Научная статья на тему 'Саморегулируемая организация в системе некоммерческих организаций: гражданско-правовой аспект'

Саморегулируемая организация в системе некоммерческих организаций: гражданско-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
792
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / SELF-REGULATING ORGANIZATION / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / BUSINESS LEGAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лескова Юлия Геннадьевна

В статье автор исследует правовую природу саморегулируемой организации; определяются квалифицирующие признаки и разрешается вопрос о приемлемой для саморегулируемой организации организационно-правовой форме юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-regulating organization in the system of non-profit organizations: civil aspect

In the article the author investigates the legal essence of self-regulating organizations, defines its qualificatory features and solves a question about the acceptable business legal structure for a self-regulating organization.

Текст научной работы на тему «Саморегулируемая организация в системе некоммерческих организаций: гражданско-правовой аспект»

4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Лескова Юлия Геннадьевна, к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права.

Место работы: СамГУ

Контакты автора: e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье автор исследует правовую природу саморегулируемой организации; определяются квалифицирующие признаки и разрешается вопрос о приемлемой для саморегулируемой организации организационно-правовой форме юридических лиц.

Ключевые слова: саморегулируемая организация, некоммерческие организации, организационно-правовая форма юридических лиц.

SELF-REGULATING ORGANIZATION IN THE SYSTEM OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS: CIVIL ASPECT

Yuliya G. Leskova, Master of Laws, Docent of sub-faculty of civil and business law.

Place of employment: Samara State University.

Contacts of the author: e-mail: [email protected]

Annotation. In the article the author investigates the legal essence of self-regulating organizations, defines its qualificatory features and solves a question about the acceptable business legal structure for a self-regulating organization.

Keywords: self-regulating organization, non-profit organizations, business legal structure.

В соответствии с ФЗ от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О саморегулируемых организациях»1 саморегулируемая организация - это некоммерческая организация, созданная в соответствии с ГК РФ и ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О некоммерческих организациях»2. Однако создание некоммерческой организации (НКО) вовсе не означает, что такая организация автоматически признается СРО. Для того, чтобы организация признавалась СРО, необходимо, чтобы она прежде всего полностью соответствовала определению и требованиям, установленным в ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях». В некоторых областях деятельности законодателем определяются и иные требования к СРО, что связано со спецификой тех общественных отношений, в которых участвуют названные организации. В ФЗ «О саморегулируемых организациях» была «предпринята попытка унифицировать основные требования, предъявляемые к саморегулируемым организациям как к статусным образованиям в любой сфе-

1 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

2 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

ре экономической деятельности»3. Таким образом, к СРО предъявляются дополнительные по сравнению с другими НКО требования, включающие наличие стандартов профессиональной деятельности членов СРО и механизма контроля за их соблюдением.

Общее правило, закрепленное в п. 6 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях», относительно момента приобретения НКО статуса СРО сводится к тому, что с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций названная организация приобретает статус СРО. Такая формулировка Закона предполагает необходимость двойной регистрации некоммерческой организации: как юридического лица и как саморегули-руемой организации. Таким образом, если некоммерческая организация не пройдет вторую регистрацию, то соответственно она не может быть рассмотрена как саморегулируемая организация. В этой связи встает вопрос: а в какой форме будет существовать такая организация? В юридической литературе неоднократно отмечалось, что правовая природа саморегулируемой организации определяется недостаточно четко4. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что за саморегулируемой организацией не закреплена конкретная организационноправовая форма (в ФЗ «О саморегулируемых организациях» установлено, что саморегулируемые организации - это некоммерческие организации (ст. 3)). В этой связи мнения ученых, исследующие правовой статус СРО, разделились:

- применительно к СРО на рынке ценных бумаг высказана точка зрения, согласно которой организационно-правовой формой СРО является НКО5;

- другая позиция - СРО являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих юридических лиц. Основанием признания СРО самостоятельным юридическим лицом является совокупность критериев, определенных законодателем в отношении организационно-правовой формы саморегу-лирования6;

большинство ученых исходят из того, что СРО не являются особой организационно - правовой формой юридических лиц и/или самостоятельной разновидностью некоммерческих организаций 7.

Достоинством ФЗ «О саморегулируемых организациях» является то, что в нем определяются четко квалифицирующие признаки саморегулируемой организации, позволяющие отграничить ее от некоммерческих организаций, не наделенных статусом СРО. Для решения вопроса о том, является ли СРО самостоятель-

3 Басова А.В. Правовые проблемы приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой // Предприниматель: кое право. 2008. № 1.

4 См., например: Ростовцева Н.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в РФ // Журнал российского права. 2006. N 11.

5 См.: Лазарева Т.А. Саморегулирование предпринимательской деятельности регистратора ценных бумаг // Предпринимательское право. 2008. Специальный выпуск.

6 См.: Журина И.Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в РФ. Автореферат дисс... к.ю.н. Москва, 2009. С. 10.

7 См., напр.: Ефимова В.В. Роль арбитражного управляющего в

процедуре банкротства // Право и экономика. 2004. № 12, Бори-

сов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности». Юстицинформ, 2005. (Такая же позиция была

отражена в Концепции развития законодательства о юридических лицах (проект) // Вестник гражданского права. 2009. № 2.)

Бизнес в законе

3'2010

ной организационно-правовой формой или нет, необходимо обратиться к понятию ОПФ. Изучению понятия «организационно-правовая форма юридического лица» как самостоятельного правового явления в цивилистике уделено незначительное внимание. Проблема заключается в том, что нет четкого понятия организационно-правовой формы юридического лица. Так, например, М.Ю. Тихомиров справедливо указывает, что «далеко не всегда нормы действующего сегодня законодательства о некоммерческих организациях позволяют четко разграничить организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций»8. Следствием этого, является то, что отдельные виды юридических лиц, которые существуют в рамках одной организационно-правовой формы, иногда ошибочно причисляют к самостоятельным организационноправовым формам. Под организационно-правовой формой понимается совокупность признаков, определяющих структуру и деятельность предусматриваемых законом видов юридических лиц. В юридической литературе предлагаются различные критерии отграничения организационно-правовых форм юридических лиц. А.Я. Курбатов указывает, что организационноправовые формы юридического лица характеризуют по следующим элементам:

- способы формирования имущества юридического лица;

- права учредителей (участников, членов) и самого юридического лица на это имущество;

- основания возникновения и прекращения прав учредителей;

- порядок взаимодействия учредителей по поводу управления юридического лица;

- ответственность учредителей (участников) перед кредиторами юридического лица9.

Наиболее приемлемой считаем точку зрения В.В. Долинской, которая выделяет следующие основные критерии разграничения организационно-правовых форм: имущественная и организационная обособленность, способы формирования имущественной базы, особенности взаимодействия собственников, учредителей, участников, самого юридического лица, в ряде случаев - его структурных подразделений, трудового коллектива, их ответственности друг перед другом, контрагентами, потребителями, конкурентами, государством и обществом10. К этим критериям можно добавить цели деятельности организации. Отсюда организационно-правовая форма юридического лица - это закрепленная в ГК РФ и федеральных законах форма функционирования юридического лица в гражданском обороте, благодаря определенной совокупности критериев, существенно отличающаяся от иных форм юридического лица. Определенные законодателем требования к получению статуса СРО связаны с особыми функциями СРО, которые носят скорее публичный характер (многие ученые стоят на позиции, что названным организациям передаются государственно-

8 См.: Соловьев С.В., Тихомиров М.Ю. Некоммерческие организации: правовое положение, законодательство, учредительные документы / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1998.

9 См.: Курбатов А.Я. Правовое регулирование деятельности государственных корпораций как организационно-правовой формы юридических лиц // СПС «КонсультантПлюс».

10 См.: Долинская В.В. Реорганизация юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 8; Долинская В.В. Юридические лица. Гл. 6 // Гражданское право. Часть первая: Учебник / Отв. ред. А.И. Масляев, В.П. Мозолин. М., 2007. С. 125.

властные полномочия11), причем такие законодательные требования могут быть разными в зависимости от сферы деятельности СРО. Сказанное позволяет предположить, что законодателем СРО вряд ли рассматривается как самостоятельная организационно - правовая форма некоммерческой организации.

Следующий вопрос, который вытекает из предыдущих рассуждений, - вопрос о приемлемой для СРО организационно-правовой форме, предусмотренной ФЗ «О некоммерческих организациях». В ряде случаях сам законодатель определяет организационноправовую форму СРО применительно к той или иной сфере деятельности. Так, ФЗ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О рекламе» прямо определяет, что саморегулируемые организации в сфере рекламы создаются в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства (ст. 31)12. Согласно ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства создаются в форме неком-

13

мерческих партнерств13.

Учитывая положения ст. 2 и ч. 3 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях», можно сказать, что СРО могут создаваться только в форме некоммерческих организаций, предусматривающих членство. К таким организациям относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В юридической литературе высказываются различные позиции по поводу названных ОПФ применительно к наделению их статусом СРО. Ряд ученых исходят из возможности создания СРО в таких организационно-правовых формах как некоммерческое партнерство и ассоциации14. По мнению В.В. Ефимовой моделью СРО является исключительно некоммерческое партнерство15. В этой связи отметим, что предложенные организационно-правовые формы некоммерческих организаций с точки зрения выполнения функций саморегулирования имеют ряд недостатков. Применительно к ассоциациям в юридической литературе отмечается, что участие граждан в ассоциациях не предусмотрено, а значит не подходит для тех случаев, когда участниками выступают индивидуальные предприниматели16. Недостатком некоммерческого партнерства с точки зрения функций саморегулирования является закрепленное законодательством право членов данной организации получать при выходе из нее часть его имущества или стоимость это-

11 См., напр.: Павловский Е.А. Саморегулируемые организации России // Журнал российского права. 2009. № 1; Талапина Э.В. Правовой статус саморегулируемых организаций // Право и экономика. 2003. № 11. С. 29.

12 // Собрание законодательства РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

13 // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

14 См., напр.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2009; Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О кредитной кооперации» (постатейный). М.: Деловой двор, 2010.

15 См.: Ефимова В.В. Роль арбитражного управляющего в процедуре банкротства // Право и экономика. 2004. № 12 (Такую же позицию поддерживают Кайль, Батяев. Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2009.

16 См. : Ростовцева Н.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в РФ // Журнал российского права. 2006. № 11.

го имущества в пределах стоимости членских взносов, если иное не установлено законом или учредительными документами17. Применительно к партнерствам в строительстве и проектировании требования об исключении взаимной ответственности и компенсации в случае выхода участника из саморегулируемой организации не применяются. В этом случае мы имеем какое-то особенное некоммерческое партнерство18.

По мнению С. А. Зинченко, В.В. Галова к саморегу-лируемым организациям относятся торгово - промышленные палаты, нотариальные палаты19. Вместе с тем авторы отмечают, что использование понятия «само-регулируемая организация» в широком значении, когда к СРО причисляют ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, нотариальные палаты, адвокатские палаты, органы судейского сообщества и др., препятствует уяснению их правового статуса20. Применительно к торгово-промышленной палате (ТПП) следует отметить следующее: законодатель использовал выделение нового вида юридического лица, исходя из их направления деятельности. ТПП не вписывается в общую систему юридических лиц21, поскольку не вполне охватываются такой организационноправовой формой как союзы (ассоциации). И хотя по своей природе ТПП - это объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, вряд ли можно говорить о возможности рассмотрения ее как СРО. Можно согласиться с позицией, что целью ТПП

является содействие, соучастие, самоорганизация, но

22

не саморегулирование и контроль .

Отметим, что в настоящее время существуют и такие организации, которые не называются «саморегули-

23

руемыми», но, как считают многие авторы , по сути являются ими - адвокатские и нотариальные палаты, членство в которых обязательно для лиц, желающих заниматься соответствующими видами профессиональной деятельности. Здесь следует отметить, что специальными законами устанавливается определенный статус таких организаций, причем из-под действия ФЗ «О саморегулируемых организаций» такие организации не выведены, что и порождает споры о правовом статусе таких организаций. Считаем, что на вопрос об отнесении названных организаций к СРО следует ответить положительно, а в действующий ФЗ «О саморегулируемых организациях» внести изменения,

17 Там же.

18 Булдаков Д.О. К вопросу о саморегулировании в сфере строительства // Юрист. 2009. N 8. С. 50 - 56.

19 См.: Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сборник статей / Отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2007. (Подобной позиции придерживается Чиркин В.Е. См.: Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: НОРМА, 2007.).

20 См.: Там же.

21 Романовская О.В. Правовой статус торгово-промышленной палаты // Современное право. 2009. N 11. С. 52 - 57.

22 Там же.

23 См., напр.: Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2009; Ми-тякина И.В. Особенности административно-правового статуса саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2009. N 8. С. 12 - 15; Валявина Е.Ю. Развитие законодательства о некоммерческих организациях // Журнал российского права. 2009. N 1; Денисов С.А. Саморегулирование или самоорганизация? // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский. М.: Статут, 2008.

указав, что действие настоящего закона распространяется на адвокатские и нотариальные палаты, если иное не установлено федеральными законами.

РЕЦЕНЗИЯ

В последние годы в России, как и во многих других странах мира, наметилась устойчивая тенденция к развитию законодательства в сфере регулирования деятельности саморегулируемых организаций. В декабре 2007 года был принят Федеральный закон «О саморегулируемых организациях», который стал основой для деятельности саморегулируемых организаций в России. Специальные разделы о саморегулируемых организациях содержатся в нескольких федеральных законах - Федеральном законе «О рынке ценных бумаг», Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральном законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ряде других. Между тем законодательство о саморегулируемых организациях в России не составляет единую систему, а предпринятые законодателем попытки определить правовой статус саморегулируемых организаций не совсем удачны. В этой связи представляет интерес исследование Лесковой Ю.Г. правового статуса само-регулируемых организаций, их место в системе некоммерческих организаций.

Структура настоящего исследования логична и вполне отвечает заявленной теме. Представленная в журнал работа является законченным научным исследованием и содержит новые научные результаты.

Автор уделила большое внимание вопросу о квалифицирующих признаках саморегулируемой организации, позволяющих отграничить ее от некоммерческих организаций, не наделенных статусом СРО. Лесковой Ю.Г. подробно изучены и положены в основу работы основные позиции по вопросу об организационноправовой форме СРО. Достаточно хорошо освещена проблема соотношения правового статуса СРО и таких некоммерческих организаций как торгово - промышленные палаты, адвокатские и нотариальные палаты.

В работе содержатся и другие заслуживающие положительной оценки выводы и суждения, которые автор в достаточной степени аргументирует. Сказанное позволяет заключить, что представленная работа отвечает требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Московской академии экономики и права

д.ю.н., доцент Барков А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.