Научная статья на тему 'ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХ ФОРМАТОВ'

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХ ФОРМАТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОНФЕРЕНЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРИЗИС / ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING EVENTS / CONFERENCE / HIGHER EDUCATION / CRISIS / VIRTUAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трифонова Наталья Викторовна, Королев Артем Сергеевич, Хутиева Елена Сергеевна

Пандемия COVID-19 создала беспрецедентные проблемы для системы образования. Переход на дистанционное образование стал неизбежной реальностью. Многие вузы предпринимают шаги в направлении цифровой трансформации и внедряют различные подходы к дистанционному образованию, методам обучения и оценке. Однако еще предстоит решить многие практические вопросы. При этом формируются и новые возможности для обучения представительных аудиторий, локализованных в самых разных регионах и представляющих штаб-квартиры и филиалы компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трифонова Наталья Викторовна, Королев Артем Сергеевич, Хутиева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETHINKING HIGHER EDUCATION: CURRENT PROBLEMS AND PRACTICES OF LEARNING FORMATS

The COVID-19 outbreak has created unprecedented challenges for the education system. The transition to distance education has become an inevitable reality. Many universities are taking steps towards digital transformation and adopting different approaches to distance education, teaching methods and assessment. However, there are still many practical issues to be resolved. At the same time, new opportunities are being formed for training representative audiences located in various regions and representing the headquarters and branches of companies.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХ ФОРМАТОВ»

ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕКУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКИ ОБУЧАЮЩИХ ФОРМАТОВ

Аннотация. Пандемия COVID-19 создала беспрецедентные проблемы для системы образования. Переход на дистанционное образование стал неизбежной реальностью. Многие вузы предпринимают шаги в направлении цифровой трансформации и внедряют различные подходы к дистанционному образованию, методам обучения и оценке. Однако еще предстоит решить многие практические вопросы. При этом формируются и новые возможности для обучения представительных аудиторий, локализованных в самых разных регионах и представляющих штаб-квартиры и филиалы компаний.

Ключевые слова. Обучающие мероприятия, конференция, высшее образование, кризис, виртуальные образовательные технологии.

Trifonova N.V., Korolev A.S., Khutieva E.S.

RETHINKING HIGHER EDUCATION: CURRENT PROBLEMS AND PRACTICES OF LEARNING FORMATS

Abstract. The COVID-19 outbreak has created unprecedented challenges for the education system. The transition to distance education has become an inevitable reality. Many universities are taking steps towards digital transformation and adopting different approaches to distance education, teaching methods and assessment. However, there are still many practical issues to be resolved. At the same time, new opportunities are being formed for training representative audiences located in various regions and representing the headquarters and branches of companies.

Keywords. Training events, conference, higher education, crisis, virtual educational technologies.

Введение

Высшее образование переходит в онлайн. Конечно, так было и до кризиса СОУГО-19. Но масштабы перехода в ответ на пандемию действительно беспрецедентны. Общество переживает переломный момент, в том числе и в системе высшего образования. Хотя большинство образовательных учреждений традиционно не инвестировали в онлайн-образование как в основной формат обучения, ситуация начала меняться несколько лет назад, когда ведущие университеты взяли на себя обязательство развивать академическую цифровую историю. Кризис ускорил эту тенденцию. Осознавая сложности, необходимо учитывать, что это будет период вынужденных экспериментов и инвестиций для университетов. Кризис вынудил учебные заведения модернизировать свою техническую инфраструктуру.

Исторически сложилось так, что экосистема высшего образования адаптируется медленно. Система образования давно нуждалась в качественном изменении, СОУГО-19 оказался лишь пусковой

ГРНТИ 14.01.13

© Трифонова Н.В., Королев А.С., Хутиева Е.С., 2020

Наталья Викторовна Трифонова - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой международного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Артем Сергеевич Королев - директор Благотворительного Фонда «Надежная Смена».

Елена Сергеевна Хутиева - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры международного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Трифонова Н.В.): 191023, Санкт-Петербург, Марата ул., д. 27 (Russia, St. Petersburg, Marata str., 27). Тел.: +7-921-956-15-81. Е-mail: htvhes@gmail.com. Статья поступила в редакцию 17.09.2020.

кнопкой для революции в образовании, произошло «резкое, скачкообразное изменение ядра системы, катастрофический переход из одного состояния в другое» [4]. Общество получает новый опыт массовой трансформации.

Университеты и другие образовательные платформы отреагировали на пандемию быстрой цифровой трансформацией своей образовательной деятельности. По мере того, как университеты развивают свои собственные цифровые компетенции, то, что началось как краткосрочная реакция на кризис, скорее всего, останется вектором устойчивой цифровой трансформацией высшего образования в дальнейшем. Чтобы пережить этот кризис и вступить в новую эру обучения в цифровом мире вузам необходимо создавать технологическую основу, осваивать цифровую компетенцию и новые методы обучения. Обзор ситуации

Очевидно, что система образования подвержена внешним угрозам. Цифровая трансформация преподавания выявила ряд серьезных проблем. Факторы, влияющие на изменения в системе высшего online образования, обозначенные многими исследователями, можно сгруппировать по следующим признакам: технологии, организация рабочего места, цифровая компетенция, оценка и контроль, значительный объем дополнительной работы, исследовательские и технологические инновации [8, 2, 13]. Рассмотрим эти аспекты более детально:

1. Технологии. Зависимость онлайн-обучения от технологического оборудования и его наличия является проблемой для учебных заведений, преподавателей и учащихся. У преподавателей и студентов могут возникать технические проблемы при подключении к Интернету, связанные с низкими возможностями по пропуску трафика или технически устаревшими устройствами, таким образом, они могут быть лишены качественного доступа к онлайн-обучению.

2. Организация рабочего места. Для работы дома требуется рабочее место. Однако, не у всех есть достаточно места для создания рабочего пространства. Кроме того, во время видео-встреч возможно неожиданное появление или прерывание работы членами семьи, друзьями и/или домашними животными, которое может вызвать нарушение или отвлекать внимание студентов в процессе онлайн-обучения. Общее утомление организма при работе с компьютером у взрослого человека проявляется через 4 часа, максимальное время работы с учетом утомления организма составляет примерно около 7-8 часов, без определенных последствий для организма взрослого человека. Однако, в настоящей ситуации, среднее экранное время педагога доходит до 11 часов в сутки. Полностью изменилось не только рабочее место, но и режим работы.

3. Цифровая компетенция. Цифровая компетенция рассматривается как группа навыков и знаний, необходимых при использовании ИКТ и цифровых устройств для выполнения действий, связанных с управлением информацией. Не все участники образовательного процесса обладают необходимой цифровой компетенцией. Студенты и преподаватели с низким уровнем владения цифровыми технологиями могут отставать в среде онлайн-образования, столкнуться с трудностями при использовании электронных библиотек. Цифровая компетенция должна быть «встроена» в процесс преподавания и изучения всех предметов, также учащиеся должны быть мотивированы для получения цифровых компетенций.

4. Оценка и контроль Смена формата оценивания подразумевает значительное изменение системы оценок во время пандемии, потому что совершенно невозможно представить, что учащиеся получают тот же образовательный опыт, и это усложняет подходы к оцениванию результата обучения. При он-лайн-обучении текущий и промежуточный контроль проводятся онлайн, при этом преподаватели ограничиваются непосредственным надзором за учащимися, нет возможности оценить «чистоту» ответа. Также возникает вопрос: каким образом оценивать учебную деятельность, чтобы установить учебные цели с помощью тестов и экзаменов.

5. Значительный объем работы. Быстрый и внезапный процесс цифровой трансформации университетов создал огромную нагрузку на ИКТ-подразделения учебных заведений при создании электронных платформ, интеграции существующих внешних приложений в свои системы. Преподаватели, в свою очередь, дополнительно выполняют часть рабочей нагрузки, так как они несут ответственность за преобразование содержания своего курса, чтобы оно было удобным для учащихся. Такая рабочая нагрузка вызовет непредвиденные финансовые и временные затраты.

6. Исследовательские и технологические инновации. Исследовательские цели, которые имеет смысл рассмотреть для решения задач онлайн-обучения, можно сформулировать следующим образом: необходимость предоставить модели, учитывающие современные изменения в онлайн-обучении; проанализировать процесс цифровой трансформации учебных заведений; разработать более масштабируемые и персонализированные модели онлайн-обучения; разработать модель онлайн-обучения, которая снизит нагрузку на преподавателей; изменение учебного процесса. Обеспечение исследовательских инструментов также возможно на рынках технологических инноваций - образовательного программного обеспечения, систем управления учебным контентом, образовательных платформ, программных решений для on-line образования (Miro/Free Online Collaborative Whiteboard Platform, Mind, Zoom), интерактивных дисплеев, инструментов виртуализации.

7. Возможности. Онлайн-обучение имеет такие преимущества, как гибкость (возможность обучаться в любое время, в любом месте, без отрыва от основной деятельности) [10], интерактивность (индивидуальный подход, экспертная помощь) [11], самостоятельная скорость (возможность обучаться в своем темпе, реализовать обучение в спокойной обстановке) [1] и другие возможности, такие как доступность учебных материалов, более низкая стоимость дистанционного образования. Ситуация вынуждает проводить глобальные эксперименты с дистанционным обучением. Есть много индикаторов того, что этот кризис изменит многие аспекты жизни. Университеты участвуют в создании нового рынка услуг образования, и чем дольше длится пандемия, тем больше вероятность того, что онлайн-обучение станет общепринятым способом обучения.

Авторами выделено три активных участника образовательного процесса, которых в первую очередь затрагивают кризисные явления. Это - администрация вузов, преподаватели, студенты:

1. Администрация вузов. Образовательные on-line технологии смягчили воздействие пандемии на образование. Однако, переход университетов к системному онлайн-образованию сомнителен, так как эти процессы не имели надлежащего планирования, разработки учебных планов, проведения и оценки учебных программ на основании определенных образовательных моделей. Пришлось в срочном порядке решать вопросы, связанные с обеспечением образовательных процессов, использованием платформ, работы соответствующих подразделений.

Элементы онлайн-обучения основаны на технологиях и напрямую зависят от качества связи, предоставляемой интернет-провайдерами. Образовательные учреждения могут сотрудничать с телекоммуникационной отраслью, чтобы либо субсидировать стоимость подписки на Интернет, либо предоставлять бесплатный доступ студентам и преподавателям к необходимым ресурсам. Необходимо учитывать и специфику системы оценки знаний, которая должна быть беспристрастна и справедлива, свободна от плагиата и академического мошенничества. Создание такой системы потребует дополнительных инвестиций в будущем, поскольку система образования подвержена внешним угрозам [7].

Еще одним примером кризисного реагирования является приобретение новых и дополнительных лицензий в связи с резким увеличением числа пользователей, которые одновременно будут пользоваться электронными платформами и учебными инструментами. Таким образом, реакцию в ответ на кризис, вызванный пандемией, не следует приравнивать к эффективному онлайн-образованию или цифровой трансформации университетов, а следует рассматривать в качестве «пускового механизма» применения платформ дистанционного обучения в чрезвычайных ситуациях.

Еще одна проблема, которая требует административного решения - проблема цифровой грамотности. Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies) - способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование [3]. Встает вопрос: какие действия необходимо предпринять администрации, чтобы повысить уровень цифровой компетенции, в первую очередь - преподавателей.

2. Преподаватели. Не все педагоги знакомы с виртуальными классами и возможностями образовательных платформ. Существует цифровая пропасть между теми, кто никогда не использовал базовое аудиовизуальное оборудование и полагается лишь на классные доски, и более молодыми педагогами,

которые знакомы с новыми технологиями и используют их. Многие преподаватели не обучены созданию мультимедийных презентаций со сложной нотацией и графикой.

Вынужденное применение онлайн-обучения определенно приведет к ситуациям, когда студенты и педагоги привыкнут к использованию технологических устройств и инструментов в образовательном процессе и будут работать вне стен университета. Реализация технических решений должна учитывать возможности создания виртуального рабочего места [12]. Вторжение посторонних людей и домашних животных в трансляцию учебного занятия может создавать определенные проблемы. Его можно свести к минимуму или полностью исключить, создав персонифицированное рабочее место - отдельную студию / библиотеку онлайн-обучения, где такое вторжение ограничено. Либо, как делают многие зарубежные университеты, интегрировать домашнюю среду в учебный процесс, не требуя от профессора «переодеваний», «закрытых пространств» и «безмолвствующих соседей», фактически, развивая камерность, коммуникационную доступность и демократическую атмосферу в аудиторной среде. Еще одной педагогической задачей становится помощь учащимся увидеть ценности обучения и разъяснить интеграцию on-line и традиционного очного обучения [11].

3. Студенты. Студенты также сталкиваются с рядом проблем. Обязательство придерживаться университетского учебного плана вынуждает их завершить курс, а не откладывать обучение на неопределенный срок. Но в сети они не чувствуют себя в группе сверстников и могут не ощущать конкуренции, снижать образовательную планку.

Еще одна проблема связана с потерей внимания, поскольку студенты во время посещения он-лайн-лекций могут заниматься различными вещами: выполнять задания для других занятий, проверять электронную почту, переписываться с друзьями и просматривать Интернет. И это - еще одна из причин возможного снижения уровня обучения. В связи с этим, многие авторы отмечают угрозу, связанную с негативными последствиями для успеваемости студентов [5, 6, 9, 13]. На успеваемость студентов могут также повлиять экономические и ресурсные различия университетов и тот факт, что большая часть преподавателей оказалась не готова эффективно работать в удаленном режиме.

Одним из важнейших вопросов становится разработка методов обучения, вовлеченности студенческой аудитории в образовательный процесс, которые напрямую влияют на качество образования. Для наработки такого инструментария были предложены обучающие мероприятия в рамках конференции #Молодые_Инженеры и последующая их оценка, выполняемые в рамках гранта ФА «Росмо-лодежь».

Кейс «Новые возможности дистанционного формата»

30 июля 2020 года состоялась первая конференция сообщества #Молодые_Инженеры - неформального сообщества студентов и молодых специалистов топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов. Первая конференция #Молодые_Инженеры ТЭК объединила порядка 200 активистов из 43 регионов России, представляющих 46 компаний ТЭК и 89 вузов [2]. Представителям сообщества молодых инженеров было предложено принять участие в обучающих мероприятиях - мастер-классах, посвященных командной работе, оценке бизнес-проектов и лидерству. В исследовании участвовали в основном молодые специалисты компаний (рис. 1).

студенты

5% аспиранты

молодые специалисты компании

преподаватели 12%

70%

Рис. 1. Распределение участников конференции

Одним из мероприятий обучающего формата была стратегическая сессия по формированию дорожной карты. Межуниверситетская команда преподавателей начала работу с аудиторией молодых специалистов с проведения стратегической сессии в режиме on-line в среде Zoom. Все участники были разбиты на группы до 15 человек. При проведении использовали доску Miro. В качестве модераторов работали два преподавателя в группе.

Для реализации дистанционного взаимодействия в новом формате была составлена пошаговая программа, определены правила и процедуры работы модераторов; составлены анкеты и протоколы сессий, а также подготовлена процедура на доске Miro. По окончании анкеты были разосланы всем участникам конференции. Вопросы касались проведения и формата конференции, они диагностировали мнение о реализации мероприятия, действенности инструментов и методов, относящихся к дистанционному обучению. В дальнейшем было проведено интервью со специалистами в области образования.

Опросная форма состояла из двенадцати вопросов, сгруппированных по трем исследовательским блокам: оценка конференции; оценка применения виртуальных инструментов в обучающем процессе; эффективность обучающих мероприятий.

Из структуры участников по статусу конференции, которые приняли участие в исследовании, все участники имели опыт традиционного обучения, большая их часть представлена молодыми специалистами компаний ТЭК и МСК (рис. 1). Все опрошенные высоко оценили организацию конференции в целом и ее пользу для профессионального развития (рис. 2). 79% участников конференции подтвердили получение новых знаний и навыков (рис. 3), а 90% не пользовались ранее виртуальными инструментами (рис. 4) при проведении обучающих мероприятий.

Для большинства опыт оказался положительным, хотя и несколько неожиданным. На вопрос относительно удовлетворенности применением виртуальных технологий в образовательном процессе ответы распределились следующим образом:

• да (удовлетворен) - 87%;

• в целом «да», но нужно больше опыта - 6%;

• в целом «да», но было бы лучше заранее ознакомиться с применяемыми инструментами - 4%;

• пока не понял, это необычный опыт - 2%;

• нет (не удовлетворен) - 1%.

Рис. 2. Оценка эффективности мероприятия для профессионального развития

Получили ли Вы новые знания/ компетенции?

да нет

затрудняюсь ответить

Рис. 3. Оценка участников относительно получения новых знаний и компетенций

пользуюсь активно

слышал, но не пользуюсь

не слышал/не пользуюсь

Рис. 4. Предшествующий опыт применения виртуальных инструментов

Этот эксперимент представляет собой лишь предварительное исследование. Ограничения связаны с информацией, содержащейся в официальных документах, и небольшой выборкой. Для более глобальных выводов необходима дополнительная информация, которая может быть получена путем наблюдения за практикой проведения подобного рода обучающих мероприятий в дальнейшем.

Прямо сейчас в виртуальных аудиториях проходит эксперимент, поставленный самой жизнью. Учебная программа и содержание курса пересматриваются непосредственно во время занятий. Администрации университетов позволяют преподавателям формировать свои собственные курсы, которые создаются в кратчайшие сроки. Пока еще на наработан серьезный методический и педагогический опыт работы в виртуальном поле. Несмотря на внезапный переход преподавания на онлайн-платформы, сегодня становится очевидным, что онлайн-обучение станет устойчивым трендом при условии, что проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и студенты, будут формализованы, решены и преобразованы в возможности гибридного образования.

На основании информации, полученной от участников конференции, можно сделать вывод, что необходимо адаптироваться к обучению в on-line среде, экспериментируя и используя различные подходы. Для этого нужен доступ к технологиям, необходимым для участия в высококачественном удаленном обучении. Также важно проявлять некоторую гибкость в адаптации учебного материала, не боятся экспериментировать с новыми форматами.

Очевидна необходимость дополнительных исследований. Однако информация, которая собрана в этом исследовании, подчеркивает необходимость сотрудничества между заинтересованными сторонами - администрацией университетов, педагогами и обучающимися. Необходима гибкость в изменении подходов к обучению, поддержка в доступе к необходимым технологиям и профессиональному развитию, а также готовность признать, что университеты, возможно, никогда не вернутся к прежнему образу жизни.

1. Себрант А. Технологическая революция на фоне пандемии: что это значит для образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/andreiy-sebrant-o-texnologicheskoiy-revolyucii-v-usloviyax-pandemii-20200713-15580 (дата обращения 09.09.2020).

2. Новости Фонда образовательных проектов Надежная смена. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fondsmena.ru/news/1944 (дата обращения 11.09.2020).

3. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки». М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. 122 с.

4. Сидорина Т.Ю. Парадоксы кризисного сознания. М., 2002.

5. Уроки «Стресс-теста»: вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/lesson_stress_test.pdf (дата обращения 11.09.2020).

6. Adedoyin O., Soykan E. Covid-19 pandemic and online learning: the challenges and opportunities // Interactive Learning Environments. 2020. P. 1-13. DOI: 10.1080/10494820.2020.1813180

7. Bozkurt A., Sharma R.C. Emergency remote teaching in a time of global crisis due to Coronavirus pandemic // Asian Journal of Distance Education. 2020. № 15 (1).

Заключение

ЛИТЕРАТУРА

8. Smedley J. Modelling the impact of knowledge management using technology. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/220438594_Modelling_the_impact_of_knowledge_management _ using_technology (дата обращения 11.09.2020).

9. Leszczynski А. Digital methods II: Digital-visual methods. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. researchgate.net/publication/326511982_Digital_methods_II_Digital-visual_methods (дата обращения 11.09.2020).

10. Osterlind J. Constructing test items: Multiple-Choice, constructed-Response. Performance and Other format. New York: Kluwer Academic Publishers, 2002.

11. Policy Brief: Education during COVID-19 and beyond. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.re-searchgate.net/sg_policy_brief_covid-19_and_education_august_2020.pdf (дата обращения 11.09.2020).

12. Education in a post COVID-19 world: Nine ideas for action. UNESCO, International Commission on the Futures of Education, 2020.

13. The COVID-19 Pandemic: Shocks to Education and Policy responses. Washington, DC: World Bank, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.