Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА'

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / УЧЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулакова Татьяна Геннадьевна

Важной задачей государственной системы профилактики правонарушений является предупреждение совершения новых правонарушений. На сегодняшний день активно применяется институт контроля в сфере административного надзора. При этом следует понимать, что данный контроль способствует предупреждению и устранению факторов повторного совершения преступлений ранее судимых лиц. Автор, анализируя действующее законодательство, а так же применение его на практике, предлагает внести изменения в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулакова Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF CONTROL IN THE FIELD OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION

An important task of the state system the prevention of offenses is to prevent the commission of new offenses. Today, the institution of control is actively used in the field of administrative supervision. It should be understood that this control contributes to the prevention and elimination of the factors of re-committing crimes of previously convicted persons The author, analyzing the current legislation, as well as its application in practice, proposes to amend the current legislation.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2021_5_203 УДК 342.9

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ON SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF CONTROL IN THE SPHERE ADMINISTRATIVE SUPERVISION

КУЛАКОВА Татьяна Геннадьевна,

старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин ФГКОУ «Дальневосточный юридический институт МВД России». 680000, Россия, Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. E-mail: tgkulakova@mail.ru;

Kulakova Tatyana Gennadyevna,

Senior Lecturer, Department of General Disciplines, Federal State Budgetary Educational Institution of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 680000, Russia, Khabarovsk Territory, Khabarovsk, lane. Barracks, 15. E-mail: tgkulakova@mail.ru

Краткая аннотация: важной задачей государственной системы профилактики правонарушений является предупреждение совершения новых правонарушений. На сегодняшний день активно применяется институт контроля в сфере административного надзора. При этом следует понимать, что данный контроль способствует предупреждению и устранению факторов повторного совершения преступлений ранее судимых лиц. Автор, анализируя действующее законодательство, а так же применение его на практике, предлагает внести изменения в действующее законодательство.

Abstract: an important task of the state system the prevention of offenses is to prevent the commission of new offenses. Today, the institution of control is actively used in the field of administrative supervision. It should be understood that this control contributes to the prevention and elimination of the factors of re-committing crimes of previously convicted persons The author, analyzing the current legislation, as well as its application in practice, proposes to amend the current legislation.

Ключевые слова: административный надзор, административные ограничения, профилактика, учет. Keywords: administrative supervision, administrative restrictions, prevention, accounting.

Дата направления статьи в редакцию: 02.03.2021

Дата публикации: 31.05.2021

Важной задачей государственной системы профилактики правонарушений является предупреждение совершения новых правонарушений.

Осуществление контроля в сфере административного надзора обусловлено с возложенными полномочиями на полицию. На сегодняшний день ответственными сотрудниками за данное направление осуществляется систематическое наблюдение за соблюдением лицами ограничений, установленных судом1.

Для профилактики рецидивной преступности в полной мере задействовался институт контроля в сфере административного надзора, который необходим, прежде всего, для предупреждения, совершения лицами, ранее совершавшими правонарушения и представляющими повышенную опасность для окружающих. Повышенный контроль уделяется наблюдению за наиболее общественно опасной частью лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Все реализованные меры в этом направлении позволили сохранить тенденцию снижения уровня преступлений ранее судимых лиц. Статистические данные о состоянии преступности в РФ в 2021 году свидетельствуют о снижении числа зарегистрированных преступлений.

В рамках контрольно-надзорной деятельности регулярно осуществляются проверки соблюдения правил профилактируемыми лицами обязанностей и ограничений, связанных с запретом выезда за пределы определенной судом территории, а также запретом посещения определенных мест.

Указанная категория граждан находится под постоянным вниманием органов внутренних дел. Осуществляя комплекс мер направленных на предупреждение преступлений и правонарушений со стороны состоящих на учете граждан проводится проверка образа жизни и поведения данных лиц, проверяется их занятость, устанавливается круг общения.

Подразделениями полиции ежемесячно проводятся профилактические операции, направленные главным образом на профилактику преступлений и правонарушений. Проводятся рейдовые мероприятия «Профилактика», «Ночь», с привлечением сотрудников различных служб. В ходе мероприятий проверяются и выявляются так называемые притоны - места концентрации лиц антиобщественной и криминальной направленности.

В значительной степени благодаря усилиям УУП сохранилась тенденция сокращения количества преступлений на бытовой почве, в том числе тяжких и особо тяжких, а также уголовно-наказуемых деяний в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

1 Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ. ред. от 01.10.2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 5(197)

Улучшению ситуации способствовала и скоординированная работа ППСП, ДПС, сотрудников дежурных частей. С целью использования в дальнейшей служебной деятельности в части проведения индивидуально-профилактической работы сотрудниками вышеуказанных подразделений осуществляется постоянный обмен информацией о поднадзорных лицах.

Такой комплексный подход способствовал снижению уровня рецидивной преступности.

Своевременно проинформированные наряды осуществляют розыск лиц, которые намеренно уклоняются от административного надзора. Результатом контроля в течение суток за поднадзорными лицами, стало увеличение выявления фактов допущенных нарушений, и как следствие привлечения нарушителей к административной ответственности.

В течение суток оперативными подразделениями территориальных органов внутренних дел проводятся специальные мероприятия по наблюдению за привычками, связями, интересами, местами пребывания профилактируемых лиц.

На сегодняшний день, с внедрением современных технологий и возможностями видеонаблюдения и распознания лиц, расширяются возможности розыскной работы.

В целях повышения эффективности контроля за поведением вышеуказанных лиц, ведется учет транспортных средств, зарегистрированных на них. В рамках взаимодействия, подразделениями ГИБДД предоставляются сведения с камер видеофиксации нарушений ПДД, лицами, находящимися под особым контролем полиции. Благодаря данному направлению взаимодействия, увеличивается вероятность выявления фактов нарушения ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, а также запрещения выезда за установленные судом пределы территории.

В случае выявления фактов невыполнения поднадзорными лицами обязанностей и несоблюдения административных ограничений, установленных судом при административном надзоре, вышеуказанные лица, привлекаются к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ1, а в некоторых случаях и к уголовной,2 например, в случае выявления фактов уклонения поднадзорного лица от административного надзора.

Пример, гражданке М. был установлен административный надзор сроком на восемь лет, с установлением административных ограничений. Гражданке М. необходимо было являться три раза в месяц в ОП для отметки.

Несмотря на это, гражданка неоднократно в отдел полиции не являлась. Кроме того, она совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.21 КоАП РФ.

В отношении нее было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ «Уклонение от административного надзора и неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с законом ограничений». В отношении обвиняемой избрана мера процессуального принуждения - обязательство о явке.

Сотрудниками полиции, ответственными за данный контроль осуществляется целенаправленная деятельность по направлению в суды исковых заявлений об установлении в отношении поднадзорных лиц, дополнительных ограничений и продлении срока административного надзора.

Лица, допустившие в течение одного года два и более административных правонарушения, предусмотренными главами 19 и 20 КоАП РФ, а также ч. 7 ст. 11.5 КоАП РФ, ст.11.9 КоАП РФ, ст. 12.8 КоАП РФ, и ст. 12.26 КоАП РФ, подлежат более пристальному контролю. Например, учитывая, что гражданка П. совершил два административных правонарушения, решением Индустриального районного суда ей установлено дополнительное ограничение, в обязательной явке два раза в месяц в ОП, по месту жительства для регистрации.

В ходе проведения подобных мероприятий, устанавливается фактическое место жительства, пребывания либо фактического нахождения вышеуказанной категории лиц, с целью принятия объективных превентивных мер.

Анализируя действующее законодательство, а так же применение его на практике, можно сделать следующие выводы:

Несмотря на тот факт, что за период своего действия ФЗ № 64-ФЗ подвергался изменениям пять раз (02.07.2013, 28.12.2013, 28.05.2017, 29.07.2017, 01.10.2019)3, на сегодняшний день необходимо продолжить совершенствование законодательства в данной сфере.

По этой причине необходимо вновь совершенствование законодательства и правоприменительной практики.

Так, например, в настоящее время необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- давая разрешение поднадзорному лицу на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории, в связи с определенными законодательством исключительными личными обстоятельствами (например, для решения вопросов при трудоустройстве в виде заключения трудового договора), законодатель не дает определения такому понятию, как «краткосрочной выезд», а так же не определяет длительность такого краткосрочного выезда. Кроме того, закон не конкретизировал - имеет ли возможность поднадзорное лицо в случае предоставления краткосрочного выезда для заключения трудового договора осуществлять трудовую деятельность за установленными судом пределами территории (например, работа осуществляется вахтовым методом);

- урегулировать ответственность лиц, в отношении которых решением суда установлен административный надзор и не прибывших в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: ред. от 21.02.2021. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. от 24.02.2021. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ. ред. от 01.10.2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

Административное право; административный процесс

мест лишения свободы.

На сегодняшний день за данное нарушение к ответственности вышеуказанную категорию лиц могут привлечь лишь соответствующие сотрудники ОП, в который данное лицо обязано было прибыть. Поэтому зачастую за данное нарушение вышеуказанная категория лиц ответственности не несет.

- установить ответственность для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, за неиспользование по назначению предоставленных администрацией исправительного учреждения проездных билетов к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы.

Так, некоторые осужденные целенаправленно предоставляют ложную информацию об избранном ими месте жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а именно в заявлении указывают отдаленные населенные пункты. В дальнейшем проездные билеты возвращают в билетную кассу, а денежными средствами распоряжаются по своему усмотрению. Как следствие, данные лица не прибывают к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы. Кроме того, необходимо урегулировать порядок взыскания денежных средств, затраченных на приобретение проездных билетов, и в последствии использованных не по назначению.

- улучшить оперативность и мобильность подразделений полиции при обмене информации и взаимодействии между собой.

Библиография:

1. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ. ред. от 01.10.2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: ред. от 21.02.2021. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ ред. от 24.02.2021. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федер. закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ. ред. от 01.10.2019. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

References (transliterated):

1. Ob administrativnom nadzore za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: feder. zakon ot 06.04.2011 № 64-FZ. red. ot 01.10.2019. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant plyus».

2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah: feder. zakon ot 30.12.2001 № 195-FZ: red. ot 21.02.2021. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii: feder. zakon ot 13.06.1996 № 63-FZ red. ot 24.02.2021. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Ob administrativnom nadzore za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody: feder. zakon ot 06.04.2011 № 64-FZ. red. ot 01.10.2019. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant plyus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.