Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАЕЗДОВ НА ПЕШЕХОДОВ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАЕЗДОВ НА ПЕШЕХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАЕЗД НА ПЕШЕХОДА / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ВОДИТЕЛЬ / ПЕШЕХОД / ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД / ПРОФИЛАКТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Кузнецов Виктор Владимирович, Горбатенко Дмитрий Станиславович, Порташников Олег Михайлович

В настоящей статье приведены результаты анализа статистических данных о наездах на пешеходов, произошедших на улично-дорожной сети Московской области. Выявлены и сформулированы причины совершения наездов на пешеходов. Определены основные направления профилактики наездов на пешеходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Кузнецов Виктор Владимирович, Горбатенко Дмитрий Станиславович, Порташников Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS FOR PEDESTRIAN RUNNING PREVENTION

This article presents the results of the analysis of statistical data on pedestrian collisions that occurred on the road network of the Moscow region. Revealed and formulated the reasons for collisions with pedestrians. The main directions of prevention of collisions with pedestrians have been determined.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАЕЗДОВ НА ПЕШЕХОДОВ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 519.237.5:34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-125-128 NIION: 2003-0059-2/22-232 MOSURED: 77/27-003-2022-02-431

Основные направления профилактики наездов на пешеходов

Виктор Владимирович Кузнецов1, Дмитрий Станиславович Горбатенко2, Олег Михайлович Порташников3

1 Управление Государственной Инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Московской области, Москва, Россия, ugibddmo.kuznetsov@yandex.ru

2 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия, mai_kaf604@mail.ru

3 Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, Москва, Россия

Аннотация. В настоящей статье приведены результаты анализа статистических данных о наездах на пешеходов, произошедших на улично-дорожной сети Московской области. Выявлены и сформулированы причины совершения наездов на пешеходов. Определены основные направления профилактики наездов на пешеходов.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, наезд на пешехода, транспортное средство, водитель, пешеход, пешеходный переход, профилактика дорожно-транспортных происшествий

Для цитирования: Кузнецов В. В., Горбатенко Д. С., Порташников О. М. Основные направления профилактики наездов на пешеходов // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 2. С. 125-128. 0^/10.24412/2073-0454-2022-2-125-128.

Original article

Main directions for pedestrian running prevention

Viktor V. Kuznetsov1, Dmitry S. Gorbatenko2, Oleg M. Portashnikov3

1 State Inspectorate Road Safety General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow Region,

Moscow, Russia, ugibddmo.kuznetsov@yandex.ru

2 Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia, mai_kaf604@mail.ru

3 Special Purpose Center in the field of road safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

Abstract. This article presents the results of the analysis of statistical data on pedestrian collisions that occurred on the road network of the Moscow region. Revealed and formulated the reasons for collisions with pedestrians. The main directions of prevention of collisions with pedestrians have been determined.

Keywords: traffic safety, hitting a pedestrian, vehicle, driver, pedestrian, pedestrian crossing, prevention of road traffic accidents

For citation: Kuznetsov V. V., Gorbatenko D. S., Portashnikov O. M. Main directions for pedestrian running prevention. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):125-128. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-125-128.

Любой человек является участником дорожного движения, выступая или в качестве водителя, или в качестве пешехода или пассажира. При этом быть пешеходом, как и водителем, — это очень ответственно. Вероятность возникновения такого вида дорожно-транспортного происшествия (ДТП) как наезд на пешехода зависит, как и от водителей, так и от самих пешеходов. Довольно часто виновниками таких ДТП

являются именно пешеходы, переходящие улицу на красный свет светофора или в неположенном месте. К сожалению, некоторые пешеходы даже банально забывают, что при переходе проезжей части нужно смотреть по сторонам, и убедится в безопасности перехода. А некоторые пешеходы принципиально не делают этого.

Рассмотрим структуру наездов на пешеходов, совершенных в период 2017-2021 гг. на улично-дорож-

© Кузнецов В. В., Горбатенко Д. С., Порташников О. М., 2022

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ной сети (УДС) Московской области [1].

Количество наездов на пешеходов в общем количестве ДТП за это время в среднем составляет 30 %. Число погибших в них также составляет в среднем 30 % от общего числа погибших в ДТП, а доля раненных в них в общем числе раненных в ДТП в среднем составляет 22 %. За очень редким исключением все погибшие и раненные в наездах на пешеходов являлись пешеходами, что естественно, учитывая разницу в массе и динамические габариты.

Чаще всего наезды на пешеходов происходили на нерегулируемых пешеходных переходах (в среднем в 35 % случаев), и на перегонах (в среднем в 32 % случаев). В зонах нерегулируемых перекрестков происходило в среднем 18 % наездов, во внутри дворовых территориях в среднем 8 % наездов, на регулируемых пешеходных переходах в среднем 6 % наездов, в зонах регулируемых перекрестков в среднем 4 % наездов. На тротуарах (пешеходных дорожках) и на территории автомобильных стоянок, как правило у объектов массового притяжения, происходило в среднем по 3 % наездов, на территориях гаражных кооперативов и прочих мест скопления транспортных средств (ТС) происходило в среднем 2 % наездов на пешеходов. В среднем 75 % наездов на пешеходов происходило в населенных пунктах области.

В среднем четверть наездов происходила вблизи объектов массового притяжения людей и транспорта (объектов торговли), в среднем 22 % наездов происходило вблизи остановок общественного транспорта, железнодорожных и автобусных станций, в среднем 18 % наездов происходило вблизи пешеходных переходов (наземных, подземных и надземных), вблизи перекрестков и выездов с прилегающих территорий происходило в среднем 15 % наездов, вблизи производственных предприятий происходило в среднем 12 % наездов. Отсутствие в непосредственной близости объектов УДС и объектов притяжения зафиксировано в среднем в 15 % наездов.

Отсутствие в необходимых местах, неправильное применение дорожных знаков, являлось сопутствующим недостатком транспортно- эксплуатационного состояния дороги в среднем в 35 % наездов на пешеходов, отсутствие, плохая различимость дорожной разметки — в среднем в 30 % наездов, отсутствие, неисправность или недостаточность искусственного освещения проезжей части фиксировалось в среднем в 20 %, отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) в среднем в 5 % наездов. Отсутствие недостатков транс-портно-эксплуатационного состояния дороги фиксировалось в среднем в 60 % наездов на пешеходов. В среднем в 80 % наездов за исследуемое время фиксировалось отсутствие каких-либо факторов, влияющих на режим движения в местах наездов на пешеходов, а такие факторы, как сужение проезжей части и тро-

туаров припаркованным транспортом или вследствие проведения ремонтных работ, фиксировались в среднем в 10 % наездов.

Сухое состояние проезжей части в местах наездов фиксировалось в среднем в половине наездов на пешеходов, мокрое состояние проезжей части в среднем в 38 %, а заснеженность, гололедные образования, в среднем в 10 % наездов на пешеходов.

В условиях пасмурной погоды за исследуемое время происходило в среднем 48 % наездов на пешеходов, при ясной погоде в среднем 40 %, а в условиях дождя или снегопада происходило в среднем 10 % наездов на пешеходов.

В светлое время суток в среднем происходило 45 % наездов, в темное время суток при включенном освещении происходило в среднем 40 % наездов, а в темное время суток при не включенном или отсутствующем освещении происходило в среднем 14 % наездов на пешеходов.

Подавляющее большинство (99 %) наездов происходило на горизонтальных участках дорог, и 95 % наездов происходило на прямых участках дороге в плане.

В среднем 70 % наездов на пешеходов происходило на улицах или автомобильных дорогах с 2 полосами для движения, в среднем 20 % наездов происходило на многополосных участках улиц или автомобильных дорог. В среднем 85 % наездов на пешеходов происходило на участках улиц и автомобильных дорог, не имеющих разделительной полосы.

За исследуемый период времени в среднем в 60 % наездов на пешеходов фиксировались нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств (ТС), в среднем в 40 % наездов фиксировались нарушения ПДД самими пешеходами. В среднем в 10 % наездов фиксировалось нарушение ПДД водителями, и пешеходами. Также отмечены случаи наездов на пешеходов, причиной которых явились серьезные недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дороги в местах наездов, нарушения ПДД обеими сторонами не зафиксированы (в среднем 5 % наездов).

Среди нарушений ПДД, допущенных водителями при наездах на пешеходов, преобладает «нарушение правил проезда пешеходных переходов» (в среднем в 60 % наездов по вине водителей), «несоблюдение условий, разрешающих движение задним ходом» в среднем в 20 % наездов по вине водителей, «несоответствие скорости конкретным условиям движения» в среднем в 15 % наездов по вине водителей. В среднем в 5 % наездов помимо нарушений ПДД, водители находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Среди нарушений ПДД пешеходами преобладает «переход проезжей части вне пешеходного перехода в зоне его видимости» (в среднем в 35 % наездов по вине

126

Вестник Московского университета МВД России

№ 2 / 2022

JURISPRUDENCE

пешеходов), «переход проезжей части в запрещенном или неустановленном месте» в среднем в 20 % наездов, «ходьба по проезжей части при удовлетворительном состоянии тротуаров или обочин» в среднем в 15 % наездов, «нахождение на проезжей части без цели ее перехода» и «неподчинение сигналам светофора или регулировщика» в среднем в 10 % наездов каждое, и «неожиданный выход на проезжую часть из-за ТС, деревьев, сооружений» в среднем в 8 % наездов по вине пешеходов.

В среднем в 10 % наездов на пешеходов пешеходы были без световозвращающих элементов, а в среднем в 5 % наездов пешеходы находились в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Среди водителей, нарушивших ПДД в наездах на пешеходов, имели водительский стаж свыше 10 лет в среднем 65 %, стаж от 5 до 10 лет в среднем 15 %, со стажем до 2 лет в среднем 8 %, от 3 до 5 лет в среднем 7 %. Преобладает возрастная группа 30-49 лет (в среднем 30 %), далее 20-29 лет (20 %), 40-49 лет (20 %) и возрастная группа 60 лет и старше (15 %). Среди них в среднем 90 % являлись гражданами России, из них, в свою очередь, в среднем 85 % состояли на регистрационном учете в Московском регионе (Московская область и г. Москва).

Среди пешеходов, нарушивших ПДД в наездах на пешеходов, доля находящихся в возрасте до 7 лет составляла в среднем 5 %, находящихся в возрасте 7-16 лет составляла в среднем 10 %. Распределение по возрастным группам 16-29 лет, 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет, 60-69 лет, и 70 лет и старше в среднем составляла по 14 %. Среди них в среднем 90 % являлись гражданами России.

Проведенный анализ статистических данных о наездах на пешеходов [1] позволил определить, что основной причиной наездов является пренебрежение требований ПДД как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.

Поэтому, основной целью профилактики дорожно-транспортной аварийности, наездов на пешеходов в частности, является создание условий, обеспечивающих соблюдение требований ПДД участниками дорожного движения.

Применительно к профилактике наездов на пешеходов такими условиями могут быть:

• организация и обустройство движения транспортных и пешеходных потоков в местах их пересечений;

• контроль за соблюдением участниками движения требований ПДД;

• пропаганда мер индивидуальной профилактики безопасного поведения пешеходов.

Организация и обустройство движения транспортных и пешеходных потоков в местах их пересечений включает в себя следующие инженерные решения:

• создание, и поддержание в удовлетворитель-

ном состоянии, тротуаров (пешеходных дорожек) и обочин в необходимых местах;

• внедрение ограждений проезжей части от несанкционированного выхода на нее пешеходов;

• наличие в зонах пешеходных переходов соответствующих дорожных знаков и разметки;

• обеспечение видимости пешехода при подходе к проезжей части и при переходе проезжей части, выражаемое в виде создания искусственного освещения проезжей части, дополнительной подсветки пешеходных переходов, установки дополнительных знаков с подсветкой на верхней консоли над переходом, специальной подсветки под ногами на тротуаре, создание островков безопасности, и отсутствия объектов, затрудняющих обзор (сооружения, деревья, кустарники, припаркованный транспорт и т. п.) в зонах переходов;

• обеспечение принудительного снижения скорости ТС при подъезде к пешеходному переходу (нанесение шумовой ребристой разметки, создание искусственных неровностей и т. п.);

• регулирование движения по пешеходным переходам;

• создание пешеходных переходов в разных уровнях.

Организация движения должна быть направлена на то, чтобы максимально разделять транспортные и пешеходные потоки в пространстве и во времени. Пешеходы не должны пересекать многополосные дороги по нерегулируемым пешеходным переходам [2].

Осуществление надзора за движением и контроль за соблюдением участниками движения требований ПДД имеет цель предупреждать возможные нарушения ПДД со стороны участников дорожного движения, которые могут привести к ДТП, наездам на пешеходов в частности. Инструментами осуществления надзора и контроля за движением являются наличие экипажей дорожно-патрульной службы (ДПС), наличие средств автоматической фиксации нарушений ПДД, и виды, и размер (в рублях) административной ответственности за нарушение ПДД.

Эффективность (с точки зрения предотвращения ДТП) применения выше предложенных технических решений организации и обустройства движения транспортных и пешеходных потоков в местах их пересечений, а также усиления надзора и контроля за движением, определена с помощью методики математического моделирования аварийности, активно применяемой для профилактики аварийности на отдельных участках УДС Московской области. Проведенные сравнения прогнозных значений эффективности с фактическими данными позволяют утверждать, что внедрение этих мер действительно способно предотвращать возникновение наездов на пешеходов, и, как следствие, предот-

вращать гибель и ранение в них людей [3].

Также очень важным направлением профилактики наездов на пешеходов является т. н. индивидуальная профилактика безопасного поведения самими пешеходами. Это главным образом следующие обязанности пешеходов:

• начинать переход проезжей части по нерегулируемому пешеходному переходу только оценив расстояние до приближающихся ТС, убедившись в собственной видимости для водителей ТС, и, соответственно, безопасности дальнейшего перехода;

• использовать световозвращающие предметы при ходьбе по обочинам или краю проезжей части в темное время суток и в условиях плохой погоды.

На сегодняшний день данное направление может быть реализовано в виде различных пропагандистских акций, рекламы, тематических бесед, лекций, проводимых у пешеходных переходов, на остановках общественного транспорта, в средствах массовой информации, в учебных заведениях, и т.п.

Сознательное, законопослушное поведение всех участников движения может и должно сделать дорожное движение безопаснее. Для профилактики наездов на пешеходов необходимо воздействовать на поведение и водителей, и пешеходов. В ПДД исчерпывающе прописаны обязанности всех участников движения. Необходимо только добиться их осознанного выполнения.

Список источников

1. Статистические данные о дорожно-транспортной аварийности на территории Московской области за 2017-2021 г. М. : УГИБДД ГУ МВД России по Московской области, 2017-2021.

2. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения. М. : Транспорт, 2008, 106 с.

3. Кузнецов В. В., Горбатенко Д. С., Порташников О. М. Адекватность применения методики математического моделирования в целях разработки программ, направленных на повышение уровня безопасности движения на региональных автодорогах на территории Московской области // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. Выпуск № 4. С. 64-70.

References

1. Statistical data on road traffic accidents on the territory of the Moscow region for 2017-2021 M. : UGIBDD GU of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Moscow region, 2017-21.

2. Lukyanov V. V. Road safety. M. : Transport, 2008. 106 p.

3. Kuznetsov V. V., Gorbatenko D. S., Portashnikov O. M. Adequacy of the use of mathematical modeling techniques in order to develop programs aimed at increasing the level of traffic safety on regional highways in the Moscow region // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. Issue № 4. P. 64-70.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

В. В. Кузнецов — Заместитель начальника полиции — Начальник Управления Государственной Инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Московской области;

Д. С. Горбатенко — старший научный сотрудник кафедры «Системный анализ и управление» Московского авиационного института (национального исследовательского университета);

О. М. Порташников — заместитель начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России.

Information about the authors

V. V. Kuznetsov — Deputy Head of Police — Head of the State Inspectorate Road Safety General Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow Region;

D. S. Gorbatenko — Senior Researcher of the Department «System Analysis and Management» of the Moscow Aviation Institute (National Research University);

O. M. Portashnikov — Deputy Head of the Special Purpose Center in the field of road safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 25.03.2022; принята к публикации 15.04.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 25.03.2022; accepted for publication 15.04.2022.

128

Вестник Московского университета МВД России

№ 2 I 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.