Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НАПРАВЛЕНИЯ / TRENDS / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PHYSICAL EDUCATION TEACHER / MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веркеева Л.В.

В статье рассмотрены проблемы физического воспитания и развития. Проведён анализ состояния педагогического процесса в школе и направления работы учителей по физическому воспитанию для поднятия эффективности включения учащихся в учебные занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

кации обучения. Кроме того, эта форма обучения дает возможность более четкой диверсификации в отношении иностранного языка. Требования на ее поддержку имеют место и в международных документах, но на практике они не всегда реализуются. И, в конце концов, можно привести еще один аргумент на пользу политической рентабельности этого подхода. Интенсивные занятия на иностранном языке и его культуре, безусловно, более активно способствуют овладению интернациональной культурой, нежели при обычном обучении иностранному языку, когда расходы и результат находятся в очень большом несоответствии в отношении друг с другом. Можно надеяться, что двуязычные учебные программы в различной форме в ближайшем будущем будут служить импульсом для реформы системы обучения иностранным языкам.

Влияние идей двуязычного образования на систему американского образования очевидно. Американские специалисты в сфере билингвального образования достаточно объективно оценивают как результаты, так и недостатки, понимают проблемы, стоящие перед ними, и готовы их решать, двигаясь навстречу требованиям общества.

Двуязычное образование как неотъемлемая часть поликультурного образова-

ния относится к единому целостному подходу, является знаменательной особенностью содержания образования государственных школ Соединенных Штатов Америки последней трети ХХ - начала ХХ1 века.

Источники:

1. Ширин, А.Г. Билингвальное образование в отечественной и зарубежной педагогике: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / А. Г. Ширин. - Великий Новгород, 2007. - 339 с.

2. Baker, C. Foundations of Bilingual education and Bilingualism, Multilingual Matters / C. Baker. -Printed in the USA, Copiright, 2001. - 476 p.

3. Banks, J.A. Transforming the mainstream curriculum / J.A. Banks // Educational Leadership. - 1994. -V. 51 - № 8. - P. 4-8.

4. Cenoz, J. Towards Multilingual Education: Basque Educational Research from an International Perspective Multilingual Matters Copyright / J. Cenoz. -2009. - 288 p.

5. Cummins, J. Bilingualism and special education / J. Cummins. - San Diego: College Hill Press, 1984.

6. Hakuta, K. Mirror of language: The debate on bilingualism / K. Hakuta. - New York: Basic Books, 1999. - 298 p.

7. Lasagabaster, D., Huget, A.A Transitional Study in European Bilingual Contexts // Multilingualism in European Bilingual Contexts: Language Use and Attitude; ed. by D. Lasagabaster. - Clevedon, GBR: Multilingual Metters Limited, 2006. - 251 p.

8. May, S. Bilingual/Immersion Education: What the research tells us // Encyclopedia of Language and Education; ed. by J. Cummins and N. Hornberger. -Springer Science + Business Media LLC. - 2008. - P. 19-34.

Л.В. Веркеева

преподаватель факультета физического воспитания, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Брянский государственный университет, филиал в г. Новозыбкове

L.V. Verkeeva lecturer, department of physical education, assistant professor of socio-economic sciences and humanities, Bryansk State University, a branch in Novozybkov

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы физического воспитания и развития. Проведён анализ состояния педагогического процесса в школе и направления работы учителей по физическому воспитанию для поднятия эффективности включения учащихся в учебные занятия.

Annotation. The problems of physical education and development. The analysis of educational process in the school and the direction of teachers of physical education to raise the effectiveness of the inclusion of students in the training sessions.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, здоровый образ жизни, морфо-функциональные показатели, направления, проблемы, личность, учитель физического воспитания.

Key words: physical education, physical development, healthy lifestyle, morphological and functional indicators, trends, problems, personality, physical education teacher.

Главная цель современного образовательного процесса в школе - воспитание и развитие физической развитой личности, формирование способности нести ответственность за собственное здоровье. Эта цель обеспечивается сложившейся в Российской Федерации практикой физического воспитания и её форм: уроки физического воспитания, спортивные секции, детский спорт, которые рассматриваются как важнейший ресурс здоровье сохраняющей деятельности, приобщения детей и подростков к здоровому образу жизни.

Действующие школьные программы по физическому воспитанию решают образовательные, оздоровительные, воспитательные и развивающие задачи, которые реализуются в учебно-педагогическом процессе школы.

Учителю физическому воспитанию в последние 30-40 лет еще не удавалось учить детей с первого по последний, т.е. - 11 класс по одной, неизмененной программе. На страницах журналов и газет освещается ход продолжительных дискуссий о том, какой быть школьной программе по физической культуре. В ходе дискуссий высказывается много полезных рекомендаций как важную для современных детей, формирующую здоровый образ жизни в период школьного детства.

В ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию РФ ещё в 2010г выдвигалось требование - «создания в школах и вузах оптимальных условий для формирования ценностного отношения у детей, подростков и у студенческой молодежи к «формированию здорового образа жизни», содержанием которого определились: отношение к своему здоровью, к физической культуре, сбалансированному правильному питанию, соблюдению правильного режима, гигиене тела, формированию здоровой психики растущего человека». Эту задачу предлагается осуществлять за счет расширения индивидуальных занятий в школе, пересмотре отношения у ребят в школе к пониманию понятий «физическая культура», «физическое воспитание», «физическое совершенство», «физическая красота и здоровье», «тренировка и тренировочная нагрузка», «эффективный тренировочный процесс».

Физическая культура - это и есть та учебная дисциплина, которая включает в

себя все эти знания, столь необходимые российской молодежи.

Современные требования общества, развитие мирового спорта и реалии жизни показывают, что существовавший объем по физической культуре (два часа в неделю в педагогическом процессе школы) не обеспечивает обучающихся физиологически необходимой нормой потребности в двигательной активности, достаточной для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма. Поэтому сегодня, мы в школе видим, новые нормативы занятий по физической культуре, по количеству часов - 3 часа в неделю.

Мы полагаем, что новые стандарты образования по физическому воспитанию, культуре и спорту в школе и в Вузе (новый физкультурно-оздоровительный комплекс -типа ГТО советской эпохи), а также новые социальные нормативы и нормы на спортивные сооружения в образовательных учреждениях, на спортивных площадках в школе, спортивные залы, которые должны быть не только просторными, но и многофункциональными, где занятия физической культурой должно приносить удовольствие, желание заниматься целенаправленно каким-либо спортом у ребят, а не наоборот. Всё выше перечисленное определяет необходимость улучшение материальной базы современной школы, Вуза.

Видный русский педиатр И.М. Воронцов как-то сказал: «Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит». В определении «здоровый ребенок» включены два понятия: здоровье и - развитие, то есть, здоровье ребенка - это итог его развития, а нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности.

Однако в современной российской школе учащиеся как раз и испытывают дефицит двигательной активности. По данным Минздрава социального развития Российской Федерации, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. В настоящее время 65% детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом, поэтому в России не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья (сердечно-сосудистые заболевания, желудочно-кишечный тракт, щитовидная железа, ожирение, аллергия, давление, головокружение), имеются серьезные про-

блемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом (сколиозы, плоскостопие), с органами дыхания, органами пищеварения, среди школьников растет частота психосоматических заболеваний. Не в лучшую сторону изменяются морфо-функциональные показатели российских детей и подростков: у детей старшего возраста масса тела ниже теперь, в среднем, на 7-9 кг. Так, мальчики в 17 лет имеют мышечную силу, в среднем, на 20 кг меньше, чем 25 лет назад, а девочки - на 15 кг. Что касается жизненной емкости легких наших старшеклассников, то она, за этот же период времени, уменьшилась на 40%. В итоге свыше 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе, в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Причем, психические заболевания в 35% случаев являются причиной негодности к военной службе.

Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы (состав семьи и типы семейного воспитания, занятость родителей и зачастую отдалённость их местом работы от основного места проживания, воспитание детей дедушками, бабушками или ранняя самостоятельность жизни проживания из-за занятости родителей на работе, приобщение через неконтролируемый социум к курению, наркотикам, спиртным напиткам в «сомнительных компаниях», нарушение режима дня растущего ребёнка, проявление жестокости к сверстникам, животным) и экологические факторы (радиация, загазованность городов, масса производственных и жилищных отходов, загрязнение лесов, рек, водоёмов человеком).

Пономарев Н.И. считает, что в России необходимо создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.

Кроме того, дальнейшему развитию физической культуры в стране, полагаем, будет способствовать развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта в небольших городах, посёлках, создание спортивных площадок во дворах больших домов, пересмотр и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности [7].

На современном этапе развития образования и школы приобретает актуальность изучение педагогического опыта, новатор-

ства, экспериментального поиска в работе учителя по физическому воспитанию. Они вызывают всё больший интерес среди учёных, методистов, учителей и родителей.

Имеет место еще одна проблема, связанная с разработкой подходов к оценке достижений учащихся, обладающих разными физическими задатками и способностями.

Анализ опыта учителей физической культуры на практике в школе позволил нам выявить ряд ключевых проблем, вокруг которых концентрируется поиск эффективных форм организации физического воспитания, развития физической культуры и спорта для установления взаимосвязи знаний теории, ее эффективное внедрение в практику педагогического процесса школы.

К ним можно отнести: - формирование физической культуры личности, - формирование «здорового образа жизни» учащихся и на этой основе укрепление их физического и нравственного (духовного) здоровья, - внедрение национальных видов спорта из общей культуры общества в процесс физического воспитания, - интенсификация учебного процесса и комплексного развития физических способностей,- совершенствование процесса обучения, применение современных педагогических технологий, - рационализация труда учителя при помощи внедрения технических средств обучения, тренажёров, универсальных снарядов, методических разработок.

Новым, в организации педагогического процесса, полагаем, может стать первое направление - это совмещение в параллельных часах процесса обучения двух классов в одно отведенное время для уроков по физической культуре. Это совмещение позволит решить проблему незанятости группы учащихся на практических уроках из-за реабилитационного периода восстановления организма после болезни через активное их включение в изучение вопросов теоретического изучения проблем, информации в области физической культуры и развития спорта (рефераты, работа с методическим материалом, статьями, выполнением творческих заданий: разработка конкурсов, заданий к соревнованиям, спортивным праздникам, оформление зала и др.), так как таких учащихся в каждом классе составляет от 10 до 15 учеников из 27-30 из общего списка класса на каждом занятии в течение месяца. С этой группой работает один учи-

тель по физическому воспитанию и культуре, а второй учитель работает со второй группой учащихся. Вторую группу в классе составят учащиеся, которые могут выполнять практический курс обучения и развития через разучивание упражнений и развитие двигательных умений и навыков в спортивной деятельности. Эти данные получены из наблюдений за работой учителя на практике в школе и бесед с учителями, психологами, заведующими по учебному процессу.

Второе направление в работе учителя по организации эффективного физического воспитания и развития может быть создание «индивидуальной программы» с методическими рекомендациями по руководству организации работы с учениками, которые проходят долгий путь реабилитации после перенесённой болезни.

Отличительными особенностями работы учителя физкультуры должны быть широкое и умелое использование в практике современных идей и целей гуманизации, демократизации в организации и решении разнообразных задач физического воспитания и развития учащихся, направленных на формирование «здорового образа жизни» в педагогическом процессе школы в соответствии с личностным и системным подходах.

Однако необходимо признать, что сегодня в наших школах, да и в вузах, нет урока физической культуры, который приносил бы удовлетворение в физическом развитии и формировании интереса, долго-

временной потребности в занятии спортом как таковым. В лучшем случае, есть физическое воспитание, где усилия преподавателя физкультуры, в основном, нацелены на подготовку школьников, студентов к выполнению «неких» нормативов физической подготовленности.

Источники:

1. Головина Л.Л., Канд бил наук,. Копылов Ю.А Канд пед наук, Каверкина Л.В., ст-я: Проблема самостоятельных занятий физической культурой учащихся младшего школьного возраста.

2 Головина Л.Л., Копылов Ю.А. Культурологические стремления и социально значимые качества личности школьников 7-9 лет с различным уровнем интереса к занятиям физической культурой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000, № 1, с. 8-10.

3. Донской Д.Д. Развитие идей П.Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии/ Сб. "Физическая культура, спорт и здоровье нации". СПб., 1996, с. 128.

4. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 1-Х1 классов с направленным развитием двигательных способностей: Программа общеобразовательных учебных заведений. М., 1993. - 64 с.

5. Матвеев Л.П. Вопросы формирования общетеоретических основ физической культуры и спорта // Теор. и практ. физ. культ. 1975, № 11, с. 65-70.

6. Матвеев Л.П. О формировании общих теоретико-методических основ советской системы физического воспитания и проблемах дальнейшего развития обобщающих знаний в сфере физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1978, № 3, с. 65-69.

7. Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1996, № 5, с. 55-58.

8. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1986.

Е.А. Галацин

аспирант кафедры педагогики, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки

E.A. Galatsyn

postgraduate student of the Department ofpedagogy, East European national university named after Lesya Ukrainka (galatsyn_kateryna@ukr.net, (068) 562 33 21)

АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ

Аннотация. В статье раскрыты особенности формирования коммуникативной культуры студентов высших технических учебных заведений; проанализированы содержательно-процессуальные аспекты авторской экспериментальной программы формирования коммуникативной культуры будущих инженеров в процессе внеаудиторной работы.

Annotation. This article reveals the features of formation the communicative culture of students of higher technical educational institutions; analyzed the conceptual and procedural aspects of the author's experimental program of formation of communicative culture of the future engineers in the process of extra-curricular work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.