УДК 374.1
В.В. Чиркова
педагог дополнительного образования отдела технического творчества ГБОУ «Дворец детского и юношеского творчества»
Архангельск, РФ Е-mail: vvchircova@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация
Необходимость продолжения обучения школьников в условиях самоизоляции обеспечила актуальность освоения новых форм организации деятельности обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Целью данной статьи является аналитический обзор особенностей перехода на электронное обучение учащихся средней школы и детей, занимающихся в системе дополнительного образования.
Ключевые слова:
Электронное образование, система дополнительного образования, дистанционные образовательные
технологии, zoom, Google сервисы.
Актуальность. С целью сохранения здоровья учащихся в условиях развития короновирусной инфекции в стране введен режим самоизоляции граждан на длительный период. В связи с этим все образовательные организации России вынужденно перешли к реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее дистанционному обучению). Такой вид обучения регламентируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". В статье 16 п.3 устанавливается, что в образовательной организации «должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, ЭОР, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [1]. Однако, далеко не все школы в режиме форс-мажора оказались готовы к дистанционной работе. Вместе с тем, в письме Министерства просвещения России от 19.03.2020 N ГД-39/04, приведены методические рекомендации, в которых предлагается организовать проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных ЭОР в режиме видео-конференц-связи. Педагогам рекомендуется создавать простейшие ресурсы и задания; оценивать работы учеников в виде текстовых или аудиорецензий, устных онлайн-консультаций, ежедневно проводить мониторинг присутствующих обучающихся, обеспечить возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной системы для каждого ученика.
Это рекомендации, а на деле появилась «головная боль» не только у учащихся и их родителей, но и у педагогов. Он-лайн опрос педагогов города показал, что более 60% оказались не готовы к использованию сервисов дистанционного обучения (Moodle, Edmodo, ZOOM, Google Classroom. iSpring Online, ЯКласс и др.). Кроме того, Госуслуги, Дневник.ру и другие ГИС зависли, не выдержав огромного наплыва пользователей. В срочном порядке начали проводиться мастер-классы для учителей страны с использованием он-лайн платформ и сервисов Учи.ру, Google Classroom, Мега-талант, ЯКласс и др. А учителя что умели, то и стали применять: электронную почту, социальные сети, Skype, Дневник.ру и даже WhatsApp. Чтобы выполнить домашнее задание по разным предметам ученики теперь должны изучить несколько сервисов, установить на свои компьютеры или смартфоны множество приложений, завести на каждое из них учетную запись и пароли. Об едином подходе речи не идет.
Отдельно стоит сказать о дополнительном образовании, где вход в дистанционное обучение оказался
не таким проблемным. Почему? Как правило, в центрах допобразования есть отделы технического творчества, где дети уже с 9-летнего возраста в рамках программы Занимательная информатика осваивают навыки пользователя ПК, офисные приложения, информационные технологии. В более старшем возрасте осваивают облачные технологии, google сервисы, современные способы и средства фото и видеосъемки, создания видеороликов. Дети посещают занятия не по принуждению, а для удовлетворения собственных образовательных потребностей, поэтому быстро осваивают новые технологии. Так в период самоизоляции дети под руководством педагогов освоили Zoom, Microsoft Teams, Edmodo, Google-формы для создания тестов, импортировали контент с YouTube, делали запись с экрана и помогали своим учителям.
Из опроса, проведенного с помощью google-форм среди подростков, посещающих ДДЮТ г. Архангельска, на первое место по популярности они поставили Zoom - платформу для проведения онлайн-занятий. Ее преимущества в том, что обеспечивается синхронность диалога, урок продолжается 40 минут, можно подключать с мобильных устройств до 100 участников, сохранять запись видеовстречи. На второе место дети поставили Microsoft Teams, оценив возможность записать урок, работать с ютубом, электронным дневником, Word, Power Point, Excel, управлять выступающими, выключать звук, вести чаты классов. отсутствие рекламы. Далее отмечен ресурс, который не подвёл при переходе на дистанционное обучение -это автоматизированная система проверки работ школьников «ЯКласс».
В целом, система дополнительного образования оказалась в сложившихся обстоятельствах более мобильной еще и потому, что учащиеся получали творческие задания, которые хотелось выполнить, а педагоги были более мотивированными на применение дистанционного обучения школьников.
Список использованной литературы 1. Федер.закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант». Источник: http://referat.niv.ru/view/referat-other/259/258992.htm
© Чиркова В.В., 2020