ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА, КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Е.Л. Золотарева, И.Я. Пигорев, А.Д. Дымов
Аннотация. Статья посвящена обоснованию роли информационных служб в развитии сельского хозяйства. Рассмотрены методы воздействия сельскохозяйственных информационно-консультационных служб на сельскохозяйственных производителей.
Ключевые слова: рыночная экономика, информационно-консультационная служба сельского хозяйства, рост сельскохозяйственного производства, функции информационно-консультационных служб.
При переходе к рыночной экономике сельскохозяйственная информационно-консультационная служба стала играть большую роль, чем ранее. Так в процессе переходного периода сельскохозяйственным производителям пришлось учиться, как принимать многие решения, которые в прошлом принимались за них.
Задача современной информационно-
консультационной службы заключается не в том, чтобы указывать сельскохозяйственным производителям, что им делать, а в том, чтобы развивать их способность самим принимать решения. Это дает возможность адаптировать их решения к конкретным агроэкономическим условиям. Например, подготовка почвы к посадке семян очень часто оказывает важное влияние на урожайность культур. Решения о подготовке к севу должны приниматься только после изучения состояния поля. Различия в имеющихся трудовых, земельных, материальных и других ресурсах у сельскохозяйственных производителей должны влиять на принимаемые ими решения. Решения могут приниматься только на уровне хозяйств. Во многом сельскохозяйственные производители будут лучше выполнять свою работу, если они приняли решение сами.
Главная роль консультационной службы заключается, на наш взгляд, в оказании помощи производителям в принятии лучшего решения для достижения поставленных целей. Однако развитие производства сельскохозяйственных предприятий требует от сельскохозяйственных производителей решения широкого круга проблем, и в этом им нужна поддержка.
Мы согласны с исследователями в данной области экономики, которые видят главную роль консультационной службы в повышении темпов сельскохозяйственного развития. Сельскохозяйственные производители могут изменить структуру и в целом систему управления своим хозяйством, когда обнаружат, что есть возможность повышения его продуктивности. Так, новые результаты научных исследований, результаты экспериментов самих производителей или новые возможности на рынке могут позволить сельскохозяйственным производителям увеличить стоимость валовой продукции без роста производственных затрат или сократить их, не снижая стоимости валовой продукции. Чтобы обеспечить полное использование опыта сельскохозяйственных производителей, необходимо их обучить.
Развитие сельскохозяйственного производства возможно на основе:
- применения более производительных технологий, качественных семян, удобрений и других средств агрохимии, средств механизации;
- совершенствования управления технологиями;
- выбора наиболее рентабельного уровня механизации;
- изменений в системе ведения хозяйства (например, переход на производство высокорентабельных
культур, изменение (оптимизация) соотношения отраслей растениеводства и животноводства);
- совершенствования снабжения материальнотехническими и кредитными ресурсами, улучшения сбыта и переработки продукции [3].
Эти изменения часто требуют от сельскохозяйственных производителей развития способности принимать более обоснованные управленческие решения как индивидуально, так и коллективно.
Важной задачей сотрудников сельскохозяйственной консультационной службы является помощь сельскохозяйственным производителям в развитии компетентности во всех областях. Роль сотрудников консультационной службы заключается в оказании помощи производителям, направленной на повышение продуктивности хозяйств.
Во многих зарубежных странах уже в течение многих десятков лет функционируют консультационные службы как форма распространения знаний среди сельхозпроизводителей. Создание этих служб было вызвано необходимостью помочь фермерам, не имеющим необходимого образования и опыта работы эффективно хозяйствовать, применять достижения науки в своих хозяйствах. Фермеры, для того чтобы обеспечить население продуктами питания, должны были вести интенсивное производство, применять зачастую новые технологии в сельскохозяйственном производстве. Сложившийся тип семейного фермерского хозяйства с его коммерческой организацией в значительной мере зависел от постоянной технической модернизации произ-водства[2].
За последние годы в 10 районах Курской области созданы информационно-консультационные центры в целях подготовки, консультирования и обеспечения информацией сельскохозяйственных производителей и действуют в качестве муниципальных предприятий с правом юридического лица.
Основными функциями данных центров являются:
- оперативно отвечать на запросы своих клиентов, используя арсенал баз знаний и данных всех уровней, собственные знания, знания специалистов района,
- формировать программы освоения инноваций на данной территории, участвуя в их реализации;
- оказывать помощь товаропроизводителям в принятии производственных и иных решений;
- информирование региональной службы и местных органов власти о нуждах и проблемах товаропроизводителей, взаимодействие с целью выработки их решений.
На примере развития информационноконсультационных центров сельского хозяйства в Курской области видно, что основными пользователями консультационных услуг являются как крупные сельскохозяйственные предприятия, так и личные подсобные хозяйства (рисунок 1).
5 1 1 ■ 1 ■ Органы управления АПК
4 1 |
1 Ш I
11% 35% 2 ■ Сельскохозяйственные
предприятия
18% 3 К{Ф)Х
24% 4 ■ ЛПХ, садоводы, огородники
2 5 ■ ругне
3
Рисунок 1 - Структура оказания услуг информационно-консультационными службами Курской области различным категориям хозяйств, %
Каждый четвертый, клиент информационноконсультационной службы является представителем крестьянского (фермерского) хозяйства. Это свидетельствует о востребованности информационного обеспечения сельскохозяйственными товаропроизводителями, независимо от их организационно-правовой формы. Подобное положение развития информационноконсультационного обеспечения складывается во многих регионах Центрально-Чернозёмного округа.
Развиваясь, службы информационно - консультационного обеспечения являются каналом продвижения инновационных разработок в производство и оказывают существенное влияние на ускорение научнотехнического прогресса в отрасли. К ним проявляется все больший интерес со стороны сельскохозяйственных предприятий, органов управления и других структур аграрного сектора экономики [1].
Таблица 1- Рекламно-пропагандистская деятельность информационно-консультационных центров
сельского хозяйства Курской области
Таким образом, деятельность сельскохозяйственных информационно-консультационных служб направлена, прежде всего, на развитие трудовых ресурсов и передачу инновационных достижений производителям. Одна из важнейших функций информационноконсультационных служб - научить сельских товаропроизводителей формировать свое мнение относительно возникающих или существующих проблем и принимать оптимальные решения по их преодолению. Для успешной реализации своих функций работники консультационной службы должны хорошо владеть методами работы службы. Обладая знаниями об использовании в своей деятельности методов, работник информационно-консультационной службы сможет выбирать те из них, которые будут наиболее приемлемы с точки
зрения решения стоящих перед товаропроизводителями задач и условий, в которых они работают.
Методы деятельности информационно-
консультационных служб представляют собой различные виды информирования товаропроизводителей с помощью средств массовой информации (публикации в прессе; сообщения, интервью, реклама; информирование через Интернет; международные, федеральные и региональные выставки). Указанные методы передачи информации потребителю предполагают использование таких источников, как: радио, телевидение, аудио-и видеотехника, электронные средства, печатные издания (специализированные журналы, газеты, брошюры, плакаты, буклеты, официальные сообщения), средства наглядной агитации.
Т акие действия способствуют не только донесению информации до сельскохозяйственных производителей, но и привлечению большего количества клиентов (таблица 1).
Одним из самых универсальных методов в деятельности служб является полевой день. Он используется информационными службами сельского хозяйства, как один из методов передачи информации, распространения новых технологий. Но такие практические занятия очень дороги с точки зрения затрат времени, оборудования и материалов. Поэтому для достижения наибольшей эффективности полевой день должен быть хорошо спланирован и организован.
До проведения полевого дня необходимо провести с участниками индивидуальные и групповые дискуссии, выяснить их индивидуальные потребности в решении тех или иных вопросов, которые предполагается рассмотреть в период полевого дня, а также определить количество его участников.
Очень важно через определенный период времени после проведения полевого дня организовать повторную групповую встречу для того, чтобы оценить полезность его проведения.
При отсутствии хорошо функционирующей системы снабжения удобрениями, семенами и другими средствами производства, а также системы сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственная информационно-консультационная служба может оказать только ограниченное воздействие. По некоторым вопросам консультирование может более эффективно осуществляться коммерческими фирмами, поставляющими средства производства. Организация снабжения средствами производства и сбыта продукции редко оказывается эффективной, но государство может создать условия, которые позволят частным предприятиям работать успешно.
Это означает, что в настоящее время необходимо сочетание сельскохозяйственной консультационной службы и инструментов аграрной политики, используемых для поддержки сельскохозяйственного развития. Координация этого сочетания может осуществляться на региональном или районном уровнях, что наиболее действенно в нашей стране, где существуют большие различия между регионами в социальноэкономической ситуации.
Консультационная служба может способствовать развитию сельскохозяйственного производства, повышая скорость процесса познания.
Список использованных источников
1 Дворак О. Информационное обеспечение аграриев Брянской области // Экономика сельского хозяйства России. -2006. - №11. - С. 13.
2 Ториков В.Е. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве // Учебное пособие. - 2009.
3 Van Den Ban A. W. // Роль информационноконсультационной службы в развитии сельского хозяйства. -
Наименование мероприятия Всего, кол-во В том числе
феде- ральных регио- нальных районных
2010
Выставочно- демонстрационные 114 6 24 84
«Дни поля» 101 2 19 80
Ярмарки выходного дня 54 1 21 32
День животноводства 63 2 9 52
Издано:
Книг, брошюр 2 1 1
Журналов 7 3 3 1
Статей, обзоров 379 18 143 218
Буклетов 8 2 3 3
Выступления в СМИ 8 3 4 1
2011
«Дни поля» 125 2 11 112
День открытых дверей на ферме 67 5 6 56
Ярмарка вакансий в СХА 1 - 1 -
Издано:
журналов 9 - 9 -
статей, обзоров 418 - 111 307
Выступления в СМИ 67 - 53 14
Всероссийская конференция «Опыт и проблемы функционирования информационно-консультационной службы АПК России».
Информация об авторах Золотарева Елена Леонидовна, заведующий кафедрой экономики, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Пигорев Игорь Яковлевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Дымов Антон Дмитриевич соискатель ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».