Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 331.548
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
А.Г. Миронов
Аннотация. Представлены результаты исследования особенностей профессионального самоопределения молодежи инновационных регионов России, обобщенные на проведенной нами научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона». Выделены трудности выбора профессиональной и образовательной траектории обучающимися в современных социально -экономических и образовательных условиях. Определены ключевые направления профориентационной деятельности для образовательных организаций.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, выбор профессии, инновационный регион.
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF STUDENT’S PROFESSIONAL
SELF-DETERMINATION IN MODERN CONDITIONS
A. Mironov
Abstract. The article is devoted to the investigation of features of professional self-determination of young people of Russian regions by means of All-Russian scientific-practical conference "Professional self-determination of youth innovative region: problems and prospects" and personal experiments. The difficulties of choosing a professional and educational trajectories of students in modern conditions of Russian regions are discussed. Areas of career guidance activities for educational organizations are identified.
Keywords: рrofessional identity, professional orientation, career choice, innovative region.
Целью настоящей работы является исследование проблемы организации профориентационной деятельности в инновационном регионе в условиях постиндустриального общества и перехода России к новой парадигме образования [1, с. 88]. Кадровый дефицит ряда отраслей экономики, низкая инновационная активность регионов Российской Федерации в современных условиях является во многом следствием проблем профессионального самоопределения молодежи и организации эффективной профориентации обучающихся.
Обобщение положительного опыта профориентационной деятельности в регионах России, представленное в научных статьях и в итогах обсуждений на секциях и семинарах двух научно-практических конференций [2, 3, 6, 7], проведенных в рамках настоящего
исследования позволили выделить следующие основные проблемы профессионального самоопределения обучающихся и особенности в организации профориентационной деятельности:
- отсутствие мотивации педагогов начальной и средней школы к организации раннего самоопределения обучающихся, содействия получении ими дополнительного (предпрофессионального) образования;
- «старение» профессионального
самоопределения, т.е. активизация данного процесса на старших (выпускных) курсах;
- «однобокая» и в большинстве
традиционная помощь старшеклассникам в выборе профессии и учебного заведения вместо комплексного психолого-педагогического
сопровождения профессионального
самоопределения;
- низкий уровень ответственности абитуриентов при выборе учебного заведения. 55% выпускников школ выбирают престижность вуза и познавательное студенчество [2, с. 51], для 15% респондентов обучение в вузе - формальный инструмент продвижения по социальной лестнице, необходимое институциональное условие социального статуса [2, с. 52];
- недостаточно выстроенное (зачастую
отсутствующее) взаимодействие между учениками, педагогами, родителями, работодателями, государственными службами трудоустройства в решении
профориентационных задач;
- слабая региональная ориентированность в процессе воспитания и обучения, позиционирование Запада как единственного направления реализации профессиональной мобильности для успешных личностей;
89
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
- снижение уровня профессиональной подготовленности выпускников (бакалавров) региональных вузов, неготовность выполнять простейшие основные профессиональные действия на этапе дипломного проектирования (по оценкам работодателей экономической сферы).
- недостаточное применение в обучении профессионально-культурных практик как средства профессионального самоопределения учащихся [6, с. 24].
Трудности, с которыми сегодня сталкивается подрастающее поколение при выборе профессии и направления подготовки вызваны следующими причинами:
- асимметрия профессионального
будущего. Понятие, описанное Э.Ф. Зеером [3, с. 6] как специфическое проявление прогнозирования социально
профессионального будущего подрастающего человека в постиндустриальном обществе;
- устаревшие представления о
престижных специальностях, не
соответствующих реальным потребностям современного рынка труда вследствие незнания перспектив развития региона и внутренних противоречий в выборе профессии. Результаты региональных исследований Агентства труда и занятости показали осведомленность старшеклассников о востребованных в регионе профессиях, однако, их выбор профессиональной сферы так и остается в диапазоне «престижных»: (экономика - 19,4%, здравоохранение - 17,2%, государственное
управление - 17%), тогда как регион
испытывает дефицит инженерных и рабочих кадрах, а также специалистах в традиционных отраслях экономики [5, с. 5];
- эпизодическая манипулятивно-
профконсультационная помощь вместо системной организации педагогической поддержки и сопровождения
профессионального самоопределения в
результате сформированного социального партнерства образовательных учреждений, предприятий и государственных служб. Именно через социальное партнерство С.Н. Чистякова видит решение интегративной, многоаспектной, комплексной и
междисциплинарной проблемы
профессиональной ориентации [7, с. 14].
Активизацию профориентационной
деятельности школьных педагогов через семинары, встречи, конференции,
формирование положительного образа региона, содействие в поисках смыслов
профессиональной деятельности следует считать приоритетными направлениями в реализации эффективного профессионального самоопределения молодежи.
Анализ причин и путей решения проблем профессионального самоопределения
определил приоритет парадигмы
педагогической поддержки, в частности организация педагогической поддержки профессионального самоопределения
обучающихся средствами информационнокоммуникативных технологий. За счет взаимодействия старшеклассников с педагогами, психологами, работодателями, инженерами, представителями учебных заведений профессионального образования, государственными служащими реализуется возможность постижения выбираемой профессии школьником через личность профессионала и его опыт, информированность о ненаблюдаемом мире профессий [4, с. 50], что в современных условиях, в невиртуальной среде осуществить для каждого конкретного оптанта практически невозможно. Модель ресурса «Виртуальная служба поддержки профессионального самоопределения»,
разработанного на базе указанных выше положений, прошла успешную апробацию на конференциях и может быть взята за основу в решении актуальных профориентационных задач.
Особенности профессионального
самоопределения в современных условиях и результаты проектно-исследовательской
деятельности определили ключевые
направления профориентационной работы для образовательных организаций: организация
социального партнерства, широкое
использование ИКТ, преодоление асимметрии профессионального будущего, создание актуального пространства выбора профессии, организация взаимодействия с личностью профессионала, формирование положительного образа региона за счет раскрытия его потенциала для самореализации молодежи.
Результаты настоящего исследования необходимы для понимания ключевых трудностей в современных условиях для организации психолого-педагогической работы с региональной молодежью, повышения эффектности профориентационной
деятельности в учреждениях образования и содействия трудоустройству, а также разработки комплексной программы эффективной поддержки профессионального самоопределения обучающихся.
90
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
Литература:
1. Бекузарова Н.В., Миронов А.Г. Особенности педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников в новой парадигме образования // Инновации в непрерывном образовании. - 2013. - № 6-7. - С. 88-93.
2. Дроздова М.Ю., Миронов А.Г. Мотивы
выбора старшеклассниками профессиональной и образовательной траекторий // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по
материалам научно-практической конференции. -Красноярск. - 2013. - С. 48-52.
3. Зеер Э.Ф. Психология прогнозирования
профессионального будущего учащейся молодежи в постиндустриальном обществе // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по
материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск. - 2015. - С. 4-8.
4. Климов Е.А Психология профессионального самоопределения. - М: Академия, 2004. - 304 с.
5. Профессиональные планы и намерения учащихся 9 и 11 классов образовательных учреждений общего образования Красноярского края: результаты социологического исследования. URL: http:// krao.ru/files/ (дата обращения 10.09.2015)
6. Сапрыгина С.А., Игнатова В.В. Культурные
практики как средство профессионального самоопределения бакалавра // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по
материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Красноярск. - 2015. - С. 21-26.
7. Чистякова С.Н. Теоретическое и организационное обеспечение профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам научнопрактической конференции. - Красноярск. - 2013. - С. 3-14.
References:
1. Bekuzarova N.V., Mironov A.G. Osobennosti pedagogicheskoj podderzhki professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov v novoj paradigme obrazovanija // Innovacii v nepreryvnom obrazovanii. -2013. - № 6-7. - S. 88-93.
2. Drozdova M.Ju., Mironov A.G. Motivy
vybora starsheklassnikami professional'noj i
obrazovatel'noj traektorij // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnojarsk. -2013. - S. 48-52.
3. Zeer Je.F. Psihologija prognozirovanija professional'nogo budushhego uchashhejsja molodezhi v postindustriaTnom obshhestve // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Krasnojarsk. - 2015. - S. 4-8.
4. Klimov E.A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. - M: Akademija, 2004. - 304 s.
5. Professional'nye plany i namerenija uchashhihsja 9 i 11 klassov obrazovatel'nyh uchrezhdenij obshhego obrazovanija Krasnojarskogo kraja: rezul'taty sociologicheskogo issledovanija. URL: http:// krao.ru/files/ (data obrashhenija 10.09.2015)
6. Saprygina S.A., Ignatova V.V. Kul'turnye praktiki kak sredstvo professional'nogo samoopredelenija bakalavra // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. -Krasnojarsk. - 2015. - S. 21-26.
7. Chistjakova S.N. Teoreticheskoe i
organizacionnoe obespechenie professional'noj orientacii uchashhejsja molodezhi v sovremennyh uslovijah // Professional'noe samoopredelenie molodezhi innovacionnogo regiona: problemy i
perspektivy: sbornik statej po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnojarsk. - 2013. - S. 3-
14.
Сведения об авторе:
Миронов Алексей Геннадьевич (г. Красноярск, Россия), кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры психологии, педагогики и экологии человека,Красноярский государственный аграрный университет, e-mail:[email protected]
Data about the author:
A. Mironov (Krasnoyarsk, Russia), candidate of agricultural sciences, associate professor of Department of Psychology, Pedagogy and Human Ecology of Krasnoyarsk State Agrarian University, email: lexamir [email protected]
91