Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У Линь

Показано, что пандемия коронавируса оказала значительное влияние на образование. Автор рассматривает онлайн-образование как эффективное средство для беспрепятственного выполнения учебных задач в период форс-мажорной ситуации для высшего образования, которая породила множество вызовов и новых возможностей. Подчеркивается необходимость срочной трансформации традиционных моделей образования. В статье представлена актуальная практика онлайн-обучения в период пандемии в КНР, проанализированы проблемы онлайн-обучения и даны рекомендации по их разрешению для образовательной практики в постпандемический период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ONLINE LEARNING IN CHINA'S HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION DURING THE COVID-19 PANDEMIC

The article shows that the coronavirus pandemic has had a powerful impact on education. The author views online education as an important tool for the smooth execution of educational tasks during the period of force majeure for higher education, which brought many challenges and new opportunities. The need for urgent transformation of traditional education models is emphasized. The article presents the current practice of online learning during the pandemic in the PRC, analyzes the problems of online learning and provides recommendations for their improvement for educational practice in the post-pandemic period.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.25586ZRNU.HET.21.09-10.R89 УДК 378.147

У Линь,

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Проблемы онлайн-обучения в высшем профессиональном образовании Китая во время пандемии соу1^19

Вспышка новой коронавирусной инфекции в 2019 году с беспрецедентной скоростью распространилась по всему миру [2], став первой глобальной пандемией более чем за 100 лет. Она привела к серьезным последствиям, оказала воздействие на политическую и экономическую ситуацию во всем мире, на сферу образования. Согласно «Брифингу по политике в области образования во время и после эпидемии новой коронавирусной пневмонии», выпущенному ООН, эпидемия нанесла самый серьезный ущерб системе образования в истории. Более чем 200 стран по всему миру закрыли школы и другие учебные заведения, и почти 1,6 млрд учащихся пострадали от этого [3].

Система образования Китая активно отреагировала на возникшие обстоятельства и предприняла меры по профилактике развития пандемии и усилия по контролю над коронавирусом. Министерство образования КНР перенесло на более поздние сроки начало нового учебного семестра, приостановило обучение в очном формате, организовало обучение в формате онлайн в ряде образовательных организаций. Впоследствии онлайн обучение было распространено на всю систему образования. Согласно статистике, в первой половине 2020 года в ответ на вызовы пандемии 1454 университета и колледжа по всей стране запустили онлайн-обучение, 1,03 млн преподавателей © У Линь, 2021

предложили 1,07 млн онлайн-кур-сов, 17,75 млн студентов университетов приняли участие в онлайн-обучении [1].

Благодаря эффективному контролю над пандемией по всей стране, учебные заведения всех уровней и типов возобновили занятия в классах. Несмотря на то, что вспышки пандемии повторялись в разных масштабах в различных регионах, общий социальный порядок постепенно восстанавливается. В новом семестре студенты возвращаются в университет, чтобы снова пройти автономный цикл экзаменов, занятий, им снова нужно быстро пере-

ключаться на традиционный режим обучения. Это является испытанием для обучающихся и вызовом для всей системы высшего профессионального образования страны. Перед лицом продолжающейся пандемии СОУТО-19, онлайн-образо-вание, вероятно, будет актуальном вариантом организации обучения для многих университетов и в новом семестре. По этой причине важно осуществить мониторинг динамики сложившейся ситуации, выявить и проанализировать результаты он-лайн-образования в системе Ввысше-го профессионального образования (далее - ВПО) за прошедший год.

У ЛИНЬ

Российская Федерация, Москва

аспирант факультета педагогического образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, смешанные модели обучения, онлайн-обучение. Электронная почта: wulin5250@yandex.com.

WU LIN

Moscow, Russian Federation

Postgraduate at the Faculty of Pedagogical Education, M.V. Lomonosov Moscow State University. Research interests: theory and methodology of vocational education, blended learning models, online education. E-mail address: wulin5250@yandex.com.

Показано, что пандемия коронавируса оказала значительное влияние на образование. Автор рассматривает онлайн-образование как эффективное средство для беспрепятственного выполнения учебных задач в период форс-мажорной ситуации для высшего образования, которая породила множество вызовов и новых возможностей. Подчеркивается необходимость срочной трансформации традиционных моделей образования. В статье представлена актуальная практика онлайн-обучения в период пандемии в КНР, проанализированы проблемы онлайн-обучения и даны рекомендации по их разрешению для образовательной практики в постпандемический период.

Ключевые слова: онлайн-образование, пандемия COVID-19, высшее профессиональное образование, педагогическая реформа.

The article shows that the coronavirus pandemic has had a powerful impact on education. The author views online education as an important tool for the smooth execution of educational tasks during the period of force majeure for higher education, which brought many challenges and new opportunities. The need for urgent transformation of traditional education models is emphasized. The article presents the current practice of online learning during the pandemic in the PRC, analyzes the problems of online learning and provides recommendations for their improvement for educational practice in the post-pandemic period.

Keywords: online education, COVID-19 pandemic, higher professional education, pedagogical reform.

Необходимо рассмотреть процессы и промежуточные итоги, к которым привело использование модели онлайн-обучения, в результате стресс-теста, вызванного пандемией в высшем образовании КНР, сравнить данную модель с традиционными. В связи с этим нужно ответить на ряд важных вопросов: есть ли у модели онлайн-обучения реальные преимущества по сравнению с обычными форматами; действительно ли оно предоставило студентам КНР такие преимущества, как гибкость временного графика, комфортность не только по времени, но и месту получения доступа к учебной информации, снижение риска заболевания? Позволило ли онлайн-обучение избежать масштабных географических перемещений студентов и сделать более эффективной работу по профилактике пандемии и контролю за эпидемиологической обстановкой? Содействовали ли информационно-коммуникационные и цифровые технологии, широко применяемые в практике образования, взаимообмену образовательными ресурсами, предоставляя студентам

более стабильный, эффективный и качественный учебный опыт? Кроме этого, важно понять: какие риски возникли в системе высшего образования Китая в результате быстрого и тотального перехода на онлайн-образование. Остановимся на некоторых проблемах.

1. Во время пандемии университеты завершили стремительный переход от офлайн к онлайн обучению, и онлайн обучение стало единственным вариантом для преподавателей. Однако при этом проявились трудности и болевые точки в процессе проведения онлайн обучения для преподавателей. Уровень владения информационными технологиям (далее - ИТ) преподавателей недостаточен, некоторые из них не могут эффективно использовать сетевые средства и ресурсы в преподавании. Преподаватели используют ИТ только для поиска информации и доступа к необходимым им учебным ресурсам, но они не могут обрабатывать и создавать учебные материалы, подходящие для студентов в соответствии с целями и содержанием обучения.

При общении в интернете теряется эмоциональная связь между преподавателями и студентами. Происходит значительное обеднение взаимодействия обучаемого и обучающего, доступное на уровне эмоций и языка тела, являющегося важной составляющей образования. Утрачивается непосредственный контакт, снижается уровень личностного воздействия педагога на аудиторию, а экран компьютера или какого-то другого гаджета с еще меньшим размером картинки усугубляет эту ситуацию. Резко возрос уровень информационной нагрузки и психологического давления, для обеих сторон образовательного процесса. Особенно это сказалось на педагогах, так как им пришлось переводить большой массив учебного материала в совершенно новые форматы для трансляции их студентам.

Объем учебной информации при онлайн-обучении остается прежним и для студентов, и для преподавателей, поскольку он закреплен учебным планом. Что касается фактической рабочей нагрузки преподавателей и студентов, то она значительно

_У ЛИНЬ И

ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ

ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

увеличилась. Функция записи всех форм проводимых занятий со студентами и последующее их воспроизведение в любое время и в любом месте ставит преподавателей в ситуацию, когда они находятся под постоянным контролем студентов и родителей, а также общества, что оказывает на них дополнительное психологическое давление.

2. Для студента онлайн-образо-вание имеет значительные преимущества, позволяющие достичь лучших результатов обучения, но есть и ряд явных негативных эффектов, которые нельзя игнорировать. Во-первых, при онлайн-образовании теряется атмосфера, возникающая при постоянном присутствии в стенах учебного заведения. Студентам не хватает эмоциональной поддержки, традиционно осуществляемой средствами различных видов неформального общения в пространстве вуза. Эти факторы ослабляют мотивацию студентов к обучению. Коммуникационные технологии не могут заменить реальный контакт между преподавателями и студентами, очные дискуссии и совместный отдых в перерывах между занятиями, которые необходимы для концентрации внимания и развития мотивации обучения у студентов.

Во время пандемии студенты долгое время находятся в закрытой семейной среде, сталкиваясь только с семейными обязанностями. У них меньше возможностей взаимодействия и эмоциональной поддержки, ослабевают отношения «сотрудничества и соперничества» между сверстниками, обучающиеся не могут направить усилия на социальную и учебную деятельность, занятия спортом. В результате возникают беспокойство и депрессия, снижается энтузиазм по отношении учению, не получается сконцентрироваться на ней. В этой связи онлайн-обучение не может заменить очное взаимодействие между преподавателями и студентами, между обучающимися в офлайн обучении [5].

Виртуальная практика в онлайн-образовании не обеспечивает эф-

фективности обучения, особенно в инженерных, медицинских сельскохозяйственных и творческих специальностях, характеризующихся особыми способами освоения практических навыков. Также обстоит дело в лабораторных курсах по многим естественнонаучным дисциплинам (химия, биология, физика), требующим высокого уровня освоения практического опыта и совместного проведения экспериментов, которые трудно показать и смоделировать в онлайн-обучении. Студенты не могут погрузиться в реальный опыт обучения, что создает барьеры для познания. Таким образом, реализация в режиме он-лайн-курсов с большим объемом практических занятий также является причиной того, что у студентов снижается уровень активности и заинтересованности при тотальном онлайн-обучении.

Отсутствие контроля в режиме реального времени в интерактивных онлайн-курсах проверяет самомотивацию студентов. Отсутствие контроля в аудитории объективно влияет на эффективность обучения студентов. Некоторые учащиеся плохо контролируют себя и менее способны к четкой организации своего времени, к самостоятельному обучению, что приводит их к чувству изолированности. Это напрямую влияет на снижение качества обучения, особенно во второй половине учебного семестра, когда воздействие преподавателя постепенно ослабевает, вовлеченность студентов снижается, мотивация падает, а атмосфера в аудитории становится все более скучной за счет потери эмоциональной поддержки. Таким образом, онлайн-обучение требует от студентов чрезвычайно высокой способности к самообразованию, целеустремленности, самоорганизации и высокого уровня мотивации.

3. Окружающая среда и экономические условия сдерживают развитие онлайн-образования. Преподаватели выбирают различные платформы для онлайн-обучения. Неунифицированные учебные плат-

формы, неодинаковое учебное оборудование и различные социальные сети и мессенджеры, а также другие программные и технические условия могут в любой момент вызвать сбои и отставание в реализации образовательных программ. В ходе работы были выявлены такие практические проблемы, как нечеткое качество изображения, нестабильное соединение и сбои сервера, что не позволяет студентам получать полную информацию и вовремя завершать учебный процесс. Все это влияет на эффективность обучения студентов. Существуют также проблемы, связанные со спецификой отдельных регионов Китая. Несмотря на то, что интернет проведен в сельскую местность, все еще есть некоторые отдаленные горные и степные районы с неустойчивым или даже отсутствующим сигналом [7]. Онлайн-курсы требуют от студентов наличия высококачественных компьютеров, планшетов и других мультимедийных устройств, а также относительно стабильной сети, но эти базовые требования все еще очень сложны для соблюдения студентам из бедных семей. Например, у некоторых из них нет широкополосного интернета, а стоимость трафика для занятий относительно высока. Они не могут позволить себе дополнительную финансовую нагрузку, особенно это касается многодетных семей, где проблема оборудования и трафика стоит особенно остро.

4. Возникают новые трудности в сфере управления образованием, связанные с вопросами организации контроля и оценки качества преподавания. При традиционных формах обучения эксперты-контролеры в основном проводят оценку, присутствуя на занятиях. При этом относительно легко оценить стиль преподавания, атмосферу в классе и эффект преподавания. В режиме онлайн-обучения эксперты не могут присутствовать в классе, на результаты оценивания могут повлиять факторы, связанные с выбором преподавателем платформы или сети.

Существуют также проблемы, связанные с неразработанностью эффективных стратегий управления процессом преподавания онлайн, низким уровнем активности студентов и недостатком ресурсов для организации непрерывного онлайн-обучения. Большая его часть осуществляется преподавателями как прямая трансляция с использованием обучающей платформы. Преподаватель одновременно сталкивается с десятками или даже сотнями студентов, но не может видеть все реакции и выражения лиц, а может только слышать их голоса и видеть текст, который они вводят, не может в должной мере следить за их обучением и не может заботиться обо всех студентах. У многих обучающихся еще не сформировались нормы так называемого цифрового этикета. У некоторые из них слабо сформированы навыки самодисциплины, они не встают вовремя, едят в ходе занятий, уходят из виртуального класса по своему желанию и не соблюдают дисциплину, что приводит к проблемам построения занятий в режиме онлайн и низкому уровню обратной связи, снижению эффекта интерактивных форм обучения.

Многие перечисленные выше факторы, влияющие на эффективность обучения, показывают, что образование не может быть отделено от учебной среды и не может быть полностью выведено за пределы учебной аудитории. После возвращения к офлайн-препода-ванию необходимо принять эффективные меры для мотивации студентов к быстрому восстановлению и поддержанию высокой активности в учении.

Размышляя о проблемах онлайн-образования во время пандемии, мы должны активно анализировать их и осмысливать с позиций науки, создавать инновационные новые модели интеграции онлайн- и оф-лайн-обучения. Например, привлекательный для студентов дизайн образовательных программ, многократная оценка эффективности преподавания, обучение препода-

вателей навыкам онлайн-обучения, решение проблемы единого или мультиплатформенного управления и так далее [4]. В решении данных задач может помочь интеграция современных концепций интеллектуального образования.

Интеллектуальное образование -это новое направление информационного образования, которое ориентировано на создание пространственно-временной системы с определенным уровнем интеллекта (например, восприятие, рассуждение, поддержка принятия решений) с помощью информационных технологий. Оно направлено на содействие целостному, скоординированному и устойчивому развитию интеллекта обучающихся через адаптацию, формирование и выбор среды обучения и жизни, чтобы в конечном итоге достичь общего блага для человечества [6]. В конкретных операциях педагогической практики преподаватели должны интегрировать фактический курс с концепцией интеллектуального образования, предполагающей самостоятельное, совместное и командное обучение, интерактивные дискуссии, исследование самого процесса обучения.

Изменения в методах преподавания могут стать эффективным средством повышения положительной мотивации учения у студентов. Преподаватели могут организовать обмен ресурсами с обучающимися и предоставить разнообразные варианты учебных материалов, в частности, в форме массовых открытых онлайн-кур-сов (далее - МООС), электронных программных ресурсов, материалы курса виртуальных симуляцион-ных экспериментов. Эти и другие методы обучения, возможность самостоятельного выбора студентами курсов способны повысить их интерес к обучению и повысить его эффективность. Современные тенденции развития образования требуют постоянного совершенствования образовательных и педагогических технологических навыков.

Преподаватели в КНР сегодня проявляют инициативу в изучении современных сетевых технологий, стремятся улучшить навыки онлайн-обучения, адаптироваться к новым условиям преподавания. Они активно участвуют в обучении соответствующим методам преподавания, в полной мере используют виртуальные симуляционные экспериментальные учебные ресурсы, гибко устанавливают режим образовательной деятельности, подходящий для определенных курсов, соответствующим образом развивают онлайн-ресурсы обучения, чтобы контролировать уровень обу-ченности студентов в соответствии с их индивидуальной образовательной траекторией, чтобы обеспечить корректировку и улучшение режима онлайн-преподавания.

В новых условиях преподаватели должны изменить подходы к управлению процессами обучения, взаимодействия, общения, сотрудничества и кооперации студентов, научиться побуждать их к инициативе в обучении и активной обратной связи, поощрять самостоятельное учение после занятий, активизировать участие студентов в учебном процессе в классе, превратить пассивное обучение в активное получение информации и навыков, мобилизовать ресурсы взаимной поддержки между отдельными студентами и группами. Преподаватели должны полностью осознавать важность своей роли в разработке учебных планов, в мобилизации способностей учащихся к самостоятельному обучению и в руководстве их обучением.

В настоящее время становится насущной проблемой усиление контроля качества образования. Стандарты качества онлайн-пре-подавания должны быть установлены и усовершенствованы совместно административными отделами образования всех уровней и университетами для построения эффективного мониторинга в режиме реального времени, объективной оценки и гарантии качества онлайн-преподавания. (Например,

_У ЛИНЬ И

ПРОБЛЕМЫ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ

ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19

мониторинг процесса онлайн-пре-подавания, выборочный контроль, опросы студентов по вопросам качества образования и так далее). Необходимо приложить усилия для обеспечения гарантий качества преподавания в смешанном режиме (онлайн и офлайн).

В постпандемический период должны культивироваться и совершенствоваться онлайн-навы-ки преподавателей для обучения студентов. Необходимо создать единую платформу онлайн-обра-зования в образовательных учреждениях, модульную и стандартизированную систему учебных программ и процедуру для взаимного признания курсов между вузами. В полной мере нужно использовать соответствующие преимущества онлайн и офлайн-обучения, ускорить создание необходимых сетевых и технических средств, обеспечить их сбалансированное развитие, усилить вспомогатель-

ные функции, связанные с управлением преподаванием и обучением. Важно стремиться к развитию технологического обеспечения всей инфраструктуры онлайн-об-учения, рационализации распределения ресурсов и унификации платформ онлайн-образования для содействия его продвижению.

Таким образом,необходимо скорректировать стратегию построения онлайн-образования, тщательно спланировать его развитие и найти для этого оптимальный путь. Смешанные, диверсифицированные и сложные модели обучения в совокупности способствуют необходимому эволюционированию ВПО в постпандемический период в Китае. Подводя итог, можно сказать, что модель онлайн-обучения не может полностью заменить офлайн-режим обучения. Концепция и модель оф-лайн-обучения все еще занимает в сознании педагогического со-

общества главенствующие позиции и заставляет его весьма критически относиться к внедрению цифровых форматов. Поэтому необходимо приложить усилия для гармоничной интеграции разных концепций и моделей образования. Органичное сосуществование онлайн и офлайн форматов обучения даст интересную модель смешанного формата, основанную на взаимном обогащении друг друга по принципу дополнительности, позволит в полной мере использовать преимущества каждого формата, улучшить качество преподавания и управления обучением. Взаимодополняемость и совместное использование инновационных и традиционных форматов обучения в различных сочетаниях и вариациях - это новые тенденции использования смешанных моделей обучения для позитивного развития будущего университетского образования [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Департамент высшего образования, Министерство образования Китая. Актуальная ситуация с онлайн-обуче-нием в колледжах и университетах и следующие соображения относительно работы. URL: http://www.moe.gov. cn/fbh/live/2020/51987/sfcl/202005/t20200514_454117.html.

2. Хангельдиева И.Г. Многообразие «скрещенных» и полифонических форм обучения в условиях цифровизации и COVID19 // Ценности и смыслы. 2021. Т. 2. № 71. С. 6—22.

3. United Nations. Policy Brief: Education during COVID-19 and beyond Available at: https://www.un.org/ sites/un2.un.org/ files/sg_policy_brief_covid-19_and_education_august_2020.pdf/2020-08-04.2020-11-05.

4. Wang Lu, Zhao Haitian, Xu Weili. Reflections and Countermeasures on Online Education and Teaching in Colleges and Universities in Post-epidemic Period. Journal of Heilongjiang Institute of Teacher Development. 2021 Vol. 40 No. 8. Р. 40—42.

5. Ye Peidong, Dong Yixiang. Current Situation and Future Development of Online Education in Post Epidemic Era / Summary Collection of Translations 2021-452. Р. 6—8.

6. Zhu Zhiting, He Bin. Smart Education: A New Realm of Educational Information. Education Research, 2012, Issue 12. Available at: http://www.cssn.cn/jyx/jyx_jyjsx/201312/t20131227_929124.shtml

7. Zuo Hansong, An Junchao, Fan Jie, Li Chuanfeng, Zheng Zhihong, Shi Ana. Thoughts on online education. Wireless Internet Technology. 2021. No. 8. Р. 113—114.

REFERENCES

1. Departament vysshego obrazovaniya, Ministerstvo obrazovaniya Kitaya. Aktual'naya situaciya s onlajn-obucheniem v kolledzhah i universitetah i sleduyushchie soobrazheniya otnositel>no raboty [Department of Higher Education, Ministry of Education of China. Current situation with online learning in colleges and universities and the following considerations regarding work]. Available at: http://www.moe.gov.cn/fbh/live/2020/51987/sfcl/202005/t20200514_454117. html. (in Russian).

2. Hangel'dieva I.G. Mnogoobrazie «skreshchennyh» i polifonicheskih form obucheniya v usloviyah cifrovizacii i COVID 19 [Khangeldieva I.G. Multiplicity of «crossed» and polyphonic forms of learning in conditions of digitalization and COVID19. Values and meanings. 2021. Vol. 2. No. 71, P. 6—22. (in Russian).

3. United Nations. Policy Brief: Education during COVID-19 and beyond Available at: https://www.un.org/sites/un2.un.org/ files/sg_policy_brief_covid-19_and_education_august_2020.pdf/2020-08-04.2020-11-05.

4. Wang Lu, Zhao Haitian, Xu Weili. Reflections and Countermeasures on Online Education and Teaching in Colleges and Universities in Post-epidemic Period. Journal of Heilongjiang Institute of Teacher Development. 2021. Vol. 40. No. 8. P. 40—42.

5. Ye Peidong, Dong Yixiang. Current Situation and Future Development of Online Education in Post Epidemic Era / Summary Collection of Translations 2021-452. P. 6—8.

6. Zhu Zhiting, He Bin. Smart Education: A New Realm of Educational Information. Education Research. 2012. Issue 12. Available at: http://www.cssn.cn/jyx/jyx_jyjsx/201312/t20131227_929124.shtml.

7. Zuo Hansong, An Junchao, Fan Jie, Li Chuanfeng, Zheng Zhihong, Shi Ana. Thoughts on online education. Wireless Internet Technology. 2021. No. 8. P. 113—114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.