Научная статья на тему 'Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях'

Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / профессиональная ориентация / выбор профессии / инновационный регион. / рrofessional identity / professional orientation / career choice / innovative region.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Алексей Геннадьевич

Представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения молодежи инновационных регионов России, обобщенные на проведенной нами научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона». Выделены трудности выбора профессиональной и образовательной траектории обучающимися в современных социально-экономических и образовательных условиях. Определены ключевые направления профориентационной деятельности для образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Алексей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF STUDENT’S PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the investigation of features of professional self-determination of young people of Russian regions by means of All-Russian scientific-practical conference "Professional self-determination of youth innovative region: problems and prospects" and personal experiments. The difficulties of choosing a professional and educational trajectories of students in modern conditions of Russian regions are discussed. Areas of career guidance activities for educational organizations are identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации профориентационной деятельности обучающихся в современных условиях»

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

УДК 331.548

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.Г. Миронов

Аннотация. Представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения молодежи инновационных регионов России, обобщенные на проведенной нами научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона». Выделены трудности выбора профессиональной и образовательной траектории обучающимися в современных социально -экономических и образовательных условиях. Определены ключевые направления профориентационной деятельности для образовательных организаций.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, выбор профессии, инновационный регион.

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF STUDENT’S PROFESSIONAL

SELF-DETERMINATION IN MODERN CONDITIONS

A. Mironov

Abstract. The article is devoted to the investigation of features of professional self-determination of young people of Russian regions by means of All-Russian scientific-practical conference "Professional self-determination of youth innovative region: problems and prospects" and personal experiments. The difficulties of choosing a professional and educational trajectories of students in modern conditions of Russian regions are discussed. Areas of career guidance activities for educational organizations are identified.

Keywords: рrofessional identity, professional orientation, career choice, innovative region.

Целью настоящей работы является исследование проблемы организации профориентационной деятельности в инновационном регионе в условиях постиндустриального общества и перехода России к новой парадигме образования [1, с. 88]. Кадровый дефицит ряда отраслей экономики, низкая инновационная активность регионов Российской Федерации в современных условиях является во многом следствием проблем профессионального самоопределения молодежи и организации эффективной профориентации обучающихся.

Обобщение положительного опыта профориентационной деятельности в регионах России, представленное в научных статьях и в итогах обсуждений на секциях и семинарах двух научно-практических конференций [2, 3, 6, 7], проведенных в рамках настоящего

исследования позволили выделить следующие основные проблемы профессионального самоопределения обучающихся и особенности в организации профориентационной деятельности:

- отсутствие мотивации педагогов начальной и средней школы к организации раннего самоопределения обучающихся, содействия получении ими дополнительного (предпрофессионального) образования;

- «старение» профессионального

самоопределения, т.е. активизация данного процесса на старших (выпускных) курсах;

- «однобокая» и в большинстве

традиционная помощь старшеклассникам в выборе профессии и учебного заведения вместо комплексного психолого-педагогического

сопровождения профессионального

самоопределения;

- низкий уровень ответственности абитуриентов при выборе учебного заведения. 55% выпускников школ выбирают престижность вуза и познавательное студенчество [2, с. 51], для 15% респондентов обучение в вузе - формальный инструмент продвижения по социальной лестнице, необходимое институциональное условие социального статуса [2, с. 52];

- недостаточно выстроенное (зачастую

отсутствующее) взаимодействие между учениками, педагогами, родителями, работодателями, государственными службами трудоустройства в решении

профориентационных задач;

- слабая региональная ориентированность в процессе воспитания и обучения, позиционирование Запада как единственного направления реализации профессиональной мобильности для успешных личностей;

89

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

- снижение уровня профессиональной подготовленности выпускников (бакалавров) региональных вузов, неготовность выполнять простейшие основные профессиональные действия на этапе дипломного проектирования (по оценкам работодателей экономической сферы).

- недостаточное применение в обучении профессионально-культурных практик как средства профессионального самоопределения учащихся [6, с. 24].

Трудности, с которыми сегодня сталкивается подрастающее поколение при выборе профессии и направления подготовки вызваны следующими причинами:

- асимметрия профессионального

будущего. Понятие, описанное Э.Ф. Зеером [3, с. 6] как специфическое проявление прогнозирования социально

профессионального будущего подрастающего человека в постиндустриальном обществе;

- устаревшие представления о

престижных специальностях, не

соответствующих реальным потребностям современного рынка труда вследствие незнания перспектив развития региона и внутренних противоречий в выборе профессии. Результаты региональных исследований Агентства труда и занятости показали осведомленность старшеклассников о востребованных в регионе профессиях, однако, их выбор профессиональной сферы так и остается в диапазоне «престижных»: (экономика - 19,4%, здравоохранение - 17,2%, государственное

управление - 17%), тогда как регион

испытывает дефицит инженерных и рабочих кадрах, а также специалистах в традиционных отраслях экономики [5, с. 5];

- эпизодическая манипулятивно-

профконсультационная помощь вместо системной организации педагогической поддержки и сопровождения

профессионального самоопределения в

результате сформированного социального партнерства образовательных учреждений, предприятий и государственных служб. Именно через социальное партнерство С.Н. Чистякова видит решение интегративной, многоаспектной, комплексной и

междисциплинарной проблемы

профессиональной ориентации [7, с. 14].

Активизацию профориентационной

деятельности школьных педагогов через семинары, встречи, конференции,

формирование положительного образа региона, содействие в поисках смыслов

профессиональной деятельности следует считать приоритетными направлениями в реализации эффективного профессионального самоопределения молодежи.

Анализ причин и путей решения проблем профессионального самоопределения

определил приоритет парадигмы

педагогической поддержки, в частности организация педагогической поддержки профессионального самоопределения

обучающихся средствами информационнокоммуникативных технологий. За счет взаимодействия старшеклассников с педагогами, психологами, работодателями, инженерами, представителями учебных заведений профессионального образования, государственными служащими реализуется возможность постижения выбираемой профессии школьником через личность профессионала и его опыт, информированность о ненаблюдаемом мире профессий [4, с. 50], что в современных условиях, в невиртуальной среде осуществить для каждого конкретного оптанта практически невозможно. Модель ресурса «Виртуальная служба поддержки профессионального самоопределения»,

разработанного на базе указанных выше положений, прошла успешную апробацию на конференциях и может быть взята за основу в решении актуальных профориентационных задач.

Особенности профессионального

самоопределения в современных условиях и результаты проектно-исследовательской

деятельности определили ключевые

направления профориентационной работы для образовательных организаций: организация

социального партнерства, широкое

использование ИКТ, преодоление асимметрии профессионального будущего, создание актуального пространства выбора профессии, организация взаимодействия с личностью профессионала, формирование положительного образа региона за счет раскрытия его потенциала для самореализации молодежи.

Результаты настоящего исследования необходимы для понимания ключевых трудностей в современных условиях для организации психолого-педагогической работы с региональной молодежью, повышения эффектности профориентационной

деятельности в учреждениях образования и содействия трудоустройству, а также разработки комплексной программы эффективной поддержки профессионального самоопределения обучающихся.

90

Казанский педагогический журнал. 2015. №6

Литература:

1. Бекузарова Н.В., Миронов А.Г. Особенности педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников в новой парадигме образования // Инновации в непрерывном образовании. - 2013. - № 6-7. - С. 88-93.

2. Дроздова М.Ю., Миронов А.Г. Мотивы

выбора старшеклассниками профессиональной и образовательной траекторий // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по

материалам научно-практической конференции. -Красноярск. - 2013. - С. 48-52.

3. Зеер Э.Ф. Психология прогнозирования

профессионального будущего учащейся молодежи в постиндустриальном обществе // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по

материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск. - 2015. - С. 4-8.

4. Климов Е.А Психология профессионального самоопределения. - М: Академия, 2004. - 304 с.

5. Профессиональные планы и намерения учащихся 9 и 11 классов образовательных учреждений общего образования Красноярского края: результаты социологического исследования. URL: http:// krao.ru/files/ (дата обращения 10.09.2015)

6. Сапрыгина С.А., Игнатова В.В. Культурные

практики как средство профессионального самоопределения бакалавра // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по

материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск. - 2015. - С. 21-26.

7. Чистякова С.Н. Теоретическое и организационное обеспечение профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам научнопрактической конференции. - Красноярск. - 2013. - С. 3-14.

References:

1. Bekuzarova N.V., Mironov A.G. Osobennosti pedagogicheskoj podderzhki professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov v novoj paradigme obrazovanija // Innovacii v nepreryvnom obrazovanii. -2013. - № 6-7. - S. 88-93.

2. Drozdova M.Ju., Mironov A.G. Motivy

vybora starsheklassnikami professional'noj i

obrazovatel'noj traektorij // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnojarsk. -2013. - S. 48-52.

3. Zeer Je.F. Psihologija prognozirovanija professional'nogo budushhego uchashhejsja molodezhi v postindustriaTnom obshhestve // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Krasnojarsk. - 2015. - S. 4-8.

4. Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. - M: Akademija, 2004. - 304 s.

5. Professional'nye plany i namerenija uchashhihsja 9 i 11 klassov obrazovatel'nyh uchrezhdenij obshhego obrazovanija Krasnojarskogo kraja: rezul'taty sociologicheskogo issledovanija. URL: http:// krao.ru/files/ (data obrashhenija 10.09.2015)

6. Saprygina S.A., Ignatova V.V. Kul'turnye praktiki kak sredstvo professional'nogo samoopredelenija bakalavra // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Krasnojarsk. - 2015. - S. 21-26.

7. Chistjakova S.N. Teoreticheskoe i

organizacionnoe obespechenie professional'noj orientacii uchashhejsja molodezhi v sovremennyh uslovijah // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i

perspektivy: sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnojarsk. - 2013. - S. 3-

14.

Сведения об авторе:

Миронов Алексей Геннадьевич (г. Красноярск, Россия), кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры психологии, педагогики и экологии человека,Красноярский государственный аграрный университет, e-mail:[email protected]

Data about the author:

A. Mironov (Krasnoyarsk, Russia), candidate of agricultural sciences, associate professor of Department of Psychology, Pedagogy and Human Ecology of Krasnoyarsk State Agrarian University, email: lexamir [email protected]

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.