Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА'

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПРОБЛЕМЫ / ПОЛИЦИЯ АЛГОРИТМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горовой Владислав Викторович, Степанова Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются наиболее часто возникающие проблемы при осуществлении административного надзора. Предлагаются алгоритмы действий для сотрудников полиции при возникновении сложностей в осуществлении административного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горовой Владислав Викторович, Степанова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION

The article discusses the most frequently encountered problems in the implementation of administrative supervision. Algorithms of actions for police officers in case of difficulties in the implementation of administrative supervision are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_2_226 УДК 343.819.1

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION

ГОРОВОЙ Владислав Викторович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

Федерального казенного учреждения «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИ ФСИН России).

125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: gorovoy1988@list.ru;

СТЕПАНОВА Татьяна Владимировна,

заместитель начальника кафедры боевой и тактико-специальной подготовки Владимирского юридического института ФСИН России.

600020, Россия, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, 67е. E-mail: t.stepanova84@yandex.ru;

GOROVOY Vladislav V.,

PhD in Law, Senior Researcher at the Federal State Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service» (FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia). 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: gorovoy1988@list.ru;

STEPANOVA Tatiana V.,

Deputy Head of the Department of Combat and Tactical Special Training of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 600020, Russia, Vladimir region, Vladimir, Bolshaya Nizhegorodskaya str., 67e. E-mail: t.stepanova84@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются наиболее часто возникающие проблемы при осуществлении административного надзора. Предлагаются алгоритмы действий для сотрудников полиции при возникновении сложностей в осуществлении административного надзора.

Abstract: the article discusses the most frequently encountered problems in the implementation of administrative supervision. Algorithms of actions for police officers in case of difficulties in the implementation of administrative supervision are proposed.

Ключевые слова: административный надзор, проблемы, полиция алгоритм.

Keywords: administrative supervision, problems, police algorithm.

Дата направления статьи в редакцию: 17.12.2021

Дата публикации: 28.02.2022

Порядок осуществления органами внутренних дел административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержден приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 (далее - Порядок осуществления административного надзора)[3]. Несмотря на достаточно подробную регламентацию полномочий отдельных подразделений и должностных лиц, в ходе непосредственной реализации административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, достаточно часто возникают проблемы разного характера. Такие вопросы могут быть связаны как с недостаточной согласованностью между различными подразделениями в рамках реализации своих полномочий, так и с определенным несовершенством самого института административного надзора.

Так, например, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» на сотрудников полиции возложены обязанности по розыску лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления после освобождения либо самовольно оставивших его (п. 12 ч. 1 ст. 12). Ведомственными нормативными актами регламентирован режим такого розыска, определен комплекс первоначальных проверочных мероприятий, способствующих установлению местонахождения поднадзорных лиц. Сотрудники полиции при обнаружении поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора, обеспечивают их задержание, при этом незамедлительно информируют территориальные органы, осуществляющие административный надзор, либо территориальные органы, на территорию которых должен был прибыть поднадзорный для проживания (пребывания), и доставление в территориальные органы МВД России на районном уровне.

В случае доставления поднадзорного в территориальный орган, инициировавший его розыск, вопросов не возникает. Однако при отсутствии возможности такой транспортировки при значительной удаленности территориального органа, выявившего лицо, уклоняющееся от административного надзора, а также при избрании поднадзорным лицом местом своего проживания (пребывания) либо фактического нахождения муниципальное образование территориального органа, в котором он был задержан, алгоритм действий сотрудников данного ОВД, осуществляющих административный надзор, законодательством не определен.

В таких случаях сотруднику подразделения по осуществлению надзора при выявлении на обслуживаемой территории поднадзорного лица без разрешения ОВД, оказавшегося вне заявленного места проживания (пребывания), в том числе в связи с изменением семейных обстоятельств и по иным причинам (в случае, когда поднадзорное лицо по объективным причинам не имеет возможности проживать на заявленной территории), необходимо:

1) установить личность поднадзорного;

Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

2) выяснить обстоятельства нахождения поднадзорного лица на территории, обслуживаемой органом внутренних дел (получить от поднадзорного подробное письменное объяснение по факту установления причин самовольного оставления места жительства или пребывания);

3) рассмотреть в установленном порядке вопрос о наличии в действиях поднадзорного признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ или административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ;

4) направить в течение одного дня посредством сервиса электронного документооборота ИСОД МВД России информацию в территориальный орган МВД России (в которое поднадзорное лицо обязано было прибыть) о том, что данное лицо находится на территории обслуживания конкретного органа внутренних дел (дополнительно уведомить по телефону, по факсу, по электронной почте и т.д.);

5) запросить копию решения суда об установлении административного надзора и иные материалы, поступившие из исправительного учреждения (дополнительно факсом, электронной почтой и т.д.), при наличии - дело надзора с целью постановки поднадзорного на учет.

В случаях, когда информация об установлении административного надзора из исправительного учреждения не поступила, а лицо фактически прибыло для постановки на профилактический учет в орган внутренних дел, сотруднику подразделения по осуществлению надзора рекомендуется: установить из какого конкретно исправительного учреждения прибыл поднадзорный (изучить справку об освобождении), откуда запросить заверенную копию решения суда об установлении административного надзора и предписание, предварительно истребовав любым доступным способом (факсограммой, электронной почтой и т.п.).

Следующим проблемным вопросом в практики осуществления административного надзора является получение и оформление разрешений на выезд за пределы территории обслуживания ОВД поднадзорными лицами.

Часть 3 ст. 12 Федерального закона об административном надзоре регламентирует возможность ОВД давать разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, предусмотренные п.п. 3, 4 и 5 ч. 1 ст. 4 указанного закона, на пребывание вне жилого или иного установленного помещения, являющегося местом жительства или пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами. Перечень таких обстоятельств определен рассматриваемой статьей и является исчерпывающим.

Вместе с тем исчерпывающий перечень обстоятельств не может лишать права обращения поднадзорного лица в ОВД с заявлением о разрешении на пребывание вне помещения или выезд за установленные пределы территории по иным обстоятельствам, не перечисленным в ч.

3 ст. 12 Федерального закона об административном надзоре, которые могут быть признаны исключительными. Отказ в разрешении может быть обжалован в судебном и (или) административном порядке.

Правом давать разрешение на выезд лицам, в отношении которых установлены запреты, ранее обладал только начальник ОВД. В настоящий момент эта процедура изменена[5]. С 5 июня 2021 г. вступили в действие изменения в Порядок осуществления административного надзора (приказ МВД России от 9 февраля 2021 г. № 54), в соответствии с которыми начальник территориального органа осуществляет лишь общий контроль и несет персональную ответственность за соблюдение порядка осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (п. 5.1 Порядка осуществления административного надзора).

Непосредственная организация мероприятий по осуществлению административного надзора возлагается на заместителя начальника территориального органа МВД России, ответственного за деятельность подразделения по административному надзору, или иных должностных лиц (п. 6 Порядка осуществления административного надзора).

К полномочиям заместителя начальника территориального органа МВД России, ответственного за деятельность подразделения по административному надзору, в числе других отнесена дача разрешения при поступлении уведомления от поднадзорного лица на его пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства (пребывания), на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, установленными ч. 3 ст. 12 Федерального закона об административном надзоре (п. 6.6 Порядка установления административного надзора).

Процедура оформления выезда осуществляется в соответствии с Федеральным законом об административном надзоре и Порядком осуществления административного надзора и состоит из нескольких этапов:

1) подача уведомления (заявления) поднадзорным лицом с указанием мотивированных оснований и сроков выезда;

2) получение разрешения заместителя начальника соответствующего ОВД на выезд;

3) выдача маршрутного листа;

4) письменное информирование территориального органа по месту прибытия;

5) проставление отметок в маршрутном листе об убытии-прибытии поднадзорного лица.

Обязанность не оставлять без разрешения органа внутренних дел место, по которому осуществляется административный надзор, возлагается на лицо, в отношении которого судебным решением установлены административные ограничения, предусмотренные п.п. 3-5 ч. 1 ст.

4 Федерального закона об административном надзоре (запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации).

Если поднадзорному лицу в установленном порядке (ч. 3 ст. 12 Федерального закона об административном надзоре) органом внутренних дел дано разрешение на пребывание вне определенного судом жилого или иного помещения или на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, то у данного лица возникает обязанность прибыть к мес-

ту временного пребывания и встать на учет в органе внутренних дел по этому месту пребывания.

В случае установления в отношении поднадзорного лица административных ограничений, предусмотренных п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона об административном надзоре (запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях), для данного лица нет запрета на оставление места жительства или пребывания. Однако при перемене места жительства или пребывания на него возлагаются обязанности в течение трех рабочих дней уведомить об этом орган внутренних дел по старому месту жительства или пребывания и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия к новому месту жительства или пребывания (п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона об административном надзоре)[1].

Возникают определенные трудности при рассмотрении заявления на выезд лица, состоящего под надзором, в отношении которого решением суда установлены административные ограничения в виде запрещения выезда за пределы территории с дополнительными формулировками «кроме случаев, связанных с исполнением трудовых обязанностей», «за исключением выездов, связанных с трудовой деятельностью» и т.д.[4]

Законодатель четко определил в п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона об административном надзоре ограничение в виде «запрещения выезда за установленные судом пределы территории», тем самым, не предусматривая каких-либо условий и исключений. В то же время суды наделены только правом устанавливать ограничение на выезд и определять границы территории, которые нельзя покидать поднадзорному лицу с учетом соотношения государственных, общественных интересов, а также частных интересов поднадзорного лица. При этом пределы территории не должны чрезмерно ограничивать его права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, на труд, образование, медицинскую помощь и т.д.[2], и в то же время быть слишком протяженными, такими как субъект Российской Федерации или несколько муниципальных образований, что фактически исключает контроль за поведением поднадзорного лица.

Подводя итог, следует отметить, что рассмотрение проблемных вопросов реализации административного надзора на теоретическом уровне способствует формированию единства практики его применения и в конечном итоге повышению эффективности рассматриваемого института в целом.

Библиогра фия:

1. Артамонов, А.Н. Производство предварительной проверки и дознания по фактам уклонения от административного надзора (ч. 1 ст. 314.1 УК РФ) / А.Н. Артамонов // Законодательство и практика. - 2017. - № 1. - С. 3-7.

2. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами, дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. № 15 // СПС КонсультантПлюс.

3. Приказ МВД России от 08.07.2011 N 818 (ред. от 09.02.2021) «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2011 N 21672) // СПС КонсультантПлюс

4. Апарина И.В. Организационно-правовые проблемы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / И.В. Апарина // Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России. - 2019.- С. 73.

5. Бекетов О.И., Резина Н.А. О соотношении общего административного и полицейского надзоров / О.И. Бекетов и др. // Полицейское право. - 2017. - № 4. - С. 42.

References (transliterated):

1. Artamonov, A.N. Proizvodstvo predvaritel'noj proverki i doznaniya po faktam ukloneniya ot administrativnogo nadzora (ch. 1 st. 314.1 UK RF) / A.N. Artamonov // Zakonodatel'stvo i praktika. - 2017. - № 1. - S. 3-7.

2. O nekotoryh voprosah, voznikayushchih pri rassmotrenii sudami, del ob administrativnom nadzore za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 16 maya 2017 g. № 15 // SPS Konsul'tantPlyus.

3. Prikaz MVD Rossii ot 08.07.2011 N 818 (red. ot 09.02.2021) «O Poryadke osushchestvleniya administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.08.2011 N 21672) // SPS Konsul'tantPlyus

4. Aparina I.V. Organizacionno-pravovye problemy administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody / I.V. Aparina // Vse-rossijskij nauchno-issledovatel'skij institut MVD Rossii. - 2019.- S. 73.

5. Beketov O.I., Rezina N.A. O sootnoshenii obshchego administrativnogo i policejskogo nadzorov / O.I. Beketov i dr. // Policejskoe pravo. - 2017. - № 4. - S.

42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.