Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И УЧЁБЫ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И УЧЁБЫ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коронавирус / дистанционное обучение / дистанционная работа / онлайн-платформы. / coronavirus / distance learning / distance work / online platforms

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Конева Анастасия Дмитриевна, Еременко Екатерина Алексеевна, Панов Михаил Александрович

В статье перечислены самые востребованные онлайн-платформы в период изоляции, выявлены их преимущества и недостатки, а также проведён их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Конева Анастасия Дмитриевна, Еременко Екатерина Алексеевна, Панов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF WORK AND STUDY ORGANIZATION DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article contains the most popular online platforms during the isolation period, identifies their advantages and disadvantages, and conducts a comparative analysis of them.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И УЧЁБЫ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

Международная научно-практическая конференция

4. Моисеев Д.В. Сравнение различных форм непозиционного вероятностного отображения информации / Д.В. Моисеев, Н.Е. Сапожников // Сб. науч. тр. Черноморского высшего военно-морского училища им. П.С. Нахимова. - Вып. 4 (9). - Севастополь: ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, 2017. - С. 17 - 25.

5. Сапожников Н.Е. Направления защиты информации в локальных вычислительных сетях / Н.Е. Сапожников // Сб. ст. НМК по внедрению в учебный процесс прогрессивных методов обучения. - Севастополь: СВВМИУ, 1990. - С. 61 - 63.

6. Сапожников Н.Е. Структура вероятностного криптомодема / Н.Е. Сапожников // Соответствие УЛБ вуза качественной подготовке выпускников: сб. ст. НМК. - Севастополь: СВВМИУ, 1991. - С. 24 - 27.

7. Моисеев Д.В. Построение линейного вероятностного поточного шифратора / Д.В. Моисеев, Ю.Ю. Столярчук, Н.Е. Сапожников // Вестник ДУИКТ. - Киев: ДУМКТ, 2011. - Т. 9. - № 4. - С. 315 - 318.

8. Моисеев Д.В. Новые методы помехоустойчивого кодирования информации / Д.В. Моисеев, Н.Е. Сапожников, А.Г. Шокин // ВосточноЕвропейский журнал передовых технологий. - Харьков: Технологический центр, 2012. - № 6/9 (60). - С. 26 - 29.

© Д.В. Моисеев, О.С. Михайлова 2020

УДК 004.9

Конева Анастасия Дмитриевна, Еременко Екатерина Алексеевна Koneva Anastasia Dmitrievna, Eremenko Ekaterina Alekseevna

Студенты, Students

Панов Михаил Александрович

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

Panov Mikhail Aleksandrovich

к.э.н., доцент Associate Professor of the Department Уральский государственный экономический университет,

Ural State University of Economics.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ И УЧЁБЫ ВО ВРЕМЯ

ПАНДЕМИИ COVID-19

PROBLEMS OF WORK AND STUDY ORGANIZATION DURING THE

COVID-19 PANDEMIC

Аннотация: В статье перечислены самые востребованные онлайн-платформы в период изоляции, выявлены их преимущества и недостатки, а также проведён их сравнительный анализ.

Abstract: The article contains the most popular online platforms during the isolation period, identifies their advantages and disadvantages, and conducts a comparative analysis of them.

Ключевые слова: коронавирус, дистанционное обучение, дистанционная работа, онлайн-платформы.

Key words: coronavirus, distance learning, distance work, online platforms.

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 коснулась не только здоровья и уклада жизни человечества, но и оставила свои следы на IT-технологиях:

• большинство компаний такие как Google, Twitter, Mail.ru группа, Microsoft, ВКонтакте, Яндекс и другие переводят сотрудников на удаленную работу. Даже если бы компании были к этому готовы, это несет определенные издержки: новый формат распределения задач, коммуникации, документооборота. В долгосрочной перспективе удаленный доступ еще более выгоден, например, меньше затрат на аренду офиса;

Международная научно-практическая конференция • все оффлайн-мероприятия отменяются: фирмы перенесли все свои встречи, лекции и тренинги в онлайн-режим. Многие крупные компании отказались от командировок.

И кажется, что даже если завтра число зараженных людей уменьшится и пандемия пойдёт на спад, то все равно эти последствия капитально изменят нашу жизнь в будущем.

Наиболее эффективной мерой борьбы с вирусом была изоляция, которая заставила людей перейти на дистанционную работу и обучение.

Онлайн-платформы и школы не планировали массовый перенос, а серверы не были рассчитаны на такое количество учеников одновременно, в связи с этим спрос на дистанционные курсы значительно взлетел. Министерство образования порекомендовало следующие обучающие платформы: РЭШ, ЯКласс, Дневник.ру, ZOOM, Учи.ру, Teams.

Крупными платформами стали Российская электронная школа (РЭШ) и ЯКласс. РЭШ изначально создавалась для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий закрыть пробелы в знаниях, но в связи с пандемией платформе пришлось принять огромное количество новых пользователей. Только за 2 недели на дистанционном обучении на сайте ЯКласс зарегистрировались 320000 учителей, 630000 родителей, 4500000 школьников. Сейчас на ЯКласс зарегистрировано 50% всех школьников только из России - это около 7500000. Ежедневно сайт посещает более 4000000 пользователей.

Ещё один сайт, который стал пользоваться спросом - Учи.ру. Это интерактивная образовательная платформа для онлайн-курсов по школьным предметам. В настоящее время Учи.ру позволяет каждому ученику, независимо от социально-экономического и географического положения, освоить базовую программу по математике для 1-5 классов в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории».

Платформой Учи.ру стали пользоваться более 7 млн школьников. Востребованность этой образовательной платформы значительно выросла за

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

последний месяц. Уникальных пользователей стало 3 млн человек в день, это в шесть раз больше, чем было до введения карантина. Согласно статистике платформы, одновременно на сайте находятся более 220 тыс. человек, а число уникальных пользователей в день превысило 3 млн.

Помимо таких крупных платформ, которыми «вынудила» пользоваться дистанционка, есть еще и сайты дистанционного образования муниципальных учреждений, такие как СДО и порталы.

Проведем сравнительный анализ характеристик данных ресурсов: Таблица 1. Сравнительный анализ СДО, порталов и образовательных

онлайн-платформ

Критерии СДО и портал РЭШ, ЯКласс, Учи.ру

Доступность информации Ограниченная учащимися и преподавателями учебного учреждения Не ограниченная

Создание и проведение Присутствует Присутствует

тестов

Проведение онлайн- Отсутствует Присутствует

курсов

Количество Ограниченное Не ограниченное

участников

Безопасность Не защищены от Защищены от

вторжений из вне вторжений из вне

Передача файлов Присутствует Присутствует

Учебный материал Учителя сами добавляют необходимую информацию Наполнен информацией

Техническая Зависают при большой Долго грузятся

составляющая нагрузке страницы

Интерфейс сайта «Бедный» Удобный и красочный

Источник: анализ авторов.

Наиболее распространёнными и известными платформами для дистанционной работы в России являются такие приложения, как Microsoft Teams (Microsoft) и Zoom (Zoom Video Communications). Проанализировав эти платформы, можно сделать следующие выводы:

Международная научно-практическая конференция

Microsoft Teams - корпоративная платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. Она предназначена для связи воедино всех продуктов, помогая в коллективной работе пользователей и предоставляя несколько видов связи в едином интерфейсе.

Разумеется, такая платформа увеличивает риски утечки информации. Например, пользователи по максимуму используют возможности Teams, они создают новые команды специалистов различных профилей, которые работают над поставленными задачами и делятся друг с другом документами, что помогает им безукоризненно выполнять их работу. Они приглашают новых пользователей для обсуждения рабочих задач, и создают ссылки на документы, чтобы все, кто в них нуждаются, смогли получить доступ при необходимости.

С одной стороны, звучит отлично, но с другой - это невероятно большой риск, которому подвергается предприятие.

Zoom - это облачная платформа для проведения онлайн видеоконференций и видео вебинаров в формате высокой четкости.

Удобный и доступный сервис быстро набрал популярность. Сейчас крупнейшие компании пытаются восстановиться на этой платформе, но периодически приложение зависает от нагрузки на систему. Довольно быстро выяснилось, что разработчики были не вполне готовы к тому, что их проект привлечет такое внимание.

Аналитики сервиса Zoom сообщили, что в марте 2020 года число ежедневных платных и бесплатных пользователей превысило 200 миллионов, а в апреле издание The Guardian поделилось впечатляющими цифрами о платформе для веб-конференций: рост посещаемости этого сервиса составил 535%. Для сравнения, в декабре 2019 года максимальное количество пользователей в день составляло 10 миллионов.

Определенно Zoom лучше конкурентов смог воспользоваться ситуацией, получив прирост если не в деньгах, то точно в популярности и

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований количестве пользователей. Причиной такого успеха стал скорее эффективный маркетинг, чем какие-то технические преимущества.

При столь интенсивном использовании недочеты Zoom мгновенно всплыли на поверхность. Если говорить коротко, то шифрование переговоров в Zoom есть, но недостаточно сильное, и точно не может быть квалифицировано как end-to-end. Были обнаружены пачка серьёзных и пачка несерьёзных уязвимостей в софте. Пара особенностей работы сервиса вызывают вопросы по части приватности — пропуск данных через сервер в Китае исоединение с LinkedIn.

Teams vs Zoom сравнение базовых подходов

Функции Teams Zoom

Длительность групповых звонков болееЗх участииков Нет лимита 40 минут

Охранение записи звонка в облачное хранилище Есть- MS Stream. 500 16 -а тенантч-0.5 ■£■ -а каждою поякмвателл Локально -а ПК

Количествоодновременных конференций Нет лимита для звонок и 13 для Гиге event до 10К участников 1

Хранение данных Собственная глобальная сеть дата центров AW5, нет примою контроля работоспособности сервиса

Возможность обмена файлами, файловое хранилище ПоумопчаннючерезОпеВт^ИнгеРо'п! Необходимо псдкл кчен не сторон и нх сервисов

Максимальное колнчествоучастниквв 250 100

2х фа парна п аутентификации Есть Нет.Лвбой человек может подклвчнта из ашке с звонку

Инклюзивные функции - иммерсионное чтение, speech to text, автоматические субтитры, перевод на 60 языков чат сообщений и др Есть ha-

Service leve ajeement [SLA| ;9.9Э% upt'me с финансовыми обязательствами, в случае на рушения ha-обязательств и гарантий работоспособности сервиса

Ограничение прав покупателей Нет ограничений ha- возможности участия в групповых исках

Обор и хранение персональных данных, в т.ч. финансовых Нет Аа

Совместная работа над документами в реальном времени в Да, через приложения Offсе 365 Нет

Требования корганизатору конференции Через приложение или Веб-бразуер Т!хпько приложение

Рисунок 1. Сравнение базовых подходов Teams и Zoom

Источник: сравнение авторов на основании [3] Надо отдать компании должное: она успешно справляется с резким ростом нагрузки и быстро реагирует на находки исследователей безопасности, однако решить все найденные проблемы с помощью обновлений невозможно.

Безусловно, пандемия оставит большой отпечаток на обществе в целом, но особо сильно она отразится на последующем обучении и работе.

Международная научно-практическая конференция

Сильные изменения произошли в сфере образования. За несколько дней полностью остановилось привычное всем очное образование, но ВУЗы и школы в большинстве стран не остановились и продолжили свою работу в удалённом режиме. Быстро выросли всемирные платформы массовых открытых онлайн-курсов. Число их слушателей увеличилось в несколько раз за короткий срок. В школах развиваются цифровые платформы, предлагающие множество вариантов видеоуроков, самостоятельной работы и тестов, которые до этого времени не являлись востребованными и их эффективность подвергалась сомнениям. По выходу из кризиса образование уже не вернется в привычное состояние.

Что касается работы: тенденция на расширение труда вне офиса, которая обсуждалась последние годы, в один момент стала реальностью для миллионов работников по всему миру. Многим сотрудникам пришлось овладеть современными технологиями. Вероятнее всего, эти вынужденные меры окажутся удачными для некоторых компаний. Они приведут к радикальному изменению формата рынка труда и позволят избавиться от таких понятий, как рабочая неделя и рабочий день. Ведь если возможен переход на новые трудовые отношения, где важен продукт, то время, затраченное на его производство, и место уже никого не интересуют.

Библиографический список:

1. 10 советов по безопасности и приватности в Zoom [Электронный ресурс]: Блог Касперского. - Режим доступа: https://www.kaspersky.ru/blog/zoom-security-ten-tips/28096/ (дата обращения 03.05.2020)

2. Вирусная революция: как пандемия изменит наш мир [Электронный ресурс]: РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/society/27/03/2020/5e7cd7799a79471ed230b774 (дата обращения 07.05.2020)

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований

3. Действительно ли программа Zoom небезопасна? Проверяем [Электронный ресурс]: Factcheck.kz - Режим доступа: https://factcheck.kz/claim-checking/verdict/dejstvitelno-li-programma-zoom-nebezopasna-proveryaem/ (дата обращения 05.05.2020)

4. Как учат школьников во время коронавируса [Электронный ресурс]: Ведомости. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/03/21/825825-kak-uchat-shkolnikov (дата обращения 05.05.2020)

5. Основы информационной безопасности в Microsoft Teams [Электронный ресурс]: Хабр. - Режим доступа: https://habr.com/ru/company/varonis/blog/492182/ (дата обращения 03.05.2020)

6. Пандемия как стресс-тест: какие отрасли будут развиваться из-за вируса [Электронный ресурс]: РБК. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/trends/industry/5e9034bf9a7947a07e906246 (дата обращения 05.05.2020)

7. Цифровой образовательный ресурс для школ [Электронный ресурс]: ЯКласс. - Режим доступа: https://www.yaklass.ru/ (дата обращения 03.05.2020)

8. Эффект коронавируса: почему удалённая работа станет для нас нормой [Электронный ресурс]: vc.ru. - Режим доступа: https://vc.ru/hr/111952-effekt-koronavirusa-pochemu-udalennaya-rabota-stanet-dlya-nas-normoy (дата обращения 05.05.2020)

УДК 004

Владимир Сергеевич Сон, Вадим Сергеевич Дворник Vladimir Sergeevich Son, Vadim Sergeevich Dvornik

Студент Student

Панов Михаил Александрович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.