УДК 656.13
К ВОПРОСУ О БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДОВ НА НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДАХ
С.Л. Чикалина
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрено применение сужения проезжей части на нерегулируемых пешеходных переходах в зарубежной практике, дано обоснование необходимости внедрения этого мероприятия в городах России. По данным МВД России, наезд на пешеходов составляет 49,2% от общего числа дорожно-транспортных происшествий. Виновником таких ДТП в большинстве случаев является сам пешеход, который переходит проезжую часть дороги в неустановленном месте или не замечает транспорт, приближающийся к пешеходному переходу. Табл. 1. Ил. 4. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: пешеход; безопасность; ширина проезжей части; успокоение движения; пропускная способность; видимость; пешеходный переход.
ON THE PROBLEM OF PEDESTRIAN SAFETY AT UNREGULATED PEDESTRIAN CROSSWALKS S.L. Chikalina
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article considers the application of carriageway narrowing at unregulated pedestrian crosswalks in international practice, and gives the rationale for the introduction of this measure in Russian cities. According to the data of the Ministry of Internal Affairs of Russia, pedestrian run over constitutes 49.2% of the total number of accidents. The party in fault of such accidents is mainly the very pedestrian who crosses the road in the unspecified place or does not see the traffic approaching a pedestrian crosswalk. 4 figures. 1 table. 8 sources.
Key words: pedestrian; safety; width of carriageway; traffic calming; capacity; visibility; pedestrian crosswalk.
Одной из самых актуальных и малоизученных проблем в организации дорожного движения в России является обеспечение безопасности и комфортности движения пешеходов. Особо сложная ситуация и для пешеходов, и для водителей возникает при пересечении пешеходами проезжей части на нерегулируемом переходе. Обследование г. Иркутска показало, что на пешеходных коммуникациях улично-дорожной сети повсеместно наблюдаются нарушения элементарных
условий безопасности движения пешеходов. Водители паркуют свои транспортные средства на пешеходных переходах (рис. 1) и на остановочных пунктах.
Такие нарушения являются следствием недостаточного количества парковочных мест в исторически сложившемся центре города Иркутска с его узкими улицами и большим количеством объектов массового тяготения (учебные заведения, торгово-развлека-тельные комплексы и прочие учреждения).
1 Чикалина Светлана Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (3952) 405135, e-mail:[email protected]
Chikalina Svetlana, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel. (3952) 405135, e-mail: [email protected]
Автомобили, припаркованные на пешеходных переходах, создают неудобство для пешеходов и приводят к дорожно-транспортным происшествиям с их участием. Пешеходу приходится переходить проезжую часть вне перехода. Таким образом, видимость пешеходов и водителей транспортных средств снижается. В результате участникам движения трудно оценить дорожную обстановку.
Для повышения безопасности движения пешеходов при пересечении проезжей части в зарубежной
- привлечение пешеходов к переходу проезжей части в специально отведенных местах;
- препятствие паркированию транспортных средств на пешеходных переходах и углах перекрестков;
- сокращение расстояния пересечения и уменьшение числа ДТП с пешеходами;
- снижение скорости транспортных средств. Транспортные средства, припаркованные близко к
переходам или непосредственно на них, значительно
практике применяют увеличение ширины тротуара около пешеходных переходов (рис. 2). Как показывает практика, такие выступы тротуаров применяют на улицах, где стоянка уже существует, и таким образом расширение тротуара, равное ширине припаркованных транспортных средств, не оказывает отрицательного эффекта на пропускную способность дороги.
Применение данного мероприятия приводит к улучшению следующих показателей:
- увеличение видимости пешеходов и водителей;
сокращают видимость пешеходов и водителей. При ограниченной видимости пешеходы становятся незащищенными участниками дорожного движения, т.к. они не видят приближающийся транспорт и не имеют времени для оценки скорости транспортных средств, а водители не видят пешеходов. Уширение тротуара около пешеходных переходов увеличивает видимость участников дорожного движения. Следовательно, применение такого мероприятия приводит к более безопасному пересечению проезжей части (рис. 3).
На рис. 3 представлена схема видимости пешехода и водителя транспортного средства, а также граница применения уширения тротуара около пешеходного перехода. В таблице даны размеры этих параметров, рекомендуемые для обеспечения видимости при соответствующей скорости транспорта. Из таблицы видно, что с применением уширения тротуара около пешеходного перехода резервируемая область значительно сокращается.
Видимость пешеходного перехода
Скорость транспортных средств, км/ч 30 50
Видимость тротуара прилегающего к пешеходному переходу, м 30 50
Резервируемая область без уширения тротуара перед зеброй Fan, м за зеброй Fab, м 10 5 20 15
Резервируемая область с уширением тротуара перед зеброй Fan, м за зеброй Fab, м 5 3 12 6
Уменьшение ширины проезжей части способствует привлечению пешеходов к данному пешеходному переходу. Любой пешеход пытается пройти проезжую часть в самом узком месте. Применение такого мероприятия уменьшает ширину проезжей части на расстояние, равное ширине автомобиля (с одной или с двух сторон). Таким образом, пешеход тратит меньше времени для пересечения проезжей части.
Еще одним результатом применения уширения тротуара является упорядочивание паркирования автомобиля в соответствии с правилами дорожного движения. Но только при условии, что на уширенной части тротуара есть препятствия для заезда транспортных средств на пешеходный переход за счет высоты бордюрного камня или других мер (например, применение ограждающих столбиков).
Рис. 4. Применение ограждающих столбиков
Одним из существенных факторов, влияющих на степень травмы, по-прежнему остается скорость транспортного средства. Риск гибели в качестве пешеходов при скорости транспортного средства, равной 50 км/ч, в четыре раза выше, чем при скорости 30 км/ч. Таким образом, снижение скорости движения транспортного средства остается первой мерой, когда речь идет об увеличении безопасности пешеходов. Водитель, двигающийся по дороге, имеющей сужение, автоматически снижает скорость, благодаря чему повышается безопасность движения пешеходов. Сокращение длины перехода позволяет пешеходам быстрее переходить проезжую часть и тем самым недолго препятствовать транспортному потоку. Транспортная задержка при этом значительно сокращается.
Можно применять и светофорное регулирование, но это может вызывать значительную задержку транспортных средств на улицах с неравномерной по времени суток интенсивностью транспортных средств и пешеходов. Поэтому на второстепенных дорогах вблизи школ, детских садов и различных учреждений целесообразнее применять уширения тротуаров около пешеходных переходов.
Предложенные меры по организации дорожного движения позволяют повысить безопасность и комфортность участников дорожного движения на пешеходных переходах.
1. Амбарцумян В.В., Бабанин В.Н., Гуджоян О.П., Петридис А.В. Безопасность дорожного движения: учеб. пособие для подготовки и повышения квалификации кадров автомобильного транспорта / под ред. чл.-корр. РАН, проф. В.Н. Лукани-на. М.: Машиностроение, 1998. 304 с.
2. Лобанов Е.М. Транспортная планировка городов: учебник для студентов вузов. М.: Транспорт, 1990. 240 с.
3. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей // Вестник стипендиатов DAAD. Иркутск: ИрГТУ, 2002. С. 266.
Библиографический список
4. coast-santabarbara.org/curb-extensions/
5. Effectiveness of a pedestrian hybrid beacon at mid-block pedestrian crossings in decreasing unnecessary delay to drivers and a comparison to other sistems, Kansas state university Manhattan, Kansas, Major Professor Dr. Eugene R. Russell
6. http://web.archive.org/web/20051222200859/http: //www.fussverkehr.de/pdf/FNOTE04.pdf www.contextsensitivesolutions.org
7. www.mag.maricopa.gov/pdf/cms.resource/ mag_ped_pol_and_guide45859.pdf