Научная статья на тему 'Исследование наездов на пешеходов: оценка действий водителя и пешехода'

Исследование наездов на пешеходов: оценка действий водителя и пешехода Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНО-ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПЕШЕХОД / НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потеряшный Илья Васильевич, Цехмистрова Татьяна Евгеньевна

Рассмотрены пункты Правил дорожного движения, связанные с обязанностями пешеходов при переходе проезжей части. Рассмотрены пункты Правил, которыми должны руководствоваться водители, пропускающие пешеходов на пешеходных переходах и на нерегулируемых перекрестках без пешеходного перехода. Акцентируется внимание на изменениях данных пунктов Правил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование наездов на пешеходов: оценка действий водителя и пешехода»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИССЛЕДОВАНИЕ НАЕЗДОВ НА ПЕШЕХОДОВ: ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ И ПЕШЕХОДА Потеряшный И.В.1, Цехмистрова Т.Е.2

1Потеряшный Илья Васильевич - судебный эксперт, ФБУ Архангельская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ;

2Цехмистрова Татьяна Евгеньевна - старший преподаватель, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: рассмотрены пункты Правил дорожного движения, связанные с обязанностями пешеходов при переходе проезжей части. Рассмотрены пункты Правил, которыми должны руководствоваться водители, пропускающие пешеходов на пешеходных переходах и на нерегулируемых перекрестках без пешеходного перехода. Акцентируется внимание на изменениях данных пунктов Правил. Ключевые слова: инженерно-транспортная экспертиза, автотехническая экспертиза, правила дорожного движения, пешеход, нерегулируемый пешеходный переход.

По статистике ГИБДД за 2018 год на дорогах Российской Федерации в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) с участием пешеходов пострадало около 52 тысяч человек. Данное число вполне сравнимо с населением небольшого города России. При этом следует отметить, что от общего количества ДТП, наезды на пешехода составляют достаточно большую часть - порядка 30%. Однако с 2015 года наблюдается ежегодное снижение количества происшествий с участием пешеходов, в результате чего общее количество подобных ДТП к концу 2018 года сократилось более чем на 10% [1]. Данный показатель удалось достичь, в том числе и благодаря организации разъяснительных занятий по

безопасности дорожного движения в российских школах, которые ежегодно проводятся сотрудниками ГИБДД [2].

Тем не менее, сотрудникам МВД и судебным экспертам-автотехникам ежедневно на исследование поступает значительное количество происшествий, связанных именно с наездом на пешеходов. Наиболее частые случаи - наезды на пешехода, переходящего дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. Как правило, пешеходу в таких случаях необходимо было руководствоваться пунктом 4.5 Правил, который обязует его убедиться в безопасности перехода, перед тем как вступить на проезжую часть. Следует отметить, что данный пункт с не претерпевал значительных изменений еще с Правил, действовавших на территории СССР в середине прошлого века. Главной обязанностью пешехода здесь является визуальная оценка расстояния до приближающегося автомобиля, то есть пешеход должен убедиться, что водитель начал применять торможение перед пешеходным переходом, и он при этом имеет техническую возможность остановится перед пешеходом до того, как он (пешеход) вступит на проезжую часть; или что пешеход успеет перейти полосу движения автомобиля до того, как водитель, без применения мер торможения, приблизится к данному участку пешеходного перехода (автомобиль находится на слишком большом расстоянии от перехода).

Водителю, в свою очередь, при приближении к пешеходному переходу необходимо руководствоваться пунктом 14.1, который требует уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу или вступившему на проезжую часть для осуществления перехода. Формулировка данного пункта Правил поседений раз была изменена в конце 2014 года и на данный момент она остается актуальна в 2019 году. Она обязывает водителя принять меры торможения (при условии, что он имеет техническую возможность остановиться), если он видит намерение пешехода перейти дорогу, то есть пешеход должен или подходить к проезжей части перпендикулярно и при этом быть в видимости для водителя,

или стоять перед пересекаемой проезжей частью и показывать данное намерение перейти, например, смотреть по сторонам дороги (другими словами, в этот момент пешеход убеждается в безопасности перехода и выполняет требования пункта 4.5 Правил).

Обычно, при переходе проезжей части вне перехода и дворовой территории, пешеход должен уступать дорогу транспорту, но в случае, если пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода на нерегулируемом перекрестке по линии тротуара или обочины, как на рисунке 1, определение того, кто должен пересечь дорогу первым (пешеход или водитель) не так очевидно.

Рис. 1. Пример схемы дорожно-транспортного происшествия для рассматриваемой ситуации

В последней редакции Правил в пункте 13.1 водителю говорится о том, что он обязан уступить дорогу пешеходам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Однако, собирающийся перейти перекресток

V.

Л)

л

пешеход должен следовать пункту 4.5, который также обязывает уже пешехода не создавать помех для движения транспортных средств (тоже уступать дорогу). Более однозначно данная ситуация выглядела раньше, во времена действия еще советских Правил дорожного движения. В них пешеходам разрешалось переходить дорогу вне пешеходного перехода только после того, как они убедятся, что переход безопасен и они не создадут помех каким-либо транспортным средствам [4], следовательно, в данном случае автомобиль не был обязан уступать дорогу пешеходу при повороте.

Несмотря на то, что с каждым годом количество ДТП с участием пешеходов неуклонно снижается, для улучшения достигнутых результатов необходимо также акцентировать внимание на спорных и неоднозначных пунктах Правил дорожного движения РФ и предлагать варианты их изменения, что скажется в лучшую сторону на безопасность дорожного движения в будущем.

Список литературы

1. Аналитические обзоры состояния безопасности дорожного движения // Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://нцбдд.мвд.рф/ресурсы/обзоры-аварийности/ (дата обращения: 25.12.2019).

2. Для школьников Подольска провели уроки по безопасности дорожного движения // новостной ресурс RIAMO.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://riamo.ru/article/309654/dlya-shkolmkov-podolska-proveli-uroki-po-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya.xl/ (дата обращения: 25.12.2019).

3. О Правилах дорожного движения. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Правила дорожного движения: утв. Министерством внутренних дел СССР 16.06.1986: ввод. в действие с 01.01.1987. М.: Сов. Россия, 1987. 80 с.

5. Правила дорожного движения: утв. Министерством внутренних дел СССР 02.11.1979: ввод. в действие с 01.06.1980. Архангельск: Издательство Арх. Обкома КПСС, 1980. 48 с.

6. Правила дорожного движения: Изменения и дополнения к правилам дорожного движения: утв. Министерством внутренних дел СССР: ввод. в действие с 01.04.1975. Ростов-на-Дону: Издательство «Мотот», 1974. 57 с.

7. Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР: утв. Министерством внутренних дел СССР 03.06.64: ввод. в действие с 01.01.1965. Ростов-на-Дону: Издательство «Мотот», 1970. 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.