ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ
В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
Е.Л. Золотарева, А.Д. Дымов, В.И. Серебровский
Аннотация. Рассмотрена организационно-
экономическая сущность информационно-консультационных служб, особенности и проблемы информационного обеспечения сельского хозяйства, организации информационно-консультационных служб в рамках агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: иформационно-консульта-ционная служба, экономическая эффективность, многоуровневая система информационно-консультационного обеспечения.
Организационно - экономическая сущность информационно-консультационных служб вытекает, прежде всего, из особенностей нашей страны, для которой характерна трехуровневая система информационно-консультационного обеспечения (рисунок 1).
Информационно-консультационная служба АПК сельского хозяйства является сложной и многоуровневой системой, включающей в себя федеральные, региональные, районные (межрайонные) информационные центры, а также отдельные субъекты, осуществляющие информационно-консультационную деятельность.
Формирование и функционирование информационно-консультационной службы осуществляется в соот-
ветствии с определенными принципами, строгое соблюдение которых позволяет обеспечить ее эффективную деятельность. Эти принципы, являющиеся основными исходными положениями и правилами, призваны определять основы формирования службы, то есть правила ее организации, позволяющие разрабатывать главные направления деятельности и элементы экономического механизма ее функционирования. Основными принципами функционирования информационно-консультационных служб должны выступать: организационные, функциональные, экономические и социальные.
Основной целью информационно-консультационной службы сельского хозяйства является повышение эффективности и устойчивости воспроизводственного процесса сельскохозяйственных предприятий на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации.
Актуальные задачи информационно - консультационных служб:
- совместное участие с органами управления агропромышленного комплекса в реализации государственной агропромышленной политики;
Рисунок 1 - Виды деятельности ИКС в трехуровневой системе
- сбор, обработка доведение необходимой информации до заинтересованных субъектов агропромышленного комплекса;
- помощь хозяйствующим субъектам аграрного сектора экономики в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов эффективной деятельности в условиях рыночной экономики;
- консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей по вопросам организации, управления, оказание юридических услуг;
- повышение уровня знаний, практических навыков сельскохозяйственных товаропроизводителей путем обучения, издания информационных материалов, организации демонстрационных объектов;
- подготовка предложений для органов управления агропромышленного комплекса по разработке прикладных, научно-исследовательских работ.
В стратегическом плане важной задачей информационно- консультационных служб сельского хозяйства выступает их активное участие в реформировании агропромышленного комплекса и программах устойчивого развития сельскохозяйственных территорий.
Функциями информационно-консультационной службы являются обучение, консультирование, исследование и распространение знаний [2].
В современной России при развитии информационно-консультационных служб одним из важнейших и принципиальных вопросов является выбор приоритетных направлений развития службы, позволяющий обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами. При этом необходимо учитывать опыт работы консультационных служб за рубежом, высокий уровень развития которых способствует развитию сельскохозяйственного производства.
Предпосылками создания информационно-консультационных служб на территории регионов России выступают:
- низкий научно-технический уровень сельского хозяйства;
- незначительные размеры прямой государственной поддержки сельхозпроизводителей;
- относительно низкий уровень образования трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве, в особенности в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах, численность и роль которых в производстве продукции растет;
- отсутствие современных каналов связи или неполное использование информационных технологий;
- несоответствие сельскохозяйственной инфраструктуры современным требованиям.
В целом, информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве призвана обеспечить доведение результатов научных исследований до уровня практического совета - научно-технической информации, которая, при содействии работников этой службы попадает к конечному пользователю - сельскохозяйственному производителю и обеспечивает при правильном ее применении получение эффекта.
Специфика информационно - консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей вытекает из объективных особенностей отрасли. Эти особенности состоят в следующем:
- сезонность производства сельскохозяйственной продукции, обуславливающая неравномерность занятости, неустойчивость доходов производителей в течение года;
- ограниченность земельных ресурсов в сочетании с низким уровнем интенсификации производства;
- высокая капиталоемкость отрасли в сочетании с относительно низкими доходами и высокими рисками, обуславливающие низкую инвестиционную привлекательность;
- относительно длинный технологический цикл производства, высокая зависимость от природно-климатических условий, что также повышает риски, что приводит к временному разрыву между осуществлением материальных затрат и получением прибыли, и соответственно к необходимости использования кредитных средств;
- необходимость обращения сельскохозяйственных товаропроизводителей, в особенности малых форм хозяйствования, к специальным сервисным службам за консультациями и соответствующими услугами;
- внедрение инноваций носит вероятностный характер, поскольку изменение общей экономической ситуации в стране или факторов производства может привести к непредсказуемым результатам.
Эффективность воспроизводственных процессов в сельскохозяйственных предприятиях, а также в малых формах хозяйствования во многом зависит от уровня профессиональной подготовки работников управления и организации систем их регулярного информирования о новых технологиях, высокоэффективных сортах сельскохозяйственных культур, породах высокопродуктив-
ного скота, возможностях их приобретения, ценах, условиях применения в конкретном регионе.
Несмотря на положительную тенденцию развития информационно-консультационного обеспечения в аграрном секторе экономики страны, отсутствие оперативной, достоверной информации затрудняет работу информационных служб и требует создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе применения информационных технологий, в которых реализованы функции сбора, хранения, обработки и передачи информации.
Автоматизация работы информационно-консультационных служб на основе использования современных информационных технологий, использование базы данных во взаимодействии с экономико-математическими методами являются важным фактором роста производительности труда консультантов.
Среди нерешенных проблем на региональном уровне остается наличие ряда недостатков в функционировании информационно-консультационных служб сельскохозяйственных товаропроизводителей. Региональные информационно-консультационные центры малоактивны в подготовке и реализации региональных и муниципальных программ. Одной из таких проблем является недоукомплектованность многих региональных информационно-консультационных центров квалифицированными специалистами, поскольку эффективность работы сельскохозяйственных товаропроизводителей во многом зависит от уровня профессиональной подготовки кадров и их способности эффективно решать задачи управления хозяйственной и инвестиционной деятельностью.
Еще одна проблема - снабжение районных информационно-консультационных центров в полном объеме необходимыми программами и методическим материалом, поскольку на районном уровне в нашей стране информационным обеспечением охвачено не более 20% товаропроизводителей, в частности из-за отсутствия методического и программного обеспечения [1].
Необходимо отметить также, что поиск рациональных решений в создании системы информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства в настоящее время осуществляется не на основе предварительного научного моделирования, а в ходе практической деятельности ее формирований методом «проб и ошибок». При этом реализуется лишь часть имеющихся резервов повышения эффективности их работы. Эффект при этом носит, как правило, локальный или затухающий характер. Нередко мероприятия, формирующие эффект у производителей информационно-консультационных услуг, приводит к экономическим потерям ее потребителей. Преобладание эмпирических подходов в решении проблем информационно -консультационного и научного обеспечения сельскохозяйственного производства над подходами, основанными на научном поиске наиболее целесообразного варианта и предвидении возможных последствий, неизбежно приводит к хроническому отставанию в разработке и реализации адекватных мероприятий. При этом исключается возможность нахождения оптимального варианта решения с учетом динамики развития ситуации в аграрном секторе и народном хозяйстве в целом.
Немаловажной проблемой развития информационно-консультационных служб можно считать финансирование этого процесса. Мировой опыт показывает, что на первых этапах своего развития служба оказывает безвозмездные консультационные, информационные услуги. И только уже в условиях стабильного развития сельского хозяйства она переходит к оказанию услуг на коммерческой основе. В нашей стране в настоящее
время большая часть сельскохозяйственных товаропроизводителей не могут оплачивать услуги информационно-консультационных служб.
Государство в настоящее время уделяет большое внимание решению общих задач экономического развития сельского хозяйства. Однако, одним из приоритетных направлений государственной поддержки должно стать создание организационно-экономических условий для свободного доступа всех хозяйствующих субъектов и организаций к достоверной экономической и научной информации, информационным системам.
Сельскохозяйственной наукой сформирована значительная база научных разработок в области селекции и семеноводства, племенного животноводства, технологий производства продукции животноводства, механизации сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции, организации производства и управления предприятиями аграрного сектора экономики, реализация которых может способствовать повышению эффективности воспроизводственных процессов в отрасли. Потенциал научных открытий в большей мере остается невостребованным. В то же время, отечественный и зарубежный опыт показывают, что показатели, характеризующие результативность производства в сельхозпредприятиях, использующих инновации, в 1,5-2 раза превышают их средние значения.
Важным условием эффективной работы службы информационно-консультационного обеспечения является создание нормативной и методической базы. При этом формирование такой базы на современном этапе значительно отстает от реальных потребностей в ней. Законы, принятые на федеральном уровне, не затрагивают основополагающих аспектов деятельности информационных служб в агропромышленном комплексе, законодательно не утверждают ее статус, позволяющий стать полноценным звеном рыночной экономики, не обеспечивают в полной мере законодательную регламентацию информационного и консультационного обеспечения субъектов аграрного сектора экономики. В этой связи необходимо приятие федерального закона, который бы регламентировал деятельность информационно-консультационных служб агропромышленного комплекса Российской Федерации, определял роль и место информационных служб в рыночной инфраструктуре агропромышленного комплекса, что позволит закрепить их статус.
В сельском хозяйстве необходимо учитывать возможность адаптации технологий к особенностям региона, требуется всесторонний учет риска управленческой деятельности, поскольку зависимость условий и результатов производства от случайных, прежде всего погодных, биологических и рыночных факторов особенно велика. Информационно-консультационная служба должна использовать индивидуальный подход к каждому клиенту, что требует профессионализма и углубления специализации. Помощь в решении комплексных проблем управления в сельском хозяйстве может осуществляться консультантами не единолично, а командой специалистов разного профиля. Незнание тонкостей технологии может привести к отрицательному результату и невосполнимым потерям. Мы считаем, что именно этот фактор недостаточно учитывается в настоящее время при создании системы информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства.
Особым направлением деятельности информационно-консультационных служб сельского хозяйства является изыскание возможностей повышения рентабельности сельского хозяйства. Результатом ее работы должны выступать дополнительные доходы в производстве. На современном этапе эта задача, должна рас-
сматриваться не только в социальном и моральном аспектах, но и в стратегическом.
Таким образом, развитие информационно -консультационных служб имеет большое значение для повышения эффективности сельскохозяйственного производства, однако их организация и функционирование сопровождаются рядом проблем, связанных с финансированием, недостаточным обеспечением квалифицированными специалистами, отсутствием нормативно-правовой базы, низким уровнем государственной поддержки и другими. В то же время, эффективность ее функционирования во многом зависит от уровня государственной поддержки, налоговой политики государства, от консолидации усилий органов государственной власти и субъектов информационно-консультационной деятельности сельского хозяйства для создания единого информационного пространства. Важными аспектами повышения эффективности работы информационно-консультационных служб является поддержание необходимого уровня и стабильности потока инвестиций в развитие информационно-консультационной системы агропромышленного комплекса, создание конкурентной среды, обеспечивающей функционирование информационно-консультационной службы с различными
организационно-правовыми формами, развитие международного сотрудничества, предполагающего обмен информацией, вхождение в международные информационные системы, систематическое повышение квалификации работников службы.
Список использованных источников
1 Дворак, О. Информационное обеспечение аграриев Брянской области / О. Дворак // Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - №11. - С. 13.
2 Ториков, В.Е. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве / В.Е. Ториков // Учебное пособие. - 2009.
Информация об авторах
Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», тел. 39-40-15, е-шаП:Е1епа.7о1о1агеуа.2010@ mail.ru, тел. 8-950-87-88-343.
Дымов Антон Дмитриевич, соискатель ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет».
Серебровский Владимир Исаевич, доктор технических наук профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».