Научная статья на тему 'Проблемы организации внедрения бюджетного планирования и пути их решения в иАПФ'

Проблемы организации внедрения бюджетного планирования и пути их решения в иАПФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / INTEGRATED AGROINDUSTRIAL FORMATIONS / PLANNING / BUDGETARY PLANNING / AGRICULTURAL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плякина Алина Александровна

Рассматриваются методические вопросы организации бюджетного планирования на предприятиях: этапы бюджетного планирования; регламент бюджетного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of budgetary planning introduction organization and ways of its solution in IAPF

The article considers methodological issues of budgetary planning optimization at the enterprises: stages of budgetary planning; procedure of budgetary process.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации внедрения бюджетного планирования и пути их решения в иАПФ»

УДК 658.5+330.190.2

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ИАПФ

© А.А. Плякина

Рассматриваются методические вопросы организации бюджетного планирования на предприятиях: этапы бюджетного планирования; регламент бюджетного процесса.

Ключевые слова: интегрированные агропромышленные формирования; планирование, бюджетное планирование; сельскохозяйственное предприятие.

Вопросы повышения эффективности системы управления являются наиболее актуальными для интегрированных агропромышленных формирований (ИАПФ), осуществляющих активную производственно-финансовую деятельность. Основной проблемой при организации управления в интегрированных объединениях является достижение согласованного взаимодействия отдельных подразделений в рамках каждого предприятия-участника интеграции и каждого предприятия с управляющей компанией в рамках ИАПФ. Для решения данной проблемы необходимо:

- ориентировать деятельность каждого подразделения и предприятия на достижение стратегических целей ИАПФ. Цели нижнего уровня управления не должны противоречить целям верхнего уровня управления;

- создать и совершенствовать систему бюджетного планирования как эффективного инструмента управления, основанного на ответственности руководителей подразделений и предприятий за результаты;

- обеспечить сбор информации для всестороннего изучения производственнофинансовой деятельности с последующим контролем выполнения принятых плановых показателей;

- осуществлять анализ положительных и отрицательных отклонений по важнейшим бюджетным показателям с целью выявления проблемных областей хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и ИАПФ и оценки результатов работы структурных подразделений и их руководителей.

Бюджетное планирование, являясь началом всякой целенаправленной деятельности, выступает наиболее важной составляющей повышения эффективности управления ИАПФ. Использование бюджетного планирования позволяет повысить степень гибко-

сти ИАПФ за счет возможности предвидеть результаты управленческих решений, определить базовые установки для каждого подразделения и результативные показатели для предприятий-участников интеграции, смоделировать возможные варианты направления деятельности как отдельных предприятий, так и в целом ИАПФ, подготовиться руководству к принятию управленческих решений и лучшему представлению их последствий, а также заранее рассчитать ответные действия на изменения внутренней и внешней среды.

В ходе исследования методических основ и практики организации бюджетного планирования на предприятиях интегрированного агропромышленного формирования ООО «Агротех-Гарант» были выделены 7 этапов формирования бюджетов (рис. 1).

Для планирования всех производственно-хозяйственных операций на базе MS Excel разработаны форматы таблиц операционных и финансовых бюджетов, идентичные для всех предприятий «Сельхозпроекта», с целью упрощения процесса консолидации бюджетов в сводный бюджет по ИАПФ в целом.

Для разработки бюджета в ИАПФ важным является выбор методической базы для применения бюджетного планирования на практике. В настоящее время на предприятиях ООО «Агротех-Гарант» плановая работа осуществляется на двух уровнях. Так, экономист главного офиса ООО «Агротех-Гарант» направляет «сверху вниз» исходную информацию для составления бюджетов в плановофинансовую службу предприятий, входящих в состав интегрированного формирования, согласованную с руководителем ИАПФ и утвержденную собранием учредителей. Исходная информация содержит нормативноплановые показатели по ожидаемой урожайности сельскохозяйственных культур, ценам

реализации готовой продукции, ценам приобретения средств защиты растений, удобрений, семян, нормам затрат на запасные части, тарифным ставкам по оплате труда, нормам внесения удобрений, средств защиты растений в разрезе культур и по видам материальных ресурсов, нормам высева семян и лимиты на некоторые статьи общепроизводственных и общехозяйственных расходов (командировочные расходы, затраты на программное обеспечение, канцелярские товары и др.). Результативные показатели, такие как прибыль, рентабельность производства, денежные потоки не задаются сверху.

Соответствующие операционные и финансовые бюджеты разрабатываются самостоятельно специалистами планово-финансовой службы участников интеграции на основе исходной информации и передаются

«снизу вверх» к высшему руководству интегрированной структуры для согласования. Преимуществом данной системы планирования является то, что основная работа по составлению бюджетов сосредоточена в рамках отдельного предприятия и строится с учетом особенностей его работы.

Для реализации производственной программы в сельскохозяйственных предприятиях формируются бюджеты прямых затрат на материальные ресурсы и оплату труда, бюджет услуг, а также бюджет общепроизводственных и общехозяйственных затрат.

Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе бюджета производства и нормативов расхода материалов на 1 га посевной площади в натуральном и стоимостном выражении.

Рис. 1. Основные этапы бюджетного планирования на предприятиях ООО «Агротех-Гарант»

На предприятиях ООО «Агротех-Гарант» при составлении бюджета затрат на оплату труда применяется расчетно-конструктивный метод планирования заработной платы. Прямые затраты труда, находящиеся в зависимости от производственной программы, определяются на основе разработанных технологических карт на планируемую площадь возделывания каждой сельскохозяйственной культуры в растениеводстве и на каждую половозрастную группу в животноводстве.

Бюджет амортизации составляется исходя из первоначальной стоимости основных средств и норм амортизации.

Наряду с бюджетом прямых затрат на материалы и бюджета затрат на оплату труда формируется бюджет затрат на услуги сторонних организаций. Данный бюджет составляется на основе запланированного объема работ, которые должны выполнить сторонние организации и расценки за единицу работы.

Бюджет общехозяйственных и общепроизводственных расходов представляет собой плановый документ, в котором отражены расходы, непосредственно не связанные с производством продукции. Затраты на управление могут формироваться по каждому отделу отдельно, чтобы в дальнейшем возможно было наладить контроль за величиной затрат, или же в целом по предприятию, если доля данных затрат незначительна в общей сумме затрат.

На третьем этапе формируется бюджет себестоимости произведенной продукции, работ и услуг. Бюджет себестоимости является расчетным и составляется на основе бюджета производства, бюджета затрат на материалы, бюджета затрат на оплату труда, бюджета затрат на содержание основных средств, бюджета затрат на услуги сторонних организаций и бюджета общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

На следующем этапе формируется один из важнейших операционных бюджетов, влияющих непосредственно на успешную деятельность предприятия, - бюджет продаж. В бюджете продаж отражается информация о запланированном объеме продаж, ценах реализации, ожидаемом поступлении денежных средств от реализации продукции.

Пятый этап включает в себя разработку бюджета коммерческих расходов, связанных с реализацией продукции: транспортные рас-

ходы, расходы на упаковку, оплата посреднических услуг и иных сбытовых мероприятий и бюджета запасов готовой продукции, отражающего изменение объема и структуры запасов готовой продукции за бюджетный период [1].

На шестом этапе составляется бюджет доходов и расходов, который можно рассматривать и как операционный бюджет, поскольку он отражает в себе все доходы и расходы предприятия, ранее сформированные в операционных бюджетах, и как финансовый, поскольку главная цель данного бюджета показать итоговые финансовые результаты планируемой деятельности, оценить ее рентабельность.

На предприятиях ООО «Агротех-Гарант» бюджет доходов и расходов составляется на основе данных, содержащихся в бюджете продаж, себестоимости реализованной продукции, текущих расходов, и имеет традиционное построение «отчета о прибылях и убытках» (форма № 2).

Инвестиционный бюджет составляется в том случае, если предприятие принимает решение приобрести или создать внеоборотные активы или вложить капитал в долгосрочные проекты. На предприятиях ООО «Агротех-Гарант» инвестиционная деятельность осуществляется в основном для воспроизводства основных средств, с целью улучшения организации производства. При составлении инвестиционного бюджета важным является не только планирование суммы инвестиционных средств, но и определение источников покрытия инвестиционных проектов.

Бюджет движения денежных средств представляет собой документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Он позволяет планировать реальные потоки денежных средств и, следовательно, поддерживать платежеспособность ИАПФ на должном уровне и обеспечивать выполнение им финансовых обязательств. Бюджет составляется по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.

На предприятиях ООО «Агротех-Гарант» бюджет движения денежных средств составляется на весь бюджетный период с поквартальной и помесячной детализацией.

Последним в системе бюджетного планирования формируется прогнозный баланс. Он является важнейшим инструментом

управления активами и пассивами предприятия. Данная форма содержит информацию о будущем финансовом состоянии отдельных предприятий на конец бюджетного периода.

Прогнозный баланс в ИАПФ ООО «Агротех-Гарант» формируется на год без детализации по месяцам или кварталам в отдельной таблице, форма которой полностью соответствует форме № 1 финансовой отчетности.

Следует отметить, что каждое предприятие ИАПФ формирует все виды бюджетов, и консолидация происходит на уровне бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса, но с обязательным выделением из консолидированного бюджета отдельного предприятия.

Внедрение и функционирование системы бюджетного планирования сопровождается двумя основными группами проблем: организационной, т. е. кто, с какой периодичностью подготавливает бюджеты, в какие сроки и кому они передаются, и содержательной проблемой, т. е. каков механизм планирования, откуда берутся исходные данные и т. д.

Опрос 11Q респондентов среди руководителей, главных специалистов и специалистов среднего звена предприятий ООО «Агротех-Гарант» с целью изучения функционирования и влияния системы бюджетного планирования на эффективность управления в ИАПФ позволил выявить недостатки организационного характера в постановке бюджетного планирования в ИАПФ, основными из которых являются: отсутствие документа, регламентирующего процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением, недостаточная вовлеченность руководителей всех уровней управления в процесс разработки бюджетов и низкий уровень персональной ответственности за результаты их исполнения, несовершенство системы контрольно-аналитического обеспечения,

недостаток технической оснащенности и др.

В целях рационализации бюджетного управления в ИАПФ ООО «Агротех-Гарант» предложено использовать типовой регламент бюджетного планирования, включающий в себя следующие разделы.

1. Общие положения. В данном разделе раскрывается понятие бюджета и бюджетного планирования, дается формулировка основных показателей, используемых при составлении бюджетов, определяются цели и

задачи плановой работы на предприятии и основные принципы построения и функционирования бюджетного планирования. Кроме того, в данном разделе должна быть приведена финансовая структура предприятия с выделением всех ЦФО, которая доводится до всех участников бюджетного процесса.

2. Состав и структура бюджетов с детализацией ответственности за формирование бюджетов. В данном разделе регламента отражается состав и структура сводного бюджета предприятия, дается описание и назначение каждого из элементов сводного бюджета, приводятся форматы таблиц всех документов, необходимых для бюджетного процесса, начиная от заявок на платежи по текущей деятельности и заканчивая операционными, финансовыми и инвестиционными бюджетами, закрепляется ответственность за формирование бюджетов.

В соответствии с финансовой структурой

ООО «Агротех-Гарант» можно выделить три уровня бюджетов в структуре бюджета:

- 1 уровень - бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс, формируемые для ИАПФ в целом как консолидация бюджетов отдельных ЦФО предприятий;

- 2 уровень - бюджеты центров финансовой отчетности в составе основных финансовых бюджетов (бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс, бюджет капитальных затрат), кредитного плана и необходимых операционных бюджетов;

- 3 уровень - бюджеты центров финансового учета - отдельных подразделений предприятий в составе операционных бюджетов.

В данном разделе регламента устанавливается также ответственность за исходную информацию для конкретных статей отдельных бюджетов, формируемых до начала процесса бюджетного планирования и доводимых до всех подразделений предприятия.

3. Последовательность формирования бюджетов. В данном разделе регламента бюджетного планирования приводится схема составления консолидированного бюджета, при этом последовательность планирования внутри ЦФУ может устанавливаться и контролироваться руководителем ЦФУ самостоятельно.

4. Определение горизонта и шага планирования для бюджетов. Горизонт планирования - это период, на который прогнозируется деятельность предприятия в количественных показателях данного бюджета. Шаг планирования - периодичность, с которой в пределах горизонта планирования формируется данный бюджет. Одновременно с шагом планирования устанавливается шаг корректировки бюджетов [2].

5. Определение сроков подготовки и предоставления бюджета. В данном разделе указывается, в какие сроки происходит формирование каждого бюджета. Планирование на будущий год начинается с поступления поставленных целей, исходной информации, показателей, приведенных во втором разделе регламента, в подразделения предприятий в период с 15 октября по 1 ноября. Исходя из поставленных целей, руководители предприятий совместно с начальником планово-финансовой службы разрабатывают программу мероприятий по формированию сводного бюджета деятельности.

Затем соответствующие подразделения формируют закрепленные за ними бюджеты, согласовывают их с руководителем предприятия, в случае необходимости проводят мероприятия по корректировке и сопоставимости всех бюджетных показателей.

До 1 декабря текущего года все подразделения обязаны предоставить готовые бюджеты в планово-финансовую службу, поскольку до 15 декабря необходимо завершить консолидацию всех операционных и финансовых бюджетов в целом по предприятию. Далее представители предприятий в составе руководителя, главного бухгалтера и главного экономиста, в соответствии с заранее полученным графиком, предоставляют свои годовые бюджеты в экономическую службу управляющей компании ИАПФ. После этого, 20 декабря, основные консолидированные финансовые бюджеты в целом по ИАПФ должны быть вынесены на утверждение собранием учредителей. 25 декабря -последний срок утверждения консолидированного бюджета ИАПФ на будущий год.

Сроки составления и предоставления бюджетов внутри бюджетного периода должны быть определены следующим образом:

- с 28 по 30 число первого месяца I квартала, в соответствии с установленным

графиком, предприятия-участники интеграции проводят подведение итогов данного месяца и предоставляют скорректированные бюджеты на второй и третий месяцы I квартала и на П-ГУ кварталы в целом;

- с 28 по 30 число второго месяца

I квартала предприятия проводят подведение итогов второго месяца и предоставляют скорректированные бюджеты на третий месяцы I квартала, на II квартал с разбивкой по месяцам и на III-IV кварталы в целом.

Разработка соответствующих бюджетов во II-IV кварталах проводится аналогично разработке бюджетов I квартала.

6. Разработка процедур контроля исполнения бюджета. В процессе организации бюджетного планирования нужно помнить и о контроле за достижением фактических показателей деятельности предприятия в соответствии с утвержденными бюджетами. В данном разделе регламента указываются документы, определяющие круг участников бюджетного процесса, осуществляющих функцию контроля и глубину этого контроля. Рассматривается возможность перераспределения неизрасходованных средств между отдельными статьями бюджетов, бюджетами или бюджетными периодами, а также лимиты осуществления внебюджетных платежей. Нами предлагается возложить функции бюджетного контроля на руководителя планово-финансовой службы предприятия и закрепить в данном разделе его права и обязанности.

7. Анализ отклонений. По результатам сопоставления запланированных и отчетных данных проводится анализ отклонений, который позволяет определить требующие первоочередного внимания проблемные области деятельности предприятия, выявить не предусмотренные в процессе разработки бюджетов возможности, а также оценить деятельность каждого подразделения и его руководителей [3].

Ежемесячно руководители подразделений обязаны определять и оценивать отклонения фактических показателей от плановых, выявлять причины полученных отклонений и предоставлять отчеты об исполнении бюджетов в планово-финансовую службу в разрезе статей при отклонениях в размере более 5 % от запланированных показателей.

8. Состав бюджетного комитета. Бюджетный комитет определяет всю систему

бюджетного планирования в ИАПФ и в отдельных предприятиях, решает организационные проблемы планирования, утверждает бюджетный регламент. Для регулирования бюджетного планирования в ИАПФ рекомендуется создать бюджетный комитет, состоящий из председателя бюджетного комитета, несущего ответственность за бюджетный процесс и координирующего деятельность всех отделов и трех групп специалистов. Первая группа контролирует всю работу в отношении бюджетного планирования на уровне ИАПФ. Вторая группа специалистов несет ответственность за бюджетный процесс на уровне отдельного предприятия. Третья группа состоит из руководителей подразделений, каждый из которых отвечает за свою отдельную предметную область планирования деятельности предприятия.

9. Заключительный раздел. В данном разделе указывается порядок принятия и изменения настоящего регламента бюджетного планирования.

Таким образом, бюджетный регламент, описывая весь процесс бюджетного планирования деятельности, закрепляя все состав-

ные этапы этого процесса и регламентируя деятельность всех участников планирования и контроля на предприятии, позволяет более детально проработать на предварительном этапе многие организационные аспекты применения бюджетного планирования и избежать многих проблем, сопровождающих процесс его функционирования.

1. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. М., 2004. С. 20.

2. Боровков П. Процесс планирования - система бюджетирования в динамике // Справочник экономиста. 2006. № 12. С. 64-65.

3. Бурцев В. Структура бюджетирования // Аудит и налогообложение. 2005. № 9. С. 33-37.

Поступила в редакцию 11.09.2009 г.

Plyakina A.A. Problems of budgetary planning introduction organization and ways of its solution in IAPF. The article considers methodological issues of budgetary planning optimization at the enterprises: stages of budgetary planning; procedure of budgetary process.

Key words: integrated agroindustrial formations; planning, budgetary planning; agricultural enterprise.

УДК 33

ВЛИЯНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НА ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА

© М.В. Ильина

Одно из необходимых условий устойчивого развития экономики - формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Инструменты денежно-кредитного регулирования позволяют влиять на финансовое развитие регионов.

Ключевые слова: финансовая система; денежно-кредитная политика.

Кредитные организации составляют неотъемлемую часть национального и регионального хозяйства, их деятельность неразрывно связана с потребностями воспроизводства. Банковская система - это, по сути, кровеносная система хозяйственного организма любой страны. Социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации во многом определяется наличием финансовой инфраструктуры, состояние и функциональные характеристики которой являются важным условием экономического роста и

решения наиболее значимых проблем. В связи с этим актуален вопрос о состоянии банковского сектора страны, его роли в удовлетворении потребностей экономики и населения территории в финансовых ресурсах и современных банковских услугах.

Одним из необходимых условий устойчивого развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства должна обеспечивать стабильность цен, полную заня-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.