ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Сапунова М.А.
Сапунова Мария Александровна - учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 81 им. Героя Советского Союза Жалнина В.Н., г. Самара
Аннотация: в современном мире мы всё чаще обращаемся к современным технологиям. Необходимо уточнить, что основная тема исследования сосредоточена именно на дистанционном обучении в период пандемии и представляет собой краткий обзор. Основное внимание также уделено описанию платформ для обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, школа, платформы.
Современные условия жизни заставляют нас придерживаться соблюдения определенного режима. Такой режим совсем недавно получил распространение среди подрастающего поколения, родителей и педагогов. В данной статье пойдет речь о дистанционном (удаленном) обучении в школе. Необходимо сказать, что дистанционное обучение существует сравнительно давно. Но именно за последнее время такое обучение стало актуально значимым. Такой переход связан с вынужденными условиями ситуации во всем мире - пандемией. На удаленное обучение перешли не только школы, но и техникумы, учреждения дополнительного образования и высшие учебные заведения.
Существует несколько определений дистанционного обучения, начиная от простого: (ДО) — это «обучение на расстоянии с использованием ИКТ» [1, с. 7], и заканчивая сложным: «Дистанционное обучение — это новая форма организации учебного процесса, соединяющая в себе традиционные и новые информационные технологии обучения, основывающаяся на принципе самостоятельного получения знаний, предполагающая в основном телекоммуникационный принцип доставки обучаемому основного учебного материала и интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей как непосредственно в процессе обучения, так и при оценке полученных ими в процессе обучения знаний и навыков» [3, с. 142].
Информационная среда в XXI веке является достаточно разработанной во многих аспектах. Особое внимание следует уделить образовательным платформам: «Google Класс», «Российская электронная школа», «Учи.ру», «Дневник.ру», «Яндекс. Учебник», «ЯКласс» и многие другие. Все они направлены на активное получение знаний. На этих платформах представлен целый курс по каждому предмету с наличием тем по школьной программе с видео сопровождением. Кроме того, ознакомившись с теорией, учащиеся могут проверить свои знание на практике. Для этого также представлена практическая часть. Такая база позволила устранить проблему с недостатком учебных пособий, методических рекомендаций и рабочих тетрадей.
Так, на школьной практике были использованы все вышеперечисленные онлайн-платформы. Их «популярность» не была распространена среди учащихся и их родителей как в период пандемии. Дистанционное обучение подтолкнуло многие школы почти полностью перейти на информационную систему получения знаний. Стоит сказать, что популярным среди школьников и их родителей остаются видеоконференции и встречи с педагогами на дому. Этот метод взаимодействия положительно отразился на поведении и обучении детей и подростков. Это такие онлайн-сервисы как: Zoom, Skype, Proficonf, Google Hangouts. Онлайн-провайдеры сосредоточены на подключение сразу нескольких участников встречи и легкому проведению. Не стоит скрывать, что педагоги, учащиеся и родители при знакомстве с
таким форматом общения могут столкнуться и с недостатками: проблемы с Интернет-подключением и ограниченное количество участников на платформах.
Тем временем, было выявлено, что 70% школьников и их родителей положительно отнеслись к дистанционному формату взаимодействия между одноклассниками и педагогами. Все участники получили положительные отзывы. Остальные наблюдения помогли выявить отрицательное влияние компьютерных технологий на здоровье ребенка в первую очередь.
Таким образом, можно сделать вывод на основе исследования:
1. Практика показала, что ДО является эффективным и полезным для школьников;
2. Возрастает интерес использования информационных технологий и умение применять навыки в образовании;
3. Общение педагогов и учеников в онлайн формате не утратило интереса;
4. У учащихся появилась возможность самостоятельно работать и изучать материал.
Список литературы
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.
2. Алексеев В.М., Ильченко С.В. Особенности современного дистанционного обучения контрактных управляющих // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016. № 9-1. С. 168-171.
3. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.