВУЗы руководствуются критериями оценки деятельности, не учитывающими в должной степени специфику осуществляемых инновационных проектов.
Так, при принятии решений о государственной аккредитации (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.09.2005 №1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»), включая направления отражающие: содержание и уровень подготовки; качество подготовки; воспитательную деятельность образовательного учреждения; спектр реализуемых основных образовательных программ; возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования; научную, научно-техническую деятельность и ее результативность; методическую работу; квалификацию педагогических работников.
Из указанных направлений оценки только предпоследнее имеет отношение к инновационным проектам.
Для обеспечения решения задачи формирования эффективной инновационной образовательной системы Минобрнауки РФ в соответствии с приказом от 02.03.2006 № 44 для конкурсного отбора ВУЗов в рамках программы «Приоритетные национальные проекты» сформировало следующие критерии:
- ожидаемое качественное изменение образования в вузе в заявленной сфере (ах);
- ожидаемое качественное изменение научных разработок и внедрения их результатов в заявленной сфере(ах);
- соответствие привлекаемых ресурсов, в том числе из собственных внебюджетных средств, масштабу заявленной инновационной образовательной программы;
- соответствие схемы управления инновационной образовательной программой заявленным в ней задачам;
- обоснованность устойчивости предполагаемых результатов и их влияние на изменение образовательной среды в вузе и в системе высшего профессионального образования России;
- эффективность организационной и финансовой поддержки инновационной программы внешними партнерами вуза (организациями, в том числе научными, профессиональными и иными союзами);
- ожидаемые эффекты в экономической, социальной и научной сферах;
- эффективность научной и инновационной деятельности;
- эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики;
- интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения;
- поддержка инновационной деятельности материальной и информационной базой.
Следует признать, что перечисленные требования в большей степени относятся к инновационным проектам, но с точки зрения практической реализации также не отражают в должной мере их целевую и экономическую эффективность.
Исследование проблем оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования привело к разработке алгоритма их решения, представленного на рис.1.
При анализе особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования на первом этапе был проведен анализ основных направлений реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и их целевых установок.
Опираясь на концептуальные основы модернизации российского образования, включая:
- изменение роли образования в развитии общества (в соответствии с тенденциями мирового развития (табл.2), новыми социальными требованиями к системе образования, целями и основными задачами модернизации образования);
- приоритеты государственной политики (в том числе, формирование эффективных экономических отношений в образовании);
- основные направления и меры образовательной политики (рис.2),
в работе были выявлены основные направления реализации инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и их целевые установки, главными из которых являются:
- воспроизводство интеллектуального капитала ВУЗов, необ-
Анализ основных
направлений
реализации ИП в 1
сфере ВПО и их /
целевых {
установок
Анализ взаимосвязей результатов ИП в сфере ВПО с основными составляющими социально-экономического развития общества
Анализ возможностей использования существующих методов оценки
эффективности для ИП в сфере ВПО
I
J
Разработка критериев Критерии и 1 Разработка алгоритма
оценки целевой и методы оценки — 1 оценки целевой и
экономической < эффективности экономической
эффективности ИП в инновационны эффективности ИП в
сфере ВПО х проектов сфере ВПО
J
о
Обоснование
методов оценки к
целевой и г
экономической /
эффективности ИП 1
в сфере ВПО
Л
У
Практические
рекомендации по
применению методов I'
оценки целевой и >
экономической
эффективности ИП в к
сфере ВПО
Корректировка критериев и методов оценки целевой и экономической эффективности ИП в сфере ВПО
Рис.1. Алгоритм решения проблем оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов (ИП) в сфере высшего профессионального образования (ВПО).
ходимого для осуществления инновационной деятельности;
- осуществление производства инновационной продукции (товаров, работ, услуг) силами творческих коллективов ВУЗов самостоятельно, либо в кооперации с другими участниками рынка;
- бизнес-инкубация и генерация инновационных (наукоемких) предприятий;
- участие в формировании инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности инновационной системы (рис.3);
- подготовка кадров для инновационных структур;
- формирование инновационной культуры в современной бизнес-среде национальной экономики.
Проведенные исследования на основе анализа особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования позволяют перейти к развитию методических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Рис.2. Основные направления и меры образовательной политики.
Рис.3. Участие учреждений высшего профессионального образования в формировании инновационной инфраструктуры,
обслуживающей потребности инновационной системы.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЦЕЛЕВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гусейнова Н.Ч.
Представлены результаты анализа особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и развития методических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Ключевые слова: инновационные проекты, высшее профессиональное образование, экономическая эффективность.
METHODS FOR ESTIMATING THE TARGET AND THE COST-EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Guseinova N.
The results of analysis of the characteristics of the target ratings and cost-effectiveness of innovative projects in the field of higher professional education and development of methodological framework for assessing cost-effectiveness of targeted and innovative projects in the field of higher professional education.
Keywords: innovative designs, higher professional education, economic efficiency.
Смещение акцента в сторону повышения значимости высшего профессионального образования для инновационного развития национальной экономики привело к тому, что инновационные проекты высшей школы от роли вспомогательного ресурса для поддержки фундаментальной академической и отраслевой науки рассматриваются в качестве самостоятельной силы. При этом нельзя не отметить многоаспектный характер инновационных проектов высшей школы, начиная от участия в приоритетных национальных инновационных программах, и заканчивая воспроизводством научных кадров высшей школы. В этих условиях возникает объективная необходимость в разработке методов оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Анализ взаимосвязей результатов инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования с основными составляющими социально-экономического развития общества показал, что инновационные проекты ВУЗов имеют следующую направленность.
Во-первых, это создание производственных инноваций, направленных на обновление ассортиментного ряда предметов потребления, диверсификацию производственной деятельности предприятий.
Во-вторых, это создание технологических инноваций, направ-
ленных на производственное освоение новой продукции путем создания нового оборудования, либо его модернизации.
В-третьих, это осуществление экономических инновации, направленных на совершенствование способов планирования производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат, улучшение конечных хозяйственных, повышение материальной заинтересованности работников в росте экономических результатов и т.д.
В-четвертых, это реализация образовательных инноваций, направленных на совершенствование форм и методов обучения, освоения новых научных знаний.
В-пятых, это создание инновации, направленные на прогрессивные изменения в сфере торговли, то есть на создание новых методов распределения продукции, начиная от ценовой политики и заканчивая формированием новых форм взаиморасчетов продавца и покупателя, обеспечивающих ускорение сбытового цикла.
В-шестых, это реализация социальных инноваций, направленных на улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставления социальных услуг и др.
В-седьмых, это создание инноваций в сфере управления, нацеленных на совершенствование организационных структур, методов принятия решений, способов обработки и анализа информации и т.д.