Научная статья на тему 'Физическое воспитание учащихся'

Физическое воспитание учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2143
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / УЧАЩИЕСЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Елена Ивановна, Демьяненко Светлана Юрьевна

В нашей работе рассматривается актуальность одной из ведущих задач учреждения правильного физического воспитания. Так как хорошее здоровье, полученное в юности, является фундаментом общего развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробейникова Елена Ивановна, Демьяненко Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

In our work we consider the relevance of one of the leading tasks of the institution proper physical education. Since good health, obtained in youth, is the Foundation of the overall human development.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание учащихся»

УДК 796

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ PHYSICAL EDUCATION STUDENTS

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедра «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer Department «Physical culture» Volgograd state socio-pedagogical University

Volgograd, Russia

Демьяненко Светлана Юрьевна

Студент

Институт технологии, экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Demyanenko Svetlana Yurevna

Student

Institute of Technology, Economics and Service Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В нашей работе рассматривается актуальность одной из ведущих задач учреждения — правильного физического воспитания. Так как хорошее здоровье, полученное в юности, является фундаментом общего развития человека.

Abstract. In our work we consider the relevance of one of the leading tasks of the institution — proper physical education. Since good health, obtained in youth, is the Foundation of the overall human development.

Ключевые слова: физическое воспитание, здоровье, учащиеся, физическая культура.

Keywords: physical education, health, students, physical education.

В настоящее время, является очень актуальной проблема физического воспитания детей. Требования школьной программы в последние годы возросли, условия жизни изменяются достаточно быстро - все это способствует снижению двигательной активности - развивается гипокинезия. Она ведет к плохому физическому развитию, к слабости мышц и связок, хрупкости костного аппарата, функциональность нервной системы нарушает свою работу. Такому влиянию может противодействовать единственно верный путь: с раннего детства нужно правильно организовывать физическое воспитание человека.

Воспитание - это создание условий для развития и саморазвития человека, освоения им социального опыта, культуры, ценностей и норм общества. В

воспитании взаимодействуют личность, группы и коллективы, социальные институты: учебно-воспитательные заведения, государственные и общественные организации, церковь; значительное влияние на воспитание оказывают средства массовой коммуникации и др. Формирование и развитие личности человека происходит посредством воздействия различных многочисленных факторов: внешних и внутренних, субъективных и объективных, общественных и природных, не зависящих от сознания и воли человека, действующих размеренно и целенаправленно, или стихийно. Сам человек определяется как субъект своего собственного развития и формирования, не представляется как пассивное существо.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения.

Воспитание - это специально организованный и целенаправленный педагогический процесс формирования сознания и поведения личности человека. В процессе формирования человека все значительнее субъективные стремления людей к дальнейшему совершенствованию своих способностей, к сознательному, активному творчеству во всех сферах жизнедеятельности. Опыт показывает, что с ростом социальной активности личности и она становится способной участвовать в решении все более сложных общественных проблем, усложняются связи между людьми, а соответственно, возрастает и значение организации социального творчества в масштабах всего общества. Теория и методика воспитания составляет научную основу воспитательного процесса: теория обосновывает закономерности и принципы формирования личности, ведущие концепции воспитания; методика воспитания раскрывает цели и содержание воспитания учащихся, формы и методы воспитания, условия, обеспечивающие его эффективное осуществление [4, с.47-48].

Обширным педагогическим пространством можно назвать физическую культуру и спорт. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной разносторонней личности обратили внимание еще великие философы: Сократ, Платон, Аристотель и др., в своих трудах, которых когда-то давно-давно оформился еще ранее родившийся идеал гармоничного сочетания физического и духовного совершенствования. Олимпийские игры древних греков были неотъемлемой частью их высокоразвитой культуры и одновременно полем, на котором развивалась и олимпийская педагогика. Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) - источник бесконечного разнообразия движений. Это разнообразие позволяет сформировать не только внешний вид, но и всю манеру поведения человека, т.к. осанка, походка, плавность или резкость в движениях - создают индивидуальность и неповторимость облика человека, что сказывается на его функциональном состоянии систем и органов, на его

развитии, на его работоспособности. Задачи учителя физической культуры -научить правильному, в полном смысле слова «культурному» выполнению движений, что повлияет как на личностное, так и на физическое развитие человека. Настоящий учитель просто не может не показывать личным примером доступность выполнения многих упражнений, а так же ведя всегда здоровый образ жизни (ЗОЖ) - помогать осознавать учащимися важность здоровья в жизнедеятельности человека [9, с.45-48].

Физическое воспитание - это система мероприятий, служащих цели укрепления здоровья, овладения жизненно важными двигательными навыками и умениями, достижения высокой работоспособности. Помимо развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), оно способствует развитию таких ценных черт характера, как настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание [8, с.79].

Средствами физического воспитания являются физические упражнения, подвижные игры, спорт, а также закаливание. Занятия спортом и физической культурой должны подчиняться основным задачам физического воспитания.

Физическое воспитание представляет собой систему из четырех видов обучения:

• Основное (уроки и занятия по физической культуре);

• Дополнительное (физкультурно-оздоровительные, и физкультурно-спортивные мероприятия);

• Факультативное (спортивные секции и тренировки, общешкольные физкультурно-массовые, лечебно-оздоровительные занятия);

• Самостоятельное (абонементные занятия по различным видам спорта, досуговые занятия, походы выходного дня с родителями)[10, с.36].

Физическое воспитание позволяет наиболее полно использовать запас физических и духовных сил человека. «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом,- подметил П.Ф. Лесгафт - Но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным, оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной поверки идей и настойчивого поведения и применения их на практике». Поэтому физическое воспитание является важным разделом всего процесса воспитания подрастающего поколения [11].

Виленская Т.Е. определяет основные цели физического воспитания:

- развитие данных человеку от природы физических качеств - силы, быстроты, выносливости;

- овладение двигательной культурой - выработка способности к сложным двигательным координациям, к эффективному самоконтролю и управлению движениями, овладение навыками и умениями, необходимыми в труде;

- исправление нарушений осанки, слабого или непропорционального развития отдельны частей тела;

- воспитание воли и настойчивости в достижении поставленной цели благодаря систематическому волевому усилию, необходимому для регулярного и качественного выполнения определенного количества физических упражнений [2, с.148].

Во всех учебных предметах оценивается чаще всего результат - знание и

умение. Решил задачу верно - получи пятерку, неправильно - двойку. Нельзя упускать из виду спортивный принцип: если выиграл, значит, ты чемпион, а сколько труда затрачено, сколько тренировался, дело десятое. Существует принципиальное отличие физической культуры от спорта: в спорте на 90% важен результат как конечная цель, а в физической культуре - путь к этой цели, отношение к ЗОЖ и к своему здоровью, к культуре тела. Значит, главная задача педагога по физической культуре воспитать в учащихся любовь к физической культуре, а говоря иначе, - к движениям во всем их многообразии, к двигательной и физической активности, или чтобы любовь перешла в потребность к занятиям физическими упражнениями на долгие-долгие годы. Проблема бы не возникла, если бы все учащиеся были бы равны по своим физическим качествам. Но так как этого нет, и не может быть, неравность их положения порождает даже парадоксы. Одаренный талантливый, способный ленивец к 30-40 годам может превратиться в развалину, а упорный и влюбленный в физическую культуру хлюпик - в прекрасно развитого, крепкого, здорового человека. Взгляд ученика и учителя несколько субъективен на то, что предпочтительнее: результат или отношение к учебе. Практически же учитываются оба параметра, а насколько что важнее (в каком соотношении), каждый сам решает.

Требования к физической культуре, нормативы, предусмотренные образовательной программой, практически остаются неизменными. Индивидуальное выставление оценок необходимо, но иногда вызывает недопонимание. Слабых -оценка зачастую отпугивает от занятий, и как, следствие - освобождение от них, а ведь таким учащимся как раз больше всего надо заниматься под руководством педагога физическими упражнениями. Пусть с ограничениями, пусть в щадящем режиме, но надо. Отгородиться от трудностей - легче, превзойти себя - труднее. Преодолевать себя, закаливать себя, закаливать свой организм, упорно трудиться - вот что надо. К этому с детства и приучает физическая культура [5, с.45-46].

Итак, можно прийти к такому выводу, что кроме укрепления здоровья, физическое воспитание оказывает влияние на формирование характера и позволяет совершенствовать и улучшать внешний вид человека.

Воспитание неразрывно связано с обучением - воспитывающий эффект общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности в зависимости как от ее характера, от ее организации, от ее проведения, от ее содержания, от оценки ее результатов. Обычно учебная деятельность оценивается по образовательному эффекту: по тому, какие знания получены, чему удалось научиться, по насколько познавательными оказались умения и навыки, обозначенные образовательными программами. Неучтенным остается воспитательный итог - то, что в результате обучения приобретает учащийся в личных чертах характера. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо успевающих учеников, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгоистическая направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность личности, но не отличники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспитательный эффект такого поведения учителя отрицательный. Во-первых, у «примерного» ученика с эгоистической направленностью учитель своим отношением закрепляет эту направленность. Во-вторых, он дает неверный образец другим ученикам. В-третьих, это нередко приводит к

конфликтным отношениям «примерного» ученика с коллективом. При организации любой деятельности учитель должен учитывать ее мотивацию, предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика. Если учебная деятельность и жизнедеятельность человека в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравственному воспитанию - к становлению личности или повышению устойчивости ее положительной направленности. Правильно организованное воспитание неотделимо от естественного течения жизнедеятельности человека. Очень часто говорят, что хорошее воспитание там, где его не видно [6, с.3-5].

Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит учителям, педагогам, воспитателям, тренерам и инструкторам. Именно их умение методически грамотно организовывать и проводить занятия, нестандартный выбор форм и средств их проведения — это основные компоненты развития и поддержания интереса к занятиям физической культурой и спорта, выработки у детей жизненно-необходимых привычек, двигательных умений и навыков. Двигательно-игровая деятельность — это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей, которая является основой работы по оздоровлению и физическому воспитанию детей. Такое совмещение видов деятельности позволяет познавать свой организм, осознавать уровень ответственности воспитанников за свое здоровье и отношение к нему, формирует потребность ведения ЗОЖ, развивает первые предпосылки учебной деятельности, что будет обеспечивать социальную успешность обучающегося в будущем. Физическое воспитание создает условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без физического воспитания.

Успехи в воспитательном процессе не только от знаний и умений, но и от влияния педагога на воспитуемых всей своей личностью, своими взглядами на жизнь, своим отношением к труду, к людям, к обществу. Подлинная человечность педагога как выражение самой сути нравственности является главнейшим фактором педагогического влияния. Методы сами по себе, как правило, нейтральны, их применение всецело зависит от личности воспитателя, от его мировоззрения, доброты и честности, непримиримости к злу и заинтересованности в воспитуемых. Педагог, который любит воспитуемых, с большей вероятностью достигнет вершин воспитательного искусства, чем тот, кто делает ставку лишь на методы и голую методику [1,с.34].

Для оптимального развития физического воспитания необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, работать над повышением качества образования специалистов в области физической культуры и спорта, и привлекать учащихся к разработке вопросов по значению физической культуры и спорта. Решить проблемы физического воспитания возможно благодаря наличию необходимого оборудования, благодаря совершенствованию материально-технической базы учебного заведения, созданию безопасной образовательной среды в этом заведении, созданию комфортной психологической обстановки как для учащихся, так и для педагогов.

Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и

физических качеств. Как учебный предмет физическое воспитание отличается от ряда других спецификой задач, средствами и формами организации учебных занятий. Учащимся во время занятий физической культурой мало слышать, видеть, понимать, запоминать, здесь надо действовать физически активно и бодро, выполнять многократное количество раз специальные двигательные задания. Получение новых умений, навыков, их совершенствование будет проходить гораздо успешнее, если будет основываться на отлично усвоенных, (или хотя бы хорошо), теоретических знаниях об основах техники выполнения движений, о взаимодействии органов и систем организма человека, о содержании и методах обучения, о правилах спортивных соревнований и др. Физическое воспитание, как процесс, немыслим без взаимодействия, сотворчества, преподаватель старается ученику давать знания, чему-то научить, прилагая усилия, а ученики хотят, пытаются, стремятся научиться, получить, взять максимум новых знаний, умений, навыков и овладеть новыми физическими упражнениями. Этот процесс проходит результативно и качественно только в том случае, когда налицо обоюдная заинтересованность, взаимодействие, сотрудничество. Сознательная и активная деятельность самих учащихся должна иметь место в процессе физического воспитания [3, с.3-5].

Воспитывающее влияние обучения обусловлено не столько его содержанием, сколько тем, какое место занимает учение как деятельность в общей системе ценностей человека, как и ради чего он учится. Здесь, как и во всех других случаях, действуют закономерности развития личностно-смысловой сферы индивида: учение входит в состав доминанты личностно-развивающей ситуации, становится источником и средством утверждения новых жизненных смыслов. Потенциально обогащает человека процесс добывания истин, что является служением истине как высокой цели.

Выше изложенное применимо и к физической культуре, так как это составляющая часть общей культуры современного общества и воздействуя на воспитание и развитие различных слоев общества - представляет собой многогранное социальное явление, оказывающее воздействие на развитие и воспитание всех слоев общества [7].

Литература

1. Бутакова Е. В., Сухолозова М. А., Коробейникова Е. И. Значение физической культуры в воспитании человека. [Текст] // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и спортивной медицины: инновации и перспективы развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции: Ставрополь: Изд-во СтГМА, 2012. 437с.

2. Виленская Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста Ростов н/Д. : Феникс, 2006. 256 с.

3. Деркач А. А., Исаев А. А. Творчество тренера. М. : Физкультура и спорт, 1982. 238 с.

4. Коробейникова Е. И., Бутакова Е. В., Даянова М. А. Особенности физического воспитания студентов в высшей школе [Текст] // Актуальные проблемы оздоровительной и адаптивной физической культуры учащейся молодежи : сборник научных статей / Чуваш.гос.пед.ун-т; под ред. А. А. Сурикова. - Чебоксары: Чуваш.гос.пед.ун-т, 2012. 242с.

5. Межу ев В. Б. Оценка за труд. // Физическая культура в школе. 2000. №7. 98

с.

6. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Авт.-сост. Г. И. Погадаев, канд. пед. наук; Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 495 с.

7. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

8. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов / А. В. Родионов. Мир. (Москва), Академический Проект (Москва), 2004. 570 с.

9. Соловьева И. А. Стимул — признание авторитета. // Физическая культура в школе. 2000. №1. 95 с.

10. Сырвачева И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер, реч. науч. конф. Владивосток, 2003. 259 с.

11. Хрестоматия по истории педагогики / под ред. С.А. Каменева, сост. Н.А. Желваков, М.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1936. 516 с.

References

1. Б^акоуа E. V., ЗиЬоЬвоуа M. A, Korobeynikova E. i. Value of physical culture in the education of the person. [Text] // Actual problems of physical culture, sports, tourism and sports medicine: innovations and prospects of development. Collection of materials of the international scientific and practical conference: Stavropol: publishing house of Stgma, 2012. — 437р.

2. Vilenskaya i.e. Physical education of children of primary school age Rostov n/D : Phoenix, 2006- 256 p.

3. Derkach A. A., isaev A. A. Creativity coach. // Physical education and sport. — M., 1982- 238р.

4. Korobeinikova E. i, Butakova E. V., Dayanova M. A. Features of physical education of students in higher school [Text] // Actual problems of health and adaptive physical culture of students : collection of scientific articles / Chuvash. GOS. PED. University; under the editorship of A. A. Surikov. — Cheboksary: Chuvash.GOS. PED.UN-t, 2012. — 242р.

5. Mezhuev, V. B, Estimation for the work. // Physical education at school. - 2000. -№7. — 98 р.

6. Handbook of physical education teacher [Text] / Ed.-comp. G. i. Pogadaev, PhD. PED. Sciences; Under the editorship of Professor L. B. Kofman. - Moscow : physical Education and sport, 1998. - 495p.

7. Pedagogy-.Studies, benefits for students. higher. PED. studies'. institutions / V. A. Slastenin, i. F. isaev, E. N. Shiyanov; Edited by V. A. Slastenin. - Moscow: Publishing center "Academy", 2002. - 576p.

8. Psychology of physical education and sport: textbook for universities / A. V. Rodionov — the World. (Moscow), Academic Project (Moscow), 2004. -570p.

9. Solovievа i. A. Stimulus — recognition of the authority. // Physical education at school. - 2000. - №1. — 95 р.

10. Sirvacheva, J. S. the Motivation of self-exercises / i. S. Sirvacheva // Physical culture health: problems, prospects, technology: Matera, PEQ. science. Conf. / FESU. -Vladivostok, 2003. - 259p.

11. "Reader on the history of pedagogy" Ed. S. A. Kamenev, comp. N. Ah. Zhelvakov, M.: State educational and pedagogical publishing house, 1936. — 516p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.