Научная статья на тему 'Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса'

Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1599
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS ACCOUNTING / ACCOUNTING / MEDIUM-SIZED COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумакова Н. В.

В статье рассмотрены основные особенности организации и ведения бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях в соответствии с действующим законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING IN SME

The article describes the main features of the organization and accounting to small and medium enterprises, in accordance with applicable law.

Текст научной работы на тему «Особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса»

Качество обслуживания населения и экономическая эффективность административных структур в последние десятилетия стали основными целями при проведении реформ системы государственного управления. Эго также касается и системы налоговых органов. В настоящее время налоговые органы развитых стран активно применяют информационные технологии в своей деятельности. Это является положительной тенденцией. При этом улучшается качество обслуживания налогоплательщиков, а также повышается уровень качества услуг, предоставляемых налоговыми органами налогоплательщикам. В мировой практике применяются различные способы оплаты налоговых платежей: отправление по почте, через Интернет, использование «Phone banking» и другие методы оплаты. Методы уплаты налоговых платежей, используемые в различных странах представлены в таблице 1.

Т аблица 1. - Информация по использованию налогоплательщиками методов уплаты налоговых платежей (в %) [1]

Страны Неэлектронное Частично электронное Полное электронное

Оплата по почте Лично Через агентство (банк) Использование «Phone banking»

Австралия 10 - 24 3 63

Канада 31 5 32 - 32

Венгрия - - 39 1 60

Ирландия 8 3 13 - 76

Италия - - 29 - 71

Мексика - - 54 - 46

Нидерланды - - 1 - 99

Новая Зеландия 33 - 5 - 62

Колумбия - - 93 - 7

Сингапур 14 - 10 6 70

Россия - - Около 100 + +

В представленных выше странах используются неэлектронные, частично электронные методы оплаты налоговых платежей. В странах Европейского союза все меньше стали использовать неэлектронные методы уплаты налоговых платежей. Активное развитие получило полное электронное обслуживание налогоплательщиков. Особенно здесь выделяется обслуживание налогоплательщиков через Интернет. Таким образом, следует констатировать, что развитие современных информационных технологий положительно влияют на качество обслуживания налогоплательщиков. Что касается Российской Федерации, то здесь в основном используется такой метод уплаты налоговых платежей как частично электронная уплата - около 100% через банки.

В мировой практике распространена электронная подача налоговых деклараций по таким налогам как налог на добавленную стоимость, подоходный налог с организаций, подоходный налог с физических лиц. В России также начало активно развиваться система подачи налоговой отчетности в электронном виде (таблица 2).

Таблица 2 - Информация об использовании электронной подачи налоговых деклараций (в %) [1]

Страны НДС Налог на прибыль корпораций Подоходный налог с физических лиц

Австралия 54 92 92

Канада 41 46 62

Венгрия 99 99 17

Ирландия 63 96 81

Италия 100 100 100

Мексика 100 100 99

Нидерланды 100 100 95

Новая Зеландия 28 80 71

Колумбия 24 23 6

Сингапур 100 63 96

Россия 51 57 3

В настоящее время повышение эффективности пользования гигантскими объемами информации было бы невозможным без информационных технологий. Таким образом, тенденция использования электронных методов уплаты налоговых платежей, подача налоговой отчетности в электронном виде наблюдается во всех рассматриваемых нами странах.

Таким образом, на решение задач по качественному обслуживанию налогоплательщиков направлены основные усилия налоговых органов различных стран, включая стратегическое планирование, оценку эффективности работы налоговых органов, внедрение современных информационных технологий, мотивацию персонала.

Литература

1. ОЭСР [Электронный ресурс]: Налоговое администрирование в странах ОЭСР. - Официальный сайт ОЭСР, 2014. - Режим доступа: www.oecd.org. Дата обращения 30.09.2014.

References

1. Official website of OECD [online]: Tax administration in OECD. -Available at: <http://

www.oecd.org/site/ctpfta/taxadministrationdatabase.htm

Чумакова Н.В.

Кандидат экономических наук, Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВПО ДГАУ в г. Зернограде «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

БИЗНЕСА»

Аннотация

В статье рассмотрены основные особенности организации и ведения бухгалтерского учета на малых и средних предприятиях в соответствии с действующим законодательством.

88

Ключевые слова: малый бизнес, малое предприятие, среднее предприятие, бухгалтерский учет, субъект малого предпринимательства, бухгалтерская отчетность.

Chumakova N.V.

Candidate of economic sciences, Azov-Black Sea Engineering Institute FSBEI HPO DGAU in Zemograd FEATURES OF THE ORGANIZATION OF ACCOUNTING IN SME

Abstract

The article describes the main features of the organization and accounting to small and medium enterprises, in accordance with applicable law.

Keywords: small business, small business, medium-sized company, accounting, small business accounting.

При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010), Положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ), Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Основная цель, которой должны придерживаться специалисты при организации бухгалтерского учета в любой организации -максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных задач. Для малых предприятий это особенно актуально в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность. Поэтому процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в этой организации выполнять.

Субъектам малого предпринимательства рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы) [1]:

о ввести в штат должность бухгалтера;

о передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

о вести бухгалтерский учет силами руководителя.

Закон №402-ФЗ [1] разрешает руководителям малых предприятий вести бухгалтерский учет самостоятельно (тогда как в общем случае руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета).

В последние годы значительная часть средних и малых предприятий передают бухгалтерский учет на аутсорсинг. Основное достоинство аутсорсинга заключается в том, что заказчику в этом случае гарантируется качественное обслуживание специализированной организацией. Основные недостатки - снижение оперативности учета и риск нарушения конфиденциальности.

Стоимость бухгалтерского аутсорсинга зависит в основном от вида деятельности и количества хозяйственных операций, совершаемых на предприятиях. При решении вопроса о его целесообразности следует сопоставить его договорную стоимость с затратами по содержанию бухгалтерии или бухгалтера (заработная плата, социальные налоги, оплата отпускных, больничных, расходы на повышение квалификации, на техническое оснащение, программное обеспечение и др.).

При заключении договора на бухгалтерский аутсорсинг следует четко прописать обязанности, сроки их выполнения и ответственность сторон, особенно в части составления оперативной и бухгалтерской отчетности.

На средних предприятиях бухгалтерский учет осуществляется в основном бухгалтерией.

В настоящее время в целях бухгалтерского учета и налогообложения малые предприятия можно разделить на следующие категории:

о предприятия, переведенные на единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

о предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства;

о предприятия, применяющие патентную систему налогообложения;

о малые предприятия, ведущие бухгалтерский учет и отчетность на общих основаниях.

Малое предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета исходя из потребностей своего производства и управления, их сложности и численности работников. При этом малое предприятие может приспосабливать применяемые учетные регистры к специфике своей работы при соблюдении основных принципов ведения учета.

Согласно Информации №113-3/2012 Минфина России «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [3], малые предприятия для ведения бухгалтерского учета могут использовать следующие принципы:

1. Учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

2. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в применяемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета, например, сократить информацию о:

а) производственных запасах - счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);

б) затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), - счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»;

в) готовой продукции и товарах - счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);

г) дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).

3. В рабочем плане счетов можно предусмотреть счета:

а) для учета денежных средств в банках - счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);

б) для учета капитала - счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);

в) для учета финансовых результатов - счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).

89

4. Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности.

Приказ Минфина России от 18.12.12 №164н внес изменения в ПБУ 1/2008, дав микро предприятиям вести бухгалтерский учет по простой системе - без применения двойной записи.

5. Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.

6. Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты.

Приказом от 08.11.10 №144н Минфин России [5] внес изменения в целый ряд нормативных актов по «упрощенному» порядку ведения бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг).

Нормы, определяющие упрощенный порядок учета и отчетности для малых предприятий.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (п.15.1)

Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением средств, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

В общем случае, такие ошибки, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

ПБУ 9/99 «Доходы организации» (п.12)

ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п.18)

Субъектам малого предпринимательства предоставлено право признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) даже если право собственности (владения, пользования или распоряжения) на продукцию (товар) не перешло от организации к покупателю или работа не принята заказчиком.

Ранее при несоблюдении данного условия в учете признавалась кредиторская задолженность, а не выручка.

В этом случае и расходы у субъектов малого предпринимательства должны признаваться после осуществления погашения задолженности (также, как и выручка, - после оплаты).

Субъект малого предпринимательства может принять решение признавать коммерческие, управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном годуих признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (п. 7)

Малые предприятия вправе все расходы по займам признавать «прочими расходами», в том числе и проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружение и (или) изготовлением инвестиционного актива.

В общем случае проценты по инвестиционным договорам в бухгалтерском учете увеличивают стоимость инвестиционного актива, а в налоговом - признаются в расходах. У субъектов малого предпринимательства первоначальная стоимость инвестиционных активов в бухгалтерском и налоговом учете будет одинакова, что исключит образование разниц в начислении амортизации.

Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами.

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (п.19)

Субъекты малого предпринимательства вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленным для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для остальных организаций финансовые вложения подразделяются на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость (которые переоцениваются в порядке, установленном ПБУ19/02), и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.

Малые предприятия могут не переоценивать финансовые вложения и отражать их в бухгалтерской отчетности по первоначальной стоимости.

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (п. 9)

Субъекты малого предпринимательства вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного периода, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год в порядке, установленном для несущественной ошибки. Прибыль или убыток, возникшие в результате ее исправления, должны отражаться в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода на счете 91 без ретроспективного пересчета показателей отчетности за прошлые периоды. В общем случае подобный пересчет представляет собой исправление показателей отчетности, как если бы ошибка предшествующего периода никогда не была допущена, и результаты исправлений отражаются в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределённая прибыль (убыток)».

Литература

1. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

3. Информационное письмо Минфина Российской Федерации от 01.11.2012 г. N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства"

4. Положения по бухгалтерскому учету [Электронный ресурс]: Приказы Минфина России. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс».

5. Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"

References

1. O buhgalterskom uchete. Federal'nyj zakon ot 06.12.2011 №402-FZ

2. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 24.07.2007 №209-FZ (red. ot 23.07.2013).

90

3. Informacionnoe pis'mo Minfina Rossijskoj Federacii ot 01.11.2012 g. N PZ-3/2012 "Ob uproshhennoj sisteme buhgalterskogo ucheta i buhgalterskoj otchetnosti dlja sub#ektov malogo predprinimatel'stva"

4. Polozhenija po buhgalterskomu uchetu [Jelektronnyj resurs]: Prikazy Minfina Rossii. Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tant-plj us».

5. Prikaz Minfina RF ot 08.11.2010 N 144n "O vnesenii izmenenij v normativnye pravovye akty po buhgalterskomu uchetu"

Каляткина Д.А.1, Шерстнева Ю.С.2

1Студент, 2Студент, Астраханский Государственный Технический Университет СБЛИЖЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Аннотация

В статье рассмотрено ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии, возможность сближения учетов и значение данного объединения для функционирования предприятия.

Ключевые слова: бухгалтерский и налоговый учет, сближение, принципы.

Kalyatkina D.A.1, Sherstneva Y.S.2 'Student, 2Student, Astrakhan State Technical University CONVERGENCE OF ACCOUNTING AND TAX ACCOUNTING

Abstract

The article considers the accounting and tax accounting in the enterprise, the possibility of convergence of these methods of accounting and the value of the association for the operation of the business.

Keywords: accounting and tax accounting, the convergence, principles.

Существования нескольких учетов налагает дополнительную нагрузку на предприятия. Организации вынуждены задействовать дополнительные ресурсы, что ставит их перед необходимостью повышать цены на производимые и реализуемые товары, работы, услуги. Поэтому в последнее время многие эксперты задумываются о необходимости отмены налогового учета или его сближения с бухгалтерским.

В 2012 году состоялась совместная встреча представителей Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». На встрече рассматривался вопрос об отмене налогового учета и составлении налоговой отчетности с помощью корректировки данных бухгалтерского учета. В качестве инструмента для расчета налогов предложены Регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете.

Получается, что налоговый учет «не выполнил» тех задач, которые перед ним ставили, когда вводили его. Но некоторые эксперты выразили свое мнение о том, что совсем отменить налоговый учет будет невозможно по ряду причин. Так, министр финансов Антон Силуанов выразил мнение о том, что полноценная отмена налогового учета невозможна. Во-первых, в бухгалтерском учете нельзя учесть налоговые преференции и ограничения по уменьшению прибыли до оплаты налога на определенные расходы (например, рекламные, по уплате процентов). Во-вторых, правила формирования показателей основываются на профессиональных суждениях бухгалтеров, что может создать предпосылки для занижения налоговых выплат.

В основных направлениях налоговой политики Минфин высказался против отмены налогового учета 2013 года. По мнению министерства, перейти к расчету налога на основе бухгалтерской отчетности и налоговых корректировок — это формальное решение проблемы. Постоянный учет отклонений ничуть не упростит работу компаний. Поэтому в министерстве видят только один выход — постепенно сближать бухгалтерский и налоговый учет.

Главным организационным отличием между этими формами учета является то, что систематизированная в бухгалтерских регистрах информация отражается на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, а сгруппированная в налоговых регистрах — в расчете налоговой базы без распределения по счетам бухгалтерского учета. Для сближения налогового и бухгалтерского учетов организации следует строго следить за тем, чтобы доходы и расходы в обоих учетах были отражены одинаково — в одной сумме и на одну дату.

Официальная позиция Министерства финансов заключается в том, что отмена налоговой отчетности и исчисление налога исключительно на основе документов бухгалтерского учета повлекут за собой предпосылки для уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков - через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Кроме того, полагают в ведомстве, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и так далее).

Исходя из этого, Минфин выступает за постепенное, пошаговое упрощение налогового учета следующими мерами:

• уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;

• возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

• принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

• признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

• изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

По нашему мнению, этот вопрос довольно сложный и решаться он будет еще не один год. Сближение налогового и бухгалтерского учетов повлечет за собой разработку новых форм учета для формирования информации хозяйственной деятельности организации, а значит это опять не стыковки и дополнительная работа для бухгалтера. Поскольку налоговый учет предназначен для формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, т.е. имеет специальные задачи, а бухгалтерский учет нацелен на отражение реального финансового положения организации, поэтому, расхождения между налоговым и бухгалтерским учетом будут всегда, между тем, необходимо, по - возможности, упростить формы ведения налогового учета и модернизировать его.

На сегодняшний день по налоговому учету не разработаны специальные формы и регистры. Налоговый кодекс закрепляет основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных учета. Саму же систему налогового учета организации должны организовать самостоятельно.

Налоговый учет должен быть прост, ясен и построен на Федеральных законах прямого действия по принципам:

1. Неизменяемости налогового законодательства в течение не менее 5 лет;

2. Все налоги и сборы в РФ должны взиматься одним органом, возможно, одним платежом и этим же органом перераспределяться по бюджетам,

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.