Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЮРИСДИКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ДОСТАВЛЕНИЕМ И ЗАДЕРЖАНИЕМ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЮРИСДИКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ДОСТАВЛЕНИЕМ И ЗАДЕРЖАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОСТАВЛЕНИЕ / ЗАДЕРЖАНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / РОЗЫСК ЛИЦ / НЕ ПРИБЫВШИХ К МЕСТУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЛИБО САМОВОЛЬНО ОСТАВИВШИХ ЕГО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичихин Павел Геннадьевич, Вицке Регина Эдуардовна

В статье рассмотрены важные проблемы административно-юрисдикционных полномочий сотрудников полиции, возникающие в практической деятельности при осуществлении государственного принуждения, связанного с доставлением и задержанием лиц за совершение преступлений, в условиях неочевидности, а также задержанием и розыском лиц, в отношении которых судом установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его. В статье приведены авторские предложения по устранению указанных проблем путем внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новичихин Павел Геннадьевич, Вицке Регина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF THE JURISDICTIONAL POWERS OF POLICE OFFICERS RELATED TO DELIVERY AND DETENTION

This article discusses important problems of administrative and jurisdictional powers of police officers arising in practice in the implementation of state coercion related to the delivery and detention of persons for committing crimes, in conditions of non-obviousness, as well as the detention and search of persons in respect of whom the court has established administrative supervision, who have not arrived at the place of its implementation, or arbitrarily who left him. The article presents the author's measures that contribute to the elimination of these problems, in order to amend the existing regulatory legal acts.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЮРИСДИКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ДОСТАВЛЕНИЕМ И ЗАДЕРЖАНИЕМ»

Евразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 86. Eurasian advocacy. 2022;(3(58)):86.

Правосудие и правоохранительная деятельность в евразийском пространстве

Научная статья УДК 343.85

doi 10.52068/2304-9839_2022_58_3_86

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЮРИСДИКЦИОННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ДОСТАВЛЕНИЕМ И ЗАДЕРЖАНИЕМ

Новичихин Павел Геннадьевич

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Волгоградской академии Министерства внутренних дел Российской Федерации 400075, г. Волгоград, ул. Историческая, д. 130, Российская Федерация Вицке Регина Эдуардовна

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного права Института права Уфимского университета науки и технологии, адвокат Кировского районного филиала Башкирской республиканской коллеги адвокатов

450005, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131, Российская Федерация.

Аннотация: В статье рассмотрены важные проблемы административно-юрисдикционных полномочий сотрудников полиции, возникающие в практической деятельности при осуществлении государственного принуждения, связанного с доставлением и задержанием лиц за совершение преступлений, в условиях неочевидности, а также задержанием и розыском лиц, в отношении которых судом установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его. В статье приведены авторские предложения по устранению указанных проблем путем внесения изменений в действующие нормативные правовые

Ключевые слова: доставление, задержание, административный надзор, розыск лиц, не прибывших к месту осуществления административного надзора либо самовольно оставивших его

Для цитирования: Новичихин П.Г., Вицке Р.Э. О некоторых проблемах юрисдикционных полномочий сотрудников полиции, связанных с доставлением и задержанием // Евразийская адвокатура. 2022. № 3 (58). С. 86. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2022_58_3_86

Justice and law-enforcement activity in the eurasian space

Original article

ABOUT SOME PROBLEMS OF THE JURISDICTIONAL POWERS OF POLICE OFFICERS RELATED TO DELIVERY AND DETENTION

Novichikhin Pavel Gennadyevich

Candidate of Law, senior lecturer of the department constitutional and administrative law of Volgograd Academy of the

Ministry of Internal Affairs of Russia

400075, Volgograd, Historical St., 130, Russian Federation

Wizke Regina Eduardovna

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of State Law of the Institute of Law of the Ufa University of Science and Technology Lawyer of the Kirov district branch of the Bashkir Republican Bar Association 450005, Ufa, Dostoevsky str., 131, Russian Federation.

Abstract: This article discusses important problems of administrative and jurisdictional powers of police officers arising in practice in the implementation of state coercion related to the delivery and detention of persons for committing crimes, in conditions of non-obviousness, as well as the detention and search of persons in respect of whom the court has established administrative supervision, who have not arrived at the place of its implementation, or arbitrarily who left him. The article presents the author's measures that contribute to the elimination of these problems, in order to amend the existing regulatory legal acts.

© Новичихин П.Г., Вицке Р.Э., 2022 86

Keywords: delivery, detention, administrative supervision, search for persons who have not arrived at the place of administrative supervision, or who have left it without permission

For citation: Novichikhin PG., Wizke R.E. About some problems of the jurisdictional powers of police officers related to delivery and detention = Eurasian advocacy. 2022;3(58):86. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839 2022 58 3 86

Структура статьи коснется двух направлений деятельности, связанной с доставлением и задержанием отдельных категорий лиц. Первое - проблемные вопросы доставления в территориальные органы внутренних дел лиц, которые схожи по приметам с неустановленными лицами, совершившими преступления и скрывшимися от органов дознания, следствия или суда. Второе -проблемные вопросы, связанные с доставлением, задержанием и розыском лиц, в отношении которых судом установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его. Два этих направления весьма актуальны в современных условиях, так как непосредственно сказываются на работе всех подразделений полиции по охране общественного порядка.

Так, при совершении преступления неустановленным лицом (лицами) в рамках расследования уголовного дела составляется его словесный портрет с описанием наиболее отличительных черт внешности и одежды. Работа по раскрытию данных неочевидных преступлений строится подразделениями полиции по охране общественного порядка в основном по доставлении в территориальный отдел полиции лиц, схожих по приметам (ориентировкам, портретам и т. п.) с неустановленными лицами, совершившими преступления и скрывшимися от органов дознания, следствия или суда. Однако в действующем законодательстве не прописан тот факт, что сотрудники полиции имеют право доставлять указанных лиц в орган дознания или к следователю на основе схожести по приметам или ориентировкам. В связи с этим раскрытие подобных преступлений является весьма проблематичным. В случае же реального доставления по приметам сотрудники полиции могут столкнуться с жалобами в их адрес о неправомерности действий представителей власти и могут быть привлечены к юридической ответственности.

Считаем, что данный факт недопустим, так как в случае, если предполагаемое лицо будет доставлено на таких основаниях, а затем потерпевший в ходе опознания укажет на это лицо как на совершившее преступление, то факт его доставления в органы предварительного расследования будет носить незаконный характер, что в дальней-

шем послужит основанием для освобождения подозреваемого ввиду того, что процедура доставления не прописана в действующем УПК РФ.

На наш взгляд, в действующем УПК РФ должны быть четко разделены две категории: «доставление» и «задержание». Доставление - это принудительное препровождение лица куда-либо, а задержание - это ограничение свободы конкретного лица. На основании изложенного предлагаем внести следующие изменения в действующие нормативно-правовые акты:

1. УПК РФ дополнить статьей 91.1 «Доставление» следующего содержания: «1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица или орудий совершения преступления в орган дознания или к следователю в целях задержания лица по подозрению в совершении преступления, схожего по приметам с неустановленным лицами, совершившими преступления и скрывшимися от органов дознания, следствия или суда.

2. Доставление должно быть осуществлено в разумные сроки.

3. О доставлении составляется протокол, в котором прописываются дата, место и время начала доставления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о доставленном лице, основания и мотивы доставления.

4. Протокол о доставлении подписывается должностным лицом, его составившим, и доставленным лицом. В случае если доставленное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о доставлении делается соответствующая запись. Копия протокола вручается доставленному лицу по его просьбе».

2. Пункт 13 статьи 13 Федерального закона № З-ФЗ «О полиции» после слов «он находится в розыске» дополнить словами «лица по подозрению в совершении преступления, схожего по приметам с неустановленным лицами, совершившими преступления и скрывшимися от органов дознания, следствия или суда».

Переходя ко второму направлению, отметим, что, согласно ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами

преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Приказом МВД России от 08.07.2011 № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрен порядок наблюдения сотрудниками полиции за поднадзорными лицами, однако, согласно полученной статистике, в сфере административного надзора имеются проблемы, способствующие уклонению лиц от административного надзора.

На территории Волгоградской области наблюдается тенденция увеличения количества лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор. Так, в конце 2018 года на административном надзоре находилось 1878 человек, из которых 213 человек уклонялись от административного надзора. В отношении 82 разыскиваемых поднадзорных возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ. В конце 2019 года на административном надзоре находилось 1999 человек, из которых 244 человека уклонялись от административного надзора. Из указанного числа уклоняющихся лиц только 63 % были обнаружены. За 2019 год всего было возбуждено 176 уголовных дел за преступления, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 314.1 УК РФ.

В конце первого полугодия 2020 года общее количество лиц, подлежащих административному надзору, составило 2105 человек, из которых 150 лиц уклонялись или продолжают уклоняться от административного надзора, при этом местонахождение 72 лиц из них установлено.

Вместе с тем на территории Волгоградской области наблюдается тенденция роста общеуголовных преступлений, совершенных лицами, находящимися под административным надзором: с 367 в 2018 году до 428 в 2019 году. За первое полугодие 2020 года количество указанных преступлений составило 264.

В соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

1) объявления поднадзорного лица в розыск;

2) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

3) заключения поднадзорного лица под стражу;

4) осуждения поднадзорного лица к лишению свободы за совершение им в период нахождения

под административным надзором преступления и направления его к месту отбывания наказания;

5) осуждения поднадзорного лица к принудительным работам.

Однако при заведении контрольно-наблюдательного дела на лиц, в отношении которых установлен административный надзор, самовольно оставивших место жительства, поднадзорное лицо в федеральный розыск не объявляется, а вносится в информационную базу данных МВД России «Регион» как лицо, уклоняющееся от административного надзора. Срок административного надзора продолжает исчисляться. Вместе с тем при обнаружении разыскиваемого поднадзорного лица в другом территориальном органе сотрудники полиции опрашивают его, обязывают явкой без задержания и доставления в орган внутренних дел и направляют материалы по месту розыска, поскольку информация о разыскиваемом лице, размещенная в Сервисе охраны общественного порядка МВД России и в подразделении оперативно-розыскной информации территориального органа, не является основанием для его доставления и задержания. В результате оказывается, что поднадзорное лицо фактически не состояло под надзором и не исполняло решение суда в период уклонения от надзора, а сроки административного надзора закончились.

Пробелом в законодательстве также является невозможность задержания лиц, объявленных в розыск по уголовным делам, мера пресечения которым вынесена в виде подписки о невыезде. Позиция прокуратуры в данном случае неоднозначная ввиду того, что по таким лицам отсутствует правовое разъяснение о том, на какой срок и можно ли вообще их задерживать. В ряде случаев прокуратура разрешает задерживать таких лиц на срок до 48 часов - до передачи конвойному подразделению, в других - ограничивается опросом и обязательством о явке в орган внутренних дел, осуществляющий розыск. В то же время приказом МВД России от 29.03.2018 № 186дсп «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению розыска лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его» на участковых уполномоченных полиции, сотрудников патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы ГИБДД возложены обязанности по принятию мер к задержанию и доставлению разыскиваемого поднадзорного лица в территориальный орган в соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Кроме того, этим же приказом не предусмотрены обязанности по розыску поднадзорных лиц для подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, что не дает возможности в полной мере осуществить весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий.

Так, в октябре 2015 г. устанавливалось местонахождение Т. как лица, в отношении которого установлен административный надзор, не прибывшего к месту его осуществления. 27.02.2018 было установлено местонахождение Т. в Республике Калмыкия, о чем сообщено инспектору направления по осуществлению административного надзора отдела полиции № 3 Управления МВД России по городу Волгограду. В результате было отобрано подробное объяснение и получена значимая информация для возбуждения уголовного дела, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ. Однако ввиду отсутствия возможности доставления для допроса подозреваемого и невозможности его участия в уголовном деле (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ) принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

В ноябре 2018 г. устанавливалось местонахождение Д. как лица, в отношении которого установлен административный надзор, оставившего место жительство. 28.11.2018 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ в отношении Д., который в рамках уголовного дела объявлен в розыск как подозреваемый, скрывшийся от органов дознания. Уголовное дело приостановлено, в последующем срок административного надзора истек.

С учетом имеющейся проблематики требуется внести следующие изменения в действующие нормативные правовые акты:

1. Федеральный закон № 3-ФЗ «О полиции»:

- пункт 13 статьи 13 после слов «либо как пропавший без вести» дополнить словами «лиц, в отношении которых судом установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его до передачи их соответствующим органам или должностным лицам этих органов»;

- статью 14 дополнить п. 4.1 следующего содержания: «лиц, в отношении которых судом установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его до передачи их соответствующим органам или должностным лицам этих органов».

2. Федеральный закон № 64-ФЗ:

- дополнить часть 1 статьи 5 пунктом 4 следующего содержания: «срок административного надзора приостанавливается в случае применения к поднадзорному лицу требований приказа МВД России от 29.03.2018 № 186дсп «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению розыска лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его», а именно в случае, когда поднадзорное лицо уклоняется от административного надзора, его местонахождение неизвестно и не исполняется решение суда»;

- дополнить часть 2 статьи 12 пунктом 4 следующего содержания «Приостанавливать административный надзор на основании решения начальника территориального органа в случае, когда поднадзорное лицо уклоняется от административного надзора, его местонахождение неизвестно и не исполняется решение суда на период его розыска».

Список источников

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022). Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Приказ МВД России от 29.03.2018 № 186дсп «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению розыска лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Ugolovno-processual"ny"j kodeks Rossijskoj Fed-eracii ot 18.12.2001 № 174-FZ (red. ot 14.07.2022, s izm. ot 18.07.2022) (s izm. i dop., vstup. v silu s 25.07.2022). Dost-up iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

2. Federally"] zakon «O policii» ot 07.02.2011 № 3-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy" «Konsul"tantPlyus».

3. Federal"ny"j zakon ot 06.04.2011 № 64-FZ «Ob ad-ministrativnom nadzore za liczami, osvobozhdenny"mi

iz mest lisheniya svobodyV Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy4 «KonsuFtantPlyus».

4. Prikaz MVD Rossii ot 08.07.2011 № 818 «O pory-adke osushhestvleniya administrativnogo nadzora za liczami, osvobozhdenny'mi iz mest lisheniya svobodyV Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy4 «KonsuFtantPlyus».

5. Prikaz MVD Rossii ot 29.03.2018 № 186dsp «Ob utverzhdenii instrukcii po organizacii i osushhestv-leniyu rozy'ska liez, v otnoshenii kotory'x ustanovlen administrativny'j nadzor, ne pribyVshix k mestu ego osushhestvleniya libo samovoFno ostavivshix ego». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy4 «KonsuFtantPlyus».

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.08.22; одобрена после рецензирования 03.09.22; принята к публикации 03.09.22.

The article was submitted 30.08.22; approved after reviewing 03.09.22; accepted for publication 03.09.22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.