Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
субъекты малого предпринимательства / организация бухгалтерского учета / аутсорсинг бухгалтерских услуг / внутренний контроль / упрощенная система бухгалтерского учета / small business entities / accounting organization / outsourcing of accounting services / internal control / simplified accounting system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пимонова А.О., Горшкова Н.В.

В настоящее время деятельность субъектов малого предпринимательства в России является большой и неотъемлемой частью ее экономики. В связи с этим государством разработаны различные меры поддержки и стимулирования бизнеса, в том числе в виде законодательно регламентированных упрощений в области ведения бухгалтерского учета и способах его организации. Выбор подходящей модели бухгалтерского учета, будь то его ведение руководителем хозяйствующего субъекта, найм бухгалтера в штат или заключение договора аутсорсинга, требует тщательного анализа преимуществ и недостатков каждого из существующих способов. Опираясь на масштаб, специфику деятельности, задачи и стратегию малого предприятия, руководитель должен выбрать наиболее подходящую модель организации бухгалтерского учета с целью повышения экономической эффективности бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ACCOUNTING ORGANIZATION IN SMALL BUSINESS ENTERPRISES

Currently, the activities of small businesses in Russia are a large and integral part of its economy. In this regard, the state has developed various measures to support and stimulate business, including in the form of legally regulated simplifications in the field of accounting and methods of its organization. Choosing a suitable accounting model, whether it is conducted by the head of an economic entity, hiring an accountant or entering into an outsourcing contract, requires a thorough analysis of the advantages and disadvantages of each of the existing methods. Based on the scale, specifics of the activity, tasks and strategy of a small enterprise, the head should choose the most appropriate accounting organization model in order to increase the economic efficiency of the business.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 33 Пимонова А.О., Горшкова Н.В.

Пимонова А.О.

студент 4 курса, группа ЭБ-201, институт экономики и управления Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)

Научный руководитель: Горшкова Н.В.

д.э.н., профессор, заведующий кафедры финансов, учета и экономической безопасности Волгоградский государственный университет (г. Волгоград, Россия)

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация: в настоящее время деятельность субъектов малого предпринимательства в России является большой и неотъемлемой частью ее экономики. В связи с этим государством разработаны различные меры поддержки и стимулирования бизнеса, в том числе в виде законодательно регламентированных упрощений в области ведения бухгалтерского учета и способах его организации. Выбор подходящей модели бухгалтерского учета, будь то его ведение руководителем хозяйствующего субъекта, найм бухгалтера в штат или заключение договора аутсорсинга, требует тщательного анализа преимуществ и недостатков каждого из существующих способов. Опираясь на масштаб, специфику деятельности, задачи и стратегию малого предприятия, руководитель должен выбрать наиболее подходящую модель организации бухгалтерского учета с целью повышения экономической эффективности бизнеса.

Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, организация бухгалтерского учета, аутсорсинг бухгалтерских услуг, внутренний контроль, упрощенная система бухгалтерского учета.

Субъекты малого предпринимательства являются важнейшим элементом функционирования экономики Российской Федерации, обеспечивающим занятость населения страны, производство товаров и оказание услуг. Малый бизнес не только обеспечивает функционирование большого количества разнообразных направлений деятельности, но и благодаря наращиванию масштабов имеет важное значение для роста ВВП страны, а также обеспечивает развитие конкурентной борьбы [4, а 24].

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ к малым предприятиям относятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год которых не превышает ста человек, а доход - 800 млн. рублей. Также данные предприятия должны быть включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на активную государственную поддержку малого бизнеса, в последние годы можно наблюдать тенденцию к уменьшению количества малых предприятий в стране. Так, за период с 2019 г. по 2023 г. число субъектов малого бизнеса сократилось на 10126 единиц (4,7%), количество работников малых предприятий уменьшилось на 303731 человек (5,2%) [5].

Тенденция к сокращению количества субъектов малого бизнеса наблюдается и в Волгоградской области. За период с 2019 г. по 2023 г. число малых предприятий уменьшилось на 338 единиц (16,1%). Число работников малых предприятий сократилось на 8760 человек (13,4%) [5].

Исходя из полученных данных, количество предприятий, не способных обеспечить свое стабильное развитие, неуклонно растет. И эта тенденция, безусловно, является негативной для экономики России.

Для дальнейшего функционирования малого предпринимательства в стране важно, чтобы все принимаемые решения внутри предприятия имели рациональное обоснование. Выбор наиболее подходящего способа организации бухгалтерского учета позволит обеспечить оптимизацию затрат предприятия, но

является непростым и требует учета специфики бизнеса, его масштаба, стратегических и тактических задач [2, а 18].

Перед руководителями малого бизнеса стоит непростая задача: определить, какой способ организации бухгалтерского учета выбрать, чтобы минимизировать затраты и добиться максимальной эффективности деятельности.

Согласно п.3 ст.7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ руководитель малого предприятия может принять ведение бухгалтерского учета на себя, возложить его ведение на главного бухгалтера, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Каждый из способов будет актуален лишь для определенной модели ведения бизнеса.

Способ ведения бухгалтерского учета фиксируется в учетной политике организации, которая должна быть составлена, исходя из требования рациональности, то есть должна учитывать условия хозяйствования и величину организации [1].

Руководитель малого предприятия может возложить ведение бухгалтерского учета на себя. Выбор данного способа организации бухгалтерского учета видится разумным для микропредприятий, когда в рамках бизнеса оказывается небольшое количество однотипных услуг (индивидуальный предприниматель создает сайты на заказ или продает картины собственного производства).

Найм бухгалтера в штат или создание отдела бухгалтерии в организации подойдет для малых предприятий, чья деятельность отличается довольно крупными масштабами в рамках данной категории хозяйствующих субъектов.

В последнее время активно распространяется аутсорсинг бухгалтерских услуг. Он представляет собой передачу ведения бухгалтерского учета сторонней организации, которая специализируется на данной деятельности. Свою популярность данный способ организации бухгалтерского учета стал набирать относительно недавно, но уже получил широкое распространение благодаря

тому, что выступает отличным инструментом оптимизации затрат для малого бизнеса [3, а 124].

Каждый из способов организации бухгалтерского учета обладает своими достоинствами и недостатками (Таблица 1).

В случае ведения бухгалтерского учета руководителем хозяйствующего субъекта, необходимо наличие соответствующей квалификации и опыта у руководителя. К плюсам можно отнести полный контроль процесса бухгалтерского учета.

Найм бухгалтера в штат повлечет расходы на оплату труда и социальные отчисления, а также на организацию рабочего места сотрудника. Возможно, подходящего специалиста удастся найти не с первого раза. Среди достоинств данного способа: оптимизация временных затрат на ведение бухгалтерского учета, своевременная подготовка отчетности и материальная ответственность бухгалтера.

Аутсорсинг бухгалтерских услуг позволит оптимизировать как временные, так и финансовые затраты на ведение бухгалтерского учета. Так как аутсорсинговые компании имеют в своем штате большое число различных специалистов, то малый бизнес может пользоваться дополнительными услугами и иметь доступ к экспертным знаниям [3, а 125].

Таблица 1. Достоинства и недостатки способов организации бухгалтерского

учета на малом предприятии.

Способ организации бухгалтерского учета Достоинства Недостатки

Руководитель берет ведение бухгалтерского учета на себя Полный контроль над формированием бухгалтерской и налоговой отчетности; оптимизация затрат для микропред приятии Руководителю необходимо обладать квалификацией и опытом в области бухгалтерского учета; высокий риск совершения ошибок

Найм бухгалтера или бухгалтеров в штат Экономия времени на ведении бухгалтерского учета; своевременная подготовка бухгалтерской отчетности; ответственность за ведение бухгалтерского учета лежит на работнике; контроль за работой в реальном времени; возможность влияния на работника посредством различных стимулов Необходимость регулярного повышения квалификации работников; затраты па содержание в штате; сложность в подборе квалифицированного специалиста; расходы на организацию рабочего места

Заключение договора аутсорсинга бухгалтерских услуг Экономия времени на ведении бухгалтерского учета; своевременная подготовка бухгалтерской отчетности; доступ к экспертным знаниям; соблюдение законодательства; оптимизация затрат Риск утечки конфиденциальной информации вследствие предоставления данных сторонней организации

Источник: составлено автором по [3], [4].

Таким образом, малый бизнес является ключевым звеном экономики современной России. Тренд на сокращение количества малых предприятий свидетельствует о необходимости пересмотра модели организации бизнес-процессов и рационального подхода к принятию управленческих решений.

Субъекты малого предпринимательства в условиях активного государственного стимулирования обладают возможностью выбора оптимальной модели организации бухгалтерского учета, которая будет соответствовать специфике и масштабам конкретного бизнеса.

Для индивидуальных предпринимателей, чья деятельность заключается в оказании сравнительно небольшого количества однотипных услуг

рациональным может быть ведение бухгалтерского учета руководителем бизнеса.

Для остальных субъектов малого предпринимательства возможен найм бухгалтера в штат организации или же передача бухгалтерского учета на аутсорсинг. Первый способ дает возможность контроля за деятельностью работника в режиме реального времени и влияние на его работу посредством различных рычагов давления, а второй - значительно экономит денежные ресурсы предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/2d52707f5a4d5314b9e 470a9bf59cb826ec848dd/;

2. Поленова, С.Н. Развитие организационно-методического обеспечения бухгалтерского учета на малых предприятиях / С.Н. Поленова // Учет. Анализ. Аудит. 2019. 6(5):16-23. URL: https://accounting.fa.ru/jour/article/view/277/270;

3. Гаджиева, М.А. Особенности бухгалтерского аутсорсинга / М.А. Гаджиева // Журнал прикладных исследований. 2022. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-buhgalterskogo-autsorsinga;

4. Гравшина, И.Н. К вопросу об организации бухгалтерского учета в условиях малого бизнеса / И.Н. Гравшина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2022. №4 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-buhgalterskogo-ucheta-v-usloviyah-malogo-biznesa;

5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства : официальный сайт // Федеральная налоговая служба : [сайт]. - 2024. - URL: https: //rmsp .nalog. ru/?ref=vc. ru

Pimonova A. O., Gorshkova N. V.

Pimonova A.O.

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

Scientific advisor: Gorshkova N.V.

Volgograd State University (Volgograd, Russia)

PROBLEMS OF ACCOUNTING ORGANIZATION IN SMALL BUSINESS ENTERPRISES

Abstract: currently, the activities of small businesses in Russia are a large and integral part of its economy. In this regard, the state has developed various measures to support and stimulate business, including in the form of legally regulated simplifications in the field of accounting and methods of its organization. Choosing a suitable accounting model, whether it is conducted by the head of an economic entity, hiring an accountant or entering into an outsourcing contract, requires a thorough analysis of the advantages and disadvantages of each of the existing methods. Based on the scale, specifics of the activity, tasks and strategy of a small enterprise, the head should choose the most appropriate accounting organization model in order to increase the economic efficiency of the business.

Keywords: small business entities, accounting organization, outsourcing of accounting services, internal control, simplified accounting system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.