Научная статья на тему 'Проблемы организации образовательного процесса по физической культуре и спорту будущих сотрудников системы правосудия'

Проблемы организации образовательного процесса по физической культуре и спорту будущих сотрудников системы правосудия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / COMPETENCE MAP / LEVELS OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарев Виктор Геннадьевич, Панчук Наталья Сергеевна, Цыплакова Екатерина Петровна

Целью исследования является определение проблем организации образовательного процесса по физической культуре и спорту будущих сотрудников системы правосудия. Ставятся задачи: 1) определить особенности и содержание занятий физической культурой и спортом вузе с учетом требований ФГОС ВО; 2) проанализировать состояние здоровья студентов, обучающихся на юридические профессии. В результате обозначены основные проблемы организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в юридическом вузе, представлены предполагаемые пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарев Виктор Геннадьевич, Панчук Наталья Сергеевна, Цыплакова Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of organization of physical culture and sports educational process in the universities preparing the staff for justice system

The purpose of the study is to identify the problems of organization of the educational process in physical culture and sport for the future employees of the justice system. The following tasks are set: 1) to determine the features and contents of physical culture and sports classes of a higher education institution, taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education; 2) to analyze the state of health of students studying for legal professions; 3) to identify the main problems of the organization of the educational process in physical culture and sports at law higher school and the intended ways of solving them.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации образовательного процесса по физической культуре и спорту будущих сотрудников системы правосудия»

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ СИСТЕМЫ

ПРАВОСУДИЯ

Виктор Геннадьевич Бондарев, кандидат политических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Петровна Цыплакова, кандидат политических наук, старший преподаватель, Российский государственный университет

правосудия, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Целью исследования является определение проблем организации образовательного процесса по физической культуре и спорту будущих сотрудников системы правосудия. Ставятся задачи: 1) определить особенности и содержание занятий физической культурой и спортом вузе с учетом требований ФГОС ВО; 2) проанализировать состояние здоровья студентов, обучающихся на юридические профессии. В результате обозначены основные проблемы организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в юридическом вузе, представлены предполагаемые пути их решения.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, самостоятельная работа студентов, карта компетенции, уровни сформированности компетенции.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EDUCATIONAL PROCESS IN THE UNIVERSITIES PREPARING THE STAFF FOR JUSTICE SYSTEM

Viktor Gennadievich Bondarev, the candidate of political sciences, senior lecturer, Honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, Natalia Sergeevna Pan-chuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ekaterina Petrovna Tsyplakova, the candidate of political sciences, senior teacher, The Russian State University of Justice,

St. Petersburg

Annotation

The purpose of the study is to identify the problems of organization of the educational process in physical culture and sport for the future employees of the justice system. The following tasks are set: 1) to determine the features and contents of physical culture and sports classes of a higher education institution, taking into account the requirements of the Federal State Educational Standards of Higher Education; 2) to analyze the state of health of students studying for legal professions; 3) to identify the main problems of the organization of the educational process in physical culture and sports at law higher school and the intended ways of solving them.

Keywords: physical culture and sport, independent work of students, competence map, levels of competence.

Физическая культура и спорт для студентов, обучающихся на профессии юриста, сотрудника судебной системы и правоохранительных органов, занимают одно из значимых мест в ряде гуманитарных, экономических и правовых дисциплин. Научно доказано, что будущему юристу требуется хорошее физическое здоровье, специальные силовые и ско-ростно-силовые качества, общая и специальная выносливость, проявляющиеся в погоне за правонарушителем, профессионально-прикладные двигательные умения и навыки, позволяющие обеспечивать общественную и личную безопасность [3].

В исследованиях А.Г. Миронова показано, что в основу содержания профессионального образования юриста при компетентностном подходе должна быть положена ориентация на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах [2].

В связи с этим занятия физической культурой в вузе должны ориентироваться на необходимость формирования качеств, знаний и умений будущего прокурора, судьи, юриста, полицейского с учётом их профессиональных задач и условий работы.

Общеизвестно, что при организации занятий по дисциплине (модулю) «Физическая культура и спорт» высшее учебное заведение ориентируется на требования Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) согласно направлению подготовки и специальности образования.

Выпускник юридического вуза обязан обладать способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности [1].

Исследование проходило на базе Северно-Западного филиала Российского государственного университета правосудия (СЗФ РГУП). Анализ учебно-методических документов показал, что образовательный процесс по физической культуре и спорту полностью соответствует требованиям ФГОС ВО, предъявляемым к высшим учебным заведениям, реализующим программы бакалавриата и специалитета. Приведены в соответствие часы, расписание, тематическое планирование и результаты обучения. Кроме этого, выявлена положительная сторона организации занятий по физической культуре и спорту для студентов - бесплатная возможность заниматься различными видами спорта не только на I курсе, но и на II, III, IV курсах. А также организованы занятия физической культурой для обучающихся на очно-заочной форме обучения. Промежуточная аттестация предусматривает зачет в конце каждого семестра на I курсе и в конце каждого учебного года на II, III, IV курсах.

Основные направления содержания дисциплины включают такие разделы как: техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом; здоровый образ жизни студентов, физическая культура в обеспечении здоровья; правильный выбор средств и методов занятий физической культурой с учетом мотивов, особенностей здоровья, физической подготовленности студентов; нормативно-правовые аспекты физической культуры и спорта; профессионально-прикладные виды физической культуры.

Самостоятельная работа заключается в научно-исследовательской работе, а также в самостоятельном выполнении упражнений и осуществлении контроля и самоконтроля за состоянием здоровья (контроль за ЧСС, методики контроля и самоконтроля здоровья) на занятиях физической культурой.

Безусловным плюсом является выбор элективных занятий по физической культуре и спорту на П-ГУ курсах по видам спорта. Практические занятия включают следующие виды спорта и физической подготовки: лёгкая атлетика, спортивные игры, общая физическая подготовка, настольный теннис, атлетическая гимнастика, различные виды гимнастики и аэробики (классическая аэробика, фитбол аэробика, пилатес), футбол, армреслинг, военно-прикладные физические упражнения.

На занятиях физической культурой и спортом каждый студент имеет возможность самостоятельно определить свой уровень сформированности компетенции по дисциплине (модулю). Критерии оценивания результатов обучения студентов представлены в таблице 1.

Для оценивания знаний и умений студентов разработана и успешно реализуется балльно-рейтинговая система (БРС), благодаря которой студент контролирует свою академическую успеваемость. Большое внимание уделяется спортивной работе, которая осуществляется при помощи воспитательного отдела вуза. Так же созданы условия для привлечения студентов к выполнению физических упражнений во время «большой» перемены (50 мин). В вузе оборудован спортивный зал по настольному теннису, а в выходные дни для занятий по футболу арендован городской стадион.

Несмотря на множество положительных аспектов организации образовательного процесса по физической культуре и спорту в юридическом университете, считаем необходимым обозначить ряд проблем, решение которых только улучшит процесс формирования компетенций по физической культуре и спорту будущих сотрудников системы правосудия.

Таблица 1 - Критерии оценивания результатов обучения

Планируемые результаты обучения Критерии оценивания результатов обучения

1 2 (пороговый) 3 (базовый) 4 (продвинутый)

неудовл. удовл. хорошо отлично

Например, знать: Отсутствуют знания сущности и содержание физической культуры и спорта, средств и методов развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности, необходимых в будущей профессиональной деятельности Неполные знания сущности и содержание физической культуры и спорта, средств и методов развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности, необходимых в будущей профессиональной деятельности Полные знания сущности и содержание физической культуры и спорта, средств и методов развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности, необходимых в будущей профессиональной деятельности Исчерпывающие (систематизированные) знания сущности и содержание физической культуры и спорта, средств и методов развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности, необходимых в будущей профессиональной деятельности

Сущность и содержание физической культуры и спорта, средства и методы развития физических качеств и повышения уровня физической подготовленности, необходимых в будущей профессиональной деятельности

1. Результаты медицинского обследования студентов юридических специальностей показал, что около 60% обучающихся имеют различные заболевания и направлены по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, что усложняет процесс формирования некоторых физических качеств и способностей (особенно тех, которые будут необходимы будущим сотрудникам правоохранительных органов - сила, выносливость, скорость). Однако эта проблема имеет масштабный характер. Поэтому её решение носит глобальный характер. В высшей школе целесообразно создать здоровьесберегающую среду, направленную на укрепление и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса. И решать проблему здоровьесбережения следует комплексно.

2. Общеизвестным фактом является то, что физическая культура и спорт для студентов старших курсов является элективной формой обучения, которая предусматривает выбор занятий физическими упражнениями по интересам, мотивам и физическим возможностям студентов. Посещение занятий физической культурой и спортом были бы более привлекательными, если предоставить обучающимся больше выбора видов спорта и современных видов физической подготовленности (например, к имеющимся видам спорта по выбору (с учётом возможностей вуза) добавить занятия йогой, единоборствами, функциональным тренингом, кроссфитом, плаванием).

3. На наш взгляд, одной из проблем организации образовательного процесса по физической культуре и спорту является низкий исходный уровень физической подготовленности некоторых студентов-первокурсников. Безусловно, уже к концу второго курса обучения те обучающиеся, которые систематически посещали занятия физической культурой, заметно повышают показатели своей физической подготовленности. Но на начальном этапе, в первом семестре преподаватель сталкивается с тем, что многие студенты не умеют подтягиваться на перекладине, правильно по технике выполнять сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание), не знают название команд и строевых упражнений, технику выполнения некоторых упражнений, не умеют прыгать через скакалку. Решение этой проблемы требует дополнительного времени и дополнительных занятий физическими упражнениями.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод о том, что решение обозначенных выше проблем требует комплексного подхода. Целесообразна организация занятий физической культурой и спортом с учётом особенностей будущей профессиональной деятельности студентов, состояния здоровья и физической подготовленности, интересов и мотивов обучающихся. Вместе с тем, проведенное исследование не дает исчерпывающих ответов на вопросы, связанные с организацией физической культуры и спорта будущих сотрудников системы правосудия. Сформулированные выводы

предполагают продолжение исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» // http://fgosvo.ru/news/2/2138 (дата обращения: 01.01.2019).

2. Миронов, А.Г. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов на основе применения айкидо / А.Г. Миронов // Образование и саморазвитие. - 2011. - Т. 5. - № 27. - С. 64-69.

3. Особенности преподавания учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» в юридических вузах / Ш.З. Хуббиев, Н.С. Панчук, В.Г. Бондарев, В.Е. Смирнов, С.С. Бучнев // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 88-90.

REFERENCES

1. Federal state educational standard of higher education in the field of training 40.03.01 "Jurisprudence", available at: http://fgosvo.ru/news/2/2138.

2. Mironov, A.G. (2011), "Pedagogical conditions of improvement of professional and applied physical training of future lawyers on the basis of application of Aikido", Education and self-development, Vol. 5, No. 27, pp. 64-69.

3. Khubbiev, Sh.Z., Panchuk N.S., Bondarev, V.G. and Buchnev, S.S. (2018), "Features of teaching the discipline "Physical culture and sport" in law schools", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 88-90.

Контактная информация: p_natalya01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.2019

УДК 796.077.5

РУКОВОДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Игорь Вячеславович Брызгалов, доктор педагогических наук, профессор, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского Федерального университета ФГАОУ ВО «УрФУ», г. Екатеринбург; Игорь Юрьевич Сазонов, кандидат педагогических наук, профессор, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал) ФГБОУВО УралГУФК, г. Екатеринбург

Аннотация

Представлено исследование по разработке и обоснованию педагогических условий, направленных на повышения экономической грамотности студентов физкультурных программ для формирования интереса к предпринимательской деятельности. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод о необходимости внедрения в учебный процесс разработанной и апробированной педагогическая модели подготовки студентов к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: педагогическая модель, студенты, предпринимательская деятельность.

MANAGEMENT OF ECONOMIC LITERACY OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE PEDAGOGICAL PROFILE

Igor Vyacheslavovich Bryzgalov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Institute of physical culture, sport and youth policy of Ural Federal University, Ekaterinburg; Igor Yuryevich Sazonov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ekaterinburg institute of physical culture (branch) URALGUFK, Ekaterinburg

Annotation

The article presents the study on the development and justification of the pedagogical conditions aimed at improving the economic literacy of the students of physical education programs for formation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.