Научная статья на тему 'Проблемы организации движения пешеходов через дорогу или всё ли в порядке с ПДД для пешеходов и водителей'

Проблемы организации движения пешеходов через дорогу или всё ли в порядке с ПДД для пешеходов и водителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правила дорожного движения / наезд на пешехода / пешеходный переход / безопасная скорость автомобиля / traffic rules / hitting a pedestrian / pedestrian crossing / safe car speed

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Русинов Андрей Владимирович

В статье поднимается проблема постоянно увеличивающегося с 2011 года числа ДТП в Российской Федерации, связанных с наездом автотранспорта на пешеходов на пешеходных переходах. Анализ показал, что такое радикальное изменение картины наездов на пешеходов произошло после того, как в ПДД РФ в 2011 году были внесены радикальные изменения правила проезда автотранспортом пешеходных переходов. Автором для решения выявленной проблемы и снижения случаев наезда на пешеходов предлагается внесение изменения в ПДД РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of organizing pedestrian traffic across the road or is everything OK with traffic regulations for pedestrians and drivers

The article raises the problem of the constantly increasing number of road accidents in the Russian Federation since 2011 related to the collision of vehicles with pedestrians at pedestrian crossings. The analysis showed that such a radical change in the pattern of collisions with pedestrians occurred after radical changes were made to the traffic regulations of the Russian Federation in 2011 to the rules for the passage of pedestrian crossings by motor vehicles. The author proposes to amend the traffic regulations of the Russian Federation in order to solve the identified problem and reduce cases of hitting pedestrians.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации движения пешеходов через дорогу или всё ли в порядке с ПДД для пешеходов и водителей»

Научная статья

УДК 34.096:656.055.9:656.053.385

Проблемы организации движения пешеходов через дорогу или всё ли в порядке с ПДД для пешеходов и водителей

Андрей Владимирович Русинов

АНО РИЭ «Рус-Экспертиза», Санкт-Петербург, Россия andrej.rusinovv@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается проблема постоянно увеличивающегося с 2011 года числа ДТП в Российской Федерации, связанных с наездом автотранспорта на пешеходов на пешеходных переходах. Анализ показал, что такое радикальное изменение картины наездов на пешеходов произошло после того, как в ПДД РФ в 2011 году были внесены радикальные изменения правила проезда автотранспортом пешеходных переходов. Автором для решения выявленной проблемы и снижения случаев наезда на пешеходов предлагается внесение изменения в ПДД РФ.

Ключевые слова: правила дорожного движения, наезд на пешехода, пешеходный переход, безопасная скорость автомобиля

Для цитирования: Русинов А. В. Проблемы организации движения пешеходов через дорогу или всё ли в порядке с ПДД для пешеходов и водителей // Проблемы экспертизы в автомобильно-дорожной отрасли. 2023. № 2(7). С. 48-58.

Original article

Problems of organizing pedestrian traffic across the road or is everything OK with traffic regulations for pedestrians and drivers

Аndrey V. Rusinov

ANO RIE "Rus-expertiza", Saint Petersburg, Russia andrej.rusinovv@mail.ru

Abstract. The article raises the problem of the constantly increasing number of road accidents in the Russian Federation since 2011 related to the collision of vehicles with pedestrians at pedestrian crossings. The analysis showed that such a radical change in the pattern of collisions with pedestrians occurred after radical changes were made to the traffic regulations of the Russian Federation in 2011 to the rules for the passage of pedestrian crossings by motor vehicles. The author proposes to amend the traffic regulations of the Russian Federation in order to solve the identified problem and reduce cases of hitting pedestrians.

Keywords: traffic rules, hitting a pedestrian, pedestrian crossing, safe car speed For citation: Rusinov А. V. Problems of organizing pedestrian traffic across the road or is everything OK with traffic regulations for pedestrians and drivers. Automotive and Road expert evaluation. 2023;(2):48-58. (in Russ).

© Русинов А. В,2023

Введение

Согласно официальному информационно-аналитическому обзору Научного центра безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации [1], за 9 месяцев 2022 года наиболее массовыми видами ДТП являлись: столкновение транспортных средств (44,6 %), наезд на пешехода (25,3 %) и съезд с дороги (10,9 %). Т.е. каждое четвёртое ДТП - это наезд на пешехода, и только столкновение транспортных средств было больше, чем наездов на пешеходов. Всего зарегистрировано 23 049 ДТП, связанных с наездов на пешеходов, в которых погибли 2 254 человека. Подавляющее большинство (93,4 % или 21 517 случаев) наездов на пешеходов совершено на улично-дорожной сети городов и населенных пунктов. При этом, непосредственно на пешеходных переходах было допущено 39,8 % наездов на пешеходов, что составляет 2/5 от общего числа наездов. Наезды на пешеходов произошли, как из-за нарушений, допущенных водителями, так и из-за нарушений, допущенных пешеходами. Однако на происшествия, связанные с нарушениями водителей, приходится менее половины погибших (46,5 % или 1 047 случаев). Кроме того, последствия наездов, произошедших по неосторожности самих пешеходов (17,3 %), в ТРИ раза выше, чем при наездах по вине водителей (6,4 %).

Это статистика наездов за первые 9 месяцев 2022 года. Однако при анализе статистики предыдущих лет обнаруживается следующая закономерность.

Так в нулевые годы до 2010 года на «пешеходных переходах» происходил только каждый шестой наезд. Уже в 2016 году на «пешеходных переходах» происходил уже каждый третий наезд. За девять месяцев 2022 года на «пешеходных переходах» произошло 39,8 % наездов на пешеходов, что составляет 2/5 от общего числа наездов. Т.е., на лицо, имеет место неуклонное увеличение наездов на пешеходов именно на пешеходных переходах.

Предлагается множество мер по решению этой проблемы не связанных с Правилами дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД РФ). Однако эти меры, согласно статистике, не уменьшают число наездов на пешеходов непосредственно на «пешеходных переходах».

Анализ показал, что такое радикальное изменение картины наездов на пешеходов произошло после того, как в ПДД РФ в 2011 году были внесены радикальные изменения правила проезда автотранспортом пешеходных переходов. Результаты анализа данных изменений ПДД РФ в части проезда автотранспортом пешеходных переходов будут показаны далее по тексту статьи.

Анализ изменений ПДД РФ в части проезда автотранспортом пешеходных переходов

Так в ПДД РФ 2010 года [2] были установлены следующие правила:

- п. 4.3. гласит: «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны» [2].

- п. 4.5. гласит: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них

безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств» [2].

- п. 4.6. гласит: «Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика)» [2].

- п. 14.1. гласит: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по нерегулируемому пешеходному переходу» [2].

- п. 14.2. гласит: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов» [2].

В ПДД РФ 2011 года [3] были установлены уже следующие правила:

- п. 4.3. гласит: «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии -на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны» [3].

- п. 4.5. гласит: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств» [3].

- п. 4.6. гласит: «Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика)» [3].

- п. 14.1. гласит: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода» [3].

- п. 14.2. гласит: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать

движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов» [3].

В ПДД РФ 2015 года [4] были вновь установлены следующие правила:

- п. 4.3. гласит: «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии -на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны» [4].

- п. 4.5. гласит: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств» [4].

- п. 4.6. гласит: «Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика)» [4].

- п. 14.1. гласит: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода» [4].

- п. 14.2. гласит: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил» [4].

В ПДД РФ 2023 года [5] установлены следующие правила:

- п. 4.3. гласит: «Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны» [5].

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

- п. 4.5. гласит: «На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств» [5].

- п. 4.6. гласит: «Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика)» [5].

Пункты 14.1., 14.2. ПДД РФ действуют с 2015 года в неизменном виде:

- п. 14.1. гласит: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода» [5].

- п. 14.2. гласит: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил» [5].

Сравним текст пунктов 14.1., принятых в ПДД РФ с 2010 по 2023 года:

- п. 14.1. ПДД РФ 2010 года: «Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по нерегулируемому пешеходному переходу».

- п. 14.1. ПДД РФ 2011 года: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода».

- п. 14.1. ПДД РФ 2015 года и по настоящее время: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

В ПДД РФ установлено, что «Уступить дорогу (не создавать помех) - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Т.е. пешеходы по отношению к водителю транспортного средства имеют преимущество. И, водители обязаны уступить пешеходам дорогу на пешеходном переходе.

Из выше изложенного, казалось бы, что в одном пункте 14.1. ПДД РФ были внесены совсем незначительные изменения. Однако, это кардинально изменило

характер движения на дорогах страны. Пешеход при выходе на дорогу по пешеходному переходу пользуется приоритетом движения.

Во-первых, «выдали "индульгенцию"» пешеходам на нахождение на проезжей части на пешеходном переходе, а, именно: «Если пешеход вышел на дорогу на пешеходном переходе он всегда прав».

Во-вторых, автоматически сразу же «назначили виновного», а, именно: «Если произошёл наезд на пешехода на пешеходном переходе, виноват всегда водитель транспортного средства».

Но, самое главное, выше указанные изменения п. 14.1. ПДД РФ совершенно не учитывают, ни законов физики, ни законов физиологии человека. Так же, совершенно не учитывается то, что при движении по дороге в месте пешеходного перехода по нему движутся два участника дорожного движения, а именно: транспортное средство, управляемое водителем, и сам пешеход. Т.е. для обеспечения безопасности необходимо взаимное корректное движение обоих участников, а не только транспортного средства.

Участники дорожного движения - пешеход и транспортное средство, управляемое водителем, обладают крайне отличными техническими показателями и возможностями.

Так, например, реакция на возникновение опасности для водителя автомобиля при выходе на дорогу пешехода, как была примерно 1 (одна) секунда, так и осталась (реакция может быть меньше или больше в зависимости от конкретных дорожных условий и конкретного водителя).

Остановочный путь автомобиля тоже никак не изменился:

- при сухом асфальте: с 20 км/ч - 9,4 м; с 40 км/ч - 23,2 м; с 60 км/ч - 41,6 м; с 80 км/ч - 64,5 м;

- при мокром асфальте: с 20 км/ч - 10,6 м; с 40 км/ч - 29,1 м; с 60 км/ч -55,5 м; 80 км/ч - 89,8 м;

- при гололедице: с 20 км/ч - 14,1 м, с 40 км/ч - 43,6 м, с 60 км/ч - 88,4 м, с 80 км/ч - 148,6 м [6].

Пешеходу же для того, чтобы остановиться, требуется просто не делать следующий шаг.

Кроме того, видимость с места водителя, как была ограниченной конструктивными элементами транспортного средства, так собственно и остаётся ограниченной, в то время как пешеход в одних и тех же условиях имеет видимость намного превышающую видимость водителя транспортного средства.

Руководствуясь действующими ПДД РФ, пешеходы переходят дорогу по нерегулируемым пешеходным переходам, игнорируя и законы физики, и законы физиологии человеческого тела.

Из экспертной практики следует, что зачастую пешеходы, пользуясь своим преимуществом в движении по пешеходному переходу, выходят на дорогу, игнорируя элементарные условия безопасности, а именно:

- пешеходы выходят на дорогу в непосредственной близости перед движущимся транспортным средством;

- пешеходы при выходе на пешеходный переход не смотрят на дорогу и движутся по нему, совершенно не убедившись в безопасности перехода (уступают ли им дорогу приближающиеся автомобили или же нет);

- пешеходы выходят на пешеходный переход из-за автомобилей или других препятствий на дороге, ограничивающих видимость водителям транспортных средств.

На иллюстрации 1 представлена ситуация, когда пешеходы выходят из-за стоящего транспортного средства (автомобиля Range Rover Vogue), не глядя на дорогу по сторонам (не убедившись в безопасности своего перехода).

Тем самым пешеходы, неожиданно выйдя на дорогу или в непосредственной близости перед движущимся транспортным средством, или выйдя на дорогу из-за препятствий, ограничивающих видимость, создают аварийную ситуацию, вынуждая водителей прибегать к экстренному торможению. При этом зачастую водители уже не располагают технической возможностью избежать наезда. Доказать в таких случаях невиновность водителя возможно лишь с помощью установленного в автомобиле видеорегистратора (если он имеется) или же видеозаписей с наружных камер видеонаблюдения (которыми оборудованы далеко не все пе-

шеходные переходы).

Илл. 1. Пример ситуации, когда пешеход вышел по пешеходному переходу на дорогу из-за стоящего автомобиля, не глядя на полосу движения

Необходимо также отметить, что пешеходы не единственные участники движения, пользующиеся преимуществом перед другими участниками. Такими участниками являются автомобили со спец сигналами.

Так, водители транспортных средств со спец сигналами согласно п. 3.1. ПДД РФ должны: «Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу...».

То есть ПДД РФ установлено, несмотря на то, что автомобиль с включенными спецсигналами видно и слышно заблаговременно, водители таких транспортных средств могут продолжить движение в намеченном направлении, только убедившись, что им уступают дорогу другие участники движения.

При этом, известно, что из кабины автомобиля обзор для водителя ограничен и распознать пешехода водителю зачастую затруднительно по не зависящим от него причинам. Пешеход же по сравнению с водителем автомобиля имеет значительно лучший обзор и как правила может увидеть автомобиль заблаговременно. Почему в ПДД РФ, отсутствует такие же требования к пешеходам, в части начала своего движение по пешеходному переходу только убедившись, что им уступают дорогу, не ясно.

Транспортные средства со спец сигналами видны и слышны другим участниками движения заблаговременно, в том числе и водителям транспортных средств, и пешеходам. В то время как, движущегося пешехода водитель зачастую может увидеть на расстоянии меньше остановочного пути автомобиля и это при том, что дорожные условия позволяют увидеть (распознать) этого пешехода. В действительности же дорожные условия зачастую не позволяют водителю заблаговременно увидеть пешехода. ПДД РФ же предписывает пешеходу просто идти по пешеходному переходу.

Пункт 4.5. ПДД РФ предписывает: «На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.». Однако убеждаться пешеходу в том, что приближающиеся транспортные средства уступают ему дорогу, нигде не предписывается, как это установлено для транспортных средств со спец сигналами, которых видно и слышно заблаговременно другим участникам движения. Т.е., очевидно, что движение пешеходов и транспортных средств на участке дороги с пешеходным переходом имеет недостаток в организации дорожного движения.

Существует понятие безопасной скорости автомобиля и безопасной скорости пешехода при их движении по дороге. Безопасная скорость движения пешеходов и автомобилей подразделяется на несколько видов, а именно:

- безопасная скорость автомобиля:

1) минимальная скорость автомобиля, при которой водитель, своевременно применив экстренное торможение, остановится на линии движения пешехода;

2) минимальная скорость автомобиля, при которой водитель полностью проедет линию движения пешехода к моменту, когда пешеход подойдёт к полосе движения автомобиля;

3) максимальная скорость автомобиля, при которой автомобиль достигнет линии движения пешехода, когда пешеход уйдёт с полосы движения автомобиля;

4) максимальная скорость автомобиля, при которой водитель, своевременно применив экстренное торможение,успеет пропустить пешехода;

5) скорость автомобиля, при которой водитель, даже применив экстренное торможение,успевает проехать мимо пешехода [6];

- безопасная скорость пешехода:

1) максимальная скорость пешехода, следуя с которой пешеход подойдёт к полосе движения автомобиля к моменту, когда автомобиль полностью пересечёт линию движения пешехода;

2) минимальная скорость пешехода, следуя с которой пешеход полностью покинет полосу движения автомобиля к моменту, когда автомобиль подъедет к линии движения пешехода [6];

То есть, чтобы избежать наезда, автомобиль должен двигаться со скоростью, при которой пешеход подойдёт к полосе движения автомобиля к моменту, когда автомобиль полностью пересечёт линию движения пешехода или со скоростью, при которой пешеход полностью покинет полосу движения автомобиля к моменту, когда автомобиль подъедет к линии движения пешехода.

Как видно, из выше сказанного, современные ПДД РФ полностью исключили из безопасных скоростей движения автомобилей и пешеходов скорости, при которых автомобиль проезжает линию движения пешехода до приближения пешехода к полосе движения автомобиля. Тогда как, именно эти скорости наиболее безопасны для движения пешеходов.

Таким образом, для обеспечения безопасного перехода пешеходов, необходимо обеспечить возможность водителю своевременно увидеть пешехода на стороне дороги по которой он движется, управляя транспортным средством. В свою очередь пешеход, для безопасного движения не должен выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия не только вне пешеходных переходов, но и непосредственно на пешеходных переходах. Кроме того, крайне важно, чтобы пешеход начинал или продолжал движение по пешеходному переходу, только убедившись, что ему уступают дорогу.

Заключение

Исходя из выше изложенного, автором статьи предлагается внести следующие изменения в ПДД РФ для решения выявленной проблемы и снижения случаев наезда на пешеходов:

Существующая версия п. 4.5. ПДД РФ:

«На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Предлагаемая новая версия п. 4.5. ПДД РФ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся

транспортных средств, их скорость и убедившись, что им уступают дорогу и переход будет для них безопасен. Пересекая проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу пешеходы не должны выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись, что им уступают дорогу. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

Существующая версия п. 4.5. ПДД РФ:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».

Предлагаемая новая версия п. 4.5. ПДД РФ:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим для осуществления перехода на проезжую часть (трамвайные пути), предназначенную для движения в данном направлении транспортного средства».

Предлагаемые изменения должны значительно улучшить положение на пешеходных переходах и снизить количество наездов автотранспорта на пешеходов.

Список источников

1. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. Информационно-аналитический обзор / К.С. Баканов, П.В. Ляхов, А.С. Айсанов, Е.А. Ца-регородцева, А.С. Сергунова, Н.В. Селедников, С.Б. Наумов; под. общей ред. Д.В. Митро-шина. - Москва: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2022. - 40 с.

2. Волгин, В. В. 2010. Учебник по вождению автомобиля. Правила дорожного движения. Штрафы / В. В. Волгин. - Москва: Астрель, 2009. - 304 с. - ISBN 978-5-17-061724-1. -EDN QNVZSV.

3. Буглак, А. ПДД РФ 2011 года / А. Буглак. - Санкт-Питербург: Питер СПб, 2011. - 64 с. -ISBN 9785423701550.

4. Пронин, Г. ПДД РФ 2015 года / Г. Пронин. - Москва: Омега-Л, 2015. - 64 с. - ISBN 978-517-092813-2.

5. Чудаков, А. В. Правила дорожного движения Российской Федерации с авторскими комментариями в фотоиллюстрациях: легкий способ понять, знать и успешно применять на практике «Правила дорожного движения» на примере города Санкт-Петербурга / А. В. Чудаков. - Санкт-Петербург: ООО "Медиапапир", 2023. - 122 с. - ISBN 978-5-00110-339-4. - DOI 10.52565/9785001103394. - EDN JIXOLS.

6. Балакин, В.Д. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учебное пособие / В.Д. Балакин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Омск: СибАДИ, 2010. - 136 с.

References

1. Bakanov K.S., Lyahov P.V., Ajsanov A.S., Caregorodceva E.A., Sergunova A.S., Selednikov N.V., Naumov S.B. Dorozhno-transportnaya avarijnost v Rossijskoj Federacii za 9 mesyacev 2022 goda. Informacionno-analiticheskij obzor (Road traffic accidents in the Russian Federation for 9 months of 2022. Information and analytical review), Moscow, FKU «NC BDD MVD Rossii», 2022, 40 р.

2. Volgin V. V. 2010. Uchebnik po vozhdeniyu avtomobilya. Pravila dorozhnogo dvizheniya. Shtrafy (2010. A textbook on driving a car. Traffic Laws. Penalties), Moscow, Astrel, 2009, 304 р.

3. Buglak A. PDD RF 2011 goda (Traffic regulations of the Russian Federation 2011), Saint-Petersburg, Piter SPb, 2011, 64 р.

4. Pronin G. PDD RF 2015 goda (Traffic regulations of the Russian Federation 2015), Moscow, Amega-l, 2015, 64 р.

5. Chudakov A. V. Pravila dorozhnogo dvizheniya Rossijskoj Federacii s avtorskimi kommentari-yami v fotoillyustraciyah: legkij sposob ponyat, znat i uspeshno primenyat na praktike «Pravila dorozhnogo dvizheniya» na primere goroda Sankt-Peterburga (The rules of the road of the Russian Federation with author's comments in photo illustrations: an easy way to understand, know and successfully apply in practice the "Rules of the road" on the example of the city of St. Petersburg), Saint-Petersburg, OOO «Mediapapir», 2023, 123 р.

6. Balakin V.D. Ekspertiza dorozhno-transportnyh proisshestvij (Examination of road accidents), Omsk, SibADI, 2010, 136 p.

Информация об авторах

А. В. Русинов - член корреспондент МАНЭБ, эксперт АНО РИЭ «Рус-Экспертиза».

Information about the authors

А. V. Rusinov - rarresponding member of IAELPS, expert ANO RIE «Rus-expertiza».

Статья поступила в редакцию 25.05.2023; одобрена после рецензирования 08.06.2023; принята к публикации 08.06.2023.

The article was submitted 25.05.2023; approved after reviewing 08.06.2023; accepted for publication 08.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.