Научная статья на тему 'Проблемы организации информационно-консультационных служб в аграрной сфере'

Проблемы организации информационно-консультационных служб в аграрной сфере Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
490
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТА-ЦИОННАЯ СЛУЖБА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТА-ЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Дымов Антон Дмитриевич, Серебровский Владимир Исаевич

Рассмотрена организационно-экономическая сущность информационно-консуль-тационных служб, особенности и проблемы информационного обеспечения сельского хозяйства, организации информационно-консультационных служб в рамках агропромышленного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Дымов Антон Дмитриевич, Серебровский Владимир Исаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации информационно-консультационных служб в аграрной сфере»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ

В АГРАРНОЙ СФЕРЕ

Е.Л. Золотарева, А.Д. Дымов, В.И. Серебровский

Аннотация. Рассмотрена организационно-

экономическая сущность информационно-консультационных служб, особенности и проблемы информационного обеспечения сельского хозяйства, организации информационно-консультационных служб в рамках агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: иформационно-консульта-ционная служба, экономическая эффективность, многоуровневая система информационно-консультационного обеспечения.

Организационно - экономическая сущность информационно-консультационных служб вытекает, прежде всего, из особенностей нашей страны, для которой характерна трехуровневая система информационно-консультационного обеспечения (рисунок 1).

Информационно-консультационная служба АПК сельского хозяйства является сложной и многоуровневой системой, включающей в себя федеральные, региональные, районные (межрайонные) информационные центры, а также отдельные субъекты, осуществляющие информационно-консультационную деятельность.

Формирование и функционирование информационно-консультационной службы осуществляется в соот-

ветствии с определенными принципами, строгое соблюдение которых позволяет обеспечить ее эффективную деятельность. Эти принципы, являющиеся основными исходными положениями и правилами, призваны определять основы формирования службы, то есть правила ее организации, позволяющие разрабатывать главные направления деятельности и элементы экономического механизма ее функционирования. Основными принципами функционирования информационно-консультационных служб должны выступать: организационные, функциональные, экономические и социальные.

Основной целью информационно-консультационной службы сельского хозяйства является повышение эффективности и устойчивости воспроизводственного процесса сельскохозяйственных предприятий на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации.

Актуальные задачи информационно - консультационных служб:

- совместное участие с органами управления агропромышленного комплекса в реализации государственной агропромышленной политики;

Рисунок 1 - Виды деятельности ИКС в трехуровневой системе

- сбор, обработка доведение необходимой информации до заинтересованных субъектов агропромышленного комплекса;

- помощь хозяйствующим субъектам аграрного сектора экономики в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов эффективной деятельности в условиях рыночной экономики;

- консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей по вопросам организации, управления, оказание юридических услуг;

- повышение уровня знаний, практических навыков сельскохозяйственных товаропроизводителей путем обучения, издания информационных материалов, организации демонстрационных объектов;

- подготовка предложений для органов управления агропромышленного комплекса по разработке прикладных, научно-исследовательских работ.

В стратегическом плане важной задачей информационно- консультационных служб сельского хозяйства выступает их активное участие в реформировании агропромышленного комплекса и программах устойчивого развития сельскохозяйственных территорий.

Функциями информационно-консультационной службы являются обучение, консультирование, исследование и распространение знаний [2].

В современной России при развитии информационно-консультационных служб одним из важнейших и принципиальных вопросов является выбор приоритетных направлений развития службы, позволяющий обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами. При этом необходимо учитывать опыт работы консультационных служб за рубежом, высокий уровень развития которых способствует развитию сельскохозяйственного производства.

Предпосылками создания информационно-консультационных служб на территории регионов России выступают:

- низкий научно-технический уровень сельского хозяйства;

- незначительные размеры прямой государственной поддержки сельхозпроизводителей;

- относительно низкий уровень образования трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве, в особенности в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, численность и роль которых в производстве продукции растет;

- отсутствие современных каналов связи или неполное использование информационных технологий;

- несоответствие сельскохозяйственной инфраструктуры современным требованиям.

В целом, информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве призвана обеспечить доведение результатов научных исследований до уровня практического совета - научно-технической информации, которая, при содействии работников этой службы попадает к конечному пользователю - сельскохозяйственному производителю и обеспечивает при правильном ее применении получение эффекта.

Специфика информационно - консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей вытекает из объективных особенностей отрасли. Эти особенности состоят в следующем:

- сезонность производства сельскохозяйственной продукции, обуславливающая неравномерность занятости, неустойчивость доходов производителей в течение года;

- ограниченность земельных ресурсов в сочетании с низким уровнем интенсификации производства;

- высокая капиталоемкость отрасли в сочетании с относительно низкими доходами и высокими рисками, обуславливающие низкую инвестиционную привлекательность;

- относительно длинный технологический цикл производства, высокая зависимость от природно-климатических условий, что также повышает риски, что приводит к временному разрыву между осуществлением материальных затрат и получением прибыли, и соответственно к необходимости использования кредитных средств;

- необходимость обращения сельскохозяйственных товаропроизводителей, в особенности малых форм хозяйствования, к специальным сервисным службам за консультациями и соответствующими услугами;

- внедрение инноваций носит вероятностный характер, поскольку изменение общей экономической ситуации в стране или факторов производства может привести к непредсказуемым результатам.

Эффективность воспроизводственных процессов в сельскохозяйственных предприятиях, а также в малых формах хозяйствования во многом зависит от уровня профессиональной подготовки работников управления и организации систем их регулярного информирования о новых технологиях, высокоэффективных сортах сельскохозяйственных культур, породах высокопродуктив-

ного скота, возможностях их приобретения, ценах, условиях применения в конкретном регионе.

Несмотря на положительную тенденцию развития информационно-консультационного обеспечения в аграрном секторе экономики страны, отсутствие оперативной, достоверной информации затрудняет работу информационных служб и требует создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе применения информационных технологий, в которых реализованы функции сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Автоматизация работы информационно-консультационных служб на основе использования современных информационных технологий, использование базы данных во взаимодействии с экономико-математическими методами являются важным фактором роста производительности труда консультантов.

Среди нерешенных проблем на региональном уровне остается наличие ряда недостатков в функционировании информационно-консультационных служб сельскохозяйственных товаропроизводителей. Региональные информационно-консультационные центры малоактивны в подготовке и реализации региональных и муниципальных программ. Одной из таких проблем является недоукомплектованность многих региональных информационно-консультационных центров квалифицированными специалистами, поскольку эффективность работы сельскохозяйственных товаропроизводителей во многом зависит от уровня профессиональной подготовки кадров и их способности эффективно решать задачи управления хозяйственной и инвестиционной деятельностью.

Еще одна проблема - снабжение районных информационно-консультационных центров в полном объеме необходимыми программами и методическим материалом, поскольку на районном уровне в нашей стране информационным обеспечением охвачено не более 20% товаропроизводителей, в частности из-за отсутствия методического и программного обеспечения [1].

Необходимо отметить также, что поиск рациональных решений в создании системы информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства в настоящее время осуществляется не на основе предварительного научного моделирования, а в ходе практической деятельности ее формирований методом «проб и ошибок». При этом реализуется лишь часть имеющихся резервов повышения эффективности их работы. Эффект при этом носит, как правило, локальный или затухающий характер. Нередко мероприятия, формирующие эффект у производителей информационно-консультационных услуг, приводит к экономическим потерям ее потребителей. Преобладание эмпирических подходов в решении проблем информационно -консультационного и научного обеспечения сельскохозяйственного производства над подходами, основанными на научном поиске наиболее целесообразного варианта и предвидении возможных последствий, неизбежно приводит к хроническому отставанию в разработке и реализации адекватных мероприятий. При этом исключается возможность нахождения оптимального варианта решения с учетом динамики развития ситуации в аграрном секторе и народном хозяйстве в целом.

Немаловажной проблемой развития информационно-консультационных служб можно считать финансирование этого процесса. Мировой опыт показывает, что на первых этапах своего развития служба оказывает безвозмездные консультационные, информационные услуги. И только уже в условиях стабильного развития сельского хозяйства она переходит к оказанию услуг на коммерческой основе. В нашей стране в настоящее

время большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не могут оплачивать услуги информационно-консультационных служб.

Государство в настоящее время уделяет большое внимание решению общих задач экономического развития сельского хозяйства. Однако, одним из приоритетных направлений государственной поддержки должно стать создание организационно-экономических условий для свободного доступа всех хозяйствующих субъектов и организаций к достоверной экономической и научной информации, информационным системам.

Сельскохозяйственной наукой сформирована значительная база научных разработок в области селекции и семеноводства, племенного животноводства, технологий производства продукции животноводства, механизации сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции, организации производства и управления предприятиями аграрного сектора экономики, реализация которых может способствовать повышению эффективности воспроизводственных процессов в отрасли. Потенциал научных открытий в большей мере остается невостребованным. В то же время, отечественный и зарубежный опыт показывают, что показатели, характеризующие результативность производства в сельхозпредприятиях, использующих инновации, в 1,5-2 раза превышают их средние значения.

Важным условием эффективной работы службы информационно-консультационного обеспечения является создание нормативной и методической базы. При этом формирование такой базы на современном этапе значительно отстает от реальных потребностей в ней. Законы, принятые на федеральном уровне, не затрагивают основополагающих аспектов деятельности информационных служб в агропромышленном комплексе, законодательно не утверждают ее статус, позволяющий стать полноценным звеном рыночной экономики, не обеспечивают в полной мере законодательную регламентацию информационного и консультационного обеспечения субъектов аграрного сектора экономики. В этой связи необходимо приятие федерального закона, который бы регламентировал деятельность информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса Российской Федерации, определял роль и место информационных служб в рыночной инфраструктуре агропромышленного комплекса, что позволит закрепить их статус.

В сельском хозяйстве необходимо учитывать возможность адаптации технологий к особенностям региона, требуется всесторонний учет риска управленческой деятельности, поскольку зависимость условий и результатов производства от случайных, прежде всего погодных, биологических и рыночных факторов особенно велика. Информационно-консультационная служба должна использовать индивидуальный подход к каждому клиенту, что требует профессионализма и углубления специализации. Помощь в решении комплексных проблем управления в сельском хозяйстве может осуществляться консультантами не единолично, а командой специалистов разного профиля. Незнание тонкостей технологии может привести к отрицательному результату и невосполнимым потерям. Мы считаем, что именно этот фактор недостаточно учитывается в настоящее время при создании системы информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства.

Особым направлением деятельности информационно-консультационных служб сельского хозяйства является изыскание возможностей повышения рентабельности сельского хозяйства. Результатом ее работы должны выступать дополнительные доходы в производстве. На современном этапе эта задача, должна рас-

сматриваться не только в социальном и моральном аспектах, но и в стратегическом.

Таким образом, развитие информационно -консультационных служб имеет большое значение для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, однако их организация и функционирование сопровождаются рядом проблем, связанных с финансированием, недостаточным обеспечением квалифицированными специалистами, отсутствием нормативно-правовой базы, низким уровнем государственной поддержки и другими. В то же время, эффективность ее функционирования во многом зависит от уровня государственной поддержки, налоговой политики государства, от консолидации усилий органов государственной власти и субъектов информационно-консультационной деятельности сельского хозяйства для создания единого информационного пространства. Важными аспектами повышения эффективности работы информационно-консультационных служб является поддержание необходимого уровня и стабильности потока инвестиций в развитие информационно-консультационной системы агропромышленного комплекса, создание конкурентной среды, обеспечивающей функционирование информационно-консультационной службы с различными

организационно-правовыми формами, развитие международного сотрудничества, предполагающего обмен информацией, вхождение в международные информационные системы, систематическое повышение квалификации работников службы.

Список использованных источников

1 Дворак, О. Информационное обеспечение аграриев Брянской области / О. Дворак // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - №11. - С. 13.

2 Ториков, В.Е. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве / В.Е. Ториков // Учебное пособие. - 2009.

Информация об авторах

Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. 39-40-15, е-шаП:Е1епа.7о1о1агеуа.2010@ mail.ru, тел. 8-950-87-88-343.

Дымов Антон Дмитриевич, соискатель ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».

Серебровский Владимир Исаевич, доктор технических наук профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.