Научная статья на тему 'Реформирование системы информационно-консультационных служб АПК регионов в свете повышения эффективности управленческих коммуникаций: пути, тенденции и прогнозы'

Реформирование системы информационно-консультационных служб АПК регионов в свете повышения эффективности управленческих коммуникаций: пути, тенденции и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ИНФОРМАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА / INFORMATION AND CONSULTATION SERVICE / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / INFORMATION COUNSELING / MANAGEMENT COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапыряев Никита Александрович, Скрипка Светлана Николаевна

В статье исследуются проблемы информационно-консультационного обеспечения предприятий агропромышленного комплекса регионов на примере Белгородской области. Постулируется важность функционирования сети информационно-консультационных служб как структур, обеспечивающих предприятия АПК информацией об инновациях и новейших технологиях, которые используются в агробизнесе, что необходимо для эффективного развития предпринимательства на селе и детерминирует повышение эффективности управленческих коммуникаций. Отмечается, что реформирование ныне действующих информационно-консультационных служб должно происходить при активной межведомственной коммуникации федеральных и региональных органов, уполномоченный в сфере управления АПК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы информационно-консультационных служб АПК регионов в свете повышения эффективности управленческих коммуникаций: пути, тенденции и прогнозы»

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ АПК РЕГИОНОВ В СВЕТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ: ПУТИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ

Для цитирования: Сапыряев Н.А., Скрипка С.Н. Реформирвоание системы информационно-консультационных служб АПК регионов в свете повышения эффективности управленческих коммуникаций: пути, тенденции и прогнозы. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №2, 2018. С. 46-55.

Авторы: САПЫРЯЕВ Н.А., СКРИПКА С.Н.

САПЫРЯЕВ Никита Александрович - студент Экономического факультета Белгородского государственного аграрного университета им. В. Горина. Адрес: 308503, Белгородская обл., Белгородский район, п. Майский, ул. Вавилова, д. 1. Е-mail: ya.nick0260@gmail.com. СКРИПКА Светлана Николаевна - директор Белгородской областной ассоциации фермеров. Адрес: 308503, Белгородская обл., Белгородский район, п. Майский, ул. Вавилова, д. 1. Е-mail: sveta.skrypka@yandex.ru.

Аннотация. В статье исследуются проблемы информационно-консультационного обеспечения предприятий агропромышленного комплекса регионов на примере Белгородской области. Постулируется важность функционирования сети информационно-консультационных служб как структур, обеспечивающих предприятия АПК информацией об инновациях и новейших технологиях, которые используются в агробизнесе, что необходимо для эффективного развития предпринимательства на селе и детерминирует повышение эффективности управленческих коммуникаций. Отмечается, что реформирование ныне действующих информационно-консультационных служб должно происходить при активной межведомственной коммуникации федеральных и региональных органов, уполномоченный в сфере управления АПК.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, информационное консультирование, информационно-консультационная служба, управленческие коммуникации, экономическая безопасность.

В современных условиях развитие аграрного предпринимательства в значительной степени зависит от того, насколько эффективно организовано информационное обеспечение. В связи с этим, развитие рыночных отношений требует создания информационно-консультационной среды, которая бы обеспечила освоение новых технологий, налаживание маркетинговой деятельности, расширило возможности модернизации производственных процессов и тому подобное. Развитие общественного производства, повышение его эффективности, как известно, напрямую зависит от развития научно-технического прогресса, применения его достижений на практике. В настоящее

время существует достаточно много форм и методов связей аграрной науки с агропромышленным производством, направленных на значительное повышение его эффективности. Поэтому организация использования полученных в процессе исследований научно-технических результатов и их информационное сопровождение представляются важной составляющей развития научно-технического прогресса в агропромышленной сфере. Наиболее полно они могут быть использованы при реализации национальных, государственных и региональных программ, которые в основном финансируются из государственного бюджета и направлены на комплексное решение важных народнохозяйственных проблем страны.

Важнейшим стратегическим приоритетом функционирования системы информационно-консультационного обеспечения является создание условий для эффективного развития предпринимательства, его обеспечение необходимыми информационными ресурсами, профессиональной поддержкой принятия управленческих решений, информацией об инновациях и новейших технологиях. Важную роль в этих процессах играют региональные информационно-консультационные службы, которые должны одновременно обеспечивать и поддерживать как высокий кадровый потенциал, так и возможности прямого доступа к информации в научной и производственной сфере. Именно на уровне региона следует искать ресурсный потенциал для развития системы информационно-консультационного обеспечения аграрного предпринимательства. Этот ресурсный потенциал эффективно используется в Белгородской области, где уже с 2001 г. функционируют информационно -консультационные структуры под патронатом Правительства Белгородской области.

Организационно-экономические и технические аспекты развития информационно-консультационного обеспечения аграрного

предпринимательства исследованы в работах А. С. Бородина, Т. П. Кальной-Дубинюк, Г. Я. Корешок, И. С. Криворучко, М.Ф. Кропивко, И. П. Кудиновой, М. Лобанов, А. Могильного, Л. Х. Рыбака, А. Н. Шпичака, П.Т. Саблука, И. В. Свиноуса, С. В. Щербины и других. Однако на современном этапе проблемы, связанные с информационно-консультационным обеспечением АПК, недостаточно изучены. В частности, остается открытым вопрос о государственном регулировании этого процесса.

Дальнейшего исследования требуют вопросы развития информационно-консультационного обеспечения аграрного предпринимательства на региональном уровне. Недостаточно исследованными являются вопросы, связанные с определением статуса информационно-консультационных служб, источников их финансирования, построением взаимоотношений между субъектами хозяйствования, которые будут вовлечены в процесс консультирования. В связи с этим целью статьи является определение направлений совершенствования информационно-консультационного обеспечения аграрного предпринимательства в регионах [Винничек, Бученкова: 89-92]

В рыночных условиях эффективность хозяйственной деятельности зависит от использования информации. Обеспечение принятия решений полной и надежной информации в нужное время - центральная и наиболее сложная проблема управления. Количество, содержание и своевременность полученной информации определяют качество принимаемых решений. Деятельность системы информационно-консультационного обеспечения аграрного предпринимательства направлена на оптимизацию этих процессов.

Управление аграрными предприятиями требует интеграции, координации и упорядочения деятельности различных служб для достижения оперативных и стратегических целей, разработки комплексных консультационных проектов. Это может быть достигнуто путем создания системы взаимодействующих организаций, функционирование которых связано с информационной и профессиональной поддержкой аграрного производства. Система информационно-консультационного обеспечения аграрного

предпринимательства должна развиваться как в стране в целом, так и на региональном уровне.

Под региональной системой информационно-консультационного обеспечения аграрного предпринимательства следует понимать совокупность взаимодействующих элементов управления, образования, науки и элементов инфраструктуры аграрного рынка, составляют единую систему, целью которой является эффективный сбор, обработка, хранение и передача информации отраслевым товаропроизводителям, обеспечение доступа к ней, предоставление помощи в ее профессиональном использовании [Луговнина: 38].

О недостаточном уровне информационного обеспечения аграрных предприятий в России свидетельствуют данные контактного центра Министерства сельского хозяйства России. По их данным, большая часть респондентов (51,11%) интересовалась программами государственной поддержки сельского хозяйства, а меньше всего интересовали земельные вопросы (6,67%). Консультации относительно других вопросов (тарифы на ветеринарные услуги, идентификацию животных, лицензирования торговли ядохимикатами и т.д.) были предоставлены 42,22% респондентов [Бадмахалгаев, Зверев: 76-82]. Поиск путей эффективного взаимодействия между производителями и потребителями информации является важным условием развития аграрного предпринимательства [Письменная: 451-453].

Основные задачи развития системы информационно-консультационного обеспечения аграрного предпринимательства можно охарактеризовать так:

- диверсификация деятельности субъектов агропромышленного комплекса и усиление межотраслевых связей;

- внедрение новых технологий в аграрный сектор экономики, которые требуют организации информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- создание совместных предприятий с ведущими зарубежными фирмами;

- развитие международных, федеральных и региональных программ развития и финансирования предприятий АПК;

- расширение сектора информационных продуктов и услуг для предприятий;

- правовая и информационная поддержка кооперативного движения;

- информационно-консультативная поддержка разработки бизнес-планов, инвестиционных проектов и технико-экономических обоснований для повышения возможностей аграрных предприятий получать инвестиционные ресурсы [Нежельченко, Яковенко, Добрунова, Беспалова].

Система информационного обеспечения аграрного предпринимательства является разноплановой и имеет несколько уровней (федеральный, региональный и местных органов власти и уровень субъектов хозяйствования)

Приведенные данные свидетельствуют о сложной структуре формирования информации и необходимость реформирования информационно-консультационной работы в аграрных предприятиях, направленной на получение оперативной, актуальной и достоверной информации об условиях ведения хозяйственной деятельности и конъюнктуре аграрного рынка. Поэтому развитие консультативной деятельности должно быть неотъемлемой частью государственной политики поддержки аграрного предпринимательства.

Совершенствование информационно-консультационной поддержки предполагает необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач: налаживание региональных систем мониторинга социально-экономического состояния фермерства, изучение общественного мнения фермеров и сельского населения силами департаментов управления АПК, ассоциаций фермерских хозяйств и социологических служб, исследование состояния рынков и консультационная поддержка субъектов ведения хозяйства. Необходимо развитие института консультирования при федеральных и региональных ассоциациях фермерских хозяйств [Подколзин, Рябов: 108-110].

Наличие контактных центров и развитие консультирования являются важными составляющими информационно-консультативного обеспечения на уровне государства. Но необходимо развитие системы информационно-консультативного обеспечения аграрного предпринимательства в регионах, должна сочетать между собой всех субъектов деятельности, для комплексного взаимовыгодного обмена информацией.

Так, в Белгородской области на региональном уровне государственные информационно-консультационные структуры представлены Областным государственным автономным учреждением «Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса», который осуществляет свою деятельность с июля 2001 г. и является одним из первых в России центров информационно-консультационного обеспечения АПК. Главной целью деятельности указанного центра является обеспечение системной информационно-консультационной поддержки фермерским хозяйствам и иным предприятиям сферы АПК, разработка и реализация новых агротехнологий посредством предоставления качественных консалтинговых услуг по вопросам хозяйствования.

На ряду с Инновационно-консультационным центром АПК в Белгородской области важное место в информационно-консультационной деятельности отводится Институту переподготовки и повышения квалификации кадров агробизнеса Белгородского государственного аграрного университета им. В. Я. Горина. Деятельность института направлена на подготовку кадров для агропромышленного комплекса регионов Центрального федерального округа. Высокие показатели объемов выполненных работ по обучению специалистов в сфере АПК на базе института в рамках курсов переподготовки и повышения квалификации свидетельствуют о востребованности подобной научно-образовательной и информационно-консультационной структуры для региона.

Для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных информационно-консультационных служб и решения проблем, которые стоят перед ними, необходимо:

- разработать порядок формирования баз данных, которые должны передаваться в федеральный координационный центр при Министерстве сельского хозяйства и обеспечат равный доступ к необходимой информации всем сельскохозяйственным информационно-консультационным службам различных уровней;

- учитывая недостаток квалифицированных кадров в информационно-консультационных центрах, необходимо критически подойти к процессу подготовки и переподготовки кадров для консультационных служб; организовать подготовку консультантов-специалистов, работающих на постоянной основе и экспертов-консультантов - специалистов, привлекаемых из высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений, в соответствии с установленными квалификационными требованиями. В решении этой задачи целесообразным представляется сотрудничество институтов повышения квалификации при аграрных университетах и информационно-консультационных центров федерального и регионального уровней;

- в связи с тем, что создание сети сельскохозяйственных консультационных служб в России является приоритетным направлением государственной политики, которое требует значительных финансовых ресурсов, необходимо искать дополнительные источники финансирования, одним из которых может стать осуществление самой службой некоторых видов услуг на платной основе с последующим перераспределением средств на социально-ориентированную деятельность [Рогожина: 135-140].

Важно отметить, что в реформировании ныне существующей системы информационно-консультационной деятельности особая роль должна лежать на управлениях и департаментах агропромышленного развития органов исполнительной власти субъектов федерации, которые при содействии Министерства сельского хозяйства должны выполнять координирующую роль во взаимодействии субъектов аграрных отношений и сочетать общегосударственные, региональные, районные органы управления с предприятиями и общественными организациями, которые связаны с агробизнесом. Только в условиях развития комплексного взаимообмена

информацией между элементами информационно-консультативного обеспечения аграрного предпринимательства возможно удовлетворить информационные потребности субъектов аграрных отношений, способствовать повышению эффективности их деятельности и усилить взаимодействие между ними. На сегодня уровень взаимодействия между этими подсистемами недостаточен.

Доказано, что создание информационно-консультационных служб в структуре или при органах управления АПК имеет ряд преимуществ. Это, в первую очередь, наличие кадров с большим опытом организационной и административной работы в сельском хозяйстве, глубоким знанием проблем отрасли, а также возможности для более полного и оперативного решения управленческих, финансовых, организационных и других вопросов, связанных с информационно-консультационной деятельностью [Плющиков, Ильясова, Довлетярова: 10-13].

Такая система предусматривает создание единого электронного ресурса (сайта), содержащий комплексную информацию, необходимую для развития аграрного. Через такую систему субъекты смогут размещать информацию о потребностях в агротехнике, инвестициях и получать информацию о маркетинговых исследованиях, новых технологиях (или предлагать их при собственной разработке для коммерческого освоения), государственных программах поддержки или конкурсах, семинарах или образовательных курсах и т. д.

Расширение сети региональных информационно-консультационных центров позволит улучшить обмен информацией между субъектами хозяйствования и повысить обоснованность их решений при формировании соответствующей организационной структуры. Центр благодаря использованию профессиональных знаний консультантов в соответствующей сфере и программного обеспечения будет способствовать комплексному удовлетворению потребностей сельскохозяйственных производителей.

В качестве основных формы работы Центров можно назвать: индивидуальные консультации; программы обучения; размещение информации в печатных изданиях и на интернет-сайтах по инвестиционным проектам, новым технологиям, программным продуктам, изменениям нормативно-правового обеспечения; выполнение определенных видов работ на заказ (разработка бизнес-планов, моделирование производственных процессов и т.п.). Соответственно, источниками финансирования Центров должны быть бюджетные средства, средства заказчиков, добровольные взносы. Функционирование региональных информационно-консультационных центров будет способствовать более эффективному взаимодействию между субъектами информационного обеспечения.

Итак, информационно-консультативные центры в регионе должны оказывать информационную поддержку, способствовать повышению квалификации кадров, стимулировать инновационный процесс, способствовать

техническому обеспечению оборудованием, обеспечивать субъектов хозяйствования методическими материалами [Помогаев: 73-79].

Обобщая вышесказанное, отметим, что система информационно-консультационного обеспечения в регионе, что было показано на примере Белгородской области, ориентирована на решение комплекса проблем стабилизации и развития аграрных предприятий с помощью аккумулирования ресурсного потенциала региона, взаимодействия региональных органов управления, научных, образовательных и обслуживающих организаций, создание условий для обеспечения прозрачности рынка. Сформулированы основы создания системы информационно-консультационного обеспечения аграрных предприятий в регионе, которая направлена на формирование региональной системы мониторинга социально-экономического состояния предпринимательства и эффективного обмена информацией между субъектами хозяйствования АПК. Для предпринимателей информационно-консультационная помощь должна быть направлена на расширение их доступа к научным, образовательным, технологическим, управленческим услугам и информации о конъюнктуре аграрного рынка [Лебедь, Кравцов: 152-154]. Наличие консультационных центров и развитие консультирования являются важными составляющими информационно-консультативного обеспечения на уровне региона, в котором реализуются потенциальные возможности эффективного использования научных и практических знаний, опыта и человеческих ресурсов.

Источники

Бадмахалгаев Л. Ц., Зверев В. В. (2012). Развитие системы сельхозяйственного консультирования в России: проблемы и перспективы. // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. №2. С.76-82

Винничек Л. Б., Бученкова Л. В. (2011). Организация внутриобластной системы сельскохозяйственного консультирования. // Нива Поволжья. №4. С.89-92

Золотарева Е., Дымов А., Серебровский В. (2012). Проблемы организации информационно-консультационных служб в аграрной сфере. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. №2. С.28-31

Лебедь В. Н., Кравцов Д. Н. (2017). Внутри- и внешнеполитические детерминанты продовольственной безопасности РФ: влияние конъюнктур. // The Newman In Foreign Policy. №35 (79), С. 9-14.

Лебедь В. Н., Кравцов Д. Н. (2016). Кооперация в сельском хозяйстве -условие продовольственной безопасности современной России. // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XVI международной научно-практической конференции. отв. ред. Уварина Н.В. С. 373-374.

Лебедь В. Н., Кравцов Д. Н. (2015). Развитие сельскохозяйственного консультирования в РФ: становление и перспективы. // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Материалы IX международной научно-практической конференции. С. 152-154.

Лебедь В. Н., Терещенко Б. И., Восканян К. А. (2017). Управление процессами обеспечения кибербезопасности как фактор международной стабильности. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 2. №4, С. 30-37.

Луговнина В. В. (2011). Основные направления развития информационно-консультационной службы в агропромышленном комплексе региона. // Baikal Research Journal. №2. С.38

Нежельченко Е. В., Яковенко Н. Ю., Добрунова А. И., Беспалова М. А. (2015). Формирование организационно-экономического механизма технической модернизации сельского хозяйства в регионе. Монография. Белгород, 186 с.

Нежельченко Е. В., Яковенко Н. Ю., Худобина Г. И., Склярова Л. В., Селиверстова А.Е. (2017). Развитие сельских территорий на основе агротуризма. // Проблемы и решения современной аграрной экономики: XXI международная научно-производственная конференция. С. 228-229.

Письменная А. Б. (2007). К вопросу о развитии информационно -консультационной службы АПК региона. // Никоновские чтения. №12. С.451-453 Плющиков В. Г., Ильясова Н. И., Довлетярова Э. А. (2007). Развитие и функционирование системы информационно-консультационных технологий в управлении безопасности жизнедеятельности в отраслях АПК. // Вестник РУДН. Серия: Агрономия и животноводство. №4. С.10-13

Подколзин Р. В., Рябов В. П., Толстых А. А. (2013). Взаимодействие современных информационно-консультационных служб со сторонними организациями. // Территория науки. №1. С.108-110

Помогаев В. М. (2015). Развитие региональной системы информационно-консультационных услуг в АПК. // Вестник ОмГАУ. №1 (17). С.73-79

Рогожина Т. В. (2011). Формирование информационно-консультационной службы в АПК. // Вестник НГИЭИ. №6 (7). С.128-140

REFORMING THE SYSTEM OF INFORMATION AND ADVISORY SERVICES IN AGRO-INDUSTRIAL REGIONS AS THE WAY OF MANAGERIAL COMMUNICATIONS IMPROVEMENT: WAYS, TRENDS AND FORECASTS.

For citation: Sapiryayev N.A., Skripka S.N., Reforming the System on Information and Advisory Services in Agro-Industrial Regions as the Way of Managerial Communications Improvement: Ways, Trends and Forecasts. In: Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 3. No. 2. 2018. P. 46-55.

Authors: SAPIRYAYEV N.A., SKRIPKA S.N.

SAPIRYAYEV Nikita A., student of the Faculty of Economics of Belgorod State Agrarian University. Address: 308503, Belgorod Region, Maisky Village, Vavilova st., 1. E-mail: ya.nick0260@gmail.com.

SKRIPKA Svetlana N., Director of the Belgorod Regional Association of Farmers. Address: 308503, Belgorod Region, Maisky Village, Vavilova st., 1. E-mail: sveta. skrypka@yandex.ru.

Abstract. The article deals with the problems of informational and consulting support of the enterprises of the agro-industrial complex of regions on the example of the Belgorod region. The importance of functioning of the network of information and consulting services as structures providing the agro-industrial enterprises with information about innovations and the newest technologies used in agrobusiness is postulated, which is necessary for the effective development of entrepreneurship in the countryside and determines the increase of the efficiency of management communications. It is noted that the reform of the current information and consulting services should take place with the active inter-departmental communication of federal and regional authorities, authorized in the management of agro-industrial complex.

Key words: agro-industrial complex, information counseling, information and consultation service, management communications, economic security.

References

Badmakhlgaev L. T., Zverev VV (2012). Development of Agricultural Advisory System in Russia: Problems and Prospects. In: AGTU Herald. Series: Economics. No. 2. P.76-82. (In Rus.).

Vinnichek L.B., Buchenkova L.V. (2011). Organization of Intra-Regional System of AgriculturalCconsulting. In: The Volga Region Niva. No. 4. P.89-92. (In Rus.).

Zolotareva E., Dymov A., Serebrovsky V. (2012). Problems of Information and Consulting Services Organization in the Agrarian Sphere. Kursk State Agricultural Academy Herald. No. 2. P. 28-31. (In Rus.).

Lebed V.N., Kravtsov D.N. (2017). Domestic and Foreign Policy Determinants of the Russian Federation Food Security: The Influence of Conjuncture. In: The Newman In Foreign Policy. No. 35 (79). P. 9-14. (In Rus.).

Lebed V.N., Kravtsov D.N. (2016). Cooperation in Agriculture As the Condition of Providing Food Security of Modern Russia. In: Russia and Europe: The Connection of Culture and Economy. Materials of the XVI International Scientific and Practical Conference. P. 373-374. (In Rus.).

Lebed V.N., Kravtsov D.N. (2015). Development of Agricultural Counseling in the Russian Federation: Formation and Prospects. In: Problems of Economics, Organization and Management in Russia and the World. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference. P. 152-154. (In Rus.).

Lebed V.N., Tereshchenko B.I., Voskanyan K.A. (2017). Management of the Processes of Providing Cybersecurity as a Factor of International Stability. Communicology: The Online Scientific Journal. Vol. 2. No. 4. P. 30-37. (In Rus.).

Lugovnina V.V. (2011). Main Prospects of Information and Consulting Services Development in a Regional Agroindustrial Complex. In: Baikal Research Journal. No. 2 P.38. (In Rus.).

Nezhelchenko E.V., Yakovenko N.Y., Dobrunova A.I., Bespalova M.A. (2015). Organizational and Economic mechanisms of Regional Agricultural Modernization. Monograph. Belgorod. 186 P. (In Rus.).

Nezhelchenko E.V., Yakovenko N.U., Khudobina G.I., Sklyarova L.V., Seliverstova A.E. (2017). Agrotourism and Rural Territories Development. In: Problems and Solutions of Modern Agrarian Economics. XXI International Scientific and Production Conference. P. 228-229. (In Rus.).

Pismennaya A.B. (2007). On the Issue of Regional Information and Consulting Services Development in Agroindustrial Complexes. In: Nichon Readings. No. 12. P. 451-453. (In Rus.).

Plyushchikov V.G., Ilyasova N.I., Dovletyarova E.A. (2007). Development and Functioning of Information and Consulting Technologies System while Managing Life Safety in an Agroindustrial Complex. In: RUDN Herald. Series: Agronomy and Animal Husbandry. No. 4 10-13. (In Rus.).

Podkolzin R.V., Ryabov V.P., Tolstykh A.A. (2013). Modern Information and Consulting Services' Interaction with Third-Party Organizations. In: Territory of Science. No.1. P.108-110 (In Rus.).

Pomogaev V.M. (2015). Creating a Regional System of Information and Consulting Services in Agroindustrial Complex. Bulletin of the Omsk State Technical University. No. 1 (17). P. 73-79 (In Rus.).

Rogozhina T.V. (2011). Information and Consulting Service Formation in Agroindustrial Complex. NGEEI Herald. No. 6 (7). P.128-140 (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.