УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
УДК 342.9
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
PROBLEMS OF DETERMINING THE LEGAL STATUS OF SELF-REGULATORY ORGANIZATION
И. В. Изюмов
I. V. Izumov
Ключевые слова: саморегулируемая организация, правовой статус, некоммерческая организация, правовое регулирование Key words: Self-regulatory organization, legal status, a non-profit organization, legal regulation
Анализируется специфика правового статуса саморегулируемой организации, рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности саморегулируемых компаний. Предлагаются теоретические и практические предложения по совершенствованию российского законодательства в сфере саморегулирования.
The article analyzes the specifics of the legal status of self-regulatory organization and considers the problems of legal regulation of the activity of self-regulating companies. Some theoretical and practical proposals on improving the Russian legislation in the sphere of self-regulation are offered.
В настоящее время основной правовой проблемой является недостаточная теоретическая разработка правового статуса саморегулируемых организаций в отечественной науке гражданского права. При разработке отечественного законодательства не было проведено специального исследования о саморегулируемых организациях, что, например, было сделано в Великобритании до включения в законодательство норм о СРО. В результате при разработке федеральных законов нет единого подхода к идее саморегулирования и саморегулируемых организаций.
В силу вышеизложенных обстоятельств необходима разработка новых теоретических положений и предложений по совершенствованию российского законодательства.
На сегодняшний день законодательство регулирует статус СРО следующих видов:
1) СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг (Федеральные законы от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг [1], от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»);
2) СРО управляющих компаний (Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах». Закон о СРО расширяет перечень СРО в указанной сфере и упоминает также о СРО акционерных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов;
3) СРО негосударственных пенсионных фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов (Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»);
4) СРО жилищных накопительных кооперативов (Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»);
5) СРО кредитных организаций (Закон о СРО, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»);
6) СРО бюро кредитных историй (Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях»);
7) СРО оценщиков (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»);
8) СРО в сфере рекламы (Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»);
9) СРО в сфере кадастровой деятельности (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»);
10) СРО субъектов страхового дела (Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
11) СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»);
12) СРО арбитражных управляющих (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве))».
13) СРО в области энергетического обследования (Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»);
14) СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (Градостроительный кодекс РФ);
15) СРО кредитных кооперативов (Федеральный закон от 18 июля 2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»);
16) СРО патентных поверенных (Федеральный закон от 30 декабря 2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных»).
Ввиду такого многообразия саморегулируемых организаций важным является вопрос о правовой природе СРО: является ли СРО самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица или это организация, которая осуществляет свою деятельность в одной из организационно-правовых форм.
Попытаемся разобраться, что вкладывает законодательство в понятие саморегулируемых организаций. Под саморегулированием принято понимать регулирование определенных рынков и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства [1].
Согласно ст. 3 закона «О саморегулируемых организациях» саморегулируемая организация может быть создана только в форме некоммерческой организации, основанной на членстве [2].
В законе «О саморегулируемых организациях» в первую очередь содержится перечень характеристических черт саморегулируемой организации, основные положения саморегулирования. Согласно закону саморегулируемая организация является негосударственной некоммерческой организацией при условии ее соответствия всем установленным законом признакам и требованиям в совокупности. Таким образом, авторы закона отказались от идеи выделить саморегулируемую организацию в отдельный вид юридического лица. Как известно, некоммерческие организации в соответствии с ГК РФ могут создаваться в организационно-правовых формах: потребительского кооператива (ст. 116), общественных и религиозных организаций (ст. 117), фондов (ст. 118), учреждений (ст. 120), объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) (ст. 121). К отмеченным также следует добавить те, которые предусмотрены Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а именно: государственную корпорацию (ст. 7.1), некоммерческое партнерство (ст. 8), автономную некоммерческую организацию (ст. 10).
В федеральных законах по-разному устанавливается перечень форм, в рамках которых создаются СРО. В одних законах закреплено, что СРО создается в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства (Федеральный закон «О рекламе»). В других законах отсутствует даже примерный перечень организационно-правовых форм; закреплено лишь, что СРО функционирует как некоммерческая организация (федеральные законы: «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О рынке ценных бумаг», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об инвестиционных фондах»).
Таким образом, законодатель не проявляет достаточной последовательности, в одних случаях имеется указание на то, что СРО создается в конкретной организационно-правовой форме, например некоммерческого партнерства или ассоциации (союза); в других случаях конкретная организационно-правовая форма СРО не называется, и выбор ее остается на усмотрение учредителей.
Не решает указанную проблему и Закон о СРО [3]. В соответствии с его ч. 1 ст. 3 «саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида».
В то же время в Законе сказано о необходимости создания СРО в одной из предусмотренных организационно-правовых форм.
Такой подход, на наш взгляд, осложнен, во-первых, существующими коллизиями между Законом «О саморегулируемых организациях» и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Примерами таких коллизий могут являться, например, правила о субсидиарной ответственности членов ассоциации по ее обязательствам, при этом ассоциация, в отличие от СРО, не несет какой-либо ответственности по обязательствам своих членов; требования к субъектному составу ассоциаций (коммерческие организации, ассоциации некоммерческих организаций).
Во-вторых, законодательство о СРО становится чрезвычайно сложным и объемным, что неизбежно будет способствовать росту числа несоответствий между Законом о СРО, специальными законами и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». О нежелании законодателя создать общие правила для всех саморегулируемых организаций свидетельствует и п. 3 ст. 1 Закона о СРО, в соответствии с которым «действие настоящего Федерального закона не распространяется на саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй».
На практике чаще всего СРО создаются в форме ассоциаций и некоммерческих партнерств. Например, ассоциациями являются НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка), НФА (Нацио-
Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. №1, 2014
нальная фондовая ассоциация), ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев), регулирующие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг [4]. В форме некоммерческого партнерства осуществляет свою деятельность Российская гильдия риэлторов. В связи с этим представляет интерес рассмотрение особенностей функционирования СРО в формах ассоциации (союза) и некоммерческого партнерства.
Ассоциации (союзы) являются объединениями юридических лиц, включающими в свой состав коммерческие и (или) некоммерческие организации [5]. При этом коммерческие организации объединяются с коммерческими, а некоммерческие, соответственно, с некоммерческими. Участие граждан в ассоциациях (союзах) не предусмотрено. В связи с этим подобная организационно-правовая форма не подходит для тех сегментов рынка, участниками которых являются индивидуальные предприниматели. Отмечаются и другие недостатки этой организационно-правовой формы с точки зрения выполнения функций саморегулирования [6].
Другой распространенной формой некоммерческой организации, в рамках которой осуществляют свою деятельность СРО, является некоммерческое партнерство. В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Минусом указанной организационно-правовой формы с точки зрения функций саморегулирования является закрепленное законодательством право членов некоммерческого партнерства (если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства) получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами некоммерческого партнерства (абз. 5 п. 3 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Подобная возможность может повлечь экономическую нестабильность.
В свою очередь стоит отметить, что для саморегулируемых организаций, создаваемых в формах ассоциаций, союзов, других объединений, очень важным является передача части функций низовых организаций саморегулируемой организации. На основе данного принципа могут возникнуть саморегулируемые организации в банковской сфере. Кредитные организации могут передать саморегулируемой организации, созданной на базе Ассоциации российских банков, полномочия по подготовке и обучению своих служащих [7], участию в разработке проектов нормативных актов в сфере банковской деятельности и другие полномочия. Следует отметить, что связь участников саморегулируемых организаций, создаваемых на базе ассоциаций или союзов, регулируется не столько законодательным путем, сколько внутренними правилами, имеющими силу для членов данной саморегулируемой организации.
В целом же автор полагает, что для появления в законодательстве саморегулируемых организаций в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации есть все предпосылки ввиду того, что Закон о СРО фактически перечислил признаки самостоятельной организационно-правовой формы. В частности, законодатель указывает, что цель саморегулируемой организации определяется Законом о СРО и другими федеральными законами, что СРО является некоммерческой организацией, основанной на членстве; устанавливает субъектный состав членов СРО и правила формирования специальных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассматривающих дела о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.
Таким образом, в связи с увеличивающимся количеством саморегулируемых организаций необходимо выработать юридические особенности данной организационно-правовой формы. И независимо от вида саморегулируемых организаций (на основе делегирования полномочий «сверху» госорганами либо «снизу» рядовыми участниками рыночных отношений) важнейшим аспектом должно являться взаимодействие государственного регулирования и саморегулирования, формы и методы которого должны соответствовать объекту регулирования в соответствующей области экономики.
Но готовы ли саморегулируемые организации к выполнению публичных функций? Не окажутся ли они проводниками частных, корпоративных интересов? Выполняя публичные функции, они будут находиться в сфере гражданского законодательства и в этом смысле вольны действовать так, как им позволяет ГК РФ. Опасения по данному поводу высказывают многие авторы — Ю. А. Тихомиров, Л. К. Терещенко, Е. А. Павлодский и др. [8]. На данные вопросы сможет ответить только многолетняя практика, поэтому для законодателя представляется необходимым тщательное соблюдение баланса интересов в процессе оценки государственных функций и передачи их саморегулируемым субъектам рынка.
Список литературы
1. Изюмов И. В. Правовые проблемы создания саморегулируемых организаций в сфере образования // Совет ректоров. - № 6. -2010.-С. 24
2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N° 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. N° 49. Ст. 6076.
3. Распутный Ю. Н., Горбачева Н. А., Никитина Ж. В., Гарганджия Н. И., Вавулин Д. А., Емельянов А. С. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009. - С.97.
4. Беляева О. А. Коммерческое право России: курс лекций (3-е изд., перераб. и доп.). - М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. - C.156.
5. Крючкова П. В. Саморегулирование: Пособие для предпринимателей. - М., 2002. - С. 84-85.
6. Саморегулирование по-русски // Законодательство и экономика. - 2004. -№ 3. - С. 32.
7. Хайруллина Н. Г. Управление персоналом на предприятиях торговли: учебное пособие / Н. Г. Хайруллина. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2012.-324 с.
8. Изюмов И. В. Гражданско-правовое положение товарной биржи / монография. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - С. 53-54.
Сведения об авторе
Изюмов Игорь Владимирович, к. ю. н., доцент кафедры «Социальные науки», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526
Izumov I. V., PhD in Law, associate professor of the chair «Social sciences», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)453526
УДК 177
РЕССЕНТИМЕНТ. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ
RESSENTIMENT. FACTORS OF FORMATION
Н. Н. Исаченко
N. N. Isachenko
Ключевые слова: несправедливость,импульсы зависти, деформация ценностей, рессентимент Key words: injustice, pulses of envy, deformation values, ressentiment
Рассматривается проблема распространения в современном российском обществе рессентимента, являющегося скрытой силой, ведущей к накоплению агрессии. Определены факторы, формирующие рессентимент. Внесены предложения по решению этой проблемы.
The article is devoted to the problem of dissemination in the modern Russian society of ressentiment, which is a hidden force leading to the accumulation of aggression. The factors that form the ressentiment are determined. Some proposal for solving this problem are introduced.
В последние годы мы наблюдаем активное обращение современных исследователей к творчеству Ф. Ницше. Особую популярность приобрело понятие «рессентимент», которое Ф. Ницше впервые употребил в книге «К генеалогии морали» в 1887 году. «Ressentiment» в переводе с французского означает «мстительность». В философии Ницше рессентимент предстает в качестве движущей силы в процессе образования моральных ценностей. В его толковании рессентимент — это многократно повторяющееся чувство бессильной злобы, ненависти, возмездия, мести, возникающее у слабых людей, стоящих ниже других на социальной и духовной лестнице, из ощущения собственной неполноценности. В представлении Ф. Ницше история человечества — это процесс борьбы двух воль к власти: воли сильных — аристократических господ, стремящихся к высокой культуре, творящих ценности, и воли слабых — рабов, жизнь которых основывается на зависти, ненависти, сопровождается местью к сильным, успешным. По его убеждению, воля к власти слабых (рабов) приводит к вырождению культуры, к упадку, и является предпосылкой для возникновения рессентимента.
События, происходящие в российском обществе в последние десятилетия, дают основания говорить о деформации морально-нравственных идеалов, искажении ценностной системы, ведущих к резкому снижению культуры. В современном обществе поведение людей «задается не с учетом совокупности душевных качеств, а функциональной целесообразностью» [1].
По убеждению М. Шелера, рессентимент, искажая сознание личности, стимулирует формирование низких ценностей и негативных эмоций (злость, зависть, месть), что изменяет картину мира и становится причиной кризиса личности. Под воздействием отрицательных эмоций у человека могут возникать негативные проявления в поведении: мстительность, агрессивность, расизм [2].
Анализ состояния современного общества дает нам основание заявить о том, что рессентимент, классически описанный Ф. Ницше, М. Шелером, активно развивается. Начало этому положил процесс разрушения социалистического государства, сопровождаемый постепенным разрушением традиционной системы ценностей. Коммерциализация общества привела к изменению бытия российского гражданина, что кардинально изменило его взгляды, ценностные ориентации, оказало негативное влияние на сознание. Искаженное общественное сознание деформировало нравственные, этические нормы, ценностно-нормативные ориентации общества.