Рис.3. Участие учреждений высшего профессионального образования в формировании инновационной инфраструктуры,
обслуживающей потребности инновационной системы.
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЦЕЛЕВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гусейнова Н.Ч.
Представлены результаты анализа особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования и развития методических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Ключевые слова: инновационные проекты, высшее профессиональное образование, экономическая эффективность.
METHODS FOR ESTIMATING THE TARGET AND THE COST-EFFECTIVENESS OF INNOVATIVE PROJECTS IN THE FIELD OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Guseinova N.
The results of analysis of the characteristics of the target ratings and cost-effectiveness of innovative projects in the field of higher professional education and development of methodological framework for assessing cost-effectiveness of targeted and innovative projects in the field of higher professional education.
Keywords: innovative designs, higher professional education, economic efficiency.
Смещение акцента в сторону повышения значимости высшего профессионального образования для инновационного развития национальной экономики привело к тому, что инновационные проекты высшей школы от роли вспомогательного ресурса для поддержки фундаментальной академической и отраслевой науки рассматриваются в качестве самостоятельной силы. При этом нельзя не отметить многоаспектный характер инновационных проектов высшей школы, начиная от участия в приоритетных национальных инновационных программах, и заканчивая воспроизводством научных кадров высшей школы. В этих условиях возникает объективная необходимость в разработке методов оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Анализ взаимосвязей результатов инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования с основными составляющими социально-экономического развития общества показал, что инновационные проекты ВУЗов имеют следующую направленность.
Во-первых, это создание производственных инноваций, направленных на обновление ассортиментного ряда предметов потребления, диверсификацию производственной деятельности предприятий.
Во-вторых, это создание технологических инноваций, направ-
ленных на производственное освоение новой продукции путем создания нового оборудования, либо его модернизации.
В-третьих, это осуществление экономических инновации, направленных на совершенствование способов планирования производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат, улучшение конечных хозяйственных, повышение материальной заинтересованности работников в росте экономических результатов и т.д.
В-четвертых, это реализация образовательных инноваций, направленных на совершенствование форм и методов обучения, освоения новых научных знаний.
В-пятых, это создание инновации, направленные на прогрессивные изменения в сфере торговли, то есть на создание новых методов распределения продукции, начиная от ценовой политики и заканчивая формированием новых форм взаиморасчетов продавца и покупателя, обеспечивающих ускорение сбытового цикла.
В-шестых, это реализация социальных инноваций, направленных на улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставления социальных услуг и др.
В-седьмых, это создание инноваций в сфере управления, нацеленных на совершенствование организационных структур, методов принятия решений, способов обработки и анализа информации и т.д.
Таблица 1. Классификационные признаки инноваций
№ Группа признаков Содержание признаков
1 По содержанию Производственные, технологические, экономические, образовательные, торговые, социальные, управленческие
2 По степени новизны Радикальные, улучшающие (модифицирующие), комбинаторные
3 По характеру инновационного процесса Простые внутриорганизационные, простые межорганизационные, расширенные
4 По этапам жизненного цикла Зарождение идеи, поиск ресурсов на реализацию идеи создания продукции, НИР, ОКР, изготовление пробной партии, начало серийного производства, рост объемов производства, замедление роста, остановка роста, спад, завершение жизненного цикла
5 По длительности этапов инновационного процесса Краткосрочные (блиц), среднесрочные, долгосрочные (фундаментальные)
6 По преемственности Замещающие, отменяющие, открывающие, возвратные
7 По соотношению продукции и технологии Синхронные, продуктивные, поддерживающие
8 По области использования Г осударственные, региональные, местные, отраслевые, корпоративные, фирменные
Следует отметить, что перечисленные направления инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования охватывают практически все варианты инноваций, классификационные признаки которых представлены в табл.1.
Исходя из выявленной направленности инновационных проектов ВУЗов, в работе был проведен анализ возможностей использования существующих методов оценки для инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Содержание рассмотренных методов оценки эффективности инновационных проектов приведено в табл.1. Проведенные исследования показали, что для оценки инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования предпочтительно использовать методы динамической экономической оценки, метод перечня критериев, метод оценки рисков и метод оценки динамики инновационного процесса.
При этом выполнение оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования является многокритериальной задачей, требующей формирования системы критериев и показателей целевой и экономической эффективности.
Проведенный анализ особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования позволил перейти к решению задачи развития методических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
При разработке критериев и показателей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования помимо критериев, представленных в табл.1, был рассмотрен ряд дополнительных критериев и показателей, характеризующих инновационные проекты, в том числе:
- обеспеченность инновационного проекта научно-техническим заделом;
- соответствие результатов инновационного проекта заданному научно-техническому уровню;
- квалификация исполнителей инновационного проекта;
- обеспеченность инновационного проекта необходимым составом, качеством и количеством материально-технических ресурсов;
- возможности производственной и сбытовой кооперации,
- и д.р.
Рассмотрение указанных критериев и показателей показало, что большинство из них не формализовано и, соответственно, не может быть сопоставлено между собой.
Для разработки системы критериев и показателей оценки це-
левой эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования был избран индексный способ оценки проектов для групп целевой направленности, представленных в блоке 1 табл.2.
В результате целевая эффективность инновационных проектов производственной направленности К определяется соотношением:
К
F E
np
(і)
o
где F1 - функциональные возможности создаваемой инновационной продукции,
F0 - функциональные возможности продукции - прототипа инновации,
Ер Ео - эксплуатационные возможности создаваемой инновационной продукции и продукции - прототипа инновации соответственно,
Целевая эффективность инновационных проектов технологической направленности К определяется соотношением:
К
P Z,
o
o
Z1 ,
(2)
где Р1, Ро - производительность создаваемой инновационной технологии и предшествующей технологии соответственно,
Zl, Zо - себестоимость производства с использованием создаваемой инновационной технологии и предшествующей технологии соответственно.
Целевая эффективность инновационных проектов экономической направленности К определяется соотношением:
К
Wo T
(3)
o
где "^, - фондоотдача после и до реализации экономичес-
кой инновации,
Тр То - оборачиваемость оборотных средств после и до реализации экономической инновации.
Целевая эффективность инновационных проектов образовательной направленности Коб определяется соотношением:
К
Ч
об
Un
(4)
o
Таблица 1. Методы оценки эффективности инновационных проектов
№ Методы Критерии и показатели
1 Метод динамической экономической оценки 1. Чистая текущая стоимость (NPV) 2. Индекс рентабельности (PI) 3. Внутренняя норма доходности (IRR) 4. Период окупаемости дисконтированных потоков (РР)
2 Метод статической экономической оценки 1. Простая норма прибыли 2. Срок окупаемости инвестиций
3 Метод перечня критериев 1. Критерии соответствия целям организации, стратегии, политике и ценностям 2. Финансовые критерии 3. Научно-технические критерии 4. Производственные критерии 5. Социальные критерии 6. Экологические критерии
4 Балльный метод Эксперты формируют перечень наиболее важных критериев и показателей и присваивают им веса
5 Метод оценки рисков 1. Макроэкономические риски (стабильность экономического законодательства, экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли, политической ситуации, неблагоприятных социально-политических изменений) 2. Риски неполноты и неточности информации о динамике техникоэкономических показателей, параметрах новой техники и технологий 3. Риски колебаний рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.д. 4. Производственно-технологические риски 5. Неопределенность целей, интересов и поведения участников 6. Неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой ситуации предприятий-участников проекта
6 Метод затратных показателей 1. Удельные затраты на проект в объеме продаж, характеризуют наукоемкость продукции 2. Удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау по проектам 3. Затраты на приобретение инновационных фирм 4. Показатели оценки фондов на развитие инициативных разработок
7 Метод оценки динамики инновационного процесса 1. ИнновационностьТАТ («turn — around time») 2. Длительность процесса разработки новой продукции (технологии) 3. Длительность подготовки производства нового продукта 4. Длительность производственного цикла нового продукта
8 Метод оценки обновляемости 1. Количество разработок или внедрений нововведений-продуктов (нововведений-процессов) 2. Динамика обновления портфеля продукции 3. Количество приобретенных (переданных) новых технологий 4. Объем экспортируемой инновационной продукции
9 Метод структурной оценки 1. Состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научнотехнических структурных подразделений 2. Состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции 3. Численность и структура сотрудников, занятых НИОКР 4. Состав и количество творческих инициативных временных коллективов
где Y1, Y0 - уровень знаний обучаемых после и до реализации образовательной инновации,
и1, ио - уровень интеллектуального капитала после и до реализации образовательной инновации.
Целевая эффективность инновационных проектов торговой направленности К определяется соотношением:
К = Q. So
тоР п ? , Q0 S1
(5)
где Q1, Q0 - прибыль от реализованной продукции (в том числе лицензий, технологий и ноу-хау) после и до реализации торговой инновации,
Б1, 8о - период сбытового цикла после и до реализации торговой инновации.
Целевая эффективность инновационных проектов социальной направленности К определяется соотношением:
к = А.D
СОЦ Ao Do ■
(6)
Целевая эффективность инновационных проектов управленческой направленности К определяется соотношением:
к = %-■ Н
УпР Н , (7)
^0 п0
где G1, G0 - рентабельность активов после и до реализации управленческой инновации,
Н1, Н0 - уровень оптимальности принимаемых решений после и до реализации управленческой инновации.
Универсальность предложенного подхода к оценке критериев целевой эффективности инновационных проектов (1) - (7) заключается в том, что каждый из них является безразмерным и базируется на двух ключевых параметрах, уравновешивающих оценки позитивных результатов проектов оценкой возможных негативных последствий.
Экономическая эффективность инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в общем случае может определяться через индекс рентабельности Р1 . по 1-му целевому направлению, модифицированный с учетом ожидаемых дополнительных доходов неосновного целевого характера 0=1,.. .,7; 1 ф )):
6
где А1, А0 - уровень условий труда после и до реализации социальной инновации,
D1, D0 - уровень предоставляемых социальных услуг после и до реализации социальной инновации.
NVi +£ NVj
PI . =-------------J—-----
м NC-
(8)
Таблица 2. Классификационные признаки инноваций
№ Группа признаков Содержание признаков
1 По содержанию Производственные, технологические, экономические, образовательные, торговые, социальные, управленческие
2 По степени новизны Радикальные, улучшающие (модифицирующие), комбинаторные
3 По характеру инновационного процесса Простые внутриорганизационные, простые межорганизационные, расширенные
4 По этапам жизненного цикла Зарождение идеи, поиск ресурсов на реализацию идеи создания продукции, НИР, ОКР, изготовление пробной партии, начало серийного производства, рост объемов производства, замедление роста, остановка роста, спад, завершение жизненного цикла
5 По длительности этапов инновационного процесса Краткосрочные (блиц), среднесрочные, долгосрочные (фундаментальные)
6 По преемственности Замещающие, отменяющие, открывающие, возвратные
7 По соотношению продукции и технологии Синхронные, продуктивные, поддерживающие
8 По области использования Г осударственные, региональные, местные, отраслевые, корпоративные, фирменные
где - приведенный доход по инновационному проекту 1ого целевого направления,
N0 - приведенные расходы по инновационному проекту 1-ого целевого направления,
I nv
дополнительный потенциальный приведенный
1
доход от шести из семи перечисленных направлениях инновационных проектов (производственные, технологические, экономические, образовательные, торговые, социальные, управленческие).
На основе сформированных критериев и показателей эффективности (1) - (8) был предложен методологический подход к оценке целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования представлен на рис.1.
Предложенный подход (рис.1) включает в себя три метода оценки эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Первый метод (блоки 1-8 рис.1) заключается в оценке целевой эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в соответствии с разработанными критериями (1) - (7) соответственно по направлениям: производственным, технологическим, экономическим, образовательным, торговым, социальным, управленческим.
Второй метод (блоки 1-4, 9, 10 рис.1) заключается в оценке экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в соответствии с разработанным критерием (8), когда рассчитывается модифицированный индекс рентабельности, в котором помимо приведенных целевых доходов по проекту учитываются дополнительные доходы по нецелевым направлениям.
Третий метод (блоки 1-12 рис.1) заключается в оценке совместной целевой и экономической эффективности ^ инновационного проекта 1-ой направленности в сфере высшего профессионального образования на основе критерия:
Ц=К-РГ. (9)
При этом выбор наилучшего инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования по каждому из указанных методов, сопряжен с поиском максимума из доступных вариантов в соответствии с блоками 8, 11, 12 рис.1.
На заключительном этапе исследований были разработаны практические рекомендации по применению методов оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования.
Суть основных из этих рекомендаций сводится к следующему.
Во-первых, при определении целевой направленности инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования может быть выделено несколько целей, в том числе выходящих за пределы перечисленных семи направлений (например, экологические). Тогда должны быть разработаны дополнительные критерии целевой эффективности универсальные по отношению к критериям (1) - (7).
Во-вторых, должна постоянно актуализироваться база данных для определения частных индикаторов эффективности проектов (включая формирование новых индикаторов).
В-третьих, оценка дополнительного экономического эффекта по инновационному проекту (блок 10 рис.1) может носить вероятностный характер, что требует корректировку выражения (8) оценки экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в виде:
NVt +IBj . NVj
PL, =
j=i
NC
(10)
где В^ - вероятность получения дополнительного дохода по _]-ому целевому направлению.
Пример оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции представлен в табл.3.
Как следует из табл.3 целевая эффективность инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку новой продукции, больше единицы (К =1,32). Также больше единицы значение индекса рентабельности инновационного проекта (Р^=1,48). Модифицированный индекс рентабельности инновационного проекта Р1 , учитывающий дополнительные доходы образовательного характера и торгового характера (продажа ноу-хау проекта), увеличивает оценку экономической эффективности (Р1 =2,57). В результате оценка совместной целевой и экономической эффективности инновационного проекта производственной направленности составляет 339%.
При этом очевидно, что в инновационных проектах любой целевой направленности (блок 1 табл.3) в сфере высшего профессионального образования всегда будет присутствовать образовательная составляющая приведенного дохода (N^4), отражающая рост уровня знаний обучаемых и рост уровня интеллектуального капитала.
Рис.1. Методологический подход к оценке целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего
профессионального образования.
Таблица 3. Пример оценки целевой и экономической эффективности инновационного проекта в сфере высшего профессионального образования, направленного на разработку
№ Критерий Обозначение Значение
1 Производственная эффективность проекта кпо 1,32
2 Приведенный доход производственного характера NV, 4,76
3 Приведенный доход технологического характера nv2 -
4 Приведенный доход экономического характера NV3 -
5 Приведенный доход образовательного характера nv4 1,98
6 Приведенный доход торгового характера nv5 1,51
7 Приведенный доход социального характера NV6 -
8 Приведенный доход управленческого характера nv7 -
9 Приведенные затраты на проект производственного характера NCi 3,21
10 Индекс рентабельности инновационного проекта производственного характера PIi 1,48
11 Модифицированный индекс рентабельности инновационного проекта производственного характера PImI 2,57
12 Оценка совместной целевой и экономической эффективности инновационного проекта производственной направленности L, 3,39